12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Катаева Светлана Владимировна29
0

Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе на 2017-2018 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 общеразвивающей направленности» города Можги

Принято                                                   УТВЕРЖДАЮ                                                         

на Совете педагогов                                                                    Заведующий МБДОУ____»

Протокол № «                                                                                   __________________   от «___» _____ 2017 г.                                                               « ___» __________ 2017 г.                                                                                        

                                                                 

Рабочая Программа

образовательной деятельности

в средней группе

на 2016-2017 учебный год

Воспитатели

 

 

2017 г.

 

 

Содержание Рабочей программы

Целевой раздел.

 

1.1 Пояснительная записка

3

1.1.1 Цели и задачи реализации Рабочей Программы

3

1.1.2 Принципы и подходы к реализации Рабочей Программы

10

1.1.3 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

11

  1. Планируемые результаты освоения Рабочей Программы

15

Содержательный раздел

 
  1. Модель комплексного планирования образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка по тематическим неделям

19

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

21

  1. Планирование работы по взаимодействию с семьей

24

Организационный раздел

 

3.1Описание материально-технического обеспечения

25

    1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

25

    1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

26

  1. Режим дня

28

  1. Модель оптимального двигательного режима детей

29

  1. Расписание НОД

31

  1. Циклограмма ежедневного планирования педагога

32

  1. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в группе

33

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Рабочая Программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2017-2018 учебный год (далее - Рабочая Программа) разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Уставом и нормативными  документами МБДОУ «____________»;

Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «____________»;

С учетом комплексной образовательной программой ДО «Мир открытий» под общей рдакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой (далее - КОП ДО «Мир открытий») и предусмотрена для организации образовательной деятельности детьми в возрасте от 4 до 5 лет.

Срок реализации РП – 1 год.

Образовательная деятельность осуществляется на русском языке.

1.1.1 Цели и задачи реализации Рабочей Программы

Цель Рабочей Программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Задачи рабочей программы по образовательным областям

(КОП ДО «Мир открытий» стр.128)

Социально-коммуникативное развитие

Человек среди людей:

• Формировать, конкретизировать, обогащать первоначальные представления о себе, о членах семьи, о внешних проявлениях мужчин и женщин (одежда, отдельные аксессуары, телосложение), помещениях, деятельности взрослых в детском саду.

• Формировать дифференцированные представления: о собственной половой принадлежности, об отдельных средствах цивилизации (транспорт, связь); о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть, страх, обида, огорчение) близких взрослых и детей, об адекватных способах разрешения конфликтных ситуаций; о правилах взаимоотношений с детьми и взрослыми в детском саду и семье.

• Способствовать проявлению сочувствия, стремления помочь близким людям, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам; интереса к людям разного возраста и пола; потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения.

• Воспитывать уважение к взрослым людям разного пола, бережное отношение к процессу и результату их труда.

• Содействовать становлению умений использования элементарных правил поведения в повседневном общении в детском саду и семье (здороваться, прощаться, благодарить, приносить извинения, аккуратно есть, следить за своим внешним видом, замечать собственную неопрятность, во время игр бесконфликтно распределять игрушки, роли, не кричать, не драться).

• Актуализировать стремление к оказанию помощи в различных видах деятельности (помогать накрывать на стол, протирать в доступных местах пыль во время уборки, собирать цветочные букеты; выносить мусор, нести сумки с продуктами, подавать девочке одежду). • Побуждать детей к участию в обсуждении информации на знакомые темы, учить делиться впечатлениями об увиденном, услышанном, высказывать свою точку зрения, логично и понятно строить суждение.

• Продолжать активизировать словарь, необходимый для общения.

• Поощрять доброжелательное общение детей друг с другом; развивать культуру общения.

Человек в истории:

• Формировать первоначальные представления о родном городе (его названии, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, о его Дне рождения, о необходимости поддержания чистоты и порядка); о родной стране (ее названии, столице); о развитии цивилизации человека (добывании и приготовлении пищи, разнообразиях видов труда); о своей причастности к городу, стране.

• Способствовать проявлению интереса к информации о развитии цивилизации человека, о родных местах (город, село, страна).

Человек в культуре:

• Формировать первоначальные представления об отдельных постройках подворья; об отдельных атрибутах русской (а также национальной, местной) традиционной одежды; о русских (а также национальных, местных) народных праздниках, связанных с ними традициях, народных играх, устном народном творчестве.

• Формировать дифференцированные представления о назначении избы, ее убранстве; о растениях и домашних животных, их роли в жизни человека; о предметах быта, посуде, об их назначении.

• Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду, к природе.

• Воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта; вызывать чувство восхищения красотой национального костюма, мастерством русских рукодельниц.

• Формировать навыки исполнения народных песен, плясок, хороводов, игр во время праздников.

• Знакомить детей с профессиями и трудовой деятельностью людей из близкого и более отдаленного окружения (повар, врач, медсестра, прачка, ветеринар, строитель, пожарный, полицейский, летчик, моряк, машинист поезда и т.д.).

• Продолжать формировать опыт самообслуживания; приобщать к разным видам посильного труда; учить принимать и ставить цель, планировать последовательность действий, доводить начатое трудовое действие до конца, достигать качественного результата.

• Направлять трудовую деятельность на общее развитие каждого ребенка, становление межличностных отношений в разных формах взаимодействия с детьми и взрослыми.

• Формировать культуру безопасного поведения.

Культура безопасного поведения:

Природа и безопасность

- знакомить с правилами безопасного поведения в различных погодных и природных условиях, при контактах с дикими и домашними животными;

- предоставлять вниманию детей модели безопасного поведения (в том числе экологически безопасного), способствовать первичному накоплению опыта безопасного для себя, окружающих людей и природы поведения;

- пояснять суть несоответствия действий детей (действий других людей, наблюдаемых детьми) правилам, знакомить с возможными последствиями нарушения правил для человека и природы;

Безопасность на улице

- знакомить детей с основными частями улиц, элементарными правилами дорожного движения;

- демонстрировать модели культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей);

- формировать элементарные представления о дорожных знаках;

- знакомить с правилами безопасности на игровой площадке, поощрять стремление соблюдать их;

- формировать осознанное отношение к своему здоровью и безопасности;

- формировать элементарные представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях;

Безопасность в общении

- формировать представления о том, какое поведение взрослого и ребенка одобряется; - знакомить с правилами безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми;

- формировать начала осознанного отношения к собственной безопасности;

- формировать коммуникативные навыки, опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;

Безопасность в помещении

- знакомить с факторами потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с доступными детям 4-5 лет моделями поведения в проблемных ситуациях;

- учить безопасно использовать предметы быта;

- знакомить с правилами безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения.

Познавательное развитие

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:

• Содействовать развитию мышления на основе систематизации и расширения представлений детей об окружающем мире.

• Знакомить с временами года и их последовательностью, закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь), учить замечать и объяснять происходящие в природе сезонные и суточные изменения.

• Формировать первые представления о целостности природы и о связи человека с природой (человек не может прожить без природы, которая является его «домом» и «домом» животных и растений); о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, другие – в озерах, третьи – на лугу).

• Помогать устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости в природе: между явлениями природы (с первым теплом появляются растения; птицы улетают на юг, потому что исчезает корм; для того чтобы сохранить животных, растения, нужно беречь их «дома» – местообитания); между состоянием объектов природы и окружающей среды (растениям нужна вода, свет, почва и т.п., животным – вода, пища, при этом пища бывает разной, а вода нужна всем).

• Обогащать представления детей о предметах посуды, мебели, одежды и др. Расшрять представления о ближайшем окружении ребенка (детский сад, улица, парк, поликлиника и т.п.), о разных видах транспорта (на чем люди перемещаются по земле, воде, воздуху); знакомить с разнообразием зданий, особенностями жизни людей в городе и деревне, некоторыми достопримечательностями родного города или села.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности:

• Развивать интерес детей к природным и рукотворным объектам, поддерживать исследовательскую деятельность ребенка; поощрять детскую инициативу, самостоятельные «открытия» свойств предметов окружающего мира.

• Учить выстраивать последовательности, классифицировать по разным признакам объекты рукотворного мира, живой и неживой природы.

• Подводить к употреблению обобщающих понятий (деревья, фрукты, овощи, животные домашние и дикие, посуда, одежда, мебель и т.п.).

• Учить узнавать и называть простейшие материалы, из которых сделаны предметы в окружении.

• Содействовать проявлению и развитию личности ребенка-дошкольника в процессе разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.

Формирование элементарных математических представлений:

Сравнение предметов и групп предметов:

• Продолжать развивать умения выделять признаки сходства и различия предметов, объединять предметы в группу по общему признаку; выделять части группы; находить «лишние» элементы; выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме.

• Совершенствовать умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, выражать словами, каких предметов поровну, каких больше (меньше).

Количество и счет:

• Развивать умение считать в пределах 8 (и в больших пределах в зависимости от успехов детей группы) в прямом порядке; закреплять умение при пересчете согласовывать существительное с числительным в роде и падеже и относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.

• Формировать опыт сравнения рядом стоящих чисел в пределах 8, опираясь на наглядность.

• Закреплять умение отсчитывать предметы из большего количества по названному числу.

• Формировать первичные представления о числовом ряде и порядковом счете.

Величины:

• Развивать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине непосредственно (с помощью наложения и приложения), раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке и выражать в речи соотношение между ними.

Геометрические формы:

• Формировать представления о плоских геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, овале, и объемных фигурах: кубе, цилиндре, конусе, призме, пирамиде; развивать умение находить в окружающей обстановке предметы данной формы.

Пространственно-временные представления:

• Развивать умение устанавливать пространственно-временные отношения (впереди – сзади – между, справа – слева, вверху – внизу, раньше – позже и т.д.); совершенствовать умение двигаться в указанном направлении, определять положение того или иного предмета в комнате по отношению к себе.

• Формировать первичные представления о плане-карте, учить ориентироваться по элементарному плану.

• Уточнять представления детей о частях суток, совершенствовать умение устанавливать их последовательность.

Конструирование:

• Обогащать представления детей об архитектуре (городской и сельской, реальной и сказочной), знакомить со строительством как искусством создания различных построек для жизни, работы и отдыха человека.

• Расширять опыт создания конструкций из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, мягких модулей, безопасных предметов мебели.

• Учить различать и называть детали строительного материала (кубик, брусок, цилиндр, призма, пластина длинная и короткая); использовать детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве).

• Формировать обобщенные представления о постройках, умение анализировать – выделять части конструкции, их пространственное расположение и детали.

• Продолжать учить создавать разные конструктивные варианты одного и того же объекта (домики, ворота, мосты); самостоятельно преобразовывать их в высоту, длину и ширину с учетом конструктивной или игровой задачи.

Речевое развитие

Воспитание звуковой культуры речи:

• Формировать и закреплять правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь).

• Уточнить термин «звук», познакомить с понятием «слово».

• Учить называть слова с определенным звуком, называть первый звук в слове.

• Развивать речевой слух, способность повышать и понижать громкость голоса, замедлять и ускорять темп речи.

• Развивать интонационную выразительность, учить говорить с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

• Формировать четкую дикцию.

Словарная работа:

• Продолжать работу по активизации словаря детей: названий предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы).

• Уточнять обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда).

• Учить подбирать определения к заданным словам; развивать умение понимать смысл загадок.

• Проводить работу по правильному употреблению слов, обозначающих пространственные отношения; развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово.

• Формировать умение различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети – ребята, доктор – врач; чистый – грязный, холодный – горячий.

• Знакомить с многозначными словами (ручка, игла).

Формирование грамматического строя речи:

• Продолжать учить образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных.

• Развивать умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируясь на окончание слов.

• Образовывать формы глаголов в повелительном наклонении (Спой! Спляши! Попрыгай!).

• Упражнять в правильном понимании и употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, над, между, около).

• Учить соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа.

• Упражнять в образовании названий предметов посуды (сахар – сахарница, салфетка – салфетница).

• Обучать способам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, звонок – звенит).

• Поощрять характерное для детей словотворчество, подсказывать образец слова.

• Побуждать употреблять в речи простейшее виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

• Вводить ситуацию «письменной речи».

Развитие связной речи:

• Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, передавать диалоги персонажей.

• Учить пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных.

• Развивать умение составлять небольшие рассказы по картине, описывать игрушки и предметы, используя разные типы высказываний: описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения.

• Подводить к составлению рассказов из личного опыта.

Художественно-эстетическое развитие

Художественная литература и фольклор:

• Поддерживать интерес ребенка к книге, стремление к постоянному общению с ней.

• Развивать умение эмоционально воспринимать содержание произведений, сопереживать героям.

• Формировать умение различать на слух и понимать произведения разных жанров (загадки, стихи, сказки, рассказы).

• Учить вслушиваться в ритм, чувствовать рифму, мелодику и красоту поэтического текста.

Художественно-продуктивная деятельность:

• Развивать эстетическое восприятие и творческое воображение; обогащать детей художественными впечатлениями; знакомить с произведениями разных видов народного и декоративно-прикладного искусства; формировать первое представление о дизайне; знакомить с «языком искусства» на доступном уровне.

• Расширять тематику детских работ с учетом индивидуальных интересов и способностей детей (природа, бытовая культура, человек, сказочные сюжеты), поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, радуга, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники).

• Содействовать осмыслению взаимосвязи между объектами (в окружающем мире, фольклоре, художественной литературе) как темы для изображения; самостоятельному поиску замыслов и сюжетов; выбору способов и средств их воплощения в разных видах изобразительной и художественно конструктивной деятельности.

• Расширять художественный опыт детей; содействовать развитию «умной моторики» и дальнейшему освоению базовой техники рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами (пятно, линия, штрих, форма, ритм и др.).

• Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; стимулировать интерес к выражению своих представлений и эмоций в художественной форме; создавать оптимальные условия для развития целостной личности ребенка и ее свободного проявления в художественном творчестве.

Музыка:

• Воспитывать любовь и интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на музыку в активной творческой музыкальной деятельности.

• Развивать первоначальные навыки слухового контроля исполнения (в пении, движении, игре на инструментах).

• Содействовать развитию метро-ритмического чувства как базовой музыкальной способности.

• Поддерживать желание и умение использовать различные атрибуты, украшающие различные виды музицирования (музыкальное движение, игра на инструментах).

Физическое развитие

Забота о психическом и физическом здоровье детей. Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия:

• Обеспечивать психологически комфортную развивающую среду.

• Формировать позитивное отношение детей к себе, к другим и миру в целом.

• Способствовать оптимизации эмоциональных отношений между родителями и детьми.

• Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила.

• Продолжить работу по осуществлению мероприятий, способствующих сохранению здоровья детей, закаливанию, повышению защитных сил организма.

• Осуществлять контроль за формированием правильной осанки.

• Обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное, качественное питание, достаточное пребывание на воздухе; обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярно проветривать.

• Организовывать и проводить различные подвижные игры.

• Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 7-10 минут.

• Повышать компетентность родителей в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья детей.

Формирование культурно-гигиенических навыков:

• Закреплять потребность в чистоте и опрятности, воспитывать привычку следить за своим внешним видом.

• Совершенствовать навыки самостоятельного и правильного приема пищи, умывания, подготовки ко сну.

• Закреплять умения правильно пользоваться предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок), ухаживать за своими вещами.

• Расширять диапазон деятельности детей по самообслуживанию (одеваться, раздеваться, полоскать рот после еды, пользоваться туалетом и др.).

• Развивать умения переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения.

• Обращать внимание детей на чистоту продуктов употребляемых в пищу, на необходимость мыть овощи и фрукты перед едой.

• Обращать внимание детей на чистоту помещений, одежды, окружающих предметов.

• Развивать навыки культурного поведения за столом.

Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни:

• Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.

• Продолжить формировать представления о частях тела и органах чувств, их функциональном назначении для жизни и здоровья человека.

• Расширять представления о важности для здоровья гигиенических и закаливающих процедур, соблюдения режима дня, физических упражнений, сна, пребывания на свежем воздухе.

• Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей.

• Формировать умение обращаться за помощью к взрослым при травме или плохом самочувствии, оказывать себе элементарную помощь при ушибах.

Приобщение к физической культуре:

• Развивать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной деятельности.

• Обогащать двигательный опыт детей за счет усвоения основных видов движений и подвижных игр.

• Совершенствовать разные виды ходьбы: обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Выполнять во время ходьбы вариативные упражнения (присесть, изменить положение рук и др.).

• Развивать у детей умение бегать легко и ритмично.

• Продолжать формировать правильную осанку во время выполнения разных упражнений.

• Развивать умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте; в прыжках в длину и высоту с места, сочетая отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохраняя равновесие.

• Развивать координацию во время ходьбы на лыжах скользящим шагом (на расстояние не более 500м), катания на двухколесном велосипеде.

• Формировать умение ловить мяч, метать предметы, принимая правильное исходное положение.

• Совершенствовать навыки ползания на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; пролезания в обруч, перелезания через различные препятствия; лазанья по гимнастической стенке.

• Развивать осознанное отношение ребенка к выполнению правил подвижной игры.

• Развивать у детей физические качества: быстроту, ловкость, координацию, гибкость, выносливость.

• Учить самостоятельно выполнять правила подвижной игры без напоминания воспитателя.

Обязательная часть Рабочей Программы полностью соответствует КОП ДО «Мир открытий».

1.1.2 Принципы и подходы к реализации Рабочей Программы

Рабочая Программа построена с учетом следующих принципов дошкольного образования, сформулированных на основе особенностей комплексной образовательной программой ДО «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.

В соответствие с ФГОС ДО Рабочая Программа предусматривает реализацию следующих принципов формирования образовательного пространства:

совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей;

полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение и учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия способностей, интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка и т.д.);

целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений;

содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.);

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей;

построение партнерских взаимоотношений с семьей;

- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.


 

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Рабочей Программы

характеристики. Возрастные особенности детей пятого года жизни

(ОП ДО «Мир открытий» стр.26)

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. Средние антропометрические показатели к пяти годам следующие: мальчики весят 18,6 кг при росте 109,0 см, а девочки весят 17,9 кг при росте 107,6 см.

Развитие моторики и становление двигательной активности.

У детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения носят преднамеренный и целеустремленный характер. Детям интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Они владеют в общих чертах всеми видами основных движений, которые становятся более координированными. Достаточно хорошо освоены разные виды ходьбы. У детей оформляется структура бега, отмечается устойчивая фаза полета. Однако беговой шаг остается еще недостаточно равномерным, скорость невысока, отталкивание не сильное, полет короткий. Дальность прыжка еще ограничена слабостью мышц, связок, суставов ног, недостаточным умением концентрировать свои усилия. При метании предмета еще недостаточно проявляется слитность замаха и броска, но в результате развития координации движений и глазомера дети приобретают способность регулировать направление полета и силу броска. От 4 до 5 лет у детей формируются навыки ходьбы на лыжах, катания на санках, скольжения на ледяных дорожках, езды на велосипеде и самокате. Дети пытаются соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, стараясь не отставать от впереди идущего, быть ведущим в колонне, ориентироваться в пространстве. На пятом году жизни у детей возникает большая потребность в двигательных импровизациях под музыку. Растущее двигательное воображение детей является одним из важных стимулов увеличения двигательной активности за счет хорошо освоенных способов действий с использованием разных пособий (под музыкальное сопровождение). Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые позволяют формировать ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. Дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, но часто не соразмеряют свои силы, не учитывают реальные возможности. Для большинства детей 4-5 лет характерно недостаточно четкое и правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей. Внимание детей приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они уже способны различать разные виды движений, представляют себе их смысл, назначение, овладевают умением выделять наиболее существенные элементы, выполнять их в соответствии с образцом. Это дает возможность педагогу приступать к процессу обучения техники основных видов движений. Происходит развертывание разных видов детской деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности детей в течение дня (по данным шагометрии, от 11 тыс. до 13 тыс. движений). На занятиях по физической культуре разного типа показатели двигательной активности детей 4-5 лет могут колебаться от 1100 до 1700 движений, в зависимости от состояния здоровья, функциональных и двигательных возможностей.

Психическое развитие.

Социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений ребенка с миром взрослых людей, вхождением в мир социальных отношений. Развивается и совершенствуется общение ребенка с взрослым, оно все более приобретает личностные формы. Это проявляется в том, что ребенок активно стремится к обсуждению своего поведения, а также поступков и действий других людей (детей и взрослых) с точки зрения соблюдения ими нравственных норм. Общение с взрослым приобретает внеситуативный характер – ребенок уже способен обсуждать события, ситуации, которые не находятся непосредственно в его поле зрения. По-прежнему, как и в возрасте 3-4 лет, главный мотив общения – познание окружающего мира и осознание происходящего. Совершенствуется общение со сверстниками: ребенок начинает предпочитать сверстника взрослому партнеру по общению, выделять наиболее приятных, с его позиции, сверстников, стремится общаться с ними. Сверстник рассматривается как равное существо, как зеркало собственного познания и оценки при сравнении себя с ним и противопоставлении себя ему. В детской группе появляется динамика: начинают выделяться лидеры, звезды, аутсайдеры. Однако эти социальные роли пока только осваиваются детьми, поэтому они неустойчивы и могут меняться, корректироваться взрослым. Ребенок активно осваивает социальное пространство – применяет и проверяет предложенные взрослым нормы в общении со сверстниками. Сюжетно-ролевая игра усложняется по сравнению с игрой малышей 3- 4 лет: действия с предметами отодвигаются на второй план, и дети начинают имитировать отношения между людьми. Сюжеты игр становятся более развернутыми и разнообразными. Дети обращаются к общественно-значимым темам, в сюжетах которых комбинируют эпизоды сказок и реальной жизни. Появляются гендерные роли: девочки в игре выбирают роли женщин, а мальчики – мужчин. Дети подключают к игре взрослых, разнообразно используют игрушки, подбор которых нередко осуществляется по принципу половой принадлежности: мальчикам – машины и оружие, девочкам – куклы. Ребенок развивается активно в разных видах деятельности: конструировании, рисовании, лепке, аппликации и др. Он способен к выполнению отдельных несложных трудовых поручений и к действиям рядом в коллективе сверстников или в разновозрастной группе под руководством взрослого. Именно в разнообразной деятельности развиваются все познавательные процессы ребенка; в игре, как ведущей деятельности, формируются новообразования возраста и «зреет» личность. Память постепенно приобретает черты произвольности, причем произвольное воспроизведение появляется раньше, чем произвольное запоминание. Сначала ребенок осознает цель: припомнить какое-либо знакомое стихотворение или сюжет сказки. И только позже он овладевает способностью запоминания. Запоминание и воспроизведение в возрасте 4-5 лет происходит в естественных условиях развития памяти и зависит от мотивации ребенка. Постепенно складывается долговременная память, и основной ее механизм – связь запоминаемого с эмоциональными переживаниями. Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер: начинают дифференцироваться перцептивные и эмоциональные процессы. Восприятие становится все более осмысленным. Наблюдается новый уровень сенсорного развития – совершенствуются различные виды ощущений, наглядных представлений, повышается острота зрения и цветоразличение. Совершенствуется восприятие сенсорных эталонов, ребенок овладевает перцептивными (обследовательскими) действиями и вычленяет из числа объектов наиболее характерные свойства: геометрические формы, цвета, размеры. Однако сенсорные эталоны, как и в возрасте 3-4 лет, остаются предметными (существуют в тесной связи с предметом). Наглядно-образное мышление в этом возрасте становится ведущим. Постепенно начинает преодолеваться эгоцентризм детского мышления: ребенок способен понять эмоциональное состояние другого человека и дифференцировать свои желания от желаний окружающих людей, осваивает социально-приемлемые способы проявления чувств. Совершенствуется воображение ребенка. К 4-5 годам воображение становится настолько развитым, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий, постепенно заменить реальные предметы и ситуации воображаемыми. Аффективное воображение развито так же, как и в 3-4 года, – ребенок приписывает плохие качества в эмоционально некомфортной для него ситуации злым сказочным героям, затем представляет ситуации, которые снимают угрозу с его «Я», активно фантазирует. Внимание становится произвольным. В 4-5 лет ребенок, если его просить проговаривать вслух то, что он держит в поле внимания, будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально-значимых действий (игры-головоломки, решение проблемных ситуаций, разгадывание загадок и пр.). Эмоциональная сфера становится более устойчивой. Негативизм, упрямство и агрессивность могут проявляться в основном при неблагоприятных взаимоотношениях с взрослыми или сверстниками. Основным механизмом развития личности остается подражание. Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Ребенок 4-5 лет оценивает себя более реалистично, чем в 3-х летнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка становится группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают «зеркалом»: сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает «опредметить» собственные качества. В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ним задачи, ему важно, что он с ней справился, и его похвалили, однако ему уже важен не одноразовый успех, а устойчивость успехов – тогда формируется позитивное оценивание себя. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности, формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция. Ребенок начинает оценивать себя как хорошего или плохого мальчика (девочку). В этом возрасте устанавливается иерархия мотивов, формируется произвольность деятельности и поведения. Происходит зарождение важнейшего волевого качества – целеустремленности, причем у детей 5-го года жизни индивидуальная целеустремленность начинает приобретать общественную направленность.

Характеристика речевого развития.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, наступает период словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказывания – описание, повествование и элементарное рассуждение. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. Особенностью речевого развития детей данного возраста является стремление к словообразованию. Оно появляется в результате творческого освоения богатств родного языка и называется словотворчеством. Ребенок, еще не до конца владеющий способами словообразования, пытается самостоятельно сконструировать новые слова на основе освоенных морфологических элементов языка (молоток-колоток, открытка-закрытка и т.п.). Детское словотворчество является ярким проявлением начала процесса формирования правил и языковых обобщений. Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова для многих затруднительно. Большинство детей не владеет в достаточной степени умением строить описание и повествование, затрудняется в построении рассказов-рассуждений. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Характеристика группы

Списочный состав детей с датой рождения и распределением их по группам здоровья.

Социальными заказчиками реализации Рабочей Программы как комплекса образовательных услуг выступают родители как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.

Социальный паспорт семей

  1. Планируемые результаты освоения Рабочей Программы

Показатели развития ребенка к концу 5-го года.

Проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме.

Эмоционально откликается на произведения искусства, в которых переданы разные чувства и состояния людей и животных (книги, картины, спектакли и пр.).

Бережно относится к животным и растениям, проявляет желание помочь птицам зимой, покормить животное в уголке природы детского сада, полить растение.

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики.

Называет членов семьи, их имена, может рассказать о деятельности членов семьи (профессии, хобби и пр., если это доступно пониманию ребенка), об отдельных семейных праздниках.

Проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие (пока с разной степенью успешности).

Объединяется с детьми для совместных игр.

Считается с интересами сверстников, дает возможность высказаться другим детям, выслушивает их, ориентируется на эту информацию.

Инициирует общение со взрослым по поводу увиденного, прочитанного; задает вопросы, высказывает свои суждения.

Участвует (под руководством взрослого) в создании коллективных работ в продуктивных видах деятельности.

Одевается и раздевается самостоятельно при незначительной помощи взрослого.

В совместных играх действует в соответствии с предложенными правилами.

Старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил.

Испытывает чувство удовлетворения от познания нового, радуется от выполненной познавательной задачи.

С интересом встречает неожиданные повороты игрового сюжета, постановку новых игровых задач (сверстником или взрослым), активно включается в подобную игру, предлагает свои варианты разрешения игровых проблемных ситуаций.

Соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки.

Пытается самостоятельно применить пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность действий.

Способен зафиксировать свое затруднение; пытается сформулировать его причину; старается преодолевать затруднения разными способами («придумать самому», «спросить у того, кто знает» и др.).

Способен слушать художественное произведение (книгу, музыкальное произведение, соответствующие возрастным возможностям восприятия), действовать в рамках значимой для него деятельности с устойчивым интересом не менее 10 минут.

Отражает в играх сюжеты из разных областей действительности (бытовые, сказочные, профессиональные и т.п.).

Знает, какой хозяйственной деятельностью по дому занимаются взрослые (покупают вещи и продукты в магазине, готовят еду, моют посуду, стирают одежду и т.д.).

Имеет представления о некоторых профессиях, может назвать их и рассказать о них, уважает труд других.

Понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведены трудом многих взрослых, что нужно обращаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим людям, которые сами не могут приобрести их.

Знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа, приобретает самые первые навыки по уходу за растениями; обращает внимание на то, что нужно закрывать вовремя кран с водой, не бросает мусор на землю и т.п.

Знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать свое самочувствие.

При напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей; понимает, какие предметы и ситуации могут быть опасны, и проявляет осторожность в обращении с ними.

В свободное время в рамках самостоятельной деятельности обращается к соответствующим возрасту играм интеллектуального характера (настольно-печатным, конструкторам, пазлам, мозаикам и пр.).

Использует усвоенные знания и способы для решения несложных задач.

Использует простые готовые схематические изображения для решения несложных задач, строит по схеме.

Умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по разным признакам.

Умеет продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком.

Умеет различать и называть все цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); различает и называет черный, серый, белый цвета; оттенки цветов (светло-зеленый, темно-зеленый, темно-красный, темно-синий)

Умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1 -8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На котором месте справа (слева)?», умеет располагать числа по порядку от 1 до 8.

Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними.

Умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность.

Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т.п.

Проявляет интерес к книге (просит почитать, рассматривает иллюстрации), к музыке и различным видам музыкальной деятельности, к объектам природы (рассказывает о своих впечатлениях, отображает их в рисунках, использует в поделках) и т.п.

Может рассказывать о себе и своих игрушках (оценивает логопед).

С удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов (форма, устойчивость, величина, размещение в пространстве), так и назначение самой постройки; создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи.

Понимает смысл загадок, умеет отгадывать загадки, построенные на описании предметов, явлений, их свойств, действий с ними (оценивает логопед).

Знает свое имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст.

Осознает свои отдельные умения («Я умею застегивать пуговицы», «Я научился кататься на самокате» и т.п.); может перечислить несколько примеров того, чего еще не умеет делать («Я не умею варить суп», «Я не могу водить машину как папа» и т.п.).

Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов (способ их использования, возможности и т.д.); стремится экспериментировать.

Умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (когда на улице мороз, вода в луже замерзает, а когда тепло, лед тает; осенью птицы улетают в теплые края потому, что им нечем питаться, растению для жизни нужны свет, вода, земля и т.п.).

Имеет представления о разных видах транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, чем они отличаются; может назвать несколько различий между жизнью города и деревни, рассказать о них; понимает разницу между буднями и праздниками, знает несколько праздников, может их назвать (Новый год, день рождения).

Различает мир живой и неживой природы, выделяет, что сделано руками человека.

Может назвать свою страну, улицу, на которой живет, столицу России.

Знает некоторые государственные праздники.

Имеет соответствующий возрасту словарный запас; называет предметы, их качества, свойства, действия (существительные, прилагательные, глаголы); правильно употребляет слова, обозначающие пространственные отношения, согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируется на окончание слов; образовывает формы глаголов (оценивает логопед).

Составляет небольшие рассказы по картине или из личного опыта, описывает игрушки и предметы, используя разные типы высказываний: описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения (оценивает логопед).

Умеет пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных, отвечает на простые вопросы по тексту, может восстановить сюжет по картинкам (оценивает логопед).

Владеет интонационной выразительностью, говорит с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной), дикция достаточно четкая (оценивает логопед).

Имеет развитый речевой слух, может подобрать слова с определенным звуком, выделяет первый звук в слове (оценивает логопед).

Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусства.

В создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), владеет разными художественными техниками.

С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные), самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, поделке простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов.

Выполняет основные гигиенические процедуры (моет руки после прогулки, перед едой, пользуется салфеткой, носовым платком, обращает внимание на неопрятность в одежде), часть из них - самостоятельно и без напоминаний со стороны взрослых.

Имеет некоторые представления о здоровом образе жизни (может ответить на вопрос, что нужно, чтобы быть здоровым, назвав некоторые из правил: делать зарядку, заниматься физкультурой, есть полезную еду, посещать врача, закаляться и т.п.).

Освоение Рабочей Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. При реализации Рабочей Программы педагогическими работниками проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Особенности проведения педагогического мониторинга

Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач:

• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

• оптимизации работы с группой детей.

Инструментарий для педагогического мониторинга детского развития - карты наблюдения. В отдельных случаях (при необходимости) может проводиться психологическая диагностика детей. Она проводится квалифицированными специалистами (например, педагогами-психологами) и только с согласия родителей (законных представителей) детей. Технология педагогического оценивания подробно представлена в методическом пособии Е.В. Трифоновой «Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий».

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

 социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно‑эстетическое развитие;

 физическое развитие.

2.1 Модель комплексного планирования образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка по тематическим неделям

Модель соотношения образовательных программ по реализации задач

образовательных областей

Образовательные области

Программы

Обязательная часть

- социально-коммуникативное развитие

-познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно-эстетическое развитие

-физическое развитие

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. Рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой

Согласно учебного плана МБДОУ «Детский сад № 18» (с учетом требований СанПин – 2.4.13049-13 к объему недельной образовательной нагрузки):

- максимально допустимый объем недельной нагрузки 10 мероприятий по непрерывной образовательной деятельности;

- продолжительность непосредственно образовательной деятельности: средняя группа - 20 минут (проводится фронтально в первой половине дня)

 

Образовательная область

Приоритетный вид детской деятельности

Познавательное развитие

Познавательно-

исследовательская

РЭМП

1

 

Ребенок и окружающий мир

1

Конструктивная

-

Речевое развитие

Коммуникативная

Развитие речи

0.5

Восприятие художественной литературы и фольклора

0.5

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная

Рисование,

1

лепка,

0.5

аппликация

0.5

Художественный труд

-

Музыкальная

2

Физическое развитие

Физическая

3

Количество в неделю

10

 

 

 

Модель комплексного планирования образовательной деятельности

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы  являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил  ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.

Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В каждой возрастной группе выделен блок, разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается  в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

Формы подготовки  и реализации тем  носят интегративный  характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.

Перспективное планирование


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации Рабочей Программы

Жизнедеятельность детей по реализации и освоению содержания Рабочей Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: специально организованной образовательной деятельности взрослого и детей (групповой, подгрупповой или индивидуальной) и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непрерывной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Организуются следующие виды деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, игровая.

Рабочая Программа реализует модель образовательного процесса, в которой представлены современные подходы к организации всех видов детской деятельности в соответствии с принятыми методами воспитания, обучения и развития детей среднего дошкольного возраста, средствами образования, адекватными возрасту детей формами организации образовательной деятельности.

Формы организации деятельности

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

- Игра, в том числе

интерактивная

- Игровые

упражнения,

- Обсуждение

- Рассматривание

- Чтение

- Наблюдение

- Проблемные

ситуации

- Индивидуальная

работа во время

утреннего приѐма

(беседа, показ,

рассматривание)

- Трудовые действия

(в природе,

дежурство)

- Коллективный

труд

- Проектная

деятельность

- Речевые игры

- Ситуативный

разговор

- Проговаривание

скороговорок,

чистоговорок,

четверостиший

- Наблюдения

- Беседы

- Игра

- Ситуации общения

- Чтение и анализ

художественных

произведений

- Экскурсия

- Комплексные

тематические занятия

- Этические беседы

- Ситуации общения

- Проблемные

ситуации

- Реализация проектов

- Праздники

- Театрализованные

постановки

- Викторины

- КВН

- Моделирование

- Мультимедийные

просмотры

- опытно-

экспериментальная

деятельность

- Конструктивные игры

- Сюжетно-ролевые

игры

- Слушание и анализ

музыкальных

произведений

- Интегрированные

мероприятия

- Музыкально-

дидактические игры

- Самостоятельные

игры

- Совместная со

сверстниками игра

- Рассматривание

иллюстраций

- Настольно-печатные игры

- Изобразительная

деятельность детей

- Театрализованная

деятельность

- Самостоятельные

трудовые действия

(дежурство,

самообслуживание,

труд в природе)

- Конструирование

- Продуктивная

деятельность

-Труд в уголке

природы

- Дидактические,

словесные, сюжетно-

ролевые,

театрализованные игры

- Рассматривание

иллюстраций и

репродукций

известных

художественных

произведений, в том

числе с

использованием ИКТ

- Конкурсы

- Досуги

- Праздники

- Труд в природе

- Творческие проекты

- Театрализованная

деятельность

- Тематические

встречи

- Посещение выставок, музеев

- Интерактивные

презентации

- Совместное создание альбомов

- Совместное

конструктивное

творчество

- Открытые

мероприятия

- Информационная

поддержка родителей

В организации образовательной деятельности используются методы: деятельностный, частично – поисковый, исследовательский. В рамках реализации программы «Мир открытий» используется образовательная технология «Ситуация». Кроме этого используются здоровьесберегающие технологии, закаливающие мероприятия.

Образовательная технология «Ситуация»

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников.

В своей целостности данная технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций. Такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть занятия, экскурсии, праздники, игровые ситуации и пр.), а также по локализации во времени (например, занятия в рамках непосредственной образовательной деятельности, тематические проекты, проводимые в течение дня или недели и др.).

Структура

Введение в ситуацию.

Актуализация.

Затруднение в ситуации.

Открытие детьми нового знания.

Включение в систему знаний и повторение.

Осмысление (итог).

Решение образовательных задач Рабочей Программы осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками.

В целях обеспечения индивидуализации образовательного процесса особое внимание в Рабочей Программе уделяется:

- поддержке интересов ребенка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;

- ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и формами их реализации; согласование с родителями маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка.

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива

с семьями воспитанников

Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Цель: создание единого образовательного пространства «Семья-ДОУ» на основе программы «Мир открытий» через создание условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Задачи:

1. Установить партнерские доверительные отношения с семьями воспитанников;

2. Способствовать созданию условий для становления родителей как полноправных участников ВОП;

3. Создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания между всеми участниками педагогического процесса;

4. Содействовать созданию благоприятных условия для саморазвития взрослых, с целью конструктивного воздействия на формирование и развитие личности ребенка, его успешной социализации;

5. Расширять спектр разнонаправленного взаимодействия с родителями;

6. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

План работы с родителями

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально-техническое обеспечение Рабочей Программы

Развивающая предметно-пространственная среда группы построена в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, предоставляет возможности для общения и целенаправленной, разнообразной совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.1.1 Описание организации развивающей предметно-пространственной среды

(ОП ДО «Мир открытий» стр.291)

Социально-коммуникативное развитие

Образные игрушки

Куклы разных размеров. Зоологические игрушки (домашние животные, звери). Тематические наборы игрушек для режиссерских игр: «Ферма», «В деревне», «В городе», «Гараж», «Магазин», «Больница», «Салон красоты».

Предметы быта

Соразмерные куклам наборы столовой и чайной посуды, мебели, постельных принадлежностей, бытовой техники. Соразмерные куклам раскладные коляски. Наборы игрушечных инструментов: молоток, топор, пила.

Техника, транспорт

Наборы игрушек, изображающие различные виды транспорта: пассажирский, грузовой, водный. Игрушки, обозначающие средства связи (телефон, компьютер).

Бросовые материалы и предметы-заместители

Пластмассовые флаконы, коробки, природный материал и пр.

Ролевые атрибуты

Рули. Сумки, корзины и др.

Атрибуты для уголка ряженья

Маски и элементы костюмов.

Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности

Наборы игрушек для кукольного театра (бибабо), пальчикового театра.

Познавательное развитие

Дидактические пособия и игрушки

Игрушки для сенсорного развития (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.), наборы для классификаций. Кубики, шарики, всевозможные вкладыши. Пазлы, мозаики, лото, домино. Наглядные пособия, иллюстрации художников. Аудиозаписи со звуками природы, голосами птиц и др.

Игрушки и оборудование для экспериментирования

Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом (комплекты различных формочек, грабли, совки, сита, сосуды для переливания и пр.).

Строительные материалы и конструкторы

Строительные наборы разного размера; конструкторы разного размера, в том числе типа Лего.

Речевое развитие

Библиотека, аудиотека

Книги со сказками, стихотворениями, рассказами познавательного характера с качественными иллюстрациями. Аудиозаписи с произведениями фольклора.

Художественно-эстетическое развитие

Материалы и оборудование для художественно-продуктивной деятельности

Мольберт, цветные карандаши (12 цветов), кисти беличьи или пони (2 размера для каждого ребенка), краски гуашь (не менее 6 цветов), палитры детские, стаканчики-непроливайки, мелки, бумага (белая, цветная и тонированная), картон, клей, клеевые кисти, пластилин (8-12 цветов), стеки и др. Нетрадиционные материалы: природный материал.

Музыкальное оборудование и игрушки

Фортепиано (в музыкальном зале), ручные барабаны и др.

Физическое развитие

Физкультурное оборудование

Кегли, скакалки, обручи, дартц, мячи разного размера.

Оздоровительное оборудование

Массажные коврики и дорожки.

3.1.2 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и

воспитания

п/п

Образовательная область

Образовательные программы

Основная часть

Вариативная часть

1

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Петерсон Л. Г., Лыкова И. А. - М.: Цветной мир, 2014.

- Коломийченко Л.В. Занятия для детей 3-5 лет по социально – коммуникативному развитию.- М.:ТЦ Сфера, 2015.

-

Педагогические методики, технологии

-

-

2

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

-. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Петерсон Л. Г., Лыкова И. А - М.: Цветной мир, 2014.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1 и 2. – М.: Ювента, 2012.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Раздаточный материал. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. – М.: Ювента, 2015.

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный материал. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. – М.: Ювента, 2015.

- Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Средняя группа. Уч.-метод. пособие к парциальной программе "Умные пальчики". – М.: Цветной мир, 2015.

-

Педагогические методики, технологии

Шорыгина Т. А. Птицы. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Шорыгина Т. А. Овощи. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Шорыгина Т. А. Домашние животные. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Шорыгина Т. А. Беседы о том, кто где живет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Шорыгина Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

А.М. Комарова. Авторская программа по ознакомлению с родным краем. «Мы в Удмуртии живём».

3

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

-. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Петерсон Л. Г., Лыкова И. А - М.: Цветной мир, 2014.

- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 3-издание, дополненное. Занятия, игры, методические рекомендации. Мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

- Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. 3-е издание дополненное. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

-

Педагогические методики, технологии

-

-

4

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

-.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Петерсон Л. Г., Лыкова И. А - М.: Цветной мир, 2014.

- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Уч.-метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2010.

- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Уч.-метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2014.

- Программа Тутти

-

Педагогические методики, технологии

-

-

5

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

-. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Петерсон Л. Г., Лыкова И. А - М.: Цветной мир, 2014.

- Бойко В.В., Бережнова О.В., Программа по физическому развитию. Малыши-крепыши для детей 3-7 лет.

-

Педагогические методики, технологии

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

-

3.2 Режим дня

Средняя группа работает в режиме пятидневной рабочей недели с 12-часовым пребыванием в течение дня. Рабочая Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в организации.

Исходя из климатических особенностей, режим дня составлен в соответствии с выделением двух периодов

- холодный период: учебный год (сентябрь-май);

- теплый период (июнь-август)

Средняя группа

Холодный период

Теплый период

Прием и осмотр детей, общение (в том числе индивидуальное), самостоятельная деятельность по интересам и выбору детей, общественно полезный труд (в том числе дежурство детей)

07.00-08.10

07.00-08.10

Утренняя гимнастика

08.10-08.20

08.10-08.20

Подготовка к завтраку, завтрак

08.20-08.50

08.20-08.50

Подготовка к непосредственно образовательной деятельности (с привлечением желающих детей)

08.50-09.00

08.50-09.30

Непосредственно образовательная деятельность (с учетом перерывов между занятиями)

09.00-09.20

-

09.30-09.50

Второй завтрак

09.50-10.05

09.30-9.40

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

10.05-12.05

9.40-12.05

Самостоятельная деятельность детей: игры, общественно полезный труд (в том числе дежурство детей)

12.05-12.20

12.05-12.20

Подготовка к обеду, обед

12.20-12.50

12.20-12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.00

12.50-15.00

Постепенный подъем, гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры

15.00-15.30

15.00-15.30

Самостоятельная деятельность. Дополнительные образовательные услуги

15.30-15.55

15.30-15.55

Чтение художественной  литературы

15.55-16.10

15.55-16.10

Подготовка к уплотненному полднику, полдник

16.10-16.25

16.10-16.25

Самостоятельная деятельность детей, игры, общение (в том числе индивидуальное), дополнительное образование, досуги.

16.25-17.00

16.25-17.00

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

17.00-19.00

17.00-19.00

3.3 Модель оптимального двигательного режима детей

Формы организации

Утренняя гимнастика (Ежедневно)

7-10 минут

Занятие по физической культуре (в помещении)

2 занятия по 20 минут

Занятие по физической культуре (на воздухе)

1 занятие по 20 минут

Физкультминутки

Ежедневно по мере необходимости (до 3-х минут)

Игры и физические упражнения на прогулке (Ежедневно)

10-12 минут

Игровая гимнастика после дневного сна

10-12 минут

Комплекс имитационных упражнений с проведением беседы, с использованием произведений художественной литературы и рассматриванием иллюстраций

1 раз в неделю

с подгруппой детей

не более 7 минут

Дифференцированные игры и упражнения с учетом уровня двигательной активности.

1 раз в неделю

с подгруппой детей

5 минут

Динамические паузы

Пальчиковая  гимнастика

Дыхательная  гимнастика

Гимнастика   для  глаз

В  течение  дня

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно в разные отрезки режима дня. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под руководством воспитателя.

Физкультурные  праздники

2 раза в год

Досуги и развлечения

1 раз в месяц

Неделя  здоровья

1 раз в квартал

Система закаливающих мероприятий

Содержание

Элементы повседневного

закаливания

В холодное время года допускаются колебания температуры воздуха в присутствии детей

1. Воздушно-температурный

режим

от +20 до +18 С

Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей

Одностороннее проветривание (в присутствии детей)

В холодное время проветривание проводится кратковременно (5-10 мин).

Допускается снижение температуры на 1-2 С

Сквозное проветривание (в отсутствии детей):

В холодное время года проводится кратковременно (5-10 мин). Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, сниженная на 2-3 С

- утром, перед приходом детей

К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной

- перед возвращением детей с дневной прогулки

+20С

- во время дневного сна, вечерней прогулки

В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении

2. Воздушные ванны:

• прием детей на воздухе

В тёплый период года

• утренняя гимнастика

Летом на воздухе, в холодное время года проводится ежедневно в зале, одежда облегченная, босиком

• НОД по физической культуре

Одно занятие круглогодично на воздухе до -18С

Два занятия в зале. Форма спортивная

+ 18"С

• прогулка

Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям в холодное время года

-20С

• свето-воздушные ванны

При неблагоприятных погодных условиях время прогулки сокращается на 30-40 мин. В теплое время года ежедневно при температуре от +20 С до +22 С, после предварительной воздушной ванны в течение 10-15 мин

• хождение босиком

Ежедневно. В теплое время года при температуре воздуха от +20С до +22 С. В холодное время года в помещении при соблюдении нормативных температур

• дневной сон

Обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, температуры воздуха в помещении

+ 18С

• физические упражнения

Включение в НОД по физ.культуре и прогулки упражнений для повышения физ. выносливости (бег, ходьба, приседание

• после дневного сна

В помещении температура на 1-2 градуса ниже нормы «Дорожки здоровья»

• гигиенические процедуры

Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры

3.4 Расписание непосредственно образовательной деятельности

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не должен превышать 40 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня.

Объем недельной образовательной нагрузки, необходимой для решения задач Программы в средней группе, составляет 10 образовательных ситуаций (занятий, других форм организации детских видов деятельности)

Сетка занятий составлена с учетом:

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013;

Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» Под редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой

С учетом материально-технических условий ДОУ.

С учетом особенностей воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.

Сетка НОД на группу

3.5 Циклограмма ежедневного планирования педагога

Модель ежедневного планирования охватывает весь комплекс содержания и организации жизни и воспитания детей в условиях ДОУ, планирование культурно-досуговой и совместной деятельности воспитателя и дошколят, взаимодействия с семьями воспитанников, что значительно сокращает временные затраты на оформление документации «календарного плана».

Циклограмма образовательной деятельности на группу

3.6 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий,

проводимых в группе

Программа предусматривает организацию культурно-досуговой деятельности детей, задачами которой являются:

- организация культурного отдыха детей, их эмоциональной разрядки;

- развитие детского творчества в различных видах деятельности и культурных практиках;

- создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;

- обогащение личного опыта детей разнообразными впечатлениями, расширение их кругозора средствами интеграции содержания различных образовательных областей;

- формирование у детей представлений об активных формах культурного отдыха, воспитание потребности в их самостоятельной организации.

«Доброе утро».

Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.

«Отмечаем день рождения».

Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.

«Семейная мастерская».

Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.

 

Традиции детского сада

Праздники

«День знаний»

«День матери»

«День Удмуртии»

«Новогодний хоровод»

«День защитника Отечества»

«Женский День 8 Марта»

«День смеха»

«День космнавтики»

«День Победы»

«Международный день защиты детей»

«До свиданья, Детский сад!»

Развлечения

«Здравствуй, осень!»

«Встреча весны»

«День здоровья»

«Здравствуй, лето!»

Досуг

«Осенние веселые старты»

«Зимний спортивный праздник»

«Зимние веселые старты»

Театральная неделя.

 

 

 

36



 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.