Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы. Шашки» (5–9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гочитская средняя общеобразовательная школа».
Обсуждена на МО Утверждаю:
классных руководителей Приказ №___от ____________2020 г. от «___»__________2020 г. Директор школы:_________Иванов В.В.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Шашки. Шахматы.
5 - 9 классы.
Учитель: Иванов В.В.
2020 – 2021 учебный год
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
Формировать уважительное отношение к иному мнению.
Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям.
Познавательные:
Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Учиться использовать знако-символические средства представления информации.
Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему.
Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами.
Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями.
Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)
Учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.
Коммуникативные:
Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий.
Учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.
Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные:
Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия.
Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
Формировать умение контролировать свои действия.
Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Шашки»
Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов
Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.
Модуль «Шахматы»
Краткая история шахмат
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Шахматная нотация
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Ценность шахматных фигур
Ценность фигур. Сравнительная ценность фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Техника матования одинокого короля
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Достижение мата без жертвы материала
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Шахматная комбинация
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Календарно – тематическое планирование курса.
| | |
| Общие принципы разыгрывание партии | |
| | |
5-6 | | 2 |
| Тактические приемы и особенности их применения | |
| Шашечный турнир | |
12 | Краткая история шахмат | 1 |
13-15 | Шахматная доска и фигуры | 3 |
16-17 | Знакомство с игровым "полем". | 2 |
18-20 | Ходы и взятие фигур | |
21-23 | Шахматная нотация | 2 |
24-25 | Ценность шахматных фигур | |
26-27 | Техника матования одинокого короля | |
28-29 | Достижение мата без жертвы материала | |
30-34 | Шахматная комбинация | |
35 | Подведение итогов. | |