Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса начального общего образования
 	
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 	РАБОЧАЯ 	ПРОГРАММА 
(ID 	1713275)
 	учебного 	предмета
«Изобразительное 	искусство»
 	для 	1 класса начального 	общего образования 	
на 	2022 - 2023  учебный год
 	
 	
 	
 	
 	
 	
 	
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной 
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
 Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании 
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
 
«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
 
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 	Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
	Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
 Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона.
	Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
 
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
 	Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
 	Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
 Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
	Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: 
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; 
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; 
духовно-нравственное развитие обучающихся; 
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности; 
позитивный опыт участия в творческой деятельности; 
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
 
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
	1.Овладение универсальными познавательными действиями 
Пространственные представления и сенсорные способности: 
характеризовать форму предмета, конструкции; 
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; 
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; 
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; 
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; 
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; 	обобщать форму составной конструкции; 
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; 
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; 
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; 	выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
	Базовые логические и исследовательские действия: 
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; 
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; 
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; 
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; 
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; 
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; 
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; 
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; 
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; 
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
 Работа с информацией: 
использовать электронные образовательные ресурсы;
 
	уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; 
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; 
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; 
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; 
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные 
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; 
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
	2.Овладение универсальными коммуникативными действиями 
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: 
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; 
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; 
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности; 
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или 
исследовательского опыта; 
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; 
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; 
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
 	3.Овладение универсальными регулятивными действиями 
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: 
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; 	соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; 
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; 
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
 Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной
 
творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).
 Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.
 	Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
 	Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных
 
промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
 	Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
 	Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
 	Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
 
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|  			№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |  			Дата 			 | Виды деятельности |  			Виды, 			 | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
| всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
| Модуль 1. Восприятие произведений искусства | ||||||||
| 1.1. | Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. | 1 | 0 | 1 |  			Наблюдать, 			рассматривать, 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-ao-izobrazitelnomu-iskusstvu-hudozhnik-i-zritel-1-klass-5035768.html | |
| 1.2. | Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. | 0.5 | 0 | 0.5 |  			Объяснять 			расположение 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/urok-izo-hudozhnik-zhivopisec-pervye-predstavleniya-o-kompozicii-5001990.html | |
| 1.3. | Обсуждение содержания рисунка. | 0.5 | 0 | 0.5 |  			Наблюдать, 			рассматривать, 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-master-izobrazheniya-uchit-videt-2935589.html | |
| Итого по модулю 1 | 2 |  			 | ||||||
| Модуль 2. Графика | ||||||||
| 2.1. | Линейный рисунок. | 0.25 | 0 | 0.25 |  			 | Наблюдать и анализировать характер линий в природе; |  			Устный 			 |  			https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-izobrazhenie-liniey-klass- | 
| 2.2. | Разные виды линий. | 0.25 | 0 | 0.25 | Создавать линейный рисунок —упражнение на разный характер линий; |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-kakie-byvayut-linii-1-klass-5045110.html | |
| 2.3. | Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие —толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. | 0.25 | 0 | 0.25 | Наблюдать и анализировать характер линий в природе; |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya_po_izobrazitelnomu _iskusstvu_liniya_v_prirode-352466.htm | |
| 2.4. | Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. | 0.25 | 0 | 0.25 |  			Осваивать 			навыки работы 			 |  			Устный 			 |  			https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku- | |
| 2.5. | Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). | 0.5 | 0 | 0.5 | Выполнять с натуры рисунок листа дерева; |  			Устный 			 |  			https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe- | |
 
| 2.6. | Последовательность рисунка. | 0.5 | 0 | 0.5 | Развивать навыки рисования по представлению и воображению; |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-risunok-pyatnom-klass-2945737.html | |
| 2.7. | Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции«лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. | 1 | 0 | 1 | Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; |  			Устный 			 | https://alshar.ru/prezentatsii-s-poshagovym-izobrazheniyem-zhivotnykh-n-t-prezentatsiya-k-uroku-po-izobrazitel-nomu-iskusstvu-izo-1-2-3-4-klass-po-teme/ | |
| 2.8. |  			Линейный 			тематический 			рисунок 			(линия-рассказчица) 			на сюжет стихотворения 			или сюжет из 			жизни детей 			(игры во дворе, 			в походе и др.) 			с простым и 			весёлым 			 | 1 | 0 | 1 |  			Рассматривать 			и анализировать 			иллюстрации 			известных 			 |  			Устный 			 |  			https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-liniya-rasskazchica-klass- | |
| 2.9. |  			Пятно-силуэт. 			Превращение 			случайного 			пятна в  | 0.5 | 0 | 0.5 | Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости; |  			Устный 			 |  			https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na- | |
| 2.10. | Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. | 0.5 | 0 | 0.5 |  			Использовать 			графическое 			пятно как основу 			изобразительного 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-izobrazitelnogo-iskusstva-tema-teatr-teney-2694828.html | |
| 2.11. | Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. | 0.5 | 0 | 0.5 | Учиться работать на уроке с жидкой краской; |  			Устный 			 | ||
| 2.12. | Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. | 0.5 | 0 | 0.5 |  			Рассматривать 			и анализировать 			иллюстрации 			известных 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-izobrazhat-mozhno-pyatnom-klass-1621255.html | |
| Итого по модулю 2 | 6 |  			 | ||||||
| Модуль 3. Живопись | ||||||||
| 3.1. |  			Цвет 			как одно из 			главных средств 			выражения в 			 | 0.5 | 0 | 0.5 |  			 |  			Осваивать 			навыки работы 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-uroku-po-zhivopisi-cvet-kak-sredstvo-virazheniya-2506641.html | 
| 3.2. | Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. | 0.5 | 0 | 0.5 |  			 | Знать три основных цвета; |  			Устный 			 |  			https://infourok.ru/prezentaciya_tri_volshebnyh 			 | 
| 3.3. | Эмоциональная выразительность цвета. | 0.5 | 0 | 0.5 | Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым цветом; |  			Устный 			 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2015/ 06/25/prezentatsiya-po-izo-zhar-ptitsa | |
 
| 3.4. | Цвет как выражение настроения, душевного состояния. | 0.5 | 0 | 0.5 |  			Объяснять, 			как разное 			 |  			Устный 			 | https://uchitelya.com/izo/17274-prezentaciya-vyrazhaem-emocii-cherez-cvet-1-klass.html | |
| 3.5. | Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. | 1 | 0 | 1 |  			Осваивать 			навыки работы 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-i-konspekt-uroka-izo-na-temu-cveti-klass-2560702.html | |
| 3.6. |  			Тематическая 			композиция 			«Времена года». 			Контрастные 			цветовые состояния 			времён года. 			Работа 			гуашью, в  | 1 | 0 | 1 |  			Осваивать 			навыки работы 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/otkrytyj-urok-po-izo-vremena-goda-4358018.html | |
| 3.7. | Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. | 1 | 0 | 1 |  			Осваивать 			технику монотипии 			для развития 			живописных 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-izo-tehnika-vipolneniya-monotipiya-1633501.html | |
| Итого по модулю 3 | 5 |  			 | ||||||
| Модуль 4. Скульптура | ||||||||
| 4.1. | Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. | 0.5 | 0 | 0.5 |  			Наблюдать, 			воспринимать 			 (в классе на основе фотографий); |  			Устный 			 |  			https://uchitelya.com/tehnologiya/70183 | |
| 4.2. | Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. | 0.5 | 0 | 0.5 |  			Лепить 			из целого куска 			 |  			Устный 			 | https://www.toys-4kids.ru/blog/lepim-iz-plastilina-poshagovo | |
| 4.3. | Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. | 1 | 0 | 1 |  			Осваивать 			навыки объёмной 			аппликации 			(например, 			 |  			Устный 			 | https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2017/12/03/prezentatsiya-bumagoplastika | |
| 4.4. | Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов). | 1 | 0 | 1 |  			Рассматривать 			и  |  			Устный 			 | https://uchitelya.com/izo/151867-prezentaciya-igrushka-dymkovskaya-kargopolskaya-bogorodskaya.html | |
 
| 4.5. | Объёмная аппликация из бумаги и картона. | 1 | 0 | 1 | Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги; |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-tehnologii-klassi-obyomnaya-applikaciya-podelki-iz-bumagi-i-kartona-1795316.html | |
| Итого по модулю 4 | 4 |  			 | ||||||
| Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство | ||||||||
| 5.1. | Узоры в природе. | 0.5 | 0 | 0.5 |  			 | Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий); |  			Устный 			 |  			https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo 			 | 
| 5.2. |  			Наблюдение 			узоров в живой 			природе (в 			условиях урока 			на основе 			фотографий). 			Эмоционально-эстетическое 			 | 0.5 | 0 | 0.5 |  			Приводить 			примеры и делать 			ассоциативные 			сопоставления 			с орнаментами 			в предметах 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-zhivoj-mir-v-uzore-1-klass-4353964.html | |
| 5.3. |  			Представления 			о симметрии 			и наблюдение 			её в природе. 			Последовательное 			ведение работы 			над изображением 			бабочки по 			представлению, 			использование 			линии  | 1 | 0 | 1 | Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами её крылья; |  			Устный 			 | https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-izo-na-tiemu-simmietriia.html | |
| 5.4. | Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. | 0.5 | 0 | 0.5 |  			Определять 			в предложенных 			орнаментах 			мотивы  |  			Устный 			 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4569/conspect/273757/ | |
| 5.5. | Декоративная композиция в круге или полосе. | 0.5 | 0 | 0.5 | Выполнить гуашью творческое орнаментальное стилизованное изображение цветка, птицы и др. (по выбору) в круге или в квадрате (без раппорта); |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-izobrazitelnogo-iskusstva-po-teme-rastitelniy-ornament-v-kruge-klass-avtor-uchebnika-vs-kuzin-e-i-kubishkina-3159302.html | |
| 5.6. |  			Орнамент, 			характерный 			для игрушек 			одного из наиболее 			известных 			народных 			художественных 			промыслов. 			 | 1 | 0 | 1 |  			Рассматривать 			и  |  			Устный 			 |  			https://uchitelya.com/izo/151867-prezentaciya-igrushka-dymkovskaya-kargopolskaya- | |
| 5.7. | Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. | 1 | 0 | 1 |  			Рассматривать 			и  |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-yolochka-origami-1404980.html | |
| 5.8. | Форма и украшение бытовых предметов. | 0.5 | 0 | 0.5 | Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей; |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-1-klass-stroim-veshi-4236161.html | |
| 5.9. | Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. | 0.5 | 0 | 0.5 | Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, подручными материалами; |  			Устный 			 |  			https://infourok.ru/prezentaciya-uroka- | |
 
| Итого по модулю 5 | 6 |  			 | ||||||
| Модуль 6. Архитектура | ||||||||
| 6.1. | Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. | 1 | 0 | 1 |  			 |  			Рассматривать 			и сравнивать 			различные 			здания в  |  			Устный 			 |  			https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2017/10/23/prezentatsiya- | 
| 6.2. | Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. | 1 | 0 | 1 |  			 |  			Осваивать 			приёмы склеивания 			деталей, симметричного 			 |  			Устный 			 |  			https://infourok.ru/prezentaciya-po- | 
| 6.3. |  			Макетирование 			(или создание 			аппликации) 			 | 1 | 0 | 1 |  			Макетировать 			в игровой форме 			пространство 			сказочного 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-gorod-iz-bumagi-2675584.html | |
| Итого по модулю 6 | 3 |  			 | ||||||
| Модуль 7. Восприятие произведений искусства | ||||||||
| 7.1. | Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. | 1 | 0 | 1 |  			Осваивать 			опыт восприятия 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-razvitie-hudozhestvennoesteticheskogo-vospriyatiya-u-detey-3582506.html | |
| 7.2. |  			Художественное 			наблюдение 			окружающего 			мира (мира 			природы) и 			предметной 			среды жизни 			человека  | 1 | 0 | 1 |  			Осваивать 			опыт восприятия 			 |  			Устный 			 |  			https://infourok.ru/prezentaciya-na- | |
| 7.3. |  			Рассматривание 			иллюстраций 			к детским книгам 			на  | 1 | 0 | 1 |  			Осваивать 			опыт восприятия 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-rol-knizhnoy-illyustracii-v-rechevom-razvitii-doshkolnika-2556731.html | |
| 7.4. | Знакомство с живописной картиной. | 0.5 | 0 | 0.5 | Знать основные произведения изучаемых художников; |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokam-izo-po-teme-obrazi-russkogo-folklora-v-proizvedeniyah-vvasnecova-i-mvrubelya-1476764.html | |
| 7.5. |  			Обсуждение 			произведений 			с ярко выраженным 			 Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). | 0.5 | 0 | 0.5 |  			Осваивать 			опыт восприятия 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokam-izo-po-teme-obrazi-russkogo-folklora-v-proizvedeniyah-vvasnecova-i-mvrubelya-1476764.html | |
| 7.6. | Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. | 0.25 | 0 | 0.25 |  			Осваивать 			опыт восприятия 			 |  			Устный 			 | https://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-ao-izobrazitelnomu-iskusstvu-hudozhnik-i-zritel-1-klass-5035768.html | |
 
| 7.7. | Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. | 0.25 | 0 | 0.25 | Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной; |  			Устный 			 | инфоурок | |
| 7.8. | Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» | 0.5 | 0 | 0.5 | Знать основные произведения изучаемых художников; |  			Устный 			 | 4Hm3YrYNgczRAP7jbGCZ7vA8XwbBR8DWMU7 Bm9FKZqjxQXPPcwMP1kDbK3mtBSdt2c6TmLCP iMSXa39uBiEBwkg4FW9DH2oqmJa3QMpEti | |
| Итого по модулю 7 | 5 |  			 | ||||||
| Модуль 8. Азбука цифровой графики | ||||||||
| 8.1. | Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. | 1 | 0 | 1 |  			Приобретать 			опыт  |  			Устный 			 | https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/44567-prezentaciya-master-izobrazheniya-uchit-videt-1-klass-shkola-rossii.html | |
| 8.2. | Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. | 1 | 0 | 1 |  			Приобретать 			опыт обсуждения 			фотографий 			с точки зрения 			цели сделанного 			снимка, значимости 			его содержания, 			его  |  			Устный 			 | https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/44567-prezentaciya-master-izobrazheniya-uchit-videt-1-klass-shkola-rossii.html | |
| Итого по модулю 8 | 2 |  			 | ||||||
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 33 |  			 | ||||
 
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|  			№ | Тема урока | Количество часов |  			Дата 			 |  			Виды, 			 | ||
| всего | контрольные работы | практические работы | ||||
| 1. |  			Модуль 			«Восприятие 			  			Восприятие 			детских  | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 2. |  			Модуль 			«Восприятие 			 Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. Обсуждение содержания рисунка | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 3. | Модуль «Графика».  			Линейный 			рисунок. Разные 			виды линий. 			Линии в  Графические 			материалы и 			их особенности. 			Приёмы 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 4. |  			Модуль 			«Графика». 			Рисунок с натуры: 			рисунок листьев 			разной формы 			(треугольный, 			круглый, овальный, 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
 
| 5. | Модуль «Графика». Последовательность рисунка. Первичные 			навыки  | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 6. | Модуль «Графика». Линейный 			тематический 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 7. |  			Модуль 			«Графика».. 			Пятно-силуэт. 			Превращение 			  			Развитие 			образного 			видения и 			способности 			целостного, 			обобщённого 			видения. Пятно 			как основа 			графического 			 Силуэт | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 8. | Модуль «Графика». Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом.  			Рассмотрение 			и анализ  | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 9. |  			Модуль 			«Живопись». 			Цвет как одно 			из главных 			средств выражения 			в  Навыки работы гуашью в условиях урока | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | 
 
| 10. | Модуль «Живопись».Три основных цвета.  			Ассоциативные 			  			Эмоциональная 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 11. | Модуль «Живопись». Наш мир украшают цветы. Живописное 			изображение 			по представлению 			и восприятию 			разных по цвету 			и формам  | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 12. | Модуль «Живопись». Тематическая композиция«Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа 			гуашью, в технике 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 13. | Модуль «Живопись». Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 14. | Модуль «Скульптура». Изображение в объёме.  			Приёмы 			работы с  Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | 
 
| 15. | Модуль «Скульптура». Бумажная пластика. Овладение 			первичными 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 16. |  			Модуль 			«Скульптура». 			Лепка игрушки 			по мотивам 			одного из наиболее 			известных 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 17. | Модуль «Скульптура». Объёмная апликация из бумаги и картона | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 18. | Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий).  			Эмоционально-эстетическое 			восприятие 			объектов 			  			Ассоциативное 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 19. | Модуль «Декоративно-прикладное искусство».  			Представления 			о симметрии 			и наблюдение 			её в природе. 			Последовательное 			ведение работы 			над изображением 			бабочки по 			представлению, 			использование 			линии  | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | 
 
| 20. | Модуль «Декоративно-прикладное искусство».  			Узоры 			и орнаменты, 			 Орнаменты 			геометрические 			и растительные. 			Декоративная 			композиция 			в круге или 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 21. | Модуль «Декоративно-прикладное искусство».  			Орнамент, 			характерный 			для игрушек 			одного из наиболее 			известных 			народных 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 22. | Модуль «Декоративно-прикладное искусство».  			Оригами 			— создание 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 23. | Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Форма 			и украшение 			бытовых предметов. 			Приёмы  | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 24. | Модуль «Архитектура». Наблюдение 			разнообразия 			архитектурных 			построек в 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | 
 
| 25. | Модуль «Архитектура».  			Освоение 			приёмов   			Складывание 			объёмных   			Овладение 			приёмами 			склеивания 			деталей,  | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 26. | Модуль «Архитектура». Макетирование 			(или  | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 27. |  			Модуль 			«Восприятие 			 Восприятие произведений детского творчества.  			Обсуждение 			сюжетного и 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 28. |  			Модуль 			«Восприятие 			 Художественное 			наблюдение 			окружающего 			мира (мира 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |
| 29. |  			Модуль 			«Восприятие 			  			Рассматривание 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | 
 
| 30. |  			Модуль 			«Восприятие 			  			Знакомство 			с живописной 			 Произведения В. М.  			Васнецова, 			М. А. Врубеля 			и других художников 			(по  | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |||||
| 31. |  			Модуль 			«Восприятие 			  			Ассоциации 			из личного 			 Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В.  			Ван 			Гога и других 			 | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |||||
| 32. |  			Модуль 			«Азбука цифровой 			графики». 			Фотографирование 			мелких деталей 			природы,  | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |||||
| 33. |  			Модуль 			«Азбука цифровой 			графики». 			Обсуждение 			в  | 1 | 0 | 1 |  			Устный 			 | |||||
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 33 |  			 | ||||||
 
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
 Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации, поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
 РЭШ https://resh.edu.ru/ 
Инфоурок https://infourok.ru/
 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
 интерактивная доска 
видеоаппаратура; 
музыкальный центр; 
мультимедийный проектор; 
мольберты; 
подиумы для натурных постановок 
мебельные стенки для хранения наглядных пособий 
затемнение на окна 
переносные светильники 
классные доски для рисования на белой плоскости
-наглядный материал (натурный фонд из предметов быта для натюрмортов, гипсовые пособия –геометрические тела, вазы, розетки и т.д.),
- репродукции с картин художников,
- художественно-дидактические таблицы по основным разделам изобразительной грамоты (основы перспективы, цветоведения, приемам рисования с натуры и пр.);
- систематизированные образцы лучших работ учащихся;
- раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий).
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
 интерактивная доска 
видеоаппаратура; 
музыкальный центр; 
мультимедийный проектор; 
мольберты; 
подиумы для натурных постановок 
мебельные стенки для хранения наглядных пособий 
затемнение на окна 
переносные светильники 
классные доски для рисования на белой плоскости
-наглядный материал (натурный фонд из предметов быта для натюрмортов, гипсовые пособия –геометрические тела, вазы, розетки и т.д.),
- репродукции с картин художников,
- художественно-дидактические таблицы по основным разделам изобразительной грамоты (основы перспективы, цветоведения, приемам рисования с натуры и пр.);
- систематизированные образцы лучших работ учащихся;
- раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий).
 
                                     
                         
                         
                         
                         
                        
Легоцкая Вера Сергеевна