Рабочая программа по алгебре в 7 классе по УМК С.М. Никольского
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ордынского района Новосибирской области –
Чингисская средняя общеобразовательная школа
Принято Педсовет Протокол №1 от 31 августа 2018 года |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________ Коновалов С.Я. Приказ №86 от 31 августа 2018года |
Рабочая программа основного общего образования
по математике
Алгебра
7 «А» класс
УМК: С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников (3 часа в неделю, всего 102 часа)
2017-2018 учебный год
Учитель Щапова Е.Н.
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 7 класса по учебнику С.М.Никольского, М.К.Потапова, Н.Н.Решетникова составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для математического образования в 5-6 классах.
Рабочая программа полностью отражает расширенный уровень подготовки школьников по разделам. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Программа реализует новые концепции образования, которые связаны с пересмотром целей обучения, с новыми дидактическими принципам, с ориентацией на развивающее обучение.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развивать представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению задач и нематемаческих задач;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь - умение логически обосновать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представление об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Общая характеристика учебного предмета
Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 7-го класса продолжается систематизация сведений о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным. Специальное внимание уделяется новым вопросам: употреблению знаков, записи и чтению двойных неравенств, понятиям тождества, тождественного преобразования, линейного уравнения с одним неизвестным, равносильных уравнений. Формируется понятие функции, что является начальным этапом в обеспечении систематической функциональной подготовки учащихся. Продолжается изучение степени с натуральным показателем. Изучаются свойства функций и , и особенности расположения их графиков в координатной плоскости. Главное место занимают алгоритмы действий с многочленами – сложение, вычитание и умножение. Особое внимание уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Вырабатываются умения применять формулы сокращенного умножения как для преобразования произведения в многочлен, так и для разложения на множители. Даются первые знания по решению систем линейных уравнений с двумя переменными, что позволяет значительно расширить круг текстовых задач. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики отводится не менее 875 ч. из расчёте 5 ч. в неделю с V по IX класс. Программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 90 учебных часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В 7-м классе на изучение алгебры предусмотрено 3 урока в неделю, 102 урока в год.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 7 класса
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД
развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами;
способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм:
взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
жизненное, личностное, профессиональное самоопределение
действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению)
ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
осознавать, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;
уметь моделировать;
использовать знаково-символической записи математического понятия;
овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
использовать индуктивные умозаключения;
выведение следствий из определения понятия;
умение приводить контрпримеры.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий:
умение решать проблемы или задачи.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
знать: формы записи чисел в виде обыкновенной и десятичной дроби; иметь представление о действительном числе как о отрезке и умение изображать числа на координатной оси. Уметь: все действия с действительными числами.
знать: определение числовых и буквенных выражений и алгебраических дробей, формулы сокращённого умножения. Уметь: выполнять преобразования с одночленами и многочленами, применять формулы сокращенного умножения для преобразования квадрата и куба суммы и разности в многочлен, для разложения многочлена на множители. применять основное свойство дроби и выполнять над алгебраическими дробями арифметические действия.
знать: степень с целым показателем и ее свойства; стандартный вид числа; преобразование рациональных выражений, записанных с помощью степени с целым показателем. Уметь: выполнять арифметические действия с числами, записанными в стандартном виде, и преобразовывать рациональные выражения, записанные с помощью степени с целым показателем.
знать: уравнения первой степени с одним неизвестным. Линейные уравнения с одним неизвестным. Системы линейных уравнений. Уметь: решать линейные уравнения; решать задачи с помощью линейных уравнений; решать системы двух линейных уравнений.
Содержание тем учебного курса.Глава I. Действительные числа (17 ч.)
$1. Натуральные числа (4)Натуральные числа и действия с ними. Степень числа. Простые и составные числа. Делители натурального числа.
$2. Рациональные числа (4) Обыкновенные дроби. Конечные десятичные дроби. Разложение обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Периодические десятичные дроби. Периодичность десятичного разложения обыкновенной дроби. Десятичное разложение рациональных чисел.
$3. Действительные числа (9). Иррациональные числа. Понятие действительного числа. Сравнение действительных чисел. Основное свойства действительных чисел. Приближение числа. Длина отрезка. Координатная ось.
Этапы развития числа.
Основная цель – систематизировать и обобщить уже известные сведения о рациональных числах, двух формах их записи – в виде обыкновенной и десятичной дроби, сформировать представление о действительном числе, как о длине отрезка и умение изображать числа на координатной оси.
Знать определение действительного числа, признаки делимости,
Уметь выполнять перевод периодической дроби в десятичную и наоборот, сравнивать действительные числа, выполнять действия над ними.
Уметь анализировать статистические данные в таблицах и диаграммах (столбчатых, круговых, рассеивания).
Глава II. Алгебраические выражения (60 ч.)
$4.Одночлены (8).Числовые выражения. Буквенные выражения. Понятие одночлена. Произведение одночлена. Стандартный вид числа. Подобные одночлены.
$5. Многочлены (15). Понятие многочлена. Свойства многочленов. Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен. Произведение многочленов. Целые выражения. Числовое значение целого выражения. Тождественное равенство целых выражений.
Основная цель – сформировать умения выполнять преобразования с одночленами и многочленами.
Знать определение одночлена, многочлена
Уметь выполнять различные операции с одночленами и многочленами.
$6. Формулы сокращённого умножения (14). Квадрат суммы. Квадрат разности. Выделение полного квадрата. Разность квадратов. Сумма кубов. Разность кубов. Применение формул сокращённого умножения. Разложение многочлена на множители.
Основная цель – сформировать умения, связанные с применением формул сокращенного умножения для преобразования квадрата суммы и разности в многочлен, для разложения многочлена на множители.
Знать формулы сокращенного умножения
Уметь применять формулы сокращенного умножения и использовать их при решении комбинированных задач
$7. Алгебраические дроби (16). Алгебраические дроби и их свойства. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Арифметические действия над алгебраическими дробями. Рациональные выражения. Числовое значение рационального выражения. Тождественное равенство рациональных выражений.
Основная цель – сформировать умения применять основное свойство дроби и выполнять над алгебраическими дробями арифметические действия.
Знать определение и свойства алгебраической дроби.
Уметь находить область допустимых значений алгебраических выражений, выполнять арифметические действия с алгебраическими дробями.
$8. Степень с целым показателем (7). Понятие степени с целым показателем. Свойства степени с целым показателем. Стандартный вид числа. Преобразование рациональных выражений.
Основная цель – сформировать умение выполнять арифметические действия с числами, записанными в стандартном виде, и преобразовывать рациональные выражения, записанные с помощью степени с целым показателем.
Знать понятие степени с целым показателем и свойства, алгоритм Евклида.
Уметь выполнять различные преобразования рациональных выражений, содержащих степени с целым показателем; использовать алгоритм Евклида при нахождении НОК и НОД натуральных чисел
Глава III. Линейные уравнения (18ч.)
$9. Линейные уравнения с одним неизвестным. (6)Уравнения первой степени с одним неизвестным. Линейные уравнения ч одним неизвестным. Решение линейных уравнений с одним неизвестным. Решение задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель – сформировать умения решать линейные уравнения, задачи, сводящиеся к линейным уравнениям.
Знать определение линейного уравнения, модуля.
Уметь исследовать линейные уравнения, решать уравнения, содержащие модуль.
$10. Системы линейных уравнений (12). Уравнения первой степени с двумя неизвестными. Системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными. Способ подстановки. Способ уравнивания коэффициентов. Равносильность уравнений и систем уравнений. Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Решение задач при помощи систем уравнений первой степени.
Основная цель – сформировать умения решать системы двух линейных уравнений и задачи, сводящиеся к системе линейных уравнений.
Знать определение системы уравнений с двумя неизвестными и способы их решения; понятие линейного диофантового уравнения.
Уметь решать системы уравнений с двумя неизвестными, решать текстовые задачи, решать уравнения в целых числах.
Повторение (7 ч.)
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
В том числе |
|
По программе УМК |
По рабочей программе |
Контрольные работы |
||
Глава 1. Действительные числа. |
17 |
17 |
||
1. |
Натуральные числа. |
4 |
4 |
|
2. |
Рациональные числа. |
4 |
4 |
|
3. |
Действительные числа. |
9 |
9 |
1 |
Глава 2. Алгебраические выражения. |
60 |
60 |
||
4. |
Одночлены. |
8 |
8 |
|
5. |
Многочлены. |
15 |
15 |
1 |
6. |
Формулы сокращенного умножения. |
14 |
14 |
1 |
7. |
Алгебраические дроби. |
16 |
16 |
1 |
8. |
Степень с целым показателем. |
7 |
7 |
|
Глава 3. Линейные уравнения. |
18 |
18 |
||
9. |
Линейные уравнения с одним неизвестным. |
6 |
6 |
|
10. |
Системы линейных уравнений |
12 |
12 |
1 |
11. |
Повторение. |
7 |
7 |
1 |
Итого |
6 |
Контроль знаний, умений и навыков.
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием .
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце учебной четверти,
- в конце полугодия.
Каждая контрольная работа выстроена по одной и той же схеме: задания базового уровня, задание среднего уровня и задание повышенного уровня
Самостоятельные работы используются для текущего контроля, умений и навыков учащихся, а также с целью выборочной проверки знаний по определенной теме. Содержание самостоятельных и контрольных работ осуществляет контроль знаний, умений и навыков. Каждая контрольная работа выстроена по одной и той же схеме: три задания базового уровня, одно задание среднего уровня и одно задание повышенного уровня.
Учебно-методические обеспечение программы
-
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., М.: Просвещение, 2011
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента Государственного стандарта общего образования;
Учебник «Алгебра» для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2017, С.М. Никольский и др.
Дидактические материалы. 7 класс алгебра. М.К.Потапов, Ф.В.Шевкин.- М.: «Просвещение», 2012.
Тесты по алгебре. С.Г. Журавлев, В.В. Ермаков: «Экзамен», 2013 г
Алгебра 7. Тематические тесты. П.В. Чулков: «Просвещение», 2014 г.
Алгебра 7. Методические рекомендации. М.К. Потапов, А.В. Шевкин: «Просвещение», 2013 г.
Контрольные и самостоятельные работы по алгебре и геометрии. С.Г. Журавлев, С.А. Изотова: «Экзамен», 2014 г.
Компьютерное обеспечение уроков