12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Минибаева Г.В.36 Учитель начальных классов высшей квалификационной категории.Опыт работы 19 лет.Окончила Самарский государственный педагогический университет. Россия, Самарская обл., Самара |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение (самароведение)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов
«Краеведение (самароведение)»
Форма организации: урочная
Направление: духовно-нравственное
Срок реализации: 4 года
Программу составила: учитель начальных классов Минибаева Гульсина Вализановна
Самара, 2017
Пояснительная записка
При составлении данной программы МО учителей начальных классов использованы следующие нормативно-правовые документы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
• Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
• Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования»(с изменениями и дополнениями);
• Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
• Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
• Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности»;
• Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор – М., 2010.
Программа «Самароведение» разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 155 г.о. Самара.
Согласно ФГОС, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Мы, самарчане, живем в чудесном уголке мира. Не зря наш край называют то Жигулевской жемчужиной, то российской Швейцарией, то благословенной землей. И все это правда: боголепный край. Самара, получившая официально статус города в 1688 году, в начале ХХI столетия является одним из крупнейших городов Российской Федерации. Здесь развитая сеть крупной промышленности, богатые природные ресурсы, огромный научно-технический потенциал Отечества. Здесь живут и трудятся миллионы людей, создающих своими усилиями все богатство нашего края.
Не зная истории своего края, города, района, семьи, можно ли осмыслить историю Отечества или всего человечества? Если и можно, то сложно. Краеведение всегда является сопутствующим курсом истории Отечества. В последнее десятилетие курс краеведения для школьников Самарской области, как самостоятельной учебной дисциплины, был разработан известными учеными Самары. Краеведение может преподаваться в рамках факультатива или стать составляющей частью курса по истории Отечества. Предметный курс рассчитан на изучение всего самарского края, где информация о городе Самаре дается в небольшом объеме.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа «Россия – это не только Москва и Петербург. Россия – это малые города и крохотные деревни, составляющие страну» (Сергей Кургинян)
«Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности…Он должен быть в сущности краеведом» (Н.А. Крупская)
Данная программа призвана раскрыть тайны родной земли, её природные и хозяйственные особенности, её уникальные страницы истории.
Цель программы: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
Образовательные:
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.
Воспитательные:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса обучающихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа «Самароведение» реализуется в общеобразовательном учреждении в 1 классе в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 15часов в год, во 2-4 классах – в объеме 16 часов в год.
Результаты изучения курса
I. Личностные:
- сформировать представления учащихся о таких понятиях как: патриот, гражданин, историческая память, долг, честь, гордость;
- вовлечение в социальную деятельность.
II. Метапредметные:
Регулятивные умения:
- понимать цель и смысл выполняемых заданий;
- понимать важность планирования своей деятельности;
- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.
Познавательные учебные умения:
- сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала;
- сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию;
- привить интерес к истории своего города и Отечества.
Коммуникативные учебные умения:
- научить умению слушать и слышать;
- научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала;
- сформировать уважительное общение с людьми старшего возраста;
- присвоение элементарных культурных норм коммуникации;
- сотрудничество в сообществе класса и школы.
III. Предметные умения (на конец освоения курса):
освоение знаний об основных краеведческих понятиях;
особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
IV. Воспитательные результаты:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых, формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения.
Формы достижения результатов: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки, экскурсии.
Формы контроля выбраны соответственно формам работы по программе:
Информационный (словесно-иллюстративная информация, электронные презентации, ролики, сообщения и пр.)
Творческо-познавательный (работа с печатными и электронными носителями, работа с текстами, ролевые и дидактические игры, заочные и очные путешествия по микрорайону и по городу, встреча с интересными людьми и др.)
Презентационный (творческие отчеты школьников, экскурсии).
Процент пассивности (число аудиторных занятий) в среднем составляет 27%.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (15 ч.)
Название блоков | Количество часов | Содержание блока | Формы организации занятия | Виды деятельности | ||
всего | теория | практика | ||||
Мое имя | 2 ч. | 1 | 1 | История возникновения имен. Имена нашего класса. Именины | познавательные игры, познавательные беседы | Познавательная |
Мои родители | 3 ч. | 2 | 1 | Место и дни рождения моих родителей. Профессии нашей семьи | познавательные беседы, сюжетно-ролевые игры, образовательные экскурсии
| Познавательная Трудовая (производственная) деятельность Туристско-краеведческая деятельность |
Моя семья | 5 ч. | 2 | 3 | Древо родства. Семейные праздники. Увлечения в моей семье. Домашние питомцы | социально-моделирующая игра, культпоходы в музеи, школьные выставки, образовательные экскурсии | Познавательная Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Социальное творчество Туристско-краеведческая деятельность
|
Наш двор | 3 ч. | 2 | 1 | Мой дом и его история. Растения моего двора. Двор – место отдыха для всех. Коллаж «Дворик моей мечты» | КТД, детские исследовательские проекты , сюжетно-ролевые игры, образовательные экскурсии | Социальное творчество Познавательная Туристско-краеведческая деятельность Туристско-краеведческая деятельность |
Наша улица | 2 ч. | 1 | 1 | Улицы Красноглинского района, история их названий | краеведческие экскурсии, познавательные беседы, детские исследовательские проекты | Туристско-краеведческая деятельность Познавательная |
Всего | 15 | 8 | 7 |
|
|
|
2 класс (16 ч.)
Название блоков | Количество часов | Содержание блока | Формы организации занятия | Виды деятельности | ||
всего | теория | практика | ||||
Наша школа | 4 ч. | 1 | 3 | Архитектура, месторасположение, история школы. Традиции школы. | познавательные беседы, детские исследовательские проекты, краеведческая экскурсия | Познавательная Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Туристско-краеведческая деятельность |
Мой Красноглинский район | 6ч. | 3 | 3 | Главные символы района, история района. История названий близлежащих улиц, проспектов, площадей | познавательные беседы, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны), образовательные и краеведческие экскурсии | Познавательная Туристско-краеведческая деятельность |
Путешествия по району и городу | 6 ч. | 3 | 3 | Поездки, экскурсии в интересные места города, района | образовательные и краеведческие экскурсии | Туристско-краеведческая деятельность |
всего | 16 | 7 | 9 |
|
|
|
3 класс (16 ч.)
Название блоков | Количество часов | Содержание блока | Формы организации занятия | Виды деятельности | |||||
всего | теория | практика | |||||||
Взгляд в прошлое и настоящее | 3ч. | 1 | 2 | Исторические названия города, национальный состав Поволжья, интерактивная прогулка по городу, исторические факты | познавательные беседы, краеведческие экскурсии
| Познавательная Туристско-краеведческая деятельность
| |||
Самара купеческая | 1 ч. | 1 |
| Купец Шихобалов, купчиха Курлина, купеческие гильдии, купеческая архитектура | познавательные беседы, краеведческие экскурсии
| Познавательная Туристско-краеведческая деятельность
| |||
Самарские истории Великой Победы | 1 ч. | 1 |
| Парад в Куйбышеве 1941 г., бункер Сталина, Куйбышев – вторая столица | познавательные беседы, краеведческие экскурсии
| Познавательная Туристско-краеведческая деятельность
| |||
Культурное и техническое наследие Самары | 3 ч. | 1 | 2 | Куйбышевская железная дорога, охрана правопорядка, история пожаров и борьбы с ними, Самара космическая, самолет «Ил – 2» | познавательные беседы, краеведческие экскурсии
| Познавательная Туристско-краеведческая деятельность
| |||
Священное наследие | 3 ч. | 1 | 2 | Храмы Поволжья, дом-музей Володичкиных, площадь Славы | познавательные беседы, краеведческие экскурсии
| Познавательная Туристско-краеведческая деятельность
| |||
Люблю тебя, моя Самара! (проект) | 2ч. | 1 | 1 | Проект о Самаре | детские исследовательские проекты | Познавательная | |||
Путешествия по Самаре | 2 ч. | 1 | 1 | Знакомство с достопримечательностями города | краеведческие и образовательные экскурсии | Туристско-краеведческая деятельность | |||
всего | 16 | 8 | 8 |
|
|
|
4 класс (16ч.)
Название блоков | Количество часов | Содержание блока | Формы организации занятия | Виды деятельности | ||
всего | теория | практика | ||||
Многоликая Самара | 6 ч. | 4 | 2 | Учебные заведения Самары (лицеи, школы, колледжи, вузы и т.д.). Традиции народов разных религий. Известные люди Самарской области Футбольный матч – 2018. Речной порт Самары. Музеи Самары | КТД, познавательные беседы, викторины, школьные спортивные турниры
| Социальное творчество Познавательная Спортивно-оздоровительная деятельность |
Проектная деятельность | 4 ч. | 2 | 2 | Коллективный проект. Презентация проекта. Праздники | детские исследовательские проекты, КТД (коллективно-творческое дело) | Познавательная Социальное творчество |
Экскурсии | 6ч. |
| 6 | Знакомство с достопримечательностями города | образовательные и краеведческие экскурсии | Туристско-краеведческая деятельность |
Всего | 16 | 8 | 26 |
|
|
|
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Примечание |
| |||||
МОЁ ИМЯ (2ч) |
| ||||||||||
1 | Разрешите представиться? Меня зовут… | 1 | 1 |
|
|
| |||||
2 | Именины. Что означает моё имя? | 1 |
| 1 | проект «Имена нашего класса» |
| |||||
МОИ РОДИТЕЛИ (3ч) |
| ||||||||||
3 | Семейное фото. Мои родители. | 1 | 1 |
|
|
| |||||
4 | Место и дни рождения моих родителей. | 1 | 1 |
|
|
| |||||
5 | Профессии моих родителей. | 1 |
| 1 |
|
| |||||
МОЯ СЕМЬЯ (5ч) |
| ||||||||||
6 | Древо родства. | 1 |
| 1 | проект |
| |||||
7 | Семейные праздники. | 1 | 1 |
|
|
| |||||
8 | Наша библиотека | 1 |
| 1 | посещение библиотеки лицея |
| |||||
9 | Гостеприимный дом (игры, в которые интересно играть всем) | 1 |
| 1 |
|
| |||||
10 | Домашние питомцы. Их клички. Уход за домашними животными. | 1 | 1 |
|
|
| |||||
НАШ ДВОР (3ч) |
| ||||||||||
11 | Мой дом и его история. Коллаж «Дворик моей мечты». | 1 |
| 1 | коллективная деятельность | ||||||
13 | Мои соседи. Культура общения. | 1 | 1 |
|
| ||||||
14 | Место отдыха жителей. Кто наводит порядок? | 1 | 1 |
|
| ||||||
НАША УЛИЦА (2ч) |
| ||||||||||
15 | Моя улица на карте города. | 1 | 1 |
|
|
| |||||
16 | История моей улицы, её названия. | 1 |
| 1 |
|
| |||||
Итого: | 15ч. | 8ч. (53%) | 7ч. (47%) |
|
|
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Теоретические занятия
| Практические занятия | Примечание | ||
|
|
|
| ||||
|
|
| |||||
НАША ШКОЛА (4ч.) | |||||||
1 | Место моей школы на карте города и района. Архитектурная композиция моей школы. | 1 |
| 1 |
| ||
2,3 | История территории, на которой стоит школа. История лицея. Традиции. | 2 | 1 | 1 | поход | ||
4 | Профессии работников нашей школы | 1 |
| 1 | беседа | ||
МОЙ КРАСНОГЛИНСКИЙ РАЙОН (12 ч.) | |||||||
5 | Границы Красноглинского района на карте города | 1 | 1 |
|
| ||
6 | История Красноглинского района | 1 | 1 |
|
| ||
7 | Главные архитектурные символы района | 1 |
| 1 |
| ||
8 | Площади и история их создания | 1 | 1 |
|
| ||
9 | Проспекты, улицы, проезды и переулки | 1 |
| 1 | прогулка по району | ||
10 | Имена людей, в честь которых названы ближние к школе улицы | 1 |
| 1 |
| ||
11 | Виртуальное путешествие по улицам Красноглинского района | 1 | 1 |
|
| ||
12 | История названий некоторых улиц района | 1 | 1 |
|
| ||
13 | Микро-конференция учащихся «Я знаю историю названия своей улицы» | 1 |
| 1 |
| ||
14 | Администрация Красноглинского района. | 1 | 1 |
|
| ||
15 | Информационно-познавательный марафон «Мой Красноглинский район» | 2 | 1 | 1 |
| ||
Итого: | 16 ч | 8ч. (50%) | 8ч. (50%) |
|
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Примечание | ||||
|
|
| |||||||
1 | Земля отцов – моя земля.
| 1
| 1
|
|
| ||||
2 | Путешествие в Куйбышев, теперь Самара.
| 1 | 1 |
|
| ||||
3 | Многонациональное Поволжье.
| 1 |
| 1 |
| ||||
4 | Самара купеческая.
| 1 | 1 |
|
| ||||
5,6 | Экскурсия «Знакомство с достопримечательностями старой Самары» | 2 |
| 2 |
| ||||
7 | Самарские истории Великой Победы. | 1 | 1 |
|
| ||||
8 | История железной дороги. Живые паровозы. | 1 |
| 1 |
| ||||
9 | История Куйбышевской железной дороги. (фильм «Магистраль»)
| 1 | 1 |
|
| ||||
10,11,12 | Экскурсия. Музей железнодорожной техники. | 3 |
| 3 |
| ||||
13,14 | «Азбука самарского пешехода»
| 2 | 1 | 1 |
| ||||
15,16 | Проект «Люблю тебя, моя Самара!» Защита проектов.
| 2 | 1 | 1 |
| ||||
Итого: | 16 ч. | 7 ч.(44%) | 9 ч. (56%) |
|
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Примечание |
МНОГОЛИКАЯ САМАРА (16 ч.) | |||||
1,2,3 | История города в истории моей семьи | 3 | 2 | 1 |
|
4,5 | Государственные символы Самары и Самарской области. | 2 | 1 | 1 |
|
6,7,8 | Самара православная и иноверческая. Посещение Храмов, Костела, Мечети | 3 |
| 3 |
|
9 | Самара транспортная. | 1 | 1 |
|
|
10 | Самара спортивная. | 1 | 1 |
|
|
11
| Самара – музейный центр. | 1 | 1 |
|
|
12 | Где живет поезд? История создания железнодорожного транспорта в Самаре. | 1 | 1 |
|
|
13 | Очарование старой Самары. Виртуальная экскурсия. | 1 |
| 1 |
|
14, 15, 16 | Самара космическая. Экскурсия с посещением музея космонавтики СГАУ. | 3 |
| 3 |
|
Итого: | 16 ч. | 7 ч. (44%) | 9 ч. (56%) |
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Печатные пособия
Путешествие в прошлое. Самарский край глазами современников Сост. А.Н. Завальный, Ю.Е.Рыбалко. – Самара. 1992
Алексушин Г.В. Самароведение: учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во САГМУ, 2012
Бортников М., Логинова С. «33 маршрута выходного дня». ООО «Азимут» - 2011г.
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер лазерный.
4. Мультимедийная установка, интерактивная доска.
5. Аудиоцентр.
Экранно-звуковые пособия.
Интернет и коллекция цифровых образовательных ресурсов
Комментарии (1)
Отредактировано 08-10-2019 17:50