Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение (самароведение)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов
«Краеведение (самароведение)»
Форма организации: урочная
Направление: духовно-нравственное
Срок реализации: 4 года
Программу составила: учитель начальных классов Минибаева Гульсина Вализановна
Самара, 2017
Пояснительная записка
При составлении данной программы МО учителей начальных классов использованы следующие нормативно-правовые документы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
• Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
• Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования»(с изменениями и дополнениями);
• Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
• Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
• Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности»;
• Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор – М., 2010.
Программа «Самароведение» разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 155 г.о. Самара.
Согласно ФГОС, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Мы, самарчане, живем в чудесном уголке мира. Не зря наш край называют то Жигулевской жемчужиной, то российской Швейцарией, то благословенной землей. И все это правда: боголепный край. Самара, получившая официально статус города в 1688 году, в начале ХХI столетия является одним из крупнейших городов Российской Федерации. Здесь развитая сеть крупной промышленности, богатые природные ресурсы, огромный научно-технический потенциал Отечества. Здесь живут и трудятся миллионы людей, создающих своими усилиями все богатство нашего края.
Не зная истории своего края, города, района, семьи, можно ли осмыслить историю Отечества или всего человечества? Если и можно, то сложно. Краеведение всегда является сопутствующим курсом истории Отечества. В последнее десятилетие курс краеведения для школьников Самарской области, как самостоятельной учебной дисциплины, был разработан известными учеными Самары. Краеведение может преподаваться в рамках факультатива или стать составляющей частью курса по истории Отечества. Предметный курс рассчитан на изучение всего самарского края, где информация о городе Самаре дается в небольшом объеме.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа «Россия – это не только Москва и Петербург. Россия – это малые города и крохотные деревни, составляющие страну» (Сергей Кургинян)
«Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности…Он должен быть в сущности краеведом» (Н.А. Крупская)
Данная программа призвана раскрыть тайны родной земли, её природные и хозяйственные особенности, её уникальные страницы истории.
Цель программы: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
Образовательные:
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.
Воспитательные:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса обучающихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа «Самароведение» реализуется в общеобразовательном учреждении в 1 классе в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 15часов в год, во 2-4 классах – в объеме 16 часов в год.
Результаты изучения курса
I. Личностные:
- сформировать представления учащихся о таких понятиях как: патриот, гражданин, историческая память, долг, честь, гордость;
- вовлечение в социальную деятельность.
II. Метапредметные:
Регулятивные умения:
- понимать цель и смысл выполняемых заданий;
- понимать важность планирования своей деятельности;
- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.
Познавательные учебные умения:
- сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала;
- сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию;
- привить интерес к истории своего города и Отечества.
Коммуникативные учебные умения:
- научить умению слушать и слышать;
- научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала;
- сформировать уважительное общение с людьми старшего возраста;
- присвоение элементарных культурных норм коммуникации;
- сотрудничество в сообществе класса и школы.
III. Предметные умения (на конец освоения курса):
освоение знаний об основных краеведческих понятиях;
особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
IV. Воспитательные результаты:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых, формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения.
Формы достижения результатов: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки, экскурсии.
Формы контроля выбраны соответственно формам работы по программе:
Информационный (словесно-иллюстративная информация, электронные презентации, ролики, сообщения и пр.)
Творческо-познавательный (работа с печатными и электронными носителями, работа с текстами, ролевые и дидактические игры, заочные и очные путешествия по микрорайону и по городу, встреча с интересными людьми и др.)
Презентационный (творческие отчеты школьников, экскурсии).
Процент пассивности (число аудиторных занятий) в среднем составляет 27%.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (15 ч.)
Название блоков |
Количество часов |
Содержание блока |
Формы организации занятия |
Виды деятельности |
||
всего |
теория |
практика |
||||
Мое имя |
2 ч. |
1 |
1 |
История возникновения имен. Имена нашего класса. Именины |
познавательные игры, познавательные беседы |
Познавательная |
Мои родители |
3 ч. |
2 |
1 |
Место и дни рождения моих родителей. Профессии нашей семьи |
познавательные беседы, сюжетно-ролевые игры, образовательные экскурсии
|
Познавательная Трудовая (производственная) деятельность Туристско-краеведческая деятельность |
Моя семья |
5 ч. |
2 |
3 |
Древо родства. Семейные праздники. Увлечения в моей семье. Домашние питомцы |
социально-моделирующая игра, культпоходы в музеи, школьные выставки, образовательные экскурсии |
Познавательная Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Социальное творчество Туристско-краеведческая деятельность
|
Наш двор |
3 ч. |
2 |
1 |
Мой дом и его история. Растения моего двора. Двор – место отдыха для всех. Коллаж «Дворик моей мечты» |
КТД, детские исследовательские проекты , сюжетно-ролевые игры, образовательные экскурсии |
Социальное творчество Познавательная Туристско-краеведческая деятельность Туристско-краеведческая деятельность |
Наша улица |
2 ч. |
1 |
1 |
Улицы Красноглинского района, история их названий |
краеведческие экскурсии, познавательные беседы, детские исследовательские проекты |
Туристско-краеведческая деятельность Познавательная |
Всего |
15 |
8 |
7 |
|
|
|
2 класс (16 ч.)
Название блоков |
Количество часов |
Содержание блока |
Формы организации занятия |
Виды деятельности |
||
всего |
теория |
практика |
||||
Наша школа |
4 ч. |
1 |
3 |
Архитектура, месторасположение, история школы. Традиции школы. |
познавательные беседы, детские исследовательские проекты, краеведческая экскурсия |
Познавательная Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Туристско-краеведческая деятельность |
Мой Красноглинский район |
6ч. |
3 |
3 |
Главные символы района, история района. История названий близлежащих улиц, проспектов, площадей |
познавательные беседы, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны), образовательные и краеведческие экскурсии |
Познавательная Туристско-краеведческая деятельность |
Путешествия по району и городу |
6 ч. |
3 |
3 |
Поездки, экскурсии в интересные места города, района |
образовательные и краеведческие экскурсии |
Туристско-краеведческая деятельность |
всего |
16 |
7 |
9 |
|
|
|
3 класс (16 ч.)
Название блоков |
Количество часов |
Содержание блока |
Формы организации занятия |
Виды деятельности |
|||||
всего |
теория |
практика |
|||||||
Взгляд в прошлое и настоящее |
3ч. |
1 |
2 |
Исторические названия города, национальный состав Поволжья, интерактивная прогулка по городу, исторические факты |
познавательные беседы, краеведческие экскурсии
|
Познавательная Туристско-краеведческая деятельность
|
|||
Самара купеческая |
1 ч. |
1 |
|
Купец Шихобалов, купчиха Курлина, купеческие гильдии, купеческая архитектура |
познавательные беседы, краеведческие экскурсии
|
Познавательная Туристско-краеведческая деятельность
|
|||
Самарские истории Великой Победы |
1 ч. |
1 |
|
Парад в Куйбышеве 1941 г., бункер Сталина, Куйбышев – вторая столица |
познавательные беседы, краеведческие экскурсии
|
Познавательная Туристско-краеведческая деятельность
|
|||
Культурное и техническое наследие Самары |
3 ч. |
1 |
2 |
Куйбышевская железная дорога, охрана правопорядка, история пожаров и борьбы с ними, Самара космическая, самолет «Ил – 2» |
познавательные беседы, краеведческие экскурсии
|
Познавательная Туристско-краеведческая деятельность
|
|||
Священное наследие |
3 ч. |
1 |
2 |
Храмы Поволжья, дом-музей Володичкиных, площадь Славы |
познавательные беседы, краеведческие экскурсии
|
Познавательная Туристско-краеведческая деятельность
|
|||
Люблю тебя, моя Самара! (проект) |
2ч. |
1 |
1 |
Проект о Самаре |
детские исследовательские проекты |
Познавательная |
|||
Путешествия по Самаре |
2 ч. |
1 |
1 |
Знакомство с достопримечательностями города |
краеведческие и образовательные экскурсии |
Туристско-краеведческая деятельность |
|||
всего |
16 |
8 |
8 |
|
|
|
4 класс (16ч.)
Название блоков |
Количество часов |
Содержание блока |
Формы организации занятия |
Виды деятельности |
||
всего |
теория |
практика |
||||
Многоликая Самара |
6 ч. |
4 |
2 |
Учебные заведения Самары (лицеи, школы, колледжи, вузы и т.д.). Традиции народов разных религий. Известные люди Самарской области Футбольный матч – 2018. Речной порт Самары. Музеи Самары |
КТД, познавательные беседы, викторины, школьные спортивные турниры
|
Социальное творчество Познавательная Спортивно-оздоровительная деятельность |
Проектная деятельность |
4 ч. |
2 |
2 |
Коллективный проект. Презентация проекта. Праздники |
детские исследовательские проекты, КТД (коллективно-творческое дело) |
Познавательная Социальное творчество |
Экскурсии |
6ч. |
|
6 |
Знакомство с достопримечательностями города |
образовательные и краеведческие экскурсии |
Туристско-краеведческая деятельность |
Всего |
16 |
8 |
26 |
|
|
|
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п |
Тема |
Общее количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Примечание |
|
|||||
МОЁ ИМЯ (2ч) |
|
||||||||||
1 |
Разрешите представиться? Меня зовут… |
1 |
1 |
|
|
|
|||||
2 |
Именины. Что означает моё имя? |
1 |
|
1 |
проект «Имена нашего класса» |
|
|||||
МОИ РОДИТЕЛИ (3ч) |
|
||||||||||
3 |
Семейное фото. Мои родители. |
1 |
1 |
|
|
|
|||||
4 |
Место и дни рождения моих родителей. |
1 |
1 |
|
|
|
|||||
5 |
Профессии моих родителей. |
1 |
|
1 |
|
|
|||||
МОЯ СЕМЬЯ (5ч) |
|
||||||||||
6 |
Древо родства. |
1 |
|
1 |
проект |
|
|||||
7 |
Семейные праздники. |
1 |
1 |
|
|
|
|||||
8 |
Наша библиотека |
1 |
|
1 |
посещение библиотеки лицея |
|
|||||
9 |
Гостеприимный дом (игры, в которые интересно играть всем) |
1 |
|
1 |
|
|
|||||
10 |
Домашние питомцы. Их клички. Уход за домашними животными. |
1 |
1 |
|
|
|
|||||
НАШ ДВОР (3ч) |
|
||||||||||
11 |
Мой дом и его история. Коллаж «Дворик моей мечты». |
1 |
|
1 |
коллективная деятельность |
||||||
13 |
Мои соседи. Культура общения. |
1 |
1 |
|
|
||||||
14 |
Место отдыха жителей. Кто наводит порядок? |
1 |
1 |
|
|
||||||
НАША УЛИЦА (2ч) |
|
||||||||||
15 |
Моя улица на карте города. |
1 |
1 |
|
|
|
|||||
16 |
История моей улицы, её названия. |
1 |
|
1 |
|
|
|||||
Итого: |
15ч. |
8ч. (53%) |
7ч. (47%) |
|
|
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п |
Тема |
Общее количество часов |
Теоретические занятия
|
Практические занятия |
Примечание |
||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|||||
НАША ШКОЛА (4ч.) |
|||||||
1 |
Место моей школы на карте города и района. Архитектурная композиция моей школы. |
1 |
|
1 |
|
||
2,3 |
История территории, на которой стоит школа. История лицея. Традиции. |
2 |
1 |
1 |
поход |
||
4 |
Профессии работников нашей школы |
1 |
|
1 |
беседа |
||
МОЙ КРАСНОГЛИНСКИЙ РАЙОН (12 ч.) |
|||||||
5 |
Границы Красноглинского района на карте города |
1 |
1 |
|
|
||
6 |
История Красноглинского района |
1 |
1 |
|
|
||
7 |
Главные архитектурные символы района |
1 |
|
1 |
|
||
8 |
Площади и история их создания |
1 |
1 |
|
|
||
9 |
Проспекты, улицы, проезды и переулки |
1 |
|
1 |
прогулка по району |
||
10 |
Имена людей, в честь которых названы ближние к школе улицы |
1 |
|
1 |
|
||
11 |
Виртуальное путешествие по улицам Красноглинского района |
1 |
1 |
|
|
||
12 |
История названий некоторых улиц района |
1 |
1 |
|
|
||
13 |
Микро-конференция учащихся «Я знаю историю названия своей улицы» |
1 |
|
1 |
|
||
14 |
Администрация Красноглинского района. |
1 |
1 |
|
|
||
15 |
Информационно-познавательный марафон «Мой Красноглинский район» |
2 |
1 |
1 |
|
||
Итого: |
16 ч |
8ч. (50%) |
8ч. (50%) |
|
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п |
Тема |
Общее количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Примечание |
||||
|
|
|
|||||||
1 |
Земля отцов – моя земля.
|
1
|
1
|
|
|
||||
2 |
Путешествие в Куйбышев, теперь Самара.
|
1 |
1 |
|
|
||||
3 |
Многонациональное Поволжье.
|
1 |
|
1 |
|
||||
4 |
Самара купеческая.
|
1 |
1 |
|
|
||||
5,6 |
Экскурсия «Знакомство с достопримечательностями старой Самары» |
2 |
|
2 |
|
||||
7 |
Самарские истории Великой Победы. |
1 |
1 |
|
|
||||
8 |
История железной дороги. Живые паровозы. |
1 |
|
1 |
|
||||
9 |
История Куйбышевской железной дороги. (фильм «Магистраль»)
|
1 |
1 |
|
|
||||
10,11,12 |
Экскурсия. Музей железнодорожной техники. |
3 |
|
3 |
|
||||
13,14 |
«Азбука самарского пешехода»
|
2 |
1 |
1 |
|
||||
15,16 |
Проект «Люблю тебя, моя Самара!» Защита проектов.
|
2 |
1 |
1 |
|
||||
Итого: |
16 ч. |
7 ч.(44%) |
9 ч. (56%) |
|
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п |
Тема |
Общее количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Примечание |
МНОГОЛИКАЯ САМАРА (16 ч.) |
|||||
1,2,3 |
История города в истории моей семьи |
3 |
2 |
1 |
|
4,5 |
Государственные символы Самары и Самарской области. |
2 |
1 |
1 |
|
6,7,8 |
Самара православная и иноверческая. Посещение Храмов, Костела, Мечети |
3 |
|
3 |
|
9 |
Самара транспортная. |
1 |
1 |
|
|
10 |
Самара спортивная. |
1 |
1 |
|
|
11
|
Самара – музейный центр. |
1 |
1 |
|
|
12 |
Где живет поезд? История создания железнодорожного транспорта в Самаре. |
1 |
1 |
|
|
13 |
Очарование старой Самары. Виртуальная экскурсия. |
1 |
|
1 |
|
14, 15, 16 |
Самара космическая. Экскурсия с посещением музея космонавтики СГАУ. |
3 |
|
3 |
|
Итого: |
16 ч. |
7 ч. (44%) |
9 ч. (56%) |
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Печатные пособия
Путешествие в прошлое. Самарский край глазами современников Сост. А.Н. Завальный, Ю.Е.Рыбалко. – Самара. 1992
Алексушин Г.В. Самароведение: учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во САГМУ, 2012
Бортников М., Логинова С. «33 маршрута выходного дня». ООО «Азимут» - 2011г.
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер лазерный.
4. Мультимедийная установка, интерактивная доска.
5. Аудиоцентр.
Экранно-звуковые пособия.
Интернет и коллекция цифровых образовательных ресурсов
Горбачёва Марина Юрьевна