СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Никитина Юлия Анатольевна2079
Преподаватель строительных дисциплин
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

1. Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Эффективное поведение на рынке труда»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» входит в состав вариативной части программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО

Программа дополнительной учебной дисциплины может быть использована в программе переподготовки и курсов повышения квалификации

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- решать задачи трудоустройства (либо создания собственного дела);

- обосновать свои возможности при собеседовании с работодателем;

- успешно адаптироваться на рабочем месте;

- планировать профессиональную карьеру.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

алгоритм действий для профессионального самоопределения на рынке труда:

- способы поиска работы;

- формы само презентации для получения профессионального образования и трудоустройства.

- технологию составления резюме;

- технологию приема на работу;

- этику и психологию делового общения;

- понятие, виды, формы и способы адаптации на рабочем месте;

- основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 24 часов.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

 

практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

В том числе:

Аналитическая работа в области:

- востребованности рынка труда;

- причин построения карьеры;

- самоанализа собственного личностного и профессионального развития;

- составление аналитической таблицы.

Разработка проекта своей профессиональной карьеры;

сбор информации из различных источников;

заполнение образцов кадровых документов;

составление коллажа.

4

2

8

2

2

2

2

2

Итоговая аттестация в форме текущих оценок и «Накопительного ПОРТФОЛИО».

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «эффективное поведение на рынке труда»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Анализ современного рынка труда

Содержание учебного материала

1

Определение понятия «рынок труда», структура современного рынка труда РФ. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Региональные особенности рынка труда. Высвобождение рабочей силы, его причины в регионе.

2

1

2

Практическое занятие №1 Аргументированная оценка степени востребованности специальности (по которой обучаются студенты) на региональном рынке труда. Разработка творческого коллажа по теме: «Я и моя будущая профессия».

2

2

Самостоятельная работа

Проведение анализа востребованности рынка труда в разрезе профессии, по которой обучаются студенты (привести не менее трёх аргументов, почему данная профессия востребована или недостаточно востребована) на рынке труда УР.

2

2

Тема 2.

Тенденции развития мира профессий

Содержание учебного материала

3

Определение понятия «профессия», современный мир профессий, тенденции в его развитии, классификация профессий, предложенная Е.А.Климовым. Основные типы профессий, их характеристика. 

2

1

4

Практическое занятие №2 Обсуждение и анализ профессиональной пригодности в контексте психологии (по Е.А. Климову). Определение готовности к профессиональной деятельности, с использованием методик: «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) и «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А.Климов).

2

2

Самостоятельная работа

Проведение анализа рейтинга самых популярных мужских и женских профессий (гендерный аспект). 

2

Тема 3.

Понятие карьеры и карьерная стратегия

Содержание учебного материала

 

5

Понятие «карьера» в узком и широком смысле. Карьера и личностное самоопределение человека. Типология карьеры (вертикальна, горизонтальная, профессиональная, должностная и др.). Этапы карьеры и мотивы карьерного роста.

2

1

6

Практическое занятие №3 Обсуждение причин, побуждающих работника к построению карьеры. Обсуждение афоризмов и высказываний о жизни, карьере, успехе в жизни и профессиональной деятельности. Просмотр и обсуждение видеофильма «От мечты к реальности».

2

2

Самостоятельная работа

Составление мультимедиа презентации по теме «Иллюстрации к профессии», по которой студенты заканчивают обучение.

2

2

Тема 4.

Проектирование карьеры

Содержание учебного материала

7

Понятия проект и проектирование. Карьерный рост и личностное развитие как предмет проектирования самого себя. Этапы проектирования. Замысел проекта и личностное самоопределение автора проекта.

2

1

8

Практическое занятие №4 Планирование своей профессиональной карьеры. Самоанализ умений и способностей. Определение вариантов построения своей карьеры. Упражнение «Мои достижения (на фактический момент времени)». Упражнение «Цели карьеры».

2

2

Самостоятельная работа

Формулирование запросов на свои внутренние резервы для построения профессиональной карьеры. Проведение самооценки своих сильных и слабых сторон. Составление шкалы своих умений и склонностей. Составление проекта «Проектирование профессиональной карьеры».

2

2

Тема 5.

Принятие решения о поиске работы

Содержание учебного материала

9

Каналы распространения сведений о себе: объявление, помощь знакомых, электронные СМИ, работа с сайтами, печатные СМИ, распространение по каналам профессиональных и общественных организаций, массовая («веерная» рассылка) собственными силами.

2

1

10

Практическое занятие №5 Просмотр и обсуждение видеофильма «Как найти работу», «Трудоустройство молодежи». Составление своей характеристики.

2

2

Самостоятельная работа

Составление своей характеристики в качестве ресурса будущего молодого специалиста.

2

2

Тема 6.

Правила составления резюме

Содержание учебного материала

11

Цели написания резюме. Виды и структура резюме. Ошибки при составлении резюме. Правила составления сопроводительных писем. Предварительные телефонные переговоры с потенциальным работодателем.

2

1

12

Практическое занятие №6 Анализ готовых резюме. Составление собственного резюме с учетом специфики работодателя. Обсуждение полученных результатов. Телефонные переговоры с потенциальным работодателем в модельной ситуации.

2

2

Самостоятельная работа

Составление сопроводительного письма и заметки по предварительному телефонному разговору с потенциальным работодателем.

2

2

Тема 7.

Посредники на рынке труда.

Содержание учебного материала

13

Государственные службы занятости населения (пособие по безработице, профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий на бирже труда). Типы кадровых агентств. Составление объявления о поиске работы. Работа с ответами на свое объявление.

2

1

14

Практическое занятие №7 Составление аналитической таблицы по систематизации информации об источниках информации о работе и потенциальных работодателях. Самостоятельно задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу.

2

2

Самостоятельная работа

Сбор и анализ информации о вакансиях рабочих мест в регионе по специальности. Составление списка потенциальных работодателей. Привести не менее трех аргументов целесообразности использования элементов инфраструктуры рынка труда для поиска работы.

2

2

Тема 8.

Прохождение собеседования

Содержание учебного материала

15

Характеристика собеседований. Виды собеседований. Подготовка к собеседованию. Поведение на собеседовании. Вопросы, которые могут задавать на собеседовании. Типичные ошибки, допускаемые при собеседовании. Самопрезентация. Основные способы самопрезентации. Препятствия для эффективной самопрезентации.

2

1

16

Практическое занятие №8 Просмотр и обсуждение видеофильма «Как пройти собеседование». Деловая игра «Самопрезентация» - проведение диалога с работодателем в модельных условиях (ответы на «неудобные вопросы»).

2

2

Самостоятельная работа

Составление самопрезентации, подготовка к деловой игре.

2

2

Тема 9.

Правовые аспекты трудоустройства и увольнения

Содержание учебного материала

17

Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта). Основные права и обязанности работника и работодателя при приеме на работу. Особенности прохождения испытательного срока. Процедура увольнения. Причины увольнения. Правовые аспекты увольнения с работы.

2

1

18

Практическое занятие №9 Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Оценка законности действий работодателя и работника при приеме на работу и увольнении (решение ситуативных задач). Анализ типичных ошибок при ведении кадровой документации.

2

2

Самостоятельная работа

Заполнение образцов кадровых документов (личный листок по учету кадров, личная карточка, заявление).

2

2

Тема 10.

Адаптация на рабочем месте.

Содержание учебного материала

19

Адаптация: сущность, проблемы, виды, время адаптации. Степень адаптации сотрудников к трудовой деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях. Структура процесса адаптации молодых специалистов к работе на предприятии.

2

1

20

Практическое занятие №10 Тренинг «Уверенное поведение».

2

2

Самостоятельная работа

Составление алгоритма собственной адаптации к профессиональной деятельности в организации.

2

2

Тема 11.

Развитие коммуникативных качеств личности

Содержание учебного материала

21

Выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения.

Организационная культура и деловой этикет. Деловое общение. Язык мимики и жестов. Техники активного слушания. Конфликты и способы их разрешения.

2

1

22

Практические занятия №11 Тренинг «Деловое общение». Диагностика коммуникативных и организаторских способностей по методике «КОС». Обсуждение стратегий поведения в различных конфликтных ситуациях.

2

2

Самостоятельная работа

Описание возможной конфликтной ситуации между сотрудником и руководителем (сотрудником и сотрудником). Продумать свою стратегию поведения в данной ситуации.

2

2

Тема 12.

Формирование деловых качеств личности

Содержание учебного материала

23

Имидж делового человека. Эффективное и рациональное использование времени. Правила этики служебных отношений. Эффективное взаимодействие с руководителем и коллегами по работе.

2

1

24

Практическое занятие №12 Тренинг «Эффективное взаимодействие».

2

2

Самостоятельная работа

Составление коллажа на тему: «Я и моя профессиональная карьера через десять лет»

2

2

Всего аудиторных занятий:

48

 

 

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материа

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.