| Приложение к ООП НОО, утвержденной приказом от 24.08.2019 №Ш20-13-545/9 (с изменениями от 25.08.2021 № Ш20-13-545/1) |
| |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Шахматы»
(общеинтеллектуальное направление)
4з, 4и класс
Руководитель курса:
Баязитова А.А.
Сургут, 2021
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
2021-2022 учебный год
Учитель – Баязитова А.А.
Стаж педагогической работы – 20 лет
Категория – первая
Дата аттестации –15.12.2017г
Наименование программы: «Шахматы»
Класс: 4з,4и
Должность, Ф.И.О. | Подпись (возможные замечания) | Дата |
Директор МБОУ СОШ № 20 Н.В. Бауэр | | «____.___._____» |
Заместитель директора по ВВВР И.Г. Милютина | | «____.___._____» |
Руководитель МО | | «____.___._____» |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Шахматы» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы; Основной образовательной программы МБОУ СОШ №20, в соответствии с планом внеурочной деятельности НОО на 2021-2022 учебный год; Программы к завершенной предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.
Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника «Шахматы в школе», 4-ый обучения (авторы Прудникова Е.А., Волкова Е.И. М.: Просвещение, 2017 г.), рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Актуальность программы
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью обще- человеческой культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).
XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного возраста.
В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентированным на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и поискового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи и пр.
Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.
Цель программы - гармоничное когнитивное развитие детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
приобретению знаний из истории развития шахмат;
постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
Вид программы: компилятивная.
Объем программы: на реализацию курса отводится 1 час в неделю (4 класс-34 часа в год).
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной организацией, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических заданий и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Организационно-педагогические условия
Занятия проводятся в соответствии с планом внеурочной деятельности и Положением о внеурочной деятельности образовательного учреждения. Чтобы не допустить переутомления обучающихся, нервного истощения и статических перегрузок занятия проводятся в игровой форме с включением двигательного компонента в структуру занятия.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонни разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Планируемые результаты изучения курса
Программа «Шахматы» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
формирование основ российской, гражданской идентичности;
ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
наличие чувства прекрасного;
формирование основ шахматной культуры;
понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
уважительное отношение к иному мнению;
приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
владение способом структурирования шахматных знаний;
способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
умение находить необходимую информацию;
способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета
«Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:
приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
историю возникновения и развития шахматной игры;
имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-
спортсмен;
историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
владеть основными шахматными понятиями;
владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два– три хода;
знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;
уметь реализовывать материальное преимущество;
принимать участие в шахматных соревнованиях.
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
шахматные доски с набором шахматных фигур
демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
шахматные часы
шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации.
Информационно – методическое обеспечение
Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. 2017г.
Учебное пособие «Шахматы в школе» 4-й год обучения. Прудникова Е. А., Волкова Е. И., 2018г.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятия | Форма проведения | |
план | факт | |||
1 | 02.09 | | История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России | Беседа. |
2 | 09.09 | | Основные принципы игры в дебюте. | Беседа. Игра. |
3 | 16.09 | | Перевес в развитии фигур | Беседа. Анализ партий. |
4 | 23.09 | | Атака на короля. | Беседа. Конкурс. |
5 | 30.09 | | Атака на короля. | Беседа. Конкурс. |
6 | 07.10 | | Перевес в пространстве. | Беседа. Конкурс. |
7 | 14.10 | | Оценка позиции. | Беседа. Анализ партий. |
8 | 21.10 | | План игры. | Беседа. Игра. |
9 | 28.10 | | Выбор хода. | Беседа. Анализ партий. |
10 | 11.11 | | Открытые дебюты. | Беседа. Анализ партий. |
11 | 18.11 | | Полуоткрытые дебюты. | Беседа. Анализ партий. |
12 | 25.11 | | Закрытые дебюты. | Беседа. Анализ партий. |
13 | 02.12 | | Гамбиты. | Беседа. Анализ партий. |
14 | 09.12 | | Тактический приём «мельница». | Беседа. Блиц-турнир. |
15 | 16.12 | | Тактический приём «перекрытие». | Беседа. Блиц-турнир. |
16 | 23.12 | | Тактический приём «рентген». | Беседа. Блиц-турнир. |
17 | 13.01 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Конкурс. |
18 | 20.01 | | Анализ шахматной партии: выбери ход. | Анализ партий. |
19 | 27.01 | | Шахматный турнир. | Практикум. |
20 | 03.02 | | Шахматный турнир. | Практикум. |
21 | 10.02 | | Шахматный турнир. | Практикум. |
22 | 17.02 | | Шахматный турнир. | Практикум. |
23 | 24.02 | | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. | Беседа. Турнир. |
24 | 03.03 | | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. | Беседа. Турнир. |
25 | 10.03 | | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. | Беседа. Турнир. |
26 | 17.03 | | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. | Беседа. Турнир. |
27 | 24.03 | | Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю. | Беседа. Турнир. |
28 | 07.04 | | Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю. | Беседа. Турнир. |
29 | 14.04 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Конкурс |
30 | 21.04 | | Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом. | Беседа. |
31 | 28.04 | | Шахматный турнир. | Практикум |
32 | 05.05 | | Шахматный турнир. | Практикум |
33 | 12.05 | | Шахматный турнир. | Практикум |
34 | 19.05 | | Шахматный турнир. | Практикум |