Рабочая программа кружка «Волшебная глина»
Пояснительная записка
Глина – уникальный природный материал, который меняет свои физические свойства на разных этапах работы. Работа с глиной – познавательное и увлекательное приключение. В мастерской ребята развивают навык ручной лепки, происходит развитие мелкой моторики, что влияет на развитие речи, а при лепке крупных вещей задействуются многие мышцы тела, что является своего рода гимнастикой. В процессе работы в кружке керамики расширяется представление о мире, культуре. Каждый, кто работал с глиной, отмечает ее положительное влияние на психическое состояние. Глина послушно следует за движением рук и принимает любую форму. Глина идеально подходит для передачи эмоционального состояния человека, его переживаний, для работы с ними. Процесс обработки глины доставляет много положительных эмоций. На конечном же этапе керамическое изделие – несомненное подтверждение того, что ребенок может сделать своими руками красивую и полезную вещь, а это уже вклад в повышение самооценки.
Программа внеурочной деятельности «Керамика» предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Программа рассчитана на 1 год на возрастную группу с 13 до 17 лет. Продолжительность занятия 2 часа, регулярность раз в неделю.
Цель: формирование трудовых навыков, развитие положительных качеств для последующей успешной социализации в обществе.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи: ознакомление с технологией изготовления керамических изделий различными способами, их формования и декорирования; развитие умений ручной лепки и декорирования различными способами.
2. Коррекционно-развивающие задачи: развитие эмоционально- волевой сферы учащихся в процессе учебной и трудовой деятельности; развитие творческих способностей, развитие зрительно-двигательной координации, коррекция мелкой моторики рук, развитие практических трудовых навыков.
3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание чувства ответственности за качество своего труда в процессе подготовки и выполнения коллективных и индивидуальных работ; воспитание нравственно-трудовых, творческих качеств личности.
Содержание
Программа составлена от простого к сложному, сперва учащиеся научатся простейшим навыкам работы с глиной: отщипывание, раскатывание пласта и жгутиков, лепке деталей, составляющих изделие. Слепят: вазочку из жгутиков, из пласта: медальоны, панно, карандашницу, домик и др. Познакомятся с приемами работы на гончарном круге и изготовят несложные изделия: тарелочки, мисочки. Ознакомятся с тремя видами народных игрушек: тверской, дымковской и каргопольской, слепят и распишут фигурки птиц, коней и баранов. На примере сказочных героев будут слеплены фигурки людей.
Учащиеся должны знать:
1. Правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий.
2. Название, назначение инструментов для керамических работ, уход за ними.
3. Санитарно-гигиеническия требования при работе с глиной.
4. Приемы работы с глиной и краской.
5. Свойства применяемых материалов.
5. Знать технику безопасности при использовании колющих и режущих инструментов, при работе на гончарном круге.
Уметь:
1. Оценивать свое изделия (красиво, аккуратно, похоже на образец).
2. Уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделия.
3. Изготавливать художественные керамические изделия несложной формы с простой отделкой, сочетающие художественные традиции и современные требования.
Критерии | Первичный контроль | Промежут. контроль | Итоговый контроль | | | ||
1.Уровень мотивации и интереса к труду | | | | | |||
2 Уровень творческих способностей | | | | | |||
3 Отношение к труду | | | | | |||
4 Самостоятельность в работе | | | | | |||
5 Качество исполнения | | | | | |||
6 Оригинальность работы | | | | | |||
7 Цветовое решение | | | | | |||
8 Трудоемкость | | | | | | ||
9 Умение доводить начатое дело до конца | | | | |
0 – 2,8– низкий уровень
2,9 - 4,4 – средний уровень
4,5 - 5 – выше среднего
Сводный протокол промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация | ||||||||||||||
| Уровень усвоения программного материала (кол-во воспитанников, %) | |||||||||||||
Дата | Общее кол-во | Не освоили ОП | Освоили ОП | Формирование продуктивных видов деятельности | | |||||||||
высокий | средний | низкий | | |||||||||||
| | | | | | | | |||||||
Итого | | | | | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
68 часов в год, 2 часа в неделю
1 четверть – 16 часов 2 четверть – 16 часов
3 четверть – 20 часов 4 четверть – 16 часов.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Дата |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности ознакомление с материалами и инструментами. | 2 | |
2. | Лепка жгутов. Изготовление вазочки из жгутов. | 2 | |
3. | Роспись вазочки. | 2 | |
4. | Лепка медальона «Котик», «Солнышко» | 2 | |
5. | Работа с пластом глины. Раскатывание. Лепка изразца. | 2 | |
6. | Коллективная работа. Лепка декоративного панно «В глубине морской» | 2 | |
7. | Знакомство с гончарным кругом, историей ремесла., техникой безопасности. Центрование. | 2 | |
8. | Работа на гончарном круге. Центрование, изготовление тарелочки. | 2 | |
9. | Знакомство с народной игрушкой. Тверская игрушка. Лепка птицы. | 2 | |
10. | Изучение элементов росписи. Упражнения для освоения росписи тверской игрушки. | 2 | |
11. | Роспись тверской игрушки. | 2 | |
12. | Знакомство с дымковской игрушкой. Рассматривание иллюстраций Лепка коня. | 2 | |
13. | Упражнения в росписи дымковской игрушки. Роспись коня. | 2 | |
14. | Лепка изделия конусообразной формы. «Елочка». | 2 | |
15. | Лепка изделия конусообразной формы. «Рождественский ангел» | 2 | |
16. | Роспись изделий. | 2 | |
17. | Дымковская игрушка. Лепка барана. | 2 | |
18. | Упражнения в росписи дымковской игрушки. Роспись барана. | 2 | |
19. | Лепка колокольчика «Котик» | 2 | |
20. | Лепка карандашницы из пласта глины. | 2 | |
21. | Роспись изделий. | 2 | |
22. | Лепка конусообразной формы. «Барашек». Декорирование изделия жгутиками. | 2 | |
23. | Лепка «Божья коровка» | 2 | |
24. | Роспись изделий. | 2 | |
25. | Знакомство с народной игрушкой. Каргопольская игрушка. Лепка коня. | 2 | |
26. | Упражнения в росписи каргопольской игрушки. Роспись коня. | 2 | |
27. | Лепка изделия конусообразной формы. «Бабочка». | 2 | |
28. | Роспись «Бабочки» | 2 | |
29. | Лепка из пласта «Домик для гнома» | 2 | |
30. | Лепка фигурок людей и животных по сказке «Трубадур» | 6 | |
31. | Роспись фигурок. | 2 | |
32. | Оформление выставки работ, обсуждение. Подведение итогов. | 2 | |
Материально техническое обеспечение программы:
Стеллажи или полки для хранения инструментов и изделий.
Доска для демонстрации наглядных пособий.
Инструменты для работы с глиной: разделочные доски, скалки, стеки, губки, куски грубой материи.
Кисти: щетинные, беличьи.
Клеенки для сушки готовых изделий.
Материалы: глина, краски акриловые или гуашевые.
Печь для обжига.
Шкафы сушильные.
Литература:
1. Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005
2. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и
подростков. – М.: «Владос», 2004
3. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие,
РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004
4. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.:
РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004
5. Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович,
М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000
6. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. -
М.: «Владос», 2002
7. Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000
8. Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред.
Е.Н.Евстратовой. 2002
9. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
8