Рабочая программа курса «Этическая грамматика» для 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Этическая грамматика» для 4 класса разработана на основе примерной авторской программы по «Этике» С.Г. Колбовской в соответствии с.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в общении с окружающими;
прививать устойчивые нормы поведения;
научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
ознакомить с атрибутикой, имеющей отношение к этикету.
развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками, в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами русского языка;
развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
формировать способность интегрироваться в группу сверстников по возникающим вопросам и строить продуктивные взаимоотношения;
формировать умение управлять своим поведением в семье;
Общая характеристика курса
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности в форме курса «Этика».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание курса «Этическая грамматика»
Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Описание места курса «Этической грамматики» во внеурочной деятельности
Программа «Этической грамматики» реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности и на основе программы духовно-нравственного развития и воспитания, а также направлена на реализацию воспитательных задач.
Поурочное планирование составлено на 34 рабочие недели из расчёта 1 час в неделю (всего 34 часа) по 45 минут.
Ценностные ориентиры
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
Традиционными источниками нравственности являются:
• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему пароду, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, (забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся достаточно хорошо могут ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Материально техническое обеспечение
Методическое пособие для учителей начальных классов «Уроки этики» под редакцией С.Г. Колбовской, Ярославль;
Хрестоматия по этике, составители С.Г. Колбовская, Л.М. Косоурихина, Ярославль;
Уроки этики. Сборник методических материалов для учителей. Под редакцией С.Г. Колбовской, Ярославль;
Этика книга для родителей, автор-составитель С.Г. Колбовска, под редакцией к.п.н. Т.А. Степановой, Ярославль;
Этика. Для семейного чтения. С.Г. Колбовская, Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2009.
А так же на занятиях будут использоваться художественная литература, репродукции картин, музыкальные произведения, Интернет-ресурсы, интерактивная доска.
Тематическое планирование.
Название раздела |
Кол – во часов |
Введение |
1 час |
2.Нравственные категории |
6 часа |
3.Воспитанность. Составные воспитанности |
3 часа |
4. Культура общения |
5 часа |
5. Культура внешности |
5 часа |
6. Культура организации повседневной жизни |
3 часа |
7. Самопознание. Самовоспитание. |
5 часа |
8. Семья – школа нравственности. |
6 часа |
Всего: |
34 часа |
Поурочное планирование
№ |
Дата |
Тема |
«Введение» (1 час) |
||
|
«Самая большая ценность – человек!» |
|
Нравственные категории (6 часов) |
||
2. |
«О доброте человеческой.» (Г. Андерсен «Девочка, наступившая на хлеб») |
|
3. |
«Как найти клад в жизни?» ( Труд на благо себе и другим. Для чего человек трудится?) |
|
4 |
«Мальчик с девочкой дружил». «Снежная королева». |
|
5 |
«Без друзей меня чуть-чуть». ( Дружба согревает душу, как платье тело, как солнце – все живое). |
|
6 |
Знать, понимать, беречь природу. (Г.Андерсен «Ель») |
|
7 |
Святая должность на земле ( О матери). |
|
Воспитанность. Составные воспитанности. (3 часа) |
||
8 |
Главные секреты воспитанности. (Законы природы) |
|
9 |
Воспитанность внешняя и внутренняя. Быть или казаться. ( Воспитанный человек продлевает свой век. И не только свой.) |
|
10 |
Помни о тех, кто рядом. (Воспитанный человек не доставляет беспокойство окружающим). |
|
Культура общения. ( 5 часов) |
||
11 |
«Хоть плохо мне, но это не причина, что бы доставлять страдания другим». Эсхил. |
|
12 |
Спор, но не ссора. (Об умении вести диалог. Урок- тренинг). |
|
13 |
Разделенная радость- двойная радость. |
|
14 |
Разделенная боль- половина боли.( Об умении разделить чужую радость и боль). |
|
15 |
Я в ответе за свое поведение.(Обобщающий урок – дискуссия. Человек отражается в своих поступках. «Человек есть не что иное, как ряд его поступков» Г. Гегель) |
|
Культура внешности ( 5 часов) |
||
16 |
Всегда ли красив красивый человек? ( Оформление внешности) |
|
17 |
Секреты красоты. ( О приветливости, сдержанности, доброжелательности в поведении, в отношениях). |
|
18 |
В здоровом теле- здоровый дух, или еще раз о вредных привычках. ( О вреде курения, алкоголя) |
|
19 |
Язык одежды. ( О назначении одежды. Куда и как одеться.) |
|
20 |
О том, чего не уведешь в зеркале, или « Сверху красота – в нутрии пустота». |
|
Культура организации повседневной жизни (3 часа ) |
||
21 |
Почему человека тянет домой? |
|
22 |
Куда ты идешь, когда тебе плохо? |
|
23 |
Мой дом – моя крепость. ( Обобщающий урок о том, как сделать так, что бы дом защищал от всех бед.) |
|
Самопознание, самовоспитание(5 часа) |
||
24 |
Познай себя сам. «Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь» (О том, кто я? Какой я? О совершенствовании моего «Я») |
|
25 |
Помоги себе сам. «Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя». Восточная мудрость. ( О само воспитании, о воспитании воли, характера, о преодолении недостатков) |
|
26 |
Придела совершенству нет. (О самосовершенствовании, о том, как стать духовно богатым). |
|
27 |
« Много есть чудес на свете, Человек – их всех чудесней». Софокл. |
|
28 |
Благодарю за то, что я такой. |
|
Семья – школа нравственности.(6 часов) |
||
29 |
Святая должность на земле. (По сказке «Подменыш».) |
|
30 |
Зачем живут старые люди? (Ю. Яковлев «Ваваклава», В Осеева «Бабка») |
|
31 |
Семейный праздник. (Духовное богатство семьи, традиции семьи) |
|
32 |
Уроки мамы и бабушки. Мужчины в нашей семье. |
|
33 |
Родители в семье и в моей жизни. |
|
34 |
Честь нашей семьи. |