12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитина Юлия Анатольевна2079
Преподаватель строительных дисциплин
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
4

Рабочая программа междисциплинарного курса Основы предпринимательской деятельности

Рабочая программа

междисциплинарного курса

Основы предпринимательской деятельности

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области « Пензенский многопрофильный колледж» отделение строительства

Разработчики:

Никитина Ю.А. преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

    СТРУКТУРА и  содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

    Условия реализации программы учебной дисциплины

15

    Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18

Паспорт  программы

«Основы предпринимательской деятельности»

1.1 Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины входит в состав вариативной части программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Программа учебной дисциплины входит в общепрофессиональный цикл программ СПО

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель дисциплины:

- формирование нормативно-правовых, экономических и организационных знаний и умений по вопросам становления, организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях российской экономики.

Задачи дисциплины:

1. Формировать системные знания об основах организации предпринимательской деятельности.

2. Выработать организационно-управленческие умения в ведении предпринимательской деятельности.

3. Формировать знания об ответственности субъектов предпринимательской деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- характеризовать виды предпринимательской деятельности и предпринимательскую среду;

- оперировать в практической деятельности экономическими категориями;

- определять приемлемые границы производства;

- разрабатывать бизнес – план;

- составлять пакет документов для открытия своего дела;

- оформлять документы для открытия расчетного счета в банке;

- определять организационно-правовую форму предприятия;

- разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятия;

- соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса;

- характеризовать механизм защиты предпринимательской тайны;

- различать виды ответственности предпринимателей;

- анализировать финансовое состояние предприятия;

- осуществлять основные финансовые операции;

- рассчитывать рентабельность предпринимательской деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- типологию предпринимательства;

- роль среды в развитии предпринимательства;

- технологию принятия предпринимательских решений;

- базовые составляющие внутренней среды фирмы;

- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

- особенности учредительных документов;
- порядок государственной регистрации и лицензирования предприятия;
- механизмы функционирования предприятия;

- сущность предпринимательского риска и основные способы снижения риска;

- основные положения об оплате труда на предприятиях; предпринимательского типа;

- основные элементы культуры предпринимательской деятельности и корпоративной культуры;

- перечень сведений, подлежащих защите;

- сущность и виды ответственности предпринимателей;

- методы и инструментарий финансового анализа;

- основные положения бухгалтерского учета на малых предприятиях;

- виды налогов;

- систему показателей эффективности предпринимательской деятельности;

- принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности;

- пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности.

1.4.  Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.

2. СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

64

Самостоятельная работа обучающихся

32

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины. Организация предпринимательской деятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, проект

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

Цели и задачи курса «Основы предпринимательской деятельности». Общая структура и содержание курса. Виды практических работ. Конечные результаты обучения.

1

 

Тема 1. Сущность предпринимательства и его виды

Содержание учебного материала

   

Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности.

Виды предпринимательской деятельности.

Индивидуальное предпринимательство.

Совместное предпринимательство.

Сущность инновационного предпринимательства.

Региональные сети : бизнес – центры, бизнес - инкубаторы.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию

1

2

1

2

2

Практическое занятие № 1

Тема: «Анализ видов предпринимательской деятельности и определение типологии коммерческой организации».

Самостоятельная работа обучающихся.

История развития предпринимательства, его инновационные направления в России (реферат)

2

 

Тема 2. Принятие предпринимательского решения

Сфера принятия управленческих решений. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства.

Базовые составляющие внутренней среды. Факторы косвенного воздействия на принятие управленческих решений. Технология принятия предпринимательских решений.

Экономические методы принятия предпринимательских решений.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию

2

2

1

 

Практическое занятие № 2

Тема: «Формирование цены товара. Управление издержками производства. Определение границ объема производства».

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Факторы косвенного воздействия на принятие управленческих решений (сообщение).

Тема 3. Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия

 

Выбор сферы деятельности нового предприятия.

Технико-экономическое обоснование создания нового предприятия.

Фирменное наименование предприятия: особенности и назначение.

Учредительные документы .

Государственная регистрация предприятий. Лицензирование деятельности предприятий. Оформление документов для открытия расчетного счета в банке.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию

2

2

1

 

Практическое занятие № 3

Тема: «Разработка бизнес-плана».

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию

2

1

2

1

2

Практическое занятие № 4

Тема: «Составление пакета документов для открытия своего дела».

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию

Практическое занятие № 5

Тема: «Оформление документов для открытия расчетного счета в банке».

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Фирменное наименование предприятия: особенности и назначение

(проект).

2

 

Тема 4. Организационно-управленческие функции предприятия

Разработка стратегии и тактики нового предприятия.

Организация управления предприятием. Структура предприятия.

Процессы, осуществляемые на предприятии. Функции управления на предприятии. Организация планирования деятельности предприятия.

Основные функции организации на предприятии.

Механизм функционирования предприятия. Маркетинг и логистика в предпринимательской деятельности. Прекращение деятельности предприятия.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию

2

2

1

 

Практическое занятие № 6.

Тема: «Проектирование организационной структуры и определение типологии коммерческой организации»

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию

2

1

2

2

Практическое занятие № 7

Тема: «Разработка стратегического и тактического плана предприятия».

Самостоятельная работа обучающихся:

Прекращение деятельности предприятия (сообщение).

2

 

Тема 5. Предпринимательский риск

Сущность предпринимательского риска. Классификация предпринимательских рисков.

Показатели риска и методы его оценки. Основные способы снижения риска: страхование, лизинг, факторинг, франчайзинг, хеджирование, форвардный контракт, фьючерсный контракт, опционный контракт.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Хеджирование, форвардный контракт, фьючерсный контракт, опционный контракт как способы снижения предпринимательского риска (сообщение).

2

2

Тема 6. Трудовые ресурсы. Оплата труда на предприятии предпринимательского типа

Структура персонала предпринимательской фирмы

Процесс управления персоналом в ПД

Основные положения об оплате труда на предприятии предпринимательского типа

2

 

Тема 7. Культура предпринимательства

Сущность культуры предпринимательства. Корпоративная культура. Предпринимательская этика и этикет. Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации за рубежом.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию

2

1

 

Практическое занятие № 8.

Тема: «Соблюдение норм профессиональной этики в различных производственных ситуациях».

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации за рубежом (на выбор)(реферат).

Тема 8. Предпринимательская тайна

Сущность предпринимательской тайны. Отличие предпринимательской тайны от коммерческой.

Формирование сведений, составляющих предпринимательскую тайну.

Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы. Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию

2

2

2

 

Практическое занятие № 9

Тема: «Разработка содержания деятельности подсистем механизма, защиты предпринимательской тайны и безопасности фирмы».

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы. Оформление классификационной схемы или таблицы возможных угроз безопасности фирмы.

Тема 9. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности

Сущность и виды ответственности предпринимателей.

Условия возникновения гражданской ответственности предпринимателей.

Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих обязательств. Административная ответственность предпринимателей.

Ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства.

Ответственность за низкое качество продукции (работ, услуг).

Ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию

2

2

1

 

Практическая работа № 10

Тема: «Определение видов ответственности предпринимателей по анализу заданных ситуаций».

2

2

2

Самостоятельная работа: Ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства (доклад).

Тема 10 .Управление финансами предприятия предпринимательского типа

Финансовые ресурсы предприятия.

Система управления финансами на предприятии.

Оценка финансового состояния предприятия: сущность и назначение финансового анализа, методы и инструментарий финансового анализа, анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, анализ эффективности использования оборотных активов.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета на малых предприятиях, организация бухгалтерского учета на малых предприятиях. Взаимодействия предпринимателей с кредитными организациями.

Расчет по кредитам.

Банкротство предприятия.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию

2

2

1

 

Практическое занятие № 11

Тема: «Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия по заданным финансово-экономическим показателям».

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию

2

1

2

2

Практическое занятие № 12

Тема: «Осуществление расчета по кредитам».

Самостоятельная работа обучающихся:

Банкротство предприятия (сообщение).

1

 

Тема 11. Налогообложение предпринимательской деятельности

Общая характеристика налоговой системы. Виды налогов: НДС, акциз, налог на прибыль, налог на имущество предприятий, взнос

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения (реферат).

1

2

Тема 12. Оценка эффективности предпринимательской деятельности

Система показателей эффективности предпринимательской деятельности. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности. Пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию

2

1

 

Практическое занятие № 13.

Тема: «Расчет рентабельности предпринимательской деятельности»

1

1

2

Дифференцированный зачет

итого

64

 

3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы требует наличия учебного кабинета для социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- доска магнитная;

- мебель: стеллажи, полки, шкафы.

Технические средства обучения:

- персональный компьютер (ПК);

- мультимедиа;

- видеопроектор;

- экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень  учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Белов А.М., Добрин Г.Н., Карлик А.Е. Экономика организации (предприятия): Практикум / Под общ. Ред. Проф. А.Е. Карлика. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.

2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник. – М.: Дело, 1999. – 640с.

3. Основы бизнеса: Учебное пособие/ Г.В. Есакова, М.М. Есаков; Рязан. Гос. Радиотех. Акад. Рязань, 1995. – 76 с.

4. Основы предпринимательства. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 512 с.

5. Оценка и планирование эффективности инвестиционных проектов и программ: Региональный аспект/ Под ред. В.И. Терехина. Рязань. Рязан. госуд. радиотехн. акад., 2002. – 261 с.

6. Предпринимательство: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 475 с.

7. Терехин В.И. и др. Финансовое управление фирмой. Настольная книга менеджера. М.: Экономика, 1998, 350 стр.

8. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 92 с.

9. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 432 с.

10. Экономика фирмы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 461 с.

Дополнительные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Вступительная статья проф. В.Ф. Яковлева. – М.: Издательство КОДЕКС, 1995. – 240 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 352 с

3. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебное пособие. – М.: Издательство «Брандес», 1997. – 256 с.

4. Предпринимательство: Методические указания к лабораторным работам/ Рязан. гос. радиотех. Акад.; Сост. М.М. Есаков, Г.В. Есакова, Рязань, 1998. – 20 с.

5. Руководство по биржевому делу: товарные сделки, ценные бумаги/ Пер. с англ. М.И. Сороко, А.С. Каменского; Под ред. А.А. Белозерцева. – М.: Агропромиздат, МФ СП «Аспект», 1991. – 256с.

6. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 408 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.aup.ru/books/m91/

http://enbv.narod.ru/text/Econom/business/bagiev_bizstart/

http://institutiones.com/download/books/1367-organizaciya-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

http://ecsocman.edu.ru/text/19208131/

http://www.kodges.ru/48435-organizaciya-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (сообщений, докладов, рефератов и др.), проектов. Нижеуказанные формы и методы оценки результатов обучения могут быть пересмотрены преподавателем.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

 

характеризовать виды предпринимательской деятельности и предпринимательскую среду;

Экспертная оценка результата выполнения практического задания на практическом занятии № 1

оперировать в практической деятельности экономическими категориями;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 2

определять приемлемые границы производства;

разрабатывать бизнес – план;

Экспертная оценка результата выполнения практического задания на практическом занятии № 3

составлять пакет документов для открытия своего дела

Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии № 4

оформлять документы для открытия расчетного счета в банке;

Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии № 5

определять организационно-правовую форму предприятия;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 6

разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятия;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 7

соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 8

характеризовать механизм защиты предпринимательской тайны;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 9

различать виды ответственности предпринимателей;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 10

анализировать финансовое состояние предприятия;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 11

осуществлять основные финансовые операции;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 12

рассчитывать рентабельность предпринимательской деятельности.

Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии № 13

Знать:

 

типологию предпринимательства;

Тестирование

роль среды в развитии предпринимательства;

Тестирование

технологию принятия предпринимательских решений;

Тестирование

базовые составляющие внутренней среды фирмы;

Тестирование

организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Тестирование

особенности учредительных документов;

Тестирование

порядок государственной регистрации и лицензирования предприятия;

Тестирование

механизмы функционирования предприятия;

Тестирование

сущность предпринимательского риска и основные способы снижения риска;

Тестирование

основные положения об оплате труда на предприятиях предпринимательского типа;

Тестирование

основные элементы культуры предпринимательской деятельности и корпоративной культуры;

Тестирование

перечень сведений, подлежащих защите;

Тестирование

сущность и виды ответственности предпринимателей;

Тестирование

методы и инструментарий финансового анализа;

Тестирование

основные положения бухгалтерского учета на малых предприятиях;

Тестирование

виды налогов;

Тестирование

систему показателей эффективности предпринимательской деятельности;

Тестирование

принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности;

Тестирование

пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности.

Тестирование

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.