Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса начального общего образования
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ АДМИНИСТРАЦИИ КУЛУНДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
МБОУ Кулундинская СОШ №1
РАССМОТРЕНО педагогическим советом школы Протокол№1 от «30» августа 20222 года | УТВЕРЖДЕНО Врио директора школы Слепухина М.А. Приказ №128-О от «30» августа 2022 года |
(ID 2608386)
учебного предмета
«Русский язык»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Довбня Светлана Александровна
учитель начальных классов
с.Кулунда 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 1 классе — 165 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего со гласного звука в конце слова. Последовательность букв в русском алфавите.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста. Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн;
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
— различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
— вычленять звуки из слова;
— различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
— различать ударные и безударные гласные звуки;
— различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
— различать понятия «звук» и «буква»;
— определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;
— правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
— писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
— применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать прослушанный текст;
— читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
— находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
— составлять предложение из набора форм слов;
— устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
— использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно Примерной рабочей программе и учебного плана образовательного учреждения на изучение предмета «Русский язык» в 1 классе выделяется 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели). Данная рабочая программа составлена на 165 часов. Из них 110 часов отводится на уроки обучения письму в период обучения грамоте и 55 ч. на уроки русского языка.
( Продолжительность «Обучения грамоте» зависит от уровня подготовки класса и может составлять от 20 до 23 недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 13 до 10 недель.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (образовательные) ресурсы | ||||||||||||
всего | контр. работы | практ. работы | ||||||||||||||||
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Раздел 1. Развитие речи | ||||||||||||||||||
1.1 | Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений | 3 | 0 | 0 | | Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки | Устный опрос | | ||||||||||
Итого по разделу: | 3 | | | | | | | |||||||||||
Раздел 2. Фонетика | ||||||||||||||||||
2.1 | Звуки речи. Интонационное выделение звука в слове. Определение частотного звука в стихотворении. Называние слов с заданным звуком. Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков | 2 | 0 | 0 | | Игровое упражнение «Скажи так, как я» (отрабатывается умение воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове) | Устный опрос | | ||||||||||
2.2 | Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. | 4 | 0 | 0 | | Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный звук?» (ловить мяч нужно только тогда, когда ведущий называет слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие заданного звука в слове); Играсоревнование «Кто запомнит больше слов с заданным звуком при прослушивании стихотворения» | Устный опрос | | ||||||||||
2.3 | Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Определение места ударения. Различение гласных ударных и безударных. Ударный слог | 4 | 0 | 0 | | Игровое упражнение «Скажи так, как я» (отрабатывается умение воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове); Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный звук?» (ловить мяч нужно только тогда, когда ведущий называет слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие заданного звука в слове); Играсоревнование «Кто запомнит больше слов с заданным звуком при прослушивании стихотворения»; Упражнение: подбор слов с заданным звуком | Устный опрос | | ||||||||||
2.4 | Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. | 6 | 0 | 0 | | Игра «Живые звуки»: моделирование звукового состава слова в игровых ситуациях; Моделирование звукового состава слов с использованием фишек разного цвета для фиксации качественных характеристик звуков | Устный опрос | | ||||||||||
2.5 | Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Дифференциация парных по звонкости — глухости звуков (без введения терминов «звонкость», «глухость»). | 6 | 0 | 0 | | Игровое упражнение «Скажи так, как я» (отрабатывается умение воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове); Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный звук?» (ловить мяч нужно только тогда, когда ведущий называет слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие заданного звука в слове); Играсоревнование «Кто запомнит больше слов с заданным звуком при прослушивании стихотворения»; Упражнение: подбор слов с заданным звуком; Работа с моделью: выбрать нужную модель в зависимости от места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова) | Устный опрос | | ||||||||||
2.6 | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Определение количества слогов в слове. Деление слов на слоги (простые однозначные случаи) | 5 | 0 | 0 | | Дифференцированное задание: соотнесение слов с соответ ствующими им моделями; Комментированное выполнение задания: группировка звуков по заданному основанию (например, твёрдые — мягкие согласные звуки); Учебный диалог «Чем гласные звуки отличаются по произношению от согласных звуков?»; как результат участия в диалоге: различение гласных и согласных звуков по отсутствию/наличию преграды | Устный опрос Письменный контроль | | ||||||||||
Итого по разделу: | 27 | | | | | | | |||||||||||
Раздел 3. Письмо. Орфография и пунктуация | ||||||||||||||||||
3.1 | Развитие мелкой моторики пальцев и движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение гигиенических требований, которые необходимо соблюдать во время письма | 10 | 0 | 0 | | Игровое упражнение «Конструктор букв», направленное на составление буквы из элементов; Моделирование (из пластилина, из проволоки) букв; Игровое упражнение «Назови букву», направленное на различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство; Игровое упражнение «Что случилось с буквой»: анализ деформированных букв, определение недостающих элементов | Устный опрос | | ||||||||||
3.2 | Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением | 5 | 0 | 0 | | Игровое упражнение «Что случилось с буквой»: анализ деформированных букв, определение недостающих элементов; Практическая работа: контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом; Упражнение: запись под диктовку слов и предложений, состоящих из трёх — пяти слов со звуками в сильной позиции | Письменный контроль | | ||||||||||
3.3 | Усвоение приёмов последовательности правильного списывания текста | 8 | 0 | 0 | | Практическая работа: контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом; Упражнение: запись под диктовку слов и предложений, состоящих из трёх — пяти слов со звуками в сильной позиции; Работа в парах: соотнесение одних и тех же слов, написанных печатным и письменным шрифтом; Упражнение: запись письменными буквами слова/предложения/короткого текста, написанного печатными буквами; Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма списывания; Практическая работа: списывание слов/предложений в соответствии с заданным алгоритмом, контролирование этапов своей работы; Обсуждение проблемной ситуации «Что делать, если строка заканчивается, а слово не входит?», введение знака переноса, сообщение правила переноса слов (первичное знакомство); Учебный диалог «Почему слова пишутся отдельно друг от друга? Удобно ли читать предложение, записанное без пробелов между словами?» | Устный опрос | | ||||||||||
3.4 | Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса5 | 5 | 0 | 0 | | Упражнение: запись письменными буквами слова/предложения/короткого текста, написанного печатными буквами; Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма списывания; Практическая работа: списывание слов/предложений в соответствии с заданным алгоритмом, контролирование этапов своей работы; Обсуждение проблемной ситуации «Что делать, если строка заканчивается, а слово не входит?», введение знака переноса, сообщение правила переноса слов (первичное знакомство); Учебный диалог «Почему слова пишутся отдельно друг от друга? Удобно ли читать предложение, записанное без пробелов между словами?»; | Устный опрос | | ||||||||||
3.5 | Знакомство с правилами правописания и их применением: раздельное написание слов | 10 | 0 | 0 | | Упражнение: запись предложения, составленного из набора слов, с правильным оформлением начала и конца предложения, с соблюдением пробелов между словами | Устный опрос | | ||||||||||
3.6 | Знакомство с правилами правописания и их применением: обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) | 5 | 0 | 0 | | Совместный анализ текста на наличие в нём слов с буквосо четаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу | Устный опрос | | ||||||||||
3.7 | Знакомство с правилами правописания и их применением: ча, ща, чу, щу | 5 | 0 | 0 | | Совместный анализ текста на наличие в нём слов с буквосо четаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу | Устный опрос | | ||||||||||
3.8 | Знакомство с правилами правописания и их применением: прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных) | 8 | 0 | 0 | | Упражнение: запись предложения, составленного из набора слов, с правильным оформлением начала и конца предложения, с соблюдением пробелов между словами; Комментированная запись предложений с обязательным объяснением случаев употребления заглавной буквы; Игра «Кто больше»: подбор и запись имён собственных на заданную букву | Устный опрос | | ||||||||||
3.9 | Знакомство с правилами правописания и их применением: перенос слов по слогам без стечения согласных | 7 | 0 | 0 | | Упражнение: запись предложения, составленного из набора слов, с правильным оформлением начала и конца предложения, с соблюдением пробелов между словами; Комментированная запись предложений с обязательным объяснением случаев употребления заглавной буквы | Устный опрос | | ||||||||||
3.10 | Знакомство с правилами правописания и их применением: знаки препинания в конце предложения | 7 | 0 | 0 | | Упражнение: запись предложения, составленного из набора слов, с правильным оформлением начала и конца предложения, с соблюдением пробелов между словами; Комментированная запись предложений с обязательным объяснением случаев употребления заглавной буквы | Устный опрос Письменный контроль | | ||||||||||
Итого по разделу: | 70 | | | | | | | |||||||||||
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС | ||||||||||||||||||
Раздел 1. Общие сведения о языке | ||||||||||||||||||
1.1 | Язык как основное средство человеческого общения. Осознание целей и ситуаций общения | 1 | 0 | 0 | | Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей»; Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?»; Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения; Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенностей ситуаций устного и письменного общения; Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью; | Устный опрос | | ||||||||||
Итого по разделу: | 1 | | | | | | | |||||||||||
Раздел 2. Фонетика | ||||||||||||||||||
2.1 | Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение | 2 | 0 | 0 | | Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте; Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного); Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»; Дифференцированное задание: установление основания для сравнения звуков; Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам; Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и согласных звуков»; Игра «Отгадай звук» (определение звука по его характеристике); Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики; Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию; Комментированное выполнение задания: оценивание правильности предложенной характеристики звука, нахождение допущенных при характеристике ошибок; Дидактическая игра «Детективы», в ходе игры нужно в ряду предложенных слов находить слова с заданными характеристиками звукового состава | Устный опрос | | ||||||||||
2.2 | Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук[й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. | 1 | 0 | 0 | | Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте; Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного); Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»; Дифференцированное задание: установление основания для сравнения звуков; Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам; Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и согласных звуков»; Игра «Отгадай звук» (определение звука по его характеристике); Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики; Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию; Комментированное выполнение задания: оценивание правильности предложенной характеристики звука, нахождение допущенных при характеристике ошибок; Дидактическая игра «Детективы», в ходе игры нужно в ряду предложенных слов находить слова с заданными характеристиками звукового состава | Устный опрос | | ||||||||||
2.3 | Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных) | 1 | 0 | 0 | | Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте; Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного); Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»; Дифференцированное задание: установление основания для сравнения звуков; Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам; Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и согласных звуков»; Игра «Отгадай звук» (определение звука по его характеристике); Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики; Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию; Комментированное выполнение задания: оценивание правильности предложенной характеристики звука, нахождение допущенных при характеристике ошибок; Дидактическая игра «Детективы», в ходе игры нужно в ряду предложенных слов находить слова с заданными характеристиками звукового состава | Устный опрос Письменный контроль | | ||||||||||
Итого по разделу: | 4 | | | | | | | |||||||||||
Раздел 3. Графика | ||||||||||||||||||
3.1 | Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова | 1 | 0 | 0 | | Моделировать звукобуквенный состав слов; Упражнение: подбор 1—2 слов к предложенной звукобуквенной модели; Учебный диалог «Сравниваем звуковой и буквенный состав слов», в ходе диалога формулируются выводы о возможных соотношениях звукового и буквенного состава слов; Работа с таблицей: заполнение таблицы примерами слов с разным соотношением количества звуков и букв для каждой из трёх колонок: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв; Упражнение: определение количества слогов в слове, объяснение основания для деления слов на слоги; Работа в парах: нахождение в тексте слов с заданными характеристиками звукового и слогового состава слова; Беседа о функциях ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного) | Устный опрос | | ||||||||||
3.2 | Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. | 1 | 0 | 0 | | Беседа о функциях ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного); Практическая работа: нахождение в тексте слов по заданным основаниям (ь обозначает мягкость предшествующего согласного); Игровое упражнение «Кто лучше расскажет о слове», в ходе выполнения упражнения отрабатывается умение строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова | Устный опрос | | ||||||||||
3.3 | Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. | 1 | 0 | 0 | | Учебный диалог «Сравниваем звуковой и буквенный состав слов», в ходе диалога формулируются выводы о возможных соотношениях звукового и буквенного состава слов; Работа с таблицей: заполнение таблицы примерами слов с разным соотношением количества звуков и букв для каждой из трёх колонок: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв; Упражнение: определение количества слогов в слове, объяснение основания для деления слов на слоги; Работа в парах: нахождение в тексте слов с заданными характеристиками звукового и слогового состава слова; Беседа о функциях ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного); Практическая работа: нахождение в тексте слов по заданным основаниям (ь обозначает мягкость предшествующего согласного); Игровое упражнение «Кто лучше расскажет о слове», в ходе выполнения упражнения отрабатывается умение строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова | Устный опрос | | ||||||||||
3.4 | Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов | 1 | 0 | 0 | | Игровое упражнение «Кто лучше расскажет о слове», в ходе выполнения упражнения отрабатывается умение строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова; Игра-соревнование «Повтори алфавит»; Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту» | Устный опрос | | ||||||||||
Итого по разделу: | 4 | | | | | | | |||||||||||
Раздел 4. Лексика и морфология | ||||||||||||||||||
4.1 | Слово как единица языка (ознакомление). | 4 | 0 | 0 | | Учебный диалог «На какие вопросы могут отвечать слова?»; Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?»; Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос «что?» / отвечают на вопрос«кто?» | Устный опрос | | ||||||||||
4.2 | Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). | 4 | 0 | 0 | | Учебный диалог «На какие вопросы могут отвечать слова?»; Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?»; Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос «что?» / отвечают на вопрос«кто?»; Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; Комментированное выполнение задания: нахождение в тексте слов по заданным основаниям, например поиск слов, отвечающих на вопрос «какая?»; Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?»; Работа в парах: отработка умения задавать к приведённым словам вопросы «что делать?», «что сделать?»; Работа в группах: нахождение в тексте слов по заданному основанию, например слов, отвечающих на вопрос «что делает?»; | Устный опрос | | ||||||||||
4.3 | Выявление слов, значение которых требует уточнения | 4 | 0 | 0 | | Учебный диалог «На какие вопросы могут отвечать слова?»; Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?»; Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос «что?» / отвечают на вопрос«кто?»; Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; Комментированное выполнение задания: нахождение в тексте слов по заданным основаниям, например поиск слов, отвечающих на вопрос «какая?»; Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?»; Работа в парах: отработка умения задавать к приведённым словам вопросы «что делать?», «что сделать?»; Работа в группах: нахождение в тексте слов по заданному основанию, например слов, отвечающих на вопрос «что делает?» | Устный опрос | | ||||||||||
Итого по разделу: | 12 | | ||||||||||||||||
Раздел 5. Синтаксис | ||||||||||||||||||
5.1 | Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). | 2 | 0 | 0 | | Работа со схемой предложения: умение читать схему предложения, преобразовывать информацию, полученную из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме, с учётом знаков препинания в конце схемы; Совместная работа: составление предложения из набора слов | Устный опрос | | ||||||||||
5.2 | Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. | 1 | 0 | 0 | | Работа со схемой предложения: умение читать схему предложения, преобразовывать информацию, полученную из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме, с учётом знаков препинания в конце схемы; Совместная работа: составление предложения из набора слов; Работа в группах: восстановление предложения в процессе выбора нужной формы слова, данного в скобках; Работа с сюжетными картинками и небольшим текстом: выбор фрагментов текста, которые могут быть подписями под каждой из картинок; Практическая работа: деление деформированного текста на предложения, корректировка оформления предложений, списывание с учётом правильного оформления предложений | Устный опрос | | ||||||||||
5.3 | Восстановление деформированных предложений. | 1 | 0 | 0 | | Работа в группах: восстановление предложения в процессе выбора нужной формы слова, данного в скобках; Работа с сюжетными картинками и небольшим текстом: выбор фрагментов текста, которые могут быть подписями под каждой из картинок; Практическая работа: деление деформированного текста на предложения, корректировка оформления предложений, списывание с учётом правильного оформления предложений | Устный опрос | | ||||||||||
5.4 | Составление предложений из набора форм слов | 1 | 0 | 0 | | Совместная работа: составление предложения из набора слов; Работа в группах: восстановление предложения в процессе выбора нужной формы слова, данного в скобках | Устный опрос Письменный контроль | | ||||||||||
Итого по разделу: | 12 | | ||||||||||||||||
Раздел 6. Орфография и пунктуация | ||||||||||||||||||
6.1 | Ознакомление с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов в предложении; прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных; перенос слов (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн; слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника); знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. | 10 | 0 | 0 | | Наблюдение за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию, установление причин возможной ошибки при записи этих слов; Комментированное выполнение задания: выявление места в слове, где можно допустить ошибку; Беседа, актуализирующая последовательность действий при списывании; Орфографический тренинг правильности и аккуратности списывания; Наблюдение за написанием в предложенных текстах собственных имён существительных, формулирование выводов, соотнесение сделанных выводов с формулировкой правила в учебнике; Упражнение: запись предложений, включающих собственные имена существительные; Творческое задание: придумать небольшой рассказ, включив в него определённое количество собственных имён существительных; Практическая работа: использовать правило правописания собственных имён при решении практических задач (выбор написания, например: Орёл — орёл, Снежинка — снежинка, Пушок — пушок и т. д.).; Упражнение: выбор необходимого знака препинания в конце предложения; Наблюдение за языковым материалом, связанным с переносом слов, формулирование на основе наблюдения правила переноса слов; Упражнение: запись слов с делением для переноса; Дифференцированное задание: поиск в тексте слов, которые нельзя переносить | Устный опрос Письменный контроль | | ||||||||||
6.2 | Усвоение алгоритма списывания текста | 4 | 0 | 0 | | Упражнение: запись предложений, включающих собственные имена существительные; Творческое задание: придумать небольшой рассказ, включив в него определённое количество собственных имён существительных; Практическая работа: использовать правило правописания собственных имён при решении практических задач (выбор написания, например: Орёл — орёл, Снежинка — снежинка, Пушок — пушок и т. д.).; Упражнение: выбор необходимого знака препинания в конце предложения; Наблюдение за языковым материалом, связанным с переносом слов, формулирование на основе наблюдения правила переноса слов; Упражнение: запись слов с делением для переноса; Дифференцированное задание: поиск в тексте слов, которые нельзя переносить; Орфографический тренинг: отработка правописания сочета ний жи, ши, ча, ща, чу, щу, осуществление самоконтроля при использовании правил; Наблюдение за написанием слов с сочетаниями чк, чн, формулирование правила по результатам наблюдения, соотнесение вывода с текстом учебника; Орфографический тренинг: написание слов с сочетаниями чк, чн; Проектное задание: подобрать текст диктанта, который можно использовать для проверки написания сочетаний гласных после шипящих | Письменный контроль | | ||||||||||
Итого по разделу: | 14 | | | | | | | |||||||||||
Раздел 7. Развитие речи | ||||||||||||||||||
7.1 | Речь как основная форма общения между людьми | 2 | 0 | 0 | | Работа с рисунками, на которых изображены разные ситуации общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), устное обсуждение этих ситуаций, выбор соответствующих каждой ситуации слов речевого этикета; Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются ситуации общения, в которых выражается просьба, обосновывается выбор слов речевого этикета, соответствующих ситуации выражения просьбы; Моделирование речевой ситуации вежливого отказа с использованием опорных слов; Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа; Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выражения извинения | Устный опрос | | ||||||||||
7.2 | Текст как единица речи (ознакомление). | 2 | 0 | 0 | | Работа с рисунками, на которых изображены разные ситуации общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), устное обсуждение этих ситуаций, выбор соответствующих каждой ситуации слов речевого этикета; Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются ситуации общения, в которых выражается просьба, обосновывается выбор слов речевого этикета, соответствующих ситуации выражения просьбы; Моделирование речевой ситуации вежливого отказа с использованием опорных слов; Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа; Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выражения извинения | Устный опрос | | ||||||||||
7.3 | Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. | 2 | 0 | 0 | | Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются ситуации общения, в которых выражается просьба, обосновывается выбор слов речевого этикета, соответствующих ситуации выражения просьбы; Моделирование речевой ситуации вежливого отказа с использованием опорных слов; Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа; Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выражения извинения | Устный опрос | | ||||||||||
7.4 | Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). | 2 | 0 | 0 | | Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются ситуации общения, в которых выражается просьба, обосновывается выбор слов речевого этикета, соответствующих ситуации выражения просьбы; Моделирование речевой ситуации вежливого отказа с использованием опорных слов; Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа; Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выражения извинения | Устный опрос | | ||||||||||
7.5 | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) | 2 | 0 | 0 | | Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выражения извинения; Комментированное выполнение задания: выбор из предложенного набора этикетных слов, соответствующих заданным ситуациям общения; Творческое задание: придумать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные этикетные слова; Работа в группах: оценивание дидактического текста с точки зрения наличия/отсутствия необходимых элементов речевого этикета в описанных в тексте ситуациях общения; Работа в группах: оценивание предложенных юмористических стихотворений с точки зрения соблюдения героями стихотворений правил речевого этикета | Устный опрос | | ||||||||||
Итого по разделу: | 10 | | ||||||||||||||||
Резерв | 15 | 1 | 0 | | | | | |||||||||||
Общее количество часов по программе | 132 | 1 | 0 | | | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п. | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | |||||||||||
всего | к. р. | пр.р | |||||||||||||
| |||||||||||||||
1. | Пропись-первая учебная тетрадь. Ориентировка на странице прописи Тренировка мелкой моторики руки | 1 | | | 01.09 | Устный опрос | |||||||||
2. | Ориентировка на странице прописи Рабочая строка. Верхняя и нижняя линия рабочей строки | 1 | | | 02.09 | Устный опрос | |||||||||
3. | Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Обводка рисунка по контуру | 1 | | | 05.09 | Устный опрос | |||||||||
4. | Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Обводка рисунка по контуру. Письмо овалов и полуовалов | 1 | | | 06.09 | Устный опрос | |||||||||
5. | Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Обводка рисунка по контуру. Письмо овалов и полуовалов | 1 | | | 07.09 | Устный опрос | |||||||||
6. | Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Обводка рисунка по контуру. Письмо овалов и полуовалов | 1 | | | 08.09 | Устный опрос | |||||||||
7. | Рисование полуовалов и кругов | 1 | | | 09.09 | Устный опрос | |||||||||
8. | Проведение длинных прямых наклонных линий. | 1 | | | 12.09 | Устный опрос | |||||||||
9. | Проведение наклонных линий с закруглением внизу. | 1 | | | 13.09 | Устный опрос | |||||||||
10. | Рисование узоров. Проведение коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо, влево | 1 | | | 14.09 | Устный опрос | |||||||||
11. | Рисование узоров. Проведение коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо, влево | 1 | | | 15.09 | Устный опрос | |||||||||
12. | Рисование узоров. Проведение длинных наклонных линий с закруглением вверху влево | 1 | | | 16.09 | Устный опрос | |||||||||
13. | Рисование узоров. Проведение коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо | 1 | | | 19.09 | Устный опрос | |||||||||
14. | Рисование узоров. Проведение коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу вправо | 1 | | | 20.09 | Устный опрос | |||||||||
15. | Рисование узоров. Письмо кругов и полуовалов. Ориентировка на рабочей строке | 1 | | | 21.09 | Устный опрос | |||||||||
16. | Рисование узоров. Письмо кругов и полуовалов. Ориентировка на рабочей строке | 1 | | | 22.09 | Устный опрос | |||||||||
17. | Письмо больших и маленьких овалов, их чередование | 1 | | | 23.09 | Устный опрос | |||||||||
18. | Письмо больших и маленьких овалов, их чередование | 1 | | | 26.09 | Устный опрос | |||||||||
19. | Проведение коротких наклонных линий. | 1 | | | 27.09 | Устный опрос | |||||||||
20. | Проведение коротких и длинных наклонных линий, их чередование. | 1 | | | 28.09 | Устный опрос | |||||||||
21. | Проведение короткой линии с закруглением внизу вправо, влево | 1 | | | 29.09 | Устный опрос | |||||||||
22. | Проведение короткой линии с закруглением внизу вправо, влево | 1 | | | 30.09 | Устный опрос | |||||||||
23. | Проведение коротких линий с закруглением внизу вправо, влево | 1 | | | 03.10 | Устный опрос | |||||||||
24. | Проведение наклонных линий с петлёй вверху и внизу | 1 | | | 04.10 | Устный опрос | |||||||||
25. | Проведение наклонных линий с петлёй вверху и внизу | 1 | | | 05.10 | Устный опрос | |||||||||
26. | Проведение наклонных линий с петлёй вверху и внизу | 1 | | | 06.10 | Устный опрос | |||||||||
27. | Письмо полуовалов и овалов, их чередование | 1 | | | 07.10 | Устный опрос | |||||||||
28. | Письмо полуовалов и овалов, их чередование | 1 | | | 10.10 | Устный опрос | |||||||||
29. | Прописывание на рабочей строке элементов букв. | 1 | | | 11.10 | Устный опрос | |||||||||
30. | Прописывание на рабочей строке элементов букв. | 1 | | | 12.10 | Устный опрос | |||||||||
31. | Письмо строчной и заглавной букв А, а | 1 | | | 13.10 | Устный опрос | |||||||||
32. | Прописывание на рабочей строке элементов букв | 1 | | | 14.10 | Устный опрос | |||||||||
33. | Письмо строчной и заглавной букв О,о | 1 | | | 17.10 | Устный опрос | |||||||||
34. | Письмо строчной и заглавной букв И,и | 1 | | | 18.10 | Устный опрос | |||||||||
35. | Письмо строчной и заглавной букв ы | 1 | | | 19.10 | Устный опрос | |||||||||
36. | Письмо строчной и заглавной букв У, у | 1 | | | 20.10 | Устный опрос | |||||||||
37. | Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Письмо букв, слогов | 1 | | | 21.10 | Устный опрос | |||||||||
38. | Письмо строчной и заглавной букв У, у | 1 | | | 24.10 | Устный опрос | |||||||||
39. | Письмо строчной и заглавной букв Н, н | 1 | | | 25.10 | Устный опрос | |||||||||
40. | Письмо строчной и заглавной букв С, с | 1 | | | 26.10 | Устный опрос | |||||||||
41. | Письмо строчной и заглавной букв К, к | 1 | | | 27.10 | Устный опрос | |||||||||
42. | Повторение изученных букв. Письмо букв, слогов, слов под диктовку | 1 | | | 28.10 | Устный опрос | |||||||||
43. | Письмо строчной и заглавной букв Т,т | 1 | | | 2 четверть.07.11 | Устный опрос | |||||||||
44. | Письмо строчной и заглавной букв Т,т | 1 | | | 08.11 | Устный опрос | |||||||||
45. | Письмо строчной и заглавной букв Л,л | | | | 09.11 | Устный опрос | |||||||||
46. | Письмо строчной и заглавной букв Л,л | 1 | | | 10.11 | Устный опрос | |||||||||
47. | Письмо строчной и заглавной букв Р,р | 1 | | | 11.11 | Устный опрос | |||||||||
48. | Письмо строчной и заглавной букв В,в | 1 | | | 14.11 | Устный опрос | |||||||||
49 | Письмо строчной и заглавной букв В,в | 1 | | | 15.11 | Устный опрос | |||||||||
50. | Письмо строчной и заглавной букв Е,е | 1 | | | 16.11 | Устный опрос | |||||||||
51. | Письмо строчной и заглавной букв Е,е | 1 | | | 17.11 | Устный опрос | |||||||||
52. | Повторение изученных букв. Письмо слогов, слов, предложений под диктовку. | 1 | | | 18.11 | Устный опрос | |||||||||
53. | Письмо строчной и заглавной букв П, п | 1 | | | 21.11 | Устный опрос | |||||||||
54. | Письмо строчной и заглавной букв П, п | 1 | | | 22.11 | Устный опрос | |||||||||
55. | Письмо строчной и заглавной букв М,м | 1 | | | 23.11 | Устный опрос | |||||||||
56. | Письмо строчной и заглавной букв М,м | 1 | | | 24.11 | Устный опрос | |||||||||
57. | Письмо строчной и заглавной букв З,з | 1 | | | 25.11 | Устный опрос | |||||||||
58. | Письмо строчной и заглавной букв З,з | 1 | | | 28.11 | Устный опрос | |||||||||
59. | Письмо строчной и заглавной букв Б,б | 1 | | | 29.11 | Устный опрос | |||||||||
60. | Письмо строчной и заглавной букв Б,б | 1 | | | 30.11 | Устный опрос | |||||||||
61. | Письмо строчной и заглавной букв Б,б | 1 | | | 01.12 | Устный опрос | |||||||||
62. | Письмо строчной и заглавной букв Д,д | 1 | | | 02.12 | Устный опрос | |||||||||
63. | Письмо строчной и заглавной букв Д,д | 1 | | | 05.12 | Устный опрос | |||||||||
64. | Письмо строчной и заглавной букв Д,д | 1 | | | 06.12 | Устный опрос | |||||||||
65. | Повторение изученного материала. Запись предложений под диктовку. Отработка алгоритма списывания текста | 1 | | | 07.12 | Устный опрос | |||||||||
66. | Письмо строчной и заглавной букв Я,я | 1 | | | 08.12 | Устный опрос | |||||||||
67. | Письмо строчной и заглавной букв Я,я | 1 | | | 09.12 | Устный опрос | |||||||||
68. | Письмо строчной и заглавной букв Я,я | 1 | | | 12.12 | Устный опрос | |||||||||
69. | Письмо строчной и заглавной букв Г,г | 1 | | | 13.12 | Устный опрос | |||||||||
70. | Письмо строчной и заглавной букв Г,г | 1 | | | 14.12 | Устный опрос | |||||||||
71. | Повторение изученного материала. Запись предложений под диктовку. Отработка алгоритма списывания текста | 1 | | | 15.12 | Устный опрос | |||||||||
72. | Письмо строчной буквы ч | 1 | | | 16.12 | Устный опрос | |||||||||
73. | Правописание сочетаний ча,чу | 1 | | | 19.12 | Устный опрос | |||||||||
74. | Письмо заглавной буквы Ч. | 1 | | | 20.12 | Устный опрос | |||||||||
75. | Правописание слов с сочетаниями ча-чу | 1 | | | 21.12 | Устный опрос | |||||||||
76. | Написание буквы Ь. | 1 | | | 22.12 | Устный опрос | |||||||||
77. | Письмо слов с Ь | 1 | | | 23.12 | Устный опрос | |||||||||
78. | Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш | 1 | | | 26.12 | Устный опрос | |||||||||
79. | Правописание сочетаний ши | 1 | | | 27.12 | Устный опрос | |||||||||
80. | Повторение правил правописания ча,чу,ши | 1 | | | 3 четверть. | Устный опрос | |||||||||
81. | Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
82. | Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Правописание жи-ши | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
83. | Письмо строчной буквы ё | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
84. | Письмо заглавной буквы Ё | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
85. | Закрепление правописаний жи-ши, ча-чу, звглавной буквы в именах собственных | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
86. | Письмо строчной и заглавной букв Й, й | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
87. | Письмо строчной буквы х | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
88. | Письмо заглавной буквы Х, слов и предложений с ней | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
89. | Письмо заглавной буквы Х, слов и предложений с ней | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
90. | Повторение изученного материала. Письмо под диктовку предложений с изученными буквами | 1 | | | | Письменный контроль | |||||||||
91. | Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
92. | Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
93. | Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
94. | Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
95. | Письмо слов, предложений с изученными буквами | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
96. | Письмо строчной и заглавной букв Э,э | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
97. | Письмо строчной и заглавной букв Э,э | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
98. | Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
99. | Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
100. | Правописание слов с сочетаниями ща-щу | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
101. | Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
102. | Строчные буквы ь, ъ | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
103. | Строчные буквы ь, ъ | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
104. | Повторение изученного материала. Письмо под диктовку предложений с изученными буквами. | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
105. | Повторение изученного материала. Списывание текста с изученными буквами. | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
106. | Повторение правил правописаний гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
107. | Повторение правил правописаний заглавной буквы в начале предложения | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
108. | Повторение правил правописаний заглавной буквы в именах собственных. | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
109. | Повторение правил правописаний заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
110 | Повторение правил правописаний в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу; заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. | 1 | | | | Письменный контроль | |||||||||
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС «Русский язык» | |||||||||||||||
111. | Наша речь. Её значение в жизни людей. Язык и речь | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
112. | Текст и предложение | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
113. | Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
114. | Диалог. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
115. | Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
116. | Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
117. | Слово как единица языка и речи (ознакомление) | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
118. | Слово и слог. Деление слова на слоги | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
119. | Перенос слов (простые случаи, без стечения согласных, без учёта морфемного членения слова) | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
120. | Слово как название предмета (ознакомление) | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
121. | Слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?" (ознакомление) | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
122. | Слово как название признака предмета (ознакомление) | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
123. | Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?" (ознакомление) | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
124. | Речевая ситуация: обсуждение интересов и преодоление конфликтов | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
125. | Слово, как название действия предмета (ознакомление) | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
126. | Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?" (ознакомление) | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
127. | Речевой этикет: ситуация знакомства. Вежливые слова | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
128 | Слово, его значение | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
129. | Роль слова в речи. Определение значения слова | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
130 | Выявление слов, значение которых требует уточнения | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
131. | Работа со словарём. Уточнение значения слова с помощью толкового словаря | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
132. | Речевая ситуация: использование интонации при общении | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
133. | Восстановление деформированных предложений | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
134. | Списываниетекста | 1 | | | | Устный опрос Письменный контроль | |||||||||
135. | Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
136. | Гласные ударные и безударные | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
137. | Наблюдение над единообразным написанием буквы безударного гласного звука в одинаковой части (корне) однокоренных слова | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
138. | Написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах. Работа с орфографическим словарём | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
139. | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
140. | Буквы е, ё, ю, я в слове. Их функция | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
141. | Буква Ь как показатель мягкости согласного звука | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
142. | Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
143. | Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й'] и гласный звук [и] | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
144 | Парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
145 | Правописание слов с буквой парного по глухости-звонкости на конце слова | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
146. | Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
147. | Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч'], [щ'] | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
148. | Правило правописания сочетания чк-чн, чт, щн | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
149. | Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
150. | Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
151. | Отработка правил правописания сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
152. | Закрепление правил правописания сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши | 1 | | | | Устный опрос Письменный контроль | |||||||||
153. | Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита для работы со словарём | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
154. | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
155. | Правило правописания заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
156. | Знакомство со словами, близкими по значению | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
157. | Повторение слов, отвечающих на вопросы "кто?", "что?" | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
158. | Повторение слов, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?" | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
159. | Повторение слов, отвечающих на вопросы "что делать?", "что сделать?" | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
160. | Составление предложения из набора форм слов. Работа с деформированными предложениями | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
161. | Повторение знаний о тексте и предложении | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
162. | Составление краткого рассказа по сюжетным картинкам и наблюдениям | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
163. | Комплексное повторение изученного в 1 классе | 1 | | | | Письменный контроль | |||||||||
164. | Закрепление правописания орфограмм, изученных в 1 классе | 1 | | | | Устный опрос | |||||||||
165. | Итоговая контрольная работа за 1 класс | 1 | 1 | | | Контрольная работа |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Итоговая контрольная работа с. 24
Коробейникова Т.Н. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ:1-2 классы: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций / Коробейникова Т.Н. – М.: Просвещение, 2021
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018.- 143 с.: ил. – (Школа России).
Прописи 1 класс. Горецкий В.Г. Федосова А.Н. в 4-х частях 1 часть: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение , 2021
Прописи 1 класс. Горецкий В.Г. Федосова А.Н. в 4-х частях 2 часть: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение , 2021
Прописи 1 класс. Горецкий В.Г. Федосова А.Н. в 4-х частях 3 часть: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение , 2021
Прописи 1 класс. Горецкий В.Г. Федосова А.Н. в 4-х частях 4 часть: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение , 2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1-2 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П.Канакина, Г.С.Щёголева. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018.- 108 с. – (Школа России).
Обучение грамоте. Методическое пособие поурочными разработками . 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений
/В.Г.Горецкий, Н.М. Белянкова. - М,: Просвещение, 2012.- 301 с. (Школа России).
Русский язык. Методическое пособие поурочными разработками . 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват.организаций / В.П.Канакина
- 5-е изд. - М,: Просвещение, 2019.- 174 с. (Школа России).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫИ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://znayka.win/uchebniki/1-klass/matematika-1-klass-chekin-1-chast/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер
Мультимедийный проектор
Классная доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |||
по плану | дано | ||||||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | |