12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Раков Александр Евгеньевич1162 Закончил БГПУ в 2013 году. Работаю в Школе №12 с 2014 года учителем географии и экономики. Россия, Амурская обл., Благовещенск |
Программа элективного курса «Основы экономики»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса «Введение в экономику» призвана формировать экономическую компетентность, познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией», функцией и значением денег, развивать экономическое мышление, воспитывать экономическую культуру и проявлять ее в нравственно обоснованном поведении.
Целью курса является формирование у школьников общих представлений об основах развития экономики, для того чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению будущих социальных ролей – потребителя, производителя, гражданина.
Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.
показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.
научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией, осуществлять рациональный выбор, в условиях ограниченности ресурсов.
способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.
воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные школьниками при изучении учебных курсов обществознания, истории, литературы, технологии, математики и др.
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия строятся на сочетании индивидуальной работы и групповой. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий, деловых игр, тренингов, диагностической работы, разбора ситуаций; создание и защита проектов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через выполнение практических заданий, участие в играх, создание проектов.
Преподавание курса рассчитано на 35 часов для учащихся 6 класса (1 час в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников экономической информации для составления экономических характеристик деятельности человека и общества — таблиц, графиков, моделей, отражающих экономические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Личностные результаты обучения основам экономике в 6 классе, предполагают, что учащийся должен обладать:
- готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
- мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Метапредметные результаты обучения формируют регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, и включают в себя:
Регулятивные:
- ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность ее выполнения;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- пользоваться различными способами самоконтроля.
Познавательные
- классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию;
- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
- пользоваться навыками анализа и синтеза;
- искать и отбирать необходимые источники информации;
- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
- работать с разными видами текстов (учебным текстом и внетекстовыми компонентами) – научно-популярными, публицистическими, художественными: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления;
- переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
- использовать различные виды моделирования исходя из учебной задачи;
- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами.
Коммуникативные
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое
решение при наличии разных точек зрения.Предметные результаты обу
чения:сформированность представлений об экономической науке как системе знаний теоретических и прикладных наук;
понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;
сформированность системы знаний об экономической системе жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, предприятий и государства;
понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
сформированность экономического мышления: умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интенет;
анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать экономические проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
умения применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
способность к личному самоопределению и самореализации в экономической деятельности;
знание основ рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
понимание места России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в текущих экономических событиях;
владение приемами работы со статической, аналитической и фактической экономической информацией;
умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела | Количество часов | |||
Теоритический | Практический | Проверочный | Всего | ||
1. | ЭКОНОМИКА И ВЫБОР | 4 | 3 | 1 | 8 |
2. | ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ | 3 | 2 | 1 | 6 |
3. | СЕМЬЯ И ЭКОНОМИКА | 4 | 2 | 1 | 7 |
4. | ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС | 4 | 2 | 1 | 7 |
5. | МИР ПРОФЕССИЙ | 3 | 3 | 1 | 7 |
ИТОГО: | 18 | 12 | 5 | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЭКОНОМИКА И ВЫБОР
Что такое экономика. Экономия и хремантика. Потребности человека. Ресурсы: исчерпаемые и неисчерпаемые. Личная и семейная собственность. Проблема выбора в экономике. Лестница принятия решений.
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ
Деньги. История возникновения денег. Бартер. Монеты. Бумажные деньги. Знаки защиты на российских денежных знаках. Богатство. Ценность. Стоимость товара. Полезность.
СЕМЬЯ И ЭКОНОМИКА
Что такое семья в экономике. Члены семьи. Бюджет семьи. Расходы и доходы семьи. Семейное планирование.
ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС
Рынок. Как устроен рынок. Спрос и предложение. Магазины. Секреты выбора товара в магазине. Маркировка товара. Штрих-код. Банки и налоги.
МИР ПРОФЕССИЙ
Труд. Сферы деятельности. Профессии членов моей семьи. Алгоритм выбора профессии. Какие профессии будут популярны в будущем.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭКОНОМИКЕ 6 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Календарные сроки | Практические работы | Результаты | Домашнее задание | |||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
ЭКОНОМИКА И ВЫБОР (8 ЧАСОВ) | ||||||||
1 | Что такое экономика. | Знать значение понятия «экономика». Приводить примеры экономической деятельности человека и общества. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи. | Записи в тетради | |||
2 | Мои потребности. | Практическая работа №1: «Определение своих потребностей» | Объяснять какие потребности есть у человека. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Искать и отбирать необходимые источники информации. | Записи в тетради | ||
3 | Ресурсы. | Приводить примеры различных видов ресурсов. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Пользоваться навыками анализа и синтеза. | Записи в тетради | |||
4 | Собственность. | Сформированность уважительного отношения к чужой собственности. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Пользоваться навыками анализа и синтеза. | Записи в тетради | |||
5 | Выбор. | Практическая работа №2: «Осуществление выбора из двух вариантов» | Уметь осуществлять рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Переводить информацию из одного вида в другой. | Записи в тетради | ||
6 | Как сделать правильный выбор. | Практическая работа №3: «Осуществление выбора с помощью лестницы принятия решений» | Записи в тетради | |||||
7 | Обобщающий урок по разделу: «Экономика и выбор» | |||||||
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ (6 ЧАСОВ) | ||||||||
8 | Деньги. История денег. | Знать значение понятия «деньги». | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Переводить информацию из одного вида в другой. | Записи в тетради | |||
9 | Бумажные деньги. | Приводить преимущества бумажных денег от металлических. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Переводить информацию из одного вида в другой. | Записи в тетради | |||
10 | Как отличить настоящие деньги. | Практическая работа №4: «Определение знаков защиты денежных знаков» | Уметь определять основные знаки защиты денежных единиц. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Искать и отбирать необходимые источники информации. | Записи в тетради | ||
11 | Электронные деньги. | Приводить преимущества электронных денег от металлических и бумажных. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Переводить информацию из одного вида в другой. | Записи в тетради | |||
12 | Что такое богатство. Ценность вещей. | Практическая работа №5: «Анализ ситуаций из художественной литературы» | Объяснять значение понятий «богатство» и «ценность» | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Вести дискуссию, диалог. | Записи в тетради | ||
13 | Как складывается стоимость. | Объяснять из каких критериев складывается стоимость товара. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Вести дискуссию, диалог. | Записи в тетради | |||
14 | Обобщающий урок по разделу: «Что такое деньги» | |||||||
СЕМЬЯ И ЭКОНОМИКА (7 ЧАСОВ) | ||||||||
15 | Что такое семья в экономике. | Определять критерии семьи в экономике. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Переводить информацию из одного вида в другой. | Записи в тетради | |||
16 | Доходы и расходы семьи. | Определять доходы и расходы семьи. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Переводить информацию из одного вида в другой. | Записи в тетради | |||
17 | Бюджет семьи. | Составлять бюджет семьи. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Искать и отбирать необходимые источники информации. | Записи в тетради | |||
18 | Потребительская корзина | Знать из чего складывается потребительская корзина покупателя. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Искать и отбирать необходимые источники информации. | Записи в тетради | |||
19 | Семейное планирование | Практическая работа №6: «Составление экономического плана семьи» | Составлять различные планы экономической деятельности семьи. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Переводить информацию из одного вида в другой. | Записи в тетради | ||
20 | Семейное планирование | Практическая работа №7: «Составление экономического плана семьи» | Записи в тетради | |||||
21 | Обобщающий урок по разделу: «Семья и экономика» | |||||||
ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС (7 ЧАСОВ) | ||||||||
22 | Рынок. Как работает рынок. | Объяснять значение понятия «рынок». | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Искать и отбирать необходимые источники информации. | Записи в тетради | |||
23 | Спрос и предложение. | Практическая работа №8: «Построение графика спроса из простых данных» | Объяснять, как работает рынок. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Искать и отбирать необходимые источники информации. | Записи в тетради | ||
24 | Магазины. | Приводить примеры магазинов по различным критериям. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Переводить информацию из одного вида в другой. | Записи в тетради | |||
25 | Выбор в магазине. | Практическая работа №9: «Создание памятки покупателю» | Объяснять характерные особенности осуществление выбора в магазине. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Искать и отбирать необходимые источники информации. | Записи в тетради | ||
26 | Штрих-код товара. Маркировка товара. | Приводить примеры маркировки товара. Определять производителя по штрих-коду. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Переводить информацию из одного вида в другой. | Записи в тетради | |||
27 | Банки. Налоги. | Объяснять значение понятий «банк», «налоги». Понимать значение налогов в жизни общества. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Искать и отбирать необходимые источники информации. | Записи в тетради | |||
28 | Обобщающий урок по разделу: «Экономика вокруг нас» | |||||||
МИР ПРОФЕССИЙ (7 ЧАСОВ) | ||||||||
29 | Что такое труд. | Знать значение понятия «труд». | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Искать и отбирать необходимые источники информации. | Записи в тетради | |||
30 | Профессии членов моей семьи. | Практическая работа №10: «Составление характеристики профессии» | Уметь определять к какой сфере деятельности относятся профессии членов семьи. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Переводить информацию из одного вида в другой. | Записи в тетради | ||
31 | Профессии членов моей семьи. | Уметь определять к какой сфере деятельности относятся профессии членов семьи. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении. | Записи в тетради | |||
32 | Кем я хочу быть. | Практическая работа №11: «Составление визитной карточки профессии» | Уметь осознанно совершать выбор своей будущей деятельности. Правильно оценивать свои возможности и желания. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении. | Записи в тетради | ||
33 | Профессии будущего. | Практическая работа №12: «Анализ профессий будущего» | Определение основных направлений развития будущих сфер деятельности человека. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Вести дискуссию, диалог. | Записи в тетради | ||
34 | Профессии будущего. | Определение основных направлений развития будущих сфер деятельности человека. | Готовность к образованию, в том числе самообразованию. | Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. | Записи в тетради | |||
35 | Итоговое занятие «Основы экономики» |