Рабочая программа кружка "Имею право"
Паспорт программы
«Имею право»
Автор: Копылова Елена Игоревна, учитель обществознания.
Возраст обучающихся: 14 – 15 лет
Направленность программы: социально - педагогическая
Срок реализации: 1 год
Вид программы: авторская
Тип программы: общеразвивающая
Уровень реализации: основное образование
Уровень освоения: базовый
Способ освоения содержания образования: репродуктивный
Пояснительная записка
Программа «Имею право» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания.
Содержание правового образования подростков определяется с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке обучающихся к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума. Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву. Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание подростком отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.
Направленность программы – социально – педагогическая.
Уровень реализации программы – базовый.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Имею право» состоит в современных требованиях к личности: толерантность, гражданственность, высокий морально-нравственный облик.
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый в нашей стране, может быть только порядок, основанный на праве. Государству и обществу нужны твердые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других нормативно – правовых актов. Современная школа призвана способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны.
Педагогическая целесообразность и отличительные особенности: Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия, а также разнообразные творческие задания. На занятиях обучающиеся знакомятся с основными правами человека и современной терминологией. При проведении теоретических занятий используются видеоматериалы и мультимедийные обучающие программы. Интересными занятия программы позволяют сделать игровые ситуации и творческие задания. Игровая форма обучения в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Кроме этого, правовые игры и решение проблемных ситуаций закрепляют и углубляют знания по обществознанию, развивают мышление, память, воображение, расширяют кругозор. Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям, развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность и анализировать полученные результаты. Творческие задания позволяют импровизировать и раскрывают индивидуальные особенности ребенка.
Новизна программы: Построение в России гражданского общества не может быть решено без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения. Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше обучающийся начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях.
Адресат программы: обучающиеся 14-15 лет (9 класс), желающие расширить свои правовые знания, полученные на уроках обществознания.
Условия набора обучающихся: к обучению по программе дополнительного образования «Имею право» приглашаются обучающиеся 9 класса по согласованию с преподавателем. Группа комплектуется по возрастному принципу.
Объем программы: 34 учебных часа в год.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 40 минут.
Форма обучения: очная.
Цель и задачи:
Цель: Формирование базовых умений и навыков правовой культуры обучающихся на основе усвоения ими основных правовых норм.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие задачи программы:
познакомить обучающихся с основными нормативно-правовыми актами, правами и обязанностями граждан РФ;
углубить знания о правах о обязанностях человека и гражданина;
способствовать получению знаний, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности.
Развивающие задачи:
заинтересовать обучающихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций и проблем;
освоение обучающимися навыков и умений в области защиты своих прав;
способствовать формированию приемов самостоятельной познавательной деятельности;
развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
Воспитательные задачи:
воспитать у обучающихся уважение к праву и закону;
способствовать формированию ответственности за собственное благополучие;
воспитать уважение к закону, к статусу гражданина РФ, к большой и малой родине
воспитывать нравственные качества личности - ответственность и терпеливость.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации, контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | - | Фронтальный опрос | |
2 | Понятие «Право». Правовые документы. | 6 | 3 | 3 | Тестирование Проектная работа | |
3 | Я и моя семья. Семейные правоотношения. | 4 | 2 | 2 | Тестирование Исследовательские работы | |
4 | Гражданин и его права | 10 | 5 | 5 | Тестирование Фронтальный опрос Презентация проектной работы | |
5 | Правонарушения и ответственность | 5 | 3 | 2 | Тестирование Фронтальный опрос | |
6 | Власть и государство | 5 | 3 | 2 | Диагностический тест Презентация проектной работы | |
7 | Итоговое повторение | 2 | - | 2 | Практикум Итоговая работа | |
8 | Резерв | 2 | | | |
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие. Знакомство с предметом. Правила работы. Техника практических работ. План работы на год.
2. Понятие «Право». Правовые документы. Право, его роль в судьбе отдельного гражданина и общества. Конвенция о правах ребёнка. Всеобщая декларация прав человека.
Практика: Путешествие в страну прав. Игра-путешествие.
«Ваши права» Проектная деятельность.
«На приёме у госпожи Конвенции и мадам декларации.» Игровое занятие
3. Я и моя семья. Семейные правоотношения. Понимание обучающимися своей социальной роли в семье и обществе. Роль семьи в жизни каждого ребёнка. Разрешение конфликтов в семье. Семейные правоотношения и их регулирование.
Практика: «Конфликты в семье» Анализ ситуаций.
«Семейные правоотношения.» Дискуссия «Микрофон».
4.Гражданин и его права. Понятия «гражданин». Основные права и обязанности граждан. Школа и мои личные цели. Закон об образовании. Я и мои отношения с одноклассниками. Права детей по трудовому законодательству. Что нужно для того, чтобы стать предпринимателем. Советы друзей: плюсы и минусы данного источника информации для потребителя. Информация производителя. Этикетка и упаковка товара. Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние. Права органов опеки и попечительства. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.
Практика: Подросток и право на труд. Ролевая игра
Я – предприниматель Деловая игра
Подросток как потребитель. Работа с документом
Мои права и обязанности в школе. Проектная работа
Жилищные права подростка. Анализ реальных случаев из судебной практики
5. Правонарушения и ответственность. Понятие «правонарушение» Причины и виды правонарушений. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности.
Практика: Поведение человека в рамках закона. Дискуссия «Карусель» «Молодежь и правонарушения.» Решение правовых задач, сообщения.
«Ваше чувство ответственности», «Ваше чувство справедливости». Тестирование.
6. Власть и государство. Механизм защиты прав. Понятие «федерация». Символика Российской Федерации: история и современность.
Практика: Символика Российской Федерации. Проектная деятельность. «Я и власть» диагностический тест
7. Итоговое повторение. Повторение и закрепление правовых знаний. Подведение итогов работы за год.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Предметные результаты:
Предметные результаты проявляются в следующих сферах:
познавательной:
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной:
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой:
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической:
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной:
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов
Материально – техническое и информационное обеспечение программы:
Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету.
Программное обеспечение: мультимедийные энциклопедии.
Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники, Конституция РФ, кодексы законов, другая учебно-методическая литература.
Кадровое обеспечение: Ходаковская Елена Игоревна, учитель обществознания, первой квалификационной категории.
Формы аттестации:
За каждый год обучения используются следующие виды контроля:
Начальный (октябрь)
Промежуточный (конец декабря)
Итоговый (май)
Тестирование нацелено на определение уровня знаний, а моделирование жизненных ситуаций – на выявление поведенческого компонента в правосознании обучающегося. Для оценивания достижений, обучающихся используются следующие варианты тестов: с единственно верным вариантом ответа, с множественными верными ответами, на заполнение пропусков в верном утверждении.
Оценить поведенческие знания поможет анализ предложенных ситуаций, умение выразить свою точку зрения по тому или иному вопросу.
Закрепление полученных знаний реализуется на уроках – практикумах, а также создание творческих и проектных работ.
Оценочные материалы:
Диагностический и контрольный материал:
1.Диагностическая игра-путешествие на волшебном экспрессе в "Правоведение".
2. Проектная работа «Мои права»
3.Диагностическая игра "Кто такой гражданин".
4.Контрольное занятие "Звездный час "Наши права"".
5. Проектная работа «Мои права и обязанности в школе»
6.Диагностический тест "Юный правовед".
7.Контрольный тест "Я и власть".
8.Контрольное занятие "Правовой турнир"(тест, правовые задачи, карточки с вопросами, конкурсы)
Список литературы:
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Гражданский Кодекс РФ
4. Семейный Кодекс РФ.
5. Уголовный Кодекс РФ.
6. Трудовой Кодекс РФ.
7. Журнал «Учитель»: № 1,3,4,5- 2000; № 2 - 2002; №1,2- 2004; № 3 - 2003.
8. Защита прав ребенка в РФ (сборник нормативных документов). - С-Пб., 2001.
9. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. - М., 2002.
10. Блотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и коментириях.М.,2002.
11. Макеева А.Г. «Долго ли до беды?». М. - 2000.
12. Семина Л.И Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. И.: Бонфи, 2002.
Правовые интернет-ресурсы:
http://www.nlr.ru/lawcenter/ires/putiw.htm Электронный путеводитель «Правовые ресурсы в сети Интернет». Разработан Центром правовой информации Российской национальной библиотеки (РНБ).
http://www.kadis.ru/ Кадис. Правовой портал (правовые новости, кодексы РФ, законопроекты, судебная практика)
http://www.uznay-prezidenta.ru/ «Президент России гражданам школьного возраста»
http://www.rfdeti.ru/ Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка
http://www.pravadetey.ru/ «Права ребенка - твои права» - информационно-правовой ресурс для детей
http://mir.pravo.by/ Детский правовой сайт