Рабочая программа курса «Физическая география» (8 класс)
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________ |
УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______________ Приказ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет – География
Класс – 8
Учитель – Самсонова Наталия Алексеевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
(протокол № 1 от 30.08.2018 г.)
г.Ясиноватая
2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Физическая география» 8 класса составлена на основе:
- Закона «ОБ образовании»
- государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОН ДНР № 678 от 30.07.2018 г.), согласно которого школьное географическое образование является составной частью образовательной отрасли «Естествознание».
- География: 6-9 кл.: Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики / сост. Панкина В.Е., Харченкова О.Н., Гавенко Н.В., Николенко В.А., Степанова Н.Н. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 48 с.
Главные задания школьного курса географии:
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своего родного края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках, в отдельных странах и в своей республике;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
• овладение основными навыками нахождения, анализа, использования и презентации географической информации;
. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
. формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
• формирование умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
. формирование умений использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий.
Предмет «География» предполагает формирование следующих учебных достижений:
• определение объектов и явлений в природной, социальной и экономической среде;
• ориентирование по природным объектам, карте и плану местности;
. работать с географической картой и планом местности;
. оценивание изменений состояния окружающей природной среды под воздействием антропогенного фактора;
прогнозирование возможные изменения в окружающей природной среде в результате осуществления того или иного действия или поступка;
определение степени загрязнения окружающей среды, деградации и истощения почв и растительных сообществ;
распознавание местные экологические проблемы, намечать пути их решения.
Для изучения географии в 8-9 классе предлагается интегрированный курс «География», как единый страноведческий курс. В 8 классе – «Физическая география», в 9 классе – «Социальная и экономическая география». Данные курсы являются составной частью
региональной географии и обеспечивают необходимую связь глобальных и региональных
аспектов в изучении природы и экономики Донецкого края и России. В таком подходе
прослеживается интеграция физико-географического и социально-экономического содержания, с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на земле.
Изучение географии родного края способствует обогащению учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Такой подход играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.
Изучение родного края позволяет непосредственно на знакомой учащимся местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающие ландшафты, изучать действия законов природы, видеть причинно-следственные связи в природе, определять роль и место промышленных предприятий в хозяйственном комплексе. Такой подход способствует формированию у учащихся интересов и склонностей к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в профессиональной ориентации.
Курс «Физическая география» в 8 классе даст возможность понять особенности природных условий и природных ресурсов, общие географические закономерности Донецкого края и России, а также важность и необходимость их изучения и учета в деятельности человека, формировать основу для дальнейшего географического образования.
Курс региональной географии рассчитан на 66 часов в 8 классе (по 2 часа в неделю)
Изучение географии в 8 классе предусматривает выполнение 12 практических работ, которые являются обязательными по выполнению, но обязательно оцениваются (выставляется оценка в колонку в журнале) – 4 (по одной в каждой четверти), остальные по выбору учителя.
В 8 классе предусматривается выполнение 2 обязательных контрольных работ в каждом классе (по одной в каждом полугодии).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (8 класс)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Содержание |
Основные виды деятельности |
Примечание |
|||||||
По плану |
По факту |
|||||||||||
1 |
Введение |
Понятие «физическая география». Объект изучения. Источники географических знаний. Методы исследования |
Индивидуальная. Составление опорного конспекта «Характеристика основных методов географических исследований». |
|||||||||
Учащиеся: - определяют объект изучения; - умеют использовать различные источники информации; - характеризуют методы исследований; - ведут наблюдения за погодой, изменениями в природе |
||||||||||||
РАЗДЕЛ I. Государство на карте мира и ее географические исследования (18 часов) |
||||||||||||
Тема 1. Географическое положение (4 часа) |
||||||||||||
2 |
Географическое положение как фактор развития хозяйства страны. |
Размеры территории, границы, административные районы, географические координаты крайних точек. Положение относительно тепловых поясов Земли, материков и частей света, океанов и морей, крупных физико-географических объектов. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
3 |
Географическое положение России и его особенности. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
||||||||||
4 |
Особенности географического положения Донецкого края. |
Оценка географического положения Донецкого края. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
5 |
Практическая работа № 1 «Обозначение на контурной карте границ, соседей, крайних точек, географического центра» |
Индивидуальная. Практическая работа № 1 |
||||||||||
Учащиеся: - характеризуют географическое положение России и Донецкого края; - объясняют роль географического положения; - называют соседей России и Донецкого края; - характеризуют соседей территории; - дают оценку географического положения; - показывают на карте крайний точки и географические центры; - определяют влияние географического положения территории на развитие хозяйства страны |
||||||||||||
Тема 2. Положение страны в пределах часовых поясов |
||||||||||||
6 |
Часовые пояса. |
Часовые пояса. Местное и поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. Декретное время. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
7 |
Россия на карте часовых поясов |
. Часовые зоны России. |
Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа. |
|||||||||
8 |
Донецкий край на карте часовых поясов. |
Донецкий край на карте часовых поясов. |
Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа. |
|||||||||
9 |
Практическая работа № 2 «Определение поясного и местного времени, определение положения объекта в пределах часовых поясов» |
Индивидуальная. Практическая работа № 2 |
||||||||||
Учащиеся: - различают понятия: местное, поясное и декретное время; - определяют разницу во времени; - рассчитывают местное и поясное время, положение территории в пределах часовых поясов; - объясняют роль местного и поясного времени для хозяйства и жизни людей |
||||||||||||
Тема 3. Изображение территории на географических картах (8 часов) |
||||||||||||
10 |
Виды карт, их классификация. |
Географические карты. Первая печатная карта Руси. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
11 |
Масштаб. Генерализация. |
Масштаб. Генерализация. |
Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа. |
|||||||||
12 |
Картографические проекции. |
Картографические проекции карт России и Донецкого края. Искажения на картах. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
13 |
Топографические карты. |
Использование топографии при изучении территории. Объекты топографических карт. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
14 |
Способы изображения географических объектов и явлений на картах. |
Способы изображения географических объектов и явлений на картах. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
15 |
Углы и направления на картах. |
Углы и направления на картах. |
Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа. |
|||||||||
16 |
Прямоугольные координаты. |
Прямоугольные координаты. |
Групповая. Решение географических задач. Анализ карт атласа. |
|||||||||
17 |
Электронные карты |
Групповая. Подготовка докладов. |
||||||||||
Учащиеся: - различают картографические проекции, виды карт, их содержание и назначение; - определяют виды искажений на картах, топографические углы, прямоугольные координаты; - составляют описание местности по картам; - пользуются топографическими картами; - ориентируются на местности |
||||||||||||
Тема 4. Формирование и исследование территории (2 часа) |
||||||||||||
18 |
Археологические исследования территории. |
Древние стоянки и памятники археологии. Первые сведения о землях территории Донецкого края.История освоения и заселения территории России и Донецкого края в XI-XIX вв. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
19 |
Формирование территории России и Донецкого края. |
Формирование территории России и Донецкого края. Развития Донецкого края в составе Российской империи. Исследование Донецкого края. Роль российских экспедиций в изучении Донецкого края. Губернии. Образование Донецкой губернии, городов. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
Учащиеся: - имеют представления об истории и развитии России и родного края; - знают места древних стоянок и памятников археологии; - характеризуют периоды географического изучения территории России и Донецкого края; - называют даты основания городов; - характеризуют роль исследователей в освоении и изучении территории; - называют исследователей родного края |
||||||||||||
РАЗДЕЛ П. Общая характеристика природных условий и природных ресурсов (34 часа) |
||||||||||||
Тема 1. Тектонические структуры, геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые (9 часов) |
||||||||||||
20 |
Характеристика основных тектонических структур |
Характеристика основных тектонических структур: платформы, геосинклинали. История геологического развития. Геологическое летоисчисление. Эпохи складчатости. Палеогеографические условия. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
21 |
Процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. |
Взаимосвязь основных форм рельефа с тектоническими структурами и Основные формы рельефа. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
22 |
Основные формы рельефа России и Донецкого края. |
Основные формы рельефа России и Донецкого края. Восточно-Европейская равнина, Донецкий кряж. Приазовская возвышенность, Приазовская низменность. Могилы. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
23 |
Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте основных форм рельефа». |
Индивидуальная. Практическая работа № 3 |
||||||||||
24 |
Полезные ископаемые, их классификация. |
Полезные ископаемые, их классификация. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Основные месторождения полезных ископаемых и их размещение на территории России и Донецкого края. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
25 |
Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых». |
Индивидуальная. Практическая работа № 4 |
||||||||||
26 |
Практическая работа 5 «Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми». |
Индивидуальная. Практическая работа 5 |
||||||||||
27 |
Развитие форм рельефа Неблагоприятные физико-географические процессы |
Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность . Неблагоприятные физико-географические процессы: ветровая и водная эрозии, оползни, карсты |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
28 |
Контрольная работа №1 |
Индивидуальная. Контрольная работа №1 |
||||||||||
Учащиеся: - называют основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; - объясняют значение понятий: платформа, щит, плита, складчатая область, могила; - анализируют тектонические и геологические карты; - описывают по карте основные формы рельефа; - приводят примеры изменений в рельефе под влиянием внутренних и внешних факторов; - выявляют зависимость между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми; - сравнивают особенности природных условий территории в разные эпохи; - показывают на карте основные формы рельефа: Восточно- Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийскую низменность, Кавказ, Уральские горы, Саяны, Алтай, Донецкий кряж. Приазовскую возвышенность, Приазовскую низменность; тектонические структуры, месторождения полезных ископаемых; - характеризуют неблагоприятные физико-географические процессы; - определяют влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф |
||||||||||||
Тема 2. Климатические условия и ресурсы (9 часов) |
||||||||||||
29 |
Основные климатообразующие факторы. |
Солнечная радиация, ее виды. Влияние общей циркуляции атмосферы. Преобладающие типы воздушных масс, циклоны и антициклоны, атмосферные фронты, их влияние на климат по сезонам. Подстилающая поверхность. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
30 |
Климатические пояса и типы климата России. |
Климатические пояса и типы климата России. |
Индивидуальная. Работа с текстом учебника. Систематизация учебного материала в форме таблицы «Климатические пояса и типы климата России.» |
|||||||||
31 |
Характеристика климата Донецкого края. |
Роль русского климатолога Воейкова А.И. в изучении климата Донецкого края. Ось Воейкова. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
32 |
Климатические карты. |
Закономерности распределения климатических показателей по территории (температура воздуха, атмосферные осадки, преобладающие ветры, коэффициент увлажнения). |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
33 |
Климатические сезоны. |
Особенности времен года. Изменение климата во времени. Погода. Основные показатели погоды, их изменения по сезонам. Прогноз погоды, народные приметы. Особенности времен года. |
Творческая работа «Многолетние изменения климата Донецкого края» |
|||||||||
34 |
Неблагоприятные погодные явления: |
Неблагоприятные погодные явления: ливни, град, суховеи, пылевые бури, засухи, гололедица, заморозки, метели, снежные заносы. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. |
Групповая. Подготовка докладов. |
|||||||||
35 |
Практическая работа № 6 «Обобщение материалов наблюдений за погодой. Построение графиков температур, диаграмм количества осадков, облачности, розы ветров». |
Индивидуальная. Практическая работа № 6 |
||||||||||
36 |
Климатические ресурсы |
Климатические ресурсы: агроклиматические, энергетические, рекреационные климатические ресурсы, их оценка. |
Групповая. Подготовка докладов. |
|||||||||
37 |
Обобщающий урок по теме «Климатические условия и ресурсы» |
Индивидуальная. Подготовка сообщений. Рефлексия. |
||||||||||
Учащиеся: - называют климатообразующие факторы, климатические показатели; - определяют по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации; - характеризуют распределение климатических показателей; - составляют описания климата своей местности; - анализируют данные метеорологических наблюдений; - выполняют наблюдения за погодой; - используют метеорологические приборы; - составляют прогноз погоды по картам и народным приметам; - приводят примеры возможных неблагоприятных климатических явлений, их влияния на хозяйственную деятельность человека; - дают оценку климатическим условиям и ресурсам; - выявляют последствия для климата нерациональной хозяйственной деятельности |
||||||||||||
Тема 3. Внутренние воды (8 часов) |
||||||||||||
38 |
Поверхностные воды, их состав. |
|||||||||||
39 |
Реки. |
Особенности водного режима и питания рек. Гидрологическая характеристика рек: падение, уклон, расход воды, годовой сток, твердый сток. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
40 |
Озера. |
Классификация озёр. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
41 |
Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и водохранилища. |
Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и водохранилища. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
42 |
Разнообразие внутренних вод России. |
Особенности российских рек. Разнообразие рек России. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
43 |
Особенности внутренних вод Донецкого края. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
||||||||||
44 |
Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте внутренних вод». |
Индивидуальная. Практическая работа №7 |
||||||||||
45 |
Водные ресурсы в жизни человека. |
Творческая работа «Разработка проекта спасения водных объектов своего края» |
||||||||||
Учащиеся: - показывают реки, озера, водохранилища, каналы на карте; - характеризуют внутренние воды на конкретных примерах; - дают описание реки своего края; - дают характеристику внутренних вод с точки зрения возможностей использования в жизни и хозяйственной деятельности человека; - показывают на карте артезианские бассейны; - приводят примеры негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние рек, озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты; - объясняют значение водохранилищ и каналов на реках; - дают оценку обеспеченности водными ресурсами территории своего края |
||||||||||||
Тема 4. Почва (4 часа) |
||||||||||||
46 |
Почва, её состав и свойства. Факторы почвообразования. |
Почва, её состав и свойства. Факторы почвообразования. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
47 |
Почвы России, их характеристика. |
Закономерности распространения почв. Карта почв. |
Индивидуальная. Работа с текстом учебника. Систематизация учебного материала в форме таблицы «Почвы России» |
|||||||||
48 |
Типы почв Донецкого края, их характеристика. Практическая работа № 8 «Анализ закономерностей распространения почв на территории Донецкого края» |
Закономерности распространения почв. Карта почв. |
Индивидуальная. Практическая работа № 8 |
|||||||||
49 |
Земельные ресурсы, их рациональное использование. |
Проблемы почв: эрозия, химизация, засоление. Мелиоративные мероприятия. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. . Анализ районов размещения земельных ресурсов |
|||||||||
Учащиеся: - объясняют почвообразующие факторы; - характеризуют закономерности распространения почв; - называют типы почв; - дают краткую характеристику типов почв; - анализируют структуру земельных ресурсов; - приводят примеры нерационального использования почв человеком; - анализируют карту почв |
||||||||||||
Тема 5. Растительный и животный мир ( 4 часа) |
||||||||||||
50 |
Растительные и животные сообщества. |
Разнообразие растительного и животного мира. Факторы, влияющие на их распространение. Биологические ресурсы. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
51 |
Растительный и животный мир России. |
Разнообразие растительного и животного мира. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
52 |
Растительный и животный мир Донецкого края. |
Разнообразие растительного и животного мира. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
53 |
Красная книга. |
Редкие и исчезающие виды растений и животных. Реликты. Эндемики. Лекарственные и ядовитые растения края. Акклиматизация животных. Растительные ресурсы. Влияние хозяйственной деятельности на биологические ресурсы, их охрана, восстановление и рациональное использование. |
Творческая работа. «Сбор материалов (фотоматериалы, рисунки) и оформление «Красной книги» родного края» |
|||||||||
Учащиеся: - называют представителей растительного и животного мира, их сообщества, редких и исчезающих видов; - определяют факторы распространения растений и животных; - характеризуют видовой состав растительного и животного мира; - распознают растения и животных, занесенные в Красную книгу; - делают выводы о закономерности распределения представителей растительного и животного мира; - приводят примеры влияния хозяйственной деятельности на растительный и животный мир |
||||||||||||
РАЗДЕЛ III. Природные комплексы (9 часов) |
||||||||||||
Тема 1. Природные комплексы (2 часа) |
||||||||||||
54 |
Природно-территориальные комплексы (ПТК) |
Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Крупные природные комплексы России. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
55 |
Ландшафты природные и антропогенные, их классификация. |
Факторы формирования ландшафтов. Особенности взаимодействия природных компонентов в ландшафтах региона. Современные ландшафты. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
Тема 2. Природные зоны России (3 часа) |
||||||||||||
56 |
Природные зоны России |
Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность |
Индивидуальная. Работа с текстом учебника. Систематизация учебного материала в форме таблицы «Природные зоны России» |
|||||||||
57 |
Природные зоны России |
|||||||||||
58 |
Природные зоны России |
|||||||||||
Тема 3. Степная природная зона (2 часа) |
||||||||||||
59 |
Степная природная зона |
Положение Донецкого края в степной зоне. |
Фронтальная. Работа с текстом учебника, картами атласа. |
|||||||||
60 |
Практическая работа № 9 «Составление характеристики физико-географических единиц Донецкого края» |
Индивидуальная. Практическая работа № 9 |
||||||||||
Тема 3. Природный комплекс Азовского моря (2 часа) |
||||||||||||
61 |
Природный комплекс Азовского моря Практическая работа № 10 «Составление лоции Азовского моря» |
Влияние хозяйственной деятельности человека на изменение ландшафтов родного края. |
Индивидуальная. Практическая работа № 10 |
|||||||||
62 |
Контрольная работа №2 |
Индивидуальная. Контрольная работа №2 |
||||||||||
Учащиеся: - называют факторы формирования природных комплексов; - характеризуют взаимодействие природных компонентов; - определяют единицы физико-географического районирования территории; - сравнивают особенности природных зон; - характеризуют крупные природные комплексы России, Донецкого края; - анализируют изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека; - показывают на карте единицы физико-географического районирования; - приводят примеры современных ландшафтов, неблагоприятных физико-географических процессов |
||||||||||||
РАЗДЕЛ IV. Взаимодействие человека и природы (3 часа) |
||||||||||||
Тема 1. Геоэкологическая ситуация |
||||||||||||
63 |
Проблемы рационального использования и охраны природных условий и ресурсов. |
Проблемы рационального использования и охраны природных условий и ресурсов. |
Творческая работа. Создание проекта «Пути решения проблем переработки отходов в современном мире» |
|||||||||
64 |
Практическая работа № 11 «Определение экологического следа» |
Природа и человек. Охрана природы. |
Индивидуальная. Практическая работа № 11 |
|||||||||
65 |
Природоохранные объекты России и Донецкого края. Практическая работа № 12 «Обозначение природоохранных объектов на карте Донецкого края» |
Природоохранные объекты России и Донецкого края. |
Индивидуальная. Практическая работа № 12 |
|||||||||
Учащиеся: - анализируют геоэкологическую ситуацию; - называют природоохранные объекты России и Донецкого края; - дают характеристику природоохранным объектам; - приводят примеры заповедных территорий; - обозначают на контурной карте природоохранные объекты; - приводят примеры природоохранных мероприятий |
||||||||||||
66 |
Итоговое занятие |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТА.
Оценивая учебные достижения учащихся по географии, целесообразно учитывать:
правильность и научность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической и картографической терминологии;
степень самостоятельности ответа, логичность, аргументированность при изложении материала;
. степень формирования интеллектуальных, общеобразовательных, специфических умений (работа с картографическими, статистическими, и другими дополнительными материалы)
Критерии оценивания устных ответов:
Уровень |
Отметка |
Критерии оценивания |
Высокий |
«5» |
Учащийся демонстрирует системные географические знания в пределах учебной программы. Раскрывает поставленный вопрос логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использует необходимую географическую терминологию, подкрепляет теоретические положения конкретными примерами; аргументирует свои утверждения, на высоком уровне анализирует и использует картографическую информацию, объясняет значение географических знаний, дает оценку географическим процессам и явлениям, умеет работать с источниками информации, самостоятельно делает выводы и обобщения. |
Достаточный |
«4» |
Учащийся на достаточном уровне владеет учебным и картографическим материалом, усвоил основные географические понятия и категории, использует полученные знания на практике, знает обязательную географическую номенклатуру, но в ответе отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология. |
Средний |
«3» |
Учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности. Воспроизводит часть учебного материала, описывает географические объекты и явления по типовому плану с ошибками, частично владеет географической номенклатурой. |
Начальный |
«2» |
Учащийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала, не делает выводов и обобщений, не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные географические знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; при ответе допускает несколько грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. |
Недостаточный |
«1» |
Учащийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал. |
Критерии оценивания практических работ:
Уровень |
Отметка |
Критерии оценивания |
Высокий |
«5» |
Учащийся правильно выбирает необходимые источники географической информации, четко следует ходу выполнения практической работы, верно выполняет задание, самостоятельно делает вывод; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, оформлена аккуратно. |
Достаточный |
«4» |
Практическая работа выполняется учащимся в полном объеме и самостоятельно. Учащийся представляет последовательность выполнения практического задания, но не полностью использует необходимые источники информации и в процессе работы допускает некоторые неточности. Применяет теоретические знания в практической работе; при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; Умеет самостоятельно выделять главные положения в практической работе на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы. |
Средний |
«3» |
Практическая работа выполняется и оформляется учащимся при помощи учителя. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами. Учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать при выполнении практической работы, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допускает ошибки в ходе выполнения практической работы. |
Начальный |
«2» |
Учащийся не подготовлен к выполнению практической работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Учащийся имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к выполнению практической работы; при выполнении практической работы, допускает грубые ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя. |
Недостаточный |
«1» |
Учащийся не может выполнить практическую работу. |
Критерии оценивания работы с географической картой:
Уровень |
Отметка |
Критерии оценивания |
Высокий |
«5» |
Учащийся свободно владеет картографической информацией, анализирует и использует картографический материал, самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в работе на географической карте; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя, правильно показывает объекты на карте с оптимальным темпом; Имеет необходимые навыки работы с контурной картой, заполнение контурной карты соответствует требованиям. |
Достаточный |
«4» |
Учащийся соблюдает основные правила работы с географической картой, имеет хорошее знание географической карты, но при этом допускает негрубые ошибки или недочеты и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; При показе объектов на карте допускает неточности. Имеет достаточные навыки работы с контурной картой, при заполнении контурной карты допускает неточности. |
Средний |
«3» |
Учащийся испытывает затруднения при работе с географической картой, показывает слабое знание географической номенклатуры, теряется при поиске географического объекта, темп показа объектов замедленный. При заполнении контурной карты испытывает трудности в оформлении карты и определении объектов. |
Начальный |
«2» |
Учащийся допускает грубые ошибки в использовании географической карты, с большим затруднением находит и показывает географические объекты на карте, при заполнении контурной карты не учитывает требований заполнения карты, при обозначении объектов допускает грубые ошибки. |
Недостаточный |
«1» |
Отсутствие практических навыков работы с географической картой |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАИЕРИАЛЫ.
Дронов В. П., Пятунин В. Б., Таможняя Е. А. и др. География. 6-10 классы. CD-мультимедиа курс. Электронное приложение. – М.: «1С», РМЦ, 2012.
Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. – М.: Глобус, 2010.
География. 6-11 классы. Методики. Материалы к урокам. Электрон. опт. диск (CD-ROM). / А. Г.Стадник [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011.
«Страны мира». Географический справочник / Электронное картографическое пособие (CD-ROM). – М.: ЗАО «Новый диск», 2007.
Интерактивные карты по географии. (CD-ROM). – (1C: Образовательная коллекция). – М.: 1C Мультимедиа, 2010.
Географическое краеведение. Физическая география родного края. / Сост. Панкина В.Е. - Донецк, 2015. – 184 с.
Географическое краеведение: Физическая география родного края: 8 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Панкина В.Е., Степанова Н.Н. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 76 с.
Путешествуя по родному краю. 8 класс. Хрестоматия / Сост. Панкина В.Е. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2017. – 176 с.
Тематическое планирование География 6-11 классы. – Волгоград: «Учитель», 2010.
Литература для учащихся:
География России: 8 (кл.): задания и упражнения: пособие для учащихся / Е.В.Баранчиков, А.Е. Козаренко, О.А. Петрусюк. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с. : ил. – (Шаг за шагом к пятерке).
Наумов А.С., Даньшин А.И., Денисов Н.Б. и др. Задачи по географии. – М.: МИРОС, 2003..
Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика / Глав. ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2009.
Справочник школьника. География / Сост. Т.С. Майорова. – М.: Филолог. общ-во “Слово”, Центр гуманитар. наук при ф-те жур-ки МГУ, ТКО “АСТ”, 2006. – 576 с.
Тематический словарь-справочник по географии для школьников и поступающих в вузы. – М., 2014.
Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 2015.
Скиннер М., Рэдферн Д., Фармер Д. География. А - Я: Словарь-справочник/ Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 528 с.
Географическое краеведение. Физическая география родного края. / Сост. Панкина В.Е. - Донецк, 2015. – 184 с.
Географическое краеведение: Физическая география родного края: 8 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Панкина В.Е., Степанова Н.Н. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 76 с.
Путешествуя по родному краю. 8 класс. Хрестоматия / Сост. Панкина В.Е. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2017. – 176 с.
Атлас. География. 8 класс.3-е изд., испр. – М.: 2012. – 48 с.
География. 6-11 классы: Технология решения творческих задач / О.Н.Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2010.