Рабочая программа элективного курса «Основы изготовления одежды в этнографическом стиле»

2
0
Материал опубликован 3 February 2020

 

 

РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО на заседании ШМС директор школы-интерната

протокол №__ от____ протокол №__ от _____ _____________И.В.Резвина

руководитель МО______ председатель ШМС______ приказ № ___ от _________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Основы изготовления одежды в этнографическом стиле»

 

 

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

СРОК ОБУЧЕНИЯ 1 ГОД

17 ЧАСОВ

 

 

 

 

 

учитель: Тусида М.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Сеяха

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

В связи с появлением школ- интернатов на Крайнем Севере стала актуальной проблема сохранения национальной традиционной культуры. Семейная преемственность передачи мастерства в ненецких семьях практически прервана, так как дети находятся круглогодично в школах полного дня. Поэтому особое значение приобретает обучение молодежи традиционным видам национального художественного ремесла в национальных школах – интернатах, приобщение детей к созданию традиционных художественных изделий.

Элективный курс «Основы изготовления одежды в этнографическом стиле» ориентирован на обучение, воспитание и творческое развитие учащихся.

Основная цель: Элективный курс предполагает профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку. Творчество учащихся нацелено на интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие, восстановление и сохранение семейных, национальных традиций ненецкого народа и общечеловеческих ценностей, приобщение ценностного отношения к труду.

 

В процессе преподавания курса должны быть решены следующие задачи:

 

Расширение и углубление знаний по истории, культуре, этнографии и прикладному искусству своего народа

Освоение технологических знаний

Овладение общетрудовыми и специальными умениями

Развитие умений и навыков по ручной и художественной обработке меха.

Изучение вариантов композиционного размещения орнамента и других декоративных элементов.

Изучение техники и технологии шитья по меху.

Развитие эстетического чувства и художественной инициативы учащихся

Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства

Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи

Воспитание трудолюбия, предприимчивости, человечности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения

 

Формы организации учебной работы: беседы, экскурсии, викторины, выставки, интеллектуально – познавательные игры

В рамках проведения курса предполагается использовать различные формы занятий: лекции, основная часть учебного времени (70%) отводится на практическую деятельность и выполнение творческих проектов.

В результате учащиеся должны получить зачет в форме защиты творческого проекта по любой из изученных тем, предоставив теоретическую и практическую часть.

 

Методы работы:

Словесные. С помощью таких приемов, как объяснение, рассказ, распоряжение, беседа

.Наглядные. У обучающихся формируются конкретные представления об аппликации с помощью учебных рисунков, учебных таблиц, показа отдельных элементов и способов аппликации.

Практические. Метод упражнений, методические приемы облегчения и усложнения условия выполнения заданий.

Методика обучения направлена на то, чтобы программа была принята учащимися, и они с желанием, творчески выполняли ее.

Все занятия проводятся на основе сотрудничества. Учащиеся являются активными субъектами.

Выдвигая перед ребенком определенную задачу, педагог ставит сложные условия, заставляя думать, творчески подходить к решению проблемы. В этих условиях ребенок раскрывается как личность. Он сам может оценить свои успехи и успехи товарищей.

Кроме традиционных методов (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) на занятиях по курсу должны широко использоваться информационно-поисковые методы – метод проблемного изложения, методы организации исследовательской деятельности, проектный метод, ИКТ, способствующие формированию познавательной активности учащихся

При изучении материала, используются разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся и учителя, в том числе:

анализ полученной информации, дополнительной литературы;

выполнение эскизов, набросков, образцов моделей костюма, орнамента, отделки;

подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации;

выполнение рефератов, проектов

 

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой, занятия носят комплексный, комбинированный характер.

 

Обучение строится на существовавших народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях, учитывает социально-экономические изменения в жизни общества. Приоритетными в нем должны быть формирование и развитие личности, творческих способностей учащихся, возрождение, сохранение и приумножение культурного наследия народа.

 

Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.

 

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

 

Знания и умения

 

К концу учебного года учащиеся должны усвоить:

Правила техники безопасности

Как организовать рабочее место

Свойства материалов

Знать и уметь применять несложные технологии шитья по меху

Составлять цветовые композиции с применением геометрических фигур

Знать виды орнаментов

Уметь выбирать способ соединения соответствующих материалов

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

Знать историю развития народных промыслов

Понимать значение народной культуры

Совершенствование умений по выполнению работ с применением меха, бисера

Расширение кругозора в области традиций и обычаев народов, живущих на Ямале

Уметь подготовить изделие к участию в выставке, конкурсе

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование элективного курса «Основы изготовления одежды в этнографическом стиле»

 

п/п

Форма

занятия

Колич.

часов

Тема занятия

Описание раздела

Прогнозируемый результат

1

Лекция

1

 

 

 

Хозяйка чума

Краткая программа курса.

Техника безопасности. Коренные жители Ямала. Культура. Быт.

Знакомство с детьми. Коллективное планирование работы на год.

Беседа по соблюдению правил техники безопасности.

Знакомство с программой курса на учебный год Закрепление знаний по технике безопасности.

Повышение интереса у детей к занятиям по данной программе.

2

Лекция

1

 

Традиционный костюм народов Крайнего Севера - это способ адаптации в природно-климатических условиях

 

Знакомство с видами одежды.

Меховая мужская одежда

Женская меховая одежда

Сбор материала для творческого проекта

 

Знать виды и назначение национальной одежды, особенности кроя и пошива

3

Лекция

1

 

Ненецкая одежда в зеркале истории.

 

Виды одежды народов Севера и материалы, из которых она изготавливается. Особенности кроя одежды.

 

Знать, что национальная одежда является одним из важнейших источников истории и культуры того или иного народа.

4

Лекция

1

 

Способы обработки оленьих шкур

Способы выделки оленьих лап – камусов.

 

Познакомить со способами выделки оленьих шкур и лап. Качества выделки – показатель умения мастерства женщины в тундре, от качества выделки зависит удобство при раскрое и прочность изделия

Дать знания учащимся в области обработки кожи и меха, обучить простым навыкам работы с кожей и мехом.

Знать способы выделки шкур и лап, качество выделки

 

5

Лекция

Практич.

0,5

0,5

 

.

Символика образов природы в декоре и покрое ненецкой одежды . Особенности кроя и шитья детской одежды.

 

Знакомство с Севером. Северное сияние. Животный мир. Растительный мир. Условия жизни (Чум, узоры, игрушки).

Знание технологических приемов выполнения аппликации с использованием кусочков меха, сукна. Знание видов национальных северных орнаментов, понимание их значения.

6

Практич.

занятие

1

 

Зачем людям украшения. Ненецкие украшения.

 

Художественное оформление, традиционные орнаментальные композиции, используемые в украшении одежды. Виды художественных отделок головных уборов, обуви, аксессуаров.

Знать художественное оформление, традиционные орнаментальные композиции, используемые в украшении одежды. Виды художественных отделок головных уборов, обуви, аксессуаров

7

Лекция

Практич.

0,5

0,5

 

Ложные косы – нэбт и сыдор.

Изготовление сценического ободка.

8

Практич.

занятие

1

 

Ненецкие сумочки .

Изготовление игольницы и сумочки для наперстка

 

Роль и характерные особенности традиционных сумок коренных народов Севера». Экспозиция сумок.

Умение выполнять простые технологические приемы при плетении изделий из бисера, при работе с мехом.

 

9

Лекция

Практич.

0,5

0,5

 

 

Изготовление сувениров из меха и сукна.

Общие виды работ при изготовлении сувениров из кожи и меха.

Приемы работы с кожей, мехом, сукном.

Материалы и инструменты. Подготовка материала.

Знать приемы работы с мехом сукном., Знать технологию изготовления сувенира, уметь выполнять сувенирное изделие,

 

10

Практич.

занятие

1

 

 

Изготовление сувениров на свободную тему.

 

Знакомство со способами соединения деталей.

Умение составлять композиции с применением геометрических фигур под руководством педагога.

Знание технологии изготовления сувениров в национальном стиле. Совершенствование навыков шитья и кроя Создание новых форм сувениров на основе старых, развитие критического мышления.Умение защитить свою работу.

11

Лекция

Практич.

0,5

0,5

 

Технология меховой мозаики.

Изделия из меха с использованием ненецкого орнамента.

Северные национальные орнаменты, сюжетные мотивы. Технологические приемы выполнения аппликации с использованием кусочков меха, сукна. Упражнения с применением принципов построения композиции, определение цветового строя.

Выполнение простых композиций на основе образцов, репродукций, фотографий

12

Практич.

занятие

1

 

Работа с сукном.

Сорочка на детскую малицу.

 

Суконная одежда. Слайд – презентация

Назначение маличной сорочки. Составление технологической карты

Знать виды суконной одежды. Уметь составить технологическую карту.

13

Практич.

занятие

1

 

Конструирование и моделирование

сорочки. Свойства сукна. Раскрой сорочки.

Виды ткани, употребляемые для пошива маличной сорочки (ситец, сукно, сатин).

 

Знать виды ткани, употребляемые для пошива маличной сорочки (ситец, сукно, сатин).

 

14

Практич.

занятие

1

 

Конструирование и моделирование

сорочки.

Технология пошива сорочки. Обработка плечевых и боковых срезов сорочки

Знание технологических приемов пошива и обработки плечевых и боковых срезов сорочки

15

Практич.

занятие

1

 

Конструирование и моделирование

сорочки.

Обработка срезов рукавов. Пришив

рукавов

Знание технологических приемов обработки срезов рукавов.

16

Практич.

занятие

1

 

Конструирование и моделирование

сорочки.

Окончательная отделка сорочки. Оформление готовой работы.

Завершение работы над проектом..Профессии, востребованные в области создания одежды.

17

Практич.

занятие

1

 

Защита творческого проекта (Зачет)

 

Сообщения учащихся. Защита проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы контроля

знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

  Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

•  Викторины

•  Кроссворды

•  Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

•  Тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

список литературы:

 

для педагога:

 

1 Анисимов С.В. Фотоальбом «Полярный Урал» Москва «Аверс»

2 Анисимов С.В. «Очарованный севером» Москва «Аверс» 2007 г.

Газеты «Северный край», «Красный Север

4. Головнев А.В. «История Ямала» Тобольск 1992 г

5 Журнал «Северные просторы» № 2-4 2000 г. № 3 1989 г.

6 Журнал «Ямальские меридианы» № 4 2001 г.

7 Симоненко В.Д.Технология учебник 5-9 класса «Вентана-граф 1998,1999г.

Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Полярная энциклопедия. – М., 1999;

9. Н.П.Шушарина. Женский национальный костюм коренных народов Крайнего севера как отражение культурного взаимовлияния

10 А.М. Сязи. Декоративно – прикладное искусство народов ханты Нижней Оби. Т.1998.

11 А.М. Сязи. Узоры северного сияния. Арт.2005.

12 Энциклопедия «Край земли, устремленный в будущее». Яр – Сале, С-Петербург 2005.

13 Л.В.Хомич. Ненцы. 1995.

14 Ю.Попов, Н.Цимбалистенко. Мифология, фольклор Ямала. Просвещение.2005.

15 Г.Г.Харючи «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»

 

для обучающихся и родителей:

 

1 Газета «Красный Север» все №

2Журнал «Ямальские меридианы» все №

3 Журнал «Северные просторы» все №

4 М.Приходько «Хомани». Изд. Светлячок.2005.

5 Ю.И.Попов, Н.В.Цимбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала. Просвещение 2005.

6 Т.И.Борго, В.Т.Галкин. Культура народов Ямала. Просвещение, 2004.

7 М.Я.Бармич, В.Н.Няруй. Ненеця вада. Просвещение ,2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средства обучения

(перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов)

 

п/п

Перечень

инструментов, материалов

Кличество на одного учащегося

Общее количество

Марка

Стоимость

1

Бисер

100г

 

 

 

2

Леска

1 шт.

 

 

 

3

Нитки «Мулине»

2 шт.

 

 

 

4

Нитки швейные

2 шт.

 

 

 

5

Ножницы

1 шт.

 

 

 

6

Лезвия, резаки

1 шт.

 

 

 

7

Иглы швейные

2 шт.

 

 

 

8

Наперстки

1 шт.

 

 

 

9

Сукно цветное

 

 

 

 

10

Шкура оленья

-

 

 

 

11

Шкуры разных животных

2 шт.

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

Оборудование кабинета:

 

Доска классная

Столы и стулья ученические

Таблицы по технике безопасности, пожарной безопасности

Инструкции по правилам поведения в кабинете, на переменах

Аптечка

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Экран проекционный;

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.