12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гульмира31

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза И. В. Королькова»

 

*ул. Республики, 31 г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, России, 629007

(/ факс (34922) 3-91-11, E-mail:sh1@salekhard.org

ОКАТО 71171000000 ОРГН 1028900507569 ИНН 8901007133 КПП 890101001

 

Рассмотрено:                                                                                   Принято:                                     Утверждено:

На заседании ШМО                                                                         на заседании НМС                      приказом директора

 Протокол                                                                                   Протокол №                             приказ             

от                                                                                     от                                 от

Руководитель ШМО                                                                       Председатель  НМС                     Директор школы                                                                                                                   __________

ФИО ________________                                                                 ФИО _____________                                            


Рабочая   программа допрофильного модульного курса

«Экскурсоведение»

 основного общего образования


 

Приложения:
№1. Календарно- тематическое планирование на 8 класс

Составитель рабочей программы:

Никишева Г.А., учитель русского языка и литературы,

 первая категория



 

 

 

г. Салехард, 2017   г.

 

 

Экспертиза  осуществлена  

_______________________________________________________________________

(должность, квалификационная категория)

 

Ф.И.О.                                                                                                (подпись)

Экспертиза  осуществлена  

_______________________________________________________________________

(должность, квалификационная категория)

 

Ф.И.О.                                                                                                (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист дополнений и изменений к рабочей программе 
 

________________________________________________________ 
 в  20__/ 20__ уч.г.


            В рабочую    программу вносятся следующие дополнения (изменения): 
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________ 
 Основания внесения дополнений и изменений к рабочей программе:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дополнения и изменения внес 
________________________            _________________ И.О. Фамилия
(должность, квалификационная категория)                            (подпись) 
 
Дополнения (изменения) в рабочую  программу рассмотрены и одобрены на   ШМО    _______________________ .
 Протокол от «___» ______ 20__г. № ________
                      (наименование    ШМО   )
 
председатель ШМО ___________  И.О. Фамилия
                                                                                                  (подпись)    
 
СОГЛАСОВАНО: 
 
Зам. директора по УВР _____________________   И.О. Фамилия
                                                  )                    (подпись)           
«___» ___________ 20___ г.
 

Пояснительная записка

Место в учебном плане.

Допрофильный модульный курс «Экскурсоведение» является курсом по выбору, входит в обязательную часть учебного плана школы в составе ООП СОО, рассчитан на 19   учебных часов и предназначен для  учащихся 8  классов, независимо от профильного направления.

Цель курса: Основная цель курса — сформировать у учащихся научного мировоззрения и исторического мышления, воспитание чувства патриотизма, самоопределение и личностный рост учащихся.

             Задачи реализации программы курса:

- развивать умения аналитического историко-культурного мышления школьников;

- сформировать практические навыки составления музейных коллекций и музейного экскурсоведения;

- научить самостоятельно составлять законченный фрагмент музейной экскурсии, демонстрировать музейные коллекции в экспозиции;

- научить создавать творческие работы на основе сопоставительного анализа историко-культурных фактов;

-     развитие интеллектуальных, коммуникативных ууд;

-     формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации учащимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы

 

                 Степень соответствия рабочей программы  авторской программе:

Перечень методических пособий, используемых в ходе реализации программы  (используются имеющиеся в библиотеке издания:  дидактические, практические материалы для учителя и обучающихся (по причине отсутствия  УМК соответствующего направления в федеральном перечне учебников):

Будылин И. Экскурсовод – кто он? // Советский музей. – 1990. №2.

Гнедовский М.Б. Музейная аудитория // Советский музей. – 1986. - №4.

Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / Под ред. Л.Г.Оршанского. – СПб.,  1914.

Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина// Ориентиры культурной политики. - М., 2007.

Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. – М., 2001.

Технические средства:

1)Компьютер

2)Мультимедиапроектор

3)Интерактивная доска


 

 

Планируемые результаты освоения элективного курса

            

 

8 класс

1. Регулятивные универсальные учебные действия

–         самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

–         ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

–         выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; 

–         организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

–         сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2.Познавательные универсальные учебные действия

-  находить, обрабатывать, проверять тематическую информацию, фиксировать и использовать ее;

–         критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

–         использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

–         выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

3.Коммуникативные универсальные учебные действия

–         осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

–         при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); 

предметные результаты освоения ООП в соответствии с изучаемыми разделами и темами (оформление видов предметных результатов: выпускник научится, выпускник получит возможность научиться)

Выпускник научится:освоить важнейшие правила работы музейного экскурсовода и принципы составления музейных коллекций; - использовать информацию разного типа, базовые умения и навыки смыслового чтения при проектировании музейной экскурсии; - обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы в пространстве школьного и городских музеев.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

 

 

 

 

Содержание и тематическое планирование  учебного предмета, курса

Учебная программа «Экскурсоведение» предназначена для обучающихся 14-16 лет и может быть использована на занятиях в общеобразовательных учреждениях гуманитарной направленности и учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля. Туризм, краеведение и экскурсоведение в современных условиях представляет собой постоянно развивающуюся систему образовательных и культурологических услуг, являясь важным компонентом культурной жизни страны. Содержание программы основано на углубленном изучении истории школьного музея МАОУ СОШ №1 средствами краеведения и экскурсоведения, это позволяет расширить базовые знания обучающихся по истории родной школы.

Обучение завершается проведением самостоятельно подготовленной экскурсии, в ходе которой учащиеся закрепляют имеющиеся знания и умения на практике, проявляют полученные компетенции и ценностные ориентиры.

Формы работы: лекция, беседа, практическое занятие, экскурсия, музейная практика, работа с различными историческими источниками, с музейными экспонатами.

Предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических занятий, семинаров, осуществление проектной деятельности

 

Разделы/темы

Кол-во час на раздел/тему

8  класс

Итого за период реализации

Тема 1. Основа экскурсионной деятельности. Экскурсоведение как наука.

Всего: 3 ч

 

в  т.ч.

В 8 классе – 3 ч;

 

 

Этимология слова «экскурсия»: определение данного понятия, особенности экскурсионной формы освоения действительности.

Самостоятельная работа №1. «Составление тематического выставочного ряда из экспонатов школьного музея»

3 ч

Тема 2. История экскурсионного дела в России (1860-1920-е годы)

Всего: 3 ч

 

в  т.ч.

В 8 классе – 3 ч;

«Экскурсионный метод» - один из важнейших элементов системы образования.

Самостоятельная работа №2. «Составление тематического фрагмента музейной экспозиции: смысловая связь с экскурсионным методом познания действительности.

 

Тема 3. Экскурсия: её признаки и особенности. Классификация экскурсий по отдельным видам

Всего: 4 ч

 

в  т.ч.

В 8 классе – 4 ч;

Критерии классификации экскурсий. Экскурсии, различающиеся по содержанию: тематические и обзорные – цель проведения, методическое своеобразие, композиция.

Самостоятельная работа №3: «Составление экспозиционного выставочного ряда из фондов школьного музея: смысловая связь с созданием законченного фрагмента тематической экскурсии в пространстве школьного музея».

Тема 4. Экскурсионная методика: основная методическая документация, экскурсионные материалы.

Всего: 4 ч

 

в  т.ч.

В 8 классе – 4 ч;

Подготовка экскурсии: этапы работы. Особенности разработки экскурсии: выявление объектов экскурсионного показа, составление схемы движения группы.

Семинар-размышление на тему «В чем заключаются особенности и творческое своеобразие подготовки тематической экскурсии?».

4 ч

Тема 5. Технология разработки экскурсии.

Всего: 3 ч

 

в  т.ч.

В 8 классе – 3 ч;

Методы и технические приемы проведения экскурсии. Показ в экскурсии: задачи, условия, виды и особенности.

Практическое групповое занятие «Технология разработки экскурсии».

3 ч

Тема 6. Методическое единство рассказа и показа в экскурсии.

Всего: 1 ч

 

в  т.ч.

В 8 классе – 1 ч;

«Ораторское искусство» экскурсовода: требования к речи экскурсовода; умение выстраивать диалог с аудиторией, не нарушая композиции экскурсии

 

1 ч

Тема 7. Самостоятельная итоговая творческая работа №4

Всего: 1 ч

 

в  т.ч.

В 8 классе – 1 ч;

«Создание эссе «Какой я представляю себе современную экскурсию? (тематика, содержание, речевое оформление)».

1 ч

Итого

19

   

 

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза И. В. Королькова»

 

* ул. Республики, 31 г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, России, 629007

(/ факс (34922) 3-91-11, E-mail:sh1@salekhard.org

ОКАТО 71171000000 ОРГН 1028900507569 ИНН 8901007133 КПП 890101001

 

Рассмотрено                        Рекомендовано                             Согласовано:                                                           Утверждено приказом

на заседании   ШМО           на заседании   НМС                    зам. директора по УВР                                            директора                                                                              

протокол №  5                     Протокол  №  1                               ____________________                                         приказ № 594

от 19   мая 2017  г               от 28.08.2017 г                                 (                                )                                             от   01.09.2017 г

                                                                                                                                                                                      Директор школы

                                                                                                                                                                                    ____________________

                                                                                                                                                                                     (Е.Ф.Костюкевич)

 Календарно- тематическое планирование

реализации 

допрофильного модульного курса по выбору

 «Экскурсоведение»

на 2017  - 2018      уч. г.

Уровень образования:

 __основное общее_________

Класс ____8____________  

Автор - составитель:

                                                                                                                                                                                                            Никишева Г.А.

учитель русского языка и литературы, первая категория

г.  Салехард, 2017

Паспорт календарно – тематического планирования

Аудиторные занятия -  …19… , в т.ч.:
 - изучения учебного материала – 13

- самостоятельных    работ - 4

- практикумов - 1

- семинаров - 1

 

Виды занятий

По примерной программе

По локальным актам

По КТП

 

2п/г

 Тематический  контроль

 

 

                         

Промежуточная аттестация

 

 

 

Лабораторных работ

 

 

                               

Практикумов

 

 

                                  

Творческих работ

 

 

 

 

- Количество обучающихся, осваивающих  программу в форме ИУП- 0  чел;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование

 

п/п

Дата

Формы организации образовательного процесса (п.13 ФГОС: любой урок может проходить не только в форме урока, а м.б. экскурсия, творческая мастерская, проект и т.д.),

Тип урока по ФГОС

Раздел. Тема урока/

(то, что записывается в журнал и должно совпадать с элементами содержания примерной программы)/Тема контрольной процедуры (текущий контроль, тематический контроль, промежуточная аттестация)

 

Элементы содержания, изучаемые на уроке

система тематического  контроля, промежуточной аттестации

 

Планируемая

 

Фактическая

 -  элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «научатся», указанные в примерной учебной программе (инвариантное содержание).

 - элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться»

 

Подлежащие оценке планируемые результаты освоения учебного предмета

 

1-2

 

 

Урок первичного предъявления новых знаний

 

Экскурсоведение как наука.

Этимология слова «экскурсия»: определение данного понятия, особенности экскурсионной формы освоения действительности.

 

 

Умение применять основные методы научного познания

3

 

 

Урок систематизации и обобщения изученного учебного материала

Самостоятельная работа №1. «Составление тематического выставочного ряда из экспонатов школьного музея»

Основы проектирования экскурсий: самостоятельная работа учащихся под руководством педагога – разработка фрагментов тематических экскурсий с использованием основных приемов работы в пространстве школьного музея.

 

 

Знать и применять в работе определения изученных понятий

4-5

 

 

Урок первичного предъявления новых знаний

История экскурсионного дела в России (1860-1920-е годы)

«Экскурсионный метод» - один из важнейших элементов системы образования

 

 

Знать и применять в задачах определения изученных понятий

6

 

 

Урок систематизации и обобщения изученного учебного материала

Самостоятельная работа №2. «Составление тематического фрагмента музейной экспозиции: смысловая связь с экскурсионным методом познания действительности».

Методическое своеобразие «экскурсионного метода» освоения действительности. Вопрос о путешествиях в исторической науке 1890-1920 годов. Научный подход к экскурсоведению, как к особой форме познания и изучения учебном процессе во второй половине 19 века. Методика и деятельность профессора Петербургского университета И.М. Гревса.

 

Тематический

Использовать различные информативные источники

7-9

 

 

Урок первичного предъявления новых знаний

 

Экскурсия: её признаки и особенности. Классификация экскурсий по отдельным видам

Критерии классификации экскурсий. Экскурсии, различающиеся по содержанию: тематические и обзорные – цель проведения, методическое своеобразие, композиция. Типы экскурсий по месту их проведения: музейная, городская, загородная - цель проведения, методическое своеобразие, композиция. Классификация экскурсий по форме их проведения: экскурсия-спектакль, экскурсия-концерт, урок-экскурсия. Урок-экскурсия в образовательной среде школьного музея.

 

 

Знать и применять в задачах определения изученных понятий

10

 

 

Урок систематизации и обобщения изученного учебного материала

Самостоятельная работа №3: «Составление экспозиционного выставочного ряда из фондов школьного музея: смысловая связь с созданием законченного фрагмента тематической экскурсии в пространстве школьного музея».

 

 

 

Использовать различные информативные источники, ее   обработка и применение в работе

11-13

 

 

 Урок первичного предъявления новых знаний

Экскурсионная методика: основная методическая документация, экскурсионные материалы. Методика и этапы подготовки экскурсии Теория

Подготовка экскурсии: этапы работы. Особенности разработки экскурсии: выявление объектов экскурсионного показа, составление схемы движения группы, составление методической разработки, написание контрольного текста. Методика подготовки экскурсии. Значение работы экскурсовода с историко-культурными материалами.

 

 

Использовать различные информативные источники, ее   обработка и применение в работе

14

 

 

Урок решения практических, проектных задач

Семинар-размышление на тему «В чем заключаются особенности и творческое своеобразие подготовки тематической экскурсии?».

Работа с топографической картой города. Обсуждение. Занятие-мастерская «Источники и историко-культурные материалы для подготовки экскурсии». Обсуждение.

 

 

Использовать различные информативные источники, ее   обработка и применение в работе

15-16

17.11

 

Урок решения практических, проектных задач

Технология разработки экскурсии.

Методы и технические приемы проведения экскурсии. Показ в экскурсии: задачи, условия, виды и особенности. Смысловая композиция экскурсии. Средство показа экскурсионных объектов. Методические приемы показа. Содержательное раскрытие формулы: «показ – рассказа – логический переход». Особенности взаимосвязи в экскурсии, тематической направленности, показа объектов, рассказа экскурсовода.

 

 

17

 

 

Урок решения практических, проектных задач

Практическое групповое занятие «Технология разработки экскурсии».

Знакомство с жанром «Образовательное путешествие». Занятие-мастерская: «Значение показа в экскурсии». Обсуждение.

 

 

18

 

 

Урок решения практических, проектных задач

Методическое единство рассказа и показа в экскурсии. «Ораторское искусство» экскурсовода: требования к речи экскурсовода; умение выстраивать диалог с аудиторией, не нарушая композиции экскурсии

 

Визуальный контакт экскурсовода с группой, необходимость привлечения внимания слушателя, ораторское искусство – три самых важных момента выступления перед аудиторией. Речевая культура экскурсовода. Значение логической, смысловой и речевой композиции экскурсии. Тематика экскурсии и её связь со стилем речи экскурсовода

 

 

 

19

 

 

Урок решения практических, проектных задач

Самостоятельная итоговая творческая работа №4 «Создание эссе «Какой я представляю себе современную экскурсию? (тематика, содержание, речевое оформление)».

 

 

 

Использовать различные информативные источники, ее   обработка и применение в работе

 

Фонд оценочных средств

 

 

Тема

Типовые задания для оценки планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня по разделу « выпускник  научится»

Типовые задания для оценки планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня по разделам «выпускник получит возможность научиться»

Предметные

Метапредметные

Предметные

Метапредметные

1

         

2

         
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.