Рабочая программа «Этическая грамматика» (5-9 классы)
Рабочая программа «Этическая грамматика»
для учащихся коррекционной школы – интернат VIII вида
5-9 класс
Содержание программы
Краткая характеристика занятий 3-5 стр.
Пояснительная записка 6-7 стр.
Методы обучения 8 стр.
Ожидаемые результаты 9 стр.
Тематическое планирование 10-20 стр.
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Список использованной литературы 25стр.
«Золотое правило этики» –
«не делай другому того, чего не хочешь,
чтобы делали тебе»
Краткая характеристика занятий
Слово «этикет» родилось во Франции в период правления короля Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения. Именно тогда их, правила поведения, общения и учтивости, стали называть этикетом.
Этикет – явление исторически изменчивое, и, конечно, этикет сегодняшнего дня значительно отличается от правил «хорошего тона» и приличных манер не только времен Людовика XIV, но и эпохи российского императора Петра I: по сравнению с ними современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан на сближение людей, это, прежде всего искусство общения и поведения в обществе. По словам академика Д.С. Лихачева, «в основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».
Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека.
Направленность, актуальность, педагогическая целесообразность, новизна, отличительная особенность программы
Программа «Этическая грамматика» относится к программам социально-педагогической направленности и является общекультурной по уровню своего освоения.
Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.
Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не все равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймет, что его поведение – не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Данная программа поможет воспитанникам выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.
Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.
Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом.
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Воспитанник продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая все более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.
Программа предполагает применение здоровьесберегающих приемов и методов.
Пояснительная записка
Курс групповых занятий с подростками 5-9 классов рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Он включён в учебный план и рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры.
Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий подростков на нравственные ценности. Это достигается путем того, что содержание занятий и их методическая инструментовка объединяют в логическую канву знания, чувства и поведение подростков. Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путем включения в занятие психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества.
Цель: помочь формированию нравственных знаний, воспитанию чувств и накоплению нравственного опыта поведения.
Важный компонент занятий – ориентация на формирование нравственной оценки и самооценки подростков. На занятиях школьники периодически ставятся перед проблемой нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих совершенных или предполагаемых поступков. Этому способствуют виды деятельности, используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения.
Занятия предполагают решение следующих задач:
обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
вооружение школьников знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;
формирование воспитанности;
систематическое накопление и обогащение привычек нравственного поведения обучающихся путем организации их практической деятельности;
организация нравственного самовоспитания школьников;
формирование у детей умения оценивать свое (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.
Материал курса 8-9 класса рассчитан на осмысление философских проблем бытия: для чего живет человек, как следует относиться к жизни, что есть достоинство, добродетель, совесть и т. д. Используя философские произведения известных мыслителей, писателей, мир афоризмов и изречений – все это предоставляет школьникам широкий простор для выбора и утверждения своих жизненных позиций.
Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработать у ребят адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру, восстановить доброе отношение и к себе, и к людям.
Закрепляются достигнутые знания и во внеурочной деятельности, разнообразной как по форме, так и по содержанию: проводятся этические диалоги на заданную тему, конкурсы школьных радиопередач по нравственной тематике, вечера инсценированной песни, творческие калейдоскопы и др.
В учебно-тематический план курса «Этическая грамматика» (с 5 по 9 класс) введены темы экологической направленности. Уроки этики, затрагивающие проблемы охраны природы, развития любви ко всему живому важны и необходимы для укрепления нравственных позиций подростков.
Методы обучения
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.
Рассказом начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой.
С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.
Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям лучше усвоить материал программы.
С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.
Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения.
Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.
Ожидаемые результаты
Получив знания по данным темам, воспитанники занятия «Этическая грамматика» должны:
усвоить основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.;
иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
соблюдать школьный этикет;
обладать культурой речи;
соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах;
уметь культурно вести себя в гостях, знать навыки приема гостей;
уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности, чести и достоинства;
в общении быть вежливым, тактичным, уважать вкусы и взгляды другого человека стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.
Тематическое планирование
5 класс
№ |
Тема |
Характеристика деятельности учащихся |
||
Введение |
||||
1. |
Что такое этика? |
Беседа |
||
2. |
Вежливость как основа воспитанности |
Консультация |
||
3. |
Точность, обязательность, аккуратность |
Информация |
||
Мои друзья |
||||
4. |
О дружбе. Как становятся друзьями |
Беседа. Комментированное чтение |
||
5. |
Жадность и ложь |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций |
||
6. |
О дружбе и понимании |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций |
||
Культура и правила поведения |
||||
7. |
Вежливость. Уважение. Деликатность |
Беседа |
||
8. |
Правила вежливости с близкими, окружающими людьми |
Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с родственниками, друзьями |
||
9. |
Правила вежливости в незнакомом городе |
Беседа. Анализ поведения |
||
10. |
Поведение культурного человека на отдыхе, в гостях |
Беседа. Анализ поведения |
||
11. |
Поведение культурного человека в общественных местах, в школе |
Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с учителем |
||
Нравственность |
||||
12. |
Чуткость и забота |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
||
13. |
Честность и лживость |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
||
14. |
Совестливость и бессовестность |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
||
15. |
Справедливость |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
||
16. |
Уважение или толерантность |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
||
17. |
Мораль |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
||
18. |
Добро и зло в жизни людей |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
||
19. |
Что такое благо и стоит ли его творить? |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
||
20. |
О благодарности |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
||
21. |
Внутренний мир человека |
|||
22. |
Что такое личные качества человека? |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
||
23. |
Ответственность за свои поступки и поведение |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
||
24. |
Точность и обязательность |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
||
25. |
Верность слову - честь |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
||
Человеческая жизнь - высшая ценность |
||||
26. |
Что такое ценности? |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций |
||
27. |
Ценности человеческой жизни |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций |
||
28. |
Что такое подвиг? |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ |
||
29. |
Жизнь дана на добрые дела |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ |
||
30. |
Смысл и счастье жизни |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ |
||
Искусство и современная культура |
||||
31. |
Творчество как способ осмысления жизни |
Беседа. Презентация |
||
32. |
Умозрение в красках |
Беседа. Презентация |
||
33. |
Массовая культура |
Беседа. Презентация |
||
Заключение. Обобщающее занятие |
6 класс
№ |
Тема занятия |
Характеристика деятельности учащихся |
Введение |
||
1. |
Что такое этика? |
Беседа. Презентация |
Правила культуры поведения |
||
2. |
Поведение культурного человека в труде |
Беседа. Комментированное чтение |
3. |
Поведение культурного человека на отдыхе |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций |
4. |
Правила культуры поведения |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций |
Дела и поступки нравственного человека |
||
5. |
Доброе сердце |
Беседа |
6. |
Чуткость и забота |
Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с родственниками, друзьями |
7. |
Долг и забота |
Беседа. Анализ поведения |
8. |
Что посеешь, то и пожнешь |
Беседа. Анализ поведения |
Нравственные обязанности |
||
9. |
Поступки — это поведение |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
10. |
От чего зависит поведение? |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
11. |
Нравственные обязанности перед близкими людьми |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
12. |
Нравственные обязанности перед обществом |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
13. |
Обязанности и долг перед Родиной |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
Культура внутреннего мира |
||
20. |
Понимание других |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
21. |
Требовательность к себе |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
22. |
Ответственность за свои поступки и поведение |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
23. |
Ответственность за свои дела и поступки |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
23. |
Точность и обязательность |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций |
24. |
Верность обещанию |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций |
25. |
Верность слову - честь |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций |
Нравственные законы |
||
26. |
Честность и лживость |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация |
27. |
Что такое долг |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций |
28. |
Совестливость и бессовестность |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ |
29. |
Можно ли человеку прожить без совести |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ |
30. |
Российские люди в государстве |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ Презентация |
31. |
Человеческое достоинство. Что делать если тебя унижают |
Беседа. Презентация |
32. |
Честь и бесчестие |
Беседа. Презентация |
33. |
Равенство или равноправие |
Беседа. Презентация |
34. |
Справедливость |
Беседа. Презентация |
Заключение. Обобщающее занятие |
7 класс
№ |
Тема занятия |
Характеристика деятельности учащихся |
|
Введение |
|||
1. |
Что такое этика? |
Беседа. Презентация |
|
Примирение с собой |
|||
2. |
Что в тебе имени моем. |
Беседа. Комментированное чтение |
|
3. |
Идеалы или образцы для подражания |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций |
|
4. |
Истинное счастье человека |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций |
|
5. |
Физическая культура и здоровый образ жизни |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций |
|
Мы живем среди людей |
|||
6. |
Дела житейские |
Беседа |
|
7. |
Потребности и интересы |
Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с родственниками, друзьями |
|
8. |
Нравственная оценка и нравственные законы |
Беседа. Анализ поведения |
|
9. |
Принципиальность и беспринципность |
Беседа. Анализ поведения |
|
10. |
Мысли, чувства и желания |
Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с педагогом |
|
11. |
Я тебя слушаю |
Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с педагогом |
|
12. |
Нравственный выбор и ответственность |
Беседа. Анализ поведения |
|
13. |
Нравственный выбор и верность |
Беседа. Анализ поведения |
|
Нравственные законы жизни |
|||
14. |
Не быть равнодушным |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
|
15. |
За что уважают и кого уважают |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
|
16. |
Уважение или толерантность |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
|
17. |
Уважение старших в семье |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
|
18. |
Уважение старших в школе |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
|
19. |
Уважение старших - закон жизни |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
|
20. |
Почитание, почтение и уважение |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
|
21. |
Чуткость, и предупредительность |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
|
22. |
Вежливость и деликатность |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
|
Мир человека с природой |
|||
23. |
Сила материнской любви |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
|
24. |
Бессознательная и сознательная жизнь |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
|
25. |
Мир русского пейзажа и живописи |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
|
26. |
«Над вечным покоем» |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
|
27. |
Созидание или разрушение |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
|
Слово и образ |
|||
28. |
И.А. Гончаров « Сильнее всякой морали» |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация |
|
29. |
Н.С. Лесков «Отчего на свете доброе не ладится»? |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация |
|
30. |
И.С. Тургенев «Когда ноет в самом нутре» |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация |
|
31 |
В. Немирович-Данченко «Пока еще сердце бьется в груди» |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация |
|
32. |
А.П. Чехов «Художество» |
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация |
|
Заключение. Итоговое занятие |
8 класс
№ |
Тема занятия |
Характеристика деятельности учащихся |
||
Введение |
||||
1. |
Что такое этика? |
Беседа. Презентация |
||
Нравственные понятия и категории |
||||
2. |
Главные понятия морали |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
||
3. |
Добро и зло в жизни людей |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
||
4. |
Что такое благо и стоит ли его творить? |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
||
5. |
Кому тяжелее жить — доброму или злому? |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
||
6. |
«Спасибо». О благодарности |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
||
7. |
Добро и зло в сказках народов мира |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
||
8. |
Добро и зло в мифах народов мира |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
||
Дар жизни бесценный |
||||
9. |
Бессознательная и сознательная жизнь |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
||
10. |
Голова или пустой котелок |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
||
11. |
Войны |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
||
12. |
Экстремальные ситуации |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
||
13. |
Грех самоубийства |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
||
14. |
Психологический кризис |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
||
15. |
Что такое мое «я» |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
||
16. |
Л.Н. Толстой «А для чего жить то»? |
Беседа. Анализ поведения. Презентация |
||
17. |
Ф.М. Достоевский «Преображение утром перед дуэлью» |
Беседа. Анализ поведения. Презентация |
||
Духовно-нравственные ценности |
||||
18. |
Что такое ценности? |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
||
20. |
Человеческая жизнь - высшая ценность |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
||
21. |
Ценности человеческой жизни |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
||
22. |
Базовые ценности человека |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
||
23. |
Ценности и моральный долг |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
||
24. |
Что такое подвиг? |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
||
25. |
Жизненные ценности и духовно-нравственные нормы жизни |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
||
26. |
К.С. Льюис. Главные добродетели человека |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
||
27. |
Добродетельные люди |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
||
28. |
Жизнь дана на добрые дела |
Беседа. Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития |
||
29. |
Смысл и счастье жизни |
Беседа |
||
Союз священный |
||||
30. |
Выслушивание другого |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
||
31. |
Символы симпатии и любви |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
||
32. |
Мудрость любви |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
||
33. |
Защита и возрастание любви |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
||
Заключение. Обобщающее занятие |
9 класс
№ |
Тема занятия |
Характеристика деятельности учащихся |
Введение |
||
1. |
Что такое этика? |
Беседа. Презентация |
Личное, общее и всеобщее |
||
2. |
Настроение и интересы |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
3. |
Опасности и спасение |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
4. |
Смелость, мужество или безрассудство |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
5. |
Не давши слова — крепись, а давши — держись! |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
6. |
«Слово — серебро, а молчание — золото» |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
7. |
Рыцарь, друг и дружина. |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
8. |
В чести честь. Герб |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
9. |
Дружба и друзья. Правила дружбы |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
10. |
Флаг и герб России |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация |
В ладу с собой |
||
11. |
Тревоги, беспокойства и страхи |
Беседа |
12. |
Понимание себя |
Беседа. Работа в парах: оставление приветствия при встрече с родственниками, друзьями |
13. |
Разумен ли эгоизм. Эгоизм и эгоцентризм |
Беседа. Анализ поведения. Презентация |
14. |
Праздник непослушания |
Беседа. Анализ поведения |
15. |
О нравственной оценке и нравственном законе (И. Кант о нравственном законе внутри нас) |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
16. |
Невидимая брань |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
17. |
Диалог с совестью |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
Союз священный |
||
18. |
И.С. Тургенев « Первая любовь» |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации |
19. |
Муж – глава жены? |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. |
20. |
Когда в сердце разгорается любовь |
Беседа. Анализ поведения. Презентация |
21. |
Жизнь в браке |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. |
22. |
Пробные браки |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. |
23. |
Кризис семьи |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. |
24. |
Любовь родителей к детям |
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. |
25. |
Любовь детей к родителям |
Беседа. Анализ поведения. Презентация |
26. |
Русская семья |
Беседа. Анализ поведения. Презентация |
27. |
Жива ли дружба в современном мире |
Беседа. Анализ поведения. Презентация |
Искусство и современная культура |
||
28. |
Творчество как способ осмысления жизни |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций |
29. |
Е. Трубецкой. Умозрение в красках. Немая проповедь душевной чистоты |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций |
30. |
Массовая культура |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций |
31. |
«Разве можно на этом свете не быть зубастым?» по рассказу А.П. Чехова «Размазня» |
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций |
Заключение. Обобщающее занятие |
Список использованной литературы
Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;
Богуславская Н.Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРГО 2000;
Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001;
Дами Э. «Хорошие манеры»;
Иванова В.В. «Девчоночьи секреты», Москва. Лабиринт, 2004;
Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 2002;
Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», Москва. Просвещение, 2002;
Лихачева Л.С. «Школа этикета»;
Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,2006;
Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;
Стрелкова Л.Н. «Уроки сказок» - Москва: Педагогика, 2013.
Насонкина С.А. «Уроки этикета», СПб: АКЦИДЕНТ – 2001;
Снегирева А.Л. «Этикет для юных леди» - Москва: РИПОЛ, 2003.