Рабочая программа факультативного курса «Основы программирования» (7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Рабочая программа
факультативного курса
Основы программирования
(учебный предмет, уровень изучения)
7 класс
(класс)
34 часа
(количество часов)
Составитель: Донцул Ю.С., учитель информатики
| |
Югорск
2019-2020 уч.год
Пояснительная записка
Факультативный курс по информатике «Основы программирования» для обучающихся 7 класса рассчитан на 34 часа, ориентирован на непрофильную подготовку учащихся по предмету информатика.
Рабочая программа данного курса для 7 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информатизированное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий социальной компетентности ученика. Это добавляет новую цель в образовании - формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель, призвана образовательная область «информатика».
Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьной программы осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка данного элективного курса.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, позволяет получить необходимые знания по основам программирования на языке Паскаль.
Курс включает в себя как рассмотрение и знакомство с типовыми алгоритмами и структурами: ввод-вывод, использование циклов, работа с массивами, так и темы, которые, как правило, остаются за рамками традиционных курсов программирования: работа со строками и файлами, вывод на принтер, решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.
Общая характеристика учебного курса
Изучение данного курса имеет важное значение для развития мышления. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д.
Цели курса:
- раскрытие значения программирования и сути профессии программиста;
- ознакомление суворовцев со средой PASCAL и основами программирования;
- подготовка суворовцев к практическому использованию полученных знаний при решении учебных задач, а затем – в профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;
- знакомство с типовыми алгоритмами: ввод-вывод данных, использование циклов, работа с массивами;
- знакомство со структурированными типами данных;
- профессиональное самоопределение;
- развитие алгоритмического мышления;
- решение задач повышенной сложности и олимпиадных задач.
Конкретная среда языка программирования Паскаль рассматривается с позиции приобретения обучающимися навыков программирования.
Преобладающий тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера в среде языка программирования Паскаль.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.
Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «алгоритм», «исполнитель», «программтрование» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей.
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
В результате освоения курса
обучающиеся должны знать:
- алгоритмические конструкции, исполнители;
- основы программирования на одном из языков программирования;
- общую структуру языка программирования, его синтаксис;
- правила определения типа переменной и ее описания;
- правила записи операторов языка, порядок выполнения операций, стандартные и пользовательские функции, записи и выполнения арифметических и логических функций;
- правила записи на языке программирования условного оператора, оператора выбора, цикла с предусловием, цикла с постусловием;
- основные приёмы отладки и тестирования программ.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять и записывать программы, используя известные алгоритмические конструкции;
- распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;
- использовать процедуры и функции при решении задач;
правильно записывать символы и ключевые слова языка программирования;
- записывать числовые и логические константы, задавать и описывать переменные;
- описывать тип и размерность массивов;
- составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых задач;
- понимать листинг, корректировать программу;
- выводить результаты на дисплей;
- решать олимпиадные задачи начального уровня.
- проводить отладку и тестирование программ.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебно-методическое обеспечениеДля учащихся:
«Информатика и ИКТ»: учебник для 7 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
«Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
«Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
Информатика Задачник – практикум в 2-х томах/ Под ред. И.Г.Семакина – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика и ИКТ. 9 класс/ Под ред Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2008.
http://www.computer-museum.ru - учебные материалы по информатике Виртуальный компьютерный музей
http://inf.1september.ru - газета "Информатика" Издательского дома "Первое сентября"
http://comp-science.narod.ru - Дидактические материалы по информатике и математике
http://www.intuit.ru - интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
http://www.phis.org.ru/informatika/ - Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников
Для учителя
Программы по информатике для 7-9 класса; автор: Угринович Н. Д. (Методическое пособие для учителей. / Н.Д. Угринович – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2013).
Информатика Задачник – практикум в 2-х томах/ Под ред. И.Г.Семакина – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика и ИКТ. 9 класс/ Под ред Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2008.
http://www.computer-museum.ru - учебные материалы по информатике Виртуальный компьютерный музей
http://inf.1september.ru - газета "Информатика" Издательского дома "Первое сентября"
http://comp-science.narod.ru - Дидактические материалы по информатике и математике
http://www.intuit.ru - интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
http://www.phis.org.ru/informatika/ - Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников
http://school87.kubannet.ru/info/ - Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям
http://www.nethistory.ru - История Интернета в России
http://www.botik.ru/~robot/ - Негосударственное образовательное учреждение "Роботландия+"
Программное обеспечение
Операционная система Windows XP/7;
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.) Total Commander;
Браузер (в составе операционных систем или др.) IE, Firefox, Chrome;
Мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);
Антивирусная программа Касперский;
Программа-архиватор7, ZIP;
Система оптического распознавания текста Fan Reader;
Программа интерактивного общения Skype;
Клавиатурный тренажер Клавиатор, Соло;
Виртуальные компьютерные лаборатории ЭОР;
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, система управления базами данных MS Office 2007/2010;
Система программирования Free Pascal, ABC Pascal, Borland Delphi;
Редактор Web-страниц Dream Viewer,
Программа для организации работы пользователей в сети Интернет User Gate, «Школьный интернет».
Материально-техническое обеспечение
В школе 2 компьютерных кабинета.
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяет требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В кабинетах информатики оборудованы рабочее место преподавателя и 13 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы.
Кабинеты информатики оснащены периферийным оборудованием:
- МФУ (черно/белой печати, формата А4) – 2 штуки;
- принтер (черно/белой печати, формата А4) – 2 штуки;
- мультимедиа проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя – 2 штуки;
- экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска – 2 штуки;
- устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.) – 1 штука;
- акустические колонки в составе рабочего места преподавателя – 2 штуки;
- оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер) – ADSL модем, коммутатор на 24 порта, прокси – сервер.
Электронные образовательные ресурсы
- разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;
- CD по информатике, содержащие информационные инструменты и информационные источники;
- каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах
Содержание учебного предмета
Содержание | Количество часов |
Основы алгоритмизации: - описание алгоритмического языка программирования, разработка линейных алгоритмов - описание и разработка алгоритмов ветвления - описание и разработка циклических алгоритмов (цикл с предусловием, цикл с постусловием) - описание и разработка циклических алгоритмов (цикл с параметром) | 4 ч |
Основы программирования на языке PascalABC: -описание основных операторов языка PascalABC -организация ввода – вывода. Программирование линейных алгоритмов. - организация ветвлений с помощью условных операторов и операторов выбора - разработка программ циклической структуры с известным числом повторений - программирование циклов с предусловием - программирование циклов с постусловием - организация доступа к элементам массива - программирование задач с использованием одномерных массивов - программирование задач с использованием многомерных массивов | 18 ч |
Решение тестов и задач повышенной сложности: - решение заданий ОГЭ части A - решение заданий ОГЭ части В - решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности. | 11 ч |
Итоговый контроль | 1 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Дата прохождения | Скорректированные сроки прохождения программы |
1 | Описание алгоритмического языка программирования. | | |
2 | Разработка линейных алгоритмов. | | |
3 | Описание и разработка алгоритмов ветвления. | | |
4 | Полное ветвление. | | |
5 | Описание и разработка циклических алгоритмов. Цикл с предусловием. | | |
6 | Цикл с постусловием. | | |
7 | Цикл с параметром. | | |
8 | Разработка циклических алгоритмов. | | |
9 | Основы программирования на языке Pascal. | | |
10 | Описание основных операторов языка Pascal. | | |
11 | Организация ввода – вывода. | | |
12 | Программирование линейных алгоритмов. | | |
13 | Организация ветвлений с помощью условного оператора. | | |
14 | Оператор выбора. | | |
15 | Цикл FOR. | | |
16 | Программирование циклов с известным числом повторений. | | |
17 | Цикл While. | | |
18 | Программирование циклов с предусловием. | | |
19 | Цикл Repeat … Until… | | |
20 | Программирование циклов с постусловием. | | |
21 | Организация доступа к элементам массива. | | |
22 | Заполнение одномерного массива. | | |
23 | Сортировка одномерного массива. | | |
24 | Программирование задач с использованием одномерных массивов. | | |
25 | Двумерные массивы. | | |
26 | Программирование задач с использованием двумерных массивов. | | |
27 | Решение заданий ОГЭ части A | | |
28 | Решение заданий ОГЭ части A | | |
29 | Решение заданий ОГЭ части В. | | |
30 | Решение заданий ОГЭ части В. | | |
31 | Решение заданий ОГЭ части В. | | |
32 | Решение олимпиадных задач. | | |
33 | Решение задач повышенной сложности. | | |
34 | Итоговый контроль. | | |