Программа кружка внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Волшебная кисточка»

0
0
Материал опубликован 9 January 2019

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №4 г. Саратова»

«Согласовано»

«______»____________________2017 г.

Зам.директора по ВР

___________­­­_____(И. А. Мещерякова)

«Утверждаю»

«______»____________________2017 г.

Директор школы

_________________(Л.А.Печерская)

 

Программа кружка

внеурочной деятельности

«Волшебная кисточка»

по общекультурному направлению

на 2017 – 2018 учебный год

в 5 «Б» классе





Учитель: Татаринова Анна Владимировна

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Волшебная кисточка» рассчитана на 1 часа в неделю. Данная рабочая программа будет реализована в объеме 33 часов.

Искусство форма познания мира. Изображая мир, люди учатся его понимать.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Заниматься с ребёнком художественной деятельностью — это значит активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию. Задача программы - развивать ручную умелость детей через самые разнообразные движения. Наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Уровень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. И поэтому стимулировать речевое развитие рекомендуется путём активных движений пальцев. Изобразительное искусство — универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького ученика.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования изучение изобразительного искусства в
начальной школе должно быть направлено на достижение следующих целей: развитие способности к творческому самовыражению; освоение первичных знаний о мире пластических искусств; овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей, воспитание любви к родной природе, своему народу, Родине.

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству, направлена на формирование духовной культуры средствами художественно - творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Общекультурное направление

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основными задачами являются:

формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; становление активной жизненной позиции; воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Уровень освоения программы по внеурочной деятельности

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов —приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов—получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.

 

Календарно-тематическое планирование курса «Волшебная кисточка»

 

Дата

Внеурочное занятие

(тема, название)

Формы организации внеурочной деятельности

Деятельность учителя (осуществляемые действия)

Деятельность учащихся

(осуществляемые действия)

Понятия

Формируемые умения

Основное содержание

работы

1 четверть – 8 часов

7.09

1

Инструктаж по ТБ. Кто такой художник? Чем и как работают художники? Вводное занятие. «Знакомство с королевой Кисточкой».

Рассказ, беседа, диагностика уровня и характера школьной подготовки.

Объяснительно – иллюстративная.

Индивидуальная, изображение радостного солнца.

- художник

- кисть

Знать форму изображения солнца. Уметь рассказывать о своём настроении, рисовать форму круга (окружности). Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию.

Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

14.09

2

Учимся наблюдать, видеть, примечать красоту вокруг себя. Краски радуги, акварель. Приемы. «Что могут краски?»

Экскурсия, рассказ, беседа, наблюдения, сбор природного материала.

Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая.

Коллективная, индивидуальная. Практическая (сбор материала)

- радуга

- краски

- акварель

Умение слушать, наблюдать, работать индивидуально по заданию учителя. Учить высказывать своё отношение к природе осени. Развитие композиционного мышления и воображения, творческого личностного саморазвития. Различать цвета красок. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

21.09

3

Цветоведение (основные цвета и их оттенки) Холодные и теплые краски.

Рассказ, беседа, наглядность (цветовой модуль)

Объяснительно – иллюстративная.

Индивидуальная, изображение, работа по заданному алгоритму.

- холодные оттенки

-теплые оттенки

Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение. Развитие чувства эстетического вкуса. Различать цвета красок. Сочетание холодных, теплых тонов.

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.

28.09

4

Изображать можно и пятном.

Рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

Объяснительно – иллюстративная, частично-поисковая, игровая.

Индивидуальная, изображение зверушки из произвольно сделанного краской пятна. Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях.

- пятно

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства, применять основные средства художественной выразительности (пятно) в рисунке на плоскости. Уметь воплощать замысел в своей работе, решать творческие задачи на уровне импровизаций, участвовать в диалоге, совместно обсуждать, анализировать произведения, работы.

Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование с натуры листьев деревьев.

5.10

5

Осень. Волшебные краски осеннего дерева.

Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра.

Объяснительно – иллюстративная, частично-поисковая, игровая.

Коллективная работа, изображение осеннего леса.

- осень

- дерево

-краски

- волшебство

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства, применять основные средства художественной выразительности (пятно) в рисунке на плоскости. Уметь воплощать свой замысел в коллективной работе, участвовать в диалоге, совместно обсуждать, анализировать произведения, работы.

Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.

12.10

6

Осень – пора плодородия. Фрукты.

Рассказ, наглядность

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

Индивидуальная, изображение фруктов. Разноцветные краски осени «Волшебный ковёр красок».

- осень

- фрукты

Развитие первичных навыков рисования по памяти и воображению, с натуры. Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Уметь применять основные средства художественной выразительности на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (карандаш, фломастер), участвовать в диалоге.

19.10

7

Осень — пора плодородия. Овощи.

Рассказ, беседа, наглядные пособия.

Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая.

Индивидуальная, изображение овощей.

- осень

- овощи

Умение правильно организовать свое рабочее место, правильно держать кисть, лист бумаги, свободно работать с карандашом, правильно передавать форму, пропорции изображаемого

Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Уметь применять основные средства художественной выразительности на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (карандаш, фломастер), участвовать в диалоге.

26.10

8

Домашние животные. Рисуем птиц. Цыпленок.

Рассказ, беседа, наглядные пособия.

Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая.

Индивидуальная, изображение рисунка линией на тему «Домашние животные» Изображать можно линией.

- животные

- птица

- цыпленок

Уметь применять основные средства художественной выразительности на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (карандаш, фломастер), участвовать в диалоге.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства, применять основные средства художественной выразительности в рисунке на плоскости. Уметь воплощать свой замысел в коллективной работе, участвовать в диалоге, совместно обсуждать, анализировать произведения, работы.

2 четверть – 8часов

9.11

9

Изображать можно в объёме. Мои любимые животные.

Беседа, наглядные пособия, демонстрация, игра.

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

Индивидуальная, изображение диких животных.

- животные

Умение вступать в общение с произведением искусства. Умение участвовать в диалоге.

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

16.11

10

Художники и зрители. Орнамент в полосе.

Беседа, наглядные пособия.

Объяснительно-иллюстративная, поисковая.

Фронтальная. Изображение природного орнамент в полосе.

- художник

- зритель

- орнамент

Умение вступать в общение с произведением искусства, участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников. Умение узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В.М.Васнецов). Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Умение вступать в общение с произведением искусства, участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников. Умение узнавать отдельные произведения выдающихся художников.

23.11

11

Рисование открытки к Новому году.

Рассказ, беседа, наглядные пособия.

Объяснительно-иллюстративная, поисковая.

Индивидуальная, изображение открытки к Новому году.

- открытка

- новый год

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью тона и композиции. Умение выбирать и использовать адекватные выразит. средства, умение участвовать в диалоге. Создавать не сложные новогодние открытки.

Живопись. Знакомство с палитрой холодного цвета. Рисование зимнего дерева. Смешивание красок, использование приёма «набрызг».

30.11

12

Мир полон украшений.

Рассказ, беседа, наглядность, игра.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая.

Индивидуальная, изображение сказочного цветка (по воображению).

- мир

-украшение

Развитие навыков рисования по воображению. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Развитие навыков рисования по воображению. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

7.12

13

Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Симметрия, симметричность. Рисование бабочки.

Рассказ, беседа, наглядность.

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

Индивидуальная, украшение крыльев бабочки.

- узор

- крыло

- симметрия

- бабочка

Знание понятия о симметрии. Умение использовать художественные материалы для графического изображения (гелиевая ручка), создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Декоративное рисование. Прорисовка мелких деталей украшения наряда бабочки.

14.12

14

Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Аквариум.

Рассказ, беседа, упражнения, наглядность.

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

Индивидуальная, украшение рыбки узорами чешуи.

- аквариум

-рыбы

Умение строить композиции, использовать художественные материалы (гуашь, фломастеры). Начальное овладение техникой монотипии. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Рисунок. Живопись. Рассмотреть иллюстрации обитателей подводного мира. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать дельфинов, акул, медуз, морских звёзд, передавать их строение, окраску и среду обитания; использовать разные способы работы красками.

21.12

15

Красоту надо уметь замечать: украшения птиц.

Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация.

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная.

Индивидуальная, изображение нарядной птицы.

- птица

- цвета птиц

Умение решать творческие задачи на уровне импровизации, знать понятие орнамент. Анималисты.

Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать синичку, передавать ее среду обитания; использовать разные способы работы красками.

28.12

16

Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Анималисты.

Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная

Индивидуальная, изображение нарядной птицы

- анималисты

- орнамент

Умение решать творческие задачи на уровне импровизации, знать понятие орнамент. Умение участвовать в диалоге.

Умение решать творческие задачи на уровне импровизации, знать понятие орнамент. Умение участвовать в диалоге.

3 четверть – 9 часов

18.01

17

Как украшает себя человек.

Рассказ, беседа, наглядность.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная.

Индивидуальная, изображение любимых сказочных героев и их украшений.

- человек

-украшения

Умение строить композиции, создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Умение строить композиции, создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

25.01

18

Откуда пришла Матрёшка.

Беседа, наглядность, демонстрация.

Репродуктивная.

Индивидуальная, коллективная, изображение Матрёшки.

-матрешка

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном произведении, умение участвовать в диалоге, работать в группе.

Что такое матрешка? Откуда она пришла? Работа цветными карандашами. Рисование по примеру.

1.02

19

Народные промыслы России. Городецкая роспись, орнамент.

Беседа, наглядность, демонстрация.

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. Презентация.

Индивидуальная, изображение узора.

- Россия

- роспись

- орнамент

-народные промыслы

Учиться выполнять элементы городецкой росписи. Учиться создавать из элементов росписи композицию.

Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

8.02

20

Народные промыслы: Филимоновская игрушка, Дымковская игрушка.

Наглядность, демонстрация.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная.

Индивидуальная, изображение нарядной игрушки.

-Филимоновская игрушка

-Дымковская игрушка

Уметь выполнять элементы росписи (филимоновская, дымковская). Уметь создавать из элементов росписи композицию.

Рассмотрение рисунков с изображением игрушек. Самостоятельный выбор сюжета и техники исполнении.

15.02

21

«Голубая сказка Гжели». Роспись посуды. Чайник.

Наглядность, демонстрация

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная.

Индивидуальная, изображение чайника.

- гжель

- посуда

- чайник

- роспись

Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели».

Беседа на тему что такое «Гжель». Изучение рисунков в данной технике. Учимся расписывать посуду.

22.02

22

Герои, борцы, защитники.

Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация.

Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная.

Индивидуальная, парная, групповая.

- герой

-боец

- защитник

Иметь представление об основных памятных событиях: война 1812 года, Сталинградская битва. Уметь выполнять коллективную работу на военную тему. Знать героев войны 1812 года, Сталинградской битвы. Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им.

Что за праздник 23 февраля? Беседа о героях Саратова, просмотр подготовленной презентации о героях. Рисование, разукрашивание рисунка на военную тематику.

1.03

23

Постройки в нашей жизни.

Беседа, наглядность, демонстрация, игра.

Объяснительно-иллюстративная, поисковая, игровая.

Индивидуальная, изображение сказочного дома для себя и своих товарищей по воображению.

- жизнь

- постройка

Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Композиция. Обсудить композицию и сюжет темы. Учить рисовать сказочных героев, передавать сказочную атмосферу композиции. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).

15.03

24

Домики, которые построила сама природа.

Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация, игра.

Репродуктивная, игровая.

Индивидуальная, лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов.

- домик

- природа

Умение использовать художественные материалы (пластилин), применять приёмы лепки с приставными деталями. Умение участвовать в диалоге.

Умение строить коипозиции, использовать художественные материалы (гуашь, фломастеры). Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

22.03

25

Всё имеет своё настроение. Аппликация из геометрических фигур.

Беседа, упражнения, наглядность.

Репродуктивная.

Индивидуальная, создание простых образов из простых геометрических фигур.

- аппликация

-геометрическая фигура

Уметь видеть конструкцию – построение предмета; использовать художественные материалы (бумага); применять навыки изображения в технике аппликации. Умение создавать творческие работы на основе собственного опыта.

Что такое аппликация? Просмотр образцов работ. Обратить внимание на строение цветов, форму, цветовую окраску.

4 четверть –8 часов

5.04

26

«Сказочная страна».

Беседа, наглядность, сказка.

Продуктивная

Коллективная работа, создание панно.

- сказка

- страна

Формирование представлений о пространственной композиции, умение сформулировать замысел, участие в диалоге. Уметь использовать художественные материалы (бумага); применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.

Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».

12.04

27

Какого цвета небо?

Беседа, упражнения, наглядность.

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная.

Индивидуальная, создание образов по памяти.

- небо

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном произведении, умение участвовать в диалоге, работать в группе.

Понятие «небо», переработка природных форм. Рисование звездного неба.

19.04

28

Пропорции и форма различных садовых цветов. Мы изображаем весенние цветы.

Рассказ, беседа, упражнения, наглядность.

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

Индивидуальная, изображение цветка ( с натуры или по памяти).

- сад

- садовые цветы

- весна

Умение слушать, наблюдать, работать индивидуально по заданию учителя. Учить высказывать своё отношение к нежным краскам весны. Развитие композиционного мышления и воображения, творческого личностного саморазвития.

Рассмотреть примеры композиций. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами.

26.04

29

Урок любования. Умение видеть.

Беседа, демонстрация.

Продуктивная.

Фронтальная, экскурсия в природу, зарисовки.

- любование

Умение использовать художественные материалы (цветные карандаши); применять основные средства художественной выразительности в рисунке ( с натуры). Умение применять навыки зарисовок с натуры.

 

3.05

30

«Здравствуй, лето!». Выставка работ.

Беседа, наглядность.

Продуктивная.

Индивидуальная, создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.

- лето

Знать жанр изобразительного искусства - пейзаж. Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавть творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных в природе.

Беседа на тему что такое лето? Просмотр мультфильма на данную тематику. Зарисовка летних пейзажей.

10.05

31

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».

Рассказ, беседа, презентация.

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, парная.

Коллективная, индивидуальная.

- творчество

- художник

- природа

Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников

Просмотр презентации, по теме природа в творчестве художников. Вспомнить кто такой художник?

17.05

32

Идём в музей (виртуальная экскурсия). Третьяковская галерея.

Наглядность, демонстрация.

Объяснительно-иллюстративная. Презентация

Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение.

- экскурсия

-музей

Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи (произведения и авторов известных полотен).

Что такое музей? Где находится Третьяковская галерея? Беседа. Просмотр презентации/ видеофильма.

24.05

33

Красота природы.

Беседа, наглядность. Коллективная работа.

Продуктивная.

Индивидуальная, изображение пейзажа.

- природа

Знать жанр изобразительного искусства - пейзаж. Формирование представлений о пространственной композиции, умение воспринимать окружающий мир. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Рисунок. Живопись. Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших цветы. Обратить внимание на строение цветов, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами.

Использованная литература

Кузин В.С.Изобразительное искусство. 1-2 части. Волгоград: И/д. Корифей.-2006;

Комплект уроков по ИЗО по программам Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я.Диск.

www.IZOCD .ru

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 2009. – 54 с.

Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2010. – 64 с.

Федотова И. В. Изобразительное искусство: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 2007г.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.

Компьютер, проектор, магнитофон, звукозаписи для проведения физминуток, репродукции произведений Васнецова, Ван Гога, Врубеля,Ацвазовского.

Наглядные таблицы по ИЗО (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).

Павлова О. В. Изобразительное искусство. Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации