Программа внеурочной деятельности «Этическая грамматика» для 1 класса

5
0
Материал опубликован 15 March 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Этическая грамматика» для 1 класса разработана в соответствии с Образовательной программой МОУ СОШ №1.

Цель программы заключается в формировании нравственных качеств личности, развитии коммуникативной культуры и культуры поведения обучающихся посредством познания этикета в ходе освоения материала данной образовательной программы.

Задачи:

познакомить детей с историей возникновения этикета;

формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в общении с окружающими;

прививать устойчивые нормы поведения;

научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;

ознакомить с атрибутикой, имеющей отношение к этикету.

развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками, в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами русского языка;

развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.

воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;

формировать способность интегрироваться в группу сверстников по возникающим вопросам и строить продуктивные взаимоотношения;

Общая характеристика

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики»), так и во внеурочной деятельности в форме курса «Этической грамматики».

Программа ориентирована на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Содержание курса «Этическая грамматика»

Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Основными формами работы внеурочной деятельности является : игра – соревнование, праздник, беседа, игра, инсценировка литературного произведения, конкурсы, творчества, КВН, деловая игра, путешествия.

Основные формы работы:

Индивидуальная работа,

Групповая работа,

Фронтальная работа

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этической грамматики».

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программы «Этическая грамматика» необходимы материально-технические средства:

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

Тематическое планирование

Раздел темы

Часы

  1.  

Введение

1

  1.  

Нравственные категории

14

  1.  

Воспитанность.

Составные воспитанности

2

  1.  

Культура общения

4

  1.  

Культура внешности

3

  1.  

Культура организации повседневной жизни

4

  1.  

Самопознание. Самовоспитание.

-

  1.  

Семья — школа нравственности

4

9.

Заключение

1

 

Итого

33

Поурочное планирование

Тема урока

Примечание

 

 

Введение

«Что такое хорошо и что такое плохо?» (Чтобы всем было хорошо, надо этому учиться. Знакомство с предметом этика. Для чего эти уроки.)

По стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

 

 

Нравственные категории

«Легко ли быть человеком?»

Д. Родари «Путешествие голубой стрелы.»

 

 

«Добрым быть совсем не просто»

В. Осеева «Отомстила»

 

 

«История о добром сердце»

Ш. Перро «Золушка»

 

 

«Я могу быть волшебником и творить добро словом и делом»

А.Чувилин «Как Машенька чудеса искала»

 

 

«Самое главное, что у тебя большое сердце»

Б.Заходер «Серая звездочка»

 

 

«Друзья нашего детства»

Д. Драгунский «Друг детства»

 

 

«Зачем нужно печальное?»

Г. Андерсен «Ромашка»

 

 

«Учусь дружить» («Человек без друга — птица с одним крылом, жить будет, ходить по земле будет, а летать никогда»)

Седунов «Дом с трубой и без трубы»

 

 

«Любить — это защищать и заботиться»

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

 

 

«Учусь быть честным»

(По корейской сказке «Честный мальчик»

 

 

«Какая красота важнее»

Р. Погодин «Жаба»

 

 

«Элементарные правила рыцарства»

Е. Пермяк «Надежный человек»

 

 

«Учусь быть приветливым и вежливым»

По мексиканской сказке «Вежливый кролик»

 

 

С чего начинается Родина?»

   

 

Воспитанность. Составные воспитанности

«Какого человека можно назвать воспитанным?»

   

 

«Еже - ли вы вежливы» (О том, как важно и приятно быть вежливым)

   

 

Культура общения

«...Ты да я, да мы с тобой...» (Об умении вести себя в коллективе сверстников)

   

 

«Я дочь иль сын, сестра иль брат» (О поведении в семье)

   

 

«Если бы я был волшебником» (О способности радовать других, о поздравлениях, подарках)

   

 

«У меня зазвонил телефон» (Об этикете телефонного разговора)

   

 

Культура внешности

«В гостях у Мойдодыра»

   

 

«Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

С. Прокофьев и

Г. Сапгир «Румяные щеки»

 

 

«Почему привычки бывают вредными? (О том, как вредные привычки портят внешность»

   

 

«Культура организации повседневной жизни»

«Вещи — друзья и помощники. (Вещи — помощники дома, в школе, нужные вещи и не очень. Вещи как память об ушедшем времени)

К. Чуковский «Федорино горе»,

С. Маршак «Книжка про книжку», В Осеева «Бабка»

 

 

«Дом, в котором я живу» (Мой адрес. Как мне найти свой дом)

   

 

«Уют и порядок в моем доме» (От кого зависят уют и порядок в доме? Как сделать, чтобы было уютно?)

   

 

«Семья — школа нравственности»

«Семь — я». (Понятие о семье. Обо мне, о моих родителях)

   

 

«Загляни в семейный альбом» (Кто в нем «живет», кто они мне, а я — им? Родня, кто же это?)

   

 

«Любимые занятия в моей семье» (Чем занимаемся? Что поем? Что читаем, что любим всей семьей?)

   

 

«Вместе с папой, вместе с мамой» Игра - соревнование

   

 

Заключительное занятие

   

 

Праздник «Мама, папа, я – дружная семья»

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.