12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гончарова Дарья Сергеевна311
работаю в школе с 2015 года .Заканчивала Алтайский Государственный Педагогический университет
Россия, Алтайский край, село . Свердловское

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, авторской программы «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) Н. Д. Угринович (Информатика программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010)

Курс преследует цель формирования у обучающихся как предметной компетентности в области технического проектиро­вания и моделирования с использованием информационных компьютерных технологий, так и информационной и коммуни­кативной компетентностей для личностного развития и профес­сионального самоопределения.

 

Для этого решаются следующие задачи:

  • ознакомление с предметом автоматизированного проекти­рования и профессиональной деятельностью инженеров- проектировщиков-дизайнеров;
  • овладение практическими навыками работы с современ­ными графическими программными средствами;
  • обучение выработке мотивированной постановки задачи проектирования, ее творческого осмысления и выбор опти­мального алгоритма действий;
  • овладение навыками индивидуальной и групповой дея­тельности в разработке и реализации проектов моделей объектов;
  • индивидуальная и множественная мотивация к изучению естественно-математических и технологических дисцип­лин, основывающихся на использовании современных сис­тем компьютерного проектирования и моделирования.

 

Задачи решаются посредством:

  • проведения теоретических (лекции) и практических (лабо­раторные работы) занятий по тематике курса;
  • выбора различных заданий для самостоятельной работы;
  • углубленного изучения тематики посредством подготовки рефератов;
  • самостоятельного выбора обучающимися объекта для про­ектирования (компьютерного моделирования), разработки и публичной защиты проекта;
  • использования в ходе реализации индивидуального проек­та различных информационных ресурсов (в том числе Интернета);
  • выполнения как индивидуальных, так и групповых зада­ний на проектирование и компьютерное моделирование различных объектов.

 

Изменения в авторскую учебную программу внесены не были.

Содержание УМК.

учебники для основной школы: «Информатика и ИКТ-8» и «Информатика и ИКТ-9»;

учебники для старшей школы на базовом уровне: «Инфор­матика и ИКТ-10» и «Информатика и ИКТ-11»;

учебники для старшей школы на профильном уровне: «Информатика и ИКТ-10» и «Информатика и ИКТ-11»;

учебное пособие и диск Model-CD по элективному курсу для старшей школы «Исследование информационных мо­делей»;

практикум «Информатика и ИКТ» (8-11 классы, Н. Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н. И. Михайлова);

методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», которое также включает 4 диска:

Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютер­ные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и ме­тодические материалы для учителей;

Visual Studio-CD (выпускается по лицензии Microsoft), содержащий дистрибутивы систем объектно-ориентиро- ванного программирования языков Visual Basic. NET, Visual C# и Visual D# ;

Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;

TurboDelphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентиро­ванного программирования TurboDelphi.

 

Количество учебных часов.

В федеральном компоненте нового образовательного стандар­та предусмотрено изучение основ информатики и информацион­ных технологий в рамках одного предмета «Информатика и ин­формационные и коммуникационные технологии», далее «Информатика и ИКТ».

Изучение основного курса информатики рекомендуется про­водить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс — 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс — 2 часа в неделю, 70 ча­сов в год.

Учебник «Информатика и ИКТ-8» содержит 3 главы, а также:

15 практических вариативных работ Компьютерного прак­тикума;

ответы и решения к теоретическим заданиям;

словарь компьютерных терминов.

 

Формы организации учебного процесса и их сочетание.

Беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа, работа по карточкам (заданиям), тест, самоконтроль по образцу, презентации, творческие работы.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения информатики и информационно-ком­муникационных технологий ученик должен знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи ин­формации; принцип дискретного (цифрового) представле­ния информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических ко­нструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомо­гательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять сво­йства этих объектов; выполнять и строить простые алго­ритмы;

оперировать информационными объектами, используя гра­фический интерфейс: открывать, именовать, сохранять об­ъекты, архивировать и разархивировать информацию, по­льзоваться меню и окнами, справочной системой; пред­принимать меры антивирусной безопасности;

оценивать числовые параметры информационных объек­тов и процессов: объем памяти, необходимый для хране­ния информации; скорость передачи информации;

создавать информационные объекты, в том числе:

структурировать текст, используя нумерацию стра­ниц, списки, ссылки, оглавления; проводить провер­ку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

создавать и использовать различные формы представ­ления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

создавать рисунки, чертежи, графические представ­ления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций

графических редакторов, учебных систем автоматизи­рованного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

создавать записи в базе данных;

создавать презентации на основе шаблонов;

искать информацию с применением правил поиска (по­строения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении за­даний и проектов по различным учебным дисциплинам;

пользоваться персональным компьютером и его перифе­рийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифро­вым датчиком);

следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средства­ми информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для:

создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

проведения компьютерных экспериментов с использова­нием готовых моделей объектов и процессов;

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

организации индивидуального информационного про­странства, создания личных коллекций информационных объектов;

передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информаци­онных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

 

Календарно-тематический план 8 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата

Д/З

Лабораторные и практические (темы)

Контрольные и диагностические материалы (темы)

План.

Факт.

1

Информация и информационные процессы

9

         

1.1

Информация в природе, обще­стве и технике

           

1.1.1

Информация и информацион­ные процессы в неживой природе

1

       

п.1.1.1

1.1.2

Информация и информаци­онные процессы в живой природе

1

       

п.1.1.2

1.1.3

Человек: информация и ин­формационные процессы

Информация и информаци­онные процессы в технике

1

       

п.1.1.3

п.1.1.4

1.2

Кодирование информации с по­мощью знаковых систем

           

1.2.1

Знаки: форма и значение

Знаковые системы

1

       

п.1.2.1

п.1.2.2

1.2.2

Кодирование информации

1

       

п.1.2.3

1.3

Количество информации

           

1.3.1

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

1

       

п.1.3.1

1.3.2

Определение количества инфор­мации. Практическая работа 1.1. Перевод единиц измерения количес­тва информации с помощью кальку­лятора.

1

Практическая работа 1.1. Перевод единиц измерения количес­тва информации с помощью кальку­лятора.

     

п.1.3.2

1.3.3

Алфавитный подход к опреде­лению количества информации. Практическая работа 1.2. Тренировка ввода текстовой и число­вой информации с помощью клавиа­турного тренажера

1

Практическая работа 1.2. Тренировка ввода текстовой и число­вой информации с помощью клавиа­турного тренажера

     

п.1.3.3

1.3.4

Контроль знаний и умений: тестирование

1

 

Контроль знаний и умений: тестирование

     

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

         

2.1

Программная обработка данных на компьютере. Практическая работа 2.1.

Работа с файлами с использованием

файлового менеджера

1

Практическая работа 2.1.

Работа с файлами с использованием

файлового менеджера

     

п.2.1

2.2

Устройство компьютера

           

2.2.1

Процессор и системная плата

Устройства ввода информации

Устройства вывода информации

1

       

п.2.2.1

п.2.2.2

п.2.2.3

2.2.2

Оперативная память

Долговременная память. Практическая работа 2.3. Определение разрешающей способ­ности мыши

1

Практическая работа 2.3. Определение разрешающей способ­ности мыши

     

п.2.2.4

п.2.2.5

2.3

Файлы и файловая система

1

         

2.3.1

Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Практическая работа 2.2. Форматирование дискеты

1

Практическая работа 2.2. Форматирование дискеты

     

п.2.3.1

п.2.3.2

п.2.3.3

2.4

Программное обеспечение ком­пьютера

           

2.4.1

Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операци­онных систем и приложений.

Практическая работа 2.4. Установка даты и времени с исполь­зованием графического интерфейса операционной системы

1

Практическая работа 2.4. Установка даты и времени с исполь­зованием графического интерфейса операционной системы

     

п.2.4.1

п.2.4.2

п.2.5

2.4.2

Представление информационного пространства с помощью графическо­го интерфейса. Компьютерные вирусы и антиви­русные программы. Практическая работа 2.5. Защита от вирусов: обнаружение и лечение

1

Практическая работа 2.5. Защита от вирусов: обнаружение и лечение

     

п.2.6

п.2.7

2.5

Правовая охрана информации. Защита информации

2

         

2.5.1

Правовая охрана информации.

2

         

2.5.1.1

Лицензионные, условно бес­платные и свободно распространяе­мые программы

Защита информации

1

       

п.2.8.1

п.2.8.2

п.2.8.3

2.5.1.2

Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практическая работа

1

 

Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практическая работа

     

3

Коммуникационные технологии

16

         

3.1

Передача информации

           

3.2

Локальные компьютерные сети. Практическая работа 3.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети

1

Практическая работа 3.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети

     

п.3.1

п.3.2

3.3

Глобальная компьютерная сеть Интернет

           

3.3.1

Состав Интернета. Практическая работа 3.2. Подключение к Интернету

1

Практическая работа 3.2. Подключение к Интернету

     

п.3.3.1

3.3.2

Адресация в Интернете. Практическая работа 3.3. «География» Интернета

1

Практическая работа 3.3. «География» Интернета

     

п.3.3.2

3.3.3

Маршрутизация и транспорти­ровка данных по компьютерным се­тям

1

       

п.3.3.3

3.4

Информационные ресурсы Интернета

7

         

3.4.1

Всемирная паутина. Практическая работа 3.4. Путешествие по Всемирной паутине

1

Практическая работа 3.4. Путешествие по Всемирной паутине

     

п.3.4.1

3.4.2

Электронная почта. Практическая работа 3.5. Работа с электронной Web-почтой

1

Практическая работа 3.5. Работа с электронной Web-почтой

     

п.3.4.2

3.4.3

Файловые архивы. Практическая работа 3.6. Загрузка файлов из Интернета

1

Практическая работа 3.6. Загрузка файлов из Интернета

     

п.3.4.3

3.4.4

Общение в Интернете

Мобильный Интернет

1

       

п.3.4.4

п.3.4.5

3.4.5

Звук и видео в Интернете

1

       

п.3.4.6

3.4.6

Поиск информации в Интернете. Практическая работа 3.7. Поиск информации в Интернете

1

Практическая работа 3.7. Поиск информации в Интернете

     

п.3.5

3.4.7

Электронная коммерция в Интернете

1

       

п.3.6

3.5

Разработка Web-сайтов с использо­ванием языка разметки гипертекста HTML

6

         

3.5.1

Web-страницы и Web-сайты

Структура Web-страницы

1

       

п.3.7.1

п.3.7.2

3.5.3

Форматирование текста на Web-странице

1

       

п.3.7.3

3.5.2

Вставка изображений в Web-страницы

Гиперссылки на Web-страница

Списки на Web-страницах

1

       

п.3.7.4

п.3.7.5

п.3.7.6

3.5.3

Интерактивные формы на Web-страницах

1

       

п.3.7.7

3.5.4

Практическая работа 3.8. Разработка сайта с использовани­ем языка разметки текста HTML

1

Практическая работа 3.8. Разработка сайта с использовани­ем языка разметки текста HTML

       

3.5.5

Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практическая работа

1

 

Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практическая работа

     
   

35

         

 

 

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

 

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;

 

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений;

При решении задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

 

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

 

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

 

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.
 

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе.

 

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

 

Перечень учебно-методических средств обучения.

  1. учебники для основной школы: «Информатика и ИКТ-8» и «Информатика и ИКТ-9»;
  2. учебники для старшей школы на базовом уровне: «Инфор­матика и ИКТ-10» и «Информатика и ИКТ-11»;
  3. учебники для старшей школы на профильном уровне: «Информатика и ИКТ-10» и «Информатика и ИКТ-11»;
  4. учебное пособие и диск Model-CD по элективному курсу для старшей школы «Исследование информационных мо­делей»;
  5. практикум «Информатика и ИКТ» (8-11 классы, Н. Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н. И. Михайлова);
  6. методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», которое также включает 4 диска:

Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютер­ные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и ме­тодические материалы для учителей;

Visual Studio-CD (выпускается по лицензии Microsoft), содержащий дистрибутивы систем объектно-ориентиро- ванного программирования языков Visual Basic. NET, Visual C# и Visual D# ;

Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;

TurboDelphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентиро­ванного программирования TurboDelphi.

 

Описание материально-технического обеспечения

Аудиторная доска

Персональный компьютер

Мультимедиа-проектор

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.