12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Орлова Е.Ю.101 |
Рабочая программа по химии, 10 класс, исследовательская деятельность
муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов имени Ф.И. Тютчева»
Рабочая программа курса «Основы исследовательской деятельности в химии»
учителя высшей категории Орловой Е.Ю.,
10 класс (1 час)
2017-2018
Пояснительная записка.
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетентностей обучающихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. В соответствии с направлениями работы школы, курс «Основы исследовательской деятельности в химии» позволяет познакомить обучающихся с теорией и практикой организации исследовательской деятельности на примере одного учебного предмета – химии, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность. Химия – наиболее удобная область естествознания для формирования исследовательских навыков обучающихся, позволяющая сочетать теоретические знания с практическими умениями. Учащиеся имеют возможность выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретают умения и навыки пользоваться химической посудой, разного рода приборами, реактивами, изобретать необходимые и усовершенствованные приспособления и установки для практического решения экспериментальных задач. Курс «Основы исследовательской деятельности в химии» способствует не только формированию исследовательской культуры, но и повышению интереса к предмету, углублению имеющихся знаний и практических умений, а также дает возможность самоопределиться в выборе профиля и будущей профессии, связанных с химией. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Содержание курса позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми знаниями, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии. Данный курс углубляет и расширяет знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. При организации практических занятий учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать эксперимент, грамотно проводить наблюдения, фиксировать и описывать его результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания. Кроме того, предлагаемые экспериментальные работы вырабатывают у учащихся умения ставить конкретные задачи и решать их с помощью конкретных методик. Программа курса предусматривает и самостоятельную работу учащихся с учебной, справочной и научно - популярной литературой, что способствует развитию у них навыков самообразования и повышению эффективности естественнонаучного образования. По типу программа является авторской.
Курс рассчитан на 34 часа.
Цель курса: на примере школьного предмета «Химия» познакомить учащихся с теорией и практикой организации исследовательской деятельности, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.
Задачи курса:
сформировать представления о научно – исследовательской деятельности;
обучить учащихся некоторым навыкам ведения исследовательской деятельности;
совершенствовать экспериментальные умения и навыки;
развивать мыслительные процессы, склонности, способности учащихся, умения самостоятельно получать знания;
развивать и укреплять интерес к химии, побудить обучающихся к выбору соответствующего профиля дальнейшего образования.
Учащиеся должны знать:
что такое научное исследование, виды научно – исследовательских работ ( реферативная, практическая, опытно – экспериментальная);
виды и этапы проведения эксперимента, способы оформления его результатов;
основные задачи и условия проведения наблюдения за экспериментом;
технику безопасности и правила работы с химическими веществами и оборудованием.
Учащиеся должны уметь:
организовывать и проводить исследование;
формулировать цели и задачи исследования, выдвигать гипотезу, обосновывать актуальность темы исследования;
планировать, проводить и описывать наблюдения;
отбирать и использовать теоретические знания;
сравнивать и анализировать полученные результаты, формулировать выводы;
оформлять результаты исследования;
правильно обращаться с известными реактивами и оборудованием, соблюдать правила безопасности труда;
применять полученные знания на практике;
Формы проведения занятий: лекция, практическая работа.
Формы организации работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема, количество часов. Тема урока. | Дата | Причины коррекции | |
План | Факт | |||
10 «е» | 10 «е» | |||
1. | Вводный урок. Проектная и исследовательская деятельность. | 7. 09 | ||
2. | Цели и задачи исследовательской деятельности. | 14. 09 | ||
3. | Организация исследовательской деятельности. | 21. 09 | ||
4. | Определение темы и актуальности темы исследования. | 28. 09 | ||
5. | Определение цели и задач исследования. | 5. 10 | ||
6. | Предмет и объект исследования. | 12. 10 | ||
7. | Выдвижение гипотезы и способов ее решения. | 19. 10 | ||
8. | Обсуждение методов исследования. | 26. 10 | ||
9. | Распределение работы между участниками исследовательской работы. | 2. 11 | ||
10. | Методология составления текста исследовательской работы. | 16. 11 | ||
11. | Общие правила работы с информационными источниками. | 23. 11 | ||
12. | Введение к исследовательской работе, правила написания. | 30. 11 | ||
13. | Обзор информационных источников по теме исследования. | 7. 12 | ||
14. | Изучение требований к написанию теоретической части исследования. | 14. 12 | ||
15. | Изучение требований к написанию практической части исследования. | 21. 12 | ||
16. | Оформление заключения исследовательской работы. | 11. 01 | ||
17. | Основные способы представления полученной информации. | 18. 01 | ||
18. | Требования к оформлению презентаций. | 25. 01 | ||
19. | Проведение исследований, сбор и систематизация материала. | 1. 02 | ||
20. | Организационно-консультативное занятие. | 8. 02 | ||
21. | Организационно-консультативное занятие. | 15. 02 | ||
22. | Организационно-консультативное занятие. | 22. 02 | ||
23. | Организационно-консультативное занятие. | 1. 03 | ||
24. | Организационно-консультативное занятие. | 15. 03 | ||
25. | Организационно-консультативное занятие. | 22. 03 | ||
26. | Подведение итогов, анализ выполненных работ. | 5. 04 | ||
27. | Защита исследовательской работы. | 12. 04 | ||
28. | Защита исследовательской работы. | 19. 04 | ||
29. | Защита исследовательской работы. | 26. 04 | ||
30. | Защита исследовательской работы. | 3. 05 | ||
31. | Защита исследовательской работы. | 10. 05 | ||
32. | Защита исследовательской работы. | 17. 05 | ||
33. | Подведение итогов, анализ полученных результатов. | 24. 05 | ||
34. | Подведение итогов, анализ полученных результатов. | 31. 05 |