12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Помогова Дарья41

Управление образования администрации Тамбовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тамбовского района Тамбовской области




Принята на заседании методического совета

От « » августа 2022г.


Протокол №



Утверждаю:

Директор _______________

Черникова С.В.


Приказ №

« » августа 2022г.








Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Основы компьютерной грамотности»


Возраст обучающихся: 11-12 лет

6 класс






Составитель:

Помогова Дарья Александровна

Социальный педагог











2022г

Информационная карта


1. Учреждение МБОУ «Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»

2. Полное название программы «Основы компьютерной грамотности»

3. ФИО, должность педагога Помогова Дарья Александровна, социальный педагог

4. Сведения о программе:

4.1 Нормативная база:

- Закон РФ «Об образовании»

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 09.11. 2018г. №196, изменения приказ №470 от 05.09.2019г.)

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р)

- Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

- Устав МБОУ «Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»

4.2 Область применения: дополнительное образование детей

4.3 Направленность: техническая

4.4. Тип программы: экспериментальная

4.5 Вид программы: общеразвивающая

4.6 Возраст обучающихся: 11-12 лет

Продолжительность обучения: 1 год

5 Способ освоения содержания образования: исследовательский, теоретический, практический


Пояснительная записка

Рабочая программа по основам компьютерной грамотности представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематическое планирование; содержание программы учебного предмета; перечень учебно-методических средств обучения.

Программа «Основы компьютерной грамотности» формирует у обучающихся знания и практические умения работы на компьютере, в соответствии с уровнем развития современного информационного общества. Содержание программы включает в себя курс пользователя персональным компьютером, основы компьютерной графики, материалы по правилам безопасного поведения в интернет-пространстве и избирательного использования интернет-ресурсов.

Целью разработки предметного курса «Основы компьютерной грамотности» является формирование у учащихся знаний и практических умений работы на компьютере, которые будут необходимы им для осуществления своей деятельности в современном информационном обществе.

Объектом изучения курса «Основы компьютерной грамотности» являются информационные процессы. Их изучение, как и вообще любого феномена внешнего мира, основано на методологии и моделировании.

Рабочая программа по основам компьютерной грамотности для 5 класса разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мой компьютер» (автор-составитель Помогов А.Ф. педагог дополнительного образования, программа утверждена 29.09.2019г.)

Учебный план МБОУ «Цнинская СОШ № 2» отводит для изучения учебного предмета «Основы компьютерной грамотности» в 6 классе 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Цель и задачи программы

Целью программы является формирование компетентностей в области обработки информации и развитие творческих способностей обучающихся посредством современных компьютерных технологий.

Основные задачи:

Образовательные

-формирование первоначальных представлений о компьютере, сферах его применения, сопутствующих устройствах, свойствах информации и способах работы с ней;

-формирование навыков работы с файлами и папками

-освоение основных элементов программного обеспечения (текстовые редакторы, графические редакторы, табличные редакторы, средства работы с фотографиями и рисунками, программы для чтения книг и документов, прикладные компьютерные программы)

-овладение основными средствами создания и редактирования в среде текстового редактора MSWord (работа с текстом, таблицами и рисунками в среде редактора) и графического редактора MSPowerPoint (создание презентации, работа с графическими, видео и аудио файлами в среде редактора)

-развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»;

-воспитание информационной культуры;

-воспитание самостоятельности, организованности, аккуратности.


Планируемые результаты обучения

Личностные

готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, которые представлены следующими компонентами: мотивационно-целостными (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); операциональными (умения, навыки); эмоционально- волевыми (самооценка, эмоциональное отношение к достижению);


Метапредметные

усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;

развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;

построение логического рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводов;

самостоятельное осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебных пособиях;

ориентация в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях;

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения; 

сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в паре;

самостоятельная организация своего рабочего места;

определение цели учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством педагога и самостоятельно;

следование при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

 

Предметные

знание правил техники безопасности и основ санитарии и гигиены при работе с ПК;

знание устройства компьютера, сферы его применения и сопутствующих устройств;

знание принципов работы в операционной системе WindowsXP;

знание способов хранения информации на компьютере;

знание общих сведений и назначения компьютерных технологиях и готовых программных средств;

знание основных методов обработки графической и текстовой информации;

умение соблюдать правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;

умение решать задачи с применением подходов, наиболее распространенных в информатике;

использование информационных технологий, готовых программных средств;

осуществление необходимых операций при работе в различных программах;

умение обрабатывать графическую и текстовую информацию.


Учебно -тематическое планирование

Содержание

Количество часов


Характеристика видов деятельности учащихся

Всего


Теория


Практика

1.

Компьютер

7

4

3


1.1

Вводное занятия. Техника безопасности.

История развития компьютерной техники.

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств ,

опрос

1.2

Компьютер и его основные устройства.

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

1.3

Периферийные устройства компьютера.

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

1.4

Клавиатура. Работа на клавиатуре.

1


1

лекция с использованием мультимедийных средств

1.5

Работа с мышью. Пиктограммы.

1


1

лекция с использованием мультимедийных средств

1.6

Операционная система.

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

1.7

Хранение информации на компьютере.

1


1

лекция с использованием мультимедийных средств

2.

Программное обеспечение

6

5

1

лекция с использованием мультимедийных средств

2.1

Программное обеспечение. Текстовые редакторы.

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

2.2

Программное обеспечение. Графические редакторы.

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

2.3

Программное обеспечение. Табличные редакторы.

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

2.4

Средства работы с фотографиями и рисунками

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

2.5

Программы для чтения книг и документов

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

2.6

Прикладные компьютерные программы.

1


1

лекция с использованием мультимедийных средств

3.

Текстовый редактор MSWord

5

1

4


3.1

Запуск программы MSWord

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

3.2

Ввод текста. Работа в Microsoft Word.

1


1

лекция с использованием мультимедийных средств

3.3

Форматирование текста.

1


1

лекция с использованием мультимедийных средств

3.4

Вставка таблицы. Рисунки и таблицы.

1


1

лекция с использованием мультимедийных средств

3.5

Печать документа. Копирование и сканирование документов.

1


1

лекция с использованием мультимедийных средств

4.

Графический редактор MSPowerPoint

7

2

5


4.1

Запуск программы MSPowerPoint. Главное окно

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

4.2

Настройка панелей инструментов. Настройка параметров

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

4.3

Создание новой презентации.

1


1

лекция с использованием мультимедийных средств

4.4

Просмотр и редактирование данных.

1


1

лекция с использованием мультимедийных средств

4.5

Вставка рисунков и видеофайлов из коллекции. Вставка автофигуры.

1


1

лекция с использованием мультимедийных средств

4.6

Настройка смены слайдов. Настройка анимации. Наложение звука. Произвольный показ. Предварительный просмотр. Настройка печати.

1


1

лекция с использованием мультимедийных средств

4.7

Пароли. Удаление лишних сведений из презентации.

1


1

лекция с использованием мультимедийных средств

5.

Информация

9

7

2


5.1

Информация и органы чувств.

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

5.2

Общение как информационный процесс.

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

5.3

Элементы логики. Слова-кванторы.

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

5.4

Отношения между множествами. Объединение множеств.

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

5.5

Модель и её виды. Моделирование.

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

5.6

Алгоритм. Свойства алгоритмов Координаты. Линейный и разветвлённый алгоритмы.

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

5.7

Составление разветвлённых алгоритмов.

1

1


лекция с использованием мультимедийных средств

5.8

Обучающие игры и игровые программы.

1


1

лекция с использованием мультимедийных средств


Итоговое занятие

1


1

обсуждение, заслушивание сообщений учащихся

 

Всего:

34

19

15




Содержание учебного плана


Раздел 1. Компьютер

Тема1.1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Знакомство с группой. Знакомство с правилами внутреннего распорядка в учреждении и техникой безопасности при пожаре, при угрозе террористических актов, при передвижении по дороге на занятия и домой, при работе в кабинете информатики. Обзор образовательного курса. Что такое информатика?

Тестирование «Правила работы за компьютером и поведения в компьютерном классе».

История развития компьютерной техники.

История развития компьютерной техники. Компьютер в жизни общества. Компьютер -  машина для обработки, хранения и передачи информации. Интернет. Электронная почта. Телеконференция. Кибернетика.

Опрос по теме «Компьютер в жизни школьника»


Тема 1.2.Компьютер и его основные устройства.

Системный блок, клавиатура, манипулятор «мышь», монитор. Их назначение, функции, способы настройки и регулировки. 

Кроссворд «Устройство компьютера».


Тема 1.3.Периферийные устройства компьютера.

Колонки, наушники, многофункциональное устройство, веб-камера, сканер, внешние флэш носители информации. Настройка громкости звука через колонку и наушники.

Практическая работа с периферийными устройствами компьютера

 

Тема 1.4. Клавиатура. Работа на клавиатуре.

Клавиатура  как основное устройство для ввода  информации в компьютер.

Обучающая игра на компьютере. Нажатие на клавиши правильными пальцами.  Руки солиста. VersiQ. Stamina.


Тема 1.5. Работа с мышью. Пиктограммы.

Одно из основных устройств ввода, предназначенное для управления компьютером. Пиктограммы – значки на рабочем столе.

Работа с пиктограммами рабочего стола.


Тема 1.6. Операционная система.

Понятие об операционной  системе. Какие существует операционные системы. Главное меню Windows, его назначение. Файлы и файловая система. Проводник. Панели задач.

Запуск программ с помощью главного меню Windows.


Тема 1.7. Хранение информации на компьютере.

Основные информационные процессы. Память компьютера. Внешние носители. Хранение информации, как основной информационный  процесс.

В текстовом редакторе «Блокнот» ввести текстовую информацию, сохранить её с использованием буфер обмена в памяти компьютера и на других видах внешних носителей.

Файлы и папки.

Что такое файл. Какие существуют расширения и чем они отличаются. Для чего папки и как нужно их создать.

Создать папки на  «рабочем столе», в «документах».

Создать текстовый документ в папке.

Архивация файлов.

Программы для архивации файлов: WinRAR, WinZip, 7 Zip. Основные принципы работы архиваторов.

Индивидуальная работа. Выполнить архивацию файлов, используя предложенный архиватор. Произвести сжатие файлов, архивацию, извлечение из архива.

 

Раздел 2. Программное обеспечение

 Тема 2.1. Программное обеспечение. Текстовые редакторы.

Знакомство с видами программ. Программы для работы с текстами: Word, Блокнот.

Запуск и работа в текстовом редакторе «Блокнот».

 

Тема 2.2. Программное обеспечение. Графические редакторы.

Прикладные программы.  Основы работы в графических редакторах Paint, GIMP, Krita

Запуск и работа в графическом редакторе Paint.

 

Тема 2.3.Программное обеспечение. Табличные редакторы.

Прикладные программы.  Основы работы в табличных редакторах Exel, OpenOffice Calc.

Запуск и работа в табличном редакторе Exel. Создание таблицы, простые операции с компонентами таблицы (сумма, вычитание, умножение и т.п.)


Тема 2.4. Средства работы с фотографиями и рисунками

Средства для просмотра и простого редактирования фотографий: Средство Просмотра фотографий Windows , диспетчер рисунков Microsoft Office

Индивидуальные задания. Выполнить редактирование фотографии по заданным условиям учителя (параметры размеров, контрастности, цвета) используя диспетчер рисунков Microsoft Office.


Тема 2.5 Программы для чтения книг и документов

Использования программ Adobe Reader, WinDjView, AlReader для чтения книг и учебной литературы. Настроить оптимальный режим для чтения книги, используя предложенную программу.


Тема 2.6. Прикладные компьютерные программы.

Мультимедийные и аудио программы для обработки различных данных:Media Player Classik, Adobe Flash Player,
Windows Media Player,
Winamp, VLC media player и т.п.

Работа по закреплению изученного материала с использование прикладных программ. Работа с аудио и видео файлами.


Раздел 3.Текстовый редактор MSWord

Тема 3.1. Запуск программы MSWord

Назначение текстового редактора  MSWord.  Заголовок окна. Строка меню. Вкладки и команды.

Запустить программу  MSWord, настроить параметры для работы.



Тема 3.2. Ввод текста. Работа в Microsoft Word.

Основные правила для создания текста в программе Microsoft Word.

Создать текст в программе Microsoft Word и сохранить созданный документ несколькими способами.


Тема 3.3. Форматирование текста.

Что такое форматирование текста.

Выполнить форматирование предложенного текста, части текста по заданным условиям.

 

Тема 3.4. Вставка таблицы. Рисунки и таблицы.

Способы вставки таблицы в программе Word. Создание рисунка в программе Word.


Вставка рисунка.

Вкладка «Вставка» - вставка рисунка из файла, вставка готовых фигур, таких как стрелки, элементы блок – схемы, круги.

Работа по закреплению изученного материала с использованием ПК.  Вставка рисунка из файла.


Тема 3.5. Печать документа.

Вкладка «Файл». Правила сохранения и печати документа в программе Word.

Настроить заданные параметры печати. Распечатать документ с помощью принтера.

Копирование и сканирование документов.

Программы и способы сканирования документов. Сохранение полученных файлов на компьютер. Правила подготовки документов для копирования и сканирования.

Выполнить копирование документа, используя различные настройки параметров. Выполнить сканирование документа и сохранить его в указанную папку.

Раздел 4. Графический редактор MSPowerPoint

 

Тема 4.1. Запуск программы MSPowerPoint. Главное окно.

Назначение текстового редактора MSPowerPoint. Заголовок окна. Строка меню. Вкладки и команды.

Запустить программу MSPowerPoint, настроить параметры работы.


Тема 4.2. Настройка панелей инструментов. Настройка параметров презентации.

Строка меню программы MSPowerPoint. Основные вкладки для создания и настройки  презентации.

Тестирование по теме «Основные инструменты и параметры для создания презентации»

 

 Тема 4.3. Создание новой презентации.

Алгоритм создания новой презентации. Макет и дизайн слайдов.

Создать презентацию из пяти слайдов в программе MSPowerPoint потеме «Новый год».

 

Тема 4.4. Просмотр и редактирование данных.

Команды для просмотра и редактирования презентации в программе MSPowerPoint.

Выполнить редактирование презентации и/или отдельных слайдов презентации. 

 

Тема 4.5. Вставка рисунков и видеофайлов из коллекции.

Строка меню в программе  MSPowerPoint.  Вкладка «Вставка» -вставка рисунка (видеофайла).

Создать несколько слайдов, используя коллекцию программы.

Вставка автофигуры.

Вставка готовых фигур, таких как прямоугольники,  линии, круги, стрелки, элементы блок – схемы.

Создать композицию из нескольких слайдов, используя готовые фигуры.

 

Тема 4.6. Настройка смены слайдов. Настройка анимации. Наложение звука. Произвольный показ.

Строка меню. Вкладка «Анимация» и «Показ слайдов».

Настроить презентацию для показа.

Предварительный просмотр. Настройка печати.

Как нужно организовать предварительный просмотр и настроить печать.

Выполнить действия для предварительного просмотра готовой презентации. Распечатать презентацию и/или часть презентации.

 

Тема 4.7. Пароли. Удаление лишних сведений из презентации.

Алгоритм для удаления лишних сведений  из презентации.

Представление и демонстрация своей презентации.

 

Раздел  5. Информация

 

Тема 5.1. Информация и органы чувств.

Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним  миром и человеком.

Задания на карточках: определить виды информации.

 

Тема 5.2. Общение как информационный процесс.

Структура и способы информационной связи. Средства массовой коммуникации в структуре общения.

Викторина по теме «Источник и приемник информации».

 

Тема 5.3. Элементы логики. Слова-кванторы.

Человек и обработка информации. Логика – слова. Результат получения информации.

Работа по закреплению изученного материала с использованием ПК.

Обучающая игра на компьютере: дополнить пары недостающими элементами и создавать новую пару.

 

Тема 5.4. Отношения между множествами. Объединение множеств.

Множества.  Подмножества. Множества и операции с ними.

Игра  «Всё наоборот».

Обучающая игра на компьютере: знакомство с элементами множества,  выделить группы внутри множества.

 

Тема 5.5. Модель и её виды.

Что такое модель. Натурные  и  информационные модели. Карты, планы, схемы, таблицы графики, рисунки, чертежи– информационные графические модели.

Создать таблицу в программе Word и сохранить её.


Моделирование.

Что такое моделирование. Виды моделирования. Основные характеристики информационных моделей.

Обучающая игра на компьютере диск «Мир информатики».

 

Тема 5.6. Алгоритм. Свойства алгоритмов.

Что такое алгоритм?  Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Какие бывают алгоритмы.  Языки программирования.

Выполнять задание на карточке:  задача «перевозчик».

Задание с использованием ПК: читать и определить тип каждого алгоритма.

 

Координаты.

Координаты точки.  Нахождение точки по координатам  (X,Y).

Создать рисунок, соединяя точки по заданным координатам.

 

Линейный и разветвлённый алгоритмы.

Правила создания линейного и разветвлённого алгоритма.

В программе  Блокнот создать линейный алгоритм.

 

Составление разветвлённых алгоритмов.

Правила создания разветвлённого алгоритма.

Найти и записать пример применения разветвлённого алгоритма в известных сказках.

 

Тема 5.7. Обучающие игры и игровые программы.

Виды обучающих игр. Роль обучающих игр в процессе обучения.

Обучающая игра на компьютере – Детская энциклопедия Кирилла и  Мефодия.


Итоговые занятия

Итоговая работа:  Презентация   «Поздравительная открытка». Создать презентацию, используя несколько прикладных программ.



Материально-техническое обеспечение

1. Жигарев А. Н., Н.В. Макарова Основы компьютерной грамоты. – СПб.: Питер, 2005.

2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. –

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

3. Левин А.Ш. Краткий самоучитель работы на компьютере. 2-е изд. – СПб., 2005. Перспектива. 

4. Макарова Н.В. Информатика 5-6 класс. – СПб.: Питер, 2005.

5. Макарова Н.В.. Практикум-задачник по моделированию. – СПб.: CD-диски:

Практический курс «WINDOWS 2000»

Практический курс”WORD 2000”

Упражнения по текстовому редактору WORD

Самоучитель Word 2010

Мультимедийные презентации:

Техника безопасности в компьютерном классе

Сказка о компьютерном мире

Сказка КОМПЬЮТЕР_ТЕРЕМОК (строение компьютера)

Информатика-основные понятия

Компьютер и здоровье школьника

Компьютер. Основные устройства компьютера.

Компьютер. Периферийные устройства компьютера.

Компьютер. Устройства ввода и вывода информации

Носители и накопители информации

Носители информации

Макромедиа: «Как найти в Интернете картинку»

Макромедиа: «Работа с принтером и сканером»

Клавиатура

Принтеры

Power Point

Электронные таблицы

Операционные системы

Основы работы с презентационным процессором Power Point

Упражнения к программе Excel

Таблицы в Word


(Презентации для уроков размещены на сайте Авторская мастерская Л.Л.Босовой по адресу

 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor5/presentations/)


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.