Рабочая программа кружка "Имею право"

0
0
Материал опубликован 12 September

Паспорт программы

«Имею право»

Автор: Копылова Елена Игоревна, учитель обществознания.

Возраст обучающихся: 14 – 15 лет

Направленность программы: социально - педагогическая

Срок реализации: 1 год

Вид программы: авторская

Тип программы: общеразвивающая

Уровень реализации: основное образование

Уровень освоения: базовый

Способ освоения содержания образования: репродуктивный



Пояснительная записка

Программа «Имею право» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания.

Содержание правового образования подростков определяется с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Знание норм права способствует подготовке обучающихся к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума. Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву. Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание подростком отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.

Направленность программы – социально – педагогическая.

Уровень реализации программы – базовый.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Имею право» состоит в современных требованиях к личности: толерантность, гражданственность, высокий морально-нравственный облик.

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый в нашей стране, может быть только порядок, основанный на праве. Государству и обществу нужны твердые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других нормативно – правовых актов. Современная школа призвана способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны.

Педагогическая целесообразность и отличительные особенности: Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия, а также разнообразные творческие задания. На занятиях обучающиеся знакомятся с основными правами человека и современной терминологией. При проведении теоретических занятий используются видеоматериалы и мультимедийные обучающие программы. Интересными занятия программы позволяют сделать игровые ситуации и творческие задания. Игровая форма обучения в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Кроме этого, правовые игры и решение проблемных ситуаций закрепляют и углубляют знания по обществознанию, развивают мышление, память, воображение, расширяют кругозор. Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям, развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность и анализировать полученные результаты. Творческие задания позволяют импровизировать и раскрывают индивидуальные особенности ребенка.

Новизна программы: Построение в России гражданского общества не может быть решено без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения. Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше обучающийся начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях.

Адресат программы: обучающиеся 14-15 лет (9 класс), желающие расширить свои правовые знания, полученные на уроках обществознания.

Условия набора обучающихся: к обучению по программе дополнительного образования «Имею право» приглашаются обучающиеся 9 класса по согласованию с преподавателем. Группа комплектуется по возрастному принципу.

Объем программы: 34 учебных часа в год.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: 1 занятие в неделю по 40 минут.

Форма обучения: очная.



Цель и задачи:

Цель: Формирование базовых умений и навыков правовой культуры обучающихся на основе усвоения ими основных правовых норм.

Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие задачи программы:

познакомить обучающихся с основными нормативно-правовыми актами, правами и обязанностями граждан РФ;

углубить знания о правах о обязанностях человека и гражданина;

способствовать получению знаний, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности.



Развивающие задачи:

заинтересовать обучающихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций и проблем;

освоение обучающимися навыков и умений в области защиты своих прав;

способствовать формированию приемов самостоятельной познавательной деятельности;

развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.



Воспитательные задачи:

воспитать у обучающихся уважение к праву и закону;

способствовать формированию ответственности за собственное благополучие;

воспитать уважение к закону, к статусу гражданина РФ, к большой и малой родине

воспитывать нравственные качества личности - ответственность и терпеливость.



Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

Фронтальный опрос

2

Понятие «Право». Правовые документы.


6

3

3

Тестирование

Проектная работа

3

Я и моя семья. Семейные правоотношения.


4

2

2

Тестирование

Исследовательские работы

4

Гражданин и его права


10

5

5

Тестирование

Фронтальный опрос

Презентация проектной работы

5

Правонарушения и ответственность

5

3

2

Тестирование

Фронтальный опрос


6

Власть и государство

5


3

2

Диагностический тест

Презентация проектной работы


7

Итоговое повторение

2

-

2

Практикум

Итоговая работа

8

Резерв

2








Содержание учебного плана

1.Вводное занятие. Знакомство с предметом. Правила работы. Техника практических работ. План работы на год.

2. Понятие «Право». Правовые документы. Право, его роль в судьбе отдельного гражданина и общества. Конвенция о правах ребёнка. Всеобщая декларация прав человека.

Практика: Путешествие в страну прав. Игра-путешествие.

«Ваши права» Проектная деятельность.

«На приёме у госпожи Конвенции и мадам декларации.» Игровое занятие

3. Я и моя семья. Семейные правоотношения. Понимание обучающимися своей социальной роли в семье и обществе. Роль семьи в жизни каждого ребёнка. Разрешение конфликтов в семье. Семейные правоотношения и их регулирование.

Практика: «Конфликты в семье» Анализ ситуаций.

«Семейные правоотношения.» Дискуссия «Микрофон».

4.Гражданин и его права. Понятия «гражданин». Основные права и обязанности граждан. Школа и мои личные цели. Закон об образовании. Я и мои отношения с одноклассниками. Права детей по трудовому законодательству. Что нужно для того, чтобы стать предпринимателем. Советы друзей: плюсы и минусы данного источника информации для потребителя. Информация производителя. Этикетка и упаковка товара. Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние. Права органов опеки и попечительства. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.

Практика: Подросток и право на труд. Ролевая игра

Я – предприниматель Деловая игра

Подросток как потребитель. Работа с документом

Мои права и обязанности в школе. Проектная работа

Жилищные права подростка. Анализ реальных случаев из судебной практики

5. Правонарушения и ответственность. Понятие «правонарушение» Причины и виды правонарушений. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности.

Практика: Поведение человека в рамках закона. Дискуссия «Карусель» «Молодежь и правонарушения.» Решение правовых задач, сообщения.

«Ваше чувство ответственности», «Ваше чувство справедливости». Тестирование.

6. Власть и государство. Механизм защиты прав. Понятие «федерация». Символика Российской Федерации: история и современность.

Практика: Символика Российской Федерации. Проектная деятельность. «Я и власть» диагностический тест

7. Итоговое повторение. Повторение и закрепление правовых знаний. Подведение итогов работы за год.



Планируемые результаты:

Обучающиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.

Личностные результаты:

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.



Метапредметные результаты:

умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.



Предметные результаты:

Предметные результаты проявляются в следующих сферах:

познавательной:

относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной:

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой:

знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической:

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной:

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

понимание значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов



Материально – техническое и информационное обеспечение программы:

Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету.

Программное обеспечение: мультимедийные энциклопедии.

Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники, Конституция РФ, кодексы законов, другая учебно-методическая литература.



Кадровое обеспечение: Ходаковская Елена Игоревна, учитель обществознания, первой квалификационной категории.



Формы аттестации:

За каждый год обучения используются следующие виды контроля:

Начальный (октябрь)

Промежуточный (конец декабря)

Итоговый (май)

Тестирование нацелено на определение уровня знаний, а моделирование жизненных ситуаций – на выявление поведенческого компонента в правосознании обучающегося. Для оценивания достижений, обучающихся используются следующие варианты тестов: с единственно верным вариантом ответа, с множественными верными ответами, на заполнение пропусков в верном утверждении.

Оценить поведенческие знания поможет анализ предложенных ситуаций, умение выразить свою точку зрения по тому или иному вопросу.

Закрепление полученных знаний реализуется на уроках – практикумах, а также создание творческих и проектных работ.



Оценочные материалы:

Диагностический и контрольный материал:

1.Диагностическая игра-путешествие на волшебном экспрессе в "Правоведение".

2. Проектная работа «Мои права»

3.Диагностическая игра "Кто такой гражданин".

4.Контрольное занятие "Звездный час "Наши права"".

5. Проектная работа «Мои права и обязанности в школе»

6.Диагностический тест "Юный правовед".

7.Контрольный тест "Я и власть".

8.Контрольное занятие "Правовой турнир"(тест, правовые задачи, карточки с вопросами, конкурсы)



Список литературы:



1. Конвенция ООН о правах ребенка.

2. Конституция РФ.

3. Гражданский Кодекс РФ

4. Семейный Кодекс РФ.

5. Уголовный Кодекс РФ.

6. Трудовой Кодекс РФ.

7. Журнал «Учитель»: № 1,3,4,5- 2000; № 2 - 2002; №1,2- 2004; № 3 - 2003.

8. Защита прав ребенка в РФ (сборник нормативных документов). - С-Пб., 2001.

9. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. - М., 2002.

10. Блотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и коментириях.М.,2002.

11. Макеева А.Г. «Долго ли до беды?». М. - 2000.

12. Семина Л.И Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. И.: Бонфи, 2002.



Правовые интернет-ресурсы:

http://www.nlr.ru/lawcenter/ires/putiw.htm Электронный путеводитель «Правовые ресурсы в сети Интернет». Разработан Центром правовой информации Российской национальной библиотеки (РНБ).

http://www.kadis.ru/ Кадис. Правовой портал (правовые новости, кодексы РФ, законопроекты, судебная практика)

http://www.uznay-prezidenta.ru/ «Президент России гражданам школьного возраста»

http://www.rfdeti.ru/ Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка

http://www.pravadetey.ru/ «Права ребенка - твои права» - информационно-правовой ресурс для детей

http://mir.pravo.by/ Детский правовой сайт



Тема

Количест-во часов

Дата

план

Дата факт


1

Введение. Знакомство с

планом работы кружка.






Тема: Понятие «Право». Правовые документы.

6



2

Что такое право?

1



3

Путешествие в страну прав.

1



4

«Ваши права». Защита проектов.

1



5

Правовые документы.

1



6-7

На приеме у госпожи Конвенции и мадам

декларации.


2




Тема: Я и моя семья. Семейные правоотношения

4



8

Моя роль в семье и обществе

1



9

Конфликты в семье.

1



10-11

Семейные правоотношения

2




Тема: Гражданин и его права

10



12-13

Подросток и право на труд

2



14

Я - предприниматель

1



15

Подросток как потребитель

1



16-17

Мои права и обязанности в школе

2



18-19

Жилищные права граждан

2



20

Право и мораль

1



21

Итоговое занятие:

«Правовой турнир»

1




Тема: Правонарушения и ответственность

5



22

Поведение человека в рамках закона.

1



23-24

Молодежь и

Правонарушения

2



25 - 26

Ответственность и

наказание.

2




Тема: Власть и государство

5



27

Что должно защищать

государство

1



28

Что такое федерация?

1



29-30

Символика Российской Федерации.

2



31

Я и власть

1




Итоговое повторение

2



32-33

Юный правовед

Итоговые занятия.

2




Резерв

1





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.