Рабочая программа модульного курса «Литературное краеведение» (7 класс)
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Кирова
Рабочая программа модульного курса
«Литературное краеведение»
7 класс
Составитель программы – Никулина Лидия Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Киров 2016
Введение
Концептуальной особенностью данного модуля является то, что он объединяет задачи общего и дополнительного образования, направленные на воспитание и развитие учащихся в области литературы и краеведения, в единую систему и формируют у подрастающего поколения устойчивый интерес к процессу взаимодействия общенациональной и местной культур.
Пояснительная записка
Программа «Литературное краеведение» ориентирована на изучение учащимися 7 классов памятников литературы и фольклора Вятской земли, связей видных писателей и поэтов с родным краем, знакомство с жизнью и творчеством некоторых вятских писателей дополнительно к программе средней общеобразовательной школы по литературе
Краеведение – одно из эффективных средств гражданского, патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач с воспитательными происходит здесь естественно, органично, без назидательности. В концепции модернизации образования, главными принципами которой являются гуманизация и гуманитаризация, перед российской школой ставится следующая задача: “формировать современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могли бы самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, были бы способны к сотрудничеству, отличались мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладали развитым чувством ответственности за судьбу страны”.
Обращение к литературному краеведению является основой для современных подходов к изучению творчества писателей, художественных текстов с учетом соотношения основного и регионального компонентов в литературном образовании. Краеведение позволяет учащимся опираться на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, увидеть произведения разного художественного уровня, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры, научиться рассматривать литературные образы в разных социокультурных контекстах.
В 7 -х кл. привлекаются тексты для совершенствования анализа литературного произведения, прежде всего как средство психологической характеристики героя; отбора и систематизации материала, дающего представление понятиям “образ – характер – герой”.
С Вятским краем связана жизнь и деятельность многих талантливых писателей. Это вятские стихотворцы 18 века(Г. С. Шутов и Е. И. Костров), А. С. Грин, Л.В. Дьяконов, Н. А. Заболоцкий, Б. Порфирьев, В. Ситников, А. Лиханов, О. Любовиков. Задача учителя на уроках литературного краеведения заключается в том, чтобы пробудить интерес школьников к творчеству писателей-земляков, дать некоторые знания по истории и культуре края, способствовать творческому развитию личности ребенка.
Программа построена с учетом следующих задач:
- формирование интереса к литературному наследию Вятки,
- развитие интеллекта и общей культуры учащихся,
- получение знаний по истории и культуре края,
- развитие творческих способностей детей.
Идеальным вариантом реализации программы может бать организация работы с группой заинтересованных учащихся одного класса.
На занятиях отрабатывается выразительное чтение отдельных отрывков или целых художественных произведений, составляются небольшие сообщения по теме занятия, планируются экскурсии в музеи, подбирается материал для презентаций или проектов по итогам изучения курса.
Для закрепления полученных знаний рекомендуется посетить экспозиции краеведческого и художественных музеев, выставки литературы по краеведению в детских библиотеках города.
К концу изучения программы курса дети должны знать:
- произведения вятского фольклора разных жанров,
- биографию и творчество известных писателей- земляков, внесших вклад в развитие культуры края,
- художественные произведения, наиболее талантливо отражающие особенности истории и культуры Вятского края.
Литература:
- Энциклопедия земли Вятской. Т.2 Киров. 1995г.
- О. В. Лебедева «Вятский характер». Киров. 1992 г.
- Н. В. Черных «Материалы к урокам по литературному краеведению». Киров. 1993г.
- Повесть о Стране Вятской. Перевод священника А. Балыбердина. Вятка. 2006г.
- Волшебное колечко: Вятские народные сказки, песни и загадки. Л. Дьяконов.Киров. 1960
- Бердинских В. Судьба поэта. Киров. 1989г.
- Литературные портреты. Киров. 1977г.
- Изергина Н. П. Писатели в Вятке. Киров, 1979 .
- Петряев В. Д. Литературные находки. Киров, 1981
- Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Обработка для детей Н. Заболоцкого. М.: Детгиз, 1960.
Программа по литературному краеведению |
||
дата |
№ урока |
Тема урока |
|
1 |
«Повесть о Стране Вятской»- древнейший памятник письменности на Вятской земле. |
|
2 |
Устное народное творчество Вятской земли. Пословицы, поговорки, скороговорки, частушки вятчан. |
|
3 |
Потешки, сказки, перевертыши, дразнилки в книге Л. В.Дьяконова «Волшебное колечко», книгах Н. В. Русиновой «Кикиморские сказки», Л. Дьяконова «Олень – золотые рога». |
|
4 |
Г. С. Шутов – первый вятский баснописец и его басни. |
|
5 |
Российский Гомер – Е.И.Костров. |
|
6 |
В.Г.Короленко и Вятский край. «Дети подземелья» - повесть о детской дружбе и жизни бедняков в царской России. |
|
7 |
А.С.Грин – «рыцарь мечты». Экскурсия в Дом- музей А.Грина. |
|
8 |
«Беспредельный мир духа» по рассказу А.Грина «Зеленая лампа». |
|
9 |
Н.А.Заболоцкий – выдающийся поэт и переводчик. |
|
10 |
Творчество кировских поэтесс Н. И. Перминовой и Л. В. Ишутиновой. |
|
11 |
В. Н. Крупин и страницы его «Вятской тетради». Создание миниатюры «Красота в крупинке» по рассказу В. Крупина «Сбрось мешок». |
|
12 |
Презентация творчества пиисателя–земляка А.А. Лиханова. |
|
13 |
Поэтическая Вятка. |
|
14 |
Творчество поэта – фронтовика О. Любовикова. |
|
15 |
Тема мужества в творчестве Б.Порфирьева. |
|
16 |
Конкурс знатоков. |
|
17 |
Итоговое занятие «Литературная Вятка» (презентации, сочинение, защита проекта). |