Программа элективного курса «Основы православного воспитания» 9 класс
Основы Православного воспитания.
(элективный курс – 9 класс) (0,5 часа)
Разработала учитель истории
Евстратова Лариса Викторовна
Актуальность темы
(Пояснительная записка)
Иеромонах Роман (Матюшин).
Россия родилась в крещенской купели равноапостольного князя Владимира, создавалась, укреплялась на духовных основах Православия. Наша молодежь , зачастую, испытывает тяжелейшие проблемы как морального, так и духовного характера. Юное поколение возрастает, не зная ни историю своей страны, ни ее духовных оснований. Необходимо научить молодежь давать достойные ответы на вопросы безбожного мира. Без духовного основания не может устоять никто. Духовность – это краеугольный камень любого построения, скрепа, без которого ничто не может удержаться. Русское Православие было не только религиозной системой, но состоянием души русского человека, духовно – нравственным движением к Богу, пронизывающим все стороны его жизни – государственную, общественную и личную. Православная вера в истории развития Русского государства, а особенно в дни тяжких испытаний, являлась фактором становления национального самосознания и единения народа. В педагогической среде укрепляется мнение о том, что изучение основ Православия может послужить действительной основой целостного воспитания и образования личности.
Религиозное образование мы должны делить на две части – просвещение и воспитание. Просвещать мы обязаны всех. В этом и состоит свобода, поскольку нельзя сделать выбор, если ты не знаешь содержания того, что можешь выбрать. Верить и любить насильно не заставишь, но знать, что такое Православие человек просто обязан. Уча Православию, мы не заставляем людей молиться, креститься, мы открываем каждому человеку основы его культуры, традиций его предков.
После почти вековых гонений настало время возврата к своим корням, время духовного возрождения.
Нет иной такой близости и взаимности , какая есть у души с Богом и у Бога с душою. Бог сотворил разные твари… но не утвердил в них Своего престола, не установил с ними общения. Благоволил же о человеке, с ним вступил в общение и в нем почивает… Велико достоинство человека… он драгоценнее всех других тварей.
Прп. Макарий Великий.
Цели курса:
- дать понятие о Боге и небесных силах, как о «всевидящем оке» и «неподкупном судье»;
- познакомить обучающихся с нравственными устоями на основе православных традиций;
- выяснить, что в Православии является важнейшим, на чем основываются взаимоотношения людей;
- определить какими путями формировалась личность на Руси. Феномен: «сложить голову за царя и Отечество»;
- Десять заповедей – основа жизни православных христиан.
Задачи курса:
- знать основные православные понятия, каноны, взгляды Святых на те или иные жизненные ситуации, примеры жизни Святых;
- уметь полученные знания применить в собственной жизни, контролировать свои поступки, речи, желания;
- формировать свое мнение, свои взгляды на жизнь в православном или атеистическом обществе;
- расширять полученные знания собственным поиском смысла жизни.
Одним оком взирай на милосердие Божие,
а другим на правду Его.
Свт. Тихон Задонский.
Содержание тем учебного плана:
Православное мировоззрение. /Бог. Мир Божий. Сотворение мира. Образ Божий в человеке. Церковь. Православие. Крест. Воскресение. Символ веры./
Письменные источники православной веры. /Библия – Священная книга. Закон Божий. 10 заповедей. Псалтырь./
Светочи русского Православия. /Серафим Саровский. Сергий Радонежский./
Тематическое планирование
№п/п (час) |
Тема занятия |
Виды деятельности |
Форма контроля |
1. |
Роль Православия в жизни Российского общества. |
Лекция - беседа |
- |
2. |
Бог. Учение о Триединстве, Сотворение мира. Образ Божий в человеке. |
Чтение статей из «Закона Божьего». Рассказ учителя. |
Выявление собственного мнения обучающегося, через письменную работу дома. |
3. |
Церковь. Православие. Крест. Воскресение. Символ веры. |
Лекция. |
- |
4. |
Молитва – общение с Богом. |
Рассказ учителя. Разбор основных молитв с помощью «Закона Божьего». |
Рассказ наизусть одной из молитв. |
5. |
Ветхий и Новый Завет. Псалтырь. Шестопсалмие. |
Рассказ учителя. Чтение выдержек из данных сборников. |
- |
6. |
Изучение 10 заповедей. « Не сотвори себе кумира». Что такое «кумир»? Могут ли телевизор и компьютер быть «кумирами»? Борьба со страстями гордости, чревоугодия, сребролюбия, уныния. |
Лекция - беседа |
Письменная работа дома по осмыслению данных проблем на примере собственной жизни. |
7. |
«Не поминай Имя Божие всуе». Сила и ценность каждого человеческого слова. Празднословие, сплетни, клевета. |
Лекция – беседа. Чтение высказываний Святых на данную тему. |
Письменная работа дома по осмыслению данных проблем на примере собственной жизни. |
8. |
«Шесть дней делай, день седьмой – Господу». Лень, праздность – основа всех пороков. Что можно делать в воскресенье? Можно ли помогать другим? |
Беседа |
Д/з. Обратить внимание, чем занимаются в воскресенье в семье? Почему? |
9. |
«Чти отца и мать твою». Грехи непослушания. Служение старшим – основа духовной жизни. |
Беседа. Рассказ учителя. Примеры по теме из «Закона Божьего» и жизни Святых (Сергий Радонежский). |
- |
10. |
«Не убий». Обязанность побеждать зло добром. Гнев и кротость. Злоречие и брань. «Не укради». Что такое муки совести? Почему не радует сердце украденное? |
Беседа. Рассказ учителя. Примеры из жизни Святых и примеры нашего времени (убийство Оптинских новомученников на Пасху 1993г.) |
Письменная работа о собственном восприятии данных тем. |
11. |
Красота девства, невинности, целомудрия. Как и для чего хранить чистоту души и тела? |
Вступительное слово учителя на примерах Святых угодников и мирских людей. Сочинение на заданную тему. |
- |
12. |
«Не лжесвидетельствуй». Образы предателей и клеветников в мировой литературе. Грех осуждения. |
Беседа. |
- |
13. |
«Не пожелай чужого». Зависть. Моцарт и Сальери. |
Беседа. |
Письменная работа. Чему я бы мог позавидовать? Хочу ли я от этого чувства избавиться? |
14. |
Какая заповедь главная? Любить ближнего – исполнение всего Закона. |
Диспут. «Трудно ли жить исполняя 10 заповедей». |
- |
15. |
Серафим Саровский – «великий светильник земли русский». |
Рассказ учителя. |
- |
16. |
Сосуд Божий. Сергий Радонежский. |
Рассказ учителя. |
- |
17. |
Проблема воздаяния (в земной жизни и в вечности), нравственный аспект. |
Рассказ учителя – Беседа. |
- |
Литература:
Закон Божий.
Новый Завет. /Свято – Троицкая Сергеева Лавра, 2002г.
Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих. /под ред. Протоиерея Евгения Попова, Московский Сретенский монастырь, 2001г.
Таинственный мир молитвы. /Перевод с новогреческого А. Маркова, Православный приход Храма Казанской иконы Божьей Матери, 1996г.
О вере и спасении. Вопросы и ответы /Архимандрит Амвросий (Юрасов), Свято – Введенский женский монастырь, 1996г.
Цветник духовный. /Владимирская епархия, 2003г.
Мысли на каждый день года / Святитель Феофан Затворник Вышинский, Покров, 2003г.
Житие Преподобного Сергия Радонежского. /Архиепископ Никон(Рождественский), Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 2002г.
Всемирный Светильник. Преподобный Серафим Саровский. /Митрополит Вениамин (Федченко), «Русское зерцало», 2000г.
Угодник Божий Серафим. /Игумен Андроник (Трубачев), Стрижев А.Н., Спасо – Преображенский Валаамский монастырь, 1992г.
Пасха Красная. / Нина Павлова, Храм Рождества Пресвятой Богородицы, с. Льялово, 2004г.
Явления и чудеса ангелов. /Т.Недоспасова, «Паломник», 2002г.
Мытарства Преподобной Феодоры. /Игумен Антоний, «Лествица» - «Диоптра», 2001г.