12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Орлова Е.Ю.101

муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов имени Ф.И. Тютчева»

Рабочая программа курса «Основы исследовательской деятельности в химии»

учителя высшей категории Орловой Е.Ю.,

10 класс (1 час)

2017-2018

Пояснительная записка.

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетентностей обучающихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. В соответствии с направлениями работы школы, курс «Основы исследовательской деятельности в химии» позволяет познакомить обучающихся с теорией и практикой организации исследовательской деятельности на примере одного учебного предмета – химии, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность. Химия – наиболее удобная область естествознания для формирования исследовательских навыков обучающихся, позволяющая сочетать теоретические знания с практическими умениями. Учащиеся имеют возможность выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретают умения и навыки пользоваться химической посудой, разного рода приборами, реактивами, изобретать необходимые и усовершенствованные приспособления и установки для практического решения экспериментальных задач. Курс «Основы исследовательской деятельности в химии» способствует не только формированию исследовательской культуры, но и повышению интереса к предмету, углублению имеющихся знаний и практических умений, а также дает возможность самоопределиться в выборе профиля и будущей профессии, связанных с химией. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Содержание курса позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми знаниями, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии. Данный курс углубляет и расширяет знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. При организации практических занятий учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать эксперимент, грамотно проводить наблюдения, фиксировать и описывать его результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания. Кроме того, предлагаемые экспериментальные работы вырабатывают у учащихся умения ставить конкретные задачи и решать их с помощью конкретных методик. Программа курса предусматривает и самостоятельную работу учащихся с учебной, справочной и научно - популярной литературой, что способствует развитию у них навыков самообразования и повышению эффективности естественнонаучного образования. По типу программа является авторской.

Курс рассчитан на 34 часа.

Цель курса: на примере школьного предмета «Химия» познакомить учащихся с теорией и практикой организации исследовательской деятельности, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Задачи курса:

сформировать представления о научно – исследовательской деятельности;

обучить учащихся некоторым навыкам ведения исследовательской деятельности;

совершенствовать экспериментальные умения и навыки;

развивать мыслительные процессы, склонности, способности учащихся, умения самостоятельно получать знания;

развивать и укреплять интерес к химии, побудить обучающихся к выбору соответствующего профиля дальнейшего образования.

Учащиеся должны знать:

что такое научное исследование, виды научно – исследовательских работ ( реферативная, практическая, опытно – экспериментальная);

виды и этапы проведения эксперимента, способы оформления его результатов;

основные задачи и условия проведения наблюдения за экспериментом;

технику безопасности и правила работы с химическими веществами и оборудованием.

Учащиеся должны уметь:

 организовывать и проводить исследование;

формулировать цели и задачи исследования, выдвигать гипотезу, обосновывать актуальность темы исследования;

планировать, проводить и описывать наблюдения;

отбирать и использовать теоретические знания;

сравнивать и анализировать полученные результаты, формулировать выводы;

оформлять результаты исследования;

правильно обращаться с известными реактивами и оборудованием, соблюдать правила безопасности труда;

применять полученные знания на практике;

Формы проведения занятий: лекция, практическая работа.

Формы организации работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий.

Формы контроля и критерии оценок: оценивание обучающихся предполагается по 5-бальной шкале, по результатам их отчетов за проделанные практические работы.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Тема, количество часов.

Тема урока.

Дата

Причины коррекции

   

План

Факт

 
   

10 «е»

10 «е»

 

1.

Вводный урок. Проектная и исследовательская деятельность.

7. 09

   

2.

Цели и задачи исследовательской деятельности.

14. 09

   

3.

Организация исследовательской деятельности.

21. 09

   

4.

Определение темы и актуальности темы исследования.

28. 09

   

5.

Определение цели и задач исследования.

5. 10

   

6.

Предмет и объект исследования.

12. 10

   

7.

Выдвижение гипотезы и способов ее решения.

19. 10

   

8.

Обсуждение методов исследования.

26. 10

   

9.

Распределение работы между участниками исследовательской работы.

2. 11

   

10.

Методология составления текста исследовательской работы.

16. 11

   

11.

Общие правила работы с информационными источниками.

23. 11

   

12.

Введение к исследовательской работе, правила написания.

30. 11

   

13.

Обзор информационных источников по теме исследования.

7. 12

   

14.

Изучение требований к написанию теоретической части исследования.

14. 12

   

15.

Изучение требований к написанию практической части исследования.

21. 12

   

16.

Оформление заключения исследовательской работы.

11. 01

   

17.

Основные способы представления полученной информации.

18. 01

   

18.

Требования к оформлению презентаций.

25. 01

   

19.

Проведение исследований, сбор и систематизация материала.

1. 02

   

20.

Организационно-консультативное занятие.

8. 02

   

21.

Организационно-консультативное занятие.

15. 02

   

22.

Организационно-консультативное занятие.

22. 02

   

23.

Организационно-консультативное занятие.

1. 03

   

24.

Организационно-консультативное занятие.

15. 03

   

25.

Организационно-консультативное занятие.

22. 03

   

26.

Подведение итогов, анализ выполненных работ.

5. 04

   

27.

Защита исследовательской работы.

12. 04

   

28.

Защита исследовательской работы.

19. 04

   

29.

Защита исследовательской работы.

26. 04

   

30.

Защита исследовательской работы.

3. 05

   

31.

Защита исследовательской работы.

10. 05

   

32.

Защита исследовательской работы.

17. 05

   

33.

Подведение итогов, анализ полученных результатов.

24. 05

   

34.

Подведение итогов, анализ полученных результатов.

31. 05

   
Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.