Рабочая программа по алгебре для 7 класса по УМК Ю.Н. Макарычева
МОУ ВЕРХНЕТИМЕРСЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
| |||
Рабочая программа | |||
Учитель : Стаканова Г.А. Количество часов по учебному плану: всего 105 часов,3 часа в неделю Планирование составлено на основе программы общеобразовательных организаций по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н.,составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2016. Учебник: Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. М:Просвещение, 2019. .
|
1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл ставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
Креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач;
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Метапредеметные результаты:
Способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; Способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
Предметные результаты:
Умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
Владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о выражении, уравнении, системе уравнений и способах преобразования и решения их; о функции и графике, степени с натуральным показателем; об основных геометрических объектах (точка, прямая (параллельные и перпендикулярные), углы (смежные, вертикальные, образованные параллельными прямыми и секущей), треугольники(свойства равнобедренного и прямоугольного треугольников, признаки равенства треугольников формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
Умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
Умение пользоваться изученными математическими формулами; применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применениюизвестных алгоритмов
В результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Предметные результаты изучения предметной области "Алгебра" должны отражать:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
осознание роли математики в развитии России и мира;
возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:
оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях;
решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи;
решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:
оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений;
использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении задач;
выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
сравнение чисел;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат:
выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения;
решение линейных уравнений, уравнений, сводящихся к линейным, систем уравнений;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для знакопостоянства, промежутков возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;
построение графика линейной и квадратичной функций;
решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:
определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на плоскости;
нахождение по графику значений функции, области определения, множества значений;
использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при решении задач из других учебных предметов;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
проведение доказательств в геометрии;
решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла) по образцам или алгоритмам;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
распознавание верных и неверных высказываний;
оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной;
13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
В результате изучения математики обучающийся получит
знания:
числовое выражение, выражение с переменными, значение выражения, среднее арифметическое, размах, мода и медиана ряда данных.
определение линейного уравнения, корня уравнения, области определения уравнения.
определение одночлена и многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение».
способы разложения многочлена на множители, формулы сокращенного умножения.
правила сокращения дроби, приведение дробей к общему знаменателю, арифметических действий над алгебраическими дробями.
определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что такое функция.
что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний,
умения:
осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним; составлять уравнение по тексту задачи.
приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с многочленами.
разложить многочлен на множители.
преобразовать алгебраическую дробь.
правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определения, область значений); находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
1.Выражения, тождества, уравнения (18часов)
Числовые и буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Сравнение значений выражений. Свойства действий над числами. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Тождественные преобразования выражений. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Решение текстовых задач с помощью уравнения.
2.Функции (12часов)
Понятие функции. Область определения функции, область значения функции. Способы задания функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность, ее график. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов k и b. Взаимное расположение графиков двух линейных функций.
3.Степень и ее свойства (13часов)
Определение степени с натуральным показателем. Действия со степенями: умножение, деление степеней, возведение в степень произведения и степени. Степень с нулевым показателем. Одночлен и его стандартный вид, степень одночлена. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. Функции у=х2 , у=х3 , их графики, свойства этих функций.
Многочлены (17 часов)
Многочлен и его стандартный вид. Степень многочлена. Сложение и вычитание многочленов. Умножение одночлена на многочлен. Вынесение общего множителя за скобку. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочлена на множители способом группировки.
5. Формулы сокращенного умножения (19часов)
Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. Куб суммы и куб разности двух выражений. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. Умножение разности двух выражений и их суммы. Формула разности квадратов, разложение на множители с помощью формулы разности квадратов. Формула суммы кубов и разности кубов. Разложение на множители с помощью этих формул. Преобразование целого выражения в многочлен. Применение различных способов для разложения многочленов на множители. Возведение двучлена в степень.
6. Системы линейных уравнений (16часов)
Уравнение с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений, решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение способом подстановки и способом сложения. Примеры решения уравнений в целых числах. График линейного уравнения. Графический способ решения систем. Число решений системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Решение текстовых задач с помощью систем.
7. Повторение.(6 часов)
3.Тематическое планирование№п/п | № | По плану | Фактич. | Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
| | Повторение | Повторение "обыкновенные дроби" | 1 | ||
| | (4ч) | Повторение по теме «Действия с рациональными числами». | 1 | ||
| |
| Повторение по теме «Координаты на плоскости». | 1 | ||
| |
| Входная контрольная работа | 1 | ||
| | Выражения, тождества, уравнения | Числовые выражения. | 1 | ||
| | (18 ч.) | Выражения с переменными | 1 | ||
| |
| Выражения с переменными. | 1 | ||
| |
| Сравнение значение выражений | 1 | ||
| |
| Свойства действий над числами. | 1 | ||
| |
| Свойства действий над числами | 1 | ||
| |
| Тождества | 1 | ||
| |
| Тождественные преобразования выражений | 1 | ||
| |
| тождественные преобразования выражений.. | 1 | ||
| |
| Контрольная работа №1.. | 1 | ||
| |
| Уравнение и его корни.. | 1 | ||
| |
| Линейное уравнение с одной переменной.. | 1 | ||
| |
| Линейное уравнение с одной переменной | 1 | ||
| |
| Решение задач с помощью уравнений.. | 1 | ||
| |
| Решение задач с помощью уравнений. | 1 | ||
| |
| Седнее арифметическое. размах и мода.. | 1 | ||
| |
| Медиана как статистическая характеристика | 1 | ||
18 | | |
| Контрольная работа №2.. | 1 | |
| | Функция | Анализ контрольной работы. Формулы | 1 | ||
| | (12ч.) | Что такое функция. | 1 | ||
| | | Вычисление значений функции по формуле. | 1 | ||
| |
| График функции.. | 1 | ||
| |
| График функции. | 1 | ||
| |
| Прямая пропорциональность и ее график.. | 1 | ||
| |
| Прямая пропорциональность и ее график... | 1 | ||
| |
| ..Прямая пропорциональность и ее график | 1 | ||
| |
| Линейная функция и ее график.. | 1 | ||
| |
| .Линейная функция и ее график. | 1 | ||
| |
| Взаимное расположение графиков линейных функций. | 1 | ||
| |
| Контрольная работа №3.. | 1 | ||
| | Степень с натуральным показателем | Анализ контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем. | 1 | ||
| | (13ч) | Свойства степеней с натуральным показателем. | 1 | ||
| |
| Умножение и деление степеней. | 1 | ||
| |
| Возведение в степень произведения . | 1 | ||
| |
| Возведение в степень степени. | 1 | ||
| |
| Выполнение действий со степенями. | 1 | ||
| |
| Контрольная работа №4. | 1 | ||
| |
| Одночлен и его стандартный вид. | 1 | ||
| |
| Умножение одночленов. Возведение в степень. | 1 | ||
| |
| Умножение одночленов. Возведение в степень. | 1 | ||
| |
| Умножение одночленов. Возведение в степень. | 1 | ||
| |
| Функции у = х2 , у = х3 и их графики. | 1 | ||
| |
| Контрольная работа №5. | 1 | ||
| | Многочлены | Многочлен и его стандартный вид. | 1 | ||
| | (17ч.) | Сложение и вычитание многочленов | 1 | ||
| |
| Умножение одночлена на многочлен. | 1 | ||
| |
| Умножение одночлена на многочлен. | 1 | ||
| |
| Вынесение общего множителя за скобки | 1 | ||
| |
| Вынесение общего множителя за скобки | 1 | ||
| |
| Вынесение общего множителя за скобки | 1 | ||
| |
| Контрольная работа №6. | 1 | ||
| |
| Анализ контрольной работы. Умножение многочлена на многочлен | 1 | ||
| |
| Умножение многочлена на многочлен | 1 | ||
| |
| Преобразование произведения двух многочленов в многочлен стандартного вида. | 1 | ||
| |
| Разложение многочлена на множители способом группировки. | 1 | ||
| |
| Применение способа группировки при упрощении выражений. | 1 | ||
| |
| Применение способа группировки при упрощении выражений. | 1 | ||
| |
| Решение уравнений путем разложения на множители. | 1 | ||
| |
| Доказательство тождеств | 1 | ||
| |
| Контрольная работа №7. | 1 | ||
| | Формулы сокращенного умножения | Анализ контрольной работы. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | ||
| | (19ч.) | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | ||
| |
| Преобразование выражений с помощью (а ± b)2 = a2 ± 2ab + b2 | 1 | ||
| |
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | 1 | ||
| |
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | 1 | ||
| |
| Умножение разности двух выражений на их сумму. | 1 | ||
| |
| Умножение разности двух выражений на их сумму. | 1 | ||
| |
| Умножение разности двух выражений на их сумму. | 1 | ||
| |
| Разложение разности квадратов на множители | 1 | ||
| |
| Разложение разности квадратов на множители | 1 | ||
| |
| Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | ||
| |
| Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | ||
| |
| Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | ||
| |
| Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | ||
| |
| Применение различных способов для разложения на множители | 1 | ||
| |
| Применение различных способов для разложения на множители | 1 | ||
| |
| Применение различных способов для разложения на множители | 1 | ||
| |
| Применение преобразований целых выражений. | 1 | ||
| |
| Контрольная работа №8. | 1 | ||
| | Системы линейных уравнений | Анализ контрольной работы. Линейное уравнение с двумя переменными. | 1 | ||
| | (16ч.) | График линейного уравнения с двумя переменными. Построение графика функции ax + by + c = 0. | 1 | ||
| |
| График линейного уравнения с двумя переменными. Построение графика функции ax + by + c = 0. | 1 | ||
| |
| Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | ||
| |
| Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | ||
| |
| Способ подстановки. | 1 | ||
| |
| Решение систем уравнений способом подстановки | 1 | ||
| |
| Решение систем уравнений способом подстановки. | 1 | ||
| |
| Способ сложения | 1 | ||
| |
| Способ сложения. | 1 | ||
| |
| Способ сложения решения систем уравнений. | 1 | ||
| |
| Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | ||
| |
| Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | ||
| |
| Составление систем уравнений в типовых задачах. | 1 | ||
| |
| Применение систем линейных уравнений при решении задач. | 1 | ||
| |
| Контрольная работа №9. | 1 | ||
| | Повторение | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | ||
| | (6ч.) | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | ||
| |
| Итоговая контрольная работа | 1 | ||
| |
| Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | ||
| | | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | ||
| | | Формулы сокращенного умножения | 1 |