12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никулина Лидия Ивановна20

Муниципальное общеобразовательное автономное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»  г. Кирова

 

Рабочая программа модульного курса

 

«Литературное краеведение»

7 класс

Составитель программы – Никулина Лидия Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной  категории.

Киров 2016

 

Введение

 

Концептуальной особенностью данного модуля является то, что он объединяет задачи общего и дополнительного образования, направленные на воспитание и развитие учащихся в области литературы и краеведения, в единую систему и формируют у подрастающего поколения устойчивый интерес к процессу взаимодействия общенациональной и местной культур.

 

Пояснительная записка

Программа «Литературное краеведение» ориентирована на изучение учащимися 7 классов памятников литературы и фольклора Вятской земли, связей видных писателей и поэтов с родным краем, знакомство с жизнью и творчеством некоторых вятских писателей  дополнительно к программе средней общеобразовательной школы по литературе

 

Краеведение – одно из эффективных средств гражданского, патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач с воспитательными происходит здесь естественно, органично, без назидательности. В концепции модернизации образования, главными принципами которой являются гуманизация и гуманитаризация, перед российской школой ставится следующая задача: “формировать современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могли бы самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, были бы способны к сотрудничеству, отличались мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладали развитым чувством ответственности за судьбу страны”.

Обращение к литературному краеведению является основой для современных подходов к изучению творчества писателей, художественных текстов с учетом соотношения основного и регионального компонентов в литературном образовании. Краеведение позволяет учащимся опираться на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, увидеть произведения разного художественного уровня, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры, научиться рассматривать литературные образы в разных социокультурных контекстах.

 

В 7 -х кл. привлекаются тексты для совершенствования анализа литературного произведения, прежде всего как средство психологической характеристики героя; отбора и систематизации материала, дающего представление понятиям “образ – характер – герой”.

 

С Вятским краем связана жизнь и деятельность многих талантливых писателей. Это вятские стихотворцы 18 века(Г. С. Шутов и Е. И. Костров), А. С. Грин, Л.В. Дьяконов, Н. А. Заболоцкий, Б. Порфирьев, В. Ситников, А. Лиханов, О. Любовиков.    Задача учителя на уроках литературного краеведения заключается в том, чтобы  пробудить интерес школьников к творчеству писателей-земляков, дать некоторые знания по истории и культуре края, способствовать творческому развитию личности ребенка.

 

Программа построена с учетом  следующих задач:

            - формирование интереса к литературному наследию Вятки,

            - развитие интеллекта и общей культуры учащихся,

            - получение знаний по истории и культуре края,

            -  развитие творческих способностей детей.

Идеальным вариантом реализации программы может бать организация работы с группой заинтересованных учащихся одного класса.

На занятиях отрабатывается выразительное чтение отдельных отрывков или целых художественных произведений, составляются небольшие сообщения по теме занятия, планируются экскурсии в музеи, подбирается материал для презентаций или проектов по итогам изучения курса.

Для закрепления полученных знаний рекомендуется посетить экспозиции краеведческого и художественных музеев, выставки литературы по краеведению в детских библиотеках города.

К концу изучения программы курса дети должны знать:                       

- произведения вятского фольклора разных жанров,

- биографию и творчество известных писателей- земляков, внесших вклад в  развитие  культуры края,

- художественные произведения, наиболее талантливо отражающие особенности истории и  культуры Вятского края.

 

Литература:

 

  1. Энциклопедия земли Вятской. Т.2 Киров. 1995г.
  2. О. В. Лебедева  «Вятский характер». Киров. 1992 г.
  3. Н. В. Черных «Материалы к урокам по литературному краеведению». Киров. 1993г.
  4. Повесть о Стране Вятской. Перевод священника А. Балыбердина. Вятка. 2006г.
  5. Волшебное колечко: Вятские народные сказки, песни и загадки. Л. Дьяконов.Киров. 1960
  6. Бердинских В. Судьба поэта. Киров. 1989г.
  7. Литературные портреты. Киров. 1977г.
  8. Изергина Н. П. Писатели в Вятке.  Киров, 1979 .
  9. Петряев В. Д. Литературные находки. Киров, 1981
  10. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Обработка для детей Н. Заболоцкого. М.: Детгиз, 1960.

 

Программа по литературному краеведению

дата

урока

Тема урока

 

1

«Повесть о Стране Вятской»- древнейший памятник письменности на Вятской земле.

 

2

Устное народное творчество Вятской земли. Пословицы, поговорки, скороговорки, частушки вятчан.

 

3

Потешки, сказки, перевертыши, дразнилки в книге 

Л. В.Дьяконова  «Волшебное колечко», книгах Н. В. Русиновой «Кикиморские сказки», Л. Дьяконова «Олень – золотые рога».

 

4

Г. С. Шутов – первый вятский баснописец и его басни.

 

5

Российский Гомер – Е.И.Костров.

 

6

В.Г.Короленко и Вятский край.

«Дети подземелья» - повесть о детской дружбе и  жизни бедняков в царской России.

 

7

А.С.Грин – «рыцарь мечты». Экскурсия в Дом- музей А.Грина.

 

8

«Беспредельный мир духа» по рассказу А.Грина «Зеленая лампа».

 

9

Н.А.Заболоцкий – выдающийся поэт и переводчик.

 

10

Творчество кировских поэтесс Н. И. Перминовой

 и Л. В. Ишутиновой.

 

11

В. Н. Крупин и страницы его «Вятской тетради». Создание миниатюры «Красота в крупинке» по рассказу В. Крупина «Сбрось мешок».

 

12

Презентация творчества пиисателя–земляка А.А. Лиханова.

 

13

Поэтическая Вятка.

 

14

Творчество поэта – фронтовика О. Любовикова.

 

15

Тема мужества в творчестве Б.Порфирьева.

 

16

Конкурс знатоков.

 

17

Итоговое занятие «Литературная Вятка» (презентации, сочинение, защита проекта).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.