12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костякова Марина Анатольевна136
Россия, Алтай респ., с. Каракокша
Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» составлена для 5-9 классов на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями от 29 декабря 2014г. № 1644);

Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Каракокшинская средняя общеобразовательная школа», утверждённого Постановлением Главы муниципального образования 16.12. 2011г. №879;

Положения о рабочей программе учебного предмета муниципального общеобразовательного учреждения «Каракокшинская средняя общеобразовательная школа», утверждённого приказом директора от 31.08.2017г. №55Г;

учебного плана МОУ «Каракокшинская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год;

авторской программы курса английского языка к УМК «Английский язык» серии «Rainbow English» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова, Е. А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2016.

Данная программа также рассчитана на детей, имеющих статус ОВЗ. В 5 классе –3 обучающихся с ЗПР, в 6 классе – 1 с ЗПР и 1 с ТНР , в 7 классе – 2 с ЗПР и 1 с ТНР, в 8 классе – 1 с ЗПР и 1 с ТНР. Обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Особое внимание уделяется упражнениям по тренировке ассоциативной памяти. Этот вид деятельности позволяет ученикам находить ассоциации и активно запоминать незнакомую лексику. Данный тренинг начинается с русских слов, а завершается упражнениями по активизации иноязычной лексики. Большое внимание уделено подбору текстов для чтения, тщательно отбирается лексический и грамматический минимум, учитывается посильность его усвоения и интересы ребенка данного возраста. Расширяется интернациональная лексика, которую легко понять при чтении. Такая лексика способствует развитию догадки, кроме этого закрепляет звукобуквенное соответствие. Особое внимание уделяется переводу, поскольку при этом ученик осознает смысл прочитанного. И таким образом у него исчезает боязнь перед незнакомым текстом. Новая лексика отрабатывается в предложениях. Данный вид работы сочетается с работой со словарем, а на дом даются не новые упражнения, а отработанные на уроке, объем его в некоторых случаях сокращается.

 

График контрольных, проектных работ.

5 класс

Наименование

Дата

КИМ

15

Контрольная работа по теме «Каникулы закончились»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 5 класс: контрольные работы. С. 3-9.

17

Проектная работа «Письмо другу»

 

 

32

Контрольная работа по теме «Семейная история»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 5 класс: контрольные работы. С. 10-16.

34

Проектная работа «Мои бабушка и дедушка»

 

 

49

Контрольная работа по теме «Здоровый образ жизни»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 5 класс: контрольные работы. С. 17-22.

51

Проектная работа «Здоровый образ жизни»

 

 

66

Контрольная работа по теме «Свободное время»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 5 класс: контрольные работы. С. 31-39.

68

Проектная работа «Мое хобби»

 

 

83

Контрольная работа по теме «Путешествия»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 5 класс: контрольные работы. С. 40-47.

85

Проектная работа «Самое интересное место в моей стране»

 

 

100

Итоговая контрольная работа

 

Приложение №1

102

Проектная работа «Письмо другу»

 

 

 

 

График контрольных, проектных работ.

6 класс

Наименование

Дата

КИМ

15

Контрольная работа по теме «Каникулы закончились»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 6 класс: контрольные работы. С. 3-9.

17

Проектная работа «Письмо другу»

 

 

32

Контрольная работа по теме «Семейная история»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 6 класс: контрольные работы. С. 10-16.

34

Проектная работа «Мои бабушка и дедушка»

 

 

49

Контрольная работа по теме «Здоровый образ жизни»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 6 класс: контрольные работы. С. 17-22.

51

Проектная работа «Здоровый образ жизни»

 

 

66

Контрольная работа по теме «Свободное время»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 6 класс: контрольные работы. С. 31-39.

68

Проектная работа «Мое хобби»

 

 

83

Контрольная работа по теме «Путешествия»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 6 класс: контрольные работы. С.

85

Проектная работа «Самое интересное место в моей стране»

 

 

100

Итоговая контрольная работа

 

Приложение №1

102

Проектная работа «Письмо другу»

 

 

 

График контрольных, проектных работ.

7 класс

Наименование

Дата

КИМ

15

Контрольная работа по теме «Каникулы закончились»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 7 класс: контрольные работы. С.

17

Проектная работа «Письмо другу»

 

 

32

Контрольная работа по теме «Семейная история»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 7 класс: контрольные работы. С.

34

Проектная работа «Мои бабушка и дедушка»

 

 

49

Контрольная работа по теме «Здоровый образ жизни»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 7 класс: контрольные работы. С.

51

Проектная работа «Здоровый образ жизни»

 

 

66

Контрольная работа по теме «Свободное время»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 7 класс: контрольные работы. С.

68

Проектная работа «Мое хобби»

 

 

83

Контрольная работа по теме «Путешествия»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 7 класс: контрольные работы. С.

85

Проектная работа «Самое интересное место в моей стране»

 

 

100

Итоговая контрольная работа

 

Приложение №1

102

Проектная работа «Письмо другу»

 

 

 

График контрольных, проектных работ.

8 класс

Наименование

Дата

КИМ

15

Контрольная работа по теме «Каникулы закончились»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 8 класс: контрольные работы. С.

17

Проектная работа «Письмо другу»

 

 

32

Контрольная работа по теме «Семейная история»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 8 класс: контрольные работы. С.

34

Проектная работа «Мои бабушка и дедушка»

 

 

49

Контрольная работа по теме «Здоровый образ жизни»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 8 класс: контрольные работы. С.

51

Проектная работа «Здоровый образ жизни»

 

 

66

Контрольная работа по теме «Свободное время»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 8 класс: контрольные работы. С.

68

Проектная работа «Мое хобби»

 

 

83

Контрольная работа по теме «Путешествия»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 8 класс: контрольные работы. С.

85

Проектная работа «Самое интересное место в моей стране»

 

 

100

Итоговая контрольная работа

 

Приложение №1

102

Проектная работа «Письмо другу»

 

 

График контрольных, проектных работ.

9 класс

Наименование

Дата

КИМ

15

Контрольная работа по теме «Каникулы закончились»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 9 класс: контрольные работы. С.

17

Проектная работа «Письмо другу»

 

 

32

Контрольная работа по теме «Семейная история»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 9 класс: контрольные работы. С.

34

Проектная работа «Мои бабушка и дедушка»

 

 

49

Контрольная работа по теме «Здоровый образ жизни»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 9 класс: контрольные работы. С.

51

Проектная работа «Здоровый образ жизни»

 

 

66

Контрольная работа по теме «Свободное время»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 9 класс: контрольные работы. С. .

68

Проектная работа «Мое хобби»

 

 

83

Контрольная работа по теме «Путешествия»

 

Афанасьева О.В. Английский язык, 9 класс: контрольные работы. С. .

85

Проектная работа «Самое интересное место в моей стране»

 

 

100

Итоговая контрольная работа

 

Приложение №1

102

Проектная работа «Письмо другу»

 

 


Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;

- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

- развитие таких качеств личности, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;

- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;

- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные результаты:

- умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

- умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

- умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать и отстаивать свое мнение;

- умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;

- умение использовать информационно-коммуникационные технологии;

- умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Предметные результаты:

включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.

 

Личностные результаты включают готовность и способ­ность обучающихся к саморазвитию и личностному самооп­ределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, цен­ностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компе­тенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возмож­ности дает им иностранный язык в плане дальнейшего обра­зования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совер­шенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтни­ческая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного мамка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной инсценировки, что способствует развитию таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обуче­нии языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содер­жательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличност­ных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, о морали и нравственности. При ном целью становится не только обучение языку как тако­вому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения со­чувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого че­ловека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьни­ки не имеют возможности поговорить о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерант­ности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим про­блемам, быть людьми, способными отстаивать гуманистиче­ские и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом. В соответствии с государственным стандар­том и Примерной программой основного общего образова­ния1 изучение иностранного языка предполагает достиже­ние следующих личностных результатов:

воспитание российской гражданской идентичности: пат­риотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, зна­ние основ культурного наследия народов России и человече­ства; усвоение гуманистических, демократических и тради­ционных ценностей многонационального российского обще­ства; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование осознанного, уважительного и доброже­лательного отношения к другому человеку, его мнению, ми­ровоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценнос­тям народов России и народов мира; формирование готовнос­ти и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;

формирование мотивации изучения иностранных язы­ков и стремление к самосовершенствованию в образователь­ной области «Иностранный язык»;

осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

развитие таких качеств личности, как воля, целеустрем­ленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дис­циплинированность;

стремление к лучшему осознанию культуры своего наро­да и готовность содействовать ознакомлению с ней предста­вителей других стран; толерантное отношение к проявлени­ям иной культуры; осознание себя гражданином своей стра­ны и мира;

готовность отстаивать национальные и общечеловече­ские (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные результаты включают освоенные обучаю­щимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникатив­ные), способность их использования в учебной, познаватель­ной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учеб­ного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

С помощью предмета «Иностранный язык» вовремя обу­чения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют на­выки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся на всех изучаемых в школе пред­метах. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение и фиксацию главного. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатыва­ются специальные навыки прогнозирования его содержа­ния, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опускать второстепенное и т. п. Плани­руя монологическую и диалогическую речь, школьники учится планировать свое речевое поведение в целом и приме­нительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно на­вить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконт­роль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброже­лательно, чтобы критика была конструктивной и строилась па принципах уважения человеческой личности. В соответ­ствии с государственным стандартом и Примерной програм­мой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:

умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

умение обобщать, устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные свя­зи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение владеть исследовательскими учебными дейст­виями, включая навыки работы с информацией: поиск и вы­деление нужной информации, обобщение и фиксация ин­формации;

умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, форму­лировать и отстаивать свое мнение;

умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, умение выделять основную мысль, глав­ные факты, опуская второстепенные, устанавливать логиче­скую последовательность основных фактов;

умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с речевой задачей для выражения коммуникатив­ного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;

умение использовать информационно-коммуникацион­ные технологии;

умение осуществлять регулятивные действия самонаб­людения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуника­тивной деятельности на иностранном языке.

Предметные результаты включают освоенные обучающи­мися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проект­ных ситуациях.

Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать следующие результаты освоения ино­странного языка:

А. В коммуникативной сфере.

Речевая компетенция в следующих видах речевой де­ятельности:

говорении

начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдать нормы речево­го этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную те­матику и усвоенный лексико-грамматический материал;

рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих инте­ресах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;

делать краткие сообщения, описывать события, явле­ния (в рамках изученных тем), передавать основное содер­жание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

аудировании

воспринимать на слух и полностью понимать речь учи­теля, одноклассников;

воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящих­ся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рас­сказ/интервью);

воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутен­тичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя зна­чимую/нужную/необходимую информацию;

чтении

ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать иго содержание по заголовку;

читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

читать несложные аутентичные тексты разных стилей е полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочные матери­алы; оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

читать текст с выборочным пониманием значимой/ нужной/интересующей информации;

письме

заполнять анкеты и формуляры;

писать поздравления, личные письма с опорой на обра­зец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка.

В плане языковой компетенции выпускник основной школы должен знать/понимать: (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синони­мии, антонимии и лексической сочетаемости;

особенности структуры простых и сложных предложе­ний английского языка; интонацию различных коммуника­тивных типов предложения;

признаки изученных грамматических явлений (видо­временных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоиме­ний, числительных, предлогов);

основные различия систем английского и русского язы­ков.

Кроме того, школьники должны уметь:

применять правила написания слов, изученных в основ­ной школе;

адекватно произносить и различать на слух звуки анг­лийского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;

соблюдать ритмико-интонационные особенности пред­ложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.

В отношении социокультурной компетенции от выпуск­ников требуется:

наличие представления о сходстве и различиях в тради­циях своей страны и стран изучаемого языка;

понимание роли владения иностранными языками в со­временном мире.

В результате формирования компенсаторной компетен­ции выпускники основной школы должны научиться выхо­дить из затруднительного положения в условиях дефицита языковых средств в процессе приема и передачи информа­ции за счет умения:

пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (интернациональные слова, словообразовательный анализ, вычленение ключевых слов текста);

прогнозировать основное содержание текста по заголов­ку или выборочному чтению отдельных абзацев текста;

использовать текстовые опоры различного рода (подза­головки, таблицы, картинки, фотографии, шрифтовые вы­деления, комментарии, подстрочные ссылки);

игнорировать незнакомую лексику, реалии, граммати­ческие явления, не влияющие на понимание основного со­держания текста;

задавать вопрос, переспрашивать с целью уточнения от­дельных неизвестных языковых явлений в тексте;

использовать перифраз, синонимические средства, сло­варные замены, жесты, мимику.

В. В познавательной сфере (учебно-познавательная ком­петенция) происходит дальнейшее совершенствование и раз­витие универсальных учебных действий (УУД) и специаль­ных учебных умений (СУУ).

Универсальные учебные действия (общеучебные умения):

регулятивные:

определять цель учебной деятельности возможно с по­мощью учителя и самостоятельно искать средства ее осу­ществления;

обнаруживать и формулировать учебную проблему сов­местно с учителем, выбирать тему проекта в ходе «мозгового штурма» под руководством учителя;

составлять план выполнения задачи, проекта в группе под руководством учителя;

оценивать ход и результаты выполнения задачи, про­екта;

критически анализировать успехи и недостатки проде­ланной работы.

познавательные:

самостоятельно находить и отбирать для решения учеб­ной задачи необходимые словари, энциклопедии, справоч­ники, информацию из Интернета;

выполнять универсальные логические действия:

анализ (выделение признаков),

синтез (составление целого из частей, в том числе с са­мостоятельным достраиванием),

выбирать основания для сравнения, классификации объектов,

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

выстраивать логическую цепь рассуждений,

относить объекты к известным понятиям;

преобразовывать информацию из одной формы в дру­гую:

обобщать информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта,

составлять простой план текста (в виде ключевых слов, вопросов);

коммуникативные:

четко и ясно выражать свои мысли;

отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;

учиться критично относиться к собственному мнению;

слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою;

организовывать учебное взаимодействие в группе (рас­пределять роли, договариваться друг с другом);

Специальные учебные умения:

сравнивать явления русского и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосо­четаний и предложений;

владеть различными стратегиями чтения и аудирования в зависимости от поставленной речевой задачи (читать/слу­шать текст с разной глубиной понимания);

ориентироваться в иноязычном печатном и аудиотексте, кратко фиксировать содержание сообщений, составлять субъективные опоры для устного высказывания в виде клю­чевых слов, объединенных потенциальным контекстом, за­чина, концовки, отдельных предложений;

вычленять в тексте реалии, слова с культурным компо­нентом значения, анализировать их семантическую структу­ру, выделять культурный фон, сопоставлять его с культур­ным фоном аналогичного явления в родной культуре, выявлять сходства и различия и уметь объяснять эти различия иноязычному речевому партнеру или человеку, не владею­щему иностранным языком;

догадываться о значении слов на основе языковой и кон­текстуальной догадки, словообразовательных моделей;

использовать выборочный перевод для уточнения пони­мания текста;

узнавать грамматические явления в тексте на основе дифференцирующих признаков;

действовать по образцу или аналогии при выполнении отдельных заданий и порождении речевого высказывания на изучаемом языке;

пользоваться справочным материалом: грамматически­ми и лингвострановедческими справочниками, схемами и таблицами, двуязычными словарями, мультимедийными средствами;

овладевать необходимыми для дальнейшего самостоятельного изучения английского языка способами и при­емами.

Н. В ценностно-ориентационной сфере:

представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры общения;

достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных, межкультурных контактов и доступных пределах;

представление о целостном полиязычном и поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранно­го языков в этом мире как средства общения, познания, са­мореализации и социальной адаптации;

приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.

Г. В эстетической сфере:

владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;

стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранно­го языка;

развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.

Д. В трудовой и физической сферах:

формирование самодисциплины, упорства, настойчивос­ти, самостоятельности в учебном труде;

умение работать в соответствии с намеченным планом, добиваясь успеха;

стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).

Содержание учебного предмета

Программа вычленяет круг тем и проб­лем, которые рассматриваются внутри учебных ситуаций (units), определенных на каждый год обучения. При этом предполагается, что учащиеся могут сталкиваться с одними и теми же темами на каждом последующем этапе обучения, что означает их концентрическое изучение. При этом, есте­ственно, повторное обращение к той же самой или аналогич­ной тематике предполагает ее более детальный анализ, рас­смотрение под иным углом зрения, углубление и расши­рение вопросов для обсуждения, сопоставления схожих проблем в различных англоязычных странах, а также в род­ной стране учащихся.

Сферы общения и тематика, в рамках которых происхо­дит формирование у учащихся способностей использовать английский язык для реальной коммуникации, участия в диалоге культур, должны соотноситься с различными типа­ми текстов. В большинстве своем в УМК включаются аутен­тичные тексты, в определенной степени подвергшиеся необ­ходимой адаптации и сокращению. По мере приобретения учащимися языкового опыта необходимость в адаптации и сокращении такого типа уменьшается. Таким образом, УМК для 8 и 9 классов содержат преимущественно тексты из ори­гинальных источников. Они представляют собой отрывки из художественных произведений английских и американских авторов, статьи из журналов, газет, различные инструкции, программы, списки, странички из путеводителей, а также тексты из Всемирной сети и др. (Содержание обучения включает следующие компоненты:

сферы общения (темы, ситуации, тексты);

навыки и умения коммуникативной компетенции: речевая компетенция (умение аудирования, чтения, говорения, письма);

-языковая компетенция (лексические, грамматические, лингвострановедческие знания и навыки оперирования ими);

-социокультурная компетенция (социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения);

-учебно-познавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приемы учебной работы);

-компенсаторная компетенция (знание приемов компенсации и компенсаторные умения).

Данная программа ориентирована на обязательный мини­мум содержания, очерченный в государственном образова­тельном стандарте основного общего образования по иностранному языку. Предметное содержание речи в стандарте определяется перечислением ситуаций социально-бытовой,

учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики.

1. Мои друзья и я. Межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями. Решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.

2.Досуг и увлечения. Спорт, музыка, чтение, музей, ки­но, театр. Молодежная мода. Карманные деньги. Покупки. Переписка. Путешествия и другие виды отдыха.

Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек. Тело человека и забота о нем.

Школьное образование. Изучаемые предметы и отно­шение к ним. Школьная жизнь. Каникулы. Переписка с за­рубежными сверстниками, международные обмены, школь­ное образование за рубежом.

Профессии в современном мире. Проблема выбора про­фессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Пробле­мы экологии и защита окружающей среды. Климат, погода. Особенности проживания в городской/сельской местности.

Технический прогресс: достижения науки и техники, транспорт.

Средства массовой информации и коммуникации. Пресса, телевидение, радио, Интернет.

Родная страна и страны изучаемого языка. Географи­ческое положение, столицы, крупные города, регионы, до­стопримечательности, культурные и исторические особен­ности, национальные праздники, знаменательные даты, тра­диции, обычаи, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Указанные сферы общения предлагаются учащимся на протяжении пяти лет обучения с определенной циклично­стью. Тематика знакомых учебных ситуаций варьируется, расширяется, углубляется, однако на каждом новом этапе обучения учащиеся знакомятся с неизвестными им ранее учебными ситуациями.

Первый этап обучения (5—7 классы)

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Виды речевой деятельности

Говорение

Диалогическая форма речи

В 5—7 классах продолжается развитие речевых умений ведения диалога этикетного характера, диалога-расспроса, диалога — побуждения к действию, начинается овладение умениями ведения диалога — обмена мнениями.

Диалог этикетного характера— начинать, поддерживать разговор в рамках изученных тем, заканчивать обще­пит; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность, вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться, извиняться. Объем диалога — 3 реплики со стороны каждого партнера.

Диалог -расспрос — запрашивать и сообщать фактическую информацию («кто?», «что?», «где?», «когда?», «куда?», «как?», «с кем?», «почему?», переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего); целенаправлен­но расспрашивать. Объем диалогов до 4 реплик с каждой стороны.

Диалогпобуждение к действию — обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ ее выполнить; пригла­шать к действию/взаимодействию и соглашаться/ не согла­шаться принять в нем участие. Объем диалога— 3 реплики с каждой стороны.

Диалогобмен мнениями — выражать свою точку зре­нии о том, что нравится или не нравится партнерам по обще­нию Объем диалогов — 3 реплики со стороны каждого участника общения.

Монологическая форма речи

Высказывания о себе, своей семье, учебе с использованием таких типов речи, как повествование, сообщение, описа­нии; изложение основного содержания прочитанного с опо­рой на текст; сообщения по результатам проектной работы. Объем монологического высказывания — 6—8 фраз.

Аудирование

Владение умениями воспринимать на слух простые и ко­роткие сообщения с различной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста). При том предусматривается овладение следующими умениями:

понимать тему и факты сообщения;

вычленять смысловые вехи;

выделять главное, отличать от второстепенного.

Время звучания текстов для аудирования— 1—1,5 ми­нуты.

Чтение

Чтение и понимание текстов с различной глубиной про­никновения в их содержание в зависимости от вида чтения: понимание основного содержания (ознакомительное чте­ние), полное понимание (изучающее чтение), выборочное по­нимание нужной или интересующей информации (просмот­ровое чтение).

Независимо от вида чтения возможно использование дву­язычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания текста осу­ществляется на несложных текстах с ориентацией на пред­метное содержание речи для 5—7 классов, отражающее осо­бенности культуры Великобритании, США, России. Объем текстов для ознакомительного чтения — 400—500 слов без учета артиклей.

Предполагается формирование следующих умений:

понимать тему и основное содержание текста (на уров­не фактологической информации);

выделять смысловые вехи, основную мысль текста;

вычленять причинно-следственные связи в тексте;

кратко, логично излагать содержание текста;

оценивать прочитанное, сопоставлять факты в различ­ных культурах.

Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных текстах, ориентированных на предметное со­держание речи на этом этапе. Предполагается овладение сле­дующими умениями:

полно и точно понимать содержание текста на основе языковой и контекстуальной догадки, использования сло­варя;

кратко излагать содержание прочитанного;

выражать свое мнение по поводу прочитанного.

Объем текстов для чтения с полным пониманием —

250 слов без учета артиклей.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интере­сующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать нужную, интересующую учащихся информацию.

Письмо

Происходит совершенствование сформированных навы­ков письма и дальнейшее развитие умений:

делать выписки из текста;

составлять план текста;

писать поздравления с праздниками, выражать поже­лания (объем до 30 слов, включая адрес);

заполнять анкеты, бланки, указывая имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес;

писать личное письмо с опорой на образец (расспраши­вать адресата о его жизни, здоровье, делах, сообщать то же о себе, своей семье, друзьях, событиях в жизни и делах, выражать просьбу и благодарность).

Объем личного письма — 50—60 слов, включая адрес, написанный в соответствии с нормами, принятыми в англоязычных странах.

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Языковые знания и навыки оперирования ими

Графика и орфография

Знание правил чтения и орфографии, с опорой на знание и английского алфавита, основных буквосочетаний и звукобуквенных соответствий, полученных в начальной школе. Навыки применения этих знаний на основе изучаемого лексико-грамматического материала. Знание транскрипционных значков и соотнесение транскрипционной записи лексической единицы, навыки чтения слов по транскрипции. Написание слов активного вокабуляра по памяти.

Фонетическая сторона речи

Адекватное с точки зрения принципа аппроксимации произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога и слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными). Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), деление предложения на синтагмы (смысловые руины). Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и спе­циальный вопросы) предложений.

Лексическая сторона речи

В лексику учащихся 5—7 классов входят лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах предметного содержания речи в объеме около 500 лексических единиц для рецептивного и продуктивного усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражаю­щие культуру англоязычных стран. Таким образом, к концу

класса общий лексический минимум должен составить около 1000 единиц: 500 единиц, усвоенных в начальной школе и 500 единиц, планируемых для усвоения на первом папе обучения в средней школе. За период с 5 по 7 классы учащиеся овладевают следующими словообразовательными средствами:

аффиксация — суффиксы для образования существи­тельных: -tion (translation), -ing (feeling), -ment (govern­ment), -ness (darkness), -th (length); суффиксы для образова­ния прилагательных -ful (wonderful), (sunny), -al (musi­cal), -an (Russian), -less (timeless), -ly (kindly), -able (readable); суффикс для образования наречий -ly (strongly); префикс для образования прилагательных и существитель­ных: un- (unhappy, unhappiness);

конверсия — образование прилагательных и глаголов на базе субстантивной основы (chocolatea chocolate cake, supperto supper);

словосложение(sunflower, raincoat, classroom, etc.).

Внимание учащихся привлекается к устойчивым словосо­четаниям с предлогами (to be good at, to arrive to/at, to be sure of, etc.). Начинается изучение фразовых глаголов с раз­личными послелогами(hand in/back/out/over; give out/ back/away/out, etc.).

Значительная часть материала посвящается различию между лексическими единицами, в том числе между синони­мами, а также другими словами, выбор между которыми мо­жет вызывать трудности (muchmany, fewlittle, dictionaryvocabulary, maybemaybe, suchso, illsick, etc.). Происходит знакомство с речевыми клише, ис­пользуемыми для различных коммуникативных целей. В частности, школьники изучают лексику, необходимую для общения учеников с учителем, для сообщения о своих преференциях, выражения удивления, оценки события или факта и т. п. Школьники учатся правильно формулировать поздравления с различными праздниками и памятными датами, давать инструкции в корректной форме.

Грамматическая сторона речи

Морфология

Имя существительное:

исчисляемые и неисчисляемые имена существительные;

регулярные способы образования множественного числа;

Некоторые случаи особого образования множественного числа(a deer deer, a sheep sheep, a raindeer raindeer, a person — persons/people, etc.);

способы выражения части и целого (a piece of cake/paper, music, etc.);

существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа (trousers, shorts, scissors, mittens, leggings shorts,scissors, mittens, leggins);

имена существительные, употребляющиеся только в единственном числе (money, information, news, hair);

артикли единицы языка, употребляющиеся перед именами существительным: определенный, неопределенный и нулевой артикли;

Нулевой артикль перед существительными school, hospital, university, college, work, bed в сочетаниях типa to go to school;

Употребление определенного/нулевого артикля с названиями языков (the English/the Russian language, но/Russian);

Употребление неопределенного/нулевого артикля в сочетаниях such+ Noun (such a book, such books, such weather);

употребление артиклей с именами существительными - названиями наций (the Chinese— китайцы; the French-французы) и отдельных их представителей;

использование артиклей с именами существительными в восклицательных предложениях с what (what an interesting, what interesting books, what nasty weather);

использование артиклей с именами существительными headache, stomachache, earache, toothache, etc.;

определенный /нулевой артикль с географическими названиями (the Baltic Sea, the Thames, Paris, Palace Bridge,Trafalgar Square);

полисемантичные имена существительные (stateштат 2. государство; free — 1. свободный 2. бесплатный);

имена существительные, обозначающие названия наук буквой s на конце (physics, mathematics, statistics) и их согласование с глаголом.

Местоимение:

абсолютная форма притяжательных местоимений (mine, hers, ours, etc.);

возвратные местоимения (myself, himself, ourselves, etc.);

отрицательное местоимение и его эквиваленты nota, not any;

местоимения any, anybodyв значении «любой, всякий»;

Неопределенные местоимения something, someone, some­body, everyone, everybody, none, nobody, anything, anybody, everything, nothing;

Неопределенные местоимения some, any, few, a few, lit­tle, a little;

Относительные местоимения who (whom) и whose, which, that для соединения главных и придаточных предложений (the book that/which you wanted to read, the man who is wait­ing for you, the lady whom you know, the cottage whose name is Sunny Beach).

Имя прилагательное:

Сравнение прилагательных в структурахas ... as, not so ... as, not as ... as, more than ...;

имена прилагательные, используемые с определенными предлогами afraid of, fond of, proud of, sure of, tired of.

Имя числительное:

количественные числительные от 1 до 100;

порядковые числительные от 1 до 100 (включая суппле­тивные формы first, second, third);

количественные числительные для обозначения поряд­ка следования и нумерации объектов/субъектов (room4);

числительныеhundred, thousand, million; использова­ние этих слов в сочетаниях типа hundreds of cities two hundred cities, thousands of people, etc.

Наречие:

наречия времени just, already, never, ever, yet, before, lately и их место в предложении;

наречие enough с глаголами, прилагательными и иными наречиями (not to practice enough, long enough, quickly enough);

наречие too с прилагательными (too cold, too late, too early, etc.);

наречия hard и hardly;

наречия also, too, either, as well и их место в предложе­нии;

наречие soдля усиления прилагательного или наречия (so late, so quickly);

наречия fairly — rather — quite.

Глагол:

формы неправильных глаголов в past simple;

временные формы past progressive (утвердительные, от­рицательные и вопросительные предложения);

глаголы, обычно не используемые в present и past pro­gressive (to love, to know, to have, to own, to understand, etc.);

Временные формы present perfect (durative and resultative), present perfect progressive;

временаpresent perfect/past simple = past simple/past progressive, present perfect/present perfect progressive в oппозиции друг к другу;

инфинитив в функции определения (easily to teach);

«инструкция shall I do something? для предложения по­мощи и получения совета;

Различие в употреблении глаголов to be и to go в present perfect (He has been there. He has gone there);

вариативные формы выражения будущего (future simple, present progressive, оборот to be going to) и их различия;

present simpleдля описания действий, происходящих в соответствии с расписанием (The train arrives at 5.);

формы после глаголов to love, to like;

конструкция let’s do something;

оборотhave got/has got как эквивалент глагола to have;

невозможность использования оборота have got в значе­нии “иметь» в past simple;

отсутствие двойного отрицания в предложении (I cant do thing);

Модальные глаголы can (could), must, may, should;

Невозможность употребления глагола could для описа­ния конкретной ситуации в прошлом(I didn’t feel well andиnot able to (неcouldn’t) go to school);

эквиваленты модальных глаголов canи must(соответственно, to be able to, have to).

Синтаксис

Восклицательные предложения (What wonderful weather we are having today! How wonderful the weather is!).

Побудительные предложения с глаголом let (Lets do it! Don't let’s do it!).

Придаточные предложения, вводимые союзами who, с hat, whom, which, whose, why, how.

Придаточные предложения времени и условия с союзами и вводными словами if, when, before, after, until, as soon им и особенности пунктуации в них.

Использование глагола в present simple в придаточных предложениях времени и условия для передачи будущности, " отличие от изъяснительных придаточных

Вопросы к подлежащему, а также разделительные во­просы в предложениях изъявительного наклонения. Специальные, альтернативные вопросы во всех извест­ных учащимся грамматических временах (present/past/fu­ture simple; present/past progressive; present perfect; present perfect progressive).

Предлоги among и between.

Предлоги at, on, in в составе некоторых обстоятельств времени (at three o’clock, at Easter, at noon, at Christmas, at night, on Monday, on a cold day, on New Year’s Eve, on Tuesday- night, in January, in the afternoon, etc.).


 

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

На первом этапе обучения в основной школе страно­ведческий материал значительно расширяется и приобрета­ет не только информационный, но и обучающий характер, так как многие тексты, предназначенные для чтения, содер­жат в себе страноведческую информацию. Учащиеся знако­мятся заново и продолжают знакомство:

с родной страной, ее географией, природными условия­ми, городами, достопримечательностями, культурой;

со странами изучаемого языка, их историей, геогра­фией, крупными городами, достопримечательностями, тра­дициями и обычаями, культурой, образом жизни;

с системой школьного образования в странах изучаемого языка;

с проблемами экологии и охраны окружающей среды, особенностями флоры и фауны отдельных стран;

с элементами англоязычного фольклора, включающего песни, пословицы и поговорки, скороговорки, детские стихи.

За время обучения школьников в 5—7 классах продолжа­ется формирование лингвострановедческой компетенции, которая предполагает:

-знакомство с различными видами национально-маркированной лексики;

- овладение способами решения коммуникативных задач, например дать оценку событию, факту или явлению, проинформировать собеседника о том, как правильно выполнять те или иные действия, сообщать о своих преференциях и т.п. С Социокультурная компетенция учащихся формируется в процессе межкультурного общения, диалога культур, что создает условия для расширения и углубления знаний учащихся о своей культуре.

КОМПЕНСАТОРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

В 5—7 классах продолжается совершенствование и развитие компенсаторных умений. Первые шаги в этом направлении делаются еще в начальной школе. Однако на следующем этапе обучения школьники сталкиваются с более сложными задачами. Так, во время говорения учащиеся должны быть способны:

- выражать ту же мысль иначе, в том числе с помощью использования синонимических средств;

- использовать разноструктурные средства выражения для описания одного и того же референта;

- задавать уточняющие и другие вопросы в процессе беседы;

- переспрашивать и обращаться за помощью в случае отсутствия коммуникации.

Особое внимание на данном этапе уделяется формированию компенсаторных умений чтения. Учащиеся пользуются языковой и контекстуальной догадкой при чтении текстов. В самих же текстах происходит постоянное увеличение количества незнакомых школьникам лексических единиц. При этом языковая догадка включает умение различать в тексте интернациональные слова и проводить словообразовательный анализ. Контекстуальная догадка основывается на общем понимании текста с опорой на ключевые слова, заголовки, иллюстрации.

 

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

В процессе обучения английскому языку в 5—7 классах осуществляется дальнейшее совершенствование сформированных в начальной школе умений, а также выработка и развитие новых, что обусловлено усложнением предметного содержания речи, расширением проблематики обсуждаемых вопросов. Все это требует от учащихся умения самостоятельно добывать знания из различных источников. На данном этапе обучения предполагается овладение следующими необходимыми умениями:

- сравнивать, сопоставлять языковые явления, делать самостоятельные умозаключения и выводы, строить словосочетания и предложения по аналогии и т.п.;

- работать с двуязычными словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой на бумажных и электронных носителях;

- пользоваться подстрочными ссылками;

- выполнять различные виды заданий из учебника, рабочей тетради, лексико-грамматического практикума;

- выполнять контрольные задания в формате ГИА;

- участвовать в выполнении проектной работы, оформляя ее в виде иллюстрированного альбома и т.п.


 

Второй этап обучения (8—9 классы)

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Виды речевой деятельности

Говорение

Диалогическая форма речи

На втором этапе обучения происходит дальнейшее разви­тие умений вести диалог этикетного характера, диалог- расспрос, диалог — побуждение к действию. Особое внима­ние уделяется развитию умения вести диалог — обмен мнениями.

Речевые умения при ведении диалогов этикетного ха­рактера:

начинать, поддерживать и заканчивать разговор;

поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них;

вежливо переспрашивать, выражать согласие/отказ.

Объем этикетных диалогов — до 4 реплик с каждой сто­роны.

Речевые умения при ведении диалога-расспроса:

запрашивать и сообщать информацию («кто?», «что?», «как?», «где?», «куда?», «когда?», «с кем?», «почему?»;

подтверждать, возражать;

целенаправленно расспрашивать, брать интервью.

Объем данных диалогов — до 6 реплик со стороны каждо­го учащегося.

Речевые умения при ведении диалогапобуждения к действию:

-обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ ее выполнять;

-давать совет и принимать/ не принимать его;

-запрещать и объяснять причину;

-приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/ не соглашаться принять в нем участие;

-делать предложение и выражать согласие/несогласие принимать его, объяснять причину.

Объем данных диалогов — до 4 реплик со стороны каждого собеседника.

Речевые умения при ведении диалогаобмена мнениями:

-выразить точку зрения и согласиться/ не согласиться с ней;

-высказать одобрение/неодобрение; выразить сомнение;

-выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость, огорчение, сожаление, желание/нежелание);

-выразить эмоциональную поддержку партнера, похвалить, делать комплимент.

Объем диалогов — не менее 5—7 реплик с каждой стороны. При участии в этих видах диалогов и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи для реализации информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной и этикетной функций общения, совершенствуют культуру речи и ведения беседы в соответствии с нормами страны/стран изучаемого языка.

Монологическая форма речи

В монологической речи на втором этапе предусматривается и дальнейшее развитие следующих умений:

-кратко высказываться о событиях и фактах, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика, рассуждение), эмоционально-оценочные суждения;

-передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;

-высказываться, делать сообщение в связи с прочитанным и прослушанным текстом;

-выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

-выражать свое мнение по теме, проблеме и аргументи­ровать его.

Объем монологического высказывания — 8—10 фраз.

Аудирование

На втором этапе происходит дальнейшее развитие умений понимания текстов для аудирования с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (понимание ос­новного содержания, выборочное и полное понимание текс­та) в зависимости от коммуникативной задачи и функцио­нального типа текста. При этом предусматривается развитие следующих умений:

предвосхищать содержание устного текста по началу сообщения и выделять тему, основную мысль текста;

выбирать главные факты, опускать второстепенные;

выборочно понимать необходимую информацию в сооб­щениях прагматического характера (объявления, прогноз погоды и пр.) с опорой на языковую догадку, контекст;

игнорировать незнакомый языковой материал, несу­щественный для понимания.

Время звучания текстов для аудирования — 1,5—2 ми­нуты.

Чтение

Чтение и понимание аутентичных текстов с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения: понимание основного содержания (ознакоми­тельное чтение), полное понимание (изучающее чтение), вы­борочное понимание нужной или интересующей информа­ции (просмотровое чтение).

Независимо от вида чтения возможно использование дву­язычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания текста осу­ществляется на несложных аутентичных материалах с ори­ентацией на предметное содержание для 8—9 классов, отра­жающее особенности культуры Великобритании, США, Рос­сии. Объем текстов для ознакомительного чтения — до 500 слов без учета артиклей.

Предполагается формирование следующих умений:

прогнозировать содержание текста по заголовку;

понимать тему и основное содержание текста (на уров­не фактов и смыслов);

выделять главные факты из текста, опуская второсте­пенные;

выделять смысловые вехи, основную мысль текста;

понимать логику развития смыслов, вычленять при­чинно-следственные связи в тексте;

кратко, логично излагать содержание текста;

оценивать прочитанное, сопоставлять факты.

 

 

Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных материалах различных жанров, ориентированных на предметное содержание речи на этом этапе. Предполагается овладение следующими умениями:

-полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой и контекстуальной догадки, словообразовательного и грамматического анализа, выборочного перевода, использования слова­ря, лингвострановедческого и страноведческого комментария);

-кратно излагать содержание прочитанного;

-интерпретировать прочитанное — оценивать прочитанное, выражать свое мнение, соотносить со своим опытом.

Объем текстов для чтения с полным пониманием — 600 слов без учета артиклей.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст, статью или несколько коротких статей из газет, журнала, сайтов Интернета и выбрать нужную информацию для дальнейшего ее использования в процессе общения или для расширения зна­ний по изучаемой теме.

Письмо

На данном этапе происходит совершенствование сформированных навыков письма и дальнейшее развитие умений:

-делать выписки из текста;

-составлять план текста;

-писать поздравления с праздниками, выражать пожелания(объем— до 40 слов, включая адрес);

-заполнять анкеты, бланки, указывая имя, фамилию, гражданство, адрес, цель визита (при оформлении визы);

- писать личное письмо без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, здоровье, делах, сообщать то же о себе, своей семье, друзьях, событиях в жизни и делах, выражать просьбы и благодарность), используя усвоенный ранее языковой материал и предметные знания по пройденным темам, употребляя необходимые формы речевого этикета. Объем личного письма — 80—90 слов, включая адрес, написанный в соответствии с нормами, принятыми в англоязычных странах.

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Языковые знания и навыки оперирования ими ;

Графика и орфография

Знание правил чтения и написания новых слов и навык их применения на основе изученного лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Наличие навыков адекватного с точки зрения принцип аппроксимации произношения и различение на слух всех звуков английского языка, соблюдения ударения в словах и фразах, смысловое ударение. Смысловое деление фразы на синтагмы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.

Лексическая сторона речи

К концу второго этапа обучения в основной средней школе лексический минимум учащихся должен составить около 1300 лексических единиц, то есть за период обучения в 8 и 9 классах им предстоит освоить около 3000 новых слов и сло­восочетаний в добавок к изученным ранее.

За это время школьники овладевают целым рядом новых словообразовательных средств.

В области деривации:

Суффиксы для образования существительных: -ist, -dom, -hood, -ship, -ism (pianist, freedom, childhood, friend­ship, humanism);

Суффиксы для образования прилагательных: -ic, -al/-ical, -ance/-ence, -ish/-ive (athletic, biological, impor­tance, childish, inventive);

суффикс для образования глаголов: -en (strengthen, widen);

префиксы с отрицательным значением для образо­вания прилагательных: il-, im-, in-, ir-, non- (illegal, immaterial, invisible, irregular, non-stop);

префикс для образования глаголов: en- (enrich,enlighten);

В области конверсии школьники знакомятся с явлениями субстантивации прилагательных (the old, the poor, etc.). Продолжается работа со словосложением, примеры которого в лексике 8 и 9 классов достаточно многочисленны, напри­мер worldwide, headline, skycap, weightliftingи т. п. Большое внимание уделяется таким лингвистическим особенностям лексических единиц как:

-полисемия (receive — 1) получать 2) принимать (гостей)

-дифференциация синонимов (paircouple, to learn — to study, team — crew);

-слова и словосочетания, выбор между которыми вызывает трудности в силу их сходства (likealike, flyflow, used to do sth — to be used to doing sth);

-омонимы (to lie — to lie);

-глаголы, управляемые предлогами (to stand for, to call иIn tear out);

-стилистически маркированная лексика (hoodie, sci-fi, lousy,ta-ta,tograb);

-интернациональные слова (corporation, column, technology, socialize)

- маркированная лексика(scout, flamenco, sir, lady, dame).

Продолжается планомерная работа над фразовыми глаголами (in end up/in/with; to see round/through/to/off; to turn on/up/off/down/over/into). Начинается регулярная paбота над идиоматикой (idioms with the noun “mind”, idioms in computer language, idioms used while talking on the phone).

Учащиеся должны получить представления об устойчивых сочетаниях, оценочной лексике, а также о репликах-клише, отражающих культуру англоязычных стран и используемых для того, чтобы:

-вносить предложения;

-вести повествование, используя слова-связки типа although;

-отражать собственное мнение;

-корректировать высказывания других людей;

-хвалить и критиковать;

-говорить по телефону;

-выражать сомнение;

-предупреждать и запрещать.

Грамматическая сторона речи

Морфология

Имя существительное:

артикли с названиями театров, кинотеатров, музеев и иных галерей;

собирательные имена существительные (family, group, eminent), случаи согласования собирательных имен су­ществительных с глаголом в единственном числе (All the family are here.);

неисчисляемые субстантивы (progress, information, knowledge);

особые случаи образования множественного числа су­ществительных (datumdata; mediummedia);

нулевой артикль с субстантивами manи woman;

артикли с именами существительными, обозначающими уникальные явления (the Sun, the Moon, the sea).

Местоимение:

неопределенное местоимение one, особенности его упо­требления.

Имя прилагательное:

субстантивация имен прилагательных (the old, the young, the sick);

Степени сравнения имен прилагательных old (older/ elder — oldest/eldest), far (farther/further — farthest/fur­thest), late (later/latter — latest/last), near (nearer — nearest/ next).

Наречие:

Конструкцииt he more... the more , the more... the less;

наречия like — alike;

наречия anywhere, anyhow, anyway, anyplace.

Глагол:

временные формы past perfect;

рассмотрение времен past simple/past perfect; present perfect/past perfect в оппозиции друг к другу;

конструкция used to do something для выражения повто­ряющегося действия в прошлом;

сопоставление глагольных структур used to do something иto be used doing something;

глаголыto look, to seem, to appear, to taste, to sound, to smell, to feel в качестве связочных глаголов(to sound loud, to smell sweet, etc.);

перевод прямой речи в косвенную:

а) лексические изменения при переводе;

б) согласование времен, если глагол, который вводит пря­мую речь, стоит в прошедшем времени;

в) грамматическое время «будущее в прошедшем» (future- in-the-past);

г) случаи отсутствия согласования при переводе прямой речи в косвенную;

страдательный (пассивный) залог; глагольные формы simple passive, past simple passive, future simple, present progressive passive, past progressive passive, perfect passive, past perfect passive;

модальные глаголы с пассивным инфинитивом (must be done, can be translated, should be visited);

конструкция to be made of/from;

Глаголы с предложным управлением в пассивном залоге (to be spoken about, to be sent for, etc.);

вариативность пассивных конструкций у глаголов,

(их два дополнения (Tom was given an apple. /An apple was given to Tom.);

заместители модального глагола could (was/were able to; IP2.mined to) для выражения однократного действия в прошедшем времени (I was able to open the door./I managed to open the door.)

Причастие:

-причастие первое и причастие второе;

-причастие первое в сочетанияхt o have fun/difficulty doing something; to have a good/hard time doing something.

Герундий:

-герундиальные формы после:

А)глаголов, обозначающих начало и конец действия (to start reading, to begin speaking, to finish playing, to stop skating);

Б)глаголовto love, to like, to hate, to enjoy, to prefer, to mind;

В)глаголов, управляемых предлогами (to object to doing something, to succeed in doing something, to complain for doing something, to prevent from doing something, to blame for doing something, to forgive for doing something, etc.);

Г) сочетаний типа to be interested in doing something, to be tired of doing something, to be capable of doing something.

Инфинитив:

глаголы, после которых возможно употребление только инфинитива (to afford, to agree, to accept, etc.);

сопоставление использования инфинитива и герундия после глаголов to stop, to remember, to forget (I stopped to talk to him./I stopped eating sweets.).

Конструкция «сложное дополнение»(complex object) после:

глаголов to want, to expect и оборота would like (We would like you to join us.);

глаголов чувственного восприятия to see, to hear, to watch, to feel, to notice (I saw her cross/crossing the street.);

глаголов to let иto make в значении «заставлять» (I will let/make you do it.).

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

На втором этапе обучения страноведческая информа­ция черпается учащимися исключительно из текстов для чтения. Школьники знакомятся заново и продолжают зна­комство:

с достижениями в спорте и выдающимися спортсменами различных стран;

с литературой англоязычных стран и России и ее ярки­ми представителями;

с историей и современным состоянием библиотечного де­ла и журналистики;

с искусством кино и театра, а также выдающимися до­стижениями в этих областях;

с известными людьми и историческими личностями раз­ных стран мира;

со средствами массовой информации и коммуника­ции — прессой, телевидением, радио и Интернетом;

с достижениями в области науки и техники, выдающи­мися учеными;

с проблемами подростков в России и за рубежом, подрост­ковыми и молодежными организациями и объединениями.

Расширяются представления школьников:

о значимости английского языка в современном мире;

о наиболее употребительной тематической фоновой лек­сике и реалиях англоязычных стран, которые она отражает (например, зарубежные печатные издания, телепрограммы, киностудии и т. п.);

о социокультурном портрете стран изучаемого языка и их культурном наследии;

о социолингвистических факторах коммуникативной ситуации, позволяющих выбрать нужны регистр общения-формальной или неформальной — в рамках изучаемых учебных ситуаций;

о различиях британского и американского вариантов языка, а именно об особенностях лексики и традициях орфографии;

о некоторых способах соблюдения политкорректности, существующих в английском языке.

Продолжают расширяться и совершенствоваться лингвострановедческие умения школьников. Они учатся:

представлять свою страну и отечественную культуру на изучаемом языке;

сопоставлять культуры, находить общее и специфическое в культурах родной страны и стран изучаемого языка;

Объяснять и комментировать различия в культурах для достижения взаимопонимания в процессе межкультурного общения;

оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;

пользоваться правилами политкорректности и речевого этикета в общении, адекватно использовать речевые клише в различных ситуациях общения.

КОМПЕНСАТОРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

На данном этапе продолжается совершенствование компенсаторных умений. Школьники должны научиться использовать слова-субституты и перифраз в устной речи, игнорировать незнакомые слова в процессе просмотрового чтения, осмысливать текст с помощью контекстуальной догадки и других опор.


 

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

В плане развития учебно-познавательной компетенции школьники начинают:

-пользоваться не только двуязычными, но и одноязычными словарями;

- использовать зарубежные поисковые системы Интернета для поиска информации страноведческого характера;

- анализировать и обобщать информацию, полученную из разных источников;

работать в команде.


 

1

2

Опубликовано


Комментарии (2)

Калягина Ирина Владимировна, 12.01.21 в 14:29 0Ответить Пожаловаться
Марина Анатольевна, получается, что программа не включает примерный тематический план? (тематический блок). Какой именно УМК используется, интернет-ресурсы? Из программы не ясно.
Костякова Марина Анатольевна, 12.01.21 в 17:47 0Ответить Пожаловаться
Добрый вечер! В пояснительной записке указан УМК. Спасибо за замечание по поводу тематического блока - исправлю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.