Программа элективного курса «Основы экономики» (5–6 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса «Введение в экономику» призвана формировать экономическую компетентность, познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией», функцией и значением денег, развивать экономическое мышление, воспитывать экономическую культуру и проявлять ее в нравственно обоснованном поведении.
Целью курса является формирование у школьников общих представлений об основах развития экономики, для того чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению будущих социальных ролей – потребителя, производителя, гражданина.
Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.
показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.
научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией, осуществлять рациональный выбор, в условиях ограниченности ресурсов.
способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.
воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные школьниками при изучении учебных курсов обществознания, истории, литературы, технологии, математики и др.
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия строятся на сочетании индивидуальной работы и групповой. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий, деловых игр, тренингов, диагностической работы, разбора ситуаций; создание и защита проектов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через выполнение практических заданий, участие в играх, создание проектов.
Преподавание курса рассчитано на 35 часов для учащихся 6 класса (1 час в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников экономической информации для составления экономических характеристик деятельности человека и общества — таблиц, графиков, моделей, отражающих экономические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Личностные результаты обучения основам экономике в 6 классе, предполагают, что учащийся должен обладать:
- готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
- мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Метапредметные результаты обучения формируют регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, и включают в себя:
Регулятивные:
- ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность ее выполнения;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- пользоваться различными способами самоконтроля.
Познавательные
- классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию;
- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
- пользоваться навыками анализа и синтеза;
- искать и отбирать необходимые источники информации;
- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
- работать с разными видами текстов (учебным текстом и внетекстовыми компонентами) – научно-популярными, публицистическими, художественными: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления;
- переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
- использовать различные виды моделирования исходя из учебной задачи;
- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами.
Коммуникативные
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое
решение при наличии разных точек зрения.Предметные результаты обу
чения:сформированность представлений об экономической науке как системе знаний теоретических и прикладных наук;
понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;
сформированность системы знаний об экономической системе жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, предприятий и государства;
понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
сформированность экономического мышления: умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интенет;
анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать экономические проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
умения применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
способность к личному самоопределению и самореализации в экономической деятельности;
знание основ рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
понимание места России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в текущих экономических событиях;
владение приемами работы со статической, аналитической и фактической экономической информацией;
умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
|||
Теоритический |
Практический |
Проверочный |
Всего |
||
1. |
ЭКОНОМИКА И ВЫБОР |
4 |
3 |
1 |
8 |
2. |
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ |
3 |
2 |
1 |
6 |
3. |
СЕМЬЯ И ЭКОНОМИКА |
4 |
2 |
1 |
7 |
4. |
ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС |
4 |
2 |
1 |
7 |
5. |
МИР ПРОФЕССИЙ |
3 |
3 |
1 |
7 |
ИТОГО: |
18 |
12 |
5 |
35 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЭКОНОМИКА И ВЫБОР
Что такое экономика. Экономия и хремантика. Потребности человека. Ресурсы: исчерпаемые и неисчерпаемые. Личная и семейная собственность. Проблема выбора в экономике. Лестница принятия решений.
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ
Деньги. История возникновения денег. Бартер. Монеты. Бумажные деньги. Знаки защиты на российских денежных знаках. Богатство. Ценность. Стоимость товара. Полезность.
СЕМЬЯ И ЭКОНОМИКА
Что такое семья в экономике. Члены семьи. Бюджет семьи. Расходы и доходы семьи. Семейное планирование.
ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС
Рынок. Как устроен рынок. Спрос и предложение. Магазины. Секреты выбора товара в магазине. Маркировка товара. Штрих-код. Банки и налоги.
МИР ПРОФЕССИЙ
Труд. Сферы деятельности. Профессии членов моей семьи. Алгоритм выбора профессии. Какие профессии будут популярны в будущем.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭКОНОМИКЕ 6 КЛАСС
№ п/п |
Тема урока |
Календарные сроки |
Практические работы |
Результаты |
Домашнее задание |
|||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
||||||
ЭКОНОМИКА И ВЫБОР (8 ЧАСОВ) |
||||||||
1 |
Что такое экономика. |
Знать значение понятия «экономика». Приводить примеры экономической деятельности человека и общества. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи. |
Записи в тетради |
|||
2 |
Мои потребности. |
Практическая работа №1: «Определение своих потребностей» |
Объяснять какие потребности есть у человека. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
||
3 |
Ресурсы. |
Приводить примеры различных видов ресурсов. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Пользоваться навыками анализа и синтеза. |
Записи в тетради |
|||
4 |
Собственность. |
Сформированность уважительного отношения к чужой собственности. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Пользоваться навыками анализа и синтеза. |
Записи в тетради |
|||
5 |
Выбор. |
Практическая работа №2: «Осуществление выбора из двух вариантов» |
Уметь осуществлять рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
||
6 |
Как сделать правильный выбор. |
Практическая работа №3: «Осуществление выбора с помощью лестницы принятия решений» |
Записи в тетради |
|||||
7 |
Обобщающий урок по разделу: «Экономика и выбор» |
|||||||
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ (6 ЧАСОВ) |
||||||||
8 |
Деньги. История денег. |
Знать значение понятия «деньги». |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
|||
9 |
Бумажные деньги. |
Приводить преимущества бумажных денег от металлических. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
|||
10 |
Как отличить настоящие деньги. |
Практическая работа №4: «Определение знаков защиты денежных знаков» |
Уметь определять основные знаки защиты денежных единиц. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
||
11 |
Электронные деньги. |
Приводить преимущества электронных денег от металлических и бумажных. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
|||
12 |
Что такое богатство. Ценность вещей. |
Практическая работа №5: «Анализ ситуаций из художественной литературы» |
Объяснять значение понятий «богатство» и «ценность» |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Вести дискуссию, диалог. |
Записи в тетради |
||
13 |
Как складывается стоимость. |
Объяснять из каких критериев складывается стоимость товара. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Вести дискуссию, диалог. |
Записи в тетради |
|||
14 |
Обобщающий урок по разделу: «Что такое деньги» |
|||||||
СЕМЬЯ И ЭКОНОМИКА (7 ЧАСОВ) |
||||||||
15 |
Что такое семья в экономике. |
Определять критерии семьи в экономике. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
|||
16 |
Доходы и расходы семьи. |
Определять доходы и расходы семьи. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
|||
17 |
Бюджет семьи. |
Составлять бюджет семьи. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
|||
18 |
Потребительская корзина |
Знать из чего складывается потребительская корзина покупателя. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
|||
19 |
Семейное планирование |
Практическая работа №6: «Составление экономического плана семьи» |
Составлять различные планы экономической деятельности семьи. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
||
20 |
Семейное планирование |
Практическая работа №7: «Составление экономического плана семьи» |
Записи в тетради |
|||||
21 |
Обобщающий урок по разделу: «Семья и экономика» |
|||||||
ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС (7 ЧАСОВ) |
||||||||
22 |
Рынок. Как работает рынок. |
Объяснять значение понятия «рынок». |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
|||
23 |
Спрос и предложение. |
Практическая работа №8: «Построение графика спроса из простых данных» |
Объяснять, как работает рынок. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
||
24 |
Магазины. |
Приводить примеры магазинов по различным критериям. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
|||
25 |
Выбор в магазине. |
Практическая работа №9: «Создание памятки покупателю» |
Объяснять характерные особенности осуществление выбора в магазине. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
||
26 |
Штрих-код товара. Маркировка товара. |
Приводить примеры маркировки товара. Определять производителя по штрих-коду. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
|||
27 |
Банки. Налоги. |
Объяснять значение понятий «банк», «налоги». Понимать значение налогов в жизни общества. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
|||
28 |
Обобщающий урок по разделу: «Экономика вокруг нас» |
|||||||
МИР ПРОФЕССИЙ (7 ЧАСОВ) |
||||||||
29 |
Что такое труд. |
Знать значение понятия «труд». |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
|||
30 |
Профессии членов моей семьи. |
Практическая работа №10: «Составление характеристики профессии» |
Уметь определять к какой сфере деятельности относятся профессии членов семьи. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
||
31 |
Профессии членов моей семьи. |
Уметь определять к какой сфере деятельности относятся профессии членов семьи. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении. |
Записи в тетради |
|||
32 |
Кем я хочу быть. |
Практическая работа №11: «Составление визитной карточки профессии» |
Уметь осознанно совершать выбор своей будущей деятельности. Правильно оценивать свои возможности и желания. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении. |
Записи в тетради |
||
33 |
Профессии будущего. |
Практическая работа №12: «Анализ профессий будущего» |
Определение основных направлений развития будущих сфер деятельности человека. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Вести дискуссию, диалог. |
Записи в тетради |
||
34 |
Профессии будущего. |
Определение основных направлений развития будущих сфер деятельности человека. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
Записи в тетради |
|||
35 |
Итоговое занятие «Основы экономики» |
Лихина Елена Викторовна
Раков Александр Евгеньевич
Лихина Елена Викторовна
Сомова Светлана Геннадьевна
Раков Александр Евгеньевич
Сомова Светлана Геннадьевна