Рабочая программа модуля «Часи» «Истоки языкознания» для 8 класса на 2017-2018 учебный год
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №10» города Советска Калининградской области
«Рекомендована к использованию» педагогическим советом Протокол №
|
«Согласовано»: с руководителем методической кафедры направления «Принято» на МК Протокол № от « » августа 2017 г. |
«Утверждаю»: директор МАОУ лицея №10 г. Советска __________________ Г.Ф. Соколовский Приказ № от « » августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Модуля «ЧАСИ»
36 часов (в т.ч.1 час дист.)) |
Компетентностный: Общеучебная компетенция |
Составитель программы:
|
Советск, 2017
Общая характеристика курса модуля «ЧАСИ»
Рабочая программа по курсу модуля «Истоки языкознания» для 8-Г класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по предмету «Русский язык», утвержденной Министерством образования РФ, программы «Русский язык: 5-9 классы общеобразовательных учреждений» / А.Д. Шмелев,Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук; под редакцией А.Д.Шмелева. и Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников : факультативный курс : 5—8 классы. — М., 2016.
В современных примерных программах по русскому языку одной из важнейших целей обучения названо формирование лингвистической компетенции, подразумевающей ценностное отношение к языку, его личностное восприятие. Для этого необходимо, чтобы у школьников сложилось представление о роли языка в жизни отдельного человека и общества в целом, о месте родного языка среди языков народов мира, о неразрывной связи языка народа и его культуры.
Языковые явления в этом модуле должны быть представлены не столько с нормативной точки зрения, сколько с познавательной: возможные пути и необходимость появления тех или иных классов слов, грамматических категорий и т. д., особенности их функционирования. Именно такой языковой материал, представленный в форме, соответствующей возрастным особенностям учащихся, стимулирует размышления и рассуждения школьников о языке, что, в свою очередь, становится реальной основой для формирования собственного взгляда на язык. Эта Рабочая программа содержит описание и этапы организации этого общелингвистического компонента, а также практическую пользу от внедрения учебного курса (модуля) «Истоки языкознания». Каждое занятие модуля представляет собой ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА компас-групп, основа которых – познание ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Цель освоения курса
Формирование лингвистической компетенции, которая должна стать основой лингвистического мировоззрения школьников (необходимого условия для совершенствования в изучении языков, и в первую очередь русского языка).
Образовательные задачи:
1) познакомить учащихся с объектом языкознания, его понятийно-терминологическим аппаратом и методами исследования;
2) дать школьникам научное представление о проблематике, связанной с языком человека в целом (происхождение и развитие языка, знаковая природа языка, взаимоотношения языка и общества, отличия языка людей от языка животных, языка от диалекта, а также история письменности);
3) познакомить учащихся с некоторыми видами классификации языков: естественные и искусственные языки, живые и мёртвые языки, генеалогическая классификация языков;
4) сформировать у обучаемых представление о системном устройстве языка, рассматривая отношения как между отдельными фактами или явлениями языка, так и между языковыми уровнями;
5) обеспечить усвоение школьниками идей о необходимости лингвистических знаний как в процессе школьного обучения, так и в дальнейшей жизни.
Развивающие задачи:
1) повысить у школьников интерес к изучению языков, и в первую очередь к изучению родного языка;
2) дать учащимся научное представление о русском языке как о частном случае языка вообще, помочь им осознать единство функций и различие форм их реализации у всех языков;
3) способствовать формированию умений анализировать, сопоставлять, обобщать языковой материал и развивать научное мышление школьников, стимулировать общее развитие их интеллекта;
4) приобщать школьников к решению эвристических задач на языковом материале, таким образом развивая их творческие способности;
5) способствовать преодолению психологического барьера перед трудностями в изучении родного языка и овладении иностранными языками.
Воспитательные задачи:
1) формировать у школьников сознательное, ценностное отношение к родному языку, способствующее повышению престижа его изучения;
2) дать учащимся представление об универсальности любого языка для выражения коммуникативных потребностей человека, таким образом формировать уважительное отношение к языкам разных народов и их культуре в целом.
3) формировать желание познания ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ через их языки.
Место курса в учебном плане лицея
В учебном плане лицея курс «Истоки языкознания» представлен в часе ассоциативных инициаций. Общелингвистический компонент (OЛK), представленный в данном модуле, даёт широкие возможности для решения общеобразовательных задач — развития интеллекта, воспитания научного типа мышления. Системное изучение общелингвистических сведений помогает структурно организовать мышление школьника, причём делается это на самом универсальном поле — языковом, а значит, служит в дальнейшем лучшему усвоению любого предметного содержания.
Чем же кардинально отличаются занятия курса «Истоки языкознания» от
уроков русского языка? На тех и других формируются языковая, лингвистическая и другие виды компетенции школьников. Однако на уроках языкознания принципиально важным является привлечение материала из других языков, различается и соотношение теории с практикой. В курсе языкознания теоретический материал основной, он — предмет размышления и рассуждения учащихся, а практические задания должны быть направлены на развитие этих размышлений, благодаря чему у обучаемых будет складываться отношение к языку как к объекту познания (в том числе к родному как частному случаю языка вообще).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса модуля
Содержание курса в основной обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, язы- ковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В числе ключевых компетенций, формирующихся у обучающихся, выделяются познавательная и творческая компетенции, способствующие критической оценке познаваемой информации, самостоятельному ее поиску и исследованию, а также творческому переосмыслению и возможности применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Структура и содержание модуля
-
Структура модуля
б. Содержание модуля
Вектор 1. Знаки вокруг нас. Язык — знаковая система. (9ч.)
Тематика: язык как знаковая система, язык и общество, происхождение языка, языки живые и мёртвые, естественные и искусственные, история письма, обзор языков мира.
Основные задачи: ознакомление учащихся с базисными языковыми понятиями, многообразием языков; пропедевтика понимания языка как культурного феномена.
Содержание.
Лингвистика — наука о языке. Предмет изучения. Краткие сведения об истории. Связь с другими науками.
Язык — знаковая система. Две стороны знака (означающее и означаемое). Знаки и знаковые системы в нашей жизни.
Язык и общество. Их взаимовлияние. Вербальные и невербальные формы общения. Язык жестов.
Происхождение языка (версия о божественном происхождении; гипотезы: звукоподражательная, междометная, теория «трудовых выкриков», гипотеза «общественного договора»).
Язык людей и язык животных. Различие в функциях языка людей и сигнальных систем у животных. Понятие об условных и безусловных рефлексах и интеллектуальном поведении.
Живые и мёртвые языки. Общее представление о важнейших мёртвых языках (санскрит, латинский, древнегреческий, старославянский). Феномен иврита. Естественные и искусственные языки. Виды искусственных языков: специализированные (язык математики, химии; языки программирования) и неспециализированные (волапюк, эсперанто).
Языки и диалекты, их различия. Сферы применения диалектов.
Предпосылки возникновения письма (предметное письмо, узелковое письмо, вампум). Начертательное письмо. Способы расположения знаков при письме. Виды начертательного письма: пиктографическое (рисуночное), идеографическое (символическое), фонографическое (звуко-буквенное). Алфавит.
Сравнительно-исторический метод в языкознании. Понятие о родственных языках. Регулярные звуковые соответствия между словами родственных языков.
Праиндоевропейский язык — основа семьи индоевропейских языков. Гипотезы о времени и месте существования единого племени индоевропейцев. Генеалогическая классификация индоевропейских языков. Индоиранские языки. Славянские и балтийские языки. Кельтские языки. Греческий, албанский, армянский языки. Германские и романские языки.
Общие сведения о других языковых семьях (тюркские, финно-угорские, кавказские, семитские, китайско-тибетские и другие языки). Понятие о мировых языках.
Вектор 2. Уровни языка. (9 ч.)
Тематика: поуровневое (от фонетики до синтаксиса) изучение языковых единиц в их проявлениях и взаимосвязях, как горизонтальных — внутри уровня, так и вертикальных — между уровнями (на материале русского и иностранного языков).
Основные задачи: формирование представления о том, что каждый язык является самостоятельной (оригинальной) системой, что при этом все языки имеют общие системные признаки и что язык каждого народа является универсальным средством общения.
Содержание.
Понятие о языковых уровнях и единицах языка. Фонетический уровень языка. Троякий аспект звуков речи (слышим, произносим, понимаем). Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека. Артикуляторы и резонаторы. Характеристика звуков с точки зрения артикуляции. Акцент.
Гласные и согласные. Их роль в языках мира. Различия гласных и согласных по месту и способу образования.
Фонема. Варианты фонемы в речевом потоке. Необходимость правильного произношения для передачи нужного смысла.
Ударение. Типы ударений в языках мира. Интонация. Компоненты интонации: движение тона, сила звучания, темп речи и тембр голоса. Тоновые языки. Соотношение звуков и букв в разных языках.
Три основных принципа звукобуквенного письма: фонематический, фонетический, традиционный. Транскрипция. Транслитерация.
Лексический уровень языка.
Вектор 3. Слово — основная единица языка. «Склеивание» и «сварка» морфем. (9 ч)
Тематика: слово — основная единица языка. Слова самостоятельные и служебные, мотивированные и немотивированные, общеупотребительные и необщеупотребительные, определение активного и пассивного словарного запас; лексическое значение слова; тематические группы слов; лексика с точки зрения происхождения; лексикография; морфемный уровень языка; способы словообразования в русском и других языках; синтаксический уровень языка.
Основные задачи: формирование представления о том, что слово - основная единица языка; формирование научного понимания грамматических и морфологических признаков слова.
Содержание.
Слова самостоятельные и служебные, мотивированные и немотивированные. Активный и пассивный словарный запас.
Лексическое значение слова. Многозначность. Прямое и переносное значения. Виды переносных значений (перенос по сходству и по смежности).
Системные отношения в лексике, деление слов на классы. Тематические группы слов.
Омонимы. Их отличия от многозначных слов. Пути возникновения омонимов. Неполные омонимы: омофоны, омографы, омоформы.
Синонимы. Полная и неполная синонимия. Различия синонимов по оттенкам значения, частоте употребления, сочетаемости, стилистической окраске. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Использование синонимов как выразительное средство.
Антонимы. Слова, у которых могут быть антонимы. Использование антонимов как выразительное средство. Противопоставление значений внутри одного слова.
Термины. Терминология. Пути возникновения терминов. Использование международных терминов.
Жаргон. Виды жаргонов (социальные и профессиональные). Арго и сленг. Место жаргона в литературном языке.
Лексика с точки зрения происхождения: исконные и заимствованные слова. Виды исконно русских слов (общеславянские, восточнославянские, собственно русские). Заимствование иноязычных слов (устное и письменное). Кальки. Заимствование слов из русского в другие языки. Причины заимствования слов. Жизнь слова в чужом языке.
Фразеологизмы. Их сходство со словами. Фразеологические сращения и фразеологические единства. Пословицы и поговорки. Источники фразеологии. Крылатые слова. Фразеологизмы в разных языках.
Лексикография. Словари энциклопедические и лингвистические. Виды лингвистических словарей.
Семантика — наука о значениях единиц языка. Семантические умения человека, владеющего языком. Элементы значения слова.
Морфемный уровень языка. Морфема — наименьшая значимая языковая единица. Варианты морфемы. Корни и аффиксы. Связанные корни. Виды аффиксов по месту расположения относительно корня в разных языках. Словоизменительные и словообразовательные аффиксы.
Словообразование. Способы словообразования в русском и других языках. Словообразовательное значение. Словообразовательные типы (продуктивные, непродуктивные). Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Грамматика — способ устройства языка. Составные части грамматики — морфология и синтаксис.
Грамматическая форма и грамматическое значение. Способы выражения грамматических значений в разных языках (аффиксация, чередование, удвоение, ударение, порядок слов, служебные слова).
Синтетические и аналитические языки. «Склеивание» и «сварка» морфем (агглютинация и фузия).
Части речи. Парадигма. Грамматические категории в разных языках (падеж, род, время, вид). Языки «без грамматики».
Синтаксический уровень языка. Словосочетание и предложение — единицы синтаксического уровня. Синтаксические связи (отношения). Основа предложения. Предикативность. Члены предложения. Порядок слов в предложении и словосочетании. Роль порядка слов в разных языках.
Вектор 4. Лингвистика — путь к овладению языком. (9 ч)
Тематика: стилистика, культура речи, история языка и изучение иностранных языков как поле для практического применения общелингвистических знаний.
Основные задачи раздела: 1) формирование начальных навыков исследовательской языковедческой деятельности на основе синтеза общелингвистического компонента с элементами традиционного курса русского языка; 2) формирование представления о значении общелингвистических знаний как инструмента совершенствования родного языка и овладения многоязычием.
Содержание.
Стилистические ресурсы языка. Использование различных языковых единиц в стилистических целях. Понятие о функциональных стилях языка. Основные черты и предназначение разговорного, официально-делового, научного, публицистического и художественного стилей языка.
Язык и речь. Их различия и взаимовлияние. Языковая норма и речевые ошибки. Орфоэпическая норма (норма ударения и норма произношения). Лексическая норма (нарушения, связанные с непониманием значения слова, употреблением паронимов, сочетаемостью слов, многословием и т. д.).
Морфологическая норма (употребление форм существительных, образование сравнительной степени прилагательных, личных форм глагола и др.). Синтаксическая норма (на примере нормы управления).
Роль изучения истории языка для овладения языком. Возникновение славянского письма. Константин (Кирилл) и Мефодий — создатели славянской азбуки. Кириллица и глаголица. Старославянский и древнерусский языки. Устройство кириллицы. Буквы, которых нет в современном русском алфавите. Обозначение чисел в славянской азбуке. Титло.
Фонетические процессы: от древнерусского языка к русскому (отвердение некоторых согласных, падение редуцированных гласных, развитие аканья и т. д.).
Грамматические формы: от древнерусского языка к русскому (изменение системы склонения существительных, временны е формы глагола; остатки древних форм в современном русском языке).
Исторические изменения в лексике русского литературного языка. Этапы формирования литературного русского языка. Архаизмы, историзмы и неологизмы. Окказионализмы.
Изучение иностранных языков. Роль общелингвистических знаний при овладении иностранным языком. Отражение в языке мышления народа, говорящего на нём. Трудности, возникающие при изучении языков.
Заключение. Повторение изученного.
Календарно-тематическое планирование
Образовательные деятельностные технологии, используемые в процессе обучени
Научно-исследовательская деятельность:
аналитическая деятельность:
технологическая деятельность
имитационное моделирование
корпоративная деятельность
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
1. Занятия в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, кроссворд, викторина.
2. Заседания компас-групп, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Занятия публичных форм общения: пресс-конференция, выставка, урок- памятка, аукцион знаний, телепередача, диалог, устный журнал.
4. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-творчества, урок- творческий отчёт.
5. Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
6.Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Практически все способы задают проблемные вопросы и создают проблемные ситуации, для решения задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Планируемые уровни сформированности компетенции
Уровни сформированности компетенции |
Содержание описания уровня |
Основные признаки уровня |
Примечание |
|
1 |
Пороговый уровень |
Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. |
знание значительной части программного материала, умение с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы, выполнение текущих заданий на «удовлетворительно» |
|
2 |
Повышенный уровень |
Хорошо развиты навыки работы с различными источниками информации. Проявляет указанные навыки при поддержке учителя и одноклассников. Ученик даёт ответ, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
Знание основного программного материала, грамотное его изложение, допустимы неточности в ответе. Исправление и понимание ошибки. Выполнение текущих работ на на «хорошо» и «отлично». |
|
3 |
Высокий уровень |
ученик полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
Знание не только основного, но и более углубленного программного материала, грамотное его изложение, не допустимы неточности в ответе, выполнение текущих работ на «отлично». |
В результате освоения курса модуля обучающийся должен:
Знать:
основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения.
элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
иметь представление об отечественных лингвистах,
Уметь:
владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Оценивать правильность и уместность употребления в речи изученных предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов; в случае необходимости корректировать речевые высказывания.
Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка
Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, проявлять уважение к истории, культурным и историческим памятникам, традициям страны. Уместно употреблять пословицы и поговорки, современный городской фольклор, осваивая национальные ценности, традиции, культуру народов и этнических групп России, мировую культуру. Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, понимать конвенциональный характер морали. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. Осознавать историческую изменчивость культурных традиций.
Применять: свои знания. умения и навыки на практике.
Быть в состоянии продемонстрировать:
Приёмы работы с учебной книгой и словарём.
Поиск информации в Интернете по указанным в учебнике ссылкам.
Демонстрировать понимание связи русского языка с культурой и историей России.
Демонстрировать понимание важности толерантного отношения к взаимодействию культур в поликультурном мире.
Демонстрировать понимание значения письма в истории развития человечества.
В результате освоения курса модуля обучающийся должен:
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. Создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли).
Характеризовать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание, участвовать в диалогах разных видов. Владеть различными видами электронной коммуникации.
Находить, интерпретировать или оценивать информацию, используя особенности организации текста. Объединять несколько частей для определения главной мысли, истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации по разным критериям. Рассматривать информацию, данную в нескольких различных формах (пространственно-визуальной, вербальной), делать на этой основе выводы.
Отбирать и систематизировать материал на определённую тему; осуществлять преобразование информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, итоговой аттестации по итогам освоения модульного курса
Текущий контроль:
Текущий контроль, осуществляемый в ходе учебных (аудиторных) занятий, проводимых по расписанию, может состоять из работ: срез знаний, устное выступление по теме, анализ выступления товарища, проверочная работа.
письменный экспресс-опрос или экспресс-тест по теме практического занятия – не более 5 баллов; работа в группах,
ответы на семинаре – не более 5 баллов;
участие в деловой игре – не более 5 баллов;
участие в работе круглого стола – не более 5 баллов;
участие в разборе ситуаций – не более 5 баллов;
тестирование (письменное или компьютерное) – не более 5 баллов; o контрольные работы – не более 5 баллов;
выполнение индивидуальных и домашних заданий – не более 5 баллов;
выполнение рефератов и эссе – не более 5 баллов;
различные виды коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, экспресс) – не более 5 баллов;
собеседование – не более 5 баллов и т.д
Учебно-методическое обеспечение
Алеференко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке : учебное пособие /Н.Ф. Алеференко. — М., 2005.
Введенская Л.А. Этимология : учебное пособие / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. — СПб., 2004.
Горбаневский М.В. Не говори шершавым языком : о нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ / М.В. Горбаневский, Ю.Н. Караулов, В.М. Шаклеин; под ред. Ю.А. Бельчикова. — М., 1999.
Казанский Б.В. Приключения слов / Б.В. Казанский. - СПб., 2008.
Королёва М. Говорим по-русски с Мариной Королёвой /М. Королева. — М., 2005.
Костомаров В.Г. Наш язык в действии : очерки современной русской стилистики / В.Г. Костомаров. — М., 2005.
Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. 3D / М.А. Кронгауз. — М., 2012.
Левонтина И.Б. Русский со словарём / И.Б. Левонтина. — М., 2012.
Лингвистическое развитие школьников : сборник статей научно-методической лаборатории МИОО «Языкознание для всех». — М., 2009.
Научно-практическая конференция «Языкознание для всех». Школьные исследования: теория и практика. — М., 2007.
Норман Б.Ю. Лингвистика каждого дня / Б.Ю. Норман. — М., 2004.
Норман Б.Ю. Игра на гранях языка / Б.Ю. Норман. — М., 2006.
Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах / Б.Ю. Норман. — Минск, 2009.
Северская О. Говорим по-русски с Ольгой Северской / О. Северская. — М., 2005.
Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. Вопросы теории и практики : учебное пособие / С.Г. Тер-Минасова. — М., 2007.
Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России : функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты / Г.Н. Трофимова. —