12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Емельянова Анна Александровна443 Россия, Ярославская обл., Ярославль Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Программа внеурочной деятельности «Этическая грамматика», 2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Этическая грамматика» для 2 класса разработана на основе в соответствии с Образовательной программой МОУ СОШ №1.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в общении с окружающими;
прививать устойчивые нормы поведения;
научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
ознакомить с атрибутикой, имеющей отношение к этикету.
развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками, в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами русского языка;
развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
формировать способность интегрироваться в группу сверстников по возникающим вопросам и строить продуктивные взаимоотношения;
формировать умение управлять своим поведением в семье;
Общая характеристика курса
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности в форме курса «Этика».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание курса «Этическая грамматика»
Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Описание места курса «Этической грамматики» во внеурочной деятельности
Программа «Этической грамматики» реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности и на основе программы духовно-нравственного развития и воспитания, а также направлена на реализацию воспитательных задач.
Поурочное планирование составлено на 34 рабочие недели из расчёта 1 час в неделю (всего 34 часа) по 45 минут.
Ценностные ориентиры
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
Традиционными источниками нравственности являются:
• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему пароду, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, (забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся достаточно хорошо могут ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Материально техническое обеспечение
Методическое пособие для учителей начальных классов «Уроки этики» под редакцией С.Г. Колбовской, Ярославль;
Хрестоматия по этике, составители С.Г. Колбовская, Л.М. Косоурихина, Ярославль;
Уроки этики. Сборник методических материалов для учителей. Под редакцией С.Г. Колбовской, Ярославль;
Этика книга для родителей, автор-составитель С.Г. Колбовска, под редакцией к.п.н. Т.А. Степановой, Ярославль;
Этика. Для семейного чтения. С.Г. Колбовская, Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2009.
А так же на занятиях будут использоваться художественная литература, репродукции картин, музыкальные произведения, Интернет-ресурсы, интерактивная доска.
Тематическое планирование:
№ | Раздел темы | Часы |
| Введение | 1 |
| Нравственные категории | 6 |
| Воспитанность. Составные воспитанности | 2 |
| Культура общения | 5 |
| Культура внешности | 5 |
| Культура организации повседневной жизни | 5 |
| Самопознание. Самовоспитание. | 5 |
| Семья — школа нравственности | 4 |
9. | Заключение | 1 |
Итого | 34 |
Поурочное планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Произведение | Планируемые результаты | |
Введение (1ч) | |||||
1. | Понятие о нравственности. Как и когда возникла? Учение различных религий и народов о нравственности | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Определение основной и второстепенной информации; Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
Нравственные категории (6 ч) | |||||
2. | Проявление нравственных качеств в отношении к природе. Учусь любить всё живое | Б. Алмазова «Лягушонок» | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Определение основной и второстепенной информации; Понимание текстов, извлечение необходимой информации; Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||
3. | Отражение нравственных качеств в поступках. Хороший друг – какой он | Китайская народная сказка «Дружные братья» | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Определение основной и второстепенной информации; Понимание текстов, извлечение необходимой информации; Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||
4. | Отражение нравственных качеств в поступках. «Любовь и забота могут настоящие чудеса творить» | А. Чурилин «Как Машенька настоящие чудеса искала» | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Понимание текстов, извлечение необходимой информации; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности; Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||
5. | Проявление нравственных качеств в отношении к людям. Когда «заговорит» совесть | В.А. Сухомлинский «Стеклянный человечек» | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Определение основной и второстепенной информации; Понимание текстов, извлечение необходимой информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||
6. | Честным быть непросто | Сказка «Лиса и Ёж» | Личностные результаты : Самоопределение;; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Понимание текстов, извлечение необходимой информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||
7. | Самого главного глазами не увидишь | С. Коробейников «Волшебное стекло» | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Определение основной и второстепенной информации; Понимание текстов, извлечение необходимой информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||
Воспитанность. Составные воспитанности (2ч) | |||||
8. | Воспитанность как отражение нравственности. Будь вежлив всегда, всюду и со всеми | В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово» | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Определение основной и второстепенной информации; Понимание текстов, извлечение необходимой информации; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||
9. | Воспитанность как отражение нравственности. Такие старые, знакомые слова | Б. Заходер «Очень вежливый индюк», В. Сухомлинский «Здравствуйте» и «Скупой» | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Определение основной и второстепенной информации; Понимание текстов, извлечение необходимой информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||
Культура общения (5 ч) | |||||
10. | «...Ты да я, да мы с тобой...» (Об умении вести себя в коллективе сверстников) | Личностные результаты : Самоопределение; действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
11. | «Я дочь иль сын, сестра иль брат» (О поведении в семье) | Личностные результаты : Самоопределение; действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
12. | «Доброе слово, что ясный день» (О значении слова в общении) | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Понимание текстов, извлечение необходимой информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||
13. | «Мои разные, разные роли». Правила поведения в общественных местах | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Определение основной и второстепенной информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
14. | Письмо Золушке. Учимся писать письма | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Определение основной и второстепенной информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
Культура внешности (5 ч) | |||||
15. | «Свет мой, зеркальце, скажи» (О возникновении зеркала и его значении в жизни человека) | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
16. | Чистота – сестра здоровья и красоты (О личной гигиене) | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
17. | Для чего и как человек оделся (Об истории и назначении одежды) | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Определение основной и второстепенной информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
18. | Красота внутренняя и внешняя и их взаимосвязь | Г.Х. Андерсен «Снежная королева» | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Понимание текстов, извлечение необходимой информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||
19. | Культура поведения начинается с опрятной внешности | Мультфильм «День рождения кота Леопольда» | Личностные результаты : Самоопределение; действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Определение основной и второстепенной информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||
Культура организации повседневной жизни (5 ч) | |||||
20. | Всё успею, всё сумею, - если… Распорядок дня | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Определение основной и второстепенной информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
21. | Я и мое время. Распорядок моей жизни | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Определение основной и второстепенной информации; Рефлексия способов и условий действия; Подведение под понятие; Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
22. | Дом, понятие о доме и история дома | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Подведение под понятия; Определение основной и второстепенной информации; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности; Доказательство; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
23. | Я, уют, порядок и красота в моем доме | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Определение основной и второстепенной информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
24. | Уголок в моем доме, который я люблю и о котором забочусь | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Определение основной и второстепенной информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
Самопознание. Самовоспитание (5 ч) | |||||
25. | Человек. Понятие о человеке (физические, умственные, психологические данные) | Личностные результаты : Самоопределение; действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Подведение под понятия; Определение основной и второстепенной информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
26. | Кто Я? Какой Я? Зачем Я? Что составляет моё «Я»? (чувства, мысли, воля, характер) | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Использование знаково-символических средств; Установление причинно-следственной связи; Определение основной и второстепенной информации; Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
27. | Как «сделать» себя лучше. Что для этого нужно? | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Использование знаково-символических средств; Определение основной и второстепенной информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
28. | Чем Я не повторим. | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Установление причинно-следственной связи; Определение основной и второстепенной информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
29. | Само-воспитание. | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Определение основной и второстепенной информации; Понимание текстов, извлечение необходимой информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
Семья – школа нравственности ( 4ч) | |||||
30. | Счастье, когда рядом мама и папа | Русские народные сказки, В. Берестов «Любили тебя без особых причин…» | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Определение основной и второстепенной информации; Понимание текстов, извлечение необходимой информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||
31. | Но лучше всех, поверьте, бабушка моя. Мой друг – бабушка. Тепло бабушкиных рук, дедушкина мудрость | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Определение основной и второстепенной информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
32. | Ты и твоё имя. Откуда пришла фамилия, кто и как продолжает её | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Определение основной и второстепенной информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
33. | Брат и сестра – свет да заря. Хороший брат, хорошая сестра – какие они | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Определение основной и второстепенной информации; Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |||
Заключение (1ч) | |||||
34. | Родина – это место, где стоит мой дом, и где живут самые дорогие мне люди | Личностные результаты : Самоопределение; действие нравственно-этического оценивания. Метапредметные результаты: Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; Постановка и формулирование проблемы; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Определение основной и второстепенной информации; Рефлексия способов и условий действия Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |