Программа факультатива «Основы компьютерной грамотности» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 7 May 2019 в группе

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение "Алтайская общеобразовательная школа-интернат"

 

 

Программа факультатива

«Основы компьютерной грамотности»

 

Учитель – Склемин В.А.

 

 

Алтайское, 2018 г

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа факультативных занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объёмом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

Программа построена с учетом программы факультатива “Информационная культура школьников в коррекционных классах VIII вида” Петровой И.Е., программы по основам информатики для 5-9 коррекционных классов VIII вида Никандровой М.В., программы А.В.Горячева «Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100», программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Тур С.Н., Бокучава Т.П., электронного приложения к УМК Информатика и ИКТ 2-4 классы, Матвеева Н.В. и др., электронного приложения «Мир информатики»- 1-4 год обучения Кирилла и Мефодия, пакета педагогических программных средств «Страна Фантазия».

Современный период развития общества характеризуется процессом информатизации.

Информатизация образования создает предпосылки для широкого внедрения в практику психолого-педагогических разработок, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

Проблема информатизации – это проблема интеллектуального развития общества. Включение такого предмета, как «Основы информатики», прежде всего, обусловлено тем, что «применение информационных и коммуникационных технологий» является важным направлением государственной политики в сфере образования.

Одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.

Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.

Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.

Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей).

Введение в программу обучения умственно-отсталых детей информатики в силу своих структурных особенностей и общеразвивающего содержания открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребенка. В целом можно сказать, что обучение «особых» детей работе на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.

Ребенок с нарушениями в развитии может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него учебных и житейских задач, поэтому компьютер для такого ребенка не должен быть только развлечением, игрушкой. Такими инструментами увлекательного познания являются специализированные компьютерные программы.

Интеллектуальная недостаточность учащихся, возникшая в результате первичного дефекта – органического поражения головного мозга, порождает вторичные нарушения высших форм познавательных процессов (активного восприятия, словесно-логического мышления, речи, произвольных форм памяти), проявляющиеся в процессе социального развития ребенка. Компьютер помогает преодолеть эти трудности.

Разумеется, компьютерные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы, а также помогают педагогу решать задачи развития и обучения.

У воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида уже кругозор, часто они не знакомы со многими элементарными бытовыми проблемами, явлениями окружающей среды, хорошо известными каждому школьнику, живущему в нормальной семье. Это приводит к однообразию, шаблонности и стереотипности содержания сюжетно-ролевых игр, сюжетных рисунков, к скудности речевых средств, используемых учеником, как в быту, так и на уроках.

Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность учащихся. Многие школьники имеют проблемы с чтением (дислексия), не любят читать. С экрана ребята будут охотно читать, полагая при этом, что они играют, «смотрят кино».

Норму «экранного» времени для детей необходимо соблюдать: для учащихся 9-16 лет – не более 35 минут.

Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении школьников позволяет решать следующие задачи:

1. выявление «скрытых проблем в развитии каждого ребенка;

2. максимальная индивидуализация процессов коррекции и обучения;

3. формирование у детей интереса к компьютеру, к играм с использованием компьютерных программ;

4. развитие у школьников знаний об окружающем, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач.

Работа по использованию компьютерных программ в коррекции и обучении школьников позволяет предполагать:

1. занятия с использованием компьютерных программ вызовут у учащихся значительный интерес и стремление достичь поставленной цели;

2. в процессе компьютерной «деятельности» у школьника будут развиваться положительные эмоциональные реакции;

3. компьютерные игры помогут подросткам лучше усваивать знания, будут стимулировать приобретение новых знаний, способствовать коррекции и развитию психических процессов.

В нашей школе изучение компьютера приобретет большую ценность в связи с тем, что расширится поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).

В ходе факультативных уроков воспитанники познакомятся с компьютером, как инструментом, который будет способствовать наработке навыков использования компьютерных технологий, с последующим повтором и усложнением тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении даст возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.

Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре, пакетов офисных программ, простейших графических редакторов; использование компьютерных знаний на уроках.

 

Учебно-тематический план адаптированной общеобразовательной программы «Основы компьютерной грамотности»

 

п/п

Наименование дисциплины

Количество часов

в неделю

в год

1

Компьютер

1

34

 

 

Тематический план программы факультатива «Основы компьютерной грамотности»

п/п

Тема

Кол-во часов.

дата

1, 2

Основные требования при работе на компьютере. Техники безопасности.

2

 

3, 4

Устройство компьютера.

2

 

5-9

Создание презентации в программе PowerPoint.

5

 

10, 11

Создание презентации в программе LibreOffice Impress.

2

 

12 14

Создание документов и их редактирование в программе Word.

3

 

15,16

Создание документов и их редактирование в программе LibreOffice Writer.

2

 

17-19

Работа с графическим редактором Tux Paint.

3

 

20, 21

Работа с графическим редактором Paint.

2

 

22-24

Работа с электронными таблицами Microsoft Office Excel.

3

 

25

Работа с электронными таблицами LibreOffice Calc.

1

 

26-28

Интернет.

3

 

29,30

Создание публикаций в программе Microsoft Office Publisher.

2

 

31-33

Игры – тренажеры: изучение клавиатуры (BabyType).

3

 

34

Итоговый тест

1

 

 

Учащиеся должны знать:

° основные требования при работе на компьютере;

° правила техники безопасности при работе за компьютером;

° основные блоки компьютера;

° принцип расположения символьных клавиш на клавиатуре.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться клавиатурой;

работать с символьными клавишами клавиатуры;

выполнять простейшие действия в офисных программах.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.