12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
щербина Вера Александровна65
0

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Основы православной культуры»

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА КАЛНИБОЛОТСКАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ИМЕНИ И. А. КОСТЕНКО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН




УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета совета

МБОУ СОШ № 5 МО Новопокровский район

от «26» августа 2021 года протокол № 1

Председатель __________ Н.Н. Симоненко



Рабочая программа внеурочной деятельности


по курсу «Основы православной культуры»


духовно – нравственное направление


Уровень образования (класс): начальное общее 1 - 4 класс.


Количество часов: 135 ч (1 час в неделю)


Учитель: Щербина Вера Александровна


Программа разработана в соответствии ФГОС ООО, на основе

авторской программы «Основы православной культуры» программа культурологического курса для общеобразовательных школ, начальная школа 1- 4 классы автор А. В. Бородина М., 2016














Аннотация

Рабочая программа по основам православной культуры для 1-4 классов разработана на основе программы учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий «История религиозной культуры», автор Бородина А.В., М.: «Основы православной культуры», 2016 г. Программа соответствует требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам, предъявляемым ФГОС НОО.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные: Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:

осознающий свою российскую гражданскую идентичность;

сознающий свою национальную принадлежность;

патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык;

обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священно­го дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;

обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;

обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;

умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;

доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;

владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации;

отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, това­рищах, чужих людях;

имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;

имеющий представления о традиционных нравственных установках;

имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, про­являющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому;

уважительно относящийся к святыням;

владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию;

способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

способный к творческому труду;

бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные: Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:

владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;

умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; опреде­лять наиболее эффективные способы достижения результата;

способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;

умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;

умеющий использовать знаково-символические средства информации;

активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познаватель­ных задач;

использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебно­го предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и гра­фическим сопровождением);

овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через береж­ное отношение к слову;

овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, об­общения, выводов, установления причинно-следственных связей, постро­ения рассуждения;

готовность слушать собеседника, вести диалог;

умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функ­ций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.

Предметные: Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:

имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

знающий историю формирования отечественной культуры;

владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;

овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;

имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской госу­дарственности, формировании отечественной культуры, объединении мно­гочисленных народов России;

имеющий знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование запад­ной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, миро­воззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт;

имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;

имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;

знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Пра­вославной Церкви в контексте отечественной истории.

По окончании курса 4 класса ученик научится:

понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

иметь представление о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литератур­ных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-куль­турные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия;

владеть в наиболее общем объёме, необходимом для понимания текстов, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исто­рических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке;

понимать духовные основы русской литературы (поэзии, прозы), объяснять смысл фразеологизмов и крылатых выражений из Библии;

владеть духовной и историко-культурологической лексикой;

объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря, использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных);

владеть основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Наименование разделов рабочей программы и характеристика содержательных линий.

1 класс

РАЗДЕЛ 1 «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – 33 часа

Тема 1. «КРАСОТА В МИРЕ» – 3 ч

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 5 ч

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

Государственный Русский музей. Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила. Икона «Чудо Георгия о змие».

Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.

Человек – хранитель культуры. Зависимости культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуре России.

Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 8 ч

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

Тема 4. «НАША РОДИНА» – 10 ч

Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

Поэты и художники России – о Москве.

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

Представление о жизни православных людей как постоянной их борьбе с собственными грехами (недостатками).

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

Смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ».

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.

Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

Христос как Спаситель мира. Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Тема 6. «СЕМЬЯ» – 3 ч

Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

Тема 7. Итоговый урок – 1 ч

Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчениие злых сердец» (Семистрельная).


2 класс

РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» — 34 часа

Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3 ч.

Самая древняя книга о духовном мире — Библия.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.

Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.

Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.

Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.

Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.


Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА

И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 30 ч.

С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.

Рождество Христово.

Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.

Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.

Сретение Господне.

Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.

Крещение Иисуса Христа.

Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.

Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.

Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.

Исцеление расслабленного.

Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.

Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

Чудесное приумножение хлебов и рыб.

Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне.

Воскрешение Лазаря.

Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

Тайная вечеря.

Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.

Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа.

Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.

Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица.

Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.

Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.

ИТОГОВЫЙ УРОК – 1ч


3 класс

РАЗДЕЛ 3 «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 34 часа

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» — 2 ч.

Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спа­сении.

Как распространялась Евангелия на Руси.

Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ»- 7 ч.

Библия — Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире.

Господь Вседержитель.

Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе.

Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконо­графии. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.

Иконы апостолов, еван­гелистов, святителей, равноапостольных.

Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Бого­родицы и "Нечаянная радость".

Понятие об иконоборчестве и утверждении иконопочитания.


Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» — 6 ч.

Иконы — о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения, Крещения Господня, Преображения Гос­подня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. История и ду­ховный смысл иконы Крестовоздвижения.


Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» - 18ч.

Повествование о сотворении мира. Сотворение неба — неви­димого духовного мира. Сотворение земли — видимого веще­ственного мира.

Первые люди. Представление о рае.

Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.

Каин и Авель. Первое человекоубийство.

Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп.

Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуж­дение Хама.

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство.

Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Руб­лёва «Троица».

Гибель Содома и Гоморры. Солёное море — Мёртвое море.

Исав и Иаков. Получение отцовского благословения Иаковом. «Борьба» Иакова за благословение Господа. Примирение Иакова и Исава.

Ветхозаветные пророки о Мессии.

Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке.

ИТОГОВЫЙ УРОК – 1ч


4 класс

РАЗДЕЛ 3 «Православие – культурообразующая религия России» - 34 часа

Тема 1. «Культура – всеобщее достояние» – 3 часа».

Великая русская культура – достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь.

Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.

Религия – неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире.

Язык – особый человеческий дар. Функции языку. Отношение к языку – проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.

Тема 2. «Как Русь стала православной» - 8 часов

Посещение русских земель святом апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого апостола.Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем Первозванным русских земель.

Почитание на Руси Андрея Первозванного.Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест.

Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия.

Религиозные верования восточных славян и русов до принятия христианства. Почитание предков и природы – два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранение некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Православной Церковью. Князь Святослав.

Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов.Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане – мученики на Руси – варяги Иоанн и Фёдор.Выбор веры князем Владимиром.Христианская византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.

Крещение Руси.Общепринятая дата Крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвящения.

День памяти святого князя Владимира.

Тема 3. «Православие и Российское государство» - 5 часов

Церковь – собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви – Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Цекви. Понятие о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.

Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви.Патриаршество. Патриарх – предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход.

Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.

Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник – иерей, священнослужитель, особо посвящённый человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания»

Тема 4. «Православный храм» - 2 часа

Храм (церковь, собор, часовня) – общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутренее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика.Крест и его символический смысл.

Тема 5. «О православном богослужении» - 4 часа

Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования) Брака (Венчания), Священства.

Происхождение церковного богослужения.

Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия – главное богослужение Православной Церкви.

Молитва-общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.

Тема 6. «О церковных колоколах» - 4 часа

Виды и названия колоколов.

Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру.

Очепный и язычный способыизвлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.

Колокололитейное искусство.

Тема 7. «За монастырскими стенами» - 2 часа

Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.

Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь,Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь,Свято-Данилов монастырь, Свято-Троицкий Серамо-Дивеевский женский монастырь, Донской монастырь

Святые мученики в истории христианской Церкви.Святые мученики царской семьи последнего императора Николая II.

Тема 8. «Дом и семья» - 3 часа

Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.

Святые образы семейного благочестия. Святые петр и Феврония Муромские.

Образец семейной святости царственных мучеников Николая II, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.

Тема 9. «Русь Святая» - 2 часа

Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы:“Курская Коренная», икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, « Взыскание погибших», «Скоропослушница». «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.

Легенда о граде Китеже.

Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.

Образы святой Руси в русской художественной культуре.

Итоговый урок – 1 час

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов,

бло

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (УУД)

Основные направления воспитательной деятельности


1 класс


Мы и наша культура – 33 ч


1

Красота в нашем мире

3

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы.

Экскурсия.

1




Работать в парах обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру. Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира.

Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся.

Формирование потребности в творческой деятельности


Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры.

Экскурсия в музей.


1





Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Посещение храма.

1


2

Хранилища культуры





























5

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Экскурсия в музей

1

Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры, задавать вопросы, формулировать выводы.


























Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России,.


Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.


1


Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

1


Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России

Экскурсия в библиотеку.

1


Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.

1


3

Всегда живое

8

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре.

1

Знать содержание основных событий Евангелия отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий;


Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся.

Формирование у учащихся таких качеств, как: долг, ответственность, честь, достоинство, основанные на идеях добра, совести, справедливости, уважения к человеку;

понимания значимости понятий «добро», «зло», «вина», «стыд», «совесть»;

интереса к семейным традициям и своей родословной, к прошлому своей страны, ее культуре.



Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни.

1


Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Посещение храма.

1


Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных

людей. Посещение храма

1


Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

1


Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Посещение храма

1


Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

.Посещение храма

1


Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Посещение храма

1


4






Наша Родина






10






Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. Экскурсия.

1

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры.




Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных



уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.


Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др.

1


Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны.

1


Поэты и художники России — о Москве

1


Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

Экскурсия в музей.

1


Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Экскурсия в библиотеку.

1


Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Посещение храма

1


Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Экскурсия в музей воинской части.

1


Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля.

Экскурсия в библиотеку

1


Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель.

Посещение храма

1


5






Спаситель






3






Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

1



Изучать историю христианства правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма



Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся



.


Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Посещение храма

1


Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Посещение храма

1


6

Семья

3

Представление о семейных православных традициях в русской культуре

1


проявлять уважительное отношени: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).


Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.

Воспитание порядочного честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России. Формирование у учащихся таких качеств, как: долг, честь и достоинство.


Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

Посещение храма

1


Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери. Посещение храма

1


7

Итоговый урок

1

Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира.

1

ЗНАТЬ особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края

Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Итого:

33 ч




2 класс


МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС – 34 ч



1

Духовное в реальном мире







3



Самая древняя книга о духовно мире – Библия.

1

понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников;

Духовно – нравственное воспитание, трудовое, эстетическое. Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры .



Представление о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мир.

1


Человек – венец творения. Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы

1


2











Жизнь Иисуса Христа и православные праздники








30












Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

1

понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников.








Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.

Воспитание порядочного честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции.

Формирование у учащихся таких качеств,

как: долг, ответственность, честь, достоинство, основанные на идеях добра, совести, справедливости, уважения к человеку;

понимания значимости понятий «добро», «зло», «вина», «стыд», «совесть»;

интереса к семейным традициям и своей родословной, к прошлому своей страны, ее культуре.

Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся.


Рождество Христово

1


Поклонение волхвов Младенцу Христу

1


Бегство Иосифа с Марией и с Младенцем Иисусом в Египет и возвращение в Назарет

1


Сретение Господне

1


Рождество Иоанна Предтечи

1


Крещение Иисуса Христа

1


Усекновение честной главы Иоанна Предчети

1


Христос в пустыне. Двенадцать учеников Иисуса Христа

1


Нагорная проповедь Спасителя.. Заповеди блаженства

1


Традиции празднования Рождества Христова в России

1


Посещение православного храма

1


Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской

1


Исцеление расслабленного

1


Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы

1


Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам

1


Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей

1


Чудесное приумножение хлебов и рыб

1


Преображение Господне

1


Воскрешение Лазаря

1


Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

1


Тайная вечеря

1


Моление о чаше. Предательство и смерть Иуды

1


Суд над Иисусом Христом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу.

1


Распятие и смерть Иисуса Христа.

1


Снятие с Креста, погребение и Воскресение Спасителя

1


Пасха Господня


1


Вознесение Господне и Сошествие Святого Духа

1


События Евангелия и православные праздники

1


Двунадесятые праздники. Праздничные иконы.

1


3

Итоговый урок

1

Обобщение знаний.

1

осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

Формирование потребности в творческой деятельности.


Итого:

34ч



3 класс

О чем рассказывает Библия – 34 ч

1

Что мы знаем о Евангелии

2

Рождество Христово и новая эра

1

Знать: содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета.

Формирование у детей

гражданско-патриотического

сознания,

духовно-нравственных

ценностей гражданина.

Распространение Евангелия на Руси.

1

2

Образ Вселенной в православной культуре

7

Храм как образ Вселенной.

1

Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на культуру и общество.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриоти-

ческое, трудовое воспи-

тание, ценности научного

познания.

Язык иконы. Представленность тварного мира в иконе.

1

Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии.

1

Изображение преподобных, блаженных.

1

Как выглядят на иконах святые апостолы, евангелисты, святители, равноапостольные.

1

Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богородицы.

1

Понятие об иконоборстве и утверждении иконопочитания.

1

3

По праздничным иконам вспоминаем Евангелие

6

О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.

1

узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриоти-

ческое, трудовое воспи-

тание,

ценности научного

познания.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы.

1

Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня.

1

Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим»

1

Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа.

1

Воздвижение Креста Господня

О начале творения мира

1

4























Библия рассказывает о событиях до спасителя



















18






















Повествование о сотворении мира.

1

Знать: содержание основных событий библии, некоторые сюжеты Ветхого Завета.



























Духовно-нравственное,

гражданско – патриоти-

ческое, трудовое воспи-

тание,

ценности научного

познания.



























Сотворение неба – невидимого духовного мира.

1

Первые люди. Представление о рае.

1

Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.

1

Каин и Авель. Первое человекоубийство.

1

Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп.

1

Жизнь Ноя и его детей после потопа.

1

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей.

1

Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица»

1

Гибель Содома и Гоморры. Солёное море – Мёртвое море.

1

Рождение и юность пророка Моисея.

1

Неопалимая Купина, Выход израильтян из Египта.

1

Пророк Илия.

1

Ветхозаветные пророки о Мессии.

1

Новый Израиль

1

Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи.

1

Отражение сюжетов Ветхого Завета в скульптуре.

1

Отражение сюжетов Ветхого Завета в поэзии и музыке

1

5

Итоговый урок

1 ч

Обобщение знаний.

1


Духовно-нравственное,

гражданско – патриоти-

ческое, трудовое воспи-

тание,

ценности научного

познания.

Итого:

34 ч




4 класс


Православие - культурообразующая религия России – 34 ч

1

Культура — всеобщее достояние

3

Великая русская культура – достояние всех россиян.

1

Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры ,задавать вопросы, формулировать выводы.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриоти-

ческое, трудовое воспи-

тание,



Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство.

1


Религия – неотъемлемая часть культуры.

1


2













Как Русь стала православной












8













Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным

1

Знать равноопостальных Кирилла и Мефодия, Ольги, князя Владимира.
















Духовно-нравственное,

Трудовое, физическое воспитание,

ценности научного

познания.














Почитание на Руси Андрея Первозванного

1


Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

1


Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства.

1


Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги.

1


Святой равноапостольный князь Владимир

1


День памяти святого князя Владимира.

1


Крещение Руси

1


3

Православие и Российское государство

5

Русская православная церковь.

1

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриотическое, трудовое воспитание,

ценности научного

познания.


Что такое церковь

1


Государственная и культурообоазующая религия России.

1


Таинство и богослужение Православной Церкви.

1


Общее представление о единстве «Священного писания» и «Священного Предания».

1


4

Православный храм

2

Как устроен храм.

1

Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриотическое, трудовое воспитание,

ценности научного

познания.


Икона и иконостас

1


5

О православном богослужении

4

Таинства Православной церкви

1

Знать таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриотическое,

ценности научного

познания.


Происхождение церковного богослужения.

1


Понятие о богослужебном круге.

1


Молитва – общение с богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.

1


6

О церковных колоколах

4

Виды и названия колоколов.

1

Различать виды и названия колоколов.


Духовно-нравственное,

ценности научного

познания.


Церковные колокола. Происхождение колокола.

1


О колокололитейном искусстве

1


О чем поют колокола

1


7

За монастырскими стенами

2

Духовный подвиг монашества.

1

Знать русские монастыри – стражи духовности и земли Русской.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриотическое, трудовое воспитание,

ценности научного

познания.


Монастыри-стражи духовности и земли Русской

1


8

Дом и семья

3

Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая церковь.

1

проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

Духовно-нравственное,

гражданско – патриотическое воспитание.

.


Святые образы семейного благочестия

1


О семейной святости царственных мучеников.

1


9

Русь святая

2

Отношение к Родинев русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы.

1

Знать иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.

Духовно-нравственное воспитание,

ценности научного

познания.


Иконы – защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская и др.

1


10

Итоговый урок

1

Итоговое повторение

1


Духовно-нравственное,

гражданско –патриоти-

ческое, трудовое воспи-

тание,

ценности научного

познания.


Итого:

34ч







СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания

ШМО учителей

начальных классов

от ____________________ 2021 года №___

______________________________




СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР

______________________________

_____________________ 2021года












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС



п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты

проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Основные направления воспитательной деятельности

план

факт

1

Красота в нашем мире.

3 ч


Бородина А. В. Основы православной культуры:

Программа учебного курса для общеобразовательных школ, начальная школа


Работать в парах обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру. Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира.

Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся.

Формирование потребности в творческой деятельности

1.

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы.

Экскурсия.

1



2.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры.

Экскурсия в музей.

1



3

Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Посещение храма.

1



2

Хранилища культуры


Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор.


















Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры, задавать вопросы, формулировать выводы.


























Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России,.

4

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Экскурсия в музей

1



5

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.


1



6

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».


1



7

Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России

Экскурсия в библиотеку.

1



8

Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.


1




3

Всегда живое



Знать содержание основных событий Евангелия отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий;

Знать правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма.

Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся.

Формирование у учащихся таких качеств, как: долг, ответственность, честь, достоинство, основанные на идеях добра, совести, справедливости, уважения к человеку;

понимания значимости понятий «добро», «зло», «вина», «стыд», «совесть»;

интереса к семейным традициям и своей родословной, к прошлому своей страны, ее культуре.


9

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре.

1



Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор.


10

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни.

1



11

Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Посещение храма.

1



12

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных

людей. Посещение храма

1



13

Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

1



14

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Посещение храма

1



15

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

.Посещение храма

1



16

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Посещение храма

1



4

Наша Родина

10ч





17

Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. Экскурсия.

1



Словарь искусствоведческих терминов.

Портреты русских и зарубежных художников.

Мультимедийны обучающие программы.




















Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в Москву, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворения, представлять картины, создавать с помощью слов свои картины.

Обобщить сведения о взаимосвязи культуры и истории России.

Оценивать богатство внутреннего мира человека ,формулировать выводы из изученного материала.

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различие, особенности храмов.

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

Понимать смысловую и историческую связь слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское

государство», «Русская земля

Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на культуру и общество.

Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.

18





Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др.

1



19

Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны.

1



20

Поэты и художники России — о Москве

1



21

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

Экскурсия в музей.

1



22

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Экскурсия в библиотеку.

1



23

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Посещение храма

1



24

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Экскурсия в музей воинской части.

1



25

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля.

Экскурсия в библиотеку

1



26

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель.

Посещение храма

1



5

Спаситель



Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор.



Изучать историю христианства

Изучать историю христианства

Изучать историю христианства


Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся



27

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

1



28

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Посещение храма

1



29

Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Посещение храма

1



6

Семья




Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор.


проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий

Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.

Воспитание порядочного честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России. Формирование у учащихся таких качеств, как: долг, честь и достоинство.

30

Представление о семейных православных традициях в русской культуре

1



31

Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

Посещение храма

1



32

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери. Посещение храма

1



33

Заключительный урок

1



Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор.


ЗНАТЬ особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края.

Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.



Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира.

1




Итого


33 ч

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты

проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Основные направления воспитательной деятельности

план

факт

1

Духовное в реальном мире.


07.09


Бородина А. В. Основы православной культуры:







понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников



Духовно – нравственное воспитание, трудовое, эстетическое. Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры ,задавать вопросы, формулировать выводы.

1

Самая древняя книга о духовно мире – Библия.

1

14.09


2

Представление о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мир.

1

21.09


3

Человек – венец творения. Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы


1

28.09


2

Жизнь Иисуса Христа и православные праздники

30 ч



Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор.





понимать: смысловое значение

Знать: содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета.

отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий

уметь: рассказать о семье Богородицы понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников;

узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.

правила поведения при посещении храма.





Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.

Воспитание порядочного честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции.

Формирование у учащихся таких качеств,

как: долг, ответственность, честь, достоинство, основанные на идеях добра, совести, справедливости, уважения к человеку;

понимания значимости понятий «добро», «зло», «вина», «стыд», «совесть»;

интереса к семейным традициям и своей родословной, к прошлому своей страны, ее культуре.

Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся.




4

Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

1

05.10


5

Рождество Христово

1

2.10


6

Поклонение волхвов Младенцу Христу

1

19.10


7

Бегство Иосифа с Марией и с Младенцем Иисусом в Египет и возвращение в Назарет

1

02.11


9

Сретение Господне

1

09.11


10

Рождество Иоанна Предтечи

1

16.11


11

Крещение Иисуса Христа

1

23.11


12

Усекновение честной главы Иоанна Предчети

1

30.11


13

Христос в пустыне. Двенадцать учеников Иисуса Христа

1

07.12


14

Нагорная проповедь Спасителя.. Заповеди блаженства

1

14.12


15

Традиции празднования Рождества Христова в России

1

21.12


16

Посещение православного храма

1

11.01


17

Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской

1

18.01


18

Исцеление расслабленного

1

25.01


19

Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы

1

01.02


20

Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам

1

08.02


21

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей

1

15.02


22

Чудесное приумножение хлебов и рыб

1

22.02


23

Преображение Господне

1

01.03


24

Воскрешение Лазаря

1

08.03


25

Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

1

15.03


26

Тайная вечеря

1

22.03


27

Моление о чаше. Предательство и смерть Иуды

1

05.04


28

Суд над Иисусом Христом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу.

1

12.04


29

Распятие и смерть Иисуса Христа.

1

19.04


30

Снятие с Креста, погребение и Воскресение Спасителя

1

26.04


31

Пасха Господня

1

03.05


32

Вознесение Господне и Сошествие Святого Духа

1

10.05


33

События Евангелия и православные праздники

1

17.05


33

Двунадесятые праздники. Праздничные иконы.

1

24.05


34

Итоговый урок




Обобщить сведения о взаимосвязи культуры и истории России.

Оценивать богатство внутреннего мира человека, формулировать выводы из изученного материала..

Формирование потребности в творческой деятельности


Итого

34 час







.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты

проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Основные направления воспитательной деятельности

план

факт

1

Что мы знаем о Евангелии ?



Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор.


Знать: содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета.

Формирование у детей

гражданско-патриотического

сознания,

духовно-нравственных

ценностей гражданина.

1

Рождество Христово и новая эра

1



2

Распространение Евангелия на Руси.

1



2

Образ Вселенной в православной культуре

7 ч



Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор.







Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на культуру и общество.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриоти-

ческое, трудовое воспи-

тание,

ценности научного

познания.

3

Храм как образ Вселенной.

1



4

Язык иконы. Представленность тварного мира в иконе.

1



5

Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии.

1



6

Изображение преподобных, блаженных.

1



7

Как выглядят на иконах святые апостолы, евангелисты, святители, равноапостольные.

1



8

Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богородицы.

1



9

Понятие об иконоборстве и утверждении иконопочитания.

1



3

По праздничным иконам вспоминаем Евангелие

6 ч



Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор.

















Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор.



узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.














Духовно-нравственное,

гражданско – патриоти-

ческое, трудовое воспи-

тание,

ценности научного

познания.

10

О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.

1



11

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы.

1



12

Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня.

1



13

Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим»

1



14

Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа.

1



15

Воздвижение Креста Господня

О начале творения мира

1



3

Библия рассказывает о событиях до спасителя

18 ч




Знать: содержание основных событий библии, некоторые сюжеты Ветхого Завета.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриоти-

ческое, трудовое воспи-

тание,

ценности научного

познания.




16

Повествование о сотворении мира.

1



17

Сотворение неба – невидимого духовного мира.

1



18

Первые люди. Представление о рае.

1



19

Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.

1



20

Каин и Авель. Первое человекоубийство.

1



21

Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп.

1



22

Жизнь Ноя и его детей после потопа.

1



23

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей.

1



24

Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица»

1



25

Гибель Содома и Гоморры. Солёное море – Мёртвое море.

1



26

Рождение и юность пророка Моисея.

1



27

Неопалимая Купина, Выход израильтян из Египта.

1



28

Пророк Илия.

1



29

Ветхозаветные пророки о Мессии.

1



30

Новый Израиль

1



31

Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи.

1



32

Отражение сюжетов Ветхого Завета в скульптуре.

1



33

Отражение сюжетов Ветхого Завета в поэзии и музыке

1




34


Итоговый урок





Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор.


Обобщить сведения о взаимосвязи культуры и истории России.


Духовно-нравственное,

гражданско – патриоти-

ческое, трудовое воспи-

тание,

ценности научного

познания.



Итого

34ч
































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты

проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Основные направления воспитательной деятельности

план

факт

1

Культура - всеобщее достояние

3 ч



Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор.








Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры ,задавать вопросы, формулировать выводы.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриоти-

ческое, трудовое воспи-

тание,


1

Великая русская культура – достояние всех россиян.

1



2

Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство.

1



3

Религия – неотъемлемая часть культуры.

1



2

Как Русь стала православной

8 ч



Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор


Знать равноопостальных Кирилла и Мефодия, Ольги, князя Владимира.

Духовно-нравственное,

трудовое, физическое воспитание,

ценности научного

познания.




4

Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным

1



5

Почитание на Руси Андрея Первозванного

1



6

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

1



7

Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства.

1



8

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги.

1



9

Святой равноапостольный князь Владимир

1



10

День памяти святого князя Владимира.

1



11

Крещение Руси

1



3

Православие и Российское государство

5 ч



Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор


Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриотическое, трудовое воспитание,

ценности научного

познания.

12

Русская православная церковь.

1



13

Что такое церковь

1



14

Государственная и культурообоазующая религия России.

1



15

Таинство и богослужение Православной Церкви.

1



16

Общее представление о единстве «Священного писания» и «Священного Предания».

1



4

Православный храм

2 ч



Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор


Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриотическое, трудовое воспитание,

ценности научного

познания.

17

Как устроен храм.

1



18

Икона и иконостас

1



5

О православном богослужении

4 ч



Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор


Знать таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриотическое,

ценности научного

познания.

19

Таинства Православной церкви

1



20

Происхождение церковного богослужения.

1



21

Понятие о богослужебном круге.

1



22

Молитва – общение с богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.

1



6

О церковных колоколах

4 ч



Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор


Различать виды и названия колоколов.


Духовно-нравственное,

ценности научного

познания.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриотическое, трудовое воспитание,

ценности научного

познания.

23

Виды и названия колоколов.

1



24

Церковные колокола. Происхождение колокола.

1



25

О колокололитейном искусстве

1



26

О чем поют колокола

1



7

За монастырскими стенами



Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор


Знать русские монастыри – стражи духовности и земли Русской.

Духовно-нравственное,

гражданско – патриотическое воспитание.

.

27

Духовный подвиг монашества.

1



28

Монастыри-стражи духовности и земли Русской

1



8

Дом и семья

3 ч



Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор


проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

Духовно-нравственное воспитание,

ценности научного

познания.

Духовно-нравственное,

ценности научного

познания.

29

Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая церковь.

1



30

Святые образы семейного благочестия

1



31

О семейной святости царственных мучеников.

1



9

Русь Святая

2 ч



Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор


Знать иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.

Духовно-нравственное,

трудовое, физическое воспитание,

ценности научного познания.

32

Отношение к Родинев русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы.

1



33

Иконы – защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская и др.

1



34

Итоговый урок

1 ч



Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор


Обобщение знаний о православной культуре.

Духовно-нравственное,

трудовое, физическое воспитание,

ценности научного познания.


Итого

34ч









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.