12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Емельянова Анна Александровна443
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Этическая грамматика» для 4 класса разработана на основе примерной авторской программы по «Этике» С.Г. Колбовской в соответствии с.

Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в общении с окружающими;

прививать устойчивые нормы поведения;

научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;

ознакомить с атрибутикой, имеющей отношение к этикету.

развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками, в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами русского языка;

развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.

воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;

формировать способность интегрироваться в группу сверстников по возникающим вопросам и строить продуктивные взаимоотношения;

формировать умение управлять своим поведением в семье;

Общая характеристика курса

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности в форме курса «Этика».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание курса «Этическая грамматика»

Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Описание места курса «Этической грамматики» во внеурочной деятельности

Программа «Этической грамматики» реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности и на основе программы духовно-нравственного развития и воспитания, а также направлена на реализацию воспитательных задач.

Поурочное планирование составлено на 34 рабочие недели из расчёта 1 час в неделю (всего 34 часа) по 45 минут.

Ценностные ориентиры

Содержанием духовно-нравственного развития и воспита­ния являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Традиционными источниками нравственности являются:

патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему пароду, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и нацио­нальная; уважение и доверие к людям, институтам государ­ства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

семья — любовь и верность, забота, помощь и поддерж­ка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, (забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, спо­собность к личностному и нравственному выбору;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

наука — ценность знания, стремление к познанию и ис­тине, научная картина мира;

традиционные религии — представления о вере, духов­ности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе меж­конфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетичес­кое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная приро­да, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие и ува­жение культур и народов, прогресс человечества, международ­ное сотрудничество.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся достаточно хорошо могут ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Материально техническое обеспечение

Методическое пособие для учителей начальных классов «Уроки этики» под редакцией С.Г. Колбовской, Ярославль;

Хрестоматия по этике, составители С.Г. Колбовская, Л.М. Косоурихина, Ярославль;

Уроки этики. Сборник методических материалов для учителей. Под редакцией С.Г. Колбовской, Ярославль;

Этика книга для родителей, автор-составитель С.Г. Колбовска, под редакцией к.п.н. Т.А. Степановой, Ярославль;

Этика. Для семейного чтения. С.Г. Колбовская, Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2009.

А так же на занятиях будут использоваться художественная литература, репродукции картин, музыкальные произведения, Интернет-ресурсы, интерактивная доска.


 


 


 


 


 


 


 

Тематическое планирование.

Название раздела

Кол – во часов

Введение

1 час

2.Нравственные категории

6 часа

3.Воспитанность. Составные воспитанности

3 часа

4. Культура общения

5 часа

5. Культура внешности

5 часа

6. Культура организации повседневной жизни

3 часа

7. Самопознание. Самовоспитание.

5 часа

8. Семья – школа нравственности.

6 часа

Всего:

34 часа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Поурочное планирование

Дата

Тема

«Введение» (1 час)

 

 

«Самая большая ценность – человек!»

Нравственные категории (6 часов)

2.

 

«О доброте человеческой.» (Г. Андерсен «Девочка, наступившая на хлеб»)

3.

 

«Как найти клад в жизни?» ( Труд на благо себе и другим. Для чего человек трудится?)

4

 

«Мальчик с девочкой дружил». «Снежная королева».

5

 

«Без друзей меня чуть-чуть». ( Дружба согревает душу, как платье тело, как солнце – все живое).

6

 

Знать, понимать, беречь природу. (Г.Андерсен «Ель»)

7

 

Святая должность на земле ( О матери).

Воспитанность. Составные воспитанности. (3 часа)

8

 

Главные секреты воспитанности. (Законы природы)

9

 

Воспитанность внешняя и внутренняя. Быть или казаться. ( Воспитанный человек продлевает свой век. И не только свой.)

10

 

Помни о тех, кто рядом. (Воспитанный человек не доставляет беспокойство окружающим).

Культура общения. ( 5 часов)

11

 

«Хоть плохо мне, но это не причина, что бы доставлять страдания другим». Эсхил.

12

 

Спор, но не ссора. (Об умении вести диалог. Урок- тренинг).

13

 

Разделенная радость- двойная радость.

14

 

Разделенная боль- половина боли.( Об умении разделить чужую радость и боль).

15

 

Я в ответе за свое поведение.(Обобщающий урок – дискуссия. Человек отражается в своих поступках. «Человек есть не что иное, как ряд его поступков» Г. Гегель)

Культура внешности ( 5 часов)

16

 

Всегда ли красив красивый человек? ( Оформление внешности)

17

 

Секреты красоты. ( О приветливости, сдержанности, доброжелательности в поведении, в отношениях).

18

 

В здоровом теле- здоровый дух, или еще раз о вредных привычках. ( О вреде курения, алкоголя)

19

 

Язык одежды. ( О назначении одежды. Куда и как одеться.)

20

 

О том, чего не уведешь в зеркале, или « Сверху красота – в нутрии пустота».

Культура организации повседневной жизни (3 часа )

21

 

Почему человека тянет домой?

22

 

Куда ты идешь, когда тебе плохо?

23

 

Мой дом – моя крепость. ( Обобщающий урок о том, как сделать так, что бы дом защищал от всех бед.)

Самопознание, самовоспитание(5 часа)

24

 

Познай себя сам. «Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь» (О том, кто я? Какой я? О совершенствовании моего «Я»)

25

 

Помоги себе сам. «Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя». Восточная мудрость. ( О само воспитании, о воспитании воли, характера, о преодолении недостатков)

26

 

Придела совершенству нет. (О самосовершенствовании, о том, как стать духовно богатым).

27

 

« Много есть чудес на свете, Человек – их всех чудесней». Софокл.

28

 

Благодарю за то, что я такой.

Семья – школа нравственности.(6 часов)

29

 

Святая должность на земле. (По сказке «Подменыш».)

30

 

Зачем живут старые люди? (Ю. Яковлев «Ваваклава», В Осеева «Бабка»)

31

 

Семейный праздник. (Духовное богатство семьи, традиции семьи)

32

 

Уроки мамы и бабушки. Мужчины в нашей семье.

33

 

Родители в семье и в моей жизни.

34

 

Честь нашей семьи.


 


 

 


 


 


 

 


 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.