Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для основного общего образования

0
0
Материал опубликован 30 November 2017

«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН»

КОМИ РЕСПУБЛИКАСА КАНМУ ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

ЛÖЗЫМСКÖЙ ФИЛИАЛ

ЛОЗЫМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО учителей Приказом № _____________

истории и обществознания от « ____»_______ 2017 г.

Протокол № ____ от ______ 2017 г.

Руководитель МО

________ Т.В.Габова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

основное общее образование

уровень образования - базовый

Срок реализации программы - 4 года

Составитель:

Ненев О.С., учитель истории и обществознания Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО»

г. Сыктывкар

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (далее РПУП) на уровне основного общего образования для обучения учащихся 6-9 классов Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО» составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями, внесенными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577);

- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол заседания Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. №1/15)

При определении содержательной составляющей РПУП учитывались рекомендации Письма Министерства образования Республики Коми от 11.03.2014 г. № 03-05/1 «О реализации этнокультурной составляющей содержания образовательных программ общего образования».

Порядок разработки и структура РПУП выдержаны в строгом соответствии с требованиями Положения о рабочей программе учебного предмета Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО».

Реализация РПУП в Лозымском филиале осуществляется на основе учебно-методического комплекса по обществознанию под ред. Л.Н. Боголюбова для учащихся 6-9 классов общеобразовательных учреждений (Издательство «Просвещение», 2016 г.).

Данная РПУП конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета.

РПУП содержит:

-планируемые результаты освоения учебного предмета;

-содержание учебного предмета;

-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Целью изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования является: формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы учащихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Для достижения поставленной цели на уровне основного общего образования реализуются следующие задачи изучения предмета:

- развитие личности учащихся, воспитание, усвоение основ научных знаний;

- развитие способности учащихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

- выработка умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане

Учебный предмет «Обществознание» как часть предметной области «Общественно-научные предметы» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 – 9 классах.

Нормативный срок реализации РПУП на уровне основного общего образования составляет 4 года.

Недельное количество часов, отводимое на изучение «Обществознания», определяется учебным планом Лозымского филиала, утвержденным директором ГОУ РК «РЦО» 28.08.2017 г.

Общее количество учебных часов на изучение учебного предмета «Обществознание» в 6 – 9 классах составляет 105 часов группового обучения.

Распределение учебных часов по классам:

Классы

Недельное распределение

учебных часов

Количество учебных недель

Количество часов

по годам обучения

6

1 ч.

35

35 ч.

7

1 ч.

35

35 ч.

8

1 ч.

35

35 ч.

Всего:

   

105 ч.

РПУП учитывает специфику обучения учащихся, находящихся на длительном лечении в государственных медицинских организациях РК, предусматривает индивидуальное обучение в 6-9 классах по 0,5 часа в неделю на одного ученика согласно учебному плану Лозымского филиала.

В целях удобного использования в РПУП использованы общепринятые аббревиатуры:

ЭКС – этнокультурная составляющая;

РФ – Российская Федерация;

РК – Республика Коми.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Личностные результаты должны отражать:

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8)формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9)формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты должны отражать:

1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12)формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты должны отражать:

1)формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2)понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3)приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4)формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5)освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6)развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» разделены по тематическим блокам и уровням овладения ими:

1. Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

приводить примеры основных видов деятельности человека;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

2. Общество

Выпускник научится:

демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

осознанно содействовать защите природы.

3. Социальные нормы

Выпускник научится:

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

различать отдельные виды социальных норм;

характеризовать основные нормы морали;

критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

характеризовать специфику норм права;

сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

раскрывать сущность процесса социализации личности;

объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

4. Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

описывать явления духовной культуры;

объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

оценивать роль образования в современном обществе;

различать уровни общего образования в России;

находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

раскрывать роль религии в современном обществе;

характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

5. Социальная сфера

Выпускник научится:

описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

описывать основные социальные роли подростка;

конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

раскрывать основные роли членов семьи;

характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

6. Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

объяснять роль политики в жизни общества;

различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

7. Гражданин и государство

Выпускник научится:

характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

раскрывать достижения российского народа;

объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

8. Основы российского законодательства

Выпускник научится:

характеризовать систему российского законодательства;

раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

характеризовать гражданские правоотношения;

раскрывать смысл права на труд;

объяснять роль трудового договора;

разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

9. Экономика

Выпускник научится:

объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

называть и конкретизировать примерами виды налогов;

характеризовать функции денег и их роль в экономике;

раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


 

6 КЛАСС

Человек. Деятельность человека

Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Общение. Межличностные отношения. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Многообразие видов деятельности. Понятие деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Социальные нормы

Уважение социального многообразия. Социализация личности. Роль морали в жизни человека и общества. Совесть. Добро и зло. Гражданственность и патриотизм. Общественные ценности. Гуманизм.

7 КЛАСС

Общество

Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис и пути его разрешения.

Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Долг. Моральные нормы и нравственный выбор. Нравственность. Золотое правило нравственности. Право, его роль в жизни человека, общества и государства.

Гражданин и государство

Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система Российской Федерации.

Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Источники права. Нормативно-правовой акт. Правоотношения. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Цели наказания. Виды наказаний.

Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Рынок труда. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Каким должен быть современный работник. Производство ‑ основа экономики. Факторы производства. Издержки, выручка, прибыль. Деньги и их функции. Собственность. Предпринимательская деятельность. Торговля и ее формы. Реклама. Распределение. Обмен. Потребление. Виды рынков. Рынок и рыночный механизм. Инфляция, ее последствия. Сбережения. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.

8 КЛАСС

Основы российского законодательства

Право на труд и трудовые правоотношения.

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Глобальные проблемы современности. Развитие общества. Типы обществ. Современное российское общество, особенности его развития. Общественный прогресс. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Усиление взаимосвязи стран и народов.

Социальные нормы

Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Мораль и ее основные принципы. Право и мораль: общее и различия. Моральная ответственность. Роль морали в жизни человека и общества. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Культура, ее многообразие и основные формы. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Самообразование. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.

Социальная сфера жизни общества

Социальные общности и группы. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальный статус личности. Социальные роли. Социальная сфера жизни общества. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство.

Экономика

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Защита от финансовых махинаций. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Типы экономических систем. Рынок капиталов. Налогообложение граждан. Пенсионное обеспечение. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Личный финансовый план. Инфляция.

9 КЛАСС

Общество

Опасность международного терроризма.

Социальные нормы

Основные признаки права.

Сфера духовной культуры

Свобода совести. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.

Социальная сфера жизни общества

Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальная политика Российского государства.

Политическая сфера жизни общества

Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Участие граждан в политической жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Политический режим. Формы правления. Демократия, ее основные признаки и ценности. Разделение властей. Формы государственно-территориального устройства. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Выборы и референдумы. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство

Органы государственной власти и управления в РФ. Президент РФ, его основные функции. Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Наше государство – Российская Федерация. Конституционные основы государственного строя РФ. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Россия- федеративное государство. Государственные символы России. Субъекты федерации. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства

Способы защиты гражданских прав. Правоспособность и дееспособность. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Признаки и виды правонарушений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Понятия, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Права потребителей, защита прав потребителей. Особенности административно-правовых отношений. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Особенности регулирования труда работника в возрасте до 18 лет. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Права ребенка и их защита. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимая оборона. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

Групповое обучение - 35 уроков (1 час в неделю)

Индивидуальное обучение - 35 уроков (0,5 часа в неделю)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество

часов

Проверочные работы

Уроки,

реализующие ЭКС

1

Человек в социальном измерении

12

 

-

2

Человек среди людей

10

1

-

3

Нравственные основы жизни

13

1

-

 

Всего:

35

2

-

7 КЛАСС

Групповое обучение - 35 уроков (1 час в неделю)

Индивидуальное обучение - 35 уроков (0,5 часа в неделю)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество уроков

Проверочные работы

Уроки,

реализующие ЭКС

1

Регулирование поведения людей в обществе

14

   

2

Человек в экономических отношениях

16

1

1

3

Человек и природа

5

1

1

 

Всего:

35

2

2

8 КЛАСС

Групповое обучение - 35 уроков (1 час в неделю)

Индивидуальное обучение - 35 уроков (0,5 часа в неделю)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество уроков

Проверочные работы

Уроки,

реализующие ЭКС

1

Личность и общество

6

 

1

2

Сфера духовной культуры

10

1

 

3

Социальная сфера

5

   

4

Экономика

14

1

2

 

Всего:

35

2

3

9 КЛАСС

Индивидуальное обучение – 34 урока (0,5 часа в неделю)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество уроков

Проверочные работы

Уроки,

реализующие ЭКС

1

Политика

10

 

2

2

Право

24

2

2

 

Всего:

34

2

4

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации