Рабочая программа курса «Основы исследовательской деятельности в химии» (10 класс)
муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов имени Ф.И. Тютчева»
Рабочая программа курса «Основы исследовательской деятельности в химии»
учителя высшей категории Орловой Е.Ю.,
10 класс (1 час)
2017-2018
Пояснительная записка.
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетентностей обучающихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. В соответствии с направлениями работы школы, курс «Основы исследовательской деятельности в химии» позволяет познакомить обучающихся с теорией и практикой организации исследовательской деятельности на примере одного учебного предмета – химии, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность. Химия – наиболее удобная область естествознания для формирования исследовательских навыков обучающихся, позволяющая сочетать теоретические знания с практическими умениями. Учащиеся имеют возможность выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретают умения и навыки пользоваться химической посудой, разного рода приборами, реактивами, изобретать необходимые и усовершенствованные приспособления и установки для практического решения экспериментальных задач. Курс «Основы исследовательской деятельности в химии» способствует не только формированию исследовательской культуры, но и повышению интереса к предмету, углублению имеющихся знаний и практических умений, а также дает возможность самоопределиться в выборе профиля и будущей профессии, связанных с химией. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Содержание курса позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми знаниями, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии. Данный курс углубляет и расширяет знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. При организации практических занятий учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать эксперимент, грамотно проводить наблюдения, фиксировать и описывать его результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания. Кроме того, предлагаемые экспериментальные работы вырабатывают у учащихся умения ставить конкретные задачи и решать их с помощью конкретных методик. Программа курса предусматривает и самостоятельную работу учащихся с учебной, справочной и научно - популярной литературой, что способствует развитию у них навыков самообразования и повышению эффективности естественнонаучного образования. По типу программа является авторской.
Курс рассчитан на 34 часа.
Цель курса: на примере школьного предмета «Химия» познакомить учащихся с теорией и практикой организации исследовательской деятельности, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.
Задачи курса:
сформировать представления о научно – исследовательской деятельности;
обучить учащихся некоторым навыкам ведения исследовательской деятельности;
совершенствовать экспериментальные умения и навыки;
развивать мыслительные процессы, склонности, способности учащихся, умения самостоятельно получать знания;
развивать и укреплять интерес к химии, побудить обучающихся к выбору соответствующего профиля дальнейшего образования.
Учащиеся должны знать:
что такое научное исследование, виды научно – исследовательских работ ( реферативная, практическая, опытно – экспериментальная);
виды и этапы проведения эксперимента, способы оформления его результатов;
основные задачи и условия проведения наблюдения за экспериментом;
технику безопасности и правила работы с химическими веществами и оборудованием.
Учащиеся должны уметь:
организовывать и проводить исследование;
формулировать цели и задачи исследования, выдвигать гипотезу, обосновывать актуальность темы исследования;
планировать, проводить и описывать наблюдения;
отбирать и использовать теоретические знания;
сравнивать и анализировать полученные результаты, формулировать выводы;
оформлять результаты исследования;
правильно обращаться с известными реактивами и оборудованием, соблюдать правила безопасности труда;
применять полученные знания на практике;
Формы проведения занятий: лекция, практическая работа.
Формы организации работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий.
Формы контроля и критерии оценок: оценивание обучающихся предполагается по 5-бальной шкале, по результатам их отчетов за проделанные практические работы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п |
Тема, количество часов. Тема урока. |
Дата |
Причины коррекции |
|
План |
Факт |
|||
10 «е» |
10 «е» |
|||
1. |
Вводный урок. Проектная и исследовательская деятельность. |
7. 09 |
||
2. |
Цели и задачи исследовательской деятельности. |
14. 09 |
||
3. |
Организация исследовательской деятельности. |
21. 09 |
||
4. |
Определение темы и актуальности темы исследования. |
28. 09 |
||
5. |
Определение цели и задач исследования. |
5. 10 |
||
6. |
Предмет и объект исследования. |
12. 10 |
||
7. |
Выдвижение гипотезы и способов ее решения. |
19. 10 |
||
8. |
Обсуждение методов исследования. |
26. 10 |
||
9. |
Распределение работы между участниками исследовательской работы. |
2. 11 |
||
10. |
Методология составления текста исследовательской работы. |
16. 11 |
||
11. |
Общие правила работы с информационными источниками. |
23. 11 |
||
12. |
Введение к исследовательской работе, правила написания. |
30. 11 |
||
13. |
Обзор информационных источников по теме исследования. |
7. 12 |
||
14. |
Изучение требований к написанию теоретической части исследования. |
14. 12 |
||
15. |
Изучение требований к написанию практической части исследования. |
21. 12 |
||
16. |
Оформление заключения исследовательской работы. |
11. 01 |
||
17. |
Основные способы представления полученной информации. |
18. 01 |
||
18. |
Требования к оформлению презентаций. |
25. 01 |
||
19. |
Проведение исследований, сбор и систематизация материала. |
1. 02 |
||
20. |
Организационно-консультативное занятие. |
8. 02 |
||
21. |
Организационно-консультативное занятие. |
15. 02 |
||
22. |
Организационно-консультативное занятие. |
22. 02 |
||
23. |
Организационно-консультативное занятие. |
1. 03 |
||
24. |
Организационно-консультативное занятие. |
15. 03 |
||
25. |
Организационно-консультативное занятие. |
22. 03 |
||
26. |
Подведение итогов, анализ выполненных работ. |
5. 04 |
||
27. |
Защита исследовательской работы. |
12. 04 |
||
28. |
Защита исследовательской работы. |
19. 04 |
||
29. |
Защита исследовательской работы. |
26. 04 |
||
30. |
Защита исследовательской работы. |
3. 05 |
||
31. |
Защита исследовательской работы. |
10. 05 |
||
32. |
Защита исследовательской работы. |
17. 05 |
||
33. |
Подведение итогов, анализ полученных результатов. |
24. 05 |
||
34. |
Подведение итогов, анализ полученных результатов. |
31. 05 |