Рабочая программа кружка «Мастерим из древесины»
Программа дополнительного образования
художественно-технической направленности
Разработал:
Учитель высшей квалификационной категории Иванов Андрей Германович
г. Меленки, Владимирская область, 2015 г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………3
Учебно-тематический план……………………………………….5
Содержание программы программы……………………………..6
Календарно – тематическое планирование………………………8
Планируемые результаты…………………………………………16
Формы оценивания…………………………………………...…...17
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………………18
Пояснительная записка.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования личности, обладающей способностью эффективно решать новые, поставленные жизнью задачи и адаптироваться к современным социально-экономическим условиям.
Деревообработка и резьба по дереву всегда сопутствовала Руссой деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовала простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров. И в настоящее время древесина является востребованным материалом, и специалисты по ее обработке востребованы в обществе.
Программа рассчитана на приобщение школьников к самостоятельному творчеству, расширению их художественного кругозора, совершенствованию творческих умений и навыков.
Занятия по данной программе позволяют узнать основы множества специальностей связанных с обработкой древесины, что облегчит выбор будущей профессии. Она воспитывает художественный вкус, прививает навыки безопасного общения с инструментами и приспособлениями, работы с измерительными приборами и чертежными принадлежностями. На занятиях вырабатываются навыки выполнения столярных работ, составление композиций, художественной обработке древесины. Расширяются знания о породах и свойствах древесины и древесных материалах, клеях и лакокрасочных материалах. Межпредметный характер тем позволяет обучающимся осознать многообразие и сложность связей технического и художественного миров. Во времена научно-технического прогресса все острее осуществляется необходимость в высококвалифицированных, технически образованных, способных к художественному и творческому мышлению специалистах. Программа имеет большое практическое значение для подготовки молодежи и отвечает принципам дополнительного образования.
Объем часов в год составляет – 144 часа, по 4 часа в неделю. Расписание строится из расчета 2 занятия в неделю. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста и предусматривает обучение старших. Время реализации программы – 1 год. Занятия проводятся на базе ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Меленки». Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями, что предполагает необходимую коррекцию времени и режим.
Целью программы является воспитание общественно-активной творческой личности и целеустремленности у обучающихся. Привлечение учащихся к народно-прикладному творчеству в свободное от занятий время. Закрепление и расширение знаний и совершенствование умений, полученных на уроках профессионально-трудового обучения и других школьных предметов. Приобретение знаний и умений не входящих в школьную программу.
Задачи.
- Привить любовь и уважение к труду.
- Дать основы теоретических и практических навыков и умений по работе с древесиной.
- Расширить знания, полученные на уроках.
- Способствовать развитию творческих способностей.
- Способствовать развитию понятийного аппарата.
- Формировать и развивать качества творчески думающей, активной личности, легко адаптирующейся к новым социально-экономическим условиям.
- Выработать навыки здорового образа жизни.
Учебно-тематический план.
Рабочая программа составлена на 136 часа в год, 4 часов в неделю.
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|
1 |
Вводное занятие |
2 |
|
2 |
Экскурсия |
2 |
|
3 |
Основные сведения о древесине и ее свойствах |
2 |
|
4 |
Искусственные древесные материалы |
2 |
|
5 |
Инструменты для ручной обработки древесины |
46 |
|
6 |
Токарный станок по дереву |
20 |
|
7 |
Сверлильный станок |
8 |
|
8 |
Ручной электрофицированный инструмент |
14 |
|
9 |
Геометрическая резьба |
11 |
|
10 |
Отделка изделий |
29 |
|
Итого: |
136 часа |
Содержание программы.
Тема №1. Вводное занятие – 2 часа.
Знакомство с видами и способами обработки древесины, изделиями учащихся. Инструктаж по технике безопасности.
Тема №2. Экскурсия – 2 часа.
Тема №3. Основные сведения о древесине и ее свойствах – 2 часа.
Породы древесины и их практическое применение. Физические и механические свойства. Понятие текстуры древесины.
Тема №4. Искусственные и древесные материалы – 2 часа.
Виды древесных материалов, их свойства, способы получения и практическое применение.
Тема №5. Инструменты для ручной обработки древесины – 46 часов.
Инструменты для строгания. Инструменты для пиления. Контрольно – измерительный инструмент. Показ инструментов. Знакомство с приемами работы и техника безопасности.
Практические занятия: строгание древесины вручную, пиление ножовкой вдоль и поперек волокон, криволинейное пиление ручным лобзиком, резание стамеской и долбление долотом.
Тема №6. Токарный станок по дореву – 20 часов.
Устройство и назначение станка, порядок подготовки станка к работе, приемы работы и техника безопасности.
Практические занятия: вытачивание цилиндрических и фигурных деталей.
Тема №7. Сверлильный станок – 8 часов.
Устройство и назначение станка, порядок подготовки станка к работе, приемы работы и техника безопасности.
Практические занятия: сверление сквозных и глухих отверстий.
Тема №8. Ручной электрофицированный инструмент – 14 часов.
Устройство и назначение ручной фрезерной машины, ручной ленточной шлифовальной машины, электролобзика, электродрели. Приемы работы и техника безопасности.
Тема №9. Геометрическая резьба – 11 часов.
Виды резьбы. Инструменты для выполнения резьбы. Приемы работы и техника безопасности. Узоры и орнаменты.
Практические занятия: подготовка заготовок для выполнения резьбы, нанесение узоров и орнаментов, выполнение резьбы.
Тема №10. Отделка изделий – 29 часов.
Столярная отделка, художественная отделка (выжигание, отделка лакокрасочными материалами). Приемы работы и техника безопасности.
Практические занятия: шлифование древесины и древесных материалов, работа электровыжигателем, роспись, нанесение декоративно-защитных покрытий и лака.
Планируемые результаты.
При реализации данной программы планируется получение следующих результатов.
1. Формирование высокой степени самостоятельности при изготовлении изделий.
2. Воспитание устойчивого интереса к профессии столяр.
3. Формирование художественного и технического стиля пиления, творческого подхода к труду.
В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Лекция.
4. Тестирование (проводится с целью выявления: склонностей художественной группе; самооценки; мотивации; познавательных интересов).
5. Экскурсия (экскурсия по городу, музей культуры и быта, коллективные посещения городских выставок, а также знакомство с работами старых и современных мастеров.
6. Практическая работа.
В конце усвоения учебной программы учащиеся должны знать:
1. Правила техники безопасности при работе с древесиной.
2. Строение древесины, ее особенности и породы.
3. Искусственные древесные материалы.
4. Инструменты и приспособления для ручной обработки древесины.
5. Токарный и сверлильный станки, электрофицированный инструмент.
6. Технологию геометрической резьбы.
Должны уметь:
1. Работать с древесиной и искусственными древесными материалами.
2. Работать инструментами для ручной обработки древесины.
3. Использовать приспособления для обработки.
4. Работать на токарном и сверлильных станках.
5.Работать электрофицированным инструментом.
6. Выпиливать лобзиком, собирать и отделывать изделие.
7. Выполнять узоры геометрической резьбы.
Формы оценивания.
Критериями оценки работы учащихся являются:
1. Качество изготовленных изделий, их сложность и нестандартность.
2. Успешность участия в различных конкурсах и выставках.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Глинкин М.С. Декоративные работы по дереву на станке. М.:1975.
2. Овчинников А.Н. «Особенности трудового образования в процессе внеклассной и внешкольной деятельности». Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №6,2008.
3. Логачева Л.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. М.:2004.
4. Федотов Т.Я. Волшебный мир дерева. М.: 1987.
5. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М. Просвещение 2001.