12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рохвадзе Надежда Николаевна104
педагог воспитатель в коррекционной школе
Россия, Москва, Москва
2

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"







Согласовано:

Заместитель директора по УВР МКОУ «С(К)ШИ ОВЗ»

_______Грищенко Н.П.

«____»_______2019г.





Утверждаю:

Директор МКОУ «С(К)ШИ ОВЗ»


__________И. В. Королева

«___»____2019 г.




















Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

(основное общее образование)

Направление: спортивно-оздоровительное

Срок реализации рабочей программы 5 лет







Составитель:

Рохвадзе Надежда Николаевна

Воспитатель

1 квалификационной категории







г. Троицк

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение школьников в занятия шахматами, потому что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:

образовательная:

расширяет кругозор; пополняет знания; активизирует мыслительную деятельность школьников; учит ориентироваться на плоскости; тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание. воспитательная – вырабатывает у ребенка: настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;

эстетическая:

играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные; изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие, умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;

физическая:

среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.

Все дети изначально талантливы. Но знакомя с элементарными правилами игры, школьнику, следует помочь усвоить известную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это труд, труд упорный и настойчивый.

Дети с интеллектуальными нарушениями – это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных методик обучения и воспитания. Данная программа разработана на основе общеразвивающей программы по шахматам.

Основные задачи развития

- формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

- раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;

- развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и само регуляции;

- становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;

- усвоение социальных норм, нравственное развитие;

- развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов

У детей с двигательной патологией часто отмечается недостаточность развития познавательных процессов. Дети легко отвлекаются, теряют последовательность заданной работы. Особенно выражена недостаточность произвольного внимания. Неустойчивость внимания связана с повышенной утомляемостью детей.

Несмотря на отклонение детей с двигательной патологией, объем тем, которые представлены по направлению «Шахматы» способствуют улучшению работы опорно-двигательного аппарата, у ребёнка также развивается слуховая и зрительная, внимательность, усидчивость и навыки предвидения результата. 

В программе   определены цель и задачи.

Цель программы:

Привитие учащимся интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, получение первоначальных знаний по истории шахмат, приобретение первого опыта участия в соревнованиях. Создание посредством шахмат благоприятных условий для развития мышления, творческих и спортивных способностей учащихся, формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Задачи:

Образовательные:

- освоение знаний о шахматной игре, изучение ее истории, правил и законов;

- освоение объема теоретических знаний;

- формирование умений и навыков практической игры;

- выполнение учащимися спортивных разрядов.

Развивающие:

- развитие мышления и творческих способностей;

- развитие логики и памяти;

- развитие решительности и чувства ответственности за принятое решение.

Воспитательные:

- формирование дисциплинированности и целеустремленности;

- воспитание доброжелательного отношения к товарищам, отзывчивости;

- привитие навыков общения в коллективе и внешней культуры поведения;

- формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение риска асоциального поведения. 

Ведущие принципы:

научность;

систематичность и последовательность;

доступность;

наглядность;

индивидуальный и дифференцированный подход;

воспитывающий и развивающий характер обучения.

Учет возрастных и психологических особенностей детей с ОВЗ

Для детей с ограниченными возможностями обучения навыкам игры в шахматы представляет еще большую значимость, чем для обычных детей.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, формы волевого управления поведением. Занятия выстроены в доступной каждому ребенку форме игры, с использованием индивидуального подхода. Обучающиеся имеют различные особенности в развитии. Поэтому необходимо учитывать эти особенности при планировании уроков: применять наглядность, развивать мышление, использовать игровые технологии.

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Методы и приемы обучения.

Для проведения теоретической части занятия педагогом используется словесный и наглядный методы, на практической части занятия – практический метод организации занятия.

Деятельность детей на теории носит разнообразный характер и может изменяться от слушателя до исследователя. На практической части – деятельность детей исследовательская в парах.

            Основные приемы на теории: устный рассказ, показ материала на демонстрационной доске, самостоятельное решение учащимися аналогичных задач.

            На практике основными приемами является игра в шахматы и разбор сыгранных учащимися партий.



Условия реализации программы

Данная программа будет реализована при выполнении следующих условий:

- внедрении современных требований;

- четкой постановке целей;

- целесообразном планировании расхода времени;

- осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;

- учета возрастных и психологических особенностей детей;

- создания благоприятного психологического климата на занятии.

Организация образовательного процесса

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен детям. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.

Сроки и этапы реализации программы

программа рассчитана на 5 лет обучения.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей 11-16 лет. Занятия проводятся по 30-40 минут, наполняемостью от 6 до 12 человек.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Формы текущего и итогового контроля

Устный опрос, итоговый шахматный турнир

Ожидаемые результаты

В конце курса первого года обучения предполагается, что занимающиеся должны знать:

-основные правила игры;

-названия и силу шахматных фигур;

-цель шахматной игры. должны уметь:

-располагать фигуры на шахматной доске;

-играть друг с другом, используя приобретенные знания;

- решать элементарные шахматные задачи.







Содержание программы

Первый год обучения

Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каж­дой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

К концу учебного года дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.


К концу учебного года дети должны уметь:

-ориентироваться на шахматной доске;

-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

-правильно помещать шахматную доску между партнерами;

-правильно расставлять фигуры перед игрой;

-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

-рокировать;

-объявлять шах;

-ставить мат;



Тематика курса

1.ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шах­матной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.


2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шах­матные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети долж­ны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы­таются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.


3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

Начальное положе­ние (начальная позиция); расположение каждой из фигур в на­чальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстанов­кой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утвержде­ние верно, то мяч следует поймать.


4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

(основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, пре­вращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышле­ния и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, располо­женные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шах­матной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирает­ся такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна до­стичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры против­ника

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мыш­ления.


5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.


6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕ­НИЯ

Самые общие представления о том, как начинать шахмат­ную партию.

Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угро­зы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.


Тематическое планирование

1 год


Тема занятия

Содержание

Педагогические условия

Интеграция


1. Шахматная доска

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

1.

Знакомство с шахматной доской

2.

Шахматная доска

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».


2. Шахматные фигуры.


Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».

3.

4.

Знакомство с шахматными фигурами


3. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.



Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

5.

Начальное положение


4. Ходы и взятие фигур.



(Основная тема учебного курса.)

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

6.

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

7.

Ладья в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

8.

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

9.

Слон в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

10.

Ладья против слона.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

11.

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

12.

Ферзь в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».


13.

Ферзь против ладьи и слона.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

14.

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

15.

Конь в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

16.

Конь против ферзя, ладьи слона.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

17.

Знакомство с пешкой.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».

18.

Пешка в игре.

Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

19.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

20.

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).

21.

Король против других фигур.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».


5. Цель шахматной партии.


Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.


22.

23.

Шах.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».

24.

25.

Мат.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

26.

27.

Ставим мат.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

28.

Ничья, пат.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

29.

30.

Рокировка.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».


6. Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.


31.

Шахматная партия.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

32.

Шахматная партия.

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.

33.


Повторение программного материала.

Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.




Второй год обучения

Если на первом году обучения большая часть вре­мени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важ­ным достижением в овладении шахматными основами явится уме­ние малышей ставить мат.

Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация».

К концу учебного года дети должны знать:

обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур;

ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу учебного года дети должны уметь:

записывать шахматную партию;

матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

проводить элементарные комбинации.

Тематика курса

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ

Обозначение горизонталей и вер­тикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положе­ния.

Дидактические игры и задания

«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например, «Вертикаль «е»). Так школьники называют все вертикали.

Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят коро­ли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.

«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например, «Вторая горизонталь»).

«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например, «Диагональ el — а5»).

«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся

3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР

Ценность фигур. Срав­нительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Спо­собы защиты.

Дидактические игры и задания

«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учеб­ные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохра­нить материальное равенство.

4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические игры и задания

«Шах или мат». Шах или мат черному королю?

«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.

«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти коро­лем на угловое поле.

«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.


5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА


Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и энд­шпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.


6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ


Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы ма­товых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, от­влечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достиже­ния ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и ДР).

Дидактические игры и задания

«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

Тематическое планирование

курса «Шахматная школа»

2 год


Тема занятия

Содержание

Педагогические условия

Интеграция


Повторение изученного материала.

Повторение программного материала, изученного за год обучения

Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).


1.

Повторение изученного материала.

2.

Повторение изученного материала.

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.



1. Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика.

3.

Краткая история шахмат.


2. Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.


Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например, «Король с е1 – на е2».


4.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

5.

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).


3. Ценность шахматных фигур.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.


Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и задания» Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика.


6.

Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

7.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания» Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

8.

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.

9.

Ценность шахматных фигур. Защита.

Защита. Дидактические игры и задания «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.



4. Техника матования одинокого короля.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.


Две ладьи против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.


10.

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

11.

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.


12.

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.

Ферзь и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

13.

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

Ладья и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.


5. Достижение мата без жертвы материала

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.


Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

14.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

15.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

16.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.


6. Шахматная комбинация.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).


Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

17.

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

18.

Матовые комбинации. Тема завлечения.

Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

19.

Матовые комбинации. Тема блокировки.

Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

20.

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

21.

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

22.

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

23.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

24.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

25.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

26.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактические игры и задания «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика.

27.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

28.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

29.

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

30.

Типичные комбинации в дебюте.

Типичные комбинации в дебюте. Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика.

31.

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика.


Повторение программного материала

Повторение программного материала, изученного за первый и второй год обучения


32.

Повторение программного материала

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

33.

Повторение программного материала

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

34.

Повторение программного материала

Дидактические игры и задания. Игровая практика.


Третий год обучения


Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА

1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания

Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.

Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).

Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.

Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.

Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.

Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

К концу учебного года дети должны знать:

принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;

что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания.

Тематическое планирование

курса «Шахматная школа»

3 год


Тема занятия

Содержание

Педагогические условия

Интеграция

1

Повторение изученного материала.

Повторение программного материала, изученного за год обучения

. Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

2

Игровая практика

3

Повторение изученного материала.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения).

4

Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).

Игровая практика с записью шахматной партии


5

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии.

Игровая практика


Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии).


6

Решение задания “Мат в 1 ход”

7

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

8

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

Игровая практика

Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата

9

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

10

Решение заданий.

11

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

Игровая практика

Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.

12

Решение заданий

13

Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”.

14

Решение заданий

15

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

Игровая практика

Дидактическое задание “Выведи фигуру”.


16

Решение задания “Выведи фигуру”..

17

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.


18

Решение заданий.


19

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

Игровая практика

Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”.

20

Решение заданий.

21

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”.

22

Решение заданий.


23

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.

24

Решение заданий.


25

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”.

26

Решение заданий.


27

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.


28

Решение заданий.


29

Типичные комбинации в дебюте.

Повторение программного материала, изученного за второй и третий год обучения


Дидактические игры и задания. Игровая практика.

30

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

31

Повторение программного материала

32

Повторение программного материала

33

Повторение программного материала

34

Повторение программного материала




Четвертый год обучения

Материал четвертого года обучения сложнее материала предыдущих лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА

1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Дидактические задания

Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.

Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.

Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания

Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.

Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.

Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.

Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.

К концу учебного года дети должны знать:

принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;

что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания.

Тематическое планирование

курса «Шахматная школа»

4 год


Тема занятия

Содержание

Педагогические условия

Интеграция

1

Повторение изученного материала.

Повторение программного материала, изученного за год обучения

. Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

2

Игровая практика

3

Повторение изученного материала.

Игровая практика

4

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

Игровая практика


5

Игровая практика

Дидактическое задание “Выигрыш материала

6

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. ”

7

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

8

Решение задания “Выигрыш материала”.

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

9

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

10

Решение заданий.

11

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты.

Игровая практика

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.


12


Решение заданий.

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.


13

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия.

14

Решение заданий.

Игровая практика


15

.Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

Игровая практика

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

16

Решение заданий.

17

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах.

Дидактическое задание “Сделай ничью”.

18

Решение заданий. “Сделай ничью”.


19

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.


20

Решение заданий


21

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

22

Решение заданий


23

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.


24

Решение заданий


25

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).


Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.


26

Решение заданий

Игровая практика


27

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”.


Дидактическое задание “Квадрат”.


28

Решение заданий

Игровая практика


28

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.


Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.


30

Решение заданий

Игровая практика


31

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.


Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

32

Решение заданий

Игровая практика


33

Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.


Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.


34

Повторение программного материала. Решение заданий

Игровая практика






























Ресурсное обеспечение для реализации программы


п/п

Наименование учебного оборудования

1

Учебно-методическое обеспечение:


Программа

Книги о шахматах

- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.

- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985.

- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго – третьего разрядов. – 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.

- Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга – Киев: «Здоровье», 1991.

- Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом педагогики», 1995.

- Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

- Книжка – раскраска «Шахматные герои».

- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94

Энциклопедии

Методическое пособие для учителя

2

Наглядные пособия


Коробки с деревянными шахматами

Коробки с магнитными шахматами


3

Игры и игрушки


Игры настольно-печатные

«Чудесный мешочек»

4

Учебное оборудование


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

5

Технические средства


Компьютер

Колонки

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска









Список литературы

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.

Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.

Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.

Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.

Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .

Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.

Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.

Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.