Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для основного общего образования

0
0
Материал опубликован 30 November 2017

«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН»

КОМИ РЕСПУБЛИКАСА КАНМУ ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

ЛÖЗЫМСКÖЙ ФИЛИАЛ

ЛОЗЫМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО учителей Приказом № _____________

истории и обществознания от « ____»_______ 2017 г.

Протокол № ____ от ______ 2017 г.

Руководитель МО

________ Т.В.Габова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

МУЗЫКА

основное общее образование

 

Срок реализации программы - 3 года

Составитель: Ненев О.С., учитель музыки Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО»

г. Сыктывкар

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (далее РПУП) на уровне основного общего образования для обучения учащихся 5-7 классов Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО» составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями, внесенными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577);

- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол заседания Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15);

При определении содержательной составляющей РПУП учитывались рекомендации Письма Министерства образования Республики Коми от 11.03.2014 г. № 03-05/1 «О реализации этнокультурной составляющей содержания образовательных программ общего образования».

Порядок разработки и структура РПУП выдержаны в строгом соответствии с требованиями Положения о рабочей программе учебного предмета Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО».

Реализация РПУП в Лозымском филиале осуществляется на основе учебно-методического комплекса по музыке Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений (М.: «Просвещение»).

Данная РПУП конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета.

РПУП содержит:

- планируемые результаты освоения учебного предмета;

- содержание учебного предмета;

- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Целью изучения учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего образования является:

- формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры учащихся;

- развитие музыкальных способностей учащихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Для достижения поставленной цели на уровне основного общего образования реализуются следующие задачи изучения предмета:

- приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;

- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;

- овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство».

Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Освоение предмета «Музыка» направлено на:

- приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;

- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;

- овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.

В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.

Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История» и др.

Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

Учебный предмет «Музыка» как часть предметной области «Искусство» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-7 классах.

Нормативный срок реализации РПУП на уровне основного общего образования составляет 3 года.

Недельное количество часов, отводимое на изучение «Музыки», определяется учебным планом Лозымского филиала, утверждённым директором ГОУ РК «РЦО» 28.08.2017 г.

Общее количество учебных часов на изучение учебного предмета «Музыка» в 5-7 классах составляет 105 уроков (26,25 ч.) группового обучения.

Распределение учебных часов по классам:

Классы

Недельное распределение учебных часов

Количество учебных недель

Количество часов по годам обучения

5

1 урок по 0,25 ч.

35

35уроков (8,75 ч.)

6

1 урок по 0,25 ч.

35

35уроков (8,75 ч.)

7

1 урок по 0,25 ч.

35

35 уроков (8,75 ч.)

Всего:

3 урока по 0,25ч.

 

105 уроков (26,25 ч.)

РПУП учитывает специфику обучения учащихся, находящихся на длительном лечении в государственных медицинских организациях РК, предусматривает индивидуальное обучение в 5-7 классах по 0,2 часа в неделю на одного ученика согласно учебному плану Лозымского филиала.

В виду специфики образовательного учреждения, осуществляющего обучение учащихся, находящихся на лечении в медицинских организациях РК, данная РПУП ориентирована на изучение теоретического материала, практические занятия не проводятся.

В целях удобного использования в РПУП использованы общепринятые аббревиатуры:

ЭКС – этнокультурная составляющая;

РК – Республика Коми.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты

1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.


Выпускник научится:

понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

понимать основной принцип построения и развития музыки;

анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

определять тембры музыкальных инструментов;

называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

определять характерные особенности музыкального языка;

эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

определять характерные признаки современной популярной музыки;

называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

анализировать творчество исполнителей авторской песни;

выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

владеть навыками вокально-хорового музицирования;

применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное содержание представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.

Музыка как вид искусства

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Народное музыкальное творчество

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

Современная музыкальная жизнь

Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.

Значение музыки в жизни человека

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Содержание по классам

5 класс

Раздел 1. «Музыка и литература».

Музыка как вид искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство».

Музыка как вид искусства. Музыка и изобразительное искусство.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Музыка как вид искусства.

Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Многообразие связей музыки с литературой.

Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. ЭКС. Творчество художников в РК. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Народное музыкальное творчество

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Детский музыкальный фольклор и сочинения композиторов республики Коми (ЭКС). Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Образцы песенной и инструментальной музыки народа Коми (ЭКС).

6 класс

Раздел 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».

Музыка как вид искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Раздел 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Музыка как вид искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Музыка как вид искусства

Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. (ЭКС) Романсы в творчестве коми композиторов. (ЭКС) Воздействие на людей музыки коми народа. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. (ЭКС) Музыкальные образы в произведениях коми композиторов.

Народное музыкальное творчество

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. (ЭКС) Дирижеры в РК.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). ЭКС. Творчество Я.С.Перепелица. Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

7 класс

Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки».

Музыка как вид искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Музыка как вид искусства.

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Музыка как вид искусства

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Народное музыкальное творчество

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. (ЭКС) Гимн РК. (ЭКС) Танцы народа коми. (ЭКС) Музыка коми народа. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

Современная музыкальная жизнь

Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.

Значение музыки в жизни человека

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной организации

Ч. Айвз. «Космический пейзаж».

Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).

Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).

Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».

Э. Артемьев. «Мозаика».

И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта «Agnus Dei» (№ 23), хор «Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло.

И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».

М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».

Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).

Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».

Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья, Сцена гадания).

Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).

А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская» (экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).

Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Ж. Брель. Вальс.

Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).

А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).

Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).

А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова).

В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена года» («Весна», «Осень»).

Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть.

Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия».

Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).

М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст. Н. Кукольника).

М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).

К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор фурий).

Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).

А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).

К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»).

Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».

И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров).

А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).

Знаменный распев.

Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».

В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).

К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).

Д. Каччини. «Ave Maria».

В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный» (сл. И. Векшегоновой).

В. Лаурушас. «В путь».

Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).

И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).

А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).

Ф. Лэй. «История любви».

Мадригалы эпохи Возрождения.

Р. де Лиль. «Марсельеза».

А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).

М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

Д. Мийо. «Бразилейра».

И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп).

В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verum corpus».

М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок).

Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).

Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации.

Негритянский спиричуэл.

М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).

К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).

Дж. Перголези «Stabat mater» (фрагменты по выбору учителя).

С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).

М. Равель. «Болеро».

С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).

Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый эпизод «Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).

А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).

Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).

П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».

Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).

А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).

И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол). Сюита № 2 для оркестра.

М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».

Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия, другие фрагменты по выбору учителя).

Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя).

А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для скрипки с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс).

К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).

Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви).

П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».

П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».

М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма «Море».

А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4),Чиновники (№ 5).

Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).

Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».

И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».

Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта).

Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).

Д. Эллингтон. «Караван».

А. Эшпай. «Венгерские напевы».

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

Групповое обучение 35 уроков (1 урок в неделю по 0,25 ч.)

Индивидуальное обучение 35 уроков (1 урок в неделю по 0,2 ч.)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество уроков

Уроки, реализующие ЭКС

1.

Музыка и литература.

16

2

2.

Музыка и изобразительное искусство.

19

2

 

Всего:

35

4

6 КЛАСС

Групповое обучение 35 уроков (1 урок в неделю по 0,25 ч.)

Индивидуальное обучение 35 уроков (1 урок в неделю по 0,2 ч.)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество уроков

Уроки, реализующие ЭКС

1.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

16

2

2.

Мир образов камерной и симфонической музыки.

19

2

 

Всего:

35

4

7 КЛАСС

Групповое обучение 35 уроков (1 урок в неделю по 0,25 ч.)

Индивидуальное обучение 35 уроков (1 урок в неделю по 0,2 ч.)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество уроков

Уроки, реализующие ЭКС

1.

Особенности драматургии сценической музыки.

16

2

2.

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

19

2

 

Всего:

35

4

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации