Рабочая программа кружка «Шахматный всеобуч» (начальная школа)
Рабочая программа
кружка «Шахматный всеобуч»
(обще интеллектуальное направление)
начального общего образования
(базовый уровень)
Пояснительная записка
Модифицированная программа «Шахматы - школе» предназначена для обучающихся 2-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И. Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И. Г. Сухиным).
Актуальность
Программа «Шахматы - школе» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.
Содержание теоретического раздела программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "до матового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Результаты образовательной деятельности:
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Формы контроля.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Шахматный всеобуч».
Регулятивные:
находить способы решения и осуществления поставленных задач, формировать умение контролировать свои действия
Коммуникативные:
активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий в кружке, учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения;
Познавательные:
учиться использовать знака - символические средства, овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему.
Коммуникативные умения.
Выпускник научится:
• участвовать в элементарных диалогах с взрослыми, со сверстниками,
• задавать вопросы и отвечать на них.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести дискуссию;
• рассуждать и анализировать;
• отстаивать свою точку зрения;
• догадываться о значении незнакомых слов;
Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка
Должны знать:
шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёр, начальное положение, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода, и взятие каждой фигурой.
Должны уметь:
Ориентироваться на шахматной доске, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, правильно размещать шахматную доску между партнёрами, Правильно расставлять фигуры перед игрой, различать горизонталь, вертикаль, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один
№ п/п |
ТЕМА |
Кол-во уроков, дата |
|
1 |
Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Положение доски между партнерами. Горизонтали, вертикали. |
1
|
|
2 |
Шахматная доска. Вертикаль. Диагональ. Большая белая и черная диагонали. Центр. Форма центра. Шахматные фигуры. Белые и черные. Название фигур. Горизонталь. |
1
|
|
3 |
Начальное положение. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило ферзя. |
1
|
|
4 |
Ладья. Дидактические игры. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Проверочная работа |
1
|
|
5 |
Слон. Дидактические игры. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. |
1
|
|
6 |
Ладья против слона. Ладья и слон. Дидактические игры. |
1
|
|
7-8 |
Ферзь. Дидактические игры. Ферзь против ладьи и слона. Проверочная работа. |
2
|
|
9 |
Конь. Конь против ферзя, ладьи, слона. Дидактические игры. Проверочная работа. |
1
|
|
10 |
Конь против ферзя, ладьи, слона. Дидактические игры. Проверочная работа. |
1
|
|
11 |
Пешка. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Дидактические игры. |
1
|
|
12 |
Король. Король против других фигур. |
1
|
|
13 |
Шах. Мат. |
1
|
|
14 |
Ничья, пат. Рокировка. |
1
|
|
15 |
Шахматная партия. Повторение программного материала. Полугодовая контрольная работа.
|
1
|
|
16 |
2 полугодие Сеанс одновременной игры. Дидактические игры. |
1
|
|
|
|
|
|
17-18 |
Повторение пройденного материала. Краткая история шахмат. Шахматная нотация. |
1+1
|
|
19 |
Ценность шахматных фигур. Техника матования одинокого короля |
1
|
|
20-21 |
Достижение мата без жертвы материала. Шахматная комбинация. Матовые Проверочная работа. |
2
|
|
22-23 |
Шахматная комбинация. Тема отвлечения. Шахматная комбинация. Блокировка |
2
|
|
24-25 |
Шахматная комбинация. Разрушение королевского прикрытия. Шахматная комбинация. Освобождение пространства. |
2
|
|
26 |
Шахматная комбинация. Другие темы. Шахматная комбинация. Ведущие к достижению материального перевеса. Отвлечение. Завлечение. |
1
|
|
27-28 |
Шахматная комбинация. Связка. Уничтожение защиты. Шахматная комбинация. Перекрытие. |
2
|
|
29-30 |
Освобождение пространства. Шахматная комбинация. Превращение пешки |
1+1
|
|
31-32 |
Шахматная комбинация. Сочетание тематических приемов. Шахматная комбинация. Патовые комбинации. Контрольная работа за 2 полугодие. |
1+1
|
|
33-34 |
Шахматная комбинация. Вечный шах. Шахматная комбинация. В дебюте . Повторение программного материала. Шах. олимпиада. |
1+1
|
|
Материально – техническое обеспечение.
Учебник. И.Г. Сухин. Шахматы первый год или «Учусь и учу» - 7 комплектов
Пособие для учителя. Обнинск «Духовное возрождение», 1999 г.
Магнитная доска + комплект шахмат (1 комплект)
Настольные доски + шахматные фигуры(14 комплектов)
Аудиодиск – пособие по шахматному всеобучу.