12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ильченко Н.С.17


Пояснительная записка

Глина – уникальный природный материал, который меняет свои физические свойства на разных этапах работы. Работа с глиной – познавательное и увлекательное приключение. В мастерской ребята развивают навык ручной лепки, происходит развитие мелкой моторики, что влияет на развитие речи, а при лепке крупных вещей задействуются многие мышцы тела, что является своего рода гимнастикой. В процессе работы в кружке керамики расширяется представление о мире, культуре. Каждый, кто работал с глиной, отмечает ее положительное влияние на психическое состояние. Глина послушно следует за движением рук и принимает любую форму. Глина идеально подходит для передачи эмоционального состояния человека, его переживаний, для работы с ними. Процесс обработки глины доставляет много положительных эмоций. На конечном же этапе керамическое изделие – несомненное подтверждение того, что ребенок может сделать своими руками красивую и полезную вещь, а это уже вклад в повышение самооценки.

Программа внеурочной деятельности «Керамика» предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Программа рассчитана на 1 год на возрастную группу с 13 до 17 лет. Продолжительность занятия 2 часа, регулярность раз в неделю.



Цель: формирование трудовых навыков, развитие положительных качеств для последующей успешной социализации в обществе.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные задачи: ознакомление с технологией изготовления керамических изделий различными способами, их формования и декорирования; развитие умений ручной лепки и декорирования различными способами.

2. Коррекционно-развивающие задачи: развитие эмоционально- волевой сферы учащихся в процессе учебной и трудовой деятельности; развитие творческих способностей, развитие зрительно-двигательной координации, коррекция мелкой моторики рук, развитие практических трудовых навыков.

3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание чувства ответственности за качество своего труда в процессе подготовки и выполнения коллективных и индивидуальных работ; воспитание нравственно-трудовых, творческих качеств личности.



Содержание

Программа составлена от простого к сложному, сперва учащиеся научатся простейшим навыкам работы с глиной: отщипывание, раскатывание пласта и жгутиков, лепке деталей, составляющих изделие. Слепят: вазочку из жгутиков, из пласта: медальоны, панно, карандашницу, домик и др. Познакомятся с приемами работы на гончарном круге и изготовят несложные изделия: тарелочки, мисочки. Ознакомятся с тремя видами народных игрушек: тверской, дымковской и каргопольской, слепят и распишут фигурки птиц, коней и баранов. На примере сказочных героев будут слеплены фигурки людей.

Учащиеся должны знать:

1. Правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий.

2. Название, назначение инструментов для керамических работ, уход за ними.

3. Санитарно-гигиеническия требования при работе с глиной.

4. Приемы работы с глиной и краской.

5. Свойства применяемых материалов.

5. Знать технику безопасности при использовании колющих и режущих инструментов, при работе на гончарном круге.



Уметь:

1. Оценивать свое изделия (красиво, аккуратно, похоже на образец).

2. Уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделия.

3. Изготавливать художественные керамические изделия несложной формы с простой отделкой, сочетающие художественные традиции и современные требования.





Диагностический инструментарий для определения уровня развития трудовых навыков
Критерии

Первичный контроль

Промежут. контроль

Итоговый

контроль





1.Уровень мотивации и интереса к труду









2 Уровень творческих способностей






3 Отношение к труду






4 Самостоятельность в работе






5 Качество исполнения






6 Оригинальность работы






7 Цветовое решение










8 Трудоемкость












9 Умение доводить начатое дело до конца








0 – 2,8– низкий уровень

2,9 - 4,4 – средний уровень

4,5 - 5 – выше среднего

Сводный протокол промежуточной аттестации



Промежуточная аттестация


Уровень усвоения программного материала (кол-во воспитанников, %)

Дата

Общее кол-во

Не освоили ОП

Освоили ОП

Формирование продуктивных видов деятельности


высокий

средний

низкий










Итого













































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

68 часов в год, 2 часа в неделю

1 четверть – 16 часов 2 четверть – 16 часов

3 четверть – 20 часов 4 четверть – 16 часов.



п/п

Наименование темы

Количество часов

Дата

1.

Вводное занятие. Техника безопасности ознакомление с материалами и инструментами.

2


2.

Лепка жгутов. Изготовление вазочки из жгутов.

2


3.

Роспись вазочки.

2


4.

Лепка медальона «Котик», «Солнышко»

2


5.

Работа с пластом глины. Раскатывание. Лепка изразца.

2


6.

Коллективная работа. Лепка декоративного панно «В глубине морской»

2


7.

Знакомство с гончарным кругом, историей ремесла., техникой безопасности. Центрование.

2


8.

Работа на гончарном круге. Центрование, изготовление тарелочки.

2


9.

Знакомство с народной игрушкой. Тверская игрушка. Лепка птицы.

2


10.

Изучение элементов росписи. Упражнения для освоения росписи тверской игрушки.

2


11.

Роспись тверской игрушки.

2


12.

Знакомство с дымковской игрушкой. Рассматривание иллюстраций Лепка коня.

2


13.

Упражнения в росписи дымковской игрушки. Роспись коня.

2


14.

Лепка изделия конусообразной формы. «Елочка».

2


15.

Лепка изделия конусообразной формы. «Рождественский ангел»

2


16.

Роспись изделий.

2


17.

Дымковская игрушка. Лепка барана.

2


18.

Упражнения в росписи дымковской игрушки. Роспись барана.

2


19.

Лепка колокольчика «Котик»

2


20.

Лепка карандашницы из пласта глины.

2


21.

Роспись изделий.

2


22.

Лепка конусообразной формы. «Барашек». Декорирование изделия жгутиками.

2


23.

Лепка «Божья коровка»

2


24.

Роспись изделий.

2


25.

Знакомство с народной игрушкой. Каргопольская игрушка. Лепка коня.

2


26.

Упражнения в росписи каргопольской игрушки. Роспись коня.

2


27.

Лепка изделия конусообразной формы. «Бабочка».

2


28.

Роспись «Бабочки»

2


29.

Лепка из пласта «Домик для гнома»

2


30.

Лепка фигурок людей и животных по сказке «Трубадур»

6


31.

Роспись фигурок.

2


32.

Оформление выставки работ, обсуждение. Подведение итогов.

2






























Материально техническое обеспечение программы:

Стеллажи или полки для хранения инструментов и изделий.

Доска для демонстрации наглядных пособий.

Инструменты для работы с глиной: разделочные доски, скалки, стеки, губки, куски грубой материи.

Кисти: щетинные, беличьи.

Клеенки для сушки готовых изделий.

Материалы: глина, краски акриловые или гуашевые.

Печь для обжига.

Шкафы сушильные.





































Литература:

1. Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005

2. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и

подростков. – М.: «Владос», 2004

3. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие,

РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004

4. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.:

РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004

5. Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович,

М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000

6. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. -

М.: «Владос», 2002

7. Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000

8. Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред.

Е.Н.Евстратовой. 2002

9. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.









8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.