Рабочая программа по алгебре, 8 класс, УМК: Ю.М. Колягин
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике на основе сборника «Алгебра. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы [составитель Т.А. Бурмистрова] и программы по алгебре 8 класс[авторы Ю.М. Колягин, М В Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин]
Целями изучения курса алгебры в 8 классе являются:
формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;
развитие алгоритмического мышления учащихся;
получение школьниками знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;
воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых-математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.
В планировании указаны знания, умения и навыки, соответствующие содержанию стандартам второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Нормативная продолжительность изучения курса определена в соответствии с федеральным базисным планом основного общего образования и составляет 136 часа (4 часа в неделю)
Распределение учебной нагрузки по четвертям
I четверть (9 недель-2дня) |
II четверть (7 недель) |
III четверть (10 недель-3дня) |
IV четверть (8 недель) |
Учебный год (33 недели+2дня) |
|
Учебных часов |
35 |
28 |
38 |
32 |
134 |
Из них: |
|||||
контрольных работ |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 |
С целью выделения часов на вводное повторение материала 7 класса(8час)и из-за праздничных дней 23 февраля, 8 марта, 2 мая проведена корректировка учебного плана за счет повторения и тем.
Раздел, тема |
Кол-во часов по госпрограмме |
Предлагаемое кол-во часов |
Примечание |
§ 12. Оценка погрешности |
2 |
1 |
Повторение по темам: Решение линейных уравнений,системы линейных уравнений, одночлены и многочлены, ФСУ |
§ 15. Простейшие вычисления на микрокалькуляторе |
2 |
1 |
Повторение по теме: «Алгебраические дроби», «Линейная функция и ее график» |
Входная контрольная работа |
В планировании определены сроки прохождения программного материала.
Введены обозначения
для контроля:
КТ – контроль знаний в виде теста;
СР – контроль знаний в виде самостоятельной работы;
МД – контроль теоретических знаний в виде математического диктанта;
ТЗ – индивидуальные творческие задания;
КР – контроль знаний в виде контрольной работы.
На занятиях предусмотрено использование наглядных средств обучения, технических средств обучения, оборудования - таблиц, мультимедийной техники (ММТ).
для типа учебного занятия:
ИНМ - изучение нового материала;
ЗПЗ - закрепление первичных знаний;
УКПЗ - урок комплексного применения знаний;
КЗ - контроль знаний;
УЗ - урок закрепления;
ОСМ - урок обобщения и систематизации знаний;
ППМ – повторение пройденного материала;
ПР – практикум;
ПМ – повторение материала по теме.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса алгебры ученик должен
Знать/понимать
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять подстановку одного выражения в другое, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одни переменные через другие;
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные и квадратные уравнения;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, квадратные неравенства;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученные результат, проводить отбор решений, учитывать ограничения целочисленности, диапазона изменения величин;
определять координаты точки в координатной плоскости, строить точки с заданными координатами; решать задачи на координатной плоскости; изображать различные соотношения между двумя переменными, находить координаты точек пересечения графиков;
применять графическое представление при решении уравнений, систем, неравенств;
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком, решать обратную задачу;
строить графики линейной и квадратичной функций, описывать их свойства, определять свойства функции по ее графику.
Применять полученные знания:
для выполнения расчетов по формулам, понимая формулу как алгоритм вычисления, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами;
для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
при интерпретации графиков зависимостей между величинами, переводя на язык функций и исследуя реальные зависимости.
Календарно-тематическое планирование
[Таблица не отображается]
Содержание программы
Повторение курса алгебры 7 класса.
Неравенства.
Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства, их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки
Приближенные вычисления
Приближенные значения величин. Погрешность приближения. Оценка погрешности. Округление чисел. Относительная погрешность. Простейшие вычисления на микрокалькуляторе. Стандартный вид числа. Вычисление на калькуляторе степени числа и числа, обратного данному. Последовательное выполнение нескольких операций на калькуляторе. Вычисление на калькуляторе с использованием ячеек памяти.
Квадратные корни.
Понятие арифметического квадратного корня. Действительные числа. Квадратный корень из степени, произведения и дроби.
Квадратные уравнения.
Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Метод выделения полного квадрата. Решение квадратных уравнений. Разложение квадратного трехчлена на множители. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение задач с помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. Уравнение окружности.
Квадратичная функция.
Определение квадратичной функции. Функция у = х2, у = ах2, у= ах²+bх+с. Построение графика квадратичной функции.
Квадратные неравенства.
Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.
Формы и средства контроля
Формы контроля: математические диктанты, самостоятельные и проверочные работы, тесты, контрольные работы, а также различные формы творческих заданий.
Самостоятельные работы дифференцированы, содержат задания обязательного и повышенного уровня, рассчитанные на 5-20 минут. Оцениваются
отметкой «2» - не сделан обязательный уровень,
«3» - правильно выполнен обязательный уровень,
«4» - если допущена одна ошибка или несколько неточностей ,
«5» - правильно выполнены все задания или допущена неточность, не приведшая к неправильному решению.
Контрольные работы дифференцированы, содержат задания обязательного и повышенного уровня, время выполнения – 40 минут. Оцениваются
отметкой «2» - не сделан обязательный уровень,
«3» - правильно выполнен обязательный уровень,
«4» - если допущена одна ошибка или несколько неточностей,
«5» - правильно выполнены все задания или допущена неточность, не приведшая к неправильному решению.
Для формирования заданий самостоятельных, контрольных, тестовых работ использованы учебные пособия, указанные в перечне учебно-методических средств обучения.
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Алгебра: учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений /[Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.]. – 14-е изд. – М. Просвещение, 2007. – 255 с.: ил.
2. «Алгебра. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы»[составитель Т.А. Бурмистрова]. – 136 с.
3. Алгебра: дидакт. Материалы для 8 кл. / Л. И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. – 12-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2007. – 160 с. : - ил.
4.Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Сборник задач и контрольных работ по алгебре для 8 класса. – М.: Илекса, 2007 – 128 с.: ил.
5. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. - 67 с. – (Стандарты второго поколения).
5. Комплект таблиц отв. Редактор Л.О.Рослова, (изд-во «Дрофа», 2002г.).