Программа кружка «Развитие творческих способностей» для начальной школы

12
1
Материал опубликован 11 September 2016

Развитие творческих способностей

1 – 4 классы

Пояснительная записка

Нормативно – правовая база.

Методологическую основу требований ФГОС НОО составляет системно-деятельностный подход, требующий свойственного системе развивающего обучения позиционирования учителя и учащегося: усвоение и присвоение ребенком накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнерском взаимодействии как со взрослым, так и ровесником.

Актуальность и практическая значимость.

Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических процессов, становлению психических функций. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников. Заниматься развитием творческих способностей необходимо систематически. Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных усилий и временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки и использования на уроке. Для восполнения этих недостатков создан кружок «Развитие творческих способностей» .

Развивающие занятия, проводимые в качестве дополнительного образования учащихся, обладают огромным потенциалом поиска новых способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности.

Кружок «Развитие творческих способностей» разработан в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учётом дидактических требований к уровню подготовки учащихся начальных классов.

В основу кружка РТС положен развивающий курс «Способный ребенок» (авторы Арасланова Е.В., к.псих.н.; Селиванова О.Г., к.п.н.), предназначенный для учащихся 1– 4 классов.

Цель курса – общее развитие младших школьников.

 

Задачи курса:

  • развитие устойчивого интереса к учебным занятиям;
  • развитие памяти, внимания, воображения;
  • развитие логического и образного мышления;
  • развитие творчества;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие конструкторских способностей;
  • развитие речи.

Принципы обучения.

1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне пределяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Организация занятий.

Кружок РТС проводится для учеников параллели 1, 2, 3, 4 классов 1 раз в неделю.

Программа курса предполагает целенаправленное формирование у детей познавательной самостоятельности. Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом. В этой ситуации творческое общение становится средством формирования особых видов деятельности, таких психических процессов, как внимание, память, воображение и мышление.

Материал занятий представляет собой калейдоскоп заданий из различных областей знаний: русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира.

Занятия строятся на основе общедидактического принципа занимательности. Младшим школьникам предлагается выполнить интересные, захватывающие задания, в основе которых лежит игра, в том числе интеллектуальная. Трудные задания привлекают своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися. Организация работы позволяет выявлять индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

Занятия построены так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.

Занятия кружка имеют практическую направленность.

Теоретической основой разработки программы явились:

идеи гуманистической педагогики (Ш. Амонашвили, В. А. Караковский, Н. Е. Щуркова) и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);

системно – деятельностный подход, заложенный в ФГОС НОО;

личностно-ориентированный подход в обучении (И. С. Якиманская, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской).

Направления работы.

Раздел 1 «Формирование учебной деятельности как условие развития субъектности младших школьников» предполагает создание условий для становления всех компонентов учебной деятельности младшего школьника: положительной мотивации учения, умению принимать учебную задачу, ставить цели собственной деятельности, выполнять учебный действия, контролировать их ход и оценивать результат. Реализация этого раздела осуществляется в ходе проведения учителем учебных занятий, на которых он объясняет учащимся смысл каждого этапа, включает младших школьников в выполнение деятельности. Так, в 1-2 классах школьникам предлагается после выполнения задания раскрасить определенным цветом кружок в зависимости от удовлетворенности ученика своей работой.

Цель: формирование организационно - деятельностных умений младших школьников: самоанализа, целеполагания, прогнозирования, самоорганизации, самоконтроля, самооценки и самокоррекции.

Ожидаемый результат: сформированность учебной деятельности младших школьников.

Раздел 2 «Развитие познавательных способностей младших школьников» направлен на развитие памяти, внимания, восприятия, воображения младших школьников. Важным компонентом является развитие различных свойств мышления учащихся, как логического, так и творческого. Задания и упражнения построены, как правило, на неучебном материале, а потому курс является дополнительным. Однако предполагается, что приемы, освоенные школьниками на этих занятиях, будут использованы учителем при изучении учебных предметов.

Задания и упражнения распределены по классам так, что способствуют развитию тех или иных сторон психики ребенка. Так, в 1-м классе особое внимание уделяется тренировке психических механизмов школьников и развитию мелкой моторики руки через специальные упражнения для кисти и пальцев, задания на штриховку. Во 2-3 классах большинство заданий на развитие мышления младших школьников. В 4 классе пристальное внимание уделено применению учащимися освоенных приемов во время интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад.

Каждый год начинается и заканчивается диагностикой, позволяющей выявить наличие или отсутствие динамики развития психических механизмов. Диагностика может проводиться и школьным психологом, и самим учителем.

Цель: развитие психических процессов школьников – внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.

Ожидаемый результат: знание учащимися особенностей собственных психических процессов и умение управлять ими.

Раздел 3 «Коммуникативно-личностное развитие младших школьников» направлен на целенаправленное осуществление деятельности по коммуникативно-личностному развитию младших школьников как в рамках данного курса, так и в процессе обучения.

Деятельность педагога по коммуникативно-личностному развитию младших школьников предполагает принятие идей гуманистической педагогики и психологии, знание и умение определять индивидуально-личностные характеристики ученика, а также осуществлять их учет в процессе обучения. Кроме того, педагог призван уметь регулярно ставить задачи коммуникативного развития школьников (уметь высказывать свое мнение, спорить, соглашаться, договариваться) и создавать условия для их решения школьниками. Для этого часть учебных занятий проводится в форме психолого-педагогических тренингов.

Цель: развитие мотивационной, эмоционально-нравственной сферы ученика, формирование его ценностных ориентаций через обучение умению вести диалог, сотрудничать с учителем, другими учениками, передавать и получать информацию из различных источников.

Ожидаемый результат: сформированность ключевых отношений младших школьников (по Н.Е. Щурковой), способность школьников осуществлять учебное сотрудничество, получать и осмысливать информацию из разных источников.

Раздел «Коммуникативно-личностное развитие младших школьников» является продолжением предыдущего раздела. Это означает, что в данном разделе используются умения, приобретенные учениками при освоении предыдущего (например, такие приемы мышления, как анализ, синтез, сравнение, классификация). Третий раздел продолжает эту линию развития и включает в себя учебные занятия в привычном для школьников режиме: разминка, мозговая гимнастика, упражнения и игры на развитие познавательных способностей, творческие задания. В то же время в разделе «Развитие познавательных способностей младших школьников» учащиеся уже приобрели некоторые знания об особенностях их познавательных способностей и умения учитывать их в процессе обучения.

Предлагаемый учебный курс является не только развивающим, но и обучающим. Эффективным средством обучения, где интегрируются знания, умения и личностные качества ученика, является метод учебных проектов. Проектная деятельность школьников в рамках определенного предмета чаще всего направлена на решение познавательных задач, а потому исследовательская самостоятельная индивидуальная и коллективная деятельность учащихся отходит на второй план. В предлагаемом курсе для проектной деятельности учащихся нет жестких временных ограничений и требований к результату. Это означает, что разработка и реализация проектов направлены, прежде всего, на познание учеником самого себя, своих возможностей и предмета изучения.

Основные требования к результатам и способы оценивания.

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу первого года обучения

Знать основную цель и результат учебной деятельности.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать основные правила общения, уметь их применять.

Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.

Знать правила выполнения домашней работы, уметь их применять.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия.

Уметь формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем.

Уметь на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез.

Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

Знать алгоритм исправления ошибок (1 класс), уметь его применять.

Знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания), приобрести опыт их прохождения.

Знать правила работы в паре и в группе (1 класс), уметь их применять.

Знать правила поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (1 класс), приобрести опыт определения истинных и ложных ценностей.

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу второго года обучения

Уметь различать знания и умения.

Знать 10 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины своего затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки собственной учебной деятельности под руководством учителя.

Знать структуру коррекционной деятельности и уметь ее осуществлять и приобрести опыт самооценки под руководством учителя.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять место затруднения (то есть место отклонения от правильного способа).

Уметь выявлять причину собственных затруднений в выполнении учебных действий.

Уметь формулировать цель предстоящих коррекционных действий, исходя из содержания выявленных проблем.

Знать алгоритм исправления ошибок (2 класс), уметь его применять.

Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения.

Знать правила взаимодействия с учителем, уметь их применять.

Знать простейшие культурные правила управления своими эмоциями, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать основные стили общения, приобрести опыт их осознанного выбора.

Знать простейшие культурные правила не конфликтного поведения, приобрести опыт их применения.

Знать основные приемы совершенствования внимания, памяти, речи, приобрести опыт их применения.

Знать алгоритмы анализа, сравнения, обобщения, уметь их применять.

Уметь по результатам наблюдений обнаруживать и выражать в речи свойства объектов, происходящие с ними изменения, сравнивать объекты, выявлять признаки сходства и отличия (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»), выделять общие признаки и объединять предметы в группы по общему признаку.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (2 класс), сформировать отношение к умению учиться как личностной ценности, основе личного успеха в созидании истинных материальных и духовных ценностей.

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу третьего года обучения

Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении нового знания их осознанно осуществлять и приобрести опыт их самооценки.

Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.

Знать алгоритм выявления места затруднения, уметь его применять.

Знать алгоритм выявления причины затруднения, уметь его применять.

Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.

Знать виды моделей, уметь использовать их для фиксирования нового знания.

Уметь точно выполнять исполнительские учебные действия по эталону.

Знать алгоритм самостоятельного формирования умений, уметь его применять.

Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.

Знать простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе, уметь их применять.

Знать уточненные правила работы в группе, уметь их применять.

Знать правила построения диалога и полиалога, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций, приобрести опыт их применения.

Знать основные приемы развития мыслительных операций, приобрести опыт их применения.

Знать алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять по результатам наблюдений.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму класса (3 класс).

Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств ученика (3 класс).

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу четвертого года обучения

Знать 15 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении нового знания их осознанно осуществлять и выполнять самооценку.

Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осуществлять и выполнять самооценку.

Уметь делать осознанный выбор к учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.

Уметь в простейших случаях различать задачи и проблемы, приобрести опыт выявления тупиковых ситуаций.

Знать структуру проектирования (цель, план, сроки, средства, способ), приобрести опыт построения и реализации краткосрочных, среднесрочных и длительных по срокам (1 год) практико-ориентированных проектов.

Приобрести опыт выбора средств и способа реализации плана проекта.

Знать алгоритм самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем, как Ученика, и на этой основе приобрести первичный опыт построения программы самоизменения.

Знать основные правила командой работы, приобрести опыт работы в команде.

Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт  ведения дискуссии.

Знать основные правила выхода из конфликтной ситуации, приобрести опыт их применения.

Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.

Знать основные правила вхождения в новый коллектив.

Знать основные правила конспектирования, уметь в простейших случаях сделать конспект текста.

Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.

Знать основные виды моделей, приобрести опыт в простейших случаях их построения и применения для решения задач.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (4 класс).

Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика (4 класс).

Курс призван обеспечить:

создание психологических предпосылок для становления субъектности младшего школьника, психологических механизмов, обеспечивающих процесс саморазвития;

развитие компетентности учащихся в целях эффективной коммуникативной и аутокоммуникативной (направленной на себя) деятельности;

3. развитие умений и навыков, обеспечивающих поведенческую гибкость в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми;

4. создание у ученика обобщенной картины внутреннего мира через осознание собственных личностных характеристик, представлений о себе, развитие рефлексии;

5. формирование адекватной самооценки и умений сознательного самоконтроля;

активное развитие системы познавательных процессов - восприятия, мышления, воображения, внимания;

развитие эмоциональной экспрессивности и способности самоуправления эмоциональными состояниями.

Показателем успешности освоения курса является участие детей в различных предметных конкурсах и олимпиадах.

Формы контроля: диагностика.


 


 

Содержание программы

Содержание программы отражает совместную деятельность учителя и учащихся и, в отличие от учебных дисциплин, не предполагает усвоения знаний, поэтому разделы программы являются сквозными и не предполагают разбивку по часам.

Раздел 1. Формирование учебной деятельности младших школьников

Тема 1. Мотив и мотивация учения

Осознание учащимися мотива собственной учебной деятельности. Развитие потребности добиваться успехов в учении: много знать и уметь, радовать учителя, родных и близких.

Способность объяснять смысл собственной учебной деятельности, отвечать на вопрос Что ты хочешь узнать? Для чего тебе это необходимо?

Сформированность устойчивой положительной мотивации учения. Способность удерживать мотив в течение всего учебного занятия.

Тема 2. Учебная задача

Принятие учениками учебной задачи, поставленной учителем. Осознание учащимися необходимости постановки целей в учении.

Умение выбирать цели из числа, предложенных учителем. Умение ставить цели по опорам (знаковым или словесным). Обогащение словаря младших школьников терминами для самостоятельной постановки целей учения.

Самостоятельная постановка целей учения (некоторыми учащимися) и умение удерживать их в течение учебного занятия.

Тема 3. Учебные действия

Умение действовать по инструкции учителя. Умение понимать смысл требований учителя на уроке и выполнять их: отвечать на вопросы и задавать их, выполнять работу в полном объеме и в срок.

Умение дополнять алгоритм с пропусками, использовать схемы-опоры. Конструировать вопросы разного уровня сложности и отвечать на них. Выбирать задания в соответствии с познавательными особенностями и возможностями.

Определять способы достижения целей собственной деятельности и самостоятельно выполнять учебные действия.

Тема 4. Контроль и оценка

Правильно реагировать на контроль со стороны учителя, его замечания и предложения.

Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку.

Самостоятельно контролировать ход своих действий: их последовательность, правильность и время выполнения.

Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы на основе сравнения с эталоном - образцом полного и правильного ответа.

Раздел 2. Развитие познавательных процессов младших школьников

Тема 1. Память и способы ее развития

Знакомство с понятием «память» и ее уровнями. Непосредственный тип, кратковременная и долговременная память. Виды памяти. Двигательная, слуховая, зрительная. Непроизвольная и произвольная память.

Знание особенностей своей памяти, умение развивать ее и использовать приемы рационального запоминания в обучении.

Тема 2. Внимание. Восприятие. Воображение.

Внимание. Основные свойства внимания: концентрированность, интенсивность, устойчивость, объем, распределение, переключение. Виды внимания: непроизвольное и произвольное. Знание об особенностях своего внимания, умение удерживать и переключать его.

Восприятие. Восприятие движения, пространства и времени. Полнота и точность восприятия. Умение описывать предметы в словесной форме. Знание об особенностях восприятия и умение использовать их в обучении.

Воображение. Рассматривание и описание сходства и различия предметов и объектов. Участие в конкурсах на лучшее сравнение и сюжетных играх. Импровизировать на заданную тему (объем 5-8 предложений). Знание об особенностях своего воображения и умение использовать их в учении.

Тема 3. Мышление

Мышление. Виды мышления: теоретическое, образное, наглядно-действенное. Интеллект. Конвергентное и дивергентное мышление. Развитие логического мышления. Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация, классификация, систематизация. Знакомство с логическими словами (и, или, не, вне, всякий, каждый, некоторые). Аналогии. Формирование умения давать определение понятия, делать простейшие умозаключения. Формирование умения строить цепочки взаимозависимых логических рассуждений. Развитие фантазии и творческого мышления.

Тема 4. Развитие логического мышления

1-й класс. Анализ. Выделение признаков изучаемых объектов. Узнавание объектов по заданным признакам. Выделение существенных признаков объектов.

Синтез. Выделение общих признаков группы объектов. Деление объектов на группы по заданным основаниям. Словесное описание группы классов.

Сравнение. Количественное сравнение (больше - меньше, выше - ниже, глубже - мельче, шире - уже и т.д.). Качественное сравнение: нахождение сходства и различий.

Абстрагирование. Нахождение закономерностей в фигурах, числах, буквах и словах.

Обобщение и конкретизация. Понятия «рода» и «вида». Виды отношений между понятиями «род» и «вид».

Умение вести целенаправленное наблюдение, находить главное и второстепенное в объекте, выделять его существенные признаки;

находить сходство и различие в объектах, группировать предметы по определенным признакам;

запоминать обобщенные названия объектов, которые закрепляют общее свойства группы изучаемых предметов;

устанавливать закономерности в числах, фигурах, буквах, словах;

решать логические задачи;

2-й класс. Анализ. Понятие алгоритма. Причина и следствие. Выстраивание причинно-следственных цепочек.

Синтез. Упорядочивание признаков объектов. Логические задачи на упорядочивание признаков объектов.

Сравнение. Нахождение оснований для сравнения (по существенным признакам).

Абстрагирование. Рассуждения и ошибки в рассуждениях. Логические задачи на развитие способностей рассуждать.

Обобщение и конкретизация. Упорядочивание родо - видовых отношений. Определение понятий. Ошибки в построении определений.

Классификация. Деление объектов на группы. Нахождение оснований для классификации.

Умение выделять характерные признаки объектов, упорядочивать их; выбирать правильное решение их нескольких; классифицировать изучаемые объекты;

3-й класс. Классификация. Понятие о классах. Виды классификации. Правила классификации.

4-й класс. Язык и логика. Систематизация фактов.

Умение давать определения понятиям, делать простейшие умозаключения;

пользоваться словами (и, или, не, вне, всякий, каждый, некоторые);

строить цепочки взаимозависимых и взаимосвязанных логических рассуждений при решении задач.

Понятие вопроса. Обучение конструированию вопросов разного уровня.

Умение анализировать, синтезировать, сравнивать изучаемые объекты, иметь представления о «роде» и «виде»; решать логические задачи, требующие построения цепочки логических рассуждений.

Умение поддерживать и продолжать мысль собеседника.

Умение ориентироваться в ситуации общения и принимать правильные решения, участвовать в учебном диалоге.

Тема 3. Развитие отношений «Я и информация»

Понятие «информации». Основные источники информации. Учебник как источник информации. Умение ориентироваться в учебнике. Умение пользоваться библиотечным абонементом и читальным залом. Словари, энциклопедии, справочники. Журналы, газеты, теле- и радиопередачи. Компьютер и Интернет - помощники или враги? Наблюдение, опрос, интервью.

Умение работать с разными источниками информации.

Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Логика изложения. Критический анализ информации. Факты, понятия и рассуждения. Выводы.

Тема 4. Метод учебных проектов

Понятие «проект». Проблемное поле проектной деятельности младших школьников. Развитие отношений «Я и мир людей», «Я и мир природы». Организация субъектного целеполагания и планирования деятельности младших школьников в проектной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория ученика. Коллективное творчество в ходе проектной деятельности. Презентация образовательного продукта.

Тема 5. Развитие творческого мышления

1-й класс. Обучение анализу зрительного образа: нахождение причин и последствий. Нахождение альтернативных способов действий.

Узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знаковые предметы; переносить действия, совершаемые с одним предметом на другой; изменять предмет по своему усмотрению.

2-й класс. Управление процессом творчества. Понятие о психологической инерции. Понятие и развитие ассоциативности. Значение ассоциативности. Ассоциативные загадки. Критерии новизны.

Понятие о фантазировании. Приемы образного сравнения. Способы преобразования объекта. Установление ситуативных связей между объектами. Установление причинно-следственных связей между объектами. Прогнозирование последствий событий.

Умение предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений; выявлять причины и следствия явлений,

формулировать правила и законы формирования природных и социальных явлений;

применять приемы образного сравнения.

3-й класс. Обучение конструированию текста по вопросам. Обучение конструированию исследовательских вопросов. Оценивание событий с разных позиций. Обучение комбинированию факторов ситуации. Обучение комбинированию знаковых систем. Обучение комбинированию элементов знаковых систем.

Уметь формулировать исследовательские вопросы; предвидеть возможные последствия развития объекта и преобразовывать его.

4-й класс. Обучение решению и созданию проблемных ситуаций. Решение проблемных ситуаций в многоходовой задаче. Понятие противоречия. Обучение разрешению противоречий. Обучение оцениванию и принятию решений. Метод фокальных объектов. Обобщение приемов фантазирования.

Уметь создавать проблемные ситуации; выдвигать гипотезы при решении проблемных ситуаций; разрешать противоречия; сравнивать эффективность разных стратегий разрешения проблемных ситуаций.

Раздел 3. Коммуникативно-личностное развитие младших школьников

Тема 1. Развитие отношений «Я - Я»

Самопознание младшим школьников особенностей своей памяти, внимания, воображения, мышления. Учет особенностей психических процессов в процессе обучения. Развитие познавательных способностей учащихся до уровня, обеспечивающего успешность в учении.

Школьник - первый социальный статус ребенка (В.И. Слободчиков). «Чувство социальной компетентности». Освоение позиции лидера и подчиненного в групповой работе.

Самопознание своих личностных особенностей: мотивационно - потребностной сферы, направленности, интересов, характера, поведения.

Самооценка результатов собственной деятельности. Рефлексия.

Принятие себя как ценности. Формирование адекватной самооценки.

Тема 2. Развитие отношений «Я и другие»

Учебное сотрудничество. Потребность работать в паре, группе. Открытость к общению. Взаимодействие ученика с учителем. Взаимодействие ученика с товарищами.

Умение распределять роли в процессе совместной деятельности. Освоение позиции Лидера, Оппонента, Критика в групповой работе. Умение отстаивать свое мнение или отказываться от него в случаях более сильной аргументации одноклассников.

Умение понимать и принимать позиции взрослых: родителей, других родственников, незнакомых людей.


 


 


 


 


 

Учебно – тематический план

п/п

Тема занятия

К-во час.

Вид

деят-ти

Требования к результатам

1 класс (33 часа)

Раздел 1. Диагностика познавательных процессов младших школьников.

Цель - получить общую характеристику индивидуальных познавательных способностей учащихся; выявить полноту и точность восприятия и особенности развития воображения; выявить умение творчески мыслить, создавать интересные, оригинальные рисунки, беглость и гибкость мышления.

Знать особенности своих психических механизмов; приемы развития памяти, внимания, восприятия и воображения, мышления.

1

Диагностика особенностей развития памяти.

1

Индивид.

2

Диагностика особенностей развития внимания.

1

Индивид.

3

Диагностика развития восприятия и воображения.

1

Индивид.

4

Изучение творческого мышления.

1

Индивид.

Раздел 2. Развивающие игры.

Цель - формировать и развивать память, воображение, восприятие, умение ориентироваться в пространстве; развивать устную речь через работу над словом (словосочетанием, предложением); формировать общеучебные умения и навыки (умение работать самостоятельно в заданном темпе).

Уметь к окончанию 1-го класса

по развитию конвергентного мышления

-вести целенаправленное наблюдение, находить главное и второстепенное в объекте, выделять его существенные признаки;

-находить сходство и различия в объектах, группировать предметы по определенным признакам;

-запоминать обобщенные названия объектов, которые закрепляют общие свойства группы изучаемых предметов;

-устанавливать закономерности в числах, фигурах, буквах, словах;

-решать логические задачи;

по развитию дивергентного мышления

-узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знаковые предметы;

-переносить действия, совершаемые с одним предметом, на другой;

-изменять предмет по своему усмотрению.

5-6

Игры на развитие внимания.

2

Парная

7-8

Игры на развитие памяти.

2

Индивид.

9-10

Игры на развитие пространственного мышления.

2

Парная

11-12

Игры на развитие восприятия и наблюдательности.

2

Фронт., группов.

Раздел 3. Развитие логического мышления.

Цель - формировать умение выделять признаки объектов и классифицировать их на существенные и несущественные; развивать словесно – логическое мышление.

13

Выделение признаков объектов.

1

Группов.

14

Выделение существенных признаков.

1

Парная

15

Узнавание объектов по заданным признакам.

1

Парная

16

Выделение общих признаков групп объектов.

1

Группов.

17

Деление объектов на группы по заданному основанию.

1

Парная

18

Словесная характеристика группы объектов.

1

Фронт.

19

Понятие сравнения. Виды сравнения.

1

Фронт.

20-21

Нахождение причинно – следственных связей.

2

Индивид.

22-23

Нахождение закономерности в числах и фигурах.

2

Группов.

24-25

Нахождение закономерности в буквах и словах.

2

Группов.

26-28

Решение логических задач.

3

Парная, группов.

Раздел 4. Итоговая диагностика познавательных процессов.

Цель - получить общую характеристику индивидуальных познавательных способностей учащихся; выявить полноту и точность восприятия и особенности развития воображения; выявить умение творчески мыслить, создавать интересные, оригинальные рисунки, беглость и гибкость мышления.

Знать особенности своих психических механизмов; приемы развития памяти, внимания, восприятия и воображения, мышления.

29

Диагностика особенностей развития памяти.

1

Индивид.

30

Диагностика особенностей развития внимания.

1

Индивид.

31

Диагностика развития восприятия и воображения.

1

Индивид.

32

Изучение творческого мышления.

1

Индивид.

33

Итоговое занятие.

1

Фронт.

2 класс (34 часа)

Раздел 1. Диагностика познавательных процессов младших школьников.

Цель - получить общую характеристику индивидуальных познавательных способностей учащихся; выявить полноту и точность восприятия и особенности развития воображения; выявить умение творчески мыслить, создавать интересные, оригинальные рисунки, беглость и гибкость мышления.

Знать особенности своих психических механизмов; приемы развития памяти, внимания, восприятия и воображения, мышления.

1

Изучение памяти.

1

Индивид.

2

Изучение внимания.

1

Индивид.

3

Изучение восприятия и воображения.

1

Индивид.

4

Изучение особенностей мышления.

1

Индивид.

Раздел 2. Развитие логического и творческого мышления младших школьников.

Цель – организовать работу по развитию мышления через систему упражнений.

Уметь к окончанию 2-го класса

по развитию конвергентного мышления

-выделять характерные признаки объектов, упорядочивать их;

-выбирать правильное решение из нескольких;

-классифицировать изучаемые объекты;

по развитию дивергентного мышления

-предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений;

-выявлять причины и следствия явлений;

-формулировать правила и законы формирования природных и социальных явлений;

-применять приемы образного сравнения.

5

Определение характерных признаков объектов.

1

Фронт.

6

Упорядочивание признаков объектов.

1

Фронт.

7-8

Логические задачи на упорядочивание.

2

Парная

9

Знакомство с правилами сравнения.

1

Фронт.

10

Значение сравнения.

1

Фронт.

11

Понятие о классах.

1

Индивид.

12

Правила классификации.

1

Индивид.

13-14

Установление причинно – следственных связей.

2

Парная, группов.

15

Формулирование правил.

1

Индивид.

16-17

Развитие речевого творчества.

2

Группов.

18-19

Обучаем совместному творчеству.

2

Парная, группов.

20

Развитие фантазии.

1

Парная

21-22

Преодоление стереотипов мышления.

2

Парная, группов.

23

Обучение приемам ассоциативного мышления.

1

Индивид.

24

Значение ассоциаций.

1

Индивид.

25

Значение приемов ассоциативного мышления.

1

Индивид.

26-27

Ассоциативные загадки.

2

Парная, группов.

28-29

Знакомство с метафорами.

2

Фронт.

Раздел 3. Итоговая диагностика познавательных процессов.

Цель - получить общую характеристику индивидуальных познавательных способностей учащихся; выявить полноту и точность восприятия и особенности развития воображения; выявить умение творчески мыслить, создавать интересные, оригинальные рисунки, беглость и гибкость мышления.

Знать особенности своих психических механизмов; приемы развития памяти, внимания, восприятия и воображения, мышления.

30

Изучение памяти.

1

Индивид.

31

Изучение внимания.

1

Индивид.

32

Изучение восприятия и воображения.

1

Индивид.

33

Изучение особенностей мышления.

1

Индивид.

34

Итоговое занятие.

1

Фронт.

3 класс (34 часа)

Раздел 1. Развитие познавательных процессов младших школьников.

Цель – сформировать у учащихся умение конструировать вопросы разного уровня сложности на основе известных приемов мышления.

Знать особенности своих психических механизмов; приемы развития памяти, внимания, восприятия и воображения, мышления.

Уметь к окончанию 3-го класса

по развитию конвергентного мышления

-анализировать, синтезировать, сравнивать изучаемые объекты, иметь представление о «роде» и «виде»;

-решать логические задачи, требующие построения цепочки логических рассуждений;

по развитию дивергентного мышления

-формулировать исследовательские вопросы;

-предвидеть возможные последствия развития объекта и преобразовывать его.

1-2

Обучение конструированию вопросов.

2

Фронт.

3

Метод контрольных вопросов.

1

Парная

4-5

Обучение составлению текста по вопросам.

2

Фронт.

6-7

Учим задавать вопросы к научно – познавательному тексту.

2

Фронт.

8

Знакомство с видами отношений между понятиями.

1

Парная

9-11

Обучение решению комбинаторных задач.

3

Группов.

12-13

Обучение решению задач по аналогии.

2

Фронт.

14-15

Обучение решению задач по ассоциации.

2

Парная

16

Обучение морфологическому анализу.

1

Фронт.

17

Обучение конструированию игр.

1

Фронт.

18-19

Обучение сочинению сказок.

2

Группов.

Раздел 2. Тренинг коммуникативно-личностного развития младших школьников «Развитие представлений о себе».

Цель – создать условия для самопознания школьниками своих особенностей и взаимоотношений с окружающими; укреплять взаимоотношения с окружающими, веру в себя и в свои возможности.

20-21

Самопознание.

2

Индивид.

22

Формирование положительной самооценки.

1

Индивид.

23

Укрепление веры в себя.

1

Индивид.

24

Познание своих чувств.

1

Индивид.

25

Познание своих эмоций.

1

Индивид.

Раздел 3. Обучение младших школьников проектной деятельности.

Цель – создать условия для осознания учащимися значимости проектной деятельности, ее сущности и особенностей; дать возможность учащимся освоить алгоритм проектной деятельности на примере учебного проекта, посвященного рациональному использованию своего времени.

26

Диагностика готовности школьников к проектной деятельности.

1

Индивид.

27

Обучение школьников выбору темы и цели проекта.

1

Фронт.

28

Организация аналитического этапа проектной деятельности.

1

Фронт.

29

Организация технологического этапа проектной деятельности.

1

Фронт.

30-31

Подготовка презентации проекта.

2

Индивид.

32-33

Организация контрольно – оценочного этапа проектной деятельности.

2

Фронт.

34

Итоговое занятие.

1

Фронт.

4 класс (34 часа)

Раздел 1. Развитие познавательных процессов младших школьников.

Цель - продолжить развитие логического и творческого мышления младших школьников, способствовать освоению ими приемов ТРИЗ.

Знать особенности своих психических механизмов; приемы развития памяти, внимания, восприятия и воображения, мышления.

Уметь к окончанию 4-го класса

по развитию конвергентного мышления

-давать определения понятиям, делать простейшие умозаключения;

-пользоваться словами «и, или, не, вне, всякий, каждый, некоторые»;

-строить цепочки взаимозависимых и взаимосвязанных логических рассуждений при решении задач;

по развитию дивергентного мышления

-создавать проблемные ситуации;

-выдвигать гипотезы при решении проблемных ситуаций;

-разрешать противоречия;

-сравнивать эффективность разных стратегий разрешения проблемных ситуаций.

1-2

Обучение формулированию понятий.

2

Фронт.

3

Обучение логике рассуждений.

1

Фронт.

4

Обучение логическим действиям.

1

Фронт.

5-6

Развитие диалектического мышления.

2

Фронт.

7-8

Обучение разрешению проблемных ситуаций.

2

Парная

9-10

Обучение методу фокальных объектов.

2

Фронт.

Раздел 2. Тренинг коммуникативно - личностного развития младших школьников «Развитие коммуникативных умений».

Цель - создать условия для развития у учащихся коммуникативных умений, обеспечивающих успешное учебное сотрудничество.

11

Вежливость как характеристика межличностных отношений.

1

Парная, группов.

12

Знакомство с правилами сотрудничества.

1

13-14

Стратегии поведения в конфликте.

2

15

Дружба как характеристика межличностных отношений.

1

16-17

Развитие навыков устной коммуникации.

2

18-19

Преодоление страхов устной речи.

2

Раздел 3. Организация проектной деятельности младших школьников.

Цель - способствовать освоению младшими школьниками навыками проектной деятельности (определению темы и цели проекта, выполнению действий по его реализации, подготовке презентации и оценке результатов собственной деятельности).

20

Обучение поиску нужной информации.

1

Фронт.

21-22

Обучение осмысленному восприятию информации.

2

Фронт.

23-24

Обучение использованию информации.

2

Фронт.

25

Обучение критическому анализу информации.

1

Фронт.

26

Диагностика готовности учащихся к проектной деятельности.

1

Индивид.

27

Обучение школьников выбору темы и цели проекта.

1

Индивид.

28

Обучение школьников анализу информационной основы проекта.

1

Индивид.

29-30

Обучение школьников технологии выполнения проектов.

2

Индивид.

31-32

Презентация проектов.

2

Индивид.

33

Урок контроля и оценки проектов.

1

Фронт.

34

Итоговое занятие.

1

Фронт.


 

Методическое обеспечение

Дидактический материал.

Арасланова Е.В., Селивано­ва О. Г. Развитие познавательных способностей младших школьников: Теоретический аспект – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2006.

Арасланова Е.В., Селивано­ва О. Г. Коммуникативно-личностное развитие младших школьников: Теоретический аспект – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2006.

Арасланова Е.В. Особенности содержания и методика преподавания учебного курса «Развитие познавательных способностей младших школьников» в 1-м классе / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2006.

Хочу хорошо учиться: развивающие игры и упражнения: ра­бочая тетрадь для ученика (цы) 1-го класса / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2007.

Арасланова Е.В. Поддержка успешности учения второклассника средствами учебного курса «Развитие познавательных способностей млад­ших школьников» / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2007.

Хочу хорошо учиться: развивающие игры и упражнения: ра­бочая тетрадь для ученика (цы) 2-го класса / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2007.

Арасланова Е.В. Психолого-педагогическая поддержка коммуника­тивно-личностного развития учащихся 3-го класса: методические ре­комендации / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2006.

Хочу активно сотрудничать: развивающие тренинги и задания: рабочая тетрадь для ученика (цы) 3-го класса / Е.В. Арасланова,
О.Г. Селиванова. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2007.

Арасланова Е.В. Учебное проектирование как средство коммуника­тивно-личностного развития учащихся 4-го класса: методические рекомендации / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. — Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2006.

10.Хочу активно сотрудничать: развивающие тренинги и задания: рабочая тетрадь для ученика (цы) 4-го класса / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2009.

Технические средства.

Компьютер (ноутбук), проектор, принтер, сканер.

Интернет – сайты.

Все для детей. Детские ресурсы. http://allforchildren.ru/

Детский портал «Солнышко». http://www.solnet.ee/

Интернет для детей. Каталог детских ресурсов – Киндер.ру. http://www.kinder.ru/

Сайт для детей и подростков - детский сайт Клепа.ру. http://www.klepa.ru/

Список литературы

Для учащихся

Для родителей

Для учителя

Гаврина С. Е.. Кутявина Н. Л. и др. Веселые задачки для маленьких умников: Тетрадь по развитию познавательных процессов. - Ярославль: Ака­демия развития, 2000.

Злобина М. А. Читай. Пиши. Рисуй. - Киров, 1994.

Попурри — сканворд: Головоломки, кроссворды, юмор, стишки. -
2001.-№2,3,4; 2002-№2.

Тихомирова Л. С. Угадай. Раскрась. Реши. (Игры с Бимбо) Вып.1, 2, 3, 4,-М.: Омега, 2001.

Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викто­рины, головоломки. — Ярославль: Академия развития, 2001.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Яро­славль: Академия развития, 1996.

Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль: Ака­демия развития, 1996.

ТарабаринаТ. И., Елкина Н. В. И учеба, и игра: математика. Попу­лярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педаго­гов. — Ярославль: Академия развития, 2001.

Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления де­тей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Тонких А. П. Логические игры и задачи на уроках математики. По­пулярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия разви­тия, 1997.

Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у де­тей. - Самара: Самарский Дом печати, 1994.

Гин С. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальных классов.-М.: ВИТА, 2001.

Зак А. 3. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1998.

Зак А. 3. Поиск девятого: Игра на поиск закономерностей 6-10 лет. — М.: Перспектива, 1993.

Зак А. 3. Развитие умственных способностей младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 1994.

Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнение в учеб­ном процессе // Начальная школа - 1998. - № 4. - С. 11.

Комментарии

Очень интересная программа!

13 February 2018