Рабочая программа факультативного курса «Основы программирования» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 23 October 2019


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»










Рабочая программа

факультативного курса

Основы программирования

(учебный предмет, уровень изучения)

7 класс

(класс)

34 часа

(количество часов)






Составитель: Донцул Ю.С., учитель информатики




















Югорск

2019-2020 уч.год

Пояснительная записка

Факультативный курс по информатике «Основы программирования» для обучающихся 7 класса рассчитан на 34 часа, ориентирован на непрофильную подготовку учащихся по предмету информатика.

Рабочая программа данного курса для 7 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информатизированное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий социальной компетентности ученика. Это добавляет новую цель в образовании - формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель, призвана образовательная область «информатика».

Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьной программы осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка данного элективного курса.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, позволяет получить необходимые знания по основам программирования на языке Паскаль.

Курс включает в себя как рассмотрение и знакомство с типовыми алгоритмами и структурами: ввод-вывод, использование циклов, работа с массивами, так и темы, которые, как правило, остаются за рамками традиционных курсов программирования: работа со строками и файлами, вывод на принтер, решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.

Общая характеристика учебного курса

Изучение данного курса имеет важное значение для развития мышления. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д.

Цели курса:

- раскрытие значения программирования и сути профессии программиста;

- ознакомление суворовцев со средой PASCAL и основами программирования;

- подготовка суворовцев к практическому использованию полученных знаний при решении учебных задач, а затем – в профессиональной деятельности.

Задачи курса:

- формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;

- знакомство с типовыми алгоритмами: ввод-вывод данных, использование циклов, работа с массивами;

- знакомство со структурированными типами данных;

- профессиональное самоопределение;

- развитие алгоритмического мышления;

- решение задач повышенной сложности и олимпиадных задач.

Конкретная среда языка программирования Паскаль рассматривается с позиции приобретения обучающимися навыков программирования.

Преобладающий тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера в среде языка программирования Паскаль.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.


Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

владение общепредметными понятиями «алгоритм», «исполнитель», «программтрование» и др.;

владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей.

Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса

В результате освоения курса

обучающиеся должны знать:

- алгоритмические конструкции, исполнители;

- основы программирования на одном из языков программирования;

- общую структуру языка программирования, его синтаксис;

- правила определения типа переменной и ее описания;

- правила записи операторов языка, порядок выполнения операций, стандартные и пользовательские функции, записи и выполнения арифметических и логических функций;

- правила записи на языке программирования условного оператора, оператора выбора, цикла с предусловием, цикла с постусловием;

- основные приёмы отладки и тестирования программ.

Обучающиеся должны уметь:

- составлять и записывать программы, используя известные алгоритмические конструкции;

- распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

- использовать процедуры и функции при решении задач;

правильно записывать символы и ключевые слова языка программирования;

- записывать числовые и логические константы, задавать и описывать переменные;

- описывать тип и размерность массивов;

- составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых задач;

- понимать листинг, корректировать программу;

- выводить результаты на дисплей;

- решать олимпиадные задачи начального уровня.

- проводить отладку и тестирование программ.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебно-методическое обеспечение



Для учащихся:

«Информатика и ИКТ»: учебник для 7 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

«Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

«Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

Информатика Задачник – практикум в 2-х томах/ Под ред. И.Г.Семакина – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Информатика и ИКТ. 9 класс/ Под ред Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2008.

http://www.computer-museum.ru - учебные материалы по информатике Виртуальный компьютерный музей

http://inf.1september.ru - газета "Информатика" Издательского дома "Первое сентября"

http://comp-science.narod.ru - Дидактические материалы по информатике и математике

http://www.intuit.ru - интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)

http://www.phis.org.ru/informatika/ - Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

Для учителя

Программы по информатике для 7-9 класса; автор: Угринович Н. Д. (Методическое пособие для учителей. / Н.Д. Угринович – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2013).

Информатика Задачник – практикум в 2-х томах/ Под ред. И.Г.Семакина – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Информатика и ИКТ. 9 класс/ Под ред Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2008.

http://www.computer-museum.ru - учебные материалы по информатике Виртуальный компьютерный музей

http://inf.1september.ru - газета "Информатика" Издательского дома "Первое сентября"

http://comp-science.narod.ru - Дидактические материалы по информатике и математике

http://www.intuit.ru - интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)

http://www.phis.org.ru/informatika/ - Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

http://school87.kubannet.ru/info/ - Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям

http://www.nethistory.ru - История Интернета в России

http://www.botik.ru/~robot/ - Негосударственное образовательное учреждение "Роботландия+"

Программное обеспечение

Операционная система Windows XP/7;

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.) Total Commander;

Браузер (в составе операционных систем или др.) IE, Firefox, Chrome;

Мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

Антивирусная программа Касперский;

Программа-архиватор7, ZIP;

Система оптического распознавания текста Fan Reader;

Программа интерактивного общения Skype;

Клавиатурный тренажер Клавиатор, Соло;

Виртуальные компьютерные лаборатории ЭОР;

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, система управления базами данных MS Office 2007/2010;

Система программирования Free Pascal, ABC Pascal, Borland Delphi;

Редактор Web-страниц Dream Viewer,

Программа для организации работы пользователей в сети Интернет User Gate, «Школьный интернет».

Материально-техническое обеспечение

В школе 2 компьютерных кабинета.

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяет требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинетах информатики оборудованы рабочее место преподавателя и 13 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы.

Кабинеты информатики оснащены периферийным оборудованием:

- МФУ (черно/белой печати, формата А4) – 2 штуки;

- принтер (черно/белой печати, формата А4) – 2 штуки;

- мультимедиа проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя – 2 штуки;

- экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска – 2 штуки;

- устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.) – 1 штука;

- акустические колонки в составе рабочего места преподавателя – 2 штуки;

- оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер) – ADSL модем, коммутатор на 24 порта, прокси – сервер.

Электронные образовательные ресурсы

- разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;

- CD по информатике, содержащие информационные инструменты и информационные источники;

- каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах

Содержание учебного предмета


Содержание

Количество часов

Основы алгоритмизации:

- описание алгоритмического языка программирования, разработка линейных алгоритмов

- описание и разработка алгоритмов ветвления

- описание и разработка циклических алгоритмов (цикл с предусловием, цикл с постусловием)

- описание и разработка циклических алгоритмов (цикл с параметром)

4 ч

Основы программирования на языке PascalABC:

-описание основных операторов языка PascalABC

-организация ввода – вывода. Программирование линейных алгоритмов.

- организация ветвлений с помощью условных операторов и операторов выбора

- разработка программ циклической структуры с известным числом повторений

- программирование циклов с предусловием

- программирование циклов с постусловием

- организация доступа к элементам массива

- программирование задач с использованием одномерных массивов

- программирование задач с использованием многомерных массивов


18 ч

Решение тестов и задач повышенной сложности:

- решение заданий ОГЭ части A

- решение заданий ОГЭ части В

- решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.

11 ч

Итоговый контроль

1 ч

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Дата прохождения

Скорректированные сроки прохождения программы

1

Описание алгоритмического языка программирования.



2

Разработка линейных алгоритмов.



3

Описание и разработка алгоритмов ветвления.



4

Полное ветвление.



5

Описание и разработка циклических алгоритмов. Цикл с предусловием.



6

Цикл с постусловием.



7

Цикл с параметром.



8

Разработка циклических алгоритмов.



9

Основы программирования на языке Pascal.



10

Описание основных операторов языка Pascal.



11

Организация ввода – вывода.



12

Программирование линейных алгоритмов.



13

Организация ветвлений с помощью условного оператора.



14

Оператор выбора.



15

Цикл FOR.



16

Программирование циклов с известным числом повторений.



17

Цикл While.



18

Программирование циклов с предусловием.



19

Цикл Repeat … Until…



20

Программирование циклов с постусловием.



21

Организация доступа к элементам массива.



22

Заполнение одномерного массива.



23

Сортировка одномерного массива.



24

Программирование задач с использованием одномерных массивов.



25

Двумерные массивы.



26

Программирование задач с использованием двумерных массивов.



27

Решение заданий ОГЭ части A



28

Решение заданий ОГЭ части A



29

Решение заданий ОГЭ части В.



30

Решение заданий ОГЭ части В.



31

Решение заданий ОГЭ части В.



32

Решение олимпиадных задач.



33

Решение задач повышенной сложности.



34

Итоговый контроль.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.