Рабочая программа по алгебре 7 класса (УМК Ю. М. Колягина)
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
на основе сборника рабочих программ «Алгебра и начала математического анализа 7-9классы», под редакцией Т.А. Бурмистрова, Просвещение 2014
образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ пос. Озерки
На изучение алгебры в 7 классе отводится 102 урока
Планируемые результаты освоения учебного предмета
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр-примеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
овладение алгебраическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны научиться:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выполнять расчеты по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделировать практические ситуаций и исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры;
описывать зависимость между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций.
выстраивать аргументации при доказательстве и в диалоге;
распознавать логические некорректные рассуждения;
записывать математические утверждения, доказательства;
анализировать реальные числовые данные, представленные в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решать практические задачи в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решать учебные и практические задачи, требующих систематического перебора вариантов;
сравнивать шансы наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставлять модели с реальной ситуацией.
Содержание учебного предмета (102 часа)
Алгебраические выражения.
.
Уравнения. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Свойства числовых равенств. Равносильность уравнений.
Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Примеры решения уравнений третьей и четвёртой степеней. Решение дробно-рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными, примеры решения уравнений в целых числах.
Система уравнений с двумя переменными. Равносильность систем. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и сложением. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Декартовы координаты на плоскости. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными; угловой коэффициент прямой; условие параллельности прямых. Графики простейших нелинейных уравнений: парабола, гипербола, окружность. Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными.
Функции
Основные понятия. Зависимости между величинами. Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции. График функции. Свойства функций, их отображение на графике. Примеры графиков зависимостей, отражающих реальные процессы.
Числовые функции. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики и свойства. Линейная функция, её график и свойства. Квадратичная функция, её график и свойства.
Вероятность и статистика
Описательная статистика. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Случайная изменчивость. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Представление о выборочном исследовании.
Повторение 5-6 класса 3 часа
Алгебраические выражения 10 часов
Числовые и алгебраические выражения. Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок. Свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
Уравнения с одним неизвестным 7 часов
Уравнение и его корни. Уравнения, сводящиеся к линейным. Решение задач с помощью уравнений.
Одночлены и многочлены 20 часов
Степень с натуральным показателем. Свойства степени. Одночлен. Стандартный вид одночлена. Многочлены. Сложение, вычитание и умножение многочленов.
Разложение многочленов на множители 17 часов
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формулы сокращенного умножения, куб суммы и куб разности, формула суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Алгебраические дроби 14 часов
Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и её свойства. Рациональные выражения и их преобразования. Доказательство тождеств
Линейная функция и ее график 9 часов
Функция, область определения функции, способы задания функции. График функции. Функция y=kx и её график. Линейная функция и ее график.
Системы двух уравнений с двумя неизвестными 13 часов
Системы уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными, графический способ. Решение задач методом составления систем уравнений.
Элементы комбинаторики 3 часа
Различные комбинации из трех элементов. Правило произведения. Подсчет вариантов.
Комбинированное повторение курса 7 класса-1час.
Промежуточная аттестация-1час
Полугодовая контрольная работа-1час
ВПР-1час
Резерв 2 часа
приложение2
Календарно-тематическое планирование по алгебре (102 ч) 7класс
№ | Изучаемый материал | Дата по плану | Дата по факту | |
Повторение 3 часа | | | ||
Повторение курса 6 класса | | | ||
Повторение курса 6 класса | | | ||
Повторение курса 6 класса. | | | ||
Алгебраические выражения 10 часов | | | ||
Входной контроль. Числовые выражения | | | ||
Алгебраические выражения | | | ||
Алгебраические равенства. Формулы | | | ||
Алгебраические равенства. Формулы | | | ||
Свойства арифметических действий | | | ||
Свойства арифметических действий | | | ||
Правила раскрытия скобок | | | ||
Правила раскрытия скобок | | | ||
Решение упражнений к главе "Алгебраические выражения" | | | ||
Контрольная работа по теме: «Алгебраические выражения» | | | ||
Уравнения с одним неизвестным 7 часов | | | ||
Анализ контрольной работы по теме: «Алгебраические выражения» Уравнения и его корни | | | ||
Решение уравнений с одним неизвестным, сводящимся к линейным | | | ||
Решение уравнений с одним неизвестным, сводящимся к линейным | | | ||
Решение задач с помощью уравнений | | | ||
Решение задач с помощью уравнений | | | ||
Решение задач с помощью уравнений | | | ||
Контрольная работа по теме: « Уравнение с одним неизвестным» | | | ||
Одночлены и многочлены 20час | | | ||
Анализ контрольной работы по теме:« Уравнение с одним неизвестным» Степень с натуральным показателем | | | ||
Степень с натуральным показателем | | | ||
Свойства степени с натуральным показателем | | | ||
Свойства степени с натуральным показателем | | | ||
Свойства степени с натуральным показателем | | | ||
Свойства степени с натуральным показателем | | | ||
Одночлен. Стандартный вид одночлена | | | ||
Умножение одночленов | | | ||
Умножение одночленов | | | ||
Многочлены | | | ||
Приведение подобных членов | | | ||
Сложение и вычитание многочленов | | | ||
Сложение и вычитание многочленов | | | ||
Умножение многочлена на одночлен | | | ||
Умножение многочлена на одночлен | | | ||
Умножение многочлена на одночлен | | | ||
Умножение многочлена на многочлен | | | ||
Деление многочлена и одночлена на одночлен | | | ||
Деление многочлена и одночлена на одночлен | | | ||
Контрольная работа по теме: «Одночлены и многочлены» | | | ||
Разложение многочленов на множители 17 часов | | | ||
Анализ контрольной работы по теме: «Одночлены и многочлены» Вынесение общего множителя за скобки | | | ||
Вынесение общего множителя за скобки | | | ||
Вынесение общего множителя за скобки | | | ||
Способ группировки | | | ||
Способ группировки | | | ||
Способ группировки | | | ||
Формула разности квадратов | | | ||
Формула разности квадратов | | | ||
Формула разности квадратов | | | ||
Квадрат суммы. Квадрат разности | | | ||
Квадрат суммы. Квадрат разности | | | ||
Квадрат суммы. Квадрат разности | | | ||
Квадрат суммы. Квадрат разности | | | ||
Применение нескольких способов разложения многочлена на множители | | | ||
Применение нескольких способов разложения многочлена на множители | | | ||
Применение нескольких способов разложения многочлена на множители | | | ||
Контрольная работа по теме: «Разложение многочленов на множители» | | | ||
Алгебраические дроби 14 часов | | | ||
Анализ контрольной работы по теме: «Разложение многочленов на множители» Алгебраическая дробь. Сокращение дробей | | | ||
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей | | | ||
Приведение дробей к общему знаменателю | | | ||
Приведение дробей к общему знаменателю | | | ||
Сложение и вычитание алгебраических дробей | | | ||
Сложение и вычитание алгебраических дробей | | | ||
Сложение и вычитание алгебраических дробей | | | ||
Умножение и деление алгебраических дробей | | | ||
Умножение и деление алгебраических дробей | | | ||
Умножение и деление алгебраических дробей | | | ||
Совместные действия над алгебраическими дробями | | | ||
Совместные действия над алгебраическими дробями | | | ||
Совместные действия над алгебраическими дробями | | | ||
Контрольная работа по теме: « Алгебраические дроби» | | | ||
| Линейная функция и ее график 9 часов | | | |
Анализ контрольной работы по теме: «Алгебраические дроби» Прямоугольная система координат на плоскости | | | ||
Функция | | | | |
Функция | | | ||
Функция y=kx и ее график | | | ||
Функция y=kx и ее график | | | ||
Линейная функция и ее график | | | ||
Линейная функция и ее график | | | ||
Линейная функция и ее график | | | ||
Контрольная работа по теме: «Линейная функция и ее график» | | | ||
Системы двух уравнений с двумя неизвестными 13 часов | | | ||
Анализ контрольной работы по теме: «Линейная функция и ее график» Уравнение первой степени с двумя неизвестными. Системы уравнений | | | ||
Способ подстановки | | | ||
Способ подстановки | | | ||
Способ подстановки | | | ||
Способ сложения | | | ||
Способ сложения | | | ||
Способ сложения | | | ||
Графический способ решения систем уравнений | | | ||
Графический способ решения систем уравнений | | | ||
Решение задач с помощью систем уравнений | | | ||
Решение задач с помощью систем уравнений | | | ||
Решение задач с помощью систем уравнений | | | ||
Контрольная работа по теме: Системы двух уравнений с двумя неизвестными» | | | ||
Элементы комбинаторики 3 часа | | | ||
Анализ контрольной работы по теме: «Системы двух уравнений с двумя неизвестными». Различные комбинации их трех элементов | | | ||
Таблица вариантов и правило произведения | | | ||
Подсчет вариантов с помощью графов | | | ||
| Комбинированное повторение курса 7 класса. | | | |
Комбинированное повторение курса 7 класса. | | | ||
Промежуточная аттестация | | | ||
Полугодовая контрольная работа | | | ||
ВПР | | | ||
Резерв | | | ||
Резерв | | |
Итоговая контрольная работа по алгебре в 7 классе Приложение 3
Промежуточная аттестация
по математике
предмет
за 202_-202_ учебный год
обучающего (ей)ся _______ класса
МБОУ СОШ пос. Озерки
_______________________________________________________
Ф. И. О. (в родительном падеже)
_______________________
(дата проведения)
Вариант1
1. Значение выражения равно:
1) 4 2) – 4 3) 12 4) – 12
2. Автомобиль проехал 480 км, из них 15% он проехал по грунтовой дороге. Сколько километров проехал автомобиль по грунтовой дороге?
1) 32 2) 72 3) 408 4) 320
3. Приведите подобные слагаемые в выражении 3 – 5а – 6 + а .
4. Упростите выражение (а – 4)2+8а – 16 и найдите его значение при а = - 1
5. Упростите: 3ху2 ∙ (-2)ху3
6. Решите уравнение
7. Соотнесите функции, заданные формулами, с их графиками
1) у=2х + 2 2) у= - 2х – 2 3) у=2х
|
|
|
|
|
| А | |
|
|
|
|
|
| Б | В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
А | Б | В |
| | |
8. Решить систему уравнений
х+3y=10
x-2y= -5
балл_______
оценка__________
Вариант2
1. Значение выражения равно:
1) 3 2) 7,5 3) 13 4) – 7
2. Из 140 семиклассников школы 45% закончили учебный год на «4» и «5». Сколько учащихся закончили год на «4» и «5»?
1) 95 2) 55 3) 77 4) 63
3. Приведите подобные слагаемые в выражении 4 – 6x – 6 +x .
4 . Упростите выражение (а – 5)2 +10а -25 и найдите его значение при а = - 1
5. Упростите: 2х2 у . (-3)х3 у
6. Решите уравнение
7. Соотнесите функции, заданные формулами, с их графиками
1) у= - 3х + 2 2) у= 3х – 2 3) у= - 3х
|
|
|
|
|
| А | |
|
|
|
|
|
| Б | В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
А | Б | В |
| | |
8. Решить систему уравнений
x+2y=7
x-3y= -8
балл_______
оценка__________
Оценивание работы проводится по следующей шкале:
0-2баллов –оценка 2
3-4 баллов- оценка 3
5-6 баллов- оценка 4
7-8баллов - оценка 5.
13