12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Косякова Марина Николаевна6162
Учитель начальных классов высшей категории, стаж работы 36 лет.
Россия, Пензенская обл., Сердобск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

Рабочая программа начального общего образования по окружающему миру, ( 1 класс)

    Рабочая программа

начального общего образования

по окружающему миру ( 1 класс)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Статус документа

Рабочая программа начального общего образования по окружающему миру (1 класс) составлена на основе образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 города Сердобска в соответствии с Федеральными государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Структура документа

Рабочая программа включает восемь разделов: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места окружающего мира в учебном плане школы, личностные, метепредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения окружающего мира.

Пояснительная записка

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью первоклассника.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру. Цель изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 города Сердобска на ступени начального общего образования на изучение окружающего мира отводится 66 учебных часов в год, 2 часа в неделю.

Личностные, метапредметные, предметные
результаты изучения литературного чтения

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1-м классе является формирование следующих умений:

1.Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,

родственникам, любовь к родителям.

2.Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

3.Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

4.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

5.Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

6.Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

7.Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

8.В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

9.Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.Проговаривать последовательность действий на уроке.

3.Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4.Учиться работать по предложенному учителем плану.

5.Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

6Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

7.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

8.Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2.Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

3.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

4.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

5.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

6.Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

7.Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.

8.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

1.Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

2.Слушать и понимать речь других.

3.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

4.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

5.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

6.Формировать умение работать в группах и парах.

7.Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику России: флаг, герб, гимн;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

• вести наблюдения в природе.

• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;

• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

• различать овощи и фрукты;

• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

• правила сохранения и укрепления здоровья.

Содержание курса «Окружающий мир»
I КЛАСС (66 ч)

Задавайте вопросы – 1 ч.
Что и кто? – 20 ч.
Как, откуда и куда? – 12 ч.
Где и когда? – 11 ч.
Почему и зачем? – 22 ч.
Человек и природа.
Природа. Природные объекты. Примеры явлений природы. Звёзды и планеты. Созвездия.
Времена года. Погода. Водоёмы. Вода. Состояния воды. Полезные ископаемые.
Растения, их многообразие. Части растений. Бережное отношение человека к растениям.
Грибы.
Животные, их разнообразие. Животные родного края. Бережное отношение человека к животным.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Влияние деятельности человека на природу.
Правила поведения в природе.
Человек и общество.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье.
Младший школьник. Правила поведения. Классный, школьный коллектив. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения. Сохранение и укрепление здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения. Правила противопожарной безопасности.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Средства связи. СМИ.
Наша родина – Россия, РФ. Государственная символика России. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка. Президент РФ – глава государства. Москва – столица России. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Праздник в жизни общества. Основные праздники.
Родной край – частица России. Важные сведения из истории родного края. Основные достопримечательности.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Примерные программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
2. Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, М.: Просвещение, 2014
3. Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 1 класс, М., Просвещение, 2014
4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2010
5. Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014
6. Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для уч-ся нач. классов, М: Просвещение, 2010
7. Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
8. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
9.Информационно-коммуникативные средства: Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (СД)
10.Интерактивная доска
11.Мультимедийный проектор 12.Моноблок учителя
13. Персональные ноутбуки

Планируемые результаты освоения учебной программы

по окружающему миру

В результате изучения курса «Окружающий мир» первоклассники получат возможность расширить, система­тизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого ми­ра, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе. Они приобретут опыт эмоционально окрашенного, личност­ного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с на­чалами естественных и социально-гуманитарных наук в их един­стве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении.
Первоклассники получат возможность осознать целостность на­учной картины мира, свое место в мире на основе единства ра­ционально-научного познания и эмоционально-ценностного ос­мысления личного опыта общения с людьми, обществом и при­родой. Первоклассники познакомятся с некоторыми способами изуче­ния природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и пони­мать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и куль­туры родного края.В результате изучения курса первоклассники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, полу­чат возможность научиться соблюдать правила поведения в ми­ре природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Раздел «Человек и природа»

Первоклассник научится: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объ­екты и явления живой и неживой природы, выделять их основ­ные существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и про­водить простейшую классификацию изученных объектов приро­ды; проводить несложные наблюдения и ставить опыты, ис­пользуя простейшее лабораторное оборудование и измеритель­ные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безо­пасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информа­ции; использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и не­живой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к при­роде; понимать необходимость здорового образа жизни, соблю­дения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохране­ния и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила эко­логического поведения в быту (раздельный сбор мусора, эко­номия воды и электроэнергии) и в природе; осознанно выполнять режим дня, правила рационального пи­тания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в природе.

Раздел «Человек и общество»

Первоклассник научится: различать государственную символику Российской Феде­рации; описывать достопримечательности столицы и родного края; - используя дополнительные источники информации, нахо­дить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать ре­альные исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); использовать различные справочные издания (словари, эн­циклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, отве­тов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться: осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; наблюдать и описывать проявления богатства внут­реннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообще­ства, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совмест­но установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официаль­ной обстановке школы.


 

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература:

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. + СD, М.: Просвещение, 2015.

Примерная программа по окружающему миру для начального образования

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение»,2015.

4. Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок. 1 класс. – Волгоград, 2008.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. 
М.: Просвещение, 2015.

Тесты к учебнику для 1 класса «Окружающий мир»  (авт. А. А.  Плешаков, М.: Просвещение, 2015.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.