12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шадрина Евгения Владимировна198
методист
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования














Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Общеинтеллектуальное направление»

                          «Основы учебно-исследовательской деятельности»

Срок освоения программы: 2 года (8-9 классы)







Программу составила

методист высшей категории

Шадрина Евгения Владимировна





Пояснительная записка

Программа «Основы учебно-исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Цели и задачи


Цель: Знакомство обучающихся с теорией и практикой организации учебно-исследовательской работы, способствующей становлению индивидуальной образовательной траектории.

Задачи:

систематизировать представление обучающихся об исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;

сформировать основы практических умений организации учебно-исследовательской работы;

развивать умение формулировать цель, задачи, проблему, противоречие, гипотезу, объект и предмет исследования;

совершенствовать умение поиска информации из разных источников;

формировать культуру публичного выступления;

оказать методическую поддержку обучающимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на научно-практических конференциях.

В курсе выделяется три направления:

формирование представлений о роли и ценности научного познания

формирование знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской работы, ее методах.

формирование умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.

Однако эти направления не выделяются в разделы курса, так как занятия призваны сопровождать работу школьников над исследованиями от этапа формулировки темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки доклада к защите.

Курс обеспечивает связи надпредметного характера, в первую очередь с предметами таких образовательных областей, как история, обществознание, литература. С другой стороны, для приобретения умений и навыков, предусмотренных спецкурсом, полезны занятия на уроках информатики, по работе на компьютере с текстовыми, графическими редакторами и работа с электронными источниками информации (CD-диски и Интернет).

Общая характеристика

Учебно-исследовательская деятельность деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность есть один из путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе и имеют следующие важные особенности:

цели и задачи этого вида деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

учебно-исследовательская деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

организация исследовательских работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. При этом могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия.

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы учебно-исследовательской деятельности»

Класс

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

8 класс

- готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие способности к нравственному самосовершенствованию;

- уважительное отношение к взглядам людей или их отсутствию;

- сформированность ответственного отношения к учению.





Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Учащийся сможет:

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Учащийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Учащийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Учащийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Учащийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

7.Смысловое чтение. Учащийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Учащийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Учащийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

выделять общую точку зрения в дискуссии.

11.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Учащийся сможет:

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.

12.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Учащийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.





знать понятия «конспект», «реферат», «проект», «учебно-исследовательская работа»;

- составлять индивидуальный рабочий план, библиографический список, тезисы и т.д.;

- работать с различными источниками информации;

- определять последовательность подготовки письменной работы;

- определять типы конспектов;

- называть и характеризовать виды рефератов по тематике и целевому назначению;

- систематизировать материалы по теме реферата;

- определять структуру реферата;

- называть критерии оценки реферата;

- называть и характеризовать виды проектов;

- знать этапы работы над проектом.



9 класс

- готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие способности к нравственному самосовершенствованию;

- уважительное отношение к взглядам людей или их отсутствию;

- сформированность ответственного отношения к учению.





Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Учащийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Учащийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Учащийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Учащийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Учащийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.

Смысловое чтение. Учащийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

критически оценивать содержание и форму текста.

9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Учащийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Учащийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.

11.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Учащийся сможет:

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Учащийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.





- знать понятия «конспект», «реферат», «аннотация», «рецензия», «учебно-исследовательская работа», «методология науки», «методы исследования»;

- составлять индивидуальный рабочий план, библиографический список, тезисы и т.д.;

- работать с различными источниками информации;

- определять последовательность подготовки письменной работы;

- называть этапы обработки рукописи;

- называть и характеризовать типы конспектов и рецензий и виды аннотаций;

- определять структуру реферата;

- называть и характеризовать виды проектов;

- знать этапы работы над проектом;

- называть требования к выполнению учебно-исследовательских работ;

- определять структуру учебно-исследовательской работы и последовательность ее выполнения;

- называть критерии оценки учебно-исследовательской работы;

- называть и характеризовать уровни исследований;

- перечислять компоненты методологического аппарата исследования;

- называть и характеризовать методы исследований;

- знать основные нормы оформления научно-исследовательской работы и основные требования к оформлению текста исследования и особенности оформления графического материала.




2. Содержание курса внеурочной деятельности «Основы учебно-исследовательской деятельности» (всего 52 часа)


8 класс (18 часов)


П/П

Содержание курса

Формы организации

Основные виды деятельности обучающегося

1.

Цели, задачи, содержание учебного курса «Основы учебно-исследовательской деятельности».

Беседа

Определяют цели, задачи, содержание учебного курса

«Основы учебно-исследовательской деятельности».


2.

Последовательность подготовки письменной работы.

Дидактическая игра

Называют виды письменных работ.

Анализируют текст и определяют последовательность подготовки письменной работы.

3.

Особенности подготовки конспекта, реферата, проекта, учебно-исследовательской работы.

Диспут

Определяют понятия «конспект», «реферат», «проект», «учебно-исследовательская работа». Называют и характеризуют типы конспектов. Определяют части реферата и учебно-исследовательской работы. Сравнивают реферативную и учебно-исследовательскую работу, выделяют общие и отличительные признаки.


4.

Подготовка конспекта.

Практическая работа

Выбирают тип конспекта. Конспектируют статьи по теме реферата. Анализируют конспекты и определяют типы конспектов.

5.

Подготовка конспекта.

Практическая работа

Выбирают тип конспекта. Конспектируют статьи по теме реферата. Анализируют конспекты и определяют типы конспектов.

6.

Подготовка конспекта.

Практическая работа

Выбирают тип конспекта. Конспектируют статьи по теме реферата. Анализируют конспекты и определяют типы конспектов.

7.

Подготовка конспекта.

Практическая работа

Выбирают тип конспекта. Конспектируют статьи по теме реферата. Анализируют конспекты и определяют типы конспектов.

8.

Подготовка конспекта.

Практическая работа

Выбирают тип конспекта. Конспектируют статьи по теме реферата. Анализируют конспекты и определяют типы конспектов.

9.

Подготовка конспекта.

Практическая работа

Выбирают тип конспекта. Конспектируют статьи по теме реферата. Анализируют конспекты и определяют типы конспектов.

10.

Подготовка реферата и проекта.

Беседа

Определяют понятия «проект», «реферат». Называют и характеризуют виды проектов и этапы работы над проектом.

Называют и характеризуют виды рефератов по тематике и целевому назначению. Определяют структуру реферата. Называют критерии оценки реферата.

11.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата (или проекта). Подготовка реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата.

12.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата (или проекта). Подготовка реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата.

13.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата (или проекта). Подготовка реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата.

14.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата (или проекта). Подготовка реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата.

15.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата (или проекта). Подготовка реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата. Пишут и оформляют текст своего реферата (проекта).

16.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата (или проекта). Подготовка реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата. Пишут и оформляют текст своего реферата (проекта).

17.

Оформление реферата (проекта).

Практическая работа

Пишут и оформляют текст своего реферата (проекта).

18.

Итоговая работа: Защита реферата (или проекта).


Фестиваль проектов

Защищают свой реферат (проект).


9 класс (34 часa)

П/П

Содержание

Формы организации

Основные виды деятельности обучающегося

1.

Цели, задачи, содержание учебного курса «Основы учебно-исследовательской деятельности».

Беседа

Определяют цели, задачи, содержание учебного курса

«Основы учебно-исследовательской деятельности».

Определяют тему учебно-исследовательской работы.

2.

Последовательность подготовки письменной работы.

Дидактическая игра

Называют виды письменных работ.

Анализируют текст и определяют последовательность подготовки письменной работы и этапы обработки рукописи.

3.

Особенности подготовки конспекта, аннотаций, реферата, проекта, рецензий.

Диспут

Определяют понятия «конспект», «реферат», «аннотация», «рецензия», «проект». Называют и характеризуют типы конспектов и рецензий, виды аннотаций и проектов. Определяют части реферата.

4.

Подготовка конспекта.

Практическая работа

Выбирают тип конспекта. Конспектируют статью по теме реферата. Анализируют конспекты и определяют типы конспектов.

5.

Подготовка конспекта.

Практическая работа

Выбирают тип конспекта. Конспектируют статью по теме реферата. Анализируют конспекты и определяют типы конспектов.

6.

Подготовка реферата.

Дидактическая игра

Определяют понятие «реферат». Называют и характеризуют виды рефератов по тематике и целевому назначению. Определяют структуру реферата. Называют критерии оценки реферата.

7.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата.

8.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата.

9.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата.

10.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата.

11.

Подготовка реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата.

12.

Подготовка реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата.

13.

Подготовка реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата.

14.

Подготовка реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата.

15.

Подготовка реферата.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по избранной теме реферата. Составляют план работы. Определяют структуру и содержание своего реферата.

16.

Контрольная работа № 1.

Урок-викторина

Определяют цели, задачи, содержание учебного курса

«Основы учебно-исследовательской деятельности».

Определяют тему учебно-исследовательской работы. Называют виды письменных работ.

Анализируют текст и определяют последовательность подготовки письменной работы и этапы обработки рукописи. Определяют понятия «конспект», «реферат», «аннотация», «рецензия». Называют и характеризуют типы конспектов и рецензий и виды аннотаций. Определяют части реферата. Анализируют конспекты и определяют типы конспектов. Называют и характеризуют виды рефератов по тематике и целевому назначению. Определяют структуру реферата. Называют критерии оценки реферата. Представляют свой реферат.

17.

Основные понятия научно-исследовательской деятельности.

Беседа

Определяют понятия «актуальность темы», «гипотеза», «объект исследования», «предмет исследования», «проблема», «принцип», «фактографический документ», «суждение», «умозаключение», «учебно-исследовательская работа», «научная работа». Выделяют общие и отличительные признаки научных, учебно-исследовательских и реферативных работ. Определяют тему своей учебно-исследовательской работы.

18.

Выполнение учебно-исследовательской работы.

Диспут

Дают определение «учебно-исследовательская работа». Сравнивают реферативную и учебно-исследовательскую работу, выделяют общие и отличительные признаки.

Называют требования к выполнению учебно-исследовательских работ. Определяют структуру учебно-исследовательской работы и последовательность ее выполнения. Называют критерии оценки учебно-исследовательской работы.

19.

Методологический аппарат исследования.

Беседа

Определяют понятие «методология науки». Называют и характеризуют уровни исследований. Перечисляют компоненты методологического аппарата исследования. Определяют понятие «методы исследования». Называют и характеризуют методы исследований.

20.

Нормы оформления научно-исследовательской работы.

Беседа

Выявляют основные нормы оформления научно-исследовательской работы. Перечисляют основные требования к оформлению текста исследования. Выделяют особенности оформления графического материала.

21.

Контрольная работа № 2.

Урок-викторина

Определяют понятия «актуальность темы», «гипотеза», «объект исследования», «предмет исследования», «проблема», «принцип», «фактографический документ», «суждение», «умозаключение», «учебно-исследовательская работа», «научная работа». Выделяют общие и отличительные признаки научных, учебно-исследовательских и реферативных работ. Определяют тему своей учебно-исследовательской работы.

Дают определение «учебно-исследовательская работа». Сравнивают реферативную и учебно-исследовательскую работу, выделяют общие и отличительные признаки.

Называют требования к выполнению учебно-исследовательских работ. Определяют структуру учебно-исследовательской работы и последовательность ее выполнения. Называют критерии оценки учебно-исследовательской работы.

Определяют понятие «методология науки». Называют и характеризуют уровни исследований. Перечисляют компоненты методологического аппарата исследования. Определяют понятие «методы исследования». Называют и характеризуют методы исследований.

Выявляют основные нормы оформления научно-исследовательской работы. Перечисляют основные требования к оформлению текста исследования. Выделяют особенности оформления графического материала.

22.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по теме учебно-исследовательской работы. Составляют картотеку и план работы. Определяют структуру и содержание исследования.

23.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по теме учебно-исследовательской работы. Составляют картотеку и план работы. Определяют структуру и содержание исследования.

24.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по теме учебно-исследовательской работы. Составляют картотеку и план работы. Определяют структуру и содержание исследования.

25.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по теме учебно-исследовательской работы. Составляют картотеку и план работы. Определяют структуру и содержание исследования.

26.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по теме учебно-исследовательской работы. Составляют картотеку и план работы. Определяют структуру и содержание исследования. Пишут и оформляют текст учебно-исследовательской работы. Делают выводы.

Оформляют список литературы

27.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по теме учебно-исследовательской работы. Составляют картотеку и план работы. Определяют структуру и содержание исследования. Пишут и оформляют текст учебно-исследовательской работы. Делают выводы. Оформляют список литературы.

28.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по теме учебно-исследовательской работы. Составляют картотеку и план работы. Определяют структуру и содержание исследования. Пишут и оформляют текст учебно-исследовательской работы. Делают выводы. Оформляют список литературы.

29.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по теме учебно-исследовательской работы. Составляют картотеку и план работы. Определяют структуру и содержание исследования. Пишут и оформляют текст учебно-исследовательской работы. Делают выводы. Оформляют список литературы

30.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по теме учебно-исследовательской работы. Составляют картотеку и план работы. Определяют структуру и содержание исследования. Пишут и оформляют текст учебно-исследовательской работы. Делают выводы.

Оформляют список литературы.

31.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по теме учебно-исследовательской работы. Составляют картотеку и план работы. Определяют структуру и содержание исследования. Пишут и оформляют текст учебно-исследовательской работы. Делают выводы.

Оформляют список литературы.

32.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по теме учебно-исследовательской работы. Составляют картотеку и план работы. Определяют структуру и содержание исследования. Пишут и оформляют текст учебно-исследовательской работы. Делают выводы.

Оформляют список литературы.

33.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

Практическая работа

Отбирают и систематизируют материалы по теме учебно-исследовательской работы. Составляют картотеку и план работы. Определяют структуру и содержание исследования. Пишут и оформляют текст учебно-исследовательской работы. Делают выводы.

Оформляют список литературы.

34.

Итоговая работа.

Повторительно-обобщающий урок

Определяют понятия «конспект», «реферат», «аннотация», «рецензия», «актуальность темы», «гипотеза», «объект исследования», «предмет исследования», «проблема», «принцип», «фактографический документ», «суждение», «умозаключение», «учебно-исследовательская работа», «научная работа», «методология науки», «методы исследования».

Анализируют текст и определяют последовательность подготовки письменной работы и этапы обработки рукописи.

Характеризуют общие и отличительные признаки научных, учебно-исследовательских и реферативных работ.

Выделяют общие и отличительные признаки реферативной и учебно-исследовательской работы. Перечисляют требования к выполнению учебно-исследовательских работ. Определяют структуру учебно-исследовательской работы и последовательность ее выполнения. Называют критерии оценки учебно-исследовательской работы.

.Называют и характеризуют уровни исследований. Перечисляют компоненты методологического аппарата исследования.

Называют и характеризуют методы исследований.

Называют основные нормы оформления научно-исследовательской работы и основные требования к оформлению текста исследования. Перечисляют особенности оформления графического материала.



3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы учебно-исследовательской деятельности»



8 КЛАСС (18 ЧАСОВ)


П/П

Тема

Количество часов


1.

Цели, задачи, содержание учебного курса «Основы учебно-исследовательской деятельности».

1

2.

Последовательность подготовки письменной работы.

1

3.

Особенности подготовки конспекта, реферата, проекта, учебно-исследовательской работы.

1

4.

Подготовка конспекта.

1

5.

Подготовка конспекта.

1

6.

Подготовка конспекта.

1

7.

Подготовка конспекта.

1

8.

Подготовка конспекта.

1

9.

Подготовка конспекта

1

10.

Подготовка реферата и проекта.

1

11.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата (или проекта). Подготовка реферата.

1

12.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата (или проекта). Подготовка реферата.

1

13.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата (или проекта). Подготовка реферата.

1

14.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата (или проекта). Подготовка реферата.

1

15.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата (или проекта). Подготовка реферата.

1

16.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата (или проекта). Подготовка реферата.

1

17.

Итоговая работа: Защита реферата (или проекта).


1


9 КЛАСС (34 ЧАСА)


П/П

Содержание

Количество часов

1.

Цели, задачи, содержание учебного курса «Основы учебно-исследовательской деятельности».

1

2.

Последовательность подготовки письменной работы.

1

3.

Особенности подготовки конспекта, аннотаций, реферата, проекта, рецензий.

1

4.

Подготовка конспекта.

1

5.

Подготовка конспекта.

1

6.

Подготовка реферата.

1

7.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата.

1

8.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата.

1

9.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата.

1

10.


Отбор и систематизация материалов по избранной теме реферата.

1

11.

Подготовка реферата.

1

12.

Подготовка реферата.

1

13.

Подготовка реферата.

1

14.

Подготовка реферата.

1

15.

Подготовка реферата.

1

16.

Контрольная работа № 1.

1

17.

Основные понятия научно-исследовательской деятельности.

1

18.

Выполнение учебно-исследовательской работы.

1

19.

Методологический аппарат исследования.

1

20.

Нормы оформления научно-исследовательской работы.

1

21.

Контрольная работа № 2.

1

22.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

1

23.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

1

24.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

1

25.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

1

26.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

1

27.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

1

28.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

1

29.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

1

30.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

1

31.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

1

32.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

1

33.

Подготовка учебно-исследовательской работы.

1

34.

Итоговая работа.

1




Критерии оценки учебно-исследовательской работы:


- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над исследованием;

- практическое использование предметных и универсальных учебных действий;

- количество новой информации, использованной для выполнения исследования;

- степень осмысления использованной информации;

- уровень сложности и степень владения использованными методиками;

- оригинальность идеи, способа решения проблемы;

- осмысление проблемы исследования и формулирование его цели;

- уровень организации и проведения презентации исследования: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;

- владение рефлексией;

- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

- социальное и прикладное значение полученных результатов.





КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


8 класс

Итоговая работа

1).Назовите виды письменных работ.

2).Назовите подходы к отбору материалов. Какой из названных подходов к отбору материала для исследования Вам ближе и почему?

3). Назовите и раскройте типы конспектов.

4). Выделите основные части реферата.

5). Подготовьте реферат (проект) по избранной Вами теме.

Дайте определение:

«конспект», «реферат», «проект», «учебно-исследовательская работа».

9 класс

Контрольная работа № 1

1.Определите цели, задачи и содержание учебного курса «Основы учебно-исследовательской деятельности».

Определять тему учебно-исследовательской работы.

2.Назывите виды письменных работ.

3.Проанализируйте текст и определите последовательность подготовки письменной работы и этапы обработки рукописи.

4.Назывите и охарактеризуйте типы конспектов и рецензий и виды аннотаций.

5.Определите части реферата.

6.Определите типы конспектов.

7.Назывите и охарактеризуйте виды рефератов по тематике и целевому назначению. 8.Определите структуру реферата.

9.Перечислите критерии оценки реферата.

10. Дайте определение:

«конспект», «реферат», «аннотация», «рецензия».


Контрольная работа № 2

1.Дайте определение:

«актуальность темы», «гипотеза», «объект исследования», «предмет исследования», «проблема», «принцип», «фактографический документ», «суждение», «умозаключение», «учебно-исследовательская работа», «научная работа», «учебно-исследовательская работа», «методология науки», «методы исследования».

2. Назовите общие и отличительные признаки научных, учебно-исследовательских и реферативных работ.

3.Перечислите требования к выполнению учебно-исследовательских работ.

4.Определите структуру учебно-исследовательской работы и последовательность ее выполнения.

5.Назывите критерии оценки учебно-исследовательской работы.

6.Перечислите компоненты методологического аппарата исследования.

7.Назывите и охарактеризуйте методы исследований.

Итоговое тестирование

Вопрос 1

Укажите структуру учебно-исследовательской работы в правильной последовательности:

Варианты ответов

Титульный лист

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Текст работы (ГЛАВЫ и параграфы)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



Вопрос 2

Текст учебно-исследовательской работы печатается через:

Варианты ответов

1 интервал

1,5 интервала

2 интервала

Вопрос 3

К методу эмпирического уровня не относится:

Варианты ответов

наблюдение

описание

обобщение

измерение

счет

Вопрос 4

Входят ли приложения в объем учебно-исследовательской работы?

 

Варианты ответов

ДА/НЕТ

Вопрос 5

Выберите правильный вариант оформления главы в учебно-исследовательской работе:

Варианты ответов

Первая глава. Отличительные особенности социальной поддержки лиц, имеющих особые заслуги перед отечеством

ГЛАВА 1. Отличительные особенности социальной поддержки лиц, имеющих особые заслуги перед отечеством

Глава I. Отличительные особенности социальной поддержки лиц, имеющих особые заслуги перед отечеством

ГЛАВА I. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЫЕ ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ

Вопрос 6

Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях:

Варианты ответов

эксперимент

наблюдение

измерение

измерение

Вопрос 7

Все структурные части выпускной квалификационной работы:

Варианты ответов

пишутся подряд

пишутся с новой страницы

пишутся с середины страницы

пишутся на усмотрение автора

Вопрос 8

Укажите, какой стиль речи используется в выпускной квалификационной работе:

__________________________________________________________ Вопрос 9

При подготовке к защите учебно-исследовательской работы необходимо:

Варианты ответов

составить текст (тезисы) выступления примерно на 10 минут

оформить средства наглядности (презентация)

составить варианты ответов на замечания рецензента

все ответы верны

Вопрос 10

Точная выдержка из какого-нибудь текста:

Варианты ответов

рецензия

цитата

тезис

Вопрос 11

Научные методы познания делятся на две группы:

Варианты ответов

математические и модельные

эмпирические и теоретические

теоретические и математические

модельные и эмпирические

Вопрос 12

Не входит в общий объем исследовательской работы:

Варианты ответов

титульный лист

введение

заключение

список источников и литературы

Вопрос 13

Обоснованное представление об общих результатах исследования - это:

Варианты ответов

тема исследования

гипотеза исследования

цель исследования

задача исследования

Вопрос 14

Метод - это:

Варианты ответов

способ достижения цели исследования

конкретный «путь» исследования

способ познания объективной действительности

все ответы правильные

Вопрос 15

В списке литературы должны быть источники не старше:

Варианты ответов

3 лет

5 лет

10 лет

15 лет


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.