12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Раков Александр Евгеньевич1162
Закончил БГПУ в 2013 году. Работаю в Школе №12 с 2014 года учителем географии и экономики.
Россия, Амурская обл., Благовещенск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного курса «Введение в экономику» призвана формировать экономическую компетентность, познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией», функцией и значением денег, развивать экономическое мышление, воспитывать экономическую культуру и проявлять ее в нравственно обоснованном поведении.

Целью курса является формирование у школьников общих представлений об основах развития экономики, для того чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению будущих социальных ролей – потребителя, производителя, гражданина.

Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.

показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.

научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией, осуществлять рациональный выбор, в условиях ограниченности ресурсов.

способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.

воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.

формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.

Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные школьниками при изучении учебных курсов обществознания, истории, литературы, технологии, математики и др.

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия строятся на сочетании индивидуальной работы и групповой. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий, деловых игр, тренингов, диагностической работы, разбора ситуаций; создание и защита проектов.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через выполнение практических заданий, участие в играх, создание проектов.

Преподавание курса рассчитано на 35 часов для учащихся 6 класса (1 час в неделю).

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников экономической информации для составления экономических характеристик деятельности человека и общества — таблиц, графиков, моделей, отражающих экономические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Личностные результаты обучения основам экономике в 6 классе, предполагают, что учащийся должен обладать:

  • готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
  • мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Метапредметные результаты обучения формируют регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, и включают в себя:

Регулятивные:

  • ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность ее выполнения;
  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
  • пользоваться различными способами самоконтроля.

Познавательные

  • классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию;
  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
  • пользоваться навыками анализа и синтеза;
  • искать и отбирать необходимые источники информации;
  • представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
  • работать с разными видами текстов (учебным текстом и внетекстовыми компонентами) – научно-популярными, публицистическими, художественными: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления;
  • переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
  • использовать различные виды моделирования исходя из учебной задачи;
  • создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами.

Коммуникативные

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Предметные результаты обучения:

сформированность представлений об экономической науке как системе знаний теоретических и прикладных наук;

понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;

сформированность системы знаний об экономической системе жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, предприятий и государства;

понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;

понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;

сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

сформированность экономического мышления: умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интенет;

анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать экономические проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

умения применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

способность к личному самоопределению и самореализации в экономической деятельности;

знание основ рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

понимание места России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в текущих экономических событиях;

владение приемами работы со статической, аналитической и фактической экономической информацией;

умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела

Количество часов

Теоритический

Практический

Проверочный

Всего

1.

ЭКОНОМИКА И ВЫБОР

4

3

1

8

2.

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

3

2

1

6

3.

СЕМЬЯ И ЭКОНОМИКА

4

2

1

7

4.

ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС

4

2

1

7

5.

МИР ПРОФЕССИЙ

3

3

1

7

 

ИТОГО:

18

12

5

35

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ЭКОНОМИКА И ВЫБОР

Что такое экономика. Экономия и хремантика. Потребности человека. Ресурсы: исчерпаемые и неисчерпаемые. Личная и семейная собственность. Проблема выбора в экономике. Лестница принятия решений.

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Деньги. История возникновения денег. Бартер. Монеты. Бумажные деньги. Знаки защиты на российских денежных знаках. Богатство. Ценность. Стоимость товара. Полезность.

СЕМЬЯ И ЭКОНОМИКА

Что такое семья в экономике. Члены семьи. Бюджет семьи. Расходы и доходы семьи. Семейное планирование.

 

ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС

Рынок. Как устроен рынок. Спрос и предложение. Магазины. Секреты выбора товара в магазине. Маркировка товара. Штрих-код. Банки и налоги.

МИР ПРОФЕССИЙ

Труд. Сферы деятельности. Профессии членов моей семьи. Алгоритм выбора профессии. Какие профессии будут популярны в будущем.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭКОНОМИКЕ 6 КЛАСС

п/п

Тема урока

Календарные сроки

Практические работы

Результаты

Домашнее

задание

Предметные

Личностные

Метапредметные

ЭКОНОМИКА И ВЫБОР (8 ЧАСОВ)

1

Что такое экономика.

   

Знать значение понятия «экономика».

Приводить примеры экономической деятельности человека и общества.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи.

Записи в тетради

2

Мои потребности.

 

Практическая

работа №1:

«Определение своих потребностей»

Объяснять какие потребности есть у человека.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

3

Ресурсы.

   

Приводить примеры различных видов ресурсов.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Пользоваться навыками анализа и синтеза.

Записи в тетради

4

Собственность.

   

Сформированность уважительного отношения к чужой собственности.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Пользоваться навыками анализа и синтеза.

Записи в тетради

5

Выбор.

 

Практическая

работа №2:

«Осуществление выбора из двух вариантов»

Уметь осуществлять рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

6

Как сделать правильный выбор.

 

Практическая

работа №3:

«Осуществление выбора с помощью лестницы принятия решений»

Записи в тетради

7

Обобщающий урок по разделу: «Экономика и выбор»

           

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ (6 ЧАСОВ)

8

Деньги. История денег.

   

Знать значение понятия «деньги».

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

9

Бумажные деньги.

   

Приводить преимущества бумажных денег от металлических.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

10

Как отличить настоящие деньги.

 

Практическая

работа №4:

«Определение знаков защиты денежных знаков»

Уметь определять основные знаки защиты денежных единиц.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

11

Электронные деньги.

   

Приводить преимущества электронных денег от металлических и бумажных.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

12

Что такое богатство. Ценность вещей.

 

Практическая

работа №5:

«Анализ ситуаций из художественной литературы»

Объяснять значение понятий «богатство» и «ценность»

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Вести дискуссию, диалог.

Записи в тетради

13

Как складывается стоимость.

   

Объяснять из каких критериев складывается стоимость товара.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Вести дискуссию, диалог.

Записи в тетради

14

Обобщающий урок по разделу: «Что такое деньги»

           

СЕМЬЯ И ЭКОНОМИКА (7 ЧАСОВ)

15

Что такое семья в экономике.

   

Определять критерии семьи в экономике.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

16

Доходы и расходы семьи.

   

Определять доходы и расходы семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

17

Бюджет семьи.

   

Составлять бюджет семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

18

Потребительская корзина

   

Знать из чего складывается потребительская корзина покупателя.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

19

Семейное планирование

 

Практическая

работа №6:

«Составление экономического плана семьи»

Составлять различные планы экономической деятельности семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

20

Семейное планирование

 

Практическая

работа №7:

«Составление экономического плана семьи»

Записи в тетради

21

Обобщающий урок по разделу: «Семья и экономика»

           

ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС (7 ЧАСОВ)

22

Рынок. Как работает рынок.

   

Объяснять значение понятия «рынок».

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

23

Спрос и предложение.

 

Практическая

работа №8:

«Построение графика спроса из простых данных»

Объяснять, как работает рынок.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

24

Магазины.

   

Приводить примеры магазинов по различным критериям.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

25

Выбор в магазине.

 

Практическая

работа №9:

«Создание памятки покупателю»

Объяснять характерные особенности осуществление выбора в магазине.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

26

Штрих-код товара. Маркировка товара.

   

Приводить примеры маркировки товара.

Определять производителя по штрих-коду.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

27

Банки. Налоги.

   

Объяснять значение понятий «банк», «налоги».

Понимать значение налогов в жизни общества.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

28

Обобщающий урок по разделу: «Экономика вокруг нас»

           

МИР ПРОФЕССИЙ (7 ЧАСОВ)

29

Что такое труд.

   

Знать значение понятия «труд».

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

30

Профессии членов моей семьи.

 

Практическая

работа №10:

«Составление характеристики профессии»

Уметь определять к какой сфере деятельности относятся профессии членов семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

31

Профессии членов моей семьи.

   

Уметь определять к какой сфере деятельности относятся профессии членов семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении.

Записи в тетради

32

Кем я хочу быть.

 

Практическая

работа №11:

«Составление визитной карточки профессии»

Уметь осознанно совершать выбор своей будущей деятельности. Правильно оценивать свои возможности и желания.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении.

Записи в тетради

33

Профессии будущего.

 

Практическая

работа №12:

«Анализ профессий будущего»

Определение основных направлений развития будущих сфер деятельности человека.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Вести дискуссию, диалог.

Записи в тетради

34

Профессии будущего.

   

Определение основных направлений развития будущих сфер деятельности человека.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Записи в тетради

35

Итоговое занятие «Основы экономики»

           
Опубликовано


Комментарии (6)

сменить сортировку
Лихина Елена Викторовна, 01.10.16 в 12:08 0Ответить Пожаловаться
Александр Евгеньевич, а за счет чего у Вас появился час экономики в 6 классе? Программа очень интересная!
Раков Александр Евгеньевич, 01.10.16 в 12:59 1Ответить Пожаловаться
Спасибо. За счет части формируемой образовательной организацией (правда только в 1 классе, но вести интересно)
Сомова Светлана Геннадьевна, 22.11.16 в 20:18 1Ответить Пожаловаться
Рада за вас! Только программа на 50% напоминает планирование по обществознанию за 8 класс по учебнику Боголюбова. Хотя я уверена, что вы ведете курс на уровне 6-го класса и по-другому. В 8-м классе галоппом по европам получается.
Раков Александр Евгеньевич, 23.11.16 в 13:06 0Ответить Пожаловаться
Возможно и похоже. Так как обществознание не виду точно не скажу. Основана программа на ряде изданий для 5-7 класса (Начало экономики, Путешествие в страну экономию, Азы экономики и еще ряд изданий). Вот и получилось там немного, там идея неплоха.... Вот и рабочая программа для электива
Сомова Светлана Геннадьевна, 23.11.16 в 20:39 0Ответить Пожаловаться
Я не говорила, что плохая идея. Я наоборот рада за ваших учеников, которые в 6-м классе познакомятся с базовыми понятиями экономики и в 8-м классе будут понимать о чем им говорит учитель обществознания. Мне в 8-м классе экономику было сложно преподавать, т.к. катастрофически мало часов. Не успеваешь повторить и закрепить полученные знания.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.