12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Самсонова Наталия201

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

______________

Приказ № от

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет – География

Класс – 8

Учитель – Самсонова Наталия Алексеевна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

(протокол №­­­­­­­­ 1 от 30.08.2018 г.)

г.Ясиноватая

2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Физическая география» 8 класса составлена на основе:

- Закона «ОБ образовании»

- государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОН ДНР № 678 от 30.07.2018 г.), согласно которого школьное географическое образование является составной частью образовательной отрасли «Естествознание».

- География: 6-9 кл.: Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики / сост. Панкина В.Е., Харченкова О.Н., Гавенко Н.В., Николенко В.А., Степанова Н.Н. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 48 с.

Главные задания школьного курса географии:

формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своего родного края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках, в отдельных странах и в своей республике;

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

овладение основными навыками нахождения, анализа, использования и презентации географической информации;

. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

. формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

формирование умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

. формирование умений использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий.

Предмет «География» предполагает формирование следующих учебных достижений:

определение объектов и явлений в природной, социальной и экономической среде;

ориентирование по природным объектам, карте и плану местности;
. работать с географической картой и планом местности;

. оценивание изменений состояния окружающей природной среды под воздействием антропогенного фактора;

прогнозирование возможные изменения в окружающей природной среде в результате осуществления того или иного действия или поступка;

определение степени загрязнения окружающей среды, деградации и истощения почв и растительных сообществ;

распознавание местные экологические проблемы, намечать пути их решения.

Для изучения географии в 8-9 классе предлагается интегрированный курс «География», как единый страноведческий курс. В 8 классе – «Физическая география», в 9 классе – «Социальная и экономическая география». Данные курсы являются составной частью
региональной географии и обеспечивают необходимую связь глобальных и региональных
аспектов в изучении природы и экономики Донецкого края и России. В таком подходе

прослеживается интеграция физико-географического и социально-экономического содержания, с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на земле.

Изучение географии родного края способствует обогащению учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Такой подход играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.

Изучение родного края позволяет непосредственно на знакомой учащимся местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающие ландшафты, изучать действия законов природы, видеть причинно-следственные связи в природе, определять роль и место промышленных предприятий в хозяйственном комплексе. Такой подход способствует формированию у учащихся интересов и склонностей к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в профессиональной ориентации.

Курс «Физическая география» в 8 классе даст возможность понять особенности природных условий и природных ресурсов, общие географические закономерности Донецкого края и России, а также важность и необходимость их изучения и учета в деятельности человека, формировать основу для дальнейшего географического образования.

Курс региональной географии рассчитан на 66 часов в 8 классе (по 2 часа в неделю)

Изучение географии в 8 классе предусматривает выполнение 12 практических работ, которые являются обязательными по выполнению, но обязательно оцениваются (выставляется оценка в колонку в журнале) – 4 (по одной в каждой четверти), остальные по выбору учителя.

В 8 классе предусматривается выполнение 2 обязательных контрольных работ в каждом классе (по одной в каждом полугодии).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (8 класс)

п/п

Дата

Тема урока

Содержание

Основные виды деятельности

Примечание

По плану

По факту

 

1

   

Введение

Понятие «физическая география». Объект изучения. Источники географических знаний. Методы исследования

Индивидуальная. Составление опорного конспекта «Характеристика основных методов географических исследований».

 

Учащиеся:

- определяют объект изучения;

- умеют использовать различные источники информации;

- характеризуют методы исследований;

- ведут наблюдения за погодой, изменениями в природе

РАЗДЕЛ I. Государство на карте мира и ее географические исследования (18 часов)

Тема 1. Географическое положение (4 часа)

2

   

Географическое положение как фактор развития хозяйства

страны.

Размеры территории, границы, административные районы,

географические координаты крайних точек. Положение

относительно тепловых поясов Земли, материков и частей

света, океанов и морей, крупных физико-географических

объектов.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

3

   

Географическое положение России и его особенности.

 

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

4

   

Особенности географического положения Донецкого края.

Оценка географического положения Донецкого края.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

5

   

Практическая работа № 1 «Обозначение на контурной

карте границ, соседей, крайних точек, географического

центра»

 

Индивидуальная.

Практическая работа № 1

 

Учащиеся:

- характеризуют географическое положение России и Донецкого края;

- объясняют роль географического положения;

- называют соседей России и Донецкого края;

- характеризуют соседей территории;

- дают оценку географического положения;

- показывают на карте крайний точки и географические центры;

- определяют влияние географического положения территории на развитие хозяйства страны

Тема 2. Положение страны в пределах часовых поясов

6

   

Часовые пояса.

Часовые пояса. Местное и поясное время, его роль в

хозяйстве и жизни людей. Декретное время.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

7

   

Россия на карте часовых поясов

. Часовые зоны России.

Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа.

 

8

   

Донецкий край на карте часовых поясов.

Донецкий край на карте часовых поясов.

Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа.

 

9

   

Практическая работа № 2 «Определение поясного и

местного времени, определение положения объекта в пределах часовых поясов»

 

Индивидуальная.

Практическая работа № 2

 

Учащиеся:

- различают понятия: местное, поясное и декретное время;

- определяют разницу во времени;

- рассчитывают местное и поясное время, положение территории в пределах часовых поясов;

- объясняют роль местного и поясного времени для хозяйства и жизни людей

Тема 3. Изображение территории на географических картах (8 часов)

10

   

Виды карт, их классификация.

Географические карты. Первая печатная карта Руси.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

11

   

Масштаб. Генерализация.

Масштаб. Генерализация.

Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа.

 

12

   

Картографические проекции.

Картографические проекции карт России и Донецкого края. Искажения на картах.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

13

   

Топографические карты.

Использование топографии при изучении территории. Объекты топографических карт.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

14

   

Способы изображения географических объектов и явлений на картах.

Способы изображения географических объектов и явлений на картах.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

15

   

Углы и направления на картах.

Углы и направления на картах.

Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа.

 

16

   

Прямоугольные координаты.

Прямоугольные координаты.

Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа.

 

17

   

Электронные карты

 

Групповая. Подготовка докладов.

 

Учащиеся:

- различают картографические проекции, виды карт, их содержание и назначение;

- определяют виды искажений на картах, топографические углы, прямоугольные координаты;

- составляют описание местности по картам;

- пользуются топографическими картами;

- ориентируются на местности

Тема 4. Формирование и исследование территории (2 часа)

18

   

Археологические исследования территории.

Древние

стоянки и памятники археологии. Первые сведения о землях территории Донецкого края.История освоения и заселения территории России и

Донецкого края в XI-XIX вв.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

19

   

Формирование территории России и Донецкого края.

Формирование территории России и Донецкого края.

Развития Донецкого края в составе Российской империи.

Исследование Донецкого края. Роль российских

экспедиций в изучении Донецкого края. Губернии.

Образование Донецкой губернии, городов.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

Учащиеся:

- имеют представления об истории и развитии России и родного края;

- знают места древних стоянок и памятников археологии;

- характеризуют периоды географического изучения территории России и Донецкого края;

- называют даты основания городов;

- характеризуют роль исследователей в освоении и изучении территории;

- называют исследователей родного края

РАЗДЕЛ П. Общая характеристика природных условий и природных ресурсов (34 часа)

Тема 1. Тектонические структуры, геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые (9 часов)

20

   

Характеристика основных тектонических структур

Характеристика основных тектонических структур: платформы, геосинклинали. История геологического развития. Геологическое летоисчисление. Эпохи складчатости. Палеогеографические условия.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

21

   

Процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними.

Взаимосвязь основных форм рельефа с тектоническими структурами и Основные формы рельефа.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

22

   

Основные формы рельефа России и Донецкого края.

Основные формы рельефа России и Донецкого края. Восточно-Европейская равнина, Донецкий кряж. Приазовская возвышенность, Приазовская низменность. Могилы.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

23

   

Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте основных форм рельефа».

 

Индивидуальная.

Практическая работа № 3

 

24

   

Полезные ископаемые, их классификация.

Полезные ископаемые, их классификация. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Основные месторождения полезных ископаемых и их размещение на территории России и Донецкого края.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

25

   

Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых».

 

Индивидуальная.

Практическая работа № 4

 

26

   

Практическая работа 5 «Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми».

 

Индивидуальная.

Практическая работа 5

 

27

   

Развитие форм рельефа

Неблагоприятные физико-географические процессы

Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность

. Неблагоприятные физико-географические процессы: ветровая и водная эрозии, оползни, карсты

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

28

   

Контрольная работа №1

 

Индивидуальная.

Контрольная работа №1

 

Учащиеся:

- называют основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- объясняют значение понятий: платформа, щит, плита, складчатая область, могила;

- анализируют тектонические и геологические карты;

- описывают по карте основные формы рельефа;

- приводят примеры изменений в рельефе под влиянием внутренних и внешних факторов;

- выявляют зависимость между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми;

- сравнивают особенности природных условий территории в разные эпохи;

- показывают на карте основные формы рельефа: Восточно- Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийскую низменность, Кавказ, Уральские горы, Саяны, Алтай, Донецкий кряж. Приазовскую возвышенность, Приазовскую низменность; тектонические структуры, месторождения полезных ископаемых;

- характеризуют неблагоприятные физико-географические процессы;

- определяют влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф

Тема 2. Климатические условия и ресурсы (9 часов)

29

   

Основные климатообразующие факторы.

Солнечная радиация, ее виды. Влияние общей циркуляции

атмосферы. Преобладающие типы воздушных масс,

циклоны и антициклоны, атмосферные фронты, их

влияние на климат по сезонам.

Подстилающая поверхность.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

30

   

Климатические пояса и типы климата России.

Климатические пояса и типы климата России.

Индивидуальная. Работа с текстом учебника. Систематизация учебного материала в форме таблицы «Климатические пояса и типы климата России.»

 

31

   

Характеристика климата Донецкого края.

Роль русского климатолога Воейкова А.И. в изучении климата Донецкого края. Ось Воейкова.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

32

   

Климатические карты.

Закономерности распределения климатических показателей по территории (температура воздуха, атмосферные осадки, преобладающие ветры, коэффициент увлажнения).

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

33

   

Климатические сезоны.

Особенности времен года. Изменение климата во времени.

Погода. Основные показатели погоды, их изменения по сезонам. Прогноз погоды, народные приметы. Особенности времен года.

Творческая работа «Многолетние изменения климата Донецкого края»

 

34

   

Неблагоприятные погодные явления:

Неблагоприятные погодные явления: ливни, град, суховеи, пылевые бури, засухи, гололедица, заморозки, метели, снежные заносы. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Групповая. Подготовка докладов.

 

35

   

Практическая работа 6 «Обобщение материалов наблюдений за погодой. Построение графиков температур, диаграмм количества осадков, облачности, розы ветров».

 

Индивидуальная.

Практическая работа 6

 

36

   

Климатические ресурсы

Климатические ресурсы: агроклиматические, энергетические, рекреационные климатические ресурсы, их оценка.

Групповая. Подготовка докладов.

 

37

   

Обобщающий урок по теме «Климатические условия и ресурсы»

 

Индивидуальная. Подготовка сообщений. Рефлексия.

 

Учащиеся:

- называют климатообразующие факторы, климатические показатели;

- определяют по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;

- характеризуют распределение климатических показателей;

- составляют описания климата своей местности;

- анализируют данные метеорологических наблюдений;

- выполняют наблюдения за погодой;

- используют метеорологические приборы;

- составляют прогноз погоды по картам и народным приметам;

- приводят примеры возможных неблагоприятных климатических явлений, их влияния на хозяйственную деятельность человека;

- дают оценку климатическим условиям и ресурсам;

- выявляют последствия для климата нерациональной хозяйственной деятельности

Тема 3. Внутренние воды (8 часов)

38

   

Поверхностные воды, их состав.

     

39

   

Реки.

Особенности

водного режима и питания рек. Гидрологическая

характеристика рек: падение, уклон, расход воды, годовой

сток, твердый сток.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

40

   

Озера.

Классификация озёр.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

41

   

Подземные воды, болота,

многолетняя мерзлота, ледники, каналы и водохранилища.

Подземные воды, болота,

многолетняя мерзлота, ледники, каналы и водохранилища.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

42

   

Разнообразие внутренних вод России.

Особенности

российских рек. Разнообразие рек России.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

43

   

Особенности внутренних вод Донецкого края.

 

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

44

   

Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной

карте внутренних вод».

 

Индивидуальная.

Практическая работа №7

 

45

   

Водные ресурсы в жизни человека.

 

Творческая работа «Разработка проекта спасения водных объектов своего края»

 

Учащиеся:

- показывают реки, озера, водохранилища, каналы на карте;

- характеризуют внутренние воды на конкретных примерах;

- дают описание реки своего края;

- дают характеристику внутренних вод с точки зрения возможностей использования в жизни и хозяйственной деятельности человека;

- показывают на карте артезианские бассейны;

- приводят примеры негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние рек, озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты;

- объясняют значение водохранилищ и каналов на реках;

- дают оценку обеспеченности водными ресурсами территории своего края

Тема 4. Почва (4 часа)

46

   

Почва, её состав и свойства. Факторы почвообразования.

Почва, её состав и свойства. Факторы почвообразования.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

47

   

Почвы России, их характеристика.

Закономерности распространения почв. Карта почв.

Индивидуальная. Работа с текстом учебника. Систематизация учебного материала в форме таблицы «Почвы России»

 

48

   

Типы почв Донецкого края, их характеристика. Практическая работа № 8 «Анализ закономерностей

распространения почв на территории Донецкого края»

Закономерности распространения почв. Карта почв.

Индивидуальная.

Практическая работа № 8

 

49

   

Земельные ресурсы, их рациональное использование.

Проблемы почв: эрозия, химизация, засоление.

Мелиоративные мероприятия.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа. . Анализ районов размещения земельных ресурсов

 

Учащиеся:

- объясняют почвообразующие факторы;

- характеризуют закономерности распространения почв;

- называют типы почв;

- дают краткую характеристику типов почв;

- анализируют структуру земельных ресурсов;

- приводят примеры нерационального использования почв человеком;

- анализируют карту почв

Тема 5. Растительный и животный мир ( 4 часа)

50

   

Растительные и животные сообщества.

Разнообразие растительного и животного мира. Факторы, влияющие на их распространение. Биологические ресурсы.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

51

   

Растительный и животный мир России.

Разнообразие растительного и животного мира.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

52

   

Растительный и животный мир Донецкого края.

Разнообразие растительного и животного мира.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

53

   

Красная книга.

Редкие и исчезающие виды растений и животных. Реликты. Эндемики. Лекарственные и ядовитые растения края. Акклиматизация животных. Растительные ресурсы. Влияние хозяйственной деятельности на биологические ресурсы, их охрана, восстановление и рациональное использование.

Творческая работа. «Сбор материалов (фотоматериалы, рисунки) и оформление «Красной книги» родного края»

 

Учащиеся:

- называют представителей растительного и животного мира, их сообщества, редких и исчезающих видов;

- определяют факторы распространения растений и животных;

- характеризуют видовой состав растительного и животного мира;

- распознают растения и животных, занесенные в Красную книгу;

- делают выводы о закономерности распределения представителей растительного и животного мира;

- приводят примеры влияния хозяйственной деятельности на растительный и животный мир

РАЗДЕЛ III. Природные комплексы (9 часов)

Тема 1. Природные комплексы (2 часа)

54

   

Природно-территориальные комплексы (ПТК)

Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Крупные природные комплексы России.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

55

   

Ландшафты природные и антропогенные, их классификация.

Факторы формирования ландшафтов. Особенности взаимодействия природных компонентов в ландшафтах региона. Современные ландшафты.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

Тема 2. Природные зоны России (3 часа)

56

   

Природные зоны России

Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность

Индивидуальная. Работа с текстом учебника. Систематизация учебного материала в форме таблицы «Природные зоны России»

 

57

   

Природные зоны России

 

58

   

Природные зоны России

 

Тема 3. Степная природная зона (2 часа)

59

   

Степная природная зона

Положение Донецкого края в степной зоне.

Фронтальная.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

 

60

   

Практическая работа 9 «Составление характеристики физико-географических единиц Донецкого края»

 

Индивидуальная.

Практическая работа 9

 

Тема 3. Природный комплекс Азовского моря (2 часа)

61

   

Природный комплекс Азовского моря Практическая работа 10 «Составление лоции Азовского моря»

Влияние хозяйственной деятельности человека на изменение ландшафтов родного края.

Индивидуальная.

Практическая работа 10

 

62

   

Контрольная работа №2

 

Индивидуальная.

Контрольная работа №2

 

Учащиеся:

- называют факторы формирования природных комплексов;

- характеризуют взаимодействие природных компонентов;

- определяют единицы физико-географического районирования территории;

- сравнивают особенности природных зон;

- характеризуют крупные природные комплексы России, Донецкого края;

- анализируют изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека;

- показывают на карте единицы физико-географического районирования;

- приводят примеры современных ландшафтов, неблагоприятных физико-географических процессов

РАЗДЕЛ IV. Взаимодействие человека и природы (3 часа)

Тема 1. Геоэкологическая ситуация

63

   

Проблемы рационального использования и охраны природных условий и ресурсов.

Проблемы рационального использования и охраны природных условий и ресурсов.

Творческая работа. Создание проекта «Пути решения проблем переработки отходов в современном мире»

 

64

   

Практическая работа 11 «Определение экологического следа»

Природа и человек. Охрана природы.

Индивидуальная.

Практическая работа 11

 

65

   

Природоохранные объекты России и Донецкого края. Практическая работа 12 «Обозначение природоохранных объектов на карте Донецкого края»

Природоохранные объекты России и Донецкого края.

Индивидуальная.

Практическая работа 12

 

Учащиеся:

- анализируют геоэкологическую ситуацию;

- называют природоохранные объекты России и Донецкого края;

- дают характеристику природоохранным объектам;

- приводят примеры заповедных территорий;

- обозначают на контурной карте природоохранные объекты;

- приводят примеры природоохранных мероприятий

66

   

Итоговое занятие

     

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТА.

Оценивая учебные достижения учащихся по географии, целесообразно учитывать:

правильность и научность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической и картографической терминологии;

степень самостоятельности ответа, логичность, аргументированность при изложении материала;

. степень формирования интеллектуальных, общеобразовательных, специфических умений (работа с картографическими, статистическими, и другими дополнительными материалы)

Критерии оценивания устных ответов:

Уровень

Отметка

Критерии оценивания

Высокий

«5»

Учащийся демонстрирует системные географические знания в пределах учебной программы. Раскрывает поставленный вопрос логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использует необходимую географическую терминологию, подкрепляет теоретические положения конкретными примерами; аргументирует свои утверждения, на высоком уровне анализирует и использует картографическую информацию, объясняет значение географических знаний, дает оценку географическим процессам и явлениям, умеет работать с источниками информации, самостоятельно делает выводы и обобщения.

Достаточный

«4»

Учащийся на достаточном уровне владеет учебным и картографическим материалом, усвоил основные географические понятия и категории, использует полученные знания на практике, знает обязательную географическую номенклатуру, но в ответе отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.

Средний

«3»

Учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности. Воспроизводит часть учебного материала, описывает географические объекты и явления по типовому плану с ошибками, частично владеет географической номенклатурой.

Начальный

«2»

Учащийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала, не делает выводов и обобщений, не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные географические знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; при ответе допускает несколько грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Недоста­точный

«1»

Учащийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал.

Критерии оценивания практических работ:

Уровень

Отметка

Критерии оценивания

Высокий

«5»

Учащийся правильно выбирает необходимые источники географической информации, четко следует ходу выполнения практической работы, верно выполняет задание, самостоятельно делает вывод; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, оформлена аккуратно.

Достаточный

«4»

Практическая работа выполняется учащимся в полном объеме и самостоятельно. Учащийся представляет последовательность выполнения практического задания, но не полностью использует необходимые источники информации и в процессе работы допускает некоторые неточности. Применяет теоретические знания в практической работе; при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя;

Умеет самостоятельно выделять главные положения в практической работе на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Средний

«3»

Практическая работа выполняется и оформляется учащимся при помощи учителя. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами. Учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать при выполнении практической работы, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допускает ошибки в ходе выполнения практической работы.

Начальный

«2»

Учащийся не подготовлен к выполнению практической работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Учащийся имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к выполнению практической работы; при выполнении практической работы, допускает грубые ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Недоста­точный

«1»

Учащийся не может выполнить практическую работу.

Критерии оценивания работы с географической картой:

Уровень

Отметка

Критерии оценивания

Высокий

«5»

Учащийся свободно владеет картографической информацией, анализирует и использует картографический материал, самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в работе на географической карте; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя, правильно показывает объекты на карте с оптимальным темпом;

Имеет необходимые навыки работы с контурной картой, заполнение контурной карты соответствует требованиям.

Достаточный

«4»

Учащийся соблюдает основные правила работы с географической картой, имеет хорошее знание географической карты, но при этом допускает негрубые ошибки или недочеты и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; При показе объектов на карте допускает неточности.

Имеет достаточные навыки работы с контурной картой, при заполнении контурной карты допускает неточности.

Средний

«3»

Учащийся испытывает затруднения при работе с географической картой, показывает слабое знание географической номенклатуры, теряется при поиске географического объекта, темп показа объектов замедленный.

При заполнении контурной карты испытывает трудности в оформлении карты и определении объектов.

Начальный

«2»

Учащийся допускает грубые ошибки в использовании географической карты, с большим затруднением находит и показывает географические объекты на карте, при заполнении контурной карты не учитывает требований заполнения карты, при обозначении объектов допускает грубые ошибки.

Недоста­точный

«1»

Отсутствие практических навыков работы с географической картой

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАИЕРИАЛЫ.

Дронов В. П., Пятунин В. Б., Таможняя Е. А. и др. География. 6-10 классы. CD-мультимедиа курс. Электронное приложение. – М.: «1С», РМЦ, 2012.

Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. – М.: Глобус, 2010.

География. 6-11 классы. Методики. Материалы к урокам. Электрон. опт. диск (CD-ROM). / А. Г.Стадник [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011.

«Страны мира». Географический справочник / Электронное картографическое пособие (CD-ROM). – М.: ЗАО «Новый диск», 2007.

Интерактивные карты по географии. (CD-ROM). – (1C: Образовательная коллекция). – М.: 1C Мультимедиа, 2010.

Географическое краеведение. Физическая география родного края. / Сост. Панкина В.Е. - Донецк, 2015. – 184 с.

Географическое краеведение: Физическая география родного края: 8 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Панкина В.Е., Степанова Н.Н. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 76 с.

Путешествуя по родному краю. 8 класс. Хрестоматия / Сост. Панкина В.Е. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2017. – 176 с.

Тематическое планирование География 6-11 классы. – Волгоград: «Учитель», 2010.

Литература для учащихся:

География России: 8 (кл.): задания и упражнения: пособие для учащихся / Е.В.Баранчиков, А.Е. Козаренко, О.А. Петрусюк. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с. : ил. – (Шаг за шагом к пятерке).

Наумов А.С., Даньшин А.И., Денисов Н.Б. и др. Задачи по географии. – М.: МИРОС, 2003..

Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика / Глав. ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2009.

Справочник школьника. География / Сост. Т.С. Майорова. – М.: Филолог. общ-во “Слово”, Центр гуманитар. наук при ф-те жур-ки МГУ, ТКО “АСТ”, 2006. – 576 с.

Тематический словарь-справочник по географии для школьников и поступающих в вузы. – М., 2014.

Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 2015.

Скиннер М., Рэдферн Д., Фармер Д. География. А - Я: Словарь-справочник/ Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 528 с.

Географическое краеведение. Физическая география родного края. / Сост. Панкина В.Е. - Донецк, 2015. – 184 с.

Географическое краеведение: Физическая география родного края: 8 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Панкина В.Е., Степанова Н.Н. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 76 с.

Путешествуя по родному краю. 8 класс. Хрестоматия / Сост. Панкина В.Е. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2017. – 176 с.

Атлас. География. 8 класс.3-е изд., испр. – М.: 2012. – 48 с.

География. 6-11 классы: Технология решения творческих задач / О.Н.Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2010.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.