12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитина Юлия Анатольевна2079
Преподаватель строительных дисциплин
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
9

Рабочая программа междисциплинарного курса «Эффективное поведение на рынке турда»


1. Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Эффективное поведение на рынке труда»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» входит в состав вариативной части программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО

Программа дополнительной учебной дисциплины может быть использована в программе переподготовки и курсов повышения квалификации

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- решать задачи трудоустройства (либо создания собственного дела);

- обосновать свои возможности при собеседовании с работодателем;

- успешно адаптироваться на рабочем месте;

- планировать профессиональную карьеру.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

алгоритм действий для профессионального самоопределения на рынке труда:

- способы поиска работы;

- формы само презентации для получения профессионального образования и трудоустройства.

- технологию составления резюме;

- технологию приема на работу;

- этику и психологию делового общения;

- понятие, виды, формы и способы адаптации на рабочем месте;

- основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 24 часов.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

 

практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

В том числе:

Аналитическая работа в области:

- востребованности рынка труда;

- причин построения карьеры;

- самоанализа собственного личностного и профессионального развития;

- составление аналитической таблицы.

Разработка проекта своей профессиональной карьеры;

сбор информации из различных источников;

заполнение образцов кадровых документов;

составление коллажа.

4

2

8

2

2

2

2

2

Итоговая аттестация в форме текущих оценок и «Накопительного ПОРТФОЛИО».

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «эффективное поведение на рынке труда»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Анализ современного рынка труда

Содержание учебного материала

1

Определение понятия «рынок труда», структура современного рынка труда РФ. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Региональные особенности рынка труда. Высвобождение рабочей силы, его причины в регионе.

2

1

2

Практическое занятие №1 Аргументированная оценка степени востребованности специальности (по которой обучаются студенты) на региональном рынке труда. Разработка творческого коллажа по теме: «Я и моя будущая профессия».

2

2

Самостоятельная работа

Проведение анализа востребованности рынка труда в разрезе профессии, по которой обучаются студенты (привести не менее трёх аргументов, почему данная профессия востребована или недостаточно востребована) на рынке труда УР.

2

2

Тема 2.

Тенденции развития мира профессий

Содержание учебного материала

3

Определение понятия «профессия», современный мир профессий, тенденции в его развитии, классификация профессий, предложенная Е.А.Климовым. Основные типы профессий, их характеристика. 

2

1

4

Практическое занятие №2 Обсуждение и анализ профессиональной пригодности в контексте психологии (по Е.А. Климову). Определение готовности к профессиональной деятельности, с использованием методик: «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) и «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А.Климов).

2

2

Самостоятельная работа

Проведение анализа рейтинга самых популярных мужских и женских профессий (гендерный аспект). 

2

Тема 3.

Понятие карьеры и карьерная стратегия

Содержание учебного материала

 

5

Понятие «карьера» в узком и широком смысле. Карьера и личностное самоопределение человека. Типология карьеры (вертикальна, горизонтальная, профессиональная, должностная и др.). Этапы карьеры и мотивы карьерного роста.

2

1

6

Практическое занятие №3 Обсуждение причин, побуждающих работника к построению карьеры. Обсуждение афоризмов и высказываний о жизни, карьере, успехе в жизни и профессиональной деятельности. Просмотр и обсуждение видеофильма «От мечты к реальности».

2

2

Самостоятельная работа

Составление мультимедиа презентации по теме «Иллюстрации к профессии», по которой студенты заканчивают обучение.

2

2

Тема 4.

Проектирование карьеры

Содержание учебного материала

7

Понятия проект и проектирование. Карьерный рост и личностное развитие как предмет проектирования самого себя. Этапы проектирования. Замысел проекта и личностное самоопределение автора проекта.

2

1

8

Практическое занятие №4 Планирование своей профессиональной карьеры. Самоанализ умений и способностей. Определение вариантов построения своей карьеры. Упражнение «Мои достижения (на фактический момент времени)». Упражнение «Цели карьеры».

2

2

Самостоятельная работа

Формулирование запросов на свои внутренние резервы для построения профессиональной карьеры. Проведение самооценки своих сильных и слабых сторон. Составление шкалы своих умений и склонностей. Составление проекта «Проектирование профессиональной карьеры».

2

2

Тема 5.

Принятие решения о поиске работы

Содержание учебного материала

9

Каналы распространения сведений о себе: объявление, помощь знакомых, электронные СМИ, работа с сайтами, печатные СМИ, распространение по каналам профессиональных и общественных организаций, массовая («веерная» рассылка) собственными силами.

2

1

10

Практическое занятие №5 Просмотр и обсуждение видеофильма «Как найти работу», «Трудоустройство молодежи». Составление своей характеристики.

2

2

Самостоятельная работа

Составление своей характеристики в качестве ресурса будущего молодого специалиста.

2

2

Тема 6.

Правила составления резюме

Содержание учебного материала

11

Цели написания резюме. Виды и структура резюме. Ошибки при составлении резюме. Правила составления сопроводительных писем. Предварительные телефонные переговоры с потенциальным работодателем.

2

1

12

Практическое занятие №6 Анализ готовых резюме. Составление собственного резюме с учетом специфики работодателя. Обсуждение полученных результатов. Телефонные переговоры с потенциальным работодателем в модельной ситуации.

2

2

Самостоятельная работа

Составление сопроводительного письма и заметки по предварительному телефонному разговору с потенциальным работодателем.

2

2

Тема 7.

Посредники на рынке труда.

Содержание учебного материала

13

Государственные службы занятости населения (пособие по безработице, профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий на бирже труда). Типы кадровых агентств. Составление объявления о поиске работы. Работа с ответами на свое объявление.

2

1

14

Практическое занятие №7 Составление аналитической таблицы по систематизации информации об источниках информации о работе и потенциальных работодателях. Самостоятельно задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу.

2

2

Самостоятельная работа

Сбор и анализ информации о вакансиях рабочих мест в регионе по специальности. Составление списка потенциальных работодателей. Привести не менее трех аргументов целесообразности использования элементов инфраструктуры рынка труда для поиска работы.

2

2

Тема 8.

Прохождение собеседования

Содержание учебного материала

15

Характеристика собеседований. Виды собеседований. Подготовка к собеседованию. Поведение на собеседовании. Вопросы, которые могут задавать на собеседовании. Типичные ошибки, допускаемые при собеседовании. Самопрезентация. Основные способы самопрезентации. Препятствия для эффективной самопрезентации.

2

1

16

Практическое занятие №8 Просмотр и обсуждение видеофильма «Как пройти собеседование». Деловая игра «Самопрезентация» - проведение диалога с работодателем в модельных условиях (ответы на «неудобные вопросы»).

2

2

Самостоятельная работа

Составление самопрезентации, подготовка к деловой игре.

2

2

Тема 9.

Правовые аспекты трудоустройства и увольнения

Содержание учебного материала

17

Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта). Основные права и обязанности работника и работодателя при приеме на работу. Особенности прохождения испытательного срока. Процедура увольнения. Причины увольнения. Правовые аспекты увольнения с работы.

2

1

18

Практическое занятие №9 Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Оценка законности действий работодателя и работника при приеме на работу и увольнении (решение ситуативных задач). Анализ типичных ошибок при ведении кадровой документации.

2

2

Самостоятельная работа

Заполнение образцов кадровых документов (личный листок по учету кадров, личная карточка, заявление).

2

2

Тема 10.

Адаптация на рабочем месте.

Содержание учебного материала

19

Адаптация: сущность, проблемы, виды, время адаптации. Степень адаптации сотрудников к трудовой деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях. Структура процесса адаптации молодых специалистов к работе на предприятии.

2

1

20

Практическое занятие №10 Тренинг «Уверенное поведение».

2

2

Самостоятельная работа

Составление алгоритма собственной адаптации к профессиональной деятельности в организации.

2

2

Тема 11.

Развитие коммуникативных качеств личности

Содержание учебного материала

21

Выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения.

Организационная культура и деловой этикет. Деловое общение. Язык мимики и жестов. Техники активного слушания. Конфликты и способы их разрешения.

2

1

22

Практические занятия №11 Тренинг «Деловое общение». Диагностика коммуникативных и организаторских способностей по методике «КОС». Обсуждение стратегий поведения в различных конфликтных ситуациях.

2

2

Самостоятельная работа

Описание возможной конфликтной ситуации между сотрудником и руководителем (сотрудником и сотрудником). Продумать свою стратегию поведения в данной ситуации.

2

2

Тема 12.

Формирование деловых качеств личности

Содержание учебного материала

23

Имидж делового человека. Эффективное и рациональное использование времени. Правила этики служебных отношений. Эффективное взаимодействие с руководителем и коллегами по работе.

2

1

24

Практическое занятие №12 Тренинг «Эффективное взаимодействие».

2

2

Самостоятельная работа

Составление коллажа на тему: «Я и моя профессиональная карьера через десять лет»

2

2

Всего аудиторных занятий:

48

 

 

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материа

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.