Рабочая программа кружка «Моделирование из спичек»

0
0
Материал опубликован 19 December 2017 в группе

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора по УМР директор МБ УДО «СЮТ»

__________________Е.В.Дербина ________________В.А.Коряков

«_____»________________2017 г. «_____»_______________2017г.

ПРИНЯТО ОБОБРЕНО

на педагогическом совете МБУ ДПО «Информационно-

МБ УДО «СЮТ» г.Симферополя методический центр»

Протокол №_____ методист _____________Е.В.Серга

от «__»_____________2017г. «__»_______________2017г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ СПИЧЕК»

Направленность:

техническая

Тип программы:

модифицированная

Возрастной состав: 6-13 лет

Срок реализации: 1 год

Составил:

Люльчак Станислав Александрович,

педагог дополнительного образования

г.Симферополь

2017 год

Разделы и содержание разделов рабочей программы

Раздел, подразделы

1. Вводный раздел (1 час): Первичный инструктаж на рабочем месте. Санитарно- гигиенические требования. Знакомство с содержанием кружка. История появления спичек. Спички как средство художественного выражения.

2. Практический раздел (28 часов): Знакомство с различными способами спичечного моделирования. Закрепление способов спичечного моделировании при изготовлении различных поделок.

3. Контрольный раздел (4 часа): Самостоятельный выбор темы для изготовления поделки способом спичечного моделирования. Индивидуальное выполнение обучающимися выбранных работ.

.4. Итоговый раздел (1 час): Организация выставки работ. Оценка и анализ деятельности. Итоговое занятие (2 часа)

Пояснительная записка

Направленность программы

Пояснительная записка.

Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Спички – наиболее доступный и в то же время достаточно простой поделочный материал, который открывает неограниченные возможности для досуга и творчества! Из них можно создавать просто невероятные вещи.

Поделки из спичек – это отдельный вид искусства, который радует и поражает нас не меньше, чем, к примеру, поделки из стекла и величественные скульптуры. Для того чтобы сделать что-нибудь из спичек необходимо огромное терпение.

Работа со спичками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности; развивают у детей: сообразительность, точность движений; внимательность к отдельным частям; творческую активность и эстетический вкус; стремление в достижении своих целей!

Направленность программы: техническая.

Новизна

Спички идеально совмещаются с другими материалами, которые подходят для изготовления забавных и оригинальных поделок.

Спички могут понадобиться при желании изготовления разнообразных необычных и интересных игрушек, фигурок насекомых или животных.

Для большего эффекта, при создании объемных композиций и аппликаций, спички можно комбинировать с бумагой, а ещё с тканью и нитями во время создания настенных картин.

Актуальность

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение учащимися знаний в области конструирования и технологий и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик.

Педагогическая целесообразность

Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учетом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка:

объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;

репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное

воспроизведение знаний или умений по образцу;

частично – поисковый: самостоятельный поиск выполнения решений для

изготовления изделия;

исследовательский: творческая деятельность детей по решению выполнения

работы.

Изготовление изделий требует определенных знаний и навыков. Прежде чем приступить к практическому изготовлению изделий, учащихся необходимо познакомить с различными видами материалов, пригодных для работы, и их свойствами, а также с вопросами безопасности и охраны труда, с организацией рабочего места.

Самого серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы школьников. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованиям безопасности, противопожарным мероприятиям уделяется повышенное внимание. На занятиях дети постоянно пользуются режущими предметами, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда. На каждом занятии по мере необходимости руководитель напоминает учащимся эти правила.

Постоянно развивая интерес детей к занятиям, педагог должен стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему. Думать о различных способах исполнения изделия, помогать в решении поставленной задачи.

Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель кружка может изменять темы в зависимости от контингента кружковцев, от условий работы, возможностей кружка и характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности кружковцев, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности. Так же необходимо проводить и индивидуальную работу с кружковцами, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием. Иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнять ту или иную операцию.

Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда, т.к. при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу.

Занятия спичечным моделированием очень увлекательны. Интерес, увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть.

Для каждого ученика перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных кружковцев, увлеченных выполнением собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий.

Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить её качество. Коллективное выполнение заданий способствует воспитанию общительности и дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи.

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы контроля:

· Рейтинг готового изделия.

· Наблюдение.

· Беседа.

· Практический контроль.

· Выставка поделок.

Цель и задачи программы

Цель программы – формирование умственной деятельности: фантазии, творческих способностей, логического мышления с помощью спичек.

Задачи программы:

- развивать внимание, воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев рук, сенсорное восприятие, образное и логическое мышление, эстетический вкус, волевые качества;

- воспитывать самостоятельность, трудолюбие, терпение, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу, эмоционально-ценностное отношение к окружающему, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Универсальные учебные действия

Панируемые результаты

Задачи программы

     
     
     
     
     
     
     

Возраст детей, участвующих в реализации программы

7-16 лет

Сроки реализации программы

2 года

Формы и режим занятий

Форма проведения занятий: практические занятия.

Форма организации деятельности: групповая.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 6 часов в неделю; 216 часов за год.

Планируемые результаты и формы их оценки

Планируемые результаты: после освоения данной программы учащиеся должны уметь:

• работать с литературой, схемами, алгоритмами, при помощи которых можно изготовить изделие;

• организовывать свою деятельность: своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;

• работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; • исследовать особенности предлагаемых изделий;

• участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении всех видов работ и несложных проектов; • сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;

• моделировать и изготавливать несложные изделия по готовым схемам, эскизам;

• решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из спичек;

• конструировать на основе различных способов спичечного моделирования;

• применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью лезвий и ножей;

• выполнять декоративное оформление поделок;

• осуществлять самоконтроль хода работы и конечного результата;

• характеризовать основные требования к изделию.

Система критериев результативности обучения:

 

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Знает правила, может самостоятельно поставить цель по выполнению задания.

Умение связывать теорию с практикой.

Выполнение задания

Оцениваются работы, выполненные по различным технологиям; выводы аргументированы; все используемые материалы имеют непосредственное отношение к теме; используется информация из источников.

Точная подборка материалов; полные ответы на вопросы; может объективно оценить или проанализировать изготовленные детали.

Случайная подборка материалов; неполные

ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать изготовленные детали.

Результат работы

Четкое и логичное представление готового изделия; вся работа по изготовлению деталей имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо сконструирована и декорирована. Демонстрируется критический анализ и оценка готового изделия.

Точность изготовленного изделия; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка изделия. Работа похожа на другие ученические работы.

Изделие внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы по техпроцессу изготовления изделия

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы по изготовлению изделия. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения учащегося.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему по изготовлению изделия; проводятся сравнения, но не делаются выводов.

Учащийся просто копирует изделие из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой.

Формы подведения итогов реализации программы

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка. Оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Школьники должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Кружковцы высказывают мнение о своей работе и работах товарищей. Такой анализ приучает школьников справедливо и объективно оценивать свою работу и работу других; радоваться не только своей, но и общей удаче.

Подведение итогов учебно-исследовательской и практической деятельности обучающихся на кружке осуществляется также путем принятия участия в выставках и конкурсах.

·Формы подведения итогов:

Изготовление поделок к праздникам (подарки).

Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,

– в школе.

Участие в городских, республиканских и региональных выставках и конкурсах.

Учебно- тематический план

Учебно-тематический план.

Содержание программы

Вводное занятие (2 часа)

Знакомство с кружком, демонстрация фотографий с поделками учащихся. Цели и задачи на учебный год. Общие сведения о материале. Техника безопасности работы. Инструменты. Знакомство с историей изготовления спичек.

Практическая работа: организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов.

Знакомство с техникой работы со спичками. Изготовление простейших форм (20 часов)

Знакомство с техникой изготовления поделок.

Практическая работа: освоение техники сборки с клеем и без клея поделок из спичек, складывание в шахматном порядке, наметка карандашом места склеивания спичек, приклеивание спичек друг к другу, расположение деталей на картоне. Развитие умения аккуратно приклеивать спички, оформлять работу творчески. Изготовление петуха, Деда Мороза, собаки, божьей коровки, рыбака, бычка, бабочки кошки коня.

Средства передвижения и орудия труда (20 часов)

Изготовление средств передвижения (велосипед, лодка, самолёт, вертолет, санки, паровоз, железная дорога и орудий труда).

Интерьер из спичек (40 часов)

Интерьер в жизни людей.

Изготовление скамейки, стола, стула, ящика.

Технология изготовления архитектурных сооружений (66 часов)

Технология сборки основания. Технология сборки верхней части кубика из спичек. Технология сборки двускатной и односкатной крыш домов из спичек. Технология лакировки моделей. Технология сборки полностью готовой модели. Технология сборки надстройки для купола церкви. Сборка восьмигранника. Технология сборки надстройки.

Картины из спичек (36 часов)

Создание картин с помощью спичек, спичечное вышивание.

Основа картин – спичечные кубики.

Практика: расчет необходимого количества кубиков для фона картины (в соответствии с размерами будущее картины); изготовление спичечных кубиков; соединение кубиков с помощью спичек без головок. «Вышивание» - крепление спичек головкой или обратным концом между спичками, которые образуют фон.

Поделки из палочек от мороженого

Создание декоративных изделий из палочек от мороженого. Оформление интерьера.

Практическая работа:

Создание из палочек домиков, мельниц, органайзеров-подставок для ручек и карандашей (или для цветов), фоторамок, кормушек для птиц качелей, домиков.

Участие в конкурсах и выставках (8 часов)

Подготовка моделей к выставкам, в соответствии с планом работы МБ УДО «СЮТ».

Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов. Выставка.

2 й. год обучения.

1 Вводное занятие.(2 часа)

Знакомство с кружком, демонстрация фотографий с поделками учащихся. Цели и задачи на учебный год. Общие сведения о материале. Техника безопасности работы. Инструменты. Знакомство с историей изготовления спичек.

Практическая работа: организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов.

2 Маркетри с добавлением спичек.(20 часов)

Знакомство с техникой изготовления поделки.

Практическая работа: Освоение техники работы со шпоном резка ,подгонка частей, поклейка, творческое оформление. Картина «Котики»

3 Технология изготовления простых архитектурных сооружений с клеем и без. (66часов)

Технология расчёта поделки, размер, материал, техника в которой будет изготовлена поделка подготовка чертежа. Технология процесса сборки, стен, крыш, надстроек, карнизов, балконов. Технология оформления поделки из спичек вспомогательным материалом.

4 Декоративные предметы быта и интерьера из спичек. (40 часов)

Интерьер и декоративные предметы в жизни людей. Предназначение и оформление предметов. Изготовление , декоративная тарелка, рамка под фотографию.

5

Участие в конкурсах и выставках (8 часов)

Подготовка моделей к выставкам, в соответствии с планом работы МБ УДО «СЮТ».

6 Средства передвижения. Решить какое транспортное средство будем делать» самолёт, вертолет, паровоз, автомобиль, пароход» Просчитать размер транспортного средства, решить в какой технике будет выполнена работа. . (20 час. )

7 Настенные картины с использованием спичек (36 часов)

Создание картин с помощью спичек. Техника изготовления картин из спичек.

Практическая работа: Чертеж, перенесения чертежа на картон, вырезание по контуру, наклеивание спичек на макет. Крепость, замок церквушка.

8 Техника работы с деревянными палочками для размешивания. (22)

Отталкиваясь от размера палочек создать поделку Кормушка.

9 Итоговое занятие (2 часа)

Занятие о том, какие материалы понадобятся в следующем году.

Календарно- тематический план

Календарно-тематический план.

занятия

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Планируемые сроки

Фактические сроки

 

1

Вводное занятие. История возникновения спичек.

2

15.09.2017

   
 

Знакомство с техникой работы со спичками. Изготовление простейших форм

20

     

2

Знакомство с техникой изготовления поделок.

2

19.09.2017

   

3

Изготовление простейшей формы «Звездочка».

Чертеж на картоне квадрата.

2

20.09.2017

   

4

Вырезаем делим его по диагонали и вдоль. Выкладываем спичками в шахматном порядке.

2

22.09.2017

   

5

«Корзинка».

На лекале выставляем спички вертикально. Потом собираем горизонтальную стенку.

2

26.09.2017

   

6

На картоне чертим круг, вырезаем. Делим его на четыре части. По линиям в шахматном порядке выкладываем спички.

2

27.09.2017

   

7

На высохшем круге отрезаем лишнее. Приклеиваем боковые стенки.

2

29.09.2017

   

8

Вырезаем полоску 1,5 см ширина и 10 см длина. Обклеиваем ее спичками и делаем из нее ручку корзинки.

2

03.10.2017

   

9

«Кубик».

На коробке подрезаем углы. Выкладываем колодец из спичек.

2

04.10.2017

   

10

Монеткой придавливаем колодец. Резинками через монетку прижимаем конструкцию и коробку. Выставляем спички.

2

06.10.2017

   

11

Заканчиваем вставлять вертикально спички, поправляем, проверяем чтобы все было на местах. Снимаем резинки.

2

10.10.2017

   
 

Средства передвижения и орудия труда.

20

     

12

«Паровоз».

Отделяем серу от спичек.

2

11.10.2017

   

13

Клеим полоски из спичек. Основание колес и кабины машиниста.

2

13.10.2017

   

14

Клеим котел паровоза, его мелкие части.

2

17.10.2017

   

15

Клеим колеса паровоза и трубы.

2

18.10.2017

   

16

Подготовка, шлифовка, выравнивание, закругление мелких частей паровоза.

2

20.10.2017

   

17

Собираем и склеиваем все части паровоза.

2

24.10.2017

   

18

Отбираем и режим спички для железной дороги.

2

25.10.2017

   

19

Склеиваем клеем рельсы и шпалы железной дороги.

2

27.10.2017

   

20

Собираем и склеиваем всю железную дорогу.

2

31.10.2017

   

21

Собираем воедино все детали поделки и обрабатываем лаком.

2

01.11.2017

   
 

Интерьер из спичек

42

     

22

«Стакан».

Изготовление шаблонов из картона. Дно и стенки стакана.

2

03.11.2017

   

23

Обклеиваем каждую часть по отдельности спичками серой наружу.

2

07.11.2017

   

24

Отрезаем лишнее и начинаем оклейку внутренней части серой вовнутрь.

2

8.11.2017

   

25

Оклеиваем грани стакана спичками серой вовнутрь.

2

10.11.2017

   

26

Обрезаем лишнее и обклеиваем внутреннюю сторону грани.

2

14.11.2017

   

27

Подгоняем грани друг к другу, склеиваем их и приклеиваем дно.

2

15.11.2017

   

28

Склеиваем из спичек мелкий декор и уголки у грани стакана.

2

17.11.2017

   

29

Обклеиваем декором стакан и оформляем стыки стакана.

2

20.11.2017

   

30

Заканчиваем оформлять стакан. Проверяем, прячем дефекты, укрепляем где необходимо.

2

21.11.2017

   

31

Обрабатываем поделку лаком.

2

22.11.2017

   

32

«Шкатулка».

Практическая работа. Отбираем спички, отрезаем серу. Выбираем и чертим необходимый размер.

2

24.11.2017

   

33

Клеим спички рядами вверх как колодец.

2

28.11.2017

   

34

Начинаем клеить полоски из спичек (дно и крышку шкатулки).

2

29.11.2017

   

35

Доклеиваем до конца боковые стенки шкатулки. Заканчиваем клеить полоски.

2

01.12.2017

   

36

Обрезаем углы шкатулки и полосок. Шлифуем боковые стенки, подрезаем дно.

2

05.12.2017

   

37

Обклеиваем спичками углы крышки и дна. Обклеиваем фурнитурой и декором. Готовим заготовки.

2

6.12.2017

   

38

Из склеенных заготовок вырезаем, шлифуем, вытачивает

2

8.12.2017

   

39

Клеем фурнитуру к шкатулке. Клеем декор.

2

12.12.2017

   

40

Размещаем материю под внутреннюю часть шкатулки и приклеиваем ее.

2

13.12.2017

   

41

Декорируем все стыки на шкатулке и покрываем ее лаком.

2

15.12.2017

   

42

«Начальное техническое моделирование»

2

19.12.2017

   
 

Участие в конкурсах и выставках

8

     
 

Участие в конкурсе или выставке

2

20.12.2017

   
 

«Наш поиск и творчество тебе Родина»

2

22.12.2017

   
 

«Наш поиск и творчество тебе Родина»

2

26.12.2017

   
 

«Наш поиск и творчество тебе Родина»

2

27.12.2017

   
 

Технология изготовления архитектурных сооружений из спичек.

60

     

43

Основы технологии изготовления архитектурных сооружений

«Избушка на куриных ножках»

2

29.12.2017

   

44

Собираем кубик из спичек (крыши, карнизы) Выкладываем окна и клеим на подставку.

2

9.01.2018

   

45

Изготовление поделки «Мельница».

Начинаем собирать 4 кубика из спичек.

2

10.01.2018

   

46

Собираем сделанные кубики, выклеиваем их в положенном порядке.

2

12.01.2018

   

47

Отдельно клеим лопасти, склеиваем кубики между собой.

2

16.01.2018

   

48

Собираем центральную крышу, потом боковую, выкладываем окна, двери, приклеиваем лопасти.

2

17.01.2018

   

49

Поделка из спичек «Беседка». Собираем, отрезаем спички. Клеем полоски.

2

19.01.2018

   

50

Доклеиваем полоски, начинаем клеить колонны и 8 брусков.

2

23.01.2018

   

51

Склеиваем две полоски дл.2 см, шириной 18 см. Шлифуем готовые детали.

2

24.01.2018

   

52

Краешки брусков размечаем, отрезаем под углом 45°. Собираем квадрат.

2

26.01.2018

   

53

Из длинных полосок вырезаем два треугольника, выравниваем края, собираем каркас.

2

30.01.2018

   

54

На каркас клеим треугольники, на них клеем пластины. 5-ую пластину клеем ко дну беседки.

2

31.01.2018

   

55

Собираем заднюю декоративную стенку. Вклеиваем заднюю стену.

2

2.02.2018

   
 

Приклеиваем перила и балясины. Обработка лаком.

2

6.02.2018

   

56

Практическая работа «Домик эльфа».

Готовим из картона цилиндр. Размечаем его.

2

7.02.2018

   

57

Обклеиваем цилиндр спичками обходя окно клеим 4 бруска.

2

9.02.2018

   

58

Шлифуем цилиндр, бруски. Загибаем 2 спички в овал. Клеим их к верху цилиндра.

2

13.02.2018

   

59

Бруски отрезаем 45º, склеиваем квадрат, клеим к низу цилиндра.

2

14.02.2018

   

60

Клеим колонны и декор. Клеим конус из картона для крыши.

2

16.02.2018

   

61

Шлифуем декор. Колонны приклеиваем. Двери обклеиваем. Оформляем окна.

2

20.02.2018

   

62

Обклеиваем спичками конус сначала низ, затем верх.

2

21.02.2018

   

63

Шлифуем и выравниваем конус, клеем его к цилиндру, клеем колонны.

2

27.02.2018

   

64

Оформляем крыльцо, обклеиваем декором, обрабатываем лаком.

2

28.02.2018

   

65

Практическая работа «Ворота Ра».

Отбираем и режем спички.

2

02.03.2018

   

66

Клеем бруски и полоски из спичек.

2

6.03.2018

   

67

Клеим длинную полоску из 45 спичек. Основание.

2

7.03.2018

   
 

Шлифуем, подрезаем получившиеся детали.

2

13.03.2018

   

68

Собираем две башни.

2

14.03.2018

   

69

Закругляем бруски, делим на две части.

2

16.03.2018

   

70

Обклеиваем основание поделки. Клеим основание башен.

2

20.03.2018

   

71

Склеиваем центральную часть между башнями. Клеем колонны, делаем ступеньки.

2

21.03.2018

   

72

Обклеиваем верх башен. Ставим шпиль. Клеем декор. Обрабатываем лаком.

2

23.03.2018

 
 

Настенные картины с использованием спичек

34

   

73

Картина из спичек «Крепость».

Из картона размечаем башни, стены, ворота.

2

27.03.2018

 

74

Склеиваем заготовки. Начинаем обклеивать спичками.

2

28.03.2018

 

75

Отдельно обтачиваем шаблоны, добавляем, усиливаем, проливаем клеем стыки.

2

30.03.2018

 

76

Обклеиваем фасад окон и ворот. Начинаем обкладывать стены.

2

03.04.2018

 

77

Нарезаем спички нужного размера. Выкладываем стены, закладываем арку ворот и окон.

2

04.04.2018

 

78

Вклеиваем рамы окон. Из зубочисток собираем решетку на ворота.

2

6.04.2018

 

79

Клеим ворота. Подгоняем их под арку. Вклеиваем стеклышки на окна.

2

10.04.2018

 

80

На картоне размечаем верхний бруствер замка. Вырезаем его и склеиваем.

2

11.04.2018

 

81

По–очередности обклеиваем спичками башню, бруствер и боковые стены крепости.

2

13.04.2018

 
 

По мере оклеивания шаблонов спичками подрезаем и выравниваем углы.

2

17.04.2018

 

82

Делаем карнизы под окнами, заклеиваем большие стыки шпажками, подкрашиваем.

2

18.04.2018

 

83

Прячем под декор все стыки. Декорируем поделку.

2

20.04.2018

 

84

Изготавливаем для ворот петли, двери, заклепки, ручки.

2

24.04.2018

 

85

Подгоняем все части крепости друг к другу. Склеиваем их между собой.

2

25.04.2018

 

86

На обратной стороне поделки вклеиваем бурт. Заканчиваем декорировать крепость.

2

27.04.2018

 

87

Выбираем толщину подставки. Выпиливаем ее в размер.

2

06.05.2017

 
 

Из получившейся детали убираем все лишнее. Подкрашиваем ее в нужный цвет.

2

04.05.2018

 

88

Сверлим в картине отверстия под саморезы. Крепим подставку саморезами и подклеиваем.

2

11.05.2018

 

89

Клеим крепость к картине и декорируем подставку.

2

15.05.2018

 
 

Маркетри с добавлением спичек. Картина «Котики»

24

   

90

Отбираем шпон по цветам, обклеиваем внутреннюю сторону бумагой.

2

16.05.2018

 

91

Выпиливаем фанерку нужного размера, шлифуем лицевую сторону. Вырезаем ветки диаметром 1,5 см. и откладываем их на сушку.

2

18.05.2018

 

92

По подготовленному шаблону переносим рисунок на шпон.

2

22.05.2018

 

93

Из шпона вырезаем фон картины, и клеим его на шпон с помощью утюга.

2

23.05.2018

 

94

Начинаем вырезать фрагменты картины.

2

25.05.2018

 

95

Режем фрагменты картины и начинаем распределять их по поверхности.

2

29.05.2018

 

96

Режем фрагменты, распределяем их и подгоняем их друг к другу. Части, которые сошлись, приклеиваем.

2

30.05.2018

 

97

Все оставшиеся части подгоняем друг к другу и клеим к основанию.

2

01.06.2018

 

98

Мелкой наждачной бумагой шлифуем получившуюся картину, начинаем выпиливать ветки под необходимый размер.

2

05.06.2018

 

99

Ветками обклеиваем края картины, делая из них рамку, спичками оформляем стыки, лучи солнца, тучи, окна, и т.д.

2

06.06.2018

 

100

Заканчиваем оформление спичками, лакируем поверхность картины.

2

08.06.2018

 

101

Итоговое занятие.

Занятие о том, какие материалы понадобятся в следующем году.

2

12.06.2018

 
 

2й год обучения

     

1

Вводное занятие: История возникновения спичек, интересные факты из истории возникновения спичек.

2

16.9.17

 
 

Маркетри с добавлением спичек картина «Котики» 20 часов

 

18.9.17

 

2

Выбираем шпон по цвету, с помощью утюга обклеиваем заднюю часть бумагой

2

21.9.17

 

3

Заготавливаем ровные ветки и откладываем их на сушку, на кусочки шпона переносим рисунок.

2

23.9.17

 

4

По заранее заготовленным шаблонам размечаем части картины, начинаем вырезать.

2

25.9.17

 

5

Вырезаем из шпона части готовим фанерку нужного размера, шлифуем ее и с помощью утюга клеим к ней основание выбранное по цвету

2

28.9.17

 

6

Начинаем подгонять друг к другу части картины(подрезаем, шлифуем)то что подошло приклеиваем к основанию. Заканчиваем вырезать из шпона части картины

2

30.9.17

 

7

Отрезаем от спичек серу, клеим заготовленные части шпона

2

2.10.17

 

8

Из заготовленных веток делаем рамку картины, отрезаем их под нужный размер и клеим их к торцу фанерки

2

5.10.17

 

9

Заканчиваем клеить заготовленные части из шпона, начинаем оформлять спичками

2

7.10.17

 

10

Наждачьной бумагой подравниваем необходимые части картины оформляем окна, двери, крыши, солнце, тучи, котики стыки зданий

2

9.10.17

 

11

Заканчиваем оформлять картину спичками, на заднюю стенку картины ставим крепеж, лакируем поделку

2

12.10.17

 
 

Технология изготовления простых архитектурных сооружений с клеем и без

66

   

12

Изготовление поделки «замок» без клея. С помощью коробка, резиночек и монетки начинаем собирать кубики( необходимо 15 шт.)Время сборки 3 кубика занятие.

2

14.10.17

 

13

Собираем кубики, начинаем вклеивать в них крепления для сборки замка по направлению сборки.

2

16.10.17

 

14

Собираем кубики, вклеиваем крепления, собираем то что готово для сборки.

2

19.10.17

 

15

Собираем кубики, вклеиваем крепления, собираем то что готово для сборки.

2

21.10.17

 

16

Собираем кубики, вклеиваем крепления, собираем то что готово для сборки. Стягиваем готовый каркас здания резинками и усиляем здание клеем.

2

23.10.17

 

17

На готовый каркас начинаем собирать крыши 4 шт. вырезаем спички для выкладки окон и дверей.

2

26.10.17

 

18

Заканчиваем сборку крыш, переходим к поднятию башен 5 шт. и орнаменту. В первую очередь выкладываем орнамент.

2

28.10.17

 

19

Выкладываем первый ярус башен, Вырезаем спички под перекрытия и вклеиваем их.

2

30.10.17

 

20

Выкладываем второй ярус башен, на центральной ставим перекрытия, режим спички, выкладываем окна, двери.

2

2.11.17

 

21

На четырех боковых башнях ставим шпили, на центральной поднимаем ешё один ярус. Выкладываем окна, двери , спичками другого цвета выкладываем во круг них орнамент.

2

4.11.17

 

22

Ставим шпиль на центральной башне, заканчиваем окна, двери, орнамент. Лакируем поделку

2

6.11.17

 
 

Поделка из спичек «Храмик»

     

23

Отбираем ровные спички, отделяем серу, на подложке клеим квадратом основание, первый ряд.

2

9.11.17

 

24

От основания начинаем поднимать стены « колодцем» на верх (18 рядов, за занятие 4-6 рядов) из 20 спичек клеим полоску это потолок.

2

11.11.17

 

25

Поднимаем стены, начинаем клеить основание 1.5 спички на 1.5 приблизительно 4.5 см.

2

13.11.17

 

26

Поднимаем стены, клеим 4 колонны, отделяем от спичек серу.

2

16.11.17

 

27

Заканчиваем поднимать стены, шлифуем основание, колонны, потолок. Клеим их на места, начинаем собирать бруски из спичек 4 шт. из 36 спичек и один из 100(маковки)

2

18.11.17

 

28

Клеим бруски, из готового вырезаем маковку шлифуем ее. Вырезаем картонку дл. 6 см. шир. 2 см. склеиваем ее цилиндром.

2

20.11.17

 

29

Готовые бруски обрезаем и шлифуем, клеим две полоски по 18 спичек. Обклеиваем спичками картонный цилиндр.

2

23.11.17

 

30

Полоски прикладываем к цилиндру обводим, вырезаем, шлифуем. Клеим новые 8 шт. из 5 спичек 4 шт. из 3 и 5 шт. из 2 х. и один брусок из 4х.

2

25.11.17

 

31

Все части «Храмика» шлифуем, и начинаем подрезать в необходимый размер. Приступаем клеить крестики

2

27.11.17

 

32

Клеим на свои места все части «Храмика»

2

30.11.17

 

33

Заканчиваем сборку, декорируем стыки, клеим декор. Лакируем поделку.

2

2.12.17

 
 

Поделка из спичек «Сторожевая башня»

 

4.12.17

 

34

Отрезаем серу от спичек. На картоне чертим квадрат, клеим к нему спички. В таком же порядке начинаем поднимать стены (10 рядов)

2

7.12.17

 

35

Поднимаем стены, склеиваем 3 полоски шириной 9 спичек

2

9.12.17

 

36

Вырезаем в стенах входные проемы. Шлифуем полоски, подрезаем их в размер, вклеиваем их на свои места

2

11.12.17

 

37

Строим на получившейся детали восьмиугольник, что бы над проемами получились окошки. Надстраиваем ешё три ряда.

2

14.12.17

 

38

Клеим 1 полоску для пола башни, 8 полосок шириной 8 спичек,1 шириной 5 спичек и 8 шириной 3 спички

2

16.12.17

 

39

Шлифуем детали. На края восьмиугольника клеим оду спичку в ширину с каждого края

2

18.12.17

 

40

Собираем второй восьмигранник 4 ряда, что бы с каждой стороны получились окошки шириной в одну спичку. Добавляем 2 спички в ширину

2

21.12.17

 

41

Вырезаем полоски из восьми спичек и клеим из них первый скат крыши. Полоску из 5 спичек вырезаем и клеим в верх ската.

2

23.12.17

 

42

Собираем смотровую площадку ее высота 3 спички, приклеиваем 8 колон высотой 7мм.

2

25.12.17

 

43

Из полосок в три спички, вырезаем и делаем второй скат крыши

2

28.12.17

 

44

Расслаиваем спички на пополам и декорируем ими стыки, ставим шпиль. Лакируем поделку.         

2

30.12.17

 
 

Декоративные предметы быта и интерьера из спичек (40 часов)

 

11.01.18

 

45

Поделка «фото рамка»

Лист картона размечаем под фото, вырезаем два одинаковых листа. На первом вырезаем центр, на второй клеим кармашек под фото.

2

13.1.18

 

46

Склеиваем две части рамки. Отрезаем серу от спичек.

2

15.1.18

 

47

Расчерчиваем орнамент на рамке, обклеиваем края, два ряда высота.

2

18.1.18

 

48

Начинаем выкладывать орнамент по размеру.

2

20.1.18

 

49

Режим спички, выкладываем орнамент.

2

22.1.18

 

50

Заканчиваем орнамент на рамке, шлифуем его, декорируем стыки.

2

25.1.18

 

51

Из нитки и куска картона делаем крепление рамки(на стену или стол)Делаем в центр бумажную вставку, лакируем поделку.

2

27.1.18

 

52

Поделка «Декоративная тарелка» Размечаем картон, вырезаем многоугольник и боковые стены

2

29.1.18

 

53

Склеиваем все части между собой, хорошо проклеиваем стыки, оставляем сохнуть

2

1.1.18

 

54

Расчерчиваем основание на одинаковые сектора, используя диагонали и паралельные им линии, каждую грань тарелки делим так же.

2

3.2.18

 

55

По начерченным линиям на основании тарелки приклеиваем нужной длины шпажки деленные на пополам.

2

5.2.18

 

56

Спичками необходимой длины с цветными серными головками выкладываем центр основания тарелки.

2

8.2.18

 

57

Чередуя цвета серных головок по своему желанию, заполняем спичками всю площадь основания.

2

10.2.18

 

58

Вырезаем из картона детали для боковых граней(ромб) наклеиваем на них спички, после высыхания обрезаем.

2

12.2.18

 

59

Готовые ромбики клеим на боковые грани тарелки строго по центру, затем по начерченным линиям приклеиваем нужной длины шпажки.

2

15.2.18

 

60

Для оформления задней стороны тарелки чертим диагонали и наклеиваем на них шпажки, боковые грани заклеиваем спички, распологая их вертикально.

2

17.2.18

 

61

внутренние грани тарелки заполняем кусочками спичек нужной длины два нижних сектора

 

19.2.18

 

62

Заклеиваем на гранях два верхних сектора

2

22.2.18

 

63

Используя пример «звёздочки» декорируем дно тарелки. Стыки дна тарелки заклеиваем спичками по всей длине

2

24.2.18

 

64

Край бортика тарелки с лицевой стороны декорируем, приклеивая вдоль бортика по три спички. Лакируем поделку.

2

26.2.18

 

66

Участие в конкурсах и выставках

Подготовка моделей к выставкам, в соответствии с планом работы МБ УДО «СЮТ».

2

1.3.18

 

66

Участие в конкурсах и выставках

Подготовка моделей к выставкам, в соответствии с планом работы МБ УДО «СЮТ».

2

3.3.18

 

67

Участие в конкурсах и выставках

Подготовка моделей к выставкам, в соответствии с планом работы МБ УДО «СЮТ».

2

5.3.18

 

68

Участие в конкурсах и выставках

Подготовка моделей к выставкам, в соответствии с планом работы МБ УДО «СЮТ».

2

10.3.18

 
 

Средства передвижения

     

69

Поделка из спичек «Пароход»

Вырезаем из картона дно парохода 2*12.6 см. скашиваем края. Отрезаем серу от спичек

2

12.3.18

 

70

Основание обклеиваем спичками, подрезаем, шлифуем. Наклеиваем по краю 1 ряд, чуть со смещением. В таком же порядке клеим ешё 4 ряда

2

15.3.18

 

71

Шлифуем деталь, придаём ей форму. Прикладываем деталь к картону, обводим и вырезаем, обклеиваем ее.

2

17.3.18

 

72

Шлифуем и приклеиваем палубу к борту. Начинаем клеить рубку.

2

19.3.18

 

73

Вырезаем в рубке окошки, начинаем клеить верхнюю палубу.

2

22.3.18

 

74

Шлифуем и приклеиваем верхнюю палубу, клеим полоски из 2 спичек 4шт. и брусок 4*4 спички

2

24.3.18

 

75

Клеим опоры между палубами, из бруска вырезаем трубу, шлифуем ее, клеим верхнюю рубку

2

26.3.18

 

76

Клеим якорь, лесенку, из полосок вырезаем иллюминаторы и спасательную шлюпку.

2

29.3.18

 

77

Все части парохода шлифуем и начинаем собирать

2

31.3.18

 

78

Заделываем щели, декорируем поделку, лакируем.

2

2.4.18

 
 

Настенные картины с использованием спичек. «Замок»

     

79

На толстом листе картона расчерчиваем все детали замка.

2

5.4.18

 

80

Вырезаем все части замка, окошки. Начинаем сборку замка.

2

7.4.18

 

81

Центральное здание делим на три части, по получившимся линиям делаем не глубокие надрезы, сгибаем, вклеиваем во внутрь три вставки.

2

9.4.18

 

82

В таком же порядке собираем 2 боковые башни, на верх центрального здания вклеиваем вставку, для объема, клеим 4 колонны.

2

12.4.18

 

83

По верху каждой из башен вклеиваем вклеиваем картонные вставки, для объема карнизов. Клеим 6 карнизов

2

14.4.18

 

84

Склеиваем проем для ворот, так же приклеиваем картонную вставку.

2

16.4.18

 

85

На центральное здание клеим фигурное обрамление, с внутренней стороны замка на окна наклеиваем цветную фольгу.

2

19.4.18

 

86

Отрезаем серу от спичек, начинаем оклеивать края окон, ворот, фигурных карнизов.

2

21.4.18

 

87

Режим спички, оклеиваем центральное здание

2

23.4.18

 

88

Обклеиваем декоративный карниз центрального здания.

2

26.4.18

 

89

Заканчиваем обклеивать здание и декоративный карниз, клеим по углам 4 колонны.

2

28.4.18

 

90

Режим спички, обклеиваем 1 башню и ее карниз.

2

30.4.18

 

91

Тоже со второй башней

2

3.5.18

 

92

Обклеиваем проем ворот замка, из шпажек собираем решетку ворот.

2

5.5.18

 

93

Зашлифовываем все части замка и склеиваем их между собой.

2

7.5.18

 

94

Красим спички морилкой в темный цвет и декорируем ими поделку. где необходимо проклеиваем второй слой обрамления.

2

10.5.18

 

95

Выпиливаем подставку под замок, красим ее и крепим к картине.

2

12.5.18

 

96

Клеим весь замок к картине, ешё раз проверяем и устраняем дефекты, лакируем поделку.

2

14.5.18

 
 

Техника работы с деревянными палочками для размешивания(22 часа)

     

97

Поделка «кормушка» Собираем дно кормушки.

2

17.5.18

 

98

Обрезаем палочки до половины, выкладываем из них восьмиугольник, начинаем выкладывать на верх постепенно расширяя

2

19.5.18

 

99

Поднимаем края кормушки, отмеряем дно и лишнее обрезаем

2

21.5.18

 

100

Клеим восемь брусков, обрезаем их в размер.

2

24.5.18

 

101

Заканчиваем поднимать края кормушки, клеим бруски по углам

2

26.5.18

 

102

На краях брусков начинаем выкладывать верх кормушки

2

28.5.18

 

103

Собираем верх кормушки, усиляем опоры с верху и с низу.

2

31.5.18

 

104

Клеим крышу кормушки, заканчиваем собирать верх.

2

2.6.18

 

105

Приклеиваем крышу к верхней части, собираем и приклеиваем крепление под веревку

2

4.6.18

 

106

К вырезанному дну клеим бурт, соединяем кормушку и дно

2

7.6.18

 

107

Подклеиваем где необходимо, усиляем, украшаем, лакируем поделку

2

9.6.18

 

108

Итоговое занятие

2

11.6.18

 
         
         

Методическое обеспечение

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Методическое оснащение заключается следующем:

1. Подготовка подробного учебного плана с учётом необходимого разнообразия (по тематике, сложности и трудоёмкости) и доступности техники выполнения моделей, постепенного нарастания их сложности и трудоёмкости, доступного бюджета времени на занятия.

2. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, картин, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).

3. Обеспечение тематической литературой занимающихся (прежде всего через школьную библиотеку).

4. Обеспечение материалом в наборе, клеем и другими расходными материалами.

5.  Коллективное и индивидуальное участие учащихся в тематических выставках, смотрах, конкурсах, олимпиадах, оформление заявок на новые изобретения детей .

6. Непрерывное самообразование и творческая работа педагога (знакомство с новинками тематической литературы, а по возможности - и непосредственное общение с ведущими специалистами, внимание и стремление к разработке собственных фигурок, методик, программ, попытка профессионально и доступно изложить их для разных категорий читателей, участие в конкурсных отборах на профильные выставки, различные творческие проекты, педагогические конференции...)

7. Передача опыта заинтересованным в этом преподавателям и любителям спичечного моделирования через семинары повышения квалификации, книги и т.п.

Учебно-методическое обеспечение программы:

• Инструкционные карты и схемы базовых форм.

• Инструкционные карты сборки изделий.

• Схемы создания изделий

• Образцы изделий.

• Инструкции по технике безопасности.

• Альбом лучших работ детей.

Оборудование и материалы, необходимые для занятий:

Материалы для поделок доступны, ведь спички и клей ПВА можно купить практически везде. Сейчас в продаже много спичек с окрашенной серой. Это можно использовать как еще одно несомненное преимущество. Из инструментов понадобятся:

· ножницы, циркуль, стерка

· канцелярский нож, скальпель, пинцет,

· лезвия для технических целей,

· наждачная бумага,

· напильники.

Ножницами удобно срезать со спичек серу, вырезать из склеенных спичек окружности и другие фигуры, а канцелярским ножом подравнивать края фигур. Для склеивания лучше всего использовать клей ПВА, а некоторые детали, которые нужно хорошо закрепить, можно приклеивать клеем «Дракон». Для некоторых изделий понадобятся пластилин, игрушечные глазки, проволока, бусинки, ткань и нити.

Можно использовать цветную бумагу, картон.

Программа рассчитана на 1 год. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается “по спирали”, изменяется степень сложности выполнения задания.

Список литературы

1. Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего». Издательство «Феникс» г.Ростов-на-Дону, 2008 г.

2. С.Кабаченко «Поделки из спичек». Издательство «Эксмо» г.Москва, 2008 г.

3. «Поделки из спичек». Автор: Коллектив авторов. Издательство: Ленинградское издательство, 2009 г.

4. Анатолий Георгиев «Модели из палочек от мороженого». Издательство АСТ-Пресс Книга, Серия Школа творчества, г.Москва 2011 г.

5. Диброва А. «Фантазии из спичек» Изд.2-е, Издательство Феникс, Серия Волшебная мастерская. Мои первые шедевры, 2013 г.

6. Ращупкина С. Удивительные поделки из спичек,
Издательство "Группа Компаний "РИПОЛ классик", Серия: Поделки-самоделки, 2011.

7. Бедина М.В. «Поделки из спичек: Чудеса своими руками». Издательство
Книжный клуб "Клуб семейного досуга", Белгород, 2011 г.

8. Георгиев А. «Чудесные поделки из спичек». Издательство
Книжный клуб "Клуб семейного досуга", Харьков, 2009 г.


Презентация
DOC / 16.45 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.