Программа факультатива «Основы компьютерной грамотности» (5 класс)
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение "Алтайская общеобразовательная школа-интернат"
Программа факультатива
«Основы компьютерной грамотности»
Учитель – Склемин В.А.
Алтайское, 2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа факультативных занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объёмом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
Программа построена с учетом программы факультатива “Информационная культура школьников в коррекционных классах VIII вида” Петровой И.Е., программы по основам информатики для 5-9 коррекционных классов VIII вида Никандровой М.В., программы А.В.Горячева «Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100», программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Тур С.Н., Бокучава Т.П., электронного приложения к УМК Информатика и ИКТ 2-4 классы, Матвеева Н.В. и др., электронного приложения «Мир информатики»- 1-4 год обучения Кирилла и Мефодия, пакета педагогических программных средств «Страна Фантазия».
Современный период развития общества характеризуется процессом информатизации.
Информатизация образования создает предпосылки для широкого внедрения в практику психолого-педагогических разработок, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
Проблема информатизации – это проблема интеллектуального развития общества. Включение такого предмета, как «Основы информатики», прежде всего, обусловлено тем, что «применение информационных и коммуникационных технологий» является важным направлением государственной политики в сфере образования.
Одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.
Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.
Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.
Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей).
Введение в программу обучения умственно-отсталых детей информатики в силу своих структурных особенностей и общеразвивающего содержания открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребенка. В целом можно сказать, что обучение «особых» детей работе на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.
Ребенок с нарушениями в развитии может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него учебных и житейских задач, поэтому компьютер для такого ребенка не должен быть только развлечением, игрушкой. Такими инструментами увлекательного познания являются специализированные компьютерные программы.
Интеллектуальная недостаточность учащихся, возникшая в результате первичного дефекта – органического поражения головного мозга, порождает вторичные нарушения высших форм познавательных процессов (активного восприятия, словесно-логического мышления, речи, произвольных форм памяти), проявляющиеся в процессе социального развития ребенка. Компьютер помогает преодолеть эти трудности.
Разумеется, компьютерные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы, а также помогают педагогу решать задачи развития и обучения.
У воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида уже кругозор, часто они не знакомы со многими элементарными бытовыми проблемами, явлениями окружающей среды, хорошо известными каждому школьнику, живущему в нормальной семье. Это приводит к однообразию, шаблонности и стереотипности содержания сюжетно-ролевых игр, сюжетных рисунков, к скудности речевых средств, используемых учеником, как в быту, так и на уроках.
Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность учащихся. Многие школьники имеют проблемы с чтением (дислексия), не любят читать. С экрана ребята будут охотно читать, полагая при этом, что они играют, «смотрят кино».
Норму «экранного» времени для детей необходимо соблюдать: для учащихся 9-16 лет – не более 35 минут.
Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении школьников позволяет решать следующие задачи:
1. выявление «скрытых проблем в развитии каждого ребенка;
2. максимальная индивидуализация процессов коррекции и обучения;
3. формирование у детей интереса к компьютеру, к играм с использованием компьютерных программ;
4. развитие у школьников знаний об окружающем, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач.
Работа по использованию компьютерных программ в коррекции и обучении школьников позволяет предполагать:
1. занятия с использованием компьютерных программ вызовут у учащихся значительный интерес и стремление достичь поставленной цели;
2. в процессе компьютерной «деятельности» у школьника будут развиваться положительные эмоциональные реакции;
3. компьютерные игры помогут подросткам лучше усваивать знания, будут стимулировать приобретение новых знаний, способствовать коррекции и развитию психических процессов.
В нашей школе изучение компьютера приобретет большую ценность в связи с тем, что расширится поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).
В ходе факультативных уроков воспитанники познакомятся с компьютером, как инструментом, который будет способствовать наработке навыков использования компьютерных технологий, с последующим повтором и усложнением тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении даст возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.
Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре, пакетов офисных программ, простейших графических редакторов; использование компьютерных знаний на уроках.
Учебно-тематический план адаптированной общеобразовательной программы «Основы компьютерной грамотности»
№ п/п |
Наименование дисциплины |
Количество часов |
|
в неделю |
в год |
||
1 |
Компьютер |
1 |
34 |
Тематический план программы факультатива «Основы компьютерной грамотности»
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов. |
дата |
|||||
1, 2 |
Основные требования при работе на компьютере. Техники безопасности. |
2 |
|
|||||
3, 4 |
Устройство компьютера. |
2 |
|
|||||
5-9 |
Создание презентации в программе PowerPoint. |
5 |
|
|||||
10, 11 |
Создание презентации в программе LibreOffice Impress. |
2 |
|
|||||
12 14 |
Создание документов и их редактирование в программе Word. |
3 |
|
|||||
15,16 |
Создание документов и их редактирование в программе LibreOffice Writer. |
2 |
|
|||||
17-19 |
Работа с графическим редактором Tux Paint. |
3 |
|
|||||
20, 21 |
Работа с графическим редактором Paint. |
2 |
|
|||||
22-24 |
Работа с электронными таблицами Microsoft Office Excel. |
3 |
|
|||||
25 |
Работа с электронными таблицами LibreOffice Calc. |
1 |
|
|||||
26-28 |
Интернет. |
3 |
|
|||||
29,30 |
Создание публикаций в программе Microsoft Office Publisher. |
2 |
|
|||||
31-33 |
Игры – тренажеры: изучение клавиатуры (BabyType). |
3 |
|
|||||
34 |
Итоговый тест |
1 |
|
Учащиеся должны знать:
° основные требования при работе на компьютере;
° правила техники безопасности при работе за компьютером;
° основные блоки компьютера;
° принцип расположения символьных клавиш на клавиатуре.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться клавиатурой;
работать с символьными клавишами клавиатуры;
выполнять простейшие действия в офисных программах.