Рабочая программа по родному русскому языку для 11 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сосновская средняя общеобразовательная школа Азовского ННМР
СОГЛАСОВАНО Руководитель Методического совета _______________________ Паращинец В.И. «____» 2019г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора
______________________ Пухлова С.А. «____» 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______________________ Поликаренко М.А. «___» 2019г. |
Рабочая программа по родному русскому языку для 11 класса
Количество часов по учебному плану : всего- 17 часов в год; в неделю -0,5 часа
Учитель: Шремзер Е.М.
Квалификационная категория: высшая
Пояснительная записка
Рабочая программа изучения родного (русского) языка составлена на основе авторской программы для средней (полной) школы (базовый уровень) по русскому (родному) языку для 11 класса под редакцией И.В.Гусаровой, профильный уровень, М. «Вентана-Граф» 2017 г.Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка в 11 классе на профильном уровне выпускник должен добиться личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Личностные результаты:
1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
6) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
7) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
8) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
9) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и др.;
10) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
11) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Предметные результаты:
Выпускник на углубленном уровне научится:
- воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
- рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- оценивать стилистические ресурсы языка;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
- проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
- выделять и описывать социальные функции русского языка;
- проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
- анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
- характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
- проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
- проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
- критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
- выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
- осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
- использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
- проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
- редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Содержание программы «Родной русский язык» ( 17 часов)
1. Орфоэпия (1час)
Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.
2.Лексика и фразеология (3 часа)
Фразеологические единицы русского языка.
Основные признаки фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи.
3. Морфемика и словообразование (1 час)
Словообразовательные единицы речи
4. Морфология.(2 часа)
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки
знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки
,употребление и правописание.
5. Синтаксис(5 часов)
Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-
стилистическая роль.
Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи
квалификации второстепенных членов предложения.
Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью,
смешанного типа.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический
вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.
6. Этимология как раздел лингвистики.(1 час)
7. Система функциональных разновидностей современного русского языка(2 часа)
Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.
Художественный текст как объект лингвистического анализа
8. Правописание: орфография и пунктуация (2 часа)
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Календарно – тематическое планирование
№ Урока | Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата |
Орфоэпия (1час) | |||
1 | Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. | Проверяются основные умения и навыки выполнения задания 4 ЕГЭ. | |
Лексика и фразеология (3 часа) | |||
2 | Фразеологические единицы русского языка. | Знать проблемы классификации фразеологизмов | |
3 | Основные признаки фразеологизмов | Проверяются основные умения и навыки по определению фразеологических единиц речи. Задание 26 ЕГЭ | |
4 | Лексические ошибки . | Проверяются основные умения и навыки выполнения задания 3,5,6 ЕГЭ | |
Морфемика и словообразование (1 час) | |||
5 | Способы формообразования слов. Нормы словообразования | Знать проблемы классификации русского формообразования. Задание 7,8 ЕГЭ | |
Морфология.(2 часа) | |||
6 | Общие морфологические и синтаксические функции знаменательных частей речи | Проверяются основные умения и навыки по постановке знаков препинания при согласованных и несогласованных определениях. Знать синтаксические функции имён числительных. Проверяются основные умения и навыки правописания отрицательных и неопределённых местоимений, безударных личных окончаний, суффиксов глагола, глаголов прошедшего времени. Знать синтаксические функции причастий, нормативные принципы употребления причастных оборотов,синтаксические функции деепричастий; совершенствование навыков постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах. | |
7 | Служебные части речи и их грамматические признаки ,употребление и правописание. | Уметь разграничивать предлоги и слова других частей речи Уметь применять правила правописания предлогов, частиц; знать нормы употребления союзов. | |
Синтаксис(5 часов) | |||
8 | Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно- стилистическая роль | Совершенствование навыков постановки знаков препинания в простом осложненном предложении | |
9 | Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого | Совершенствование навыков выполнения задания 8 ЕГЭ | |
10 | Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. | Знать проблемы классификации второстепенных членов предложения | |
11 | Знаки препинания при междометиях. знаки препинания в предложениях, осложнённых обращениями | Совершенствование навыков постановки знаков препинания в предложениях с обращением, междометием | |
12 | Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. | Совершенствование навыков выполнения задания 26 ЕГЭ | |
Этимология как раздел лингвистики.(1 час) | |||
13 | Происхождение слов | Совершенствование навыков выполнения задания 3 ЕГЭ | |
Система функциональных разновидностей современного русского языка(2 часа) | |||
14 | Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. | Совершенствование навыков определения средств художественной выразительности | |
15 | Художественный текст как объект лингвистического анализа | Уметь выполнять лингвистический анализ текста | |
Правописание: орфография и пунктуация (2 часа) | |||
16 | Н и НН в словах различных частей речи | Определять ,какие смысловые оттенки выражают в речи частицы НИ и НЕ ;отработка алгоритма выбора Н и НН в словах различных частей речи | |
17 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Совершенствование навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении | |
Итого:17 часов |