Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение (самароведение)»

0
1
Материал опубликован 8 October 2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов

«Краеведение (самароведение)»


 

Форма организации: урочная

Направление: духовно-нравственное

Срок реализации: 4 года

Программу составила: учитель начальных классов Минибаева Гульсина Вализановна



 

Самара, 2017

 

Пояснительная записка

При составлении данной программы МО учителей начальных классов использованы следующие нормативно-правовые документы:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);

Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования»(с изменениями и дополнениями);

Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;

Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;

Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности»;

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор – М., 2010.

Программа «Самароведение» разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 155 г.о. Самара.

Согласно ФГОС, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Мы, самарчане, живем в чудесном уголке мира. Не зря наш край называют то Жигулевской жемчужиной, то российской Швейцарией, то благословенной землей. И все это правда: боголепный край. Самара, получившая официально статус города в 1688 году, в начале ХХI столетия является одним из крупнейших городов Российской Федерации. Здесь развитая сеть крупной промышленности, богатые природные ресурсы, огромный научно-технический потенциал Отечества. Здесь живут и трудятся миллионы людей, создающих своими усилиями все богатство нашего края.

Не зная истории своего края, города, района, семьи, можно ли осмыслить историю Отечества или всего человечества? Если и можно, то сложно. Краеведение всегда является сопутствующим курсом истории Отечества. В последнее десятилетие курс краеведения для школьников Самарской области, как самостоятельной учебной дисциплины, был разработан известными учеными Самары. Краеведение может преподаваться в рамках факультатива или стать составляющей частью курса по истории Отечества. Предметный курс рассчитан на изучение всего самарского края, где информация о городе Самаре дается в небольшом объеме.

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.

   Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа   «Россия – это не только Москва и Петербург. Россия – это малые города и крохотные деревни, составляющие страну» (Сергей Кургинян)

«Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности…Он должен быть в сущности краеведом» (Н.А. Крупская)

   Данная программа призвана раскрыть тайны родной земли, её природные и хозяйственные особенности, её уникальные страницы истории.  


 

Цель программы: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

 

Задачи:

Образовательные:

формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.      

Воспитательные: 

развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;

пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

формирование толерантности и толерантного поведения;

укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей;

наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

 

Развивающие:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса обучающихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. 

 

Программа «Самароведение» реализуется в общеобразовательном учреждении в 1 классе в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 15часов в год, во 2-4 классах – в объеме 16 часов в год.

 

 

 

 

Результаты изучения курса

 

I. Личностные:

- сформировать представления учащихся о таких понятиях как: патриот, гражданин, историческая память, долг, честь, гордость;

- вовлечение в социальную деятельность.

 

II. Метапредметные:


 

Регулятивные умения:

- понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- понимать важность планирования своей деятельности;

- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

 

Познавательные учебные умения:

- сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала;

- сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию;

- привить интерес к истории своего города и Отечества.

 

Коммуникативные учебные умения:

- научить умению слушать и слышать;

- научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала;

- сформировать уважительное общение с людьми старшего возраста;

- присвоение элементарных культурных норм коммуникации;

- сотрудничество в сообществе класса и школы.

 

III. Предметные умения (на конец освоения курса):

освоение знаний об основных краеведческих понятиях;

особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;

стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

 

IV. Воспитательные результаты:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых, формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения.

Формы достижения результатов: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки, экскурсии.

Формы контроля выбраны соответственно формам работы по программе:

Информационный (словесно-иллюстративная информация, электронные презентации, ролики, сообщения и пр.)

Творческо-познавательный (работа с печатными и электронными носителями, работа с текстами, ролевые и дидактические игры, заочные и очные путешествия по микрорайону и по городу, встреча с интересными людьми и др.)

Презентационный (творческие отчеты школьников, экскурсии).

 

Процент пассивности (число аудиторных занятий) в среднем составляет 27%.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс (15 ч.)

 

Название блоков

Количество часов

Содержание блока

Формы организации занятия

Виды деятельности

всего

теория

практика

Мое имя

2 ч.

1

1

История возникновения имен. Имена нашего класса. Именины

познавательные игры, познавательные беседы

Познавательная

Мои родители

3 ч.

2

1

Место и дни рождения моих родителей. Профессии нашей семьи

познавательные беседы, сюжетно-ролевые игры, образовательные экскурсии

 

Познавательная Трудовая (производственная) деятельность Туристско-краеведческая деятельность

Моя семья

5 ч.

2

3

Древо родства. Семейные праздники. Увлечения в моей семье. Домашние питомцы

социально-моделирующая игра, культпоходы в музеи, школьные выставки, образовательные экскурсии

Познавательная Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Социальное творчество Туристско-краеведческая деятельность

 

Наш двор

3 ч.

2

1

Мой дом и его история. Растения моего двора. Двор – место отдыха для всех. Коллаж «Дворик моей мечты»

КТД, детские исследовательские проекты , сюжетно-ролевые игры, образовательные экскурсии

Социальное творчество Познавательная Туристско-краеведческая деятельность Туристско-краеведческая деятельность

Наша улица

2 ч.

1

1

Улицы Красноглинского района, история их названий

краеведческие экскурсии, познавательные беседы, детские исследовательские проекты

Туристско-краеведческая деятельность

Познавательная

Всего

15

8

7

 

 

 

 

2 класс (16 ч.)

 

Название блоков

Количество часов

Содержание блока

Формы организации занятия

Виды деятельности

всего

теория

практика

Наша школа

4 ч.

1

3

Архитектура, месторасположение, история школы. Традиции школы.

познавательные беседы, детские исследовательские проекты, краеведческая экскурсия

Познавательная Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Туристско-краеведческая деятельность

Мой Красноглинский район

6ч.

3

3

Главные символы района, история района. История названий близлежащих улиц, проспектов, площадей

познавательные беседы,

внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны), образовательные и краеведческие экскурсии

Познавательная Туристско-краеведческая деятельность

Путешествия по району и городу

6 ч.

3

3

Поездки, экскурсии в интересные места города, района

образовательные и краеведческие экскурсии

Туристско-краеведческая деятельность

всего

16

7

9

 

 

 

 

3 класс (16 ч.)

 

Название блоков

Количество часов

Содержание блока

Формы организации занятия

Виды деятельности

всего

теория

практика

Взгляд в прошлое и настоящее

3ч.

1

2

Исторические названия города, национальный состав Поволжья, интерактивная прогулка по городу, исторические факты

познавательные беседы, краеведческие экскурсии

 

Познавательная Туристско-краеведческая деятельность

 

Самара купеческая

1 ч.

1

 

Купец Шихобалов, купчиха Курлина, купеческие гильдии, купеческая архитектура

познавательные беседы, краеведческие экскурсии

 

Познавательная Туристско-краеведческая деятельность

 

Самарские истории

Великой Победы

1 ч.

1

 

Парад в Куйбышеве 1941 г., бункер Сталина, Куйбышев – вторая столица

познавательные беседы, краеведческие экскурсии

 

Познавательная Туристско-краеведческая деятельность

 

Культурное и техническое наследие Самары

3 ч.

1

2

Куйбышевская железная дорога, охрана правопорядка, история пожаров и борьбы с ними, Самара космическая, самолет «Ил – 2»

познавательные беседы, краеведческие экскурсии

 

Познавательная Туристско-краеведческая деятельность

 

Священное наследие

3 ч.

1

2

Храмы Поволжья, дом-музей Володичкиных, площадь Славы

познавательные беседы, краеведческие экскурсии

 

Познавательная Туристско-краеведческая деятельность

 

Люблю тебя, моя

Самара! (проект)

2ч.

1

1

Проект о Самаре

детские исследовательские проекты

Познавательная

Путешествия по

Самаре

2 ч.

1

1

Знакомство с достопримечательностями города

краеведческие и образовательные экскурсии

Туристско-краеведческая деятельность

всего

16

8

8

 

 

 

 

 

4 класс (16ч.)

 

Название блоков

Количество часов

Содержание блока

Формы организации занятия

Виды деятельности

всего

теория

практика

Многоликая Самара

6 ч.

4

2

Учебные заведения Самары (лицеи, школы, колледжи, вузы и т.д.). Традиции народов разных религий. Известные люди Самарской области

Футбольный матч – 2018. Речной порт Самары. Музеи Самары

КТД, познавательные беседы, викторины, школьные спортивные турниры

 

 

Социальное творчество Познавательная Спортивно-оздоровительная

деятельность

Проектная деятельность

4 ч.

2

2

Коллективный проект. Презентация проекта. Праздники

детские исследовательские проекты, КТД (коллективно-творческое дело)

Познавательная Социальное творчество

Экскурсии

6ч.

 

6

Знакомство с достопримечательностями города

образовательные и краеведческие экскурсии

Туристско-краеведческая деятельность

Всего

16

8

26

 

 

 


 

Тематическое планирование 1 класс

 

п/п

Тема

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Примечание

 

МОЁ ИМЯ (2ч)

 

1

Разрешите представиться? Меня зовут…

1

1

 

 

 

2

Именины. Что означает моё имя?

1

 

1

проект «Имена нашего класса»

 

МОИ РОДИТЕЛИ (3ч)

 

3

Семейное фото. Мои родители.

1

1

 

 

 

4

Место и дни рождения моих родителей.

1

1

 

 

 

5

Профессии моих родителей.

1

 

1

 

 

МОЯ СЕМЬЯ (5ч)

 

6

Древо родства.

1

 

1

проект

 

7

Семейные праздники.

1

1

 

 

 

8

Наша библиотека

1

 

1

посещение библиотеки лицея

 

9

Гостеприимный дом (игры, в которые интересно играть всем)

1

 

1

 

 

10

Домашние питомцы. Их клички. Уход за домашними животными.

1

1

 

 

 

НАШ ДВОР (3ч)

 

11

Мой дом и его история. Коллаж «Дворик моей мечты».

1

 

1

коллективная деятельность

13

Мои соседи. Культура общения.

1

1

 

 

14

Место отдыха жителей. Кто наводит порядок?

1

1

 

 

НАША УЛИЦА (2ч)

 

15

Моя улица на карте города.

1

1

 

 

 

16

История моей улицы, её названия.

1

 

1

 

 

Итого:

15ч.

8ч. (53%)

7ч. (47%)

 

 


 

Тематическое планирование 2 класс

п/п

Тема

Общее количество часов

Теоретические занятия

 

Практические занятия

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

НАША ШКОЛА (4ч.)

1

Место моей школы на карте города и района. Архитектурная композиция моей школы.

1

 

1

 

2,3

История территории, на которой стоит школа. История лицея. Традиции.

2

1

1

поход

4

Профессии работников нашей школы

1

 

1

беседа

МОЙ КРАСНОГЛИНСКИЙ РАЙОН (12 ч.)

5

Границы Красноглинского района на карте города

1

1

 

 

6

История Красноглинского района

1

1

 

 

7

Главные архитектурные символы района

1

 

1

 

8

Площади и история их создания

1

1

 

 

9

Проспекты, улицы, проезды и переулки

1

 

1

прогулка по району

10

Имена людей, в честь которых названы ближние к школе улицы

1

 

1

 

11

Виртуальное путешествие по улицам Красноглинского района

1

1

 

 

12

История названий некоторых улиц района

1

1

 

 

13

Микро-конференция учащихся «Я знаю историю названия своей улицы»

1

 

1

 

14

Администрация Красноглинского района.

1

1

 

 

15

Информационно-познавательный марафон «Мой Красноглинский район»

2

1

1

 

Итого:

16 ч

8ч. (50%)

8ч. (50%)

 


 

Тематическое планирование 3 класс

п/п

Тема

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Примечание

 

 

 

1

Земля отцов – моя земля.

 

1

 

1

 

 

 


 

 

2

Путешествие в Куйбышев, теперь Самара.

 

1

1

 

 

3

Многонациональное Поволжье.

 

1

 

1

 

4

Самара купеческая.

 

1

1

 

 

5,6

Экскурсия «Знакомство с достопримечательностями старой Самары»

2

 

2

 

7

Самарские истории Великой Победы.

1

1

 

 

8

История железной дороги. Живые паровозы.

1

 

1

 

9

История Куйбышевской железной дороги. (фильм «Магистраль»)

 

1

1

 

 

10,11,12

Экскурсия. Музей железнодорожной техники.

3

 

3

 

13,14

«Азбука самарского пешехода»

 

2

1

1

 

15,16

Проект «Люблю тебя, моя Самара!» Защита проектов.

 

2

1

1

 

Итого:

16 ч.

7 ч.(44%)

9 ч. (56%)

 


 

Тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Примечание

МНОГОЛИКАЯ САМАРА (16 ч.)

1,2,3

История города в истории моей семьи

3

2

1

 

4,5

Государственные символы Самары и Самарской области.

2

1

1

 

6,7,8

Самара православная и иноверческая.

Посещение Храмов, Костела, Мечети

3

 

3

 

9

Самара транспортная.

1

1

 

 

10

Самара спортивная.

1

1

 

 

11

 

Самара – музейный центр.

1

1

 

 

12

Где живет поезд? История создания железнодорожного транспорта в Самаре.

1

1

 

 

13

Очарование старой Самары. Виртуальная экскурсия.

1

 

1

 

14, 15, 16

Самара космическая.

Экскурсия с посещением музея космонавтики СГАУ.

3

 

3

 

Итого:

16 ч.

7 ч. (44%)

9 ч. (56%)

 


 

Описание материально-технического обеспечения образовательного

процесса

Печатные пособия

Путешествие в прошлое. Самарский край глазами современников Сост. А.Н. Завальный, Ю.Е.Рыбалко. – Самара. 1992

Алексушин Г.В. Самароведение: учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во САГМУ, 2012

Бортников М., Логинова С. «33 маршрута выходного дня». ООО «Азимут» - 2011г.


 

Технические средства обучения.

1. Классная магнитная доска.

2. Компьютер.

3. Принтер лазерный.

4. Мультимедийная установка, интерактивная доска.

5. Аудиоцентр.


 

Экранно-звуковые пособия.

Интернет и коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Автор программы: Ларина Е.Н.https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-samarovedenie-klass-2024961.html

8 October 2019