Рабочая программа начального общего образования по родному русскому языку в 4 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Киваевская средняя общеобразовательная школа Клинцовского района Брянской области
Проверено Зам.директора по УВР _______ М.Н. Яковченко Протокол №__ от ___________ | Утверждаю Директор школы _______ Н.В. Ахремцева Пр. №___ от _______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по родному русскому языку
во 4 классе
| Учитель начальных классов первая квалификационная категория Черняк Е.В. 2022-2023 учебный год |
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Родной язык» для уровня основного общего образования разработана на основе следующих документов:
Федерального закона от 29.12.2012 N-273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) в действующей редакции;
Примерной программы основного общего образования по русскому языку для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта;
Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального научно-методического объединения по общему образованию (Протокол №2/18 от 31 января 2018 года).
Программа ориентирована на использование учебное пособие:
Русский родной язык: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.] – 2-е изд. — М.: Просвещение, 2021.
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного русского языка в начальной школе являются:
•расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;
•совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;
•включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;
•первое знакомство с фактами истории родного языка.
Задачами изучения предмета являются:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
Адресность:
Методы работы со слабоуспевающими детьми:
Работа по устранению пробелов в знаниях учащихся должна осуществляться:
- на уроках;
- на дополнительных занятиях.
Методы работы с одаренными детьми:
На уроках целесообразно использовать традиционные и современные методы работы с одаренными детьми. Разнообразие таких форм, как:
- дискуссия
- диалоги
- творческие задания
-семинары
- практикумы
- игровые задания
- ребусы
- викторины
помогут детям раскрыть свой потенциал в изучении предмета.
При организации урочной деятельности соблюдаются нормы СанПиН 1.2.3685-21. Количество видов урочной деятельности составляет от 5 до 7, а продолжительность одного вида деятельности от 7 до 10.
Внесенные изменения в программу и их обоснование:
Программа по родному русскому языку для 4 класса составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в ФГОС основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме
по 34 часа в 4 классе (1 час в неделю)
В связи с тем, что в базисном учебном плане на изучение родного языка (русского) выделено по 0,5 часа в 4 классе были внесены изменения.
Раздел | Количество часов по программе в 4 классе | Количество часов по рабочей программе в 4 классе |
Русский язык: прошлое и настоящее… | 15 | 6 |
Язык и действие | 12 | 4 |
Секреты речи и текста | 7 | 7 |
Итого | 34 | 17 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся научатся
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
Учащиеся получат возможность научиться
доносить свою позицию до собеседника;
оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать высказывания собеседников.
выразительно читать и пересказывать содержание текста.
согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой);
2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром).
Проектное задание: «Русский народный костюм»
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Тематическое планирование с учетом программы воспитания
IV. Календарно-тематическое планирование 4 класс
Количество часов в год- 17, в неделю - 0,5
№ | Раздел программы. Тема урока | Кол-во часов | Дата по | Дата по | Характеристика деятельности учащихся | |||||||
плану | факту | | ||||||||||
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6ч) | | | ||||||||||
1. |
| 1 | | | Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения | |||||||
2. | Вся семья вместе, так и душа на месте | 1 | | | ||||||||
3. | Красна сказка складом, а песня – ладом | 1 | | |
Объяснять значения устойчивых выражений | |||||||
4. | Красное словцо не ложь | 1 | | | ||||||||
5. | Язык языку весть подаёт | 1 | | | ||||||||
6. | Проектные задания | 1 | | | Практическая работа | |||||||
Раздел 2. Язык и действие (4ч) | ||||||||||||
7. |
| 1 | | | Различать время глагола, изменять глаголы по временам | |||||||
8. | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 1 | | | Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать предложение. | |||||||
9. | Как и когда появились знаки препинания? | 1 | | | Устанавливать связь между словами в предложении и словосочетании. Объяснять выбор нужного знака препинания в предложении. Прогнозировать необходимость определенных пунктуационных знаков. | |||||||
10. | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» Тест. | 1 | | | Воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста Выполнят тест. | |||||||
Раздел 3. Секреты речи и текста (7ч) | ||||||||||||
11. | Задаем вопросы в диалоге | 1 | | | Участвовать в учебном диалоге. Определять правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия другой стороны | |||||||
12. | Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста | 1 | | | Учиться правилу подбора заголовка. Выделять главное в тексте. Анализировать текст, выделять основную мысль и тему текста | |||||||
13. | Учимся составлять план текста | 1 | | | Анализировать и кратко характеризовать текст. Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для: создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей тематике. | |||||||
14. | Учимся пересказывать текст | 1 | | | Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать текст | |||||||
15-16. | Учимся оценивать и редактировать тексты | 2 | | | Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. | |||||||
17. | Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же» | 1 | | | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» |