Рабочая программа элективного курса «Основы изготовления одежды в этнографическом стиле»
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО на заседании ШМС директор школы-интерната
протокол №__ от____ протокол №__ от _____ _____________И.В.Резвина
руководитель МО______ председатель ШМС______ приказ № ___ от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Основы изготовления одежды в этнографическом стиле»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
СРОК ОБУЧЕНИЯ 1 ГОД
17 ЧАСОВ
учитель: Тусида М.Г.
Сеяха
Пояснительная записка
В связи с появлением школ- интернатов на Крайнем Севере стала актуальной проблема сохранения национальной традиционной культуры. Семейная преемственность передачи мастерства в ненецких семьях практически прервана, так как дети находятся круглогодично в школах полного дня. Поэтому особое значение приобретает обучение молодежи традиционным видам национального художественного ремесла в национальных школах – интернатах, приобщение детей к созданию традиционных художественных изделий.
Элективный курс «Основы изготовления одежды в этнографическом стиле» ориентирован на обучение, воспитание и творческое развитие учащихся.
Основная цель: Элективный курс предполагает профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку. Творчество учащихся нацелено на интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие, восстановление и сохранение семейных, национальных традиций ненецкого народа и общечеловеческих ценностей, приобщение ценностного отношения к труду.
В процессе преподавания курса должны быть решены следующие задачи:
Расширение и углубление знаний по истории, культуре, этнографии и прикладному искусству своего народа
Освоение технологических знаний
Овладение общетрудовыми и специальными умениями
Развитие умений и навыков по ручной и художественной обработке меха.
Изучение вариантов композиционного размещения орнамента и других декоративных элементов.
Изучение техники и технологии шитья по меху.
Развитие эстетического чувства и художественной инициативы учащихся
Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства
Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи
Воспитание трудолюбия, предприимчивости, человечности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения
Формы организации учебной работы: беседы, экскурсии, викторины, выставки, интеллектуально – познавательные игры
В рамках проведения курса предполагается использовать различные формы занятий: лекции, основная часть учебного времени (70%) отводится на практическую деятельность и выполнение творческих проектов.
В результате учащиеся должны получить зачет в форме защиты творческого проекта по любой из изученных тем, предоставив теоретическую и практическую часть.
Методы работы:
Словесные. С помощью таких приемов, как объяснение, рассказ, распоряжение, беседа
.Наглядные. У обучающихся формируются конкретные представления об аппликации с помощью учебных рисунков, учебных таблиц, показа отдельных элементов и способов аппликации.
Практические. Метод упражнений, методические приемы облегчения и усложнения условия выполнения заданий.
Методика обучения направлена на то, чтобы программа была принята учащимися, и они с желанием, творчески выполняли ее.
Все занятия проводятся на основе сотрудничества. Учащиеся являются активными субъектами.
Выдвигая перед ребенком определенную задачу, педагог ставит сложные условия, заставляя думать, творчески подходить к решению проблемы. В этих условиях ребенок раскрывается как личность. Он сам может оценить свои успехи и успехи товарищей.
Кроме традиционных методов (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) на занятиях по курсу должны широко использоваться информационно-поисковые методы – метод проблемного изложения, методы организации исследовательской деятельности, проектный метод, ИКТ, способствующие формированию познавательной активности учащихся
При изучении материала, используются разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся и учителя, в том числе:
анализ полученной информации, дополнительной литературы;
выполнение эскизов, набросков, образцов моделей костюма, орнамента, отделки;
подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации;
выполнение рефератов, проектов
Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой, занятия носят комплексный, комбинированный характер.
Обучение строится на существовавших народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях, учитывает социально-экономические изменения в жизни общества. Приоритетными в нем должны быть формирование и развитие личности, творческих способностей учащихся, возрождение, сохранение и приумножение культурного наследия народа.
Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Знания и умения
К концу учебного года учащиеся должны усвоить:
Правила техники безопасности
Как организовать рабочее место
Свойства материалов
Знать и уметь применять несложные технологии шитья по меху
Составлять цветовые композиции с применением геометрических фигур
Знать виды орнаментов
Уметь выбирать способ соединения соответствующих материалов
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
Знать историю развития народных промыслов
Понимать значение народной культуры
Совершенствование умений по выполнению работ с применением меха, бисера
Расширение кругозора в области традиций и обычаев народов, живущих на Ямале
Уметь подготовить изделие к участию в выставке, конкурсе
Тематическое планирование элективного курса «Основы изготовления одежды в этнографическом стиле»
№ п/п |
Форма занятия |
Колич. часов |
Тема занятия |
Описание раздела |
Прогнозируемый результат |
1 |
Лекция |
1
|
Хозяйка чума Краткая программа курса. Техника безопасности. Коренные жители Ямала. Культура. Быт. |
Знакомство с детьми. Коллективное планирование работы на год. Беседа по соблюдению правил техники безопасности. |
Знакомство с программой курса на учебный год Закрепление знаний по технике безопасности. Повышение интереса у детей к занятиям по данной программе. |
2 |
Лекция |
1
|
Традиционный костюм народов Крайнего Севера - это способ адаптации в природно-климатических условиях
|
Знакомство с видами одежды. Меховая мужская одежда Женская меховая одежда Сбор материала для творческого проекта
|
Знать виды и назначение национальной одежды, особенности кроя и пошива |
3 |
Лекция |
1
|
Ненецкая одежда в зеркале истории.
|
Виды одежды народов Севера и материалы, из которых она изготавливается. Особенности кроя одежды.
|
Знать, что национальная одежда является одним из важнейших источников истории и культуры того или иного народа. |
4 |
Лекция |
1
|
Способы обработки оленьих шкур Способы выделки оленьих лап – камусов.
|
Познакомить со способами выделки оленьих шкур и лап. Качества выделки – показатель умения мастерства женщины в тундре, от качества выделки зависит удобство при раскрое и прочность изделия |
Дать знания учащимся в области обработки кожи и меха, обучить простым навыкам работы с кожей и мехом. Знать способы выделки шкур и лап, качество выделки
|
5 |
Лекция Практич. |
0,5 0,5
. |
Символика образов природы в декоре и покрое ненецкой одежды . Особенности кроя и шитья детской одежды.
|
Знакомство с Севером. Северное сияние. Животный мир. Растительный мир. Условия жизни (Чум, узоры, игрушки). |
Знание технологических приемов выполнения аппликации с использованием кусочков меха, сукна. Знание видов национальных северных орнаментов, понимание их значения. |
6 |
Практич. занятие |
1
|
Зачем людям украшения. Ненецкие украшения.
|
Художественное оформление, традиционные орнаментальные композиции, используемые в украшении одежды. Виды художественных отделок головных уборов, обуви, аксессуаров. |
Знать художественное оформление, традиционные орнаментальные композиции, используемые в украшении одежды. Виды художественных отделок головных уборов, обуви, аксессуаров |
7 |
Лекция Практич. |
0,5 0,5
|
Ложные косы – нэбт и сыдор. Изготовление сценического ободка. |
||
8 |
Практич. занятие |
1
|
Ненецкие сумочки . Изготовление игольницы и сумочки для наперстка
|
Роль и характерные особенности традиционных сумок коренных народов Севера». Экспозиция сумок. |
Умение выполнять простые технологические приемы при плетении изделий из бисера, при работе с мехом.
|
9 |
Лекция Практич. |
0,5 0,5
|
Изготовление сувениров из меха и сукна. Общие виды работ при изготовлении сувениров из кожи и меха. |
Приемы работы с кожей, мехом, сукном. Материалы и инструменты. Подготовка материала. |
Знать приемы работы с мехом сукном., Знать технологию изготовления сувенира, уметь выполнять сувенирное изделие,
|
10 |
Практич. занятие |
1
|
Изготовление сувениров на свободную тему.
|
Знакомство со способами соединения деталей. Умение составлять композиции с применением геометрических фигур под руководством педагога. |
Знание технологии изготовления сувениров в национальном стиле. Совершенствование навыков шитья и кроя Создание новых форм сувениров на основе старых, развитие критического мышления.Умение защитить свою работу. |
11 |
Лекция Практич. |
0,5 0,5
|
Технология меховой мозаики. Изделия из меха с использованием ненецкого орнамента. |
Северные национальные орнаменты, сюжетные мотивы. Технологические приемы выполнения аппликации с использованием кусочков меха, сукна. Упражнения с применением принципов построения композиции, определение цветового строя. |
Выполнение простых композиций на основе образцов, репродукций, фотографий |
12 |
Практич. занятие |
1
|
Работа с сукном. Сорочка на детскую малицу.
|
Суконная одежда. Слайд – презентация Назначение маличной сорочки. Составление технологической карты |
Знать виды суконной одежды. Уметь составить технологическую карту. |
13 |
Практич. занятие |
1
|
Конструирование и моделирование сорочки. Свойства сукна. Раскрой сорочки. |
Виды ткани, употребляемые для пошива маличной сорочки (ситец, сукно, сатин).
|
Знать виды ткани, употребляемые для пошива маличной сорочки (ситец, сукно, сатин).
|
14 |
Практич. занятие |
1
|
Конструирование и моделирование сорочки. |
Технология пошива сорочки. Обработка плечевых и боковых срезов сорочки |
Знание технологических приемов пошива и обработки плечевых и боковых срезов сорочки |
15 |
Практич. занятие |
1
|
Конструирование и моделирование сорочки. |
Обработка срезов рукавов. Пришив рукавов |
Знание технологических приемов обработки срезов рукавов. |
16 |
Практич. занятие |
1
|
Конструирование и моделирование сорочки. |
Окончательная отделка сорочки. Оформление готовой работы. |
Завершение работы над проектом..Профессии, востребованные в области создания одежды. |
17 |
Практич. занятие |
1
|
Защита творческого проекта (Зачет) |
|
Сообщения учащихся. Защита проекта |
Формы контроля
знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
• Викторины
• Кроссворды
• Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
• Тестирование
список литературы:
для педагога:
1 Анисимов С.В. Фотоальбом «Полярный Урал» Москва «Аверс»
2 Анисимов С.В. «Очарованный севером» Москва «Аверс» 2007 г.
Газеты «Северный край», «Красный Север
4. Головнев А.В. «История Ямала» Тобольск 1992 г
5 Журнал «Северные просторы» № 2-4 2000 г. № 3 1989 г.
6 Журнал «Ямальские меридианы» № 4 2001 г.
7 Симоненко В.Д.Технология учебник 5-9 класса «Вентана-граф 1998,1999г.
Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Полярная энциклопедия. – М., 1999;
9. Н.П.Шушарина. Женский национальный костюм коренных народов Крайнего севера как отражение культурного взаимовлияния
10 А.М. Сязи. Декоративно – прикладное искусство народов ханты Нижней Оби. Т.1998.
11 А.М. Сязи. Узоры северного сияния. Арт.2005.
12 Энциклопедия «Край земли, устремленный в будущее». Яр – Сале, С-Петербург 2005.
13 Л.В.Хомич. Ненцы. 1995.
14 Ю.Попов, Н.Цимбалистенко. Мифология, фольклор Ямала. Просвещение.2005.
15 Г.Г.Харючи «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
для обучающихся и родителей:
1 Газета «Красный Север» все №
2Журнал «Ямальские меридианы» все №
3 Журнал «Северные просторы» все №
4 М.Приходько «Хомани». Изд. Светлячок.2005.
5 Ю.И.Попов, Н.В.Цимбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала. Просвещение 2005.
6 Т.И.Борго, В.Т.Галкин. Культура народов Ямала. Просвещение, 2004.
7 М.Я.Бармич, В.Н.Няруй. Ненеця вада. Просвещение ,2005
средства обучения
(перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов)
№ п/п |
Перечень инструментов, материалов |
Кличество на одного учащегося |
Общее количество |
Марка |
Стоимость |
1 |
Бисер |
100г |
|
|
|
2 |
Леска |
1 шт. |
|
|
|
3 |
Нитки «Мулине» |
2 шт. |
|
|
|
4 |
Нитки швейные |
2 шт. |
|
|
|
5 |
Ножницы |
1 шт. |
|
|
|
6 |
Лезвия, резаки |
1 шт. |
|
|
|
7 |
Иглы швейные |
2 шт. |
|
|
|
8 |
Наперстки |
1 шт. |
|
|
|
9 |
Сукно цветное |
|
|
|
|
10 |
Шкура оленья |
- |
|
|
|
11 |
Шкуры разных животных |
2 шт. |
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
Оборудование кабинета:
Доска классная
Столы и стулья ученические
Таблицы по технике безопасности, пожарной безопасности
Инструкции по правилам поведения в кабинете, на переменах
Аптечка
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экран проекционный;