Рабочая программа начального общего образования по родному русскому языку в 4 классе

0
0
Материал опубликован 4 November 2022




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Киваевская средняя общеобразовательная школа Клинцовского района Брянской области


Проверено

Зам.директора по УВР

_______ М.Н. Яковченко

Протокол №__ от ___________

Утверждаю

Директор школы

_______ Н.В. Ахремцева

Пр. №___ от _______________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по родному русскому языку

во 4 классе






Учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Черняк Е.В.

2022-2023 учебный год






Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Родной язык» для уровня основного общего образования разработана на основе следующих документов:

Федерального закона от 29.12.2012 N-273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

Фундаментального ядра содержания общего образования;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) в действующей редакции;

Примерной программы основного общего образования по русскому языку для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта;

Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального научно­-методического объединения по общему образованию (Протокол №2/18 от 31 января 2018 года).

Программа ориентирована на использование учебное пособие:

Русский родной язык: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.] – 2-е изд. — М.: Просвещение, 2021.

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения родного русского языка в начальной школе являются:

расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;

совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;

включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;

первое знакомство с фактами истории родного языка.

Задачами изучения предмета являются:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуникативных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

Адресность:

Методы работы со слабоуспевающими детьми:

Работа по устранению пробелов в знаниях учащихся должна осуществляться:

- на уроках;

- на дополнительных занятиях.

Методы работы с одаренными детьми:

На уроках целесообразно использовать традиционные и современные методы работы с одаренными детьми. Разнообразие таких форм, как:

- дискуссия

- диалоги

- творческие задания

-семинары

- практикумы

- игровые задания

- ребусы

- викторины

помогут детям раскрыть свой потенциал в изучении предмета.

При организации урочной деятельности соблюдаются нормы СанПиН 1.2.3685-21. Количество видов урочной деятельности составляет от 5 до 7, а продолжительность одного вида деятельности от 7 до 10.

Внесенные изменения в программу и их обоснование:

Программа по родному русскому языку для 4 класса составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в ФГОС основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме

по 34 часа в 4 классе (1 час в неделю)

В связи с тем, что в базисном учебном плане на изучение родного языка (русского) выделено по 0,5 часа в 4 классе были внесены изменения.

Раздел

Количество часов по программе в 4 классе

Количество часов по рабочей программе в 4 классе

Русский

язык: прошлое и настоящее…

15

6

Язык и действие

12

4

Секреты речи и текста

7

7

Итого

34

17



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Учащиеся научатся

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

Учащиеся получат возможность научиться

доносить свою позицию до собеседника;

оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

слушать и понимать высказывания собеседников.

выразительно читать и пересказывать содержание текста.

согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой);

2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).

Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром).

Проектное задание: «Русский народный костюм»


Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.


Раздел 3. Секреты речи и текста

Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.











Тематическое планирование с учетом программы воспитания



Раздел, тема

Виды деятельности учителя

1

Русский язык: прошлое и настоящее

6 час

Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности учащихся).

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками. 

Воспитание культуры общения( воспринимать звучащую речь, понимать адекватно ее содержание).

2.

Язык и действие

4 час

Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирование учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение). Побуждение обучающихся соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Побуждение обучающихся к становлению личности с позитивным эмоционально-ценностным отношением к русскому языку и стремлением к грамотному использованию средств языка.

3

Секреты речи и текста

7 час

Воспитание любви к русскому языку и привитие интереса к его познанию.
Побуждение обучающихся к высказыванию через развитие коммуникативных навыков
(логично выстраивать речь, связно говорить и давать развернутый, правильно выстроенный ответ, строить предложения по законам русской грамматики, пользоваться ими в своей речи). Формирование умений и навыков способам словообразования, с целью обогащения лексического запаса обучающихся, успешного решения коммуникативных задач и повышения внутренней культуры.
Побуждение обучающихся к становлению личности с позитивным эмоционально-ценностным отношением к русскому языку и стремлением к грамотному использованию средств языка.

IV. Календарно-тематическое планирование 4 класс


Количество часов в год- 17, в неделю - 0,5

Раздел программы. Тема урока

Кол-во часов

Дата по

Дата по

Характеристика деятельности учащихся

плану


факту


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6ч)



1.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться



1



Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения

2.

Вся семья вместе, так и душа на месте

1





3.

Красна сказка складом, а песня – ладом

1



Объяснять значения устойчивых выражений

4.

Красное словцо не ложь

1



5.

Язык языку весть подаёт

1



6.

Проектные задания

1



Практическая работа

Раздел 2. Язык и действие (4ч)

7.

Трудно ли образовывать формы глагола?



1



Различать время глагола, изменять глаголы по временам

8.

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?



1




Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать предложение.

9.

Как и когда появились знаки препинания?

1



Устанавливать связь между словами в предложении и словосочетании. Объяснять выбор нужного знака препинания в предложении. Прогнозировать необходимость определенных пунктуационных знаков.

10.

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

Тест.


1




Воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста

Выполнят тест.

Раздел 3. Секреты речи и текста (7ч)

11.



Задаем вопросы в диалоге


1




Участвовать в учебном диалоге. Определять правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия другой стороны

12.

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста

1



Учиться правилу подбора заголовка. Выделять главное в тексте. Анализировать текст, выделять основную мысль и тему текста

13.

Учимся составлять план текста

1



Анализировать и кратко характеризовать текст. Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для: создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей тематике.

14.

Учимся пересказывать текст

1



Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать текст

15-16.

Учимся оценивать и редактировать тексты

2



Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

17.

Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же»

1



Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же»















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации