12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гусева Светлана Александровна36

«Волшебная ленточка»

дополнительная общеразвивающая (рабочая) программа

для обучающихся 8-10 лет, срок реализации 2 год(а)

Автор-составитель (разработчик):

Гусева Светлана Александровна

 

Пояснительная записка

Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение обучающихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место.

Данная дополнительная общеразвивающая программа имеет художественную направленность. Программа дополнительного образования «Волшебная ленточка» призвана помочь сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, его дальнейшему развитию.

Цель реализации программы – создать условия для получения обучающимися дополнительного образования культурологической направленности по работе с шелковыми лентами и другими материалами.

Задачи:

1) обучающие:

  • расширять и углублять знания обучающихся о декоративно-прикладном искусстве, дать представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах шелковых лент и технологии подготовки материалов к работе;
  • познакомить с основными инструментами, оборудованием для вышивки шелковыми лентами;
  • познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами;
  • научить вышивке и переплетению шелковыми лентами;
  • дать представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой.

2) развивающие:

  • развивать умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия;
  • развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно;
  • развивать художественный кругозор учащихся;
  • развивать умение творчески подходить к организации и проведению досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения.

3) воспитательные:

  • формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость;
  • формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.

Актуализация дополнительной образовательной программы «Волшебная ленточка» состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает обучающимся выбор направления художественно-прикладной деятельности, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества.

Идея дополнительной образовательной программы «Волшебная ленточка» – это раскрытие и развитие творческих возможностей обучающихся при работе с шелковыми лентами, формирование умений передачи в изделиях из лент формы, цвета, фактуры цветов и букетов.

Данная программа базируется на ряде теоретических идей в области мировой художественной культуры, декоративного искусства и декоративно-прикладного творчества. Обучающиеся получают знания в области технологии конструирования и моделирования швейных изделий и соединяют их с навыками декоративно-прикладного творчества. Знания в общеобразовательной области мировой художественной культуры помогают понять обучающимся развитие культуры во времени через ступени познания человеком себя, окружающего мира, своего места в этом мире. А в результате проектной деятельности обучающиеся могут воплотить свои идеи в искусные швейные изделия в новые произведения декоративно-прикладного творчества.

Особенностью программы является ориентирование обучающихся в выборе профессии дизайнер интерьера, дизайнер одежды, художник-декоратор, культуролог и дальнейшее поступление в соответствующие ВУЗы.

Программа составлена на основе знаний возвратных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающихся.

Дополнительная образовательная программа по направленности освоения материала – вертикальная, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий.

Основной способ подачи содержания – комплексный. Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с шелковыми лентами.

С целью подведения итогов реализации программы в конце учебного года проводится выставка детских работ.

Срок реализации программы – 2 года.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1) личностные:

- проявление познавательной активности, расширение информированности в данной образовательной области;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности;

- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться;

- формирование уважительного отношения к труду.

2) метапредметные:

- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в познавательной деятельности;

- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно - трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры.

3) предметные:

- овладение необходимыми приемами вышивки;

- освоение базовых швов;

- умение выразить свой замысел;

- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации;

- овладение средствами и формами графического отображения;

- овладение терминологией, принятой в вышивке;

- выполнение образцов швов;

- планирование технологического процесса и процесса труда;

- овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, труда;

- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;

- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Основной формой обучения являются комплексные занятия длительностью 2 часа. Учебно-практические занятия позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ученика. Занятия проводятся 2 раза в неделю (4 часа в неделю).

Форма проведения занятий разнообразна. Это занятия – беседы, беседы по вопросам перед работой и во время практической работы, выставки, конкурсы, экскурсии.

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:

беседа;

практическое занятие;

объяснение;

демонстрация;

рассказ.

На практических занятиях обучающиеся будут изготавливать технологическую карту выполнения шва или миниатюру.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение дополнительной образовательной программы по годам обучения, участие в городских и областных выставках творчества при наличии успешных результатов.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.

По окончанию освоения дополнительной общеразвивающей программы «Волшебная ленточка» обучающиеся защищают свой творческий проект.

Содержание

I. Вводное занятие (2 ч):

План работы на учебный год. Цели и задачи обучения вышивке. Общие сведения о вышивке. Правила безопасного труда, санитарии и гигиены.

II. Искусство декора (2 ч):

Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до сегодняшних дней. Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение составленной композиции.

III. Технология вышивки лентами (44 ч):

Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Краткая характеристика различных швов. Технология выполнения швов: петля, колониальный узелок, ленточный, вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с прикрепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с полуприкрепом, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная петля, лента с перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной ленты, «Дама» (собранная на нитку), «Утренняя заря» (собранная). Роспись фона.

IV. Ленточные миниатюры в интерьере дома (90 ч):

Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке лентами. Зарисовка узоров вышивки. Технология изготовления изделий.

V. Декор изделия (2 ч):

Окончательное оформление вышитого изделия под рамку.

VI. Уход за вышитыми изделиями (2 ч):

Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка).

VII. Итоговое занятие (2 ч):

Защита творческих работ обучающихся. Подготовка выполненных работ к выставке. Организация выставки работ учащихся. Обзор знаний о вышивке лентами, профессиях, связанных с отделкой швейных изделий вышивкой. Ответы на вопросы обучающихся.

Требования к уровню подготовки:

личностные, предметные и метапредметные результаты

освоения данной программы.

Требования к результатам образования в соответствии с ФГОС

Личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметные - освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

К концу 1 года обучения дети должны знать:

- правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;

- технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;

- название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами;

- правила составления букета;

- основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных;

- требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;

Учащиеся должны уметь:

- вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;

- придумать изображение и перенести его на декоративное панно;

- изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами;

- помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки.

По окончании 2 года обучения учащиеся должны знать:

- историю развития вышивки и современные направления развития вышивки ленточками в прикладном творчестве;

- ТБ и правильные приемы работы;

- строение цветов, их разновидности и использование в букетах;

учащиеся должны уметь:

- самостоятельно подготовить ткань, ленты, и другой материал к работе;

- создавать сложные композиции с натуры и по представлению;

- создавать сувениры и другие изделия, творчески используя образцы других учащихся;

- создавать авторские работы, творчески используя возможности материала, полученные знания, умения, навыки;

- создавать панно, подушки, картины, сувениры;

- организовывать и проводить совместно с руководителем объединения досуговые мероприятия.

Методическое обеспечение

Научная, специальная методическая литература.

Инструкционные карты и схемы швов.

Образцы изделий.

Альбом лучших работ.

Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Материально-техническое обеспечение

Учебные столы и стулья

Выставочные стенды

Инструкционные карты, демонстрирующие процесс вышивки

Схемы швов

Калька

Копировальная бумага

Простые карандаши

Схемы вышивки

Колышки

Цветной картон

Иглы

Нитки

Шелковые ленты

Ножницы

Маркер для рисования на ткани

Бумага

Цветные карандаши

Фломастеры

Ластик

Список литературы

1. Список литературы, использованной педагогом при написании дополнительной общеразвивающей программы:

Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.

Вышивка лентами. Пер.с анг. М.: Издательский дом « Ниола 21 век », 2005.

Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.

Д.Чотт. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия. Пер. с ит. М.: - Издательство«Аст – пресс», 2001.

Деньченкова Л.В. /«Вышивка ленточками»/, - ГИК. Издательство «Новая печать», 2 ч.

Симоненоко В.Д. /Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек), М.: - Издательство «Вентана-Графф», 2012.

Хенри Д. /Цветочные фантазии из лент/ – М.: - Издательство «Мой мир», 2007.

2. Перечень нормативных документов, регламентирующих данную деятельность педагога:

Концепция духовно-нравственного развития гражданина РФ;

СанПиН 2.4.2 2821-10 " Санитарно-эпидемиологические к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

СанПиН 2.4.4. 1251-03 "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к учреждениям дополнительного образования».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения;

3. Список литературы, рекомендованный учащимся для успешного освоения данной программы:

Доброва Е.В. /Цветочные композиции: вышиваем лентами/ - Издательство «Мир книги», 2006, 240 стр.

Кокс Э. /Вышивка шелковыми ленточками/ - Издательство «Кристина – новый век», 2006, 80 стр.

Эриксон Э. /Шелковые фантазии. Искусство вышивки ленточками/ - Издательство «Альбом», 2008, 144 стр.

4. Список литературы, рекомендованный родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребёнка:

Кокс Э. /Вышивка лентами. Техника, приемы, модели/ - Издательство «Клуб семейного досуга», 2010, 128 стр.

Критстанини Д., Страбелло В. /Вышивка шелковыми лентами/ - Издательство «Контент», 2006, 64 стр.

Чотти Д. /Вышивки шелковыми лентами. Энциклопедия/ - Издательство «Аст-Пресс», 2005, 160 стр.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.