Программа внеурочной деятельности «Этическая грамматика» для 1 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Этическая грамматика» для 1 класса разработана в соответствии с Образовательной программой МОУ СОШ №1.
Цель программы заключается в формировании нравственных качеств личности, развитии коммуникативной культуры и культуры поведения обучающихся посредством познания этикета в ходе освоения материала данной образовательной программы.
Задачи:
познакомить детей с историей возникновения этикета;
формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в общении с окружающими;
прививать устойчивые нормы поведения;
научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
ознакомить с атрибутикой, имеющей отношение к этикету.
развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками, в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами русского языка;
развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
формировать способность интегрироваться в группу сверстников по возникающим вопросам и строить продуктивные взаимоотношения;
Общая характеристика
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики»), так и во внеурочной деятельности в форме курса «Этической грамматики».
Программа ориентирована на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Содержание курса «Этическая грамматика»
Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Основными формами работы внеурочной деятельности является : игра – соревнование, праздник, беседа, игра, инсценировка литературного произведения, конкурсы, творчества, КВН, деловая игра, путешествия.
Основные формы работы:
Индивидуальная работа,
Групповая работа,
Фронтальная работа
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этической грамматики».
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы «Этическая грамматика» необходимы материально-технические средства:
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Тематическое планирование
№ |
Раздел темы |
Часы |
|
Введение |
1 |
|
Нравственные категории |
14 |
|
Воспитанность. Составные воспитанности |
2 |
|
Культура общения |
4 |
|
Культура внешности |
3 |
|
Культура организации повседневной жизни |
4 |
|
Самопознание. Самовоспитание. |
- |
|
Семья — школа нравственности |
4 |
9. |
Заключение |
1 |
Итого |
33 |
Поурочное планирование
№ |
Тема урока |
Примечание |
|||
|
Введение «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Чтобы всем было хорошо, надо этому учиться. Знакомство с предметом этика. Для чего эти уроки.) |
По стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» |
|||
|
Нравственные категории «Легко ли быть человеком?» |
Д. Родари «Путешествие голубой стрелы.» |
|||
|
«Добрым быть совсем не просто» |
В. Осеева «Отомстила» |
|||
|
«История о добром сердце» |
Ш. Перро «Золушка» |
|||
|
«Я могу быть волшебником и творить добро словом и делом» |
А.Чувилин «Как Машенька чудеса искала» |
|||
|
«Самое главное, что у тебя большое сердце» |
Б.Заходер «Серая звездочка» |
|||
|
«Друзья нашего детства» |
Д. Драгунский «Друг детства» |
|||
|
«Зачем нужно печальное?» |
Г. Андерсен «Ромашка» |
|||
|
«Учусь дружить» («Человек без друга — птица с одним крылом, жить будет, ходить по земле будет, а летать никогда») |
Седунов «Дом с трубой и без трубы» |
|||
|
«Любить — это защищать и заботиться» |
Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» |
|||
|
«Учусь быть честным» |
(По корейской сказке «Честный мальчик» |
|||
|
«Какая красота важнее» |
Р. Погодин «Жаба» |
|||
|
«Элементарные правила рыцарства» |
Е. Пермяк «Надежный человек» |
|||
|
«Учусь быть приветливым и вежливым» |
По мексиканской сказке «Вежливый кролик» |
|||
|
С чего начинается Родина?» |
||||
|
Воспитанность. Составные воспитанности «Какого человека можно назвать воспитанным?» |
||||
|
«Еже - ли вы вежливы» (О том, как важно и приятно быть вежливым) |
||||
|
Культура общения «...Ты да я, да мы с тобой...» (Об умении вести себя в коллективе сверстников) |
||||
|
«Я дочь иль сын, сестра иль брат» (О поведении в семье) |
||||
|
«Если бы я был волшебником» (О способности радовать других, о поздравлениях, подарках) |
||||
|
«У меня зазвонил телефон» (Об этикете телефонного разговора) |
||||
|
Культура внешности «В гостях у Мойдодыра» |
||||
|
«Если хочешь быть здоров, закаляйся!» |
С. Прокофьев и Г. Сапгир «Румяные щеки» |
|||
|
«Почему привычки бывают вредными? (О том, как вредные привычки портят внешность» |
||||
|
«Культура организации повседневной жизни» «Вещи — друзья и помощники. (Вещи — помощники дома, в школе, нужные вещи и не очень. Вещи как память об ушедшем времени) |
К. Чуковский «Федорино горе», С. Маршак «Книжка про книжку», В Осеева «Бабка» |
|||
|
«Дом, в котором я живу» (Мой адрес. Как мне найти свой дом) |
||||
|
«Уют и порядок в моем доме» (От кого зависят уют и порядок в доме? Как сделать, чтобы было уютно?) |
||||
|
«Семья — школа нравственности» «Семь — я». (Понятие о семье. Обо мне, о моих родителях) |
||||
|
«Загляни в семейный альбом» (Кто в нем «живет», кто они мне, а я — им? Родня, кто же это?) |
||||
|
«Любимые занятия в моей семье» (Чем занимаемся? Что поем? Что читаем, что любим всей семьей?) |
||||
|
«Вместе с папой, вместе с мамой» Игра - соревнование |
||||
|
Заключительное занятие |
||||
|
Праздник «Мама, папа, я – дружная семья» |