Рабочая программа кружка «Мастерим из древесины»

0
0
Материал опубликован 14 August 2021

 

Программа дополнительного образования

художественно-технической направленности

 

Разработал:

Учитель высшей квалификационной категории Иванов Андрей Германович

 

г. Меленки, Владимирская область, 2015 г.

 

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………3

Учебно-тематический план……………………………………….5

Содержание программы программы……………………………..6

Календарно – тематическое планирование………………………8

Планируемые результаты…………………………………………16

Формы оценивания…………………………………………...…...17

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………………18

 

Пояснительная записка.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования личности, обладающей способностью эффективно решать новые, поставленные жизнью задачи и адаптироваться к современным социально-экономическим условиям.

Деревообработка и резьба по дереву всегда сопутствовала Руссой деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовала простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров. И в настоящее время древесина является востребованным материалом, и специалисты по ее обработке востребованы в обществе.

Программа рассчитана на приобщение школьников к самостоятельному творчеству, расширению их художественного кругозора, совершенствованию творческих умений и навыков.

Занятия по данной программе позволяют узнать основы множества специальностей связанных с обработкой древесины, что облегчит выбор будущей профессии. Она воспитывает художественный вкус, прививает навыки безопасного общения с инструментами и приспособлениями, работы с измерительными приборами и чертежными принадлежностями. На занятиях вырабатываются навыки выполнения столярных работ, составление композиций, художественной обработке древесины. Расширяются знания о породах и свойствах древесины и древесных материалах, клеях и лакокрасочных материалах. Межпредметный характер тем позволяет обучающимся осознать многообразие и сложность связей технического и художественного миров. Во времена научно-технического прогресса все острее осуществляется необходимость в высококвалифицированных, технически образованных, способных к художественному и творческому мышлению специалистах. Программа имеет большое практическое значение для подготовки молодежи и отвечает принципам дополнительного образования.

Объем часов в год составляет – 144 часа, по 4 часа в неделю. Расписание строится из расчета 2 занятия в неделю. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста и предусматривает обучение старших. Время реализации программы – 1 год. Занятия проводятся на базе ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Меленки». Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями, что предполагает необходимую коррекцию времени и режим.

Целью программы является воспитание общественно-активной творческой личности и целеустремленности у обучающихся. Привлечение учащихся к народно-прикладному творчеству в свободное от занятий время. Закрепление и расширение знаний и совершенствование умений, полученных на уроках профессионально-трудового обучения и других школьных предметов. Приобретение знаний и умений не входящих в школьную программу.

Задачи.

- Привить любовь и уважение к труду.

- Дать основы теоретических и практических навыков и умений по работе с древесиной.

- Расширить знания, полученные на уроках.

- Способствовать развитию творческих способностей.

- Способствовать развитию понятийного аппарата.

- Формировать и развивать качества творчески думающей, активной личности, легко адаптирующейся к новым социально-экономическим условиям.

- Выработать навыки здорового образа жизни.

 

Учебно-тематический план.

Рабочая программа составлена на 136 часа в год, 4 часов в неделю.

 

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Вводное занятие

2

2

Экскурсия

2

3

Основные сведения о древесине и ее свойствах

2

4

Искусственные древесные материалы

2

5

Инструменты для ручной обработки древесины

46

6

Токарный станок по дереву

20

7

Сверлильный станок

8

8

Ручной электрофицированный инструмент

14

9

Геометрическая резьба

11

10

Отделка изделий

29

Итого:

136 часа

 

 

Содержание программы.

Тема №1. Вводное занятие – 2 часа.

Знакомство с видами и способами обработки древесины, изделиями учащихся. Инструктаж по технике безопасности.

Тема №2. Экскурсия – 2 часа.

Тема №3. Основные сведения о древесине и ее свойствах – 2 часа.

Породы древесины и их практическое применение. Физические и механические свойства. Понятие текстуры древесины.

Тема №4. Искусственные и древесные материалы – 2 часа.

Виды древесных материалов, их свойства, способы получения и практическое применение.

Тема №5. Инструменты для ручной обработки древесины – 46 часов.

Инструменты для строгания. Инструменты для пиления. Контрольно – измерительный инструмент. Показ инструментов. Знакомство с приемами работы и техника безопасности.

Практические занятия: строгание древесины вручную, пиление ножовкой вдоль и поперек волокон, криволинейное пиление ручным лобзиком, резание стамеской и долбление долотом.

Тема №6. Токарный станок по дореву – 20 часов.

Устройство и назначение станка, порядок подготовки станка к работе, приемы работы и техника безопасности.

Практические занятия: вытачивание цилиндрических и фигурных деталей.

Тема №7. Сверлильный станок – 8 часов.

Устройство и назначение станка, порядок подготовки станка к работе, приемы работы и техника безопасности.

Практические занятия: сверление сквозных и глухих отверстий.

Тема №8. Ручной электрофицированный инструмент – 14 часов.

Устройство и назначение ручной фрезерной машины, ручной ленточной шлифовальной машины, электролобзика, электродрели. Приемы работы и техника безопасности.

Тема №9. Геометрическая резьба – 11 часов.

Виды резьбы. Инструменты для выполнения резьбы. Приемы работы и техника безопасности. Узоры и орнаменты.

Практические занятия: подготовка заготовок для выполнения резьбы, нанесение узоров и орнаментов, выполнение резьбы.

Тема №10. Отделка изделий – 29 часов.

Столярная отделка, художественная отделка (выжигание, отделка лакокрасочными материалами). Приемы работы и техника безопасности.

Практические занятия: шлифование древесины и древесных материалов, работа электровыжигателем, роспись, нанесение декоративно-защитных покрытий и лака.

 

Планируемые результаты.

 

При реализации данной программы планируется получение следующих результатов.

1. Формирование высокой степени самостоятельности при изготовлении изделий.

2. Воспитание устойчивого интереса к профессии столяр.

3. Формирование художественного и технического стиля пиления, творческого подхода к труду.

В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:

1. Наблюдение.

2. Беседа.

3. Лекция.

4. Тестирование (проводится с целью выявления: склонностей художественной группе; самооценки; мотивации; познавательных интересов).

5. Экскурсия (экскурсия по городу, музей культуры и быта, коллективные посещения городских выставок, а также знакомство с работами старых и современных мастеров.

6. Практическая работа.

 

В конце усвоения учебной программы учащиеся должны знать:

1. Правила техники безопасности при работе с древесиной.

2. Строение древесины, ее особенности и породы.

3. Искусственные древесные материалы.

4. Инструменты и приспособления для ручной обработки древесины.

5. Токарный и сверлильный станки, электрофицированный инструмент.

6. Технологию геометрической резьбы.

Должны уметь:

1. Работать с древесиной и искусственными древесными материалами.

2. Работать инструментами для ручной обработки древесины.

3. Использовать приспособления для обработки.

4. Работать на токарном и сверлильных станках.

5.Работать электрофицированным инструментом.

6. Выпиливать лобзиком, собирать и отделывать изделие.

7. Выполнять узоры геометрической резьбы.

 

Формы оценивания.

Критериями оценки работы учащихся являются:

1. Качество изготовленных изделий, их сложность и нестандартность.

2. Успешность участия в различных конкурсах и выставках.

 

Перечень учебно-методического обеспечения.

 

1. Глинкин М.С. Декоративные работы по дереву на станке. М.:1975.

2. Овчинников А.Н. «Особенности трудового образования в процессе внеклассной и внешкольной деятельности». Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №6,2008.

3. Логачева Л.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. М.:2004.

4. Федотов Т.Я. Волшебный мир дерева. М.: 1987.

5. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М. Просвещение 2001.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.