12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванов Андрей Германович22
Учитель трудового обучения коррекционной школы. Стаж педагогической работы более 20 лет. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Владимирская обл., Меленки, Владимирской обл.
0

Рабочая программа кружка «Мастерим из древесины»

 

Программа дополнительного образования

художественно-технической направленности

 

Разработал:

Учитель высшей квалификационной категории Иванов Андрей Германович

 

г. Меленки, Владимирская область, 2015 г.

 

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………3

Учебно-тематический план……………………………………….5

Содержание программы программы……………………………..6

Календарно – тематическое планирование………………………8

Планируемые результаты…………………………………………16

Формы оценивания…………………………………………...…...17

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………………18

 

Пояснительная записка.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования личности, обладающей способностью эффективно решать новые, поставленные жизнью задачи и адаптироваться к современным социально-экономическим условиям.

Деревообработка и резьба по дереву всегда сопутствовала Руссой деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовала простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров. И в настоящее время древесина является востребованным материалом, и специалисты по ее обработке востребованы в обществе.

Программа рассчитана на приобщение школьников к самостоятельному творчеству, расширению их художественного кругозора, совершенствованию творческих умений и навыков.

Занятия по данной программе позволяют узнать основы множества специальностей связанных с обработкой древесины, что облегчит выбор будущей профессии. Она воспитывает художественный вкус, прививает навыки безопасного общения с инструментами и приспособлениями, работы с измерительными приборами и чертежными принадлежностями. На занятиях вырабатываются навыки выполнения столярных работ, составление композиций, художественной обработке древесины. Расширяются знания о породах и свойствах древесины и древесных материалах, клеях и лакокрасочных материалах. Межпредметный характер тем позволяет обучающимся осознать многообразие и сложность связей технического и художественного миров. Во времена научно-технического прогресса все острее осуществляется необходимость в высококвалифицированных, технически образованных, способных к художественному и творческому мышлению специалистах. Программа имеет большое практическое значение для подготовки молодежи и отвечает принципам дополнительного образования.

Объем часов в год составляет – 144 часа, по 4 часа в неделю. Расписание строится из расчета 2 занятия в неделю. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста и предусматривает обучение старших. Время реализации программы – 1 год. Занятия проводятся на базе ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Меленки». Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями, что предполагает необходимую коррекцию времени и режим.

Целью программы является воспитание общественно-активной творческой личности и целеустремленности у обучающихся. Привлечение учащихся к народно-прикладному творчеству в свободное от занятий время. Закрепление и расширение знаний и совершенствование умений, полученных на уроках профессионально-трудового обучения и других школьных предметов. Приобретение знаний и умений не входящих в школьную программу.

Задачи.

- Привить любовь и уважение к труду.

- Дать основы теоретических и практических навыков и умений по работе с древесиной.

- Расширить знания, полученные на уроках.

- Способствовать развитию творческих способностей.

- Способствовать развитию понятийного аппарата.

- Формировать и развивать качества творчески думающей, активной личности, легко адаптирующейся к новым социально-экономическим условиям.

- Выработать навыки здорового образа жизни.

 

Учебно-тематический план.

Рабочая программа составлена на 136 часа в год, 4 часов в неделю.

 

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Вводное занятие

2

2

Экскурсия

2

3

Основные сведения о древесине и ее свойствах

2

4

Искусственные древесные материалы

2

5

Инструменты для ручной обработки древесины

46

6

Токарный станок по дереву

20

7

Сверлильный станок

8

8

Ручной электрофицированный инструмент

14

9

Геометрическая резьба

11

10

Отделка изделий

29

Итого:

136 часа

 

 

Содержание программы.

Тема №1. Вводное занятие – 2 часа.

Знакомство с видами и способами обработки древесины, изделиями учащихся. Инструктаж по технике безопасности.

Тема №2. Экскурсия – 2 часа.

Тема №3. Основные сведения о древесине и ее свойствах – 2 часа.

Породы древесины и их практическое применение. Физические и механические свойства. Понятие текстуры древесины.

Тема №4. Искусственные и древесные материалы – 2 часа.

Виды древесных материалов, их свойства, способы получения и практическое применение.

Тема №5. Инструменты для ручной обработки древесины – 46 часов.

Инструменты для строгания. Инструменты для пиления. Контрольно – измерительный инструмент. Показ инструментов. Знакомство с приемами работы и техника безопасности.

Практические занятия: строгание древесины вручную, пиление ножовкой вдоль и поперек волокон, криволинейное пиление ручным лобзиком, резание стамеской и долбление долотом.

Тема №6. Токарный станок по дореву – 20 часов.

Устройство и назначение станка, порядок подготовки станка к работе, приемы работы и техника безопасности.

Практические занятия: вытачивание цилиндрических и фигурных деталей.

Тема №7. Сверлильный станок – 8 часов.

Устройство и назначение станка, порядок подготовки станка к работе, приемы работы и техника безопасности.

Практические занятия: сверление сквозных и глухих отверстий.

Тема №8. Ручной электрофицированный инструмент – 14 часов.

Устройство и назначение ручной фрезерной машины, ручной ленточной шлифовальной машины, электролобзика, электродрели. Приемы работы и техника безопасности.

Тема №9. Геометрическая резьба – 11 часов.

Виды резьбы. Инструменты для выполнения резьбы. Приемы работы и техника безопасности. Узоры и орнаменты.

Практические занятия: подготовка заготовок для выполнения резьбы, нанесение узоров и орнаментов, выполнение резьбы.

Тема №10. Отделка изделий – 29 часов.

Столярная отделка, художественная отделка (выжигание, отделка лакокрасочными материалами). Приемы работы и техника безопасности.

Практические занятия: шлифование древесины и древесных материалов, работа электровыжигателем, роспись, нанесение декоративно-защитных покрытий и лака.

 

Планируемые результаты.

 

При реализации данной программы планируется получение следующих результатов.

1. Формирование высокой степени самостоятельности при изготовлении изделий.

2. Воспитание устойчивого интереса к профессии столяр.

3. Формирование художественного и технического стиля пиления, творческого подхода к труду.

В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:

1. Наблюдение.

2. Беседа.

3. Лекция.

4. Тестирование (проводится с целью выявления: склонностей художественной группе; самооценки; мотивации; познавательных интересов).

5. Экскурсия (экскурсия по городу, музей культуры и быта, коллективные посещения городских выставок, а также знакомство с работами старых и современных мастеров.

6. Практическая работа.

 

В конце усвоения учебной программы учащиеся должны знать:

1. Правила техники безопасности при работе с древесиной.

2. Строение древесины, ее особенности и породы.

3. Искусственные древесные материалы.

4. Инструменты и приспособления для ручной обработки древесины.

5. Токарный и сверлильный станки, электрофицированный инструмент.

6. Технологию геометрической резьбы.

Должны уметь:

1. Работать с древесиной и искусственными древесными материалами.

2. Работать инструментами для ручной обработки древесины.

3. Использовать приспособления для обработки.

4. Работать на токарном и сверлильных станках.

5.Работать электрофицированным инструментом.

6. Выпиливать лобзиком, собирать и отделывать изделие.

7. Выполнять узоры геометрической резьбы.

 

Формы оценивания.

Критериями оценки работы учащихся являются:

1. Качество изготовленных изделий, их сложность и нестандартность.

2. Успешность участия в различных конкурсах и выставках.

 

Перечень учебно-методического обеспечения.

 

1. Глинкин М.С. Декоративные работы по дереву на станке. М.:1975.

2. Овчинников А.Н. «Особенности трудового образования в процессе внеклассной и внешкольной деятельности». Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №6,2008.

3. Логачева Л.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. М.:2004.

4. Федотов Т.Я. Волшебный мир дерева. М.: 1987.

5. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М. Просвещение 2001.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.