Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса начального общего образования
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1713275)
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 1 класса начального общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной
творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных
промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Модуль 1. Восприятие произведений искусства | ||||||||
1.1. | Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. | 1 | 0 | 1 | Наблюдать, рассматривать, | Устный | https://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-ao-izobrazitelnomu-iskusstvu-hudozhnik-i-zritel-1-klass-5035768.html | |
1.2. | Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. | 0.5 | 0 | 0.5 | Объяснять расположение | Устный | https://infourok.ru/urok-izo-hudozhnik-zhivopisec-pervye-predstavleniya-o-kompozicii-5001990.html | |
1.3. | Обсуждение содержания рисунка. | 0.5 | 0 | 0.5 | Наблюдать, рассматривать, | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-master-izobrazheniya-uchit-videt-2935589.html | |
Итого по модулю 1 | 2 | | ||||||
Модуль 2. Графика | ||||||||
2.1. | Линейный рисунок. | 0.25 | 0 | 0.25 | | Наблюдать и анализировать характер линий в природе; | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-izobrazhenie-liniey-klass- |
2.2. | Разные виды линий. | 0.25 | 0 | 0.25 | Создавать линейный рисунок —упражнение на разный характер линий; | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-kakie-byvayut-linii-1-klass-5045110.html | |
2.3. | Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие —толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. | 0.25 | 0 | 0.25 | Наблюдать и анализировать характер линий в природе; | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya_po_izobrazitelnomu _iskusstvu_liniya_v_prirode-352466.htm | |
2.4. | Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. | 0.25 | 0 | 0.25 | Осваивать навыки работы | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku- | |
2.5. | Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). | 0.5 | 0 | 0.5 | Выполнять с натуры рисунок листа дерева; | Устный | https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe- |
2.6. | Последовательность рисунка. | 0.5 | 0 | 0.5 | Развивать навыки рисования по представлению и воображению; | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-risunok-pyatnom-klass-2945737.html | |
2.7. | Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции«лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. | 1 | 0 | 1 | Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; | Устный | https://alshar.ru/prezentatsii-s-poshagovym-izobrazheniyem-zhivotnykh-n-t-prezentatsiya-k-uroku-po-izobrazitel-nomu-iskusstvu-izo-1-2-3-4-klass-po-teme/ | |
2.8. | Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым | 1 | 0 | 1 | Рассматривать и анализировать иллюстрации известных | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-liniya-rasskazchica-klass- | |
2.9. | Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в | 0.5 | 0 | 0.5 | Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости; | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na- | |
2.10. | Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. | 0.5 | 0 | 0.5 | Использовать графическое пятно как основу изобразительного | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-izobrazitelnogo-iskusstva-tema-teatr-teney-2694828.html | |
2.11. | Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. | 0.5 | 0 | 0.5 | Учиться работать на уроке с жидкой краской; | Устный | ||
2.12. | Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. | 0.5 | 0 | 0.5 | Рассматривать и анализировать иллюстрации известных | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-izobrazhat-mozhno-pyatnom-klass-1621255.html | |
Итого по модулю 2 | 6 | | ||||||
Модуль 3. Живопись | ||||||||
3.1. | Цвет как одно из главных средств выражения в | 0.5 | 0 | 0.5 | | Осваивать навыки работы | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-uroku-po-zhivopisi-cvet-kak-sredstvo-virazheniya-2506641.html |
3.2. | Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Знать три основных цвета; | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya_tri_volshebnyh |
3.3. | Эмоциональная выразительность цвета. | 0.5 | 0 | 0.5 | Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым цветом; | Устный | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2015/ 06/25/prezentatsiya-po-izo-zhar-ptitsa |
3.4. | Цвет как выражение настроения, душевного состояния. | 0.5 | 0 | 0.5 | Объяснять, как разное | Устный | https://uchitelya.com/izo/17274-prezentaciya-vyrazhaem-emocii-cherez-cvet-1-klass.html | |
3.5. | Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. | 1 | 0 | 1 | Осваивать навыки работы | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-i-konspekt-uroka-izo-na-temu-cveti-klass-2560702.html | |
3.6. | Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в | 1 | 0 | 1 | Осваивать навыки работы | Устный | https://infourok.ru/otkrytyj-urok-po-izo-vremena-goda-4358018.html | |
3.7. | Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. | 1 | 0 | 1 | Осваивать технику монотипии для развития живописных | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-izo-tehnika-vipolneniya-monotipiya-1633501.html | |
Итого по модулю 3 | 5 | | ||||||
Модуль 4. Скульптура | ||||||||
4.1. | Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. | 0.5 | 0 | 0.5 | Наблюдать, воспринимать (в классе на основе фотографий); | Устный | https://uchitelya.com/tehnologiya/70183 | |
4.2. | Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. | 0.5 | 0 | 0.5 | Лепить из целого куска | Устный | https://www.toys-4kids.ru/blog/lepim-iz-plastilina-poshagovo | |
4.3. | Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. | 1 | 0 | 1 | Осваивать навыки объёмной аппликации (например, | Устный | https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2017/12/03/prezentatsiya-bumagoplastika | |
4.4. | Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов). | 1 | 0 | 1 | Рассматривать и | Устный | https://uchitelya.com/izo/151867-prezentaciya-igrushka-dymkovskaya-kargopolskaya-bogorodskaya.html |
4.5. | Объёмная аппликация из бумаги и картона. | 1 | 0 | 1 | Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги; | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-tehnologii-klassi-obyomnaya-applikaciya-podelki-iz-bumagi-i-kartona-1795316.html | |
Итого по модулю 4 | 4 | | ||||||
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство | ||||||||
5.1. | Узоры в природе. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий); | Устный | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo |
5.2. | Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое | 0.5 | 0 | 0.5 | Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-zhivoj-mir-v-uzore-1-klass-4353964.html | |
5.3. | Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии | 1 | 0 | 1 | Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами её крылья; | Устный | https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-izo-na-tiemu-simmietriia.html | |
5.4. | Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. | 0.5 | 0 | 0.5 | Определять в предложенных орнаментах мотивы | Устный | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4569/conspect/273757/ | |
5.5. | Декоративная композиция в круге или полосе. | 0.5 | 0 | 0.5 | Выполнить гуашью творческое орнаментальное стилизованное изображение цветка, птицы и др. (по выбору) в круге или в квадрате (без раппорта); | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-izobrazitelnogo-iskusstva-po-teme-rastitelniy-ornament-v-kruge-klass-avtor-uchebnika-vs-kuzin-e-i-kubishkina-3159302.html | |
5.6. | Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. | 1 | 0 | 1 | Рассматривать и | Устный | https://uchitelya.com/izo/151867-prezentaciya-igrushka-dymkovskaya-kargopolskaya- | |
5.7. | Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. | 1 | 0 | 1 | Рассматривать и | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-yolochka-origami-1404980.html | |
5.8. | Форма и украшение бытовых предметов. | 0.5 | 0 | 0.5 | Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей; | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-1-klass-stroim-veshi-4236161.html | |
5.9. | Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. | 0.5 | 0 | 0.5 | Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, подручными материалами; | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-uroka- |
Итого по модулю 5 | 6 | | ||||||
Модуль 6. Архитектура | ||||||||
6.1. | Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. | 1 | 0 | 1 | | Рассматривать и сравнивать различные здания в | Устный | https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2017/10/23/prezentatsiya- |
6.2. | Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. | 1 | 0 | 1 | | Осваивать приёмы склеивания деталей, симметричного | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-po- |
6.3. | Макетирование (или создание аппликации) | 1 | 0 | 1 | Макетировать в игровой форме пространство сказочного | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-gorod-iz-bumagi-2675584.html | |
Итого по модулю 6 | 3 | | ||||||
Модуль 7. Восприятие произведений искусства | ||||||||
7.1. | Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. | 1 | 0 | 1 | Осваивать опыт восприятия | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-razvitie-hudozhestvennoesteticheskogo-vospriyatiya-u-detey-3582506.html | |
7.2. | Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека | 1 | 0 | 1 | Осваивать опыт восприятия | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-na- | |
7.3. | Рассматривание иллюстраций к детским книгам на | 1 | 0 | 1 | Осваивать опыт восприятия | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-rol-knizhnoy-illyustracii-v-rechevom-razvitii-doshkolnika-2556731.html | |
7.4. | Знакомство с живописной картиной. | 0.5 | 0 | 0.5 | Знать основные произведения изучаемых художников; | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokam-izo-po-teme-obrazi-russkogo-folklora-v-proizvedeniyah-vvasnecova-i-mvrubelya-1476764.html | |
7.5. | Обсуждение произведений с ярко выраженным Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). | 0.5 | 0 | 0.5 | Осваивать опыт восприятия | Устный | https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokam-izo-po-teme-obrazi-russkogo-folklora-v-proizvedeniyah-vvasnecova-i-mvrubelya-1476764.html | |
7.6. | Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. | 0.25 | 0 | 0.25 | Осваивать опыт восприятия | Устный | https://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-ao-izobrazitelnomu-iskusstvu-hudozhnik-i-zritel-1-klass-5035768.html |
7.7. | Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. | 0.25 | 0 | 0.25 | Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной; | Устный | инфоурок | |
7.8. | Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» | 0.5 | 0 | 0.5 | Знать основные произведения изучаемых художников; | Устный | 4Hm3YrYNgczRAP7jbGCZ7vA8XwbBR8DWMU7 Bm9FKZqjxQXPPcwMP1kDbK3mtBSdt2c6TmLCP iMSXa39uBiEBwkg4FW9DH2oqmJa3QMpEti | |
Итого по модулю 7 | 5 | | ||||||
Модуль 8. Азбука цифровой графики | ||||||||
8.1. | Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. | 1 | 0 | 1 | Приобретать опыт | Устный | https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/44567-prezentaciya-master-izobrazheniya-uchit-videt-1-klass-shkola-rossii.html | |
8.2. | Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. | 1 | 0 | 1 | Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания, его | Устный | https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/44567-prezentaciya-master-izobrazheniya-uchit-videt-1-klass-shkola-rossii.html | |
Итого по модулю 8 | 2 | | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 33 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Модуль «Восприятие Восприятие детских | 1 | 0 | 1 | Устный | |
2. | Модуль «Восприятие Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. Обсуждение содержания рисунка | 1 | 0 | 1 | Устный | |
3. | Модуль «Графика». Линейный рисунок. Разные виды линий. Линии в Графические материалы и их особенности. Приёмы | 1 | 0 | 1 | Устный | |
4. | Модуль «Графика». Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, | 1 | 0 | 1 | Устный |
5. | Модуль «Графика». Последовательность рисунка. Первичные навыки | 1 | 0 | 1 | Устный | |
6. | Модуль «Графика». Линейный тематический | 1 | 0 | 1 | Устный | |
7. | Модуль «Графика».. Пятно-силуэт. Превращение Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического Силуэт | 1 | 0 | 1 | Устный | |
8. | Модуль «Графика». Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. Рассмотрение и анализ | 1 | 0 | 1 | Устный | |
9. | Модуль «Живопись». Цвет как одно из главных средств выражения в Навыки работы гуашью в условиях урока | 1 | 0 | 1 | Устный |
10. | Модуль «Живопись».Три основных цвета. Ассоциативные Эмоциональная | 1 | 0 | 1 | Устный | |
11. | Модуль «Живопись». Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам | 1 | 0 | 1 | Устный | |
12. | Модуль «Живопись». Тематическая композиция«Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике | 1 | 0 | 1 | Устный | |
13. | Модуль «Живопись». Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения | 1 | 0 | 1 | Устный | |
14. | Модуль «Скульптура». Изображение в объёме. Приёмы работы с Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания | 1 | 0 | 1 | Устный |
15. | Модуль «Скульптура». Бумажная пластика. Овладение первичными | 1 | 0 | 1 | Устный | |
16. | Модуль «Скульптура». Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных | 1 | 0 | 1 | Устный | |
17. | Модуль «Скульптура». Объёмная апликация из бумаги и картона | 1 | 0 | 1 | Устный | |
18. | Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов Ассоциативное | 1 | 0 | 1 | Устный | |
19. | Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии | 1 | 0 | 1 | Устный |
20. | Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Узоры и орнаменты, Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или | 1 | 0 | 1 | Устный | |
21. | Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных | 1 | 0 | 1 | Устный | |
22. | Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Оригами — создание | 1 | 0 | 1 | Устный | |
23. | Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Форма и украшение бытовых предметов. Приёмы | 1 | 0 | 1 | Устный | |
24. | Модуль «Архитектура». Наблюдение разнообразия архитектурных построек в | 1 | 0 | 1 | Устный |
25. | Модуль «Архитектура». Освоение приёмов Складывание объёмных Овладение приёмами склеивания деталей, | 1 | 0 | 1 | Устный | |
26. | Модуль «Архитектура». Макетирование (или | 1 | 0 | 1 | Устный | |
27. | Модуль «Восприятие Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и | 1 | 0 | 1 | Устный | |
28. | Модуль «Восприятие Художественное наблюдение окружающего мира (мира | 1 | 0 | 1 | Устный | |
29. | Модуль «Восприятие Рассматривание | 1 | 0 | 1 | Устный |
30. | Модуль «Восприятие Знакомство с живописной Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по | 1 | 0 | 1 | Устный | |||||
31. | Модуль «Восприятие Ассоциации из личного Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других | 1 | 0 | 1 | Устный | |||||
32. | Модуль «Азбука цифровой графики». Фотографирование мелких деталей природы, | 1 | 0 | 1 | Устный | |||||
33. | Модуль «Азбука цифровой графики». Обсуждение в | 1 | 0 | 1 | Устный | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 33 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации, поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/
Инфоурок https://infourok.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
интерактивная доска
видеоаппаратура;
музыкальный центр;
мультимедийный проектор;
мольберты;
подиумы для натурных постановок
мебельные стенки для хранения наглядных пособий
затемнение на окна
переносные светильники
классные доски для рисования на белой плоскости
-наглядный материал (натурный фонд из предметов быта для натюрмортов, гипсовые пособия –геометрические тела, вазы, розетки и т.д.),
- репродукции с картин художников,
- художественно-дидактические таблицы по основным разделам изобразительной грамоты (основы перспективы, цветоведения, приемам рисования с натуры и пр.);
- систематизированные образцы лучших работ учащихся;
- раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий).
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
интерактивная доска
видеоаппаратура;
музыкальный центр;
мультимедийный проектор;
мольберты;
подиумы для натурных постановок
мебельные стенки для хранения наглядных пособий
затемнение на окна
переносные светильники
классные доски для рисования на белой плоскости
-наглядный материал (натурный фонд из предметов быта для натюрмортов, гипсовые пособия –геометрические тела, вазы, розетки и т.д.),
- репродукции с картин художников,
- художественно-дидактические таблицы по основным разделам изобразительной грамоты (основы перспективы, цветоведения, приемам рисования с натуры и пр.);
- систематизированные образцы лучших работ учащихся;
- раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий).
Легоцкая Вера Сергеевна