12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гульмира31 |
Рабочая программа по допрофильному модульному курсу «Экскурсоведение»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза И. В. Королькова»
*ул. Республики, 31 г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, России, 629007
(/ факс (34922) 3-91-11, E-mail:sh1@salekhard.org
ОКАТО 71171000000 ОРГН 1028900507569 ИНН 8901007133 КПП 890101001
Рассмотрено: Принято: Утверждено:
На заседании ШМО на заседании НМС приказом директора
Протокол Протокол № приказ
от от от
Руководитель ШМО Председатель НМС Директор школы __________
ФИО ________________ ФИО _____________
Рабочая программа допрофильного модульного курса
«Экскурсоведение»
основного общего образования
Приложения:
№1. Календарно- тематическое планирование на 8 класс
Составитель рабочей программы:
Никишева Г.А., учитель русского языка и литературы,
первая категория
г. Салехард, 2017 г.
Экспертиза осуществлена
_______________________________________________________________________
(должность, квалификационная категория)
Ф.И.О. (подпись)
Экспертиза осуществлена
_______________________________________________________________________
(должность, квалификационная категория)
Ф.И.О. (подпись)
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
________________________________________________________
в 20__/ 20__ уч.г.
В рабочую программу вносятся следующие дополнения (изменения):
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Основания внесения дополнений и изменений к рабочей программе:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнения и изменения внес
________________________ _________________ И.О. Фамилия
(должность, квалификационная категория) (подпись)
Дополнения (изменения) в рабочую программу рассмотрены и одобрены на ШМО _______________________ .
Протокол от «___» ______ 20__г. № ________
(наименование ШМО )
председатель ШМО ___________ И.О. Фамилия
(подпись)
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР _____________________ И.О. Фамилия
) (подпись)
«___» ___________ 20___ г.
Пояснительная записка
Место в учебном плане.
Допрофильный модульный курс «Экскурсоведение» является курсом по выбору, входит в обязательную часть учебного плана школы в составе ООП СОО, рассчитан на 19 учебных часов и предназначен для учащихся 8 классов, независимо от профильного направления.
Цель курса: Основная цель курса — сформировать у учащихся научного мировоззрения и исторического мышления, воспитание чувства патриотизма, самоопределение и личностный рост учащихся.
Задачи реализации программы курса:
- развивать умения аналитического историко-культурного мышления школьников;
- сформировать практические навыки составления музейных коллекций и музейного экскурсоведения;
- научить самостоятельно составлять законченный фрагмент музейной экскурсии, демонстрировать музейные коллекции в экспозиции;
- научить создавать творческие работы на основе сопоставительного анализа историко-культурных фактов;
- развитие интеллектуальных, коммуникативных ууд;
- формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации учащимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы
Степень соответствия рабочей программы авторской программе:
Перечень методических пособий, используемых в ходе реализации программы (используются имеющиеся в библиотеке издания: дидактические, практические материалы для учителя и обучающихся (по причине отсутствия УМК соответствующего направления в федеральном перечне учебников):
Будылин И. Экскурсовод – кто он? // Советский музей. – 1990. №2.
Гнедовский М.Б. Музейная аудитория // Советский музей. – 1986. - №4.
Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / Под ред. Л.Г.Оршанского. – СПб., 1914.
Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина// Ориентиры культурной политики. - М., 2007.
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. – М., 2001.
Технические средства:
1)Компьютер
2)Мультимедиапроектор
3)Интерактивная доска
Планируемые результаты освоения элективного курса
| 8 класс | |
1. Регулятивные универсальные учебные действия | – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. | |
2.Познавательные универсальные учебные действия | - находить, обрабатывать, проверять тематическую информацию, фиксировать и использовать ее; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; | |
3.Коммуникативные универсальные учебные действия | – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); | |
предметные результаты освоения ООП в соответствии с изучаемыми разделами и темами (оформление видов предметных результатов: выпускник научится, выпускник получит возможность научиться) | Выпускник научится:освоить важнейшие правила работы музейного экскурсовода и принципы составления музейных коллекций; - использовать информацию разного типа, базовые умения и навыки смыслового чтения при проектировании музейной экскурсии; - обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы в пространстве школьного и городских музеев. Выпускник получит возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; - точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
| |
|
|
|
Содержание и тематическое планирование учебного предмета, курса
Учебная программа «Экскурсоведение» предназначена для обучающихся 14-16 лет и может быть использована на занятиях в общеобразовательных учреждениях гуманитарной направленности и учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля. Туризм, краеведение и экскурсоведение в современных условиях представляет собой постоянно развивающуюся систему образовательных и культурологических услуг, являясь важным компонентом культурной жизни страны. Содержание программы основано на углубленном изучении истории школьного музея МАОУ СОШ №1 средствами краеведения и экскурсоведения, это позволяет расширить базовые знания обучающихся по истории родной школы.
Обучение завершается проведением самостоятельно подготовленной экскурсии, в ходе которой учащиеся закрепляют имеющиеся знания и умения на практике, проявляют полученные компетенции и ценностные ориентиры.
Формы работы: лекция, беседа, практическое занятие, экскурсия, музейная практика, работа с различными историческими источниками, с музейными экспонатами.
Предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических занятий, семинаров, осуществление проектной деятельности
Разделы/темы | Кол-во час на раздел/тему | 8 класс | Итого за период реализации |
Тема 1. Основа экскурсионной деятельности. Экскурсоведение как наука. | Всего: 3 ч
в т.ч. В 8 классе – 3 ч;
| Этимология слова «экскурсия»: определение данного понятия, особенности экскурсионной формы освоения действительности. Самостоятельная работа №1. «Составление тематического выставочного ряда из экспонатов школьного музея» | 3 ч |
Тема 2. История экскурсионного дела в России (1860-1920-е годы) | Всего: 3 ч
в т.ч. В 8 классе – 3 ч; | «Экскурсионный метод» - один из важнейших элементов системы образования. Самостоятельная работа №2. «Составление тематического фрагмента музейной экспозиции: смысловая связь с экскурсионным методом познания действительности. | |
Тема 3. Экскурсия: её признаки и особенности. Классификация экскурсий по отдельным видам | Всего: 4 ч
в т.ч. В 8 классе – 4 ч; | Критерии классификации экскурсий. Экскурсии, различающиеся по содержанию: тематические и обзорные – цель проведения, методическое своеобразие, композиция. Самостоятельная работа №3: «Составление экспозиционного выставочного ряда из фондов школьного музея: смысловая связь с созданием законченного фрагмента тематической экскурсии в пространстве школьного музея». | 4ч |
Тема 4. Экскурсионная методика: основная методическая документация, экскурсионные материалы. | Всего: 4 ч
в т.ч. В 8 классе – 4 ч; | Подготовка экскурсии: этапы работы. Особенности разработки экскурсии: выявление объектов экскурсионного показа, составление схемы движения группы. Семинар-размышление на тему «В чем заключаются особенности и творческое своеобразие подготовки тематической экскурсии?». | 4 ч |
Тема 5. Технология разработки экскурсии. | Всего: 3 ч
в т.ч. В 8 классе – 3 ч; | Методы и технические приемы проведения экскурсии. Показ в экскурсии: задачи, условия, виды и особенности. Практическое групповое занятие «Технология разработки экскурсии». | 3 ч |
Тема 6. Методическое единство рассказа и показа в экскурсии. | Всего: 1 ч
в т.ч. В 8 классе – 1 ч; | «Ораторское искусство» экскурсовода: требования к речи экскурсовода; умение выстраивать диалог с аудиторией, не нарушая композиции экскурсии
| 1 ч |
Тема 7. Самостоятельная итоговая творческая работа №4 | Всего: 1 ч
в т.ч. В 8 классе – 1 ч; | «Создание эссе «Какой я представляю себе современную экскурсию? (тематика, содержание, речевое оформление)». | 1 ч |
Итого | 19 |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза И. В. Королькова»
* ул. Республики, 31 г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, России, 629007
(/ факс (34922) 3-91-11, E-mail:sh1@salekhard.org
ОКАТО 71171000000 ОРГН 1028900507569 ИНН 8901007133 КПП 890101001
Рассмотрено Рекомендовано Согласовано: Утверждено приказом
на заседании ШМО на заседании НМС зам. директора по УВР директора
протокол № 5 Протокол № 1 ____________________ приказ № 594
от 19 мая 2017 г от 28.08.2017 г ( ) от 01.09.2017 г
Директор школы
____________________
(Е.Ф.Костюкевич)
Календарно- тематическое планирование
реализации
допрофильного модульного курса по выбору
«Экскурсоведение»
на 2017 - 2018 уч. г.
Уровень образования:
__основное общее_________
Класс ____8____________
Автор - составитель:
Никишева Г.А.
учитель русского языка и литературы, первая категория
г. Салехард, 2017
Паспорт календарно – тематического планирования:
Аудиторные занятия - …19… , в т.ч.:
- изучения учебного материала – 13
- самостоятельных работ - 4
- практикумов - 1
- семинаров - 1
Виды занятий | По примерной программе | По локальным актам | По КТП | |
2п/г | ||||
Тематический контроль |
|
|
| |
Промежуточная аттестация |
|
|
| |
Лабораторных работ |
|
|
| |
Практикумов |
|
|
| |
Творческих работ |
|
|
|
- Количество обучающихся, осваивающих программу в форме ИУП- 0 чел;
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Дата | Формы организации образовательного процесса (п.13 ФГОС: любой урок может проходить не только в форме урока, а м.б. экскурсия, творческая мастерская, проект и т.д.), Тип урока по ФГОС | Раздел. Тема урока/ (то, что записывается в журнал и должно совпадать с элементами содержания примерной программы)/Тема контрольной процедуры (текущий контроль, тематический контроль, промежуточная аттестация)
| Элементы содержания, изучаемые на уроке | система тематического контроля, промежуточной аттестации | |||||||
| Планируемая
| Фактическая | - элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «научатся», указанные в примерной учебной программе (инвариантное содержание). | - элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться» |
| Подлежащие оценке планируемые результаты освоения учебного предмета
| ||||||
1-2 |
| Урок первичного предъявления новых знаний
| Экскурсоведение как наука. | Этимология слова «экскурсия»: определение данного понятия, особенности экскурсионной формы освоения действительности. |
|
| Умение применять основные методы научного познания | |||||
3 |
| Урок систематизации и обобщения изученного учебного материала | Самостоятельная работа №1. «Составление тематического выставочного ряда из экспонатов школьного музея» | Основы проектирования экскурсий: самостоятельная работа учащихся под руководством педагога – разработка фрагментов тематических экскурсий с использованием основных приемов работы в пространстве школьного музея. |
|
| Знать и применять в работе определения изученных понятий | |||||
4-5 |
| Урок первичного предъявления новых знаний | История экскурсионного дела в России (1860-1920-е годы) | «Экскурсионный метод» - один из важнейших элементов системы образования |
|
| Знать и применять в задачах определения изученных понятий | |||||
6 |
| Урок систематизации и обобщения изученного учебного материала | Самостоятельная работа №2. «Составление тематического фрагмента музейной экспозиции: смысловая связь с экскурсионным методом познания действительности». | Методическое своеобразие «экскурсионного метода» освоения действительности. Вопрос о путешествиях в исторической науке 1890-1920 годов. Научный подход к экскурсоведению, как к особой форме познания и изучения учебном процессе во второй половине 19 века. Методика и деятельность профессора Петербургского университета И.М. Гревса. |
| Тематический | Использовать различные информативные источники | |||||
7-9 |
| Урок первичного предъявления новых знаний
| Экскурсия: её признаки и особенности. Классификация экскурсий по отдельным видам | Критерии классификации экскурсий. Экскурсии, различающиеся по содержанию: тематические и обзорные – цель проведения, методическое своеобразие, композиция. Типы экскурсий по месту их проведения: музейная, городская, загородная - цель проведения, методическое своеобразие, композиция. Классификация экскурсий по форме их проведения: экскурсия-спектакль, экскурсия-концерт, урок-экскурсия. Урок-экскурсия в образовательной среде школьного музея. |
|
| Знать и применять в задачах определения изученных понятий | |||||
10 |
| Урок систематизации и обобщения изученного учебного материала | Самостоятельная работа №3: «Составление экспозиционного выставочного ряда из фондов школьного музея: смысловая связь с созданием законченного фрагмента тематической экскурсии в пространстве школьного музея». |
|
| Использовать различные информативные источники, ее обработка и применение в работе | ||||||
11-13 |
| Урок первичного предъявления новых знаний | Экскурсионная методика: основная методическая документация, экскурсионные материалы. Методика и этапы подготовки экскурсии Теория | Подготовка экскурсии: этапы работы. Особенности разработки экскурсии: выявление объектов экскурсионного показа, составление схемы движения группы, составление методической разработки, написание контрольного текста. Методика подготовки экскурсии. Значение работы экскурсовода с историко-культурными материалами. |
|
| Использовать различные информативные источники, ее обработка и применение в работе | |||||
14 |
| Урок решения практических, проектных задач | Семинар-размышление на тему «В чем заключаются особенности и творческое своеобразие подготовки тематической экскурсии?». | Работа с топографической картой города. Обсуждение. Занятие-мастерская «Источники и историко-культурные материалы для подготовки экскурсии». Обсуждение. |
|
| Использовать различные информативные источники, ее обработка и применение в работе | |||||
15-16 | 17.11 |
| Урок решения практических, проектных задач | Технология разработки экскурсии. | Методы и технические приемы проведения экскурсии. Показ в экскурсии: задачи, условия, виды и особенности. Смысловая композиция экскурсии. Средство показа экскурсионных объектов. Методические приемы показа. Содержательное раскрытие формулы: «показ – рассказа – логический переход». Особенности взаимосвязи в экскурсии, тематической направленности, показа объектов, рассказа экскурсовода. |
|
| |||||
17 |
| Урок решения практических, проектных задач | Практическое групповое занятие «Технология разработки экскурсии». | Знакомство с жанром «Образовательное путешествие». Занятие-мастерская: «Значение показа в экскурсии». Обсуждение. |
|
| ||||||
18 |
| Урок решения практических, проектных задач | Методическое единство рассказа и показа в экскурсии. «Ораторское искусство» экскурсовода: требования к речи экскурсовода; умение выстраивать диалог с аудиторией, не нарушая композиции экскурсии
| Визуальный контакт экскурсовода с группой, необходимость привлечения внимания слушателя, ораторское искусство – три самых важных момента выступления перед аудиторией. Речевая культура экскурсовода. Значение логической, смысловой и речевой композиции экскурсии. Тематика экскурсии и её связь со стилем речи экскурсовода |
|
| ||||||
19 |
| Урок решения практических, проектных задач | Самостоятельная итоговая творческая работа №4 «Создание эссе «Какой я представляю себе современную экскурсию? (тематика, содержание, речевое оформление)». |
|
| Использовать различные информативные источники, ее обработка и применение в работе |
Фонд оценочных средств
| Тема | Типовые задания для оценки планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня по разделу « выпускник научится» | Типовые задания для оценки планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня по разделам «выпускник получит возможность научиться» | ||
Предметные | Метапредметные | Предметные | Метапредметные | ||
1 | |||||
2 |