Рабочая программа по математике для 9 класса по УМК Ю.Н. Макарычева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №2 г. Воронежа Левобережного района
«Рассмотрено» на заседании кафедры учителей математики Заведующий кафедрой Бойкова Е. А. Протокол № 1 от «26» августа 2014 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей№2» Пономарева О. Ю. _____________________________ «27» августа 2014 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №2» А.С. Шаповалов __________________________ Приказ № ___ от «___»________ 2014г. |
Рабочая программа
По предмету математика
Класс 9 «В»
Учитель Бирюкова Л. В.
Квалификационная категория
Количество часов по программе 204
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Статус документаРабочая программа по предмету математика составлена в соответствии с учебным планом лицея и на основании следующих нормативных документов:
- приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;
- Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденный приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004.
-Приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.08.2013 №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Общие цели с учетом специфики учебного предмета
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Общая характеристика предмета математика
Математическое образование складывается из следующих содержательных компонентов (блоков): арифметика, алгебра, геометрия, элементы комбинаторики, теории вероятностей статистики и логики.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого для освоения, например, курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия - один из важных компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практических значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности- умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задач. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формирования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
Развивать представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; формировать практические навыки выполнения устных, письменных,
инструментальных вычислений, развивать вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развивать логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики(словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение математики в 9 классе выделяется в учебном плане 6 часов ( 5ч федеральный компонент + 1ч компонент ОУ).
За счёт дополнительного времени расширяется изучаемый материал в темах:
- степень с рациональным показателем (3 ч),
- корень n-ой степени (1 ч).
- приёмы решения целых уравнений (4 ч),
- сложение и умножение вероятностей (3 ч).
- приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными (4 ч).
За счёт дополнительного времени углубляется изучаемый материал в темах:
- решение неравенств методом интервалов (3 ч). ,
- свойства функций (2 ч)
- построение графиков путем сдвига графиков элементарных функций (3 ч),
- решение правильных многоугольников (4 ч).
Увеличение часов позволило добавить время на Повторение курса 7-9 классов (7 ч).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развивать представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; формировать практические навыки выполнения устных, письменных,
инструментальных вычислений, развивать вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развивать логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики(словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов), так и совокупность методик и технологий, позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Все результаты освоения учебно-методического курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами.
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 9-м классе является достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 9-ом классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика».
Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных понятиях ( число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
Умение работать с математическим текстом ( анализировать , извлекать необходимую информацию), грамотно применять различные языки математики;
Умение проводить классификацию, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
Умение распознавать виды математических утверждений ( аксиомы, определения, теоремы и др), прямые и обратные теоремы;
Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
Овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решений уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
Овладение системой функциональных понятий, функциональных языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
Овладение геометрическим языком, умение использовать его для предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
Усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
Умение измерять длину отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров , площадей и объемов геометрических фигур;
Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание учебного предмета
Алгебра 136 часов
Геометрия 68 часа
Квадратичная функция (26 ч)
Функция. Область определения и область значений функции. Свойства функций. Квадратный трехчлен и его корни. Разложение квадратного трехчлена на множители. Квадратичная функция и ее график. Функция у = х. Корень п-ой степени.
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать/понимать: определение квадратного трехчлена, формулировку теоремы о разложении на множители квадратного трехчлена; определение степенной функции с натуральным показателем; свойства степенной функции с четным и нечетным показателем; определение корня п-ой степени с рациональным показателем; уметь: выделять квадрат двучлена из квадратного трехчлена; раскладывать трехчлен на множители, если есть корни; схематически изображать график функции у=х при различных п и описывать свойства; вычислять значение корня п-ой степени; упрощать выражения со степенями. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: чтения графиков функций, решения несложных алгебраических задач.
Уравнения и неравенства с одной переменной (20 ч)
Целое уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. Решение неравенств второй степени с одной переменной Решение неравенств методом интервалов.
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать/понимать: понятия целого рационального уравнения; способы разложения многочлена на множители; определение биквадратного, дробно-рационального уравнений; алгоритм решения дробно-рациональных уравнений; определение неравенства 2-ой степени с одной переменной; графический способ решения неравенств (алгоритм); метод интервалов; уметь: определять виды уравнений; владеть различными способами разложения многочлена на множители; применять алгоритм решения дробно-рациональных уравнений для их решения; определять неравенства 2-ой степени с одной переменной; применять графический способ для их решения; применять метод интервалов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения целых рациональных, биквадратных, дробно- рациональных уравнений.
Уравнения и неравенства с двумя переменными (24 ч)
Уравнения с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными.
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать/понимать: определение решения уравнения с двумя переменными; определение графика уравнения с двумя переменными; что значит решить систему уравнений второй степени, (алгоритм решения); определение решения неравенств с двумя переменными; решение системы неравенства с двумя переменными; уметь: графически решать системы уравнений; применять способ подстановки; решать задачи с помощью систем уравнений второй степени; графически иллюстрировать множества решений некоторых систем неравенств с двумя переменными и их систем. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения уравнений, систем уравнений и систем неравенств с двумя переменными.
Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 ч)
Последовательности. Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии. Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы первых п членов геометрической прогрессии. В результате изучения данной темы обучающийся должен знать/понимать: понятие последовательности; смысл понятия « п-й» член последовательности; определение арифметической и геометрической прогрессий; определение разности арифметической прогрессии и знаменателя геометрической прогрессий; формулы п-го члена и суммы п – членов арифметической и геометрической прогрессий; характеристика свойства арифметической и геометрической прогрессий; уметь: использовать индексное обозначение; применять формулы п-го члена и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессий для выполнения упражнений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: для решения задач.
Элементы комбинаторики и теории вероятности (16ч)
Примеры комбинаторных задач. Перестановки. Размещения. Сочетания. Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий.
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать/понимать: комбинаторное правило умножения; определение перестановок, размещений, сочетаний; понятия отношений частоты и вероятности случайного события; формулы для подсчета их числа; понятия « случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события»; уметь: различать понятия « размещение» и « сочетания»; определять о каком виде комбинаций идет речь в задачах; решать задачи, в которых требуется составлять те или иные комбинации элементов и подсчитать их число; вычислять вероятность случайного события при классическом подходе. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения комбинаторных задач.
Повторение (4 и 15, итого 19 ч)
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.
Резерв (16 ч)
Векторы и метод координат – (14 ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника.(14 ч)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга – (15 ч)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения – (10 ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Повторение. Решение задач ( 2 и 8, итого 10 ч)
Резерв (5 ч)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Алгебра
В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
• существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
уметь:
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
• округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
уметь
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
• изображать числа точками на координатной прямой;
• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
• распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
• описывать свойства изученных функций, строить их графики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
• интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
• проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
• решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
• вычислять средние значения результатов измерений;
• находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
• находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге; • распознавания логически некорректных рассуждений;
• записи математических утверждений, доказательств;
• анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
• решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
• решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
• сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
• понимания статистических утверждений.
Геометрия
Уметь:
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условиям задач, осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; представлять их сечения и развертки;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Применять полученные знания:
при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства).
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технической оснащение: чертежные инструменты, модели многогранников и тел вращения, плакаты, компьютер, проектор, диски виртуальной школы Кирилла и Мефодия, диски электронного приложения к журналу «Математика в школе».
Подведение итогов по теме: зачеты по теоретическому материалу, контрольные работы, тестирование по темам: числовые функции, тригонометрические функции, производная.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Образовательная коллекция 1С: Алгебра 7-11класс
1С: Школа. Математика 5-11класс. Практикум
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается
использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
Министерство образования РФ:
http://www.informika.ru/;
http://www.ed.gov.ru/;
http://www.edu.ru/
Тестирование online: 5 - 11 классы:
http://www. Uztest.ru
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:
Новые технологии в образовании:
http://edu.secna.ru/main/
Путеводитель «В мире науки» для школьников:
http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия:
http://mega.km.ru
сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:
http://www.rubricon.ru/;
http://www.encyclopedia.ru/
Учебно-методическая литература:
1. Макарычев Ю.Н, Миндюк Н.Г, др. Алгебра. 9 класс – М.: «Просвещение», 2008.
2. А.П. Ершова. В,В, Голобородько, А.С, Ершова, Алгебра. Геометрия 9 класс. Разноуровневые дидактические материалы М.: «ИЛЕКСА», 2007.
3. В.И. Жохов, Ю.М. Макарычев Дидактические материалы по алгебре 9кл. 2007г
Л.В. Кузнецова. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы.
М.П. Нечаев. Разноуровневый контроль качества знаний по математике.
П.Б. Ройман. Повышение вычислительной культуры учащихся.
Тематический сборник тестовых заданий по алгебре для подготовки к государственной (итоговой) аттестации в новой форме. Базовый уровень и повышенный уровень. Е. А. Семенко и др. Просвещение –Юг 2008г.
Алгебра 9 класс. Тематические тесты для подготовки к государственной итоговой аттестации. Ф.Ф.Лысенко.2010г.-20011
Алгебра 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ф.Ф.Лысенко.2011г.
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2005.
Атанасян Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя. М.: Просвещение, 2005.
календарно-тематическое
планирование
учитель _Бирюкова Людмила Вячеславовна
предмет математика
класс 9 «В»
6 часов в неделю, всего 204 часа
Программа: государственная
Учебник: Макарычев Ю.Н, Миндюк Н.Г, др. Алгебра. 9 класс.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф. Геометрия. 7-9 классы.
УМК: А.П. Ершова В.В., Голобородько А.С. Алгебра. Геометрия. 9 класс. Разноуровневые дидактические материалы
Количество контрольных работ:15
№ урока |
Содержание учебного материала |
Конт- роль |
Повторение |
Повторение (4 ч) |
|||
1-4 |
Повторение |
||
Квадратичная функция (26 ч) |
|||
5-6 |
Функция. Область определения и область значения функции. |
линейная функция |
|
7-8 |
Свойства функции |
||
9 |
0 срез |
К.р. |
|
10-11 |
Квадратичный трехчлен и его корни |
С.р. |
квадратные уравнения |
12-13 |
Разложение квадратного трехчлена на множители. |
С.р. |
|
14-16 |
Функция у=ах2, ее график и свойства |
неполные кв.уравнения |
|
17-19 |
Графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2 |
С.р. |
|
20-21 |
Построение графика квадратичной функции |
С.р. |
|
22 |
К. р. №1 «Квадратичная функция» |
К.р. |
|
23-24 |
Функция y=хn |
||
25-27 |
Корень n- ой степени. |
С.р. |
|
28-30 |
Степень с рациональным показателем |
||
Уравнения и неравенства с одной переменной (20 ч) |
|||
31-32 |
Целое уравнение и его корни |
С.р. |
преобразование выражений; решение уравнений с модулем. |
33-36 |
Дробно-рациональные уравнения. |
||
37-40 |
Некоторые приемы решения целых уравнений |
||
41-43 |
Решение неравенств второй степени с одной переменной |
||
44-49 |
Решение неравенств методом интервалов |
||
50 |
К.р.№2 «Уравнения и неравенства с одной переменной» |
К.р. |
|
Уравнения и неравенства с двумя переменными (24ч) |
|||
51-53 |
Уравнение с двумя переменными и его график |
решение уравнений |
|
54-56 |
Экзаменационная работа (в рамках зимней сессии) |
К.р. |
|
57-58 |
Графический способ решения систем уравнений |
||
59-63 |
Решение систем уравнений второй степени. |
С.р. |
|
64-67 |
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени |
С.р. |
способы решения систем ур-ий |
68 |
К.р.№3 «Уравнения и системы уравнений с двумя переменными» |
К.р. |
|
69-70 |
Неравенства с двумя переменными |
теорема Виета |
|
71-73 |
Системы неравенств с двумя переменными |
||
74 |
К.р.№4 « Неравенства и системы с двумя переменными» |
К.р. |
|
Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 ч) |
|||
75 |
Последовательность |
||
76-79 |
Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии |
С.р. |
Рациональные дроби, их свойства |
80-81 |
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии |
С.р. |
|
82 |
К.р. №5 «Арифметическая прогрессия» |
К.р. |
|
83 |
Определение геометрической прогрессии |
Свойства степени с целым показателем |
|
84-85 |
Формула n-го члена геометрической прогрессии |
С.р. |
|
86-87 |
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии |
Преобразование рациональных выражений |
|
88 |
Сумма бесконечной геометрической прогрессии при q<1 |
||
89 |
К.р. №6 « Геометрическая прогрессия» |
К.р. |
|
Комбинаторные задачи (16 ч) |
|||
90-92 |
Перестановки |
||
93-94 |
Размещения |
||
95-96 |
Сочетания |
||
97-98 |
Вероятность случайных событий. |
С р |
|
99-100 |
Частота и вероятность |
||
101-102 |
Сложение вероятностей |
||
103-104 |
Умножение вероятностей |
||
105 |
К.р.№7 « Элементы комбинаторики» |
К.р. |
|
Итоговое повторение курса 7-9 классов (15 ч) |
|||
106 |
Проценты |
||
107 |
Тождественные преобразования алгебраических выражений |
||
108 |
Степень |
||
109 |
Решение уравнений |
||
110 |
Решение систем уравнений |
||
111 |
Решение текстовых задач |
||
112-113 |
Неравенства и их системы. |
||
114 |
Прогрессии |
||
115 |
Функции, их свойства и графики |
||
116-117 |
Итоговая контрольная работа |
К.р. |
|
118-119 |
Практикум по решению тестов |
||
120 |
Решение задач повышенной сложности |
||
Резерв (16 ч) |
|||
121-136 |
Резерв |
№ урока |
Содержание учебного материала |
Конт роль |
Повторение |
Повторение (2 ч) |
|||
1-2 |
Повторение |
СР |
|
Метод координат (14 ч) |
|||
3-5 |
Координаты вектора |
Векторы |
|
6-8 |
Задачи в координатах |
СР |
Прямые |
9-10 |
Уравнения окружности и прямой |
СР |
Углы |
11-15 |
Решение задач |
||
16 |
К. р. №1 «Метод координат» |
КР |
|
Соотношение между сторонами и углами треугольника (14 ч) |
|||
17-19 |
Синус, косинус, тангенс угла |
Равные треугольники |
|
20 |
Теорема о площади треугольника |
СР |
|
21-22 |
Теорема синусов |
Подобные треугольники |
|
23-24 |
Теорема косинусов |
СР |
Площадь треугольника |
25-26 |
Решение треугольников |
||
27-28 |
Скалярное произведение векторов |
СР |
|
29 |
К. р. №2 «Соотношение между сторонами и углами треугольника» |
КР |
|
30 |
Решение задач |
||
Длина окружности и площадь круга (15 ч) |
|||
31-34 |
Правильные многоугольники |
Параллелограмм |
|
35-36 |
Длина окружности |
СР |
Прямоугольник |
37-39 |
Площадь круга |
СР |
Квадрат |
40-44 |
Решение задач |
Ромб |
|
45 |
К. р. №3 «Длина окружности и площадь круга» |
КР |
|
Движение (10 часов) |
|||
46-47 |
Понятие движения |
||
48-49 |
Параллельный перенос |
СР |
Углы |
50-51 |
Поворот |
СР |
Окружность |
52-54 |
Решение задач |
ПР |
|
55 |
К. р. №4 «Движение» |
КР |
|
Повторение (8 часов) |
|||
56-57 |
Треугольники |
СР |
|
58 |
Четырехугольники |
||
59 |
Правильные многоугольники |
||
60 |
Окружность |
||
61 |
Координаты. Векторы |
||
62 |
Итоговая контрольная работа №5 |
КР |
|
63 |
Решение задач |
||
Резерв (5 ч) |
|||
64-68 |
Резерв |