12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Самсонова Наталия201 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по географии, 8 класс
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________ | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______________ Приказ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет – География
Класс – 8
Учитель – Самсонова Наталия Алексеевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
(протокол № 1 от 30.08.2018 г.)
г.Ясиноватая
2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Физическая география» 8 класса составлена на основе:
- Закона «ОБ образовании»
- государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОН ДНР № 678 от 30.07.2018 г.), согласно которого школьное географическое образование является составной частью образовательной отрасли «Естествознание».
- География: 6-9 кл.: Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики / сост. Панкина В.Е., Харченкова О.Н., Гавенко Н.В., Николенко В.А., Степанова Н.Н. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 48 с.
Главные задания школьного курса географии:
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своего родного края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках, в отдельных странах и в своей республике;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
• овладение основными навыками нахождения, анализа, использования и презентации географической информации;
. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
. формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
• формирование умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
. формирование умений использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий.
Предмет «География» предполагает формирование следующих учебных достижений:
• определение объектов и явлений в природной, социальной и экономической среде;
• ориентирование по природным объектам, карте и плану местности;
. работать с географической картой и планом местности;
. оценивание изменений состояния окружающей природной среды под воздействием антропогенного фактора;
прогнозирование возможные изменения в окружающей природной среде в результате осуществления того или иного действия или поступка;
определение степени загрязнения окружающей среды, деградации и истощения почв и растительных сообществ;
распознавание местные экологические проблемы, намечать пути их решения.
Для изучения географии в 8-9 классе предлагается интегрированный курс «География», как единый страноведческий курс. В 8 классе – «Физическая география», в 9 классе – «Социальная и экономическая география». Данные курсы являются составной частью
региональной географии и обеспечивают необходимую связь глобальных и региональных
аспектов в изучении природы и экономики Донецкого края и России. В таком подходе
прослеживается интеграция физико-географического и социально-экономического содержания, с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на земле.
Изучение географии родного края способствует обогащению учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Такой подход играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.
Изучение родного края позволяет непосредственно на знакомой учащимся местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающие ландшафты, изучать действия законов природы, видеть причинно-следственные связи в природе, определять роль и место промышленных предприятий в хозяйственном комплексе. Такой подход способствует формированию у учащихся интересов и склонностей к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в профессиональной ориентации.
Курс «Физическая география» в 8 классе даст возможность понять особенности природных условий и природных ресурсов, общие географические закономерности Донецкого края и России, а также важность и необходимость их изучения и учета в деятельности человека, формировать основу для дальнейшего географического образования.
Курс региональной географии рассчитан на 66 часов в 8 классе (по 2 часа в неделю)
Изучение географии в 8 классе предусматривает выполнение 12 практических работ, которые являются обязательными по выполнению, но обязательно оцениваются (выставляется оценка в колонку в журнале) – 4 (по одной в каждой четверти), остальные по выбору учителя.
В 8 классе предусматривается выполнение 2 обязательных контрольных работ в каждом классе (по одной в каждом полугодии).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (8 класс)
№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание | Основные виды деятельности | Примечание | |||||||
По плану | По факту | |||||||||||
1 | Введение | Понятие «физическая география». Объект изучения. Источники географических знаний. Методы исследования | Индивидуальная. Составление опорного конспекта «Характеристика основных методов географических исследований». | |||||||||
Учащиеся: - определяют объект изучения; - умеют использовать различные источники информации; - характеризуют методы исследований; - ведут наблюдения за погодой, изменениями в природе | ||||||||||||
РАЗДЕЛ I. Государство на карте мира и ее географические исследования (18 часов) | ||||||||||||
Тема 1. Географическое положение (4 часа) | ||||||||||||
2 | Географическое положение как фактор развития хозяйства страны. | Размеры территории, границы, административные районы, географические координаты крайних точек. Положение относительно тепловых поясов Земли, материков и частей света, океанов и морей, крупных физико-географических объектов. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
3 | Географическое положение России и его особенности. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | ||||||||||
4 | Особенности географического положения Донецкого края. | Оценка географического положения Донецкого края. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
5 | Практическая работа № 1 «Обозначение на контурной карте границ, соседей, крайних точек, географического центра» | Индивидуальная. Практическая работа № 1 | ||||||||||
Учащиеся: - характеризуют географическое положение России и Донецкого края; - объясняют роль географического положения; - называют соседей России и Донецкого края; - характеризуют соседей территории; - дают оценку географического положения; - показывают на карте крайний точки и географические центры; - определяют влияние географического положения территории на развитие хозяйства страны | ||||||||||||
Тема 2. Положение страны в пределах часовых поясов | ||||||||||||
6 | Часовые пояса. | Часовые пояса. Местное и поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. Декретное время. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
7 | Россия на карте часовых поясов | . Часовые зоны России. | Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа. | |||||||||
8 | Донецкий край на карте часовых поясов. | Донецкий край на карте часовых поясов. | Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа. | |||||||||
9 | Практическая работа № 2 «Определение поясного и местного времени, определение положения объекта в пределах часовых поясов» | Индивидуальная. Практическая работа № 2 | ||||||||||
Учащиеся: - различают понятия: местное, поясное и декретное время; - определяют разницу во времени; - рассчитывают местное и поясное время, положение территории в пределах часовых поясов; - объясняют роль местного и поясного времени для хозяйства и жизни людей | ||||||||||||
Тема 3. Изображение территории на географических картах (8 часов) | ||||||||||||
10 | Виды карт, их классификация. | Географические карты. Первая печатная карта Руси. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
11 | Масштаб. Генерализация. | Масштаб. Генерализация. | Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа. | |||||||||
12 | Картографические проекции. | Картографические проекции карт России и Донецкого края. Искажения на картах. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
13 | Топографические карты. | Использование топографии при изучении территории. Объекты топографических карт. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
14 | Способы изображения географических объектов и явлений на картах. | Способы изображения географических объектов и явлений на картах. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
15 | Углы и направления на картах. | Углы и направления на картах. | Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа. | |||||||||
16 | Прямоугольные координаты. | Прямоугольные координаты. | Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа. | |||||||||
17 | Электронные карты | Групповая. Подготовка докладов. | ||||||||||
Учащиеся: - различают картографические проекции, виды карт, их содержание и назначение; - определяют виды искажений на картах, топографические углы, прямоугольные координаты; - составляют описание местности по картам; - пользуются топографическими картами; - ориентируются на местности | ||||||||||||
Тема 4. Формирование и исследование территории (2 часа) | ||||||||||||
18 | Археологические исследования территории. | Древние стоянки и памятники археологии. Первые сведения о землях территории Донецкого края.История освоения и заселения территории России и Донецкого края в XI-XIX вв. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
19 | Формирование территории России и Донецкого края. | Формирование территории России и Донецкого края. Развития Донецкого края в составе Российской империи. Исследование Донецкого края. Роль российских экспедиций в изучении Донецкого края. Губернии. Образование Донецкой губернии, городов. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
Учащиеся: - имеют представления об истории и развитии России и родного края; - знают места древних стоянок и памятников археологии; - характеризуют периоды географического изучения территории России и Донецкого края; - называют даты основания городов; - характеризуют роль исследователей в освоении и изучении территории; - называют исследователей родного края | ||||||||||||
РАЗДЕЛ П. Общая характеристика природных условий и природных ресурсов (34 часа) | ||||||||||||
Тема 1. Тектонические структуры, геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые (9 часов) | ||||||||||||
20 | Характеристика основных тектонических структур | Характеристика основных тектонических структур: платформы, геосинклинали. История геологического развития. Геологическое летоисчисление. Эпохи складчатости. Палеогеографические условия. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
21 | Процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. | Взаимосвязь основных форм рельефа с тектоническими структурами и Основные формы рельефа. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
22 | Основные формы рельефа России и Донецкого края. | Основные формы рельефа России и Донецкого края. Восточно-Европейская равнина, Донецкий кряж. Приазовская возвышенность, Приазовская низменность. Могилы. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
23 | Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте основных форм рельефа». | Индивидуальная. Практическая работа № 3 | ||||||||||
24 | Полезные ископаемые, их классификация. | Полезные ископаемые, их классификация. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Основные месторождения полезных ископаемых и их размещение на территории России и Донецкого края. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
25 | Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых». | Индивидуальная. Практическая работа № 4 | ||||||||||
26 | Практическая работа 5 «Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми». | Индивидуальная. Практическая работа 5 | ||||||||||
27 | Развитие форм рельефа Неблагоприятные физико-географические процессы | Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность . Неблагоприятные физико-географические процессы: ветровая и водная эрозии, оползни, карсты | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
28 | Контрольная работа №1 | Индивидуальная. Контрольная работа №1 | ||||||||||
Учащиеся: - называют основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; - объясняют значение понятий: платформа, щит, плита, складчатая область, могила; - анализируют тектонические и геологические карты; - описывают по карте основные формы рельефа; - приводят примеры изменений в рельефе под влиянием внутренних и внешних факторов; - выявляют зависимость между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми; - сравнивают особенности природных условий территории в разные эпохи; - показывают на карте основные формы рельефа: Восточно- Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийскую низменность, Кавказ, Уральские горы, Саяны, Алтай, Донецкий кряж. Приазовскую возвышенность, Приазовскую низменность; тектонические структуры, месторождения полезных ископаемых; - характеризуют неблагоприятные физико-географические процессы; - определяют влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф | ||||||||||||
Тема 2. Климатические условия и ресурсы (9 часов) | ||||||||||||
29 | Основные климатообразующие факторы. | Солнечная радиация, ее виды. Влияние общей циркуляции атмосферы. Преобладающие типы воздушных масс, циклоны и антициклоны, атмосферные фронты, их влияние на климат по сезонам. Подстилающая поверхность. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
30 | Климатические пояса и типы климата России. | Климатические пояса и типы климата России. | Индивидуальная. Работа с текстом учебника. Систематизация учебного материала в форме таблицы «Климатические пояса и типы климата России.» | |||||||||
31 | Характеристика климата Донецкого края. | Роль русского климатолога Воейкова А.И. в изучении климата Донецкого края. Ось Воейкова. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
32 | Климатические карты. | Закономерности распределения климатических показателей по территории (температура воздуха, атмосферные осадки, преобладающие ветры, коэффициент увлажнения). | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
33 | Климатические сезоны. | Особенности времен года. Изменение климата во времени. Погода. Основные показатели погоды, их изменения по сезонам. Прогноз погоды, народные приметы. Особенности времен года. | Творческая работа «Многолетние изменения климата Донецкого края» | |||||||||
34 | Неблагоприятные погодные явления: | Неблагоприятные погодные явления: ливни, град, суховеи, пылевые бури, засухи, гололедица, заморозки, метели, снежные заносы. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | Групповая. Подготовка докладов. | |||||||||
35 | Практическая работа № 6 «Обобщение материалов наблюдений за погодой. Построение графиков температур, диаграмм количества осадков, облачности, розы ветров». | Индивидуальная. Практическая работа № 6 | ||||||||||
36 | Климатические ресурсы | Климатические ресурсы: агроклиматические, энергетические, рекреационные климатические ресурсы, их оценка. | Групповая. Подготовка докладов. | |||||||||
37 | Обобщающий урок по теме «Климатические условия и ресурсы» | Индивидуальная. Подготовка сообщений. Рефлексия. | ||||||||||
Учащиеся: - называют климатообразующие факторы, климатические показатели; - определяют по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации; - характеризуют распределение климатических показателей; - составляют описания климата своей местности; - анализируют данные метеорологических наблюдений; - выполняют наблюдения за погодой; - используют метеорологические приборы; - составляют прогноз погоды по картам и народным приметам; - приводят примеры возможных неблагоприятных климатических явлений, их влияния на хозяйственную деятельность человека; - дают оценку климатическим условиям и ресурсам; - выявляют последствия для климата нерациональной хозяйственной деятельности | ||||||||||||
Тема 3. Внутренние воды (8 часов) | ||||||||||||
38 | Поверхностные воды, их состав. | |||||||||||
39 | Реки. | Особенности водного режима и питания рек. Гидрологическая характеристика рек: падение, уклон, расход воды, годовой сток, твердый сток. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
40 | Озера. | Классификация озёр. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
41 | Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и водохранилища. | Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и водохранилища. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
42 | Разнообразие внутренних вод России. | Особенности российских рек. Разнообразие рек России. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
43 | Особенности внутренних вод Донецкого края. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | ||||||||||
44 | Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте внутренних вод». | Индивидуальная. Практическая работа №7 | ||||||||||
45 | Водные ресурсы в жизни человека. | Творческая работа «Разработка проекта спасения водных объектов своего края» | ||||||||||
Учащиеся: - показывают реки, озера, водохранилища, каналы на карте; - характеризуют внутренние воды на конкретных примерах; - дают описание реки своего края; - дают характеристику внутренних вод с точки зрения возможностей использования в жизни и хозяйственной деятельности человека; - показывают на карте артезианские бассейны; - приводят примеры негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние рек, озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты; - объясняют значение водохранилищ и каналов на реках; - дают оценку обеспеченности водными ресурсами территории своего края | ||||||||||||
Тема 4. Почва (4 часа) | ||||||||||||
46 | Почва, её состав и свойства. Факторы почвообразования. | Почва, её состав и свойства. Факторы почвообразования. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
47 | Почвы России, их характеристика. | Закономерности распространения почв. Карта почв. | Индивидуальная. Работа с текстом учебника. Систематизация учебного материала в форме таблицы «Почвы России» | |||||||||
48 | Типы почв Донецкого края, их характеристика. Практическая работа № 8 «Анализ закономерностей распространения почв на территории Донецкого края» | Закономерности распространения почв. Карта почв. | Индивидуальная. Практическая работа № 8 | |||||||||
49 | Земельные ресурсы, их рациональное использование. | Проблемы почв: эрозия, химизация, засоление. Мелиоративные мероприятия. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. . Анализ районов размещения земельных ресурсов | |||||||||
Учащиеся: - объясняют почвообразующие факторы; - характеризуют закономерности распространения почв; - называют типы почв; - дают краткую характеристику типов почв; - анализируют структуру земельных ресурсов; - приводят примеры нерационального использования почв человеком; - анализируют карту почв | ||||||||||||
Тема 5. Растительный и животный мир ( 4 часа) | ||||||||||||
50 | Растительные и животные сообщества. | Разнообразие растительного и животного мира. Факторы, влияющие на их распространение. Биологические ресурсы. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
51 | Растительный и животный мир России. | Разнообразие растительного и животного мира. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
52 | Растительный и животный мир Донецкого края. | Разнообразие растительного и животного мира. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
53 | Красная книга. | Редкие и исчезающие виды растений и животных. Реликты. Эндемики. Лекарственные и ядовитые растения края. Акклиматизация животных. Растительные ресурсы. Влияние хозяйственной деятельности на биологические ресурсы, их охрана, восстановление и рациональное использование. | Творческая работа. «Сбор материалов (фотоматериалы, рисунки) и оформление «Красной книги» родного края» | |||||||||
Учащиеся: - называют представителей растительного и животного мира, их сообщества, редких и исчезающих видов; - определяют факторы распространения растений и животных; - характеризуют видовой состав растительного и животного мира; - распознают растения и животных, занесенные в Красную книгу; - делают выводы о закономерности распределения представителей растительного и животного мира; - приводят примеры влияния хозяйственной деятельности на растительный и животный мир | ||||||||||||
РАЗДЕЛ III. Природные комплексы (9 часов) | ||||||||||||
Тема 1. Природные комплексы (2 часа) | ||||||||||||
54 | Природно-территориальные комплексы (ПТК) | Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Крупные природные комплексы России. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
55 | Ландшафты природные и антропогенные, их классификация. | Факторы формирования ландшафтов. Особенности взаимодействия природных компонентов в ландшафтах региона. Современные ландшафты. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
Тема 2. Природные зоны России (3 часа) | ||||||||||||
56 | Природные зоны России | Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность | Индивидуальная. Работа с текстом учебника. Систематизация учебного материала в форме таблицы «Природные зоны России» | |||||||||
57 | Природные зоны России | |||||||||||
58 | Природные зоны России | |||||||||||
Тема 3. Степная природная зона (2 часа) | ||||||||||||
59 | Степная природная зона | Положение Донецкого края в степной зоне. | Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. | |||||||||
60 | Практическая работа № 9 «Составление характеристики физико-географических единиц Донецкого края» | Индивидуальная. Практическая работа № 9 | ||||||||||
Тема 3. Природный комплекс Азовского моря (2 часа) | ||||||||||||
61 | Природный комплекс Азовского моря Практическая работа № 10 «Составление лоции Азовского моря» | Влияние хозяйственной деятельности человека на изменение ландшафтов родного края. | Индивидуальная. Практическая работа № 10 | |||||||||
62 | Контрольная работа №2 | Индивидуальная. Контрольная работа №2 | ||||||||||
Учащиеся: - называют факторы формирования природных комплексов; - характеризуют взаимодействие природных компонентов; - определяют единицы физико-географического районирования территории; - сравнивают особенности природных зон; - характеризуют крупные природные комплексы России, Донецкого края; - анализируют изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека; - показывают на карте единицы физико-географического районирования; - приводят примеры современных ландшафтов, неблагоприятных физико-географических процессов | ||||||||||||
РАЗДЕЛ IV. Взаимодействие человека и природы (3 часа) | ||||||||||||
Тема 1. Геоэкологическая ситуация | ||||||||||||
63 | Проблемы рационального использования и охраны природных условий и ресурсов. | Проблемы рационального использования и охраны природных условий и ресурсов. | Творческая работа. Создание проекта «Пути решения проблем переработки отходов в современном мире» | |||||||||
64 | Практическая работа № 11 «Определение экологического следа» | Природа и человек. Охрана природы. | Индивидуальная. Практическая работа № 11 | |||||||||
65 | Природоохранные объекты России и Донецкого края. Практическая работа № 12 «Обозначение природоохранных объектов на карте Донецкого края» | Природоохранные объекты России и Донецкого края. | Индивидуальная. Практическая работа № 12 | |||||||||
Учащиеся: - анализируют геоэкологическую ситуацию; - называют природоохранные объекты России и Донецкого края; - дают характеристику природоохранным объектам; - приводят примеры заповедных территорий; - обозначают на контурной карте природоохранные объекты; - приводят примеры природоохранных мероприятий | ||||||||||||
66 | Итоговое занятие |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТА.
Оценивая учебные достижения учащихся по географии, целесообразно учитывать:
правильность и научность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической и картографической терминологии;
степень самостоятельности ответа, логичность, аргументированность при изложении материала;
. степень формирования интеллектуальных, общеобразовательных, специфических умений (работа с картографическими, статистическими, и другими дополнительными материалы)
Критерии оценивания устных ответов:
Уровень | Отметка | Критерии оценивания |
Высокий | «5» | Учащийся демонстрирует системные географические знания в пределах учебной программы. Раскрывает поставленный вопрос логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использует необходимую географическую терминологию, подкрепляет теоретические положения конкретными примерами; аргументирует свои утверждения, на высоком уровне анализирует и использует картографическую информацию, объясняет значение географических знаний, дает оценку географическим процессам и явлениям, умеет работать с источниками информации, самостоятельно делает выводы и обобщения. |
Достаточный | «4» | Учащийся на достаточном уровне владеет учебным и картографическим материалом, усвоил основные географические понятия и категории, использует полученные знания на практике, знает обязательную географическую номенклатуру, но в ответе отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология. |
Средний | «3» | Учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности. Воспроизводит часть учебного материала, описывает географические объекты и явления по типовому плану с ошибками, частично владеет географической номенклатурой. |
Начальный | «2» | Учащийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала, не делает выводов и обобщений, не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные географические знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; при ответе допускает несколько грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. |
Недостаточный | «1» | Учащийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал. |
Критерии оценивания практических работ:
Уровень | Отметка | Критерии оценивания |
Высокий | «5» | Учащийся правильно выбирает необходимые источники географической информации, четко следует ходу выполнения практической работы, верно выполняет задание, самостоятельно делает вывод; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, оформлена аккуратно. |
Достаточный | «4» | Практическая работа выполняется учащимся в полном объеме и самостоятельно. Учащийся представляет последовательность выполнения практического задания, но не полностью использует необходимые источники информации и в процессе работы допускает некоторые неточности. Применяет теоретические знания в практической работе; при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; Умеет самостоятельно выделять главные положения в практической работе на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы. |
Средний | «3» | Практическая работа выполняется и оформляется учащимся при помощи учителя. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами. Учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать при выполнении практической работы, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допускает ошибки в ходе выполнения практической работы. |
Начальный | «2» | Учащийся не подготовлен к выполнению практической работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Учащийся имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к выполнению практической работы; при выполнении практической работы, допускает грубые ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя. |
Недостаточный | «1» | Учащийся не может выполнить практическую работу. |
Критерии оценивания работы с географической картой:
Уровень | Отметка | Критерии оценивания |
Высокий | «5» | Учащийся свободно владеет картографической информацией, анализирует и использует картографический материал, самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в работе на географической карте; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя, правильно показывает объекты на карте с оптимальным темпом; Имеет необходимые навыки работы с контурной картой, заполнение контурной карты соответствует требованиям. |
Достаточный | «4» | Учащийся соблюдает основные правила работы с географической картой, имеет хорошее знание географической карты, но при этом допускает негрубые ошибки или недочеты и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; При показе объектов на карте допускает неточности. Имеет достаточные навыки работы с контурной картой, при заполнении контурной карты допускает неточности. |
Средний | «3» | Учащийся испытывает затруднения при работе с географической картой, показывает слабое знание географической номенклатуры, теряется при поиске географического объекта, темп показа объектов замедленный. При заполнении контурной карты испытывает трудности в оформлении карты и определении объектов. |
Начальный | «2» | Учащийся допускает грубые ошибки в использовании географической карты, с большим затруднением находит и показывает географические объекты на карте, при заполнении контурной карты не учитывает требований заполнения карты, при обозначении объектов допускает грубые ошибки. |
Недостаточный | «1» | Отсутствие практических навыков работы с географической картой |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАИЕРИАЛЫ.
Дронов В. П., Пятунин В. Б., Таможняя Е. А. и др. География. 6-10 классы. CD-мультимедиа курс. Электронное приложение. – М.: «1С», РМЦ, 2012.
Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. – М.: Глобус, 2010.
География. 6-11 классы. Методики. Материалы к урокам. Электрон. опт. диск (CD-ROM). / А. Г.Стадник [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011.
«Страны мира». Географический справочник / Электронное картографическое пособие (CD-ROM). – М.: ЗАО «Новый диск», 2007.
Интерактивные карты по географии. (CD-ROM). – (1C: Образовательная коллекция). – М.: 1C Мультимедиа, 2010.
Географическое краеведение. Физическая география родного края. / Сост. Панкина В.Е. - Донецк, 2015. – 184 с.
Географическое краеведение: Физическая география родного края: 8 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Панкина В.Е., Степанова Н.Н. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 76 с.
Путешествуя по родному краю. 8 класс. Хрестоматия / Сост. Панкина В.Е. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2017. – 176 с.
Тематическое планирование География 6-11 классы. – Волгоград: «Учитель», 2010.
Литература для учащихся:
География России: 8 (кл.): задания и упражнения: пособие для учащихся / Е.В.Баранчиков, А.Е. Козаренко, О.А. Петрусюк. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с. : ил. – (Шаг за шагом к пятерке).
Наумов А.С., Даньшин А.И., Денисов Н.Б. и др. Задачи по географии. – М.: МИРОС, 2003..
Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика / Глав. ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2009.
Справочник школьника. География / Сост. Т.С. Майорова. – М.: Филолог. общ-во “Слово”, Центр гуманитар. наук при ф-те жур-ки МГУ, ТКО “АСТ”, 2006. – 576 с.
Тематический словарь-справочник по географии для школьников и поступающих в вузы. – М., 2014.
Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 2015.
Скиннер М., Рэдферн Д., Фармер Д. География. А - Я: Словарь-справочник/ Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 528 с.
Географическое краеведение. Физическая география родного края. / Сост. Панкина В.Е. - Донецк, 2015. – 184 с.
Географическое краеведение: Физическая география родного края: 8 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Панкина В.Е., Степанова Н.Н. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 76 с.
Путешествуя по родному краю. 8 класс. Хрестоматия / Сост. Панкина В.Е. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2017. – 176 с.
География. 6-11 классы: Технология решения творческих задач / О.Н.Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2010.