12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сюзанна Набиева705
Работаю учителем английского языка в школе, педагогический стаж - 9 лет. Занимаюсь репетиторством.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Предмет:

Уровень:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Экономика

Профильный

10

С. И. Иванов, А.Я.Линьков

102

Пояснительная записка:

Программа «Экономика» для 10—11 классов школ, лицеев и гимназий с экономическим уклоном рассчитана, прежде всего, на тех учащихся, у которых в 8—9 классах были сформированы начальные знания по эко­номике. Вместе с тем она вполне доступна и тем ученикам, которые впер­вые знакомятся с этим учебным предметом. Но и в том и в другом случае предполагается, что выпускник общеобразовательного учреждения с эко­номическим уклоном продолжит изучение экономической теории в уни­верситете или другом специальном экономическом учебном заведении.

Представленная программа предусматривает ознакомление учащих­ся с основами микро-, макро- и мировой экономики. При этом учащи­еся должны разобраться не только в природе важнейших законов и прин­ципов экономики, не только в содержании тех или иных понятий, но и в проблемах экономической политики, возникающих в процессе функ­ционирования и развития рыночной системы.

На наш взгляд, не следует рассматривать различные подходы к про­блемам экономики и экономической политики с позиций неокейнсианства, неоклассической школы или монетаризма. Дело в том, что ана­лиз различных точек зрения по спорным проблемам, отражающих те или иные направления современной экономической теории, требует более глубокого знания теории. Учеников 10-11 классов надо знакомить, преж­де всего с теми достижениями науки, которые получили общее призна­ние и не оспариваются ни кейнсианцами, ни неоклассиками, ни моне­таристами. Это, разумеется, не значит, что учитель не вправе поставить на уроке те или иные дискуссионные проблемы экономической теории в порядке их обсуждения.

При освещении только общепризнанных положений экономической теории существует опасность того, что ученик воспримет экономику как свод абсолютных и бесспорных истин. Действительно, едва ли можно дискутировать по поводу таких понятий, как «спрос» и «эластичность спроса», «предельная полезность» и «предельная норма замещения», «предельная склонность к потреблению» и «мультипликатор» и др. Одна­ко одна из сложных задач, которые необходимо решать преподавателю экономики, состоит именно в том, чтобы найти и поставить такие во­просы, на которые нет очевидного и однозначного ответа. В частности, при изучении экономической теории на уроках в некоторых случаях небесполезно сопоставить устаревшие понятия, вошедшие в литературу прошлых лет, с понятиями, которыми оперирует современная экономи­ческая наука. Это может быть отнесено к теме, посвященной теории денег, к понятиям национального дохода и валового внутреннего про­дукта, к факторам экономического роста и др. Следует обратить внима­ние учителя на то, что определения тех или иных понятий, которые даются в тексте учебника, не всегда в точности воспроизводятся в глос­сарии и в «Практикуме». Это не является следствием небрежности ав­торов. То или иное экономическое понятие можно определить по-раз­ному, не искажая его смысла. Тем самым, на наш взгляд, ученик ставится перед необходимостью разобраться в существе дела.

Учебник «Экономика; основы экономической теории» и данная програм­ма, естественно, строго скоординированы друг с другом. Но это не значит, что нецелесообразно использование в школах другой учебной литературы.

Цель:

формировать у школьников базовые экономические понятия, общие представления о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

    развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

    воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

    освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

    овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

    формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Формы организации учебного процесса:

Формами контроля:

    индивидуальные;

    групповые;

    индивидуально-групповые;

    фронтальные;

    практикумы;

    исследование.

    наблюдение;

    беседа; фронтальный опрос;

    опрос в парах;

    практикум;

    тестирование;

    участие в проектной деятельности, круглых столах;

    подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

    функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

    приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

    описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

    объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    получения и оценки экономической информации;

    составления семейного бюджета;

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина

УМК:

1.Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 13-изд. –В 2-хкнигах. Книга1.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009

2. Преподавание курса «Экономика. Основы экономической теории».: Пособие для учителя для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 5-изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009

дополнительная литература:

    - Экономика и право: Методические рекомендации по использованию учебников на базовом и профильном уровнях обучения./Ю.В. Автономов, И.В. Липсиц, А.Я. Линьков и др. – М.: ., Вита-Пресс, 2004.

    Методическое пособие. Савицкая С. А. М., часть 1-2, 2001г.

    Райсберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов/ Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.

    Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

    Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2010;

Программа:

Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/Сост.Л.Н.Поташева. -3-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС,2008

Структура курса

Название раздела и темы

Количество часов

Раздел I. Введение

Тема 1. Предмет и метод экономической науки

Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие

Тема 4. Эластичность спроса и предложения

Тема 5. Поведение потребителя

Тема 6. Фирма. Производство и издержки

Тема 7. Предпринимательство

Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов

Тема 9. Конкуренция и рыночные структуры

Уроки обобщения тем

8

10

6

6

8

11

11

11

12

10

4. Контроль реализации программы

а) Текущий контроль – после изучения тем – проверочные тесты (тематические).-9

в) Итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговый контроль – май.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

дата

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Требования

к уровню подготовки

учащихся

Характеристика деятельности

Виды контроля

Домаш­нее задание

Раздел 1. Введение

Тема 1, Предмет и метод экономической теории

1

Безграничность потребностей человека.

1

комбинированный

Удовлетворение потребностей людей -условие существования и "развития общества.

Групповая и индивидуальная работа

Анализ статистических данных, индивидуальные задания

§1.1.

2

Экономические блага и ограниченность ресурсов. Альтернатива выбора

1

исследование

Знать: Значение эффективности использования ресурсов для развития экономики. Свободные блага и экономические блага, Трудовые ресурсы, капитал и природные ресур­сы как необходимые условия производства благ. Ресурсы и факторы производства, их единство и различия. Факторы производства и созда­ваемые ими доходы. Значение эффективности использования ресурсов для развития экономики.

Исследование данных в группах

Анализ статистических данных, индивидуальные задания

§1.1

3

Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей

1

исследование

Знать: Оптимальное сочетание производства средств производства и потребительских товаров. Максимизация результата производства благ при данных затратах факторов производства и минимизация затрат для достижения данного результата производства. Рациональность использования ресур­сов в процессе производства. Постановка цели и критерий выбора при постановке цели. Цена выбора и альтернативные затраты. Кривая про­изводственных возможностей. Оптимальное сочетание производства средств производства и потребительских товаров.

Исследование данных в группах

Задания и анализ статистических данных

§1.2

4

Фундаментальные проблемы экономики

1

диспут

Знать: три фундаментальные проблемы экономики: что производить? как производить? и для кого производить? Ограниченность факторов производства и три фундаментальные проблемы экономики: что производить? как производить? и для кого производить?

Исследование данных в группах и индивидуально

Задания и анализ статистических данных

§ 1.3

5

Пути решения проблем экономики

1

Круглый стол

Решение фундаментальных проблем как основная задача экономической науки.

Исследование данных индивидуально, выведение общего итога

Индивидуальные задания

6

Предмет экономической науки

1

комбинированный

Определение предмета экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика как составные части экономиче­ской теории. Институциональная экономика. Позитивный и норматив­ный подходы при изучении экономики.

Дискуссия по проблемам темы

Фронтальный опрос

§1.3

7

Метод экономической науки.

1

комбинированный

Знать методы экономической науки.

Дискуссия по проблемам темы

Фронтальный опрос

§1.4

8

Моделирование экономики

1

комбинированный

Понятие экономической модели. Экономические переменные и их. взаимозависимость. Экономические данные. Размерность экономических величин. Потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Индексы.

§1.4

9

Обобщение и повторение темы

1

семинар

Освещение выбранной темы раздела, отстаивание мнения

Написание эссе

10

Урок контроля знаний

1

тестирование

тестирование

Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика

11

Административно-плановая система и

1

исследование

Знать: как решаются фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы. Два способа решения фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы.

Работа со схемами и таблицами

Индивидуальный опрос, творческие задания

§2.1,

12

Рыночная система.

1

исследование

Знать: как решаются фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы. Два способа решения фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы.

Работа со схемами и таблицами

Индивидуальный опрос, творческие задания

§2.1,

13

Переходная модель экономики

1

исследование

Знать: почему переход к рыночной системе был не только целесообразен и неизбежен Государственная собственность на экономические ресурсы. Централизованное рас­пределение материальных и трудовых ресурсов. Планирование эконо­мики. Внутренняя противоречивость системы планового управления экономикой. Соревнование административно-плановой экономики и рыночной экономики. Кризис и крушение административно-плано­вой системы.

Работа со схемами и таблицами

Индивидуальный опрос, творческие задания

конспект

14

Зарождение и развитие рыночной системы

1

Лекция с элементами беседы

Знать: каким образом происходит зарождение и развитие рыночной системы. Зарождение и развитие рыночной системы. Возникновение и развитие разделения труда как условие возник­новения рыночной экономики. Возможность и необходимость обме­на продуктами труда между их производителями. Частная собст­венность на производственные и природные ресурсы как причина возникновения рыночной системы.

Дискуссия по проблемам темы, анализ данных

Индивидуальный опрос, творческие задания

конспект

15

Функции рынка. Конкуренция и ее роль в рыночной системе.

1

исследование

Знать: виды и функции рынка Цены и их роль в функционировании рынка: выполнение информационной функции, регулирование производства товаров и услуг, стимулирование техни­ческого прогресса. Конкуренция и ее роль в рыночной системе. Виды рынков

Работа в группах со схемами и таблицами

Карточки- задания

§2.2

16

Виды рынков

исследование

Знать: виды рынка и их особенности, стимулирование техни­ческого прогресса.

Работа индивидуально со схемами и таблицами

Карточки – задания, индивидуальный и фронтальный опросы

§2.2

17

Домашние хозяйства и фирмы как субъекты круговорота рыночной экономики.

1

комбинированный

Знать: как правильно вести домашнее хозяйство Кругооборот доходов и расходов в экономике, состоящей из домашних хозяйств и фирм.

Исследование данных индивидуально, выведение общего итога

Индивидуальный опрос, творческие задания

§2.3

18

Ограниченность возможностей рынка

1

дискуссия

Знать: положительные и отрицательные внешние эффекты как следствие функционирования рынка Положительные и отрицательные внешние эффекты как следствие функционирования рынка (выгоды и издержки «третьих .лиц»). Общественные блага и необходимость их производства, неравенство в распределении доходов, образование монополий в производстве экономических благ, инфляция, нестабильность роста производства, безработица и другие негативные явления, присущие рыночной системе.

Дискуссия по проблемам темы, анализ данных

Индивидуальный опрос, творческие задания

§2.4

19

Смешанная экономика

исследование

Знать особенности смешанной экономики, понимать необходимость наличия данной модели

Работа в группах со схемами и таблицами

Карточки – задания, индивидуальный и фронтальный опросы

§2.4

20

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.

1

Круглый стол

Смешанная эко­номика как экономика свободного предпринимательства, регулируемая государством. Модель кругооборота доходов и расходов домашних хо­зяйств и фирм с участием государства. Пределы вмешательства государ­ства в экономику.

Дискуссия по проблемам темы, анализ данных

Фронтальный опрос

§2.4

21

Обобщение и повторение темы

1

семинар

Освещение выбранной темы раздела, отстаивание мнения

Написание эссе

22

Урок контроля знаний

1

тестирование

тестирование

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие

23

Спрос. Определение спроса. Величина спроса

1

Лекция с элементами практикума

Знать: значение понятия, зависимость величины спроса от цены товара (услуги). Закон спроса. Обоснование досто­верности закона спроса: ценовой барьер, эффект дохода, эффект заме­щения.

Вывод формулы, графическое изображение по теме

Индивидуальная работа с карточками- заданиями

§3.1

24

Факторы, влияющие на спрос. Виды спроса

Лекция с элементами практикума

Факторы, влияющие на спрос: величина денежных доходов, численность населения, вкусы и предпочтения потребителей, цены на другие товары и т. п.

Анализ статистических данных

Индивидуальная работа с карточками- заданиями

§3.1

25

Предложение товара. Величина предложения

1

Лекция с элементами практикума

Знать: Закон спроса и предложения 3ависимость величи­ны предложения от цены. Закон предложения. Факторы, влияющие на величину предложения: цены на ресурсы, изменения в технологии производства товаров и услуг, потоварные налоги и дотации, ценовые ожидания в условиях инфляции и т. п.

Вывод формулы, графическое изображение по теме

Индивидуальная работа с карточками- заданиями

§3.2

26

Рыночноe равновесие. Условие совершенной конкуренции.

1

исследование

Знать: условия совершенной конкуренции Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Равновесная цена. Равновесный объем рынка. Уравновешивающая функ­ция цены.

Вывод формулы, графическое изображение по теме

Индивидуальная работа с карточками- заданиями

§3.3.

27

Реакция рынка на изменения спроса и предложения

исследование

Понимать реакцию рынка на изменение спроса и предложения.

Вывод формулы, графическое изображение по теме

Индивидуальная работа с карточками- заданиями

§3.4

28

Воздействие внешних сил на рыночное равновесие

1

исследование

«Потолок» цены и образование дефицита. Минимальная цена и избыток товара. Госу­дарственная политика цен и рыночное равновесие.

Работа в группах со схемами и таблицами

§3.5

29

Обобщение и повторение темы

Освещение выбранной темы раздела, отстаивание мнения

30

Контрольная работа на тему «Спрос, предложение и рыночное равновесие»

1

тестирование

Тесты в форме ЕГЭ

Тема 4. Эластичность спроса и предложения

31

Ценовая эластичность спроса

Лекция с элементами практикума

Знать: понятие эластичного и неэластично­го спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса Понятия эластичного и неэластично­го спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса: наличие заменителей данного товара, степень необходимости данного товара для потребителей, доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, фактор времени. Возрастание эластичности в долгосрочном периоде.

Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме

Фронтальный и индивидуальный опросы

§4.1

32

Факторы, влияющие на эластичность спроса

1

Лекция с элементами практикума

Понимать наличие и роль факторов

Работа с статистическими данными

Фронтальный и индивидуальный опросы

§4.2,

33

Эластичность спроса по доходу

1

Лекция с элементами практикума

Знать: понятие эластичного и неэластично­го спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса Коэффициент эластичности спроса по доходу.

Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме

Фронтальный и индивидуальный опросы

§4.3

34

Перекрестная эластичность спроса и ее коэффициент.

1

Лекция с элементами практикума

Перекрестная эластичность спроса и ее коэффициент.

Работа в группах со схемами и таблицами

Фронтальный и индивидуальный опросы

§4.3

35

Ценовая эластичность предложения.

1

Лекция с элементами практикума

Знать: Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения. Фактор времени: эластичность предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах.Эластичное и неэластичное предложение. Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения. Фактор времени: эластичность предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. Влияние на ценовую эластичность предложения в долгосрочном периоде наличия или отсутствия резервов производства, характера производимого товара или услуги, возможности длительного хранения запасов готовой продукции.

Работа в группах со схемами и таблицами

Фронтальный и индивидуальный опросы

§4.4

36

Практическое значение теории эластичности

1

практикум

Знать: Практическое значение теории эластичности Осуществление цено­вой стратегии фирм с целью получения высокого дохода. Теория эластичности и налоговая политика государства. Определение ставок - товарных налогов в зависимости от ценовой эластичности спроса. Распределение налогов при эластичном и неэластичном спросе.

Решение задач по теме

Карточки- задания

§4.5

37

Обобщающий урок по теме «Спрос и предложение»

1

Освещение выбранной темы раздела, отстаивание мнения

38

Урок контроля знаний

тестирование

Тесты в форме ЕГЭ

Тема 5. Поведение потребителя

39

Предпосылки теории поведения потребителя

1

Лекция с элементами практикума

Знать его суверенитет, рацио­нальность поведения, ограниченность доходов при заданных ценах.

Анализ статистических данных по теме

Индивидуальные задания, фронтальный опрос

§5.1

40

Потребительское поведения

1

исследование

Рассмотрение потребительского поведения позиций количествен­ного (кардиналистского) подхода и с позиции порядкового (ординалистского) подхода.

Групповая аналитическая работа

Карточки- задания

§5.1

41

Теория предельной полезности как основа изучения поведения потребителей

1

Лекция с элементами практикума

Понимать общую предельную полезность благ. Знать закон убывающей предельной полезности как основа закона спроса.

Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме

Фронтальный и индивидуальный опросы

§5.1

42

Правило максимизации полезности

1

практикум

Оптимальный выбор потреби­теля. Равенство отношения между предельными полезностями приоб­ретаемых товаров и отношениями между их ценами. Состояние равно­весия потребителя.

Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме

Фронтальный и индивидуальный опросы

§5.2

43

Кривые безразличия. Карта безразличия. Типы кривых безразличия

1

практикум

Кривые безразличия абсолютно взаимозаменяемых и абсолютно взаимодополняемых товаров.

Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме

Фронтальный и индивидуальный опросы

§5.3

44

Бюджетное ограничение

1

практикум

Бюджетное ограничение и положение потребительского равновесия.

Групповая аналитическая работа

Карточки- задания

§5.4

45

Положение потребительского равновесия.

комбинированный

Знать формулу равновесия потребителя, уметь строить кривую потребительского спроса

Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме

Фронтальный и индивидуальный опросы

§5.4

46

Индивидуальный и рыночный спрос.

1

комбинированный

Индивидуальный и рыночный спрос.

Работа в группах со схемами и таблицами

Фронтальный и индивидуальный опросы

§5.4

47

Обобщающий урок

Освещение выбранной темы раздела, отстаивание мнения

Творческие задания

48

Урок контроля знаний

тестирование

Тесты в форме ЕГЭ

Тема 6. Фирма. Производство и издержки

49

Современная фирма

Ролевая игра

Причины возникновения фирм.; самостоятель­ный баланс фирмы и ее расчетный счет; право фирмы быть истцом и от­ветчиком в суде.

Индивидуальная работа с карточками- заданиями

§6.1

50

Фирма – юридическое лицо

Лекция с элементами практикума

Фирма как юридическое лицо: обособление имущества; ответственность фирмы по ее обязательствам; право фирмы приобретать имущество, осуществлять имущественные права и нести обязанности

Групповая аналитическая работа

Карточки- задания

§6.1

51

Фирма – коммерческая организация

1

Ролевая игра

Причины возникновения фирм. Фирма как юридическое лицо: обособление имущества; ответственность фирмы по ее обязательствам; право фирмы приобретать имущество, осуществлять имущественные права и нести обязанности; самостоятель­ный баланс фирмы и ее расчетный счет; право фирмы быть истцом и от­ветчиком в суде.

Групповая аналитическая работа

Карточки- задания

§6.1

52

Общий продукт фирмы

1

комбинированный

Средний продукт фактора производства (про­изводительность труда, капиталоотдача)

Групповая аналитическая работа

Карточки- задания

§6.2

53

Предельный продукт.

1

комбинированный

Закон убывающей эффективности.

Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме

Фронтальный и индивидуальный опросы

§6.2

54

Бухгалтерские и экономические издержки.

1

исследование

Бухгалтерские издержки и прибыль экономические

Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме

Фронтальный и индивидуальный опросы

§6.3

55

Экономические издержки и

прибыль.

1

исследование

Явные и неявные из­держки.

Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме

Фронтальный и индивидуальный опросы

§6.3

56

Общие издержки фирмы

1

комбинированный

Постоянные и переменные издержки. Сред­ние издержки

Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме

Фронтальный и индивидуальный опросы

§6.4

57

Предельные издержки.

1

комбинированный

Динамика общих, средних и пе­ременных издержек.

Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме

Фронтальный и индивидуальный опросы

§6.4

58

Оптимальный размер фирмы

1

комбинированный

Эффект масштаба производства: по­ложительный, отрицательный и неизменный.

Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме

Фронтальный и индивидуальный опросы

§6.5

59

Минимально эффектив­ный размер предприятия.

1

комбинированный

Преимущества и недостатки крупных фирм. Роль малого бизнеса в экономике.

Групповая и индивидуальнаяаналитическая работа

Карточки- задания

§6.5

60

Контрольная работа «Фирма. Производство и издержки»

тестирование

Тесты в форме ЕГЭ

61

Обобщающий урок на тему «Фирма. Производство и издержки»

Аналитическая работа

Карточки- задания

Тема 7. Предпринимательство

62

Предпринимательство

Лекция с элементами практикума

Знать значение понятий предпринимательство, бизнес

Работа в группах со схемами и таблицами

Фронтальный и индивидуальный опросы

§7.1

63

Индивидуальное предпринимательство в РФ и других странах

Лекция с элементами практикума

Знать основные юридические особенности процесса и отличия в зависимости от государства

Групповая и индивидуальнаяаналитическая работа

Карточки- задания

64

Предпринимательские риски

комбинированный

Про­изводство прибыли как основная цель предпринимательства. Другие цели предпринимательства. Предпринимательский риск.

Аналитическая работа

Карточки- задания

§7.1

65

Организационно- правовые нормы предпринимательства

Лекция с элементами практикума

Индивиду­альное предприятие. Хозяйственные товарищества и общества. Акцио­нерное общество. Обыкновенные и привилегированные акции. Обли­гации. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Объединения предприятий. Горизонтальные, вертикальные и диверси­фицированные объединения. Холдинги. Предпринимательские сети.

Работа в группах со схемами и таблицами,

Карточки- задания

§7.2

66

Виды форм предпринимательства

комбинированный

Иметь представления об отличиях видов предпринимательства

Работа в группах со схемами и таблицами

Карточки- задания

§7.2

67

Менеджмент

1

Лекция с элементами практикума

Основные требования к личности ме­неджера. Организация как процесс создания структуры предприятия и ее задачи. Организационные структуры управления предприятием.

Аналитическая работа

Карточки- задания

§7.3

68

Функции менеджмента

Лекция с элементами практикума

Плани­рование, мотивация и контроль как функции менеджмента.

Фронтальный опрос и индивидуальные задания

Карточки- задания

§7.3

69

Маркетинг и его основные элементы.

1

Лекция с элементами практикума

Две функции маркетинга: изуче­ние, формирование и стимулирование спроса; ориентация производства на удовлетворение спроса. Маркетинговое исследование и сегментация рынка.

Фронтальный опрос и индивидуальные задания

Карточки- задания

§7.4

70

Продвижение товаров на рынке

комбинированный

Продвижение товаров на рынке. Варианты каналов сбыта про­дукции. Сервисное обслуживание

Фронтальный опрос и индивидуальные задания

Карточки- задания

§7.4

71

Бизнес – план. Бизнес- проект

Умение составлять простой вариант планов, проектов

Защита проектов

Творческие задания

72

Я- будущий предприниматель

Круглый стол

Знать основы индивидуального предпринимательства в РФ

Защита проектов

Творческие задания

73

Обобщающий урок

Освещение выбранной темы раздела, отстаивание мнения

Творческие задания

74

Урок контроля знаний

Написание эссе

Тексты в форме ЕГЭ

Тема 8. Рынки факторов производства и распределения доходов

75

Особенности рынков факторов производства.

Лекция с элементами беседы

Рынки факторов про­изводства и рынки услуг факторов производства: заработная плата как цена услуг труда; прибыль как цена услуг предпринимательской деятель­ности; рента как цена за пользование землей; процент как цена за поль­зование капиталом. Спрос на факторы производства как производный

спрос.

Фронтальный опрос и индивидуальные задания

Карточки- задания

§8.1

76

Рынок труда Основные черты рынка.

1

Лекция с элементами беседы

Знать основные черты рынка труда, причины изменчивости

Фронтальный опрос и индивидуальные задания

Карточки- задания

§8.2

77

Спрос и предложение труда

Лекция с элементами беседы

Понимать причины роста и спада предложения и спроса. Уметь строить кривые

Работа в группах со схемами и таблицами

Фронтальный и индивидуальный опросы

§8.2

78

Заработная плата. Ставки. Оклады. МРОТ

Лекция с элементами практикума

Денежное выражение предельного продукта труда.

Работа в группах со схемами и таблицами

Фронтальный и индивидуальный опросы

§8.2

79

Профсоюзное движение и его цели и задачи на рынке труда

Лекция с элементами беседы

Знать историю профсоюзного движения, понимать роль профсоюзов в современном обществе

Фронтальный опрос и индивидуальные задания

Карточки- задания

§8.2

80

Профсоюзы в современном обществе

диспут

Знать принципы современного профсоюзного движения в РФ и др. странах

Аналитическая работа

Карточки- задания

82

Рынок землепользования

Лекция с элементами беседы

Экономическая рента

Работа в группах со схемами и таблицами

Фронтальный и индивидуальный опросы

§8.3

83

Земельная рента.

1

Лекция с элементами беседы

земельная рента.

Работа в группах со схемами и таблицами

Фронтальный и индивидуальный опросы

§8.3

84

Капитал и процент.

1

Лекция с элементами беседы

Реальный капитал и его структура. Основной и оборотный капитал. Человеческий капитал. Денежный капитал.

Групповая аналитическая работа

Карточки- задания

§8.4

85

Процент. Ставка процента.

1

Лекция с элементами беседы

Номинальная и реальная ставки процен­та. Дисконтирование. Текущая дисконтированная стоимость и коэф­фициент дисконтирования.

Групповая аналитическая работа

Карточки- задания

§8.5

86

Условие целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор производства.

1

Лекция с элементами беседы

Условие целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор производства.

Групповая аналитическая работа

Карточки- задания

§8.5

87

Обобщающий урок

Освещение выбранной темы раздела, отстаивание мнения

Творческие задания

88

Урок контроля знаний

тестирование

Тесты в форме ЕГЭ

Тема 9. Конкуренция и рыночные структуры

89

Конкурентоспособность фирмы

комбинированный

Понимание конкурентоспособности как гаранта высокой прибыли и эффективности фирмы

Групповая аналитическая работа

Карточки- задания

§9.1

90

Типы рыночных структур

1

комбинированный

Критерии определения типа рыночных структур: количество фирм на рынке данного товара, характер произво­димой продукции, наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в отрасль и выхода из нее, степень доступности экономической

информации.

Работа в группах со схемами и таблицами

Фронтальный и индивидуальный опросы

§9.2

91

Сопоставление предельного дохода с предельными издержками

комбинированный

Знать основы оптимального выпуска продукции

Групповая аналитическая работа

Карточки- задания

§9.2

91

Совершенная конкуренция.

1

Лекция с элементами практикума

Общий, средний и предельный доход (выручка) фирмы. Цена и предельный доход фирмы в условиях совер­шенной конкуренции. Оптимальный выпуск продукции и состояние равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Соотноше­ние цены и средних издержек.

Работа в группах со схемами и таблицами

Фронтальный и индивидуальный опросы

§9.2

92

Монополия. Естественная монополия.

1

Лекция с элементами практикума

Барьеры, ограничивающие возможности проникновения на монополистический рынок фирм-кон­курентов. Оптимальный выпуск продукции фирмой-монополистом и условие максимизации прибыли.

Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме

Фронтальный и индивидуальный опросы

§9.4

93

Ценовая дискриминация.

1

Лекция с элементами практикума

Экономи­ческие и социальные последствия монополизации и государственная ан­тимонопольная политика.

Групповая и индивидуальнаяаналитическая работа

Карточки- задания

§9.4, стр.300

94

Антимонопольная политика

комбинированный

Экономи­ческие и социальные последствия монополизации и государственная ан­тимонопольная политика.

Групповая аналитическая работа

Карточки- задания

§9.4

95

Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость

1

комбинированный

Рыночное по­ведение фирм в условиях олигополии.

Групповая и индивидуальнаяаналитическая работа

Карточки- задания

§9.5

96

Картель, лидерство в ценах и не­ценовая конкуренция.

1

комбинированный

Олигополистическая структура рынка как осно­ва несовершенной конкуренции.

Групповая и индивидуальнаяаналитическая работа

Карточки- задания

§9.5

97

Монополистическая конкуренция.

1

комбинированный

Производство взаимозаменяемых товаров и услуг большим числом фирм, действующих в отрасли. Крат­косрочное и долгосрочное равновесие фирм в условиях монополи­стической конкуренции. Социально-экономические последствия мо­нополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и удовлетворение многообразных потребностей людей.

Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме

Фронтальный и индивидуальный опросы

§9.6

98

Экономическая модель развития и коррупция

Лекция с элементами практикума

Знать причины взаимосвязей экономики и коррупции, видеть пагубность данного влияния

Фронтальный опрос и индивидуальные задания

Карточки- задания

99

Теневая экономика в современном обществе

Круглый стол

Знать суть понятия, показать негативное влияние на экономики различных государств

Фронтальный опрос и индивидуальные задания

Карточки- задания

100

Обобщающий урок на тему «Конкуренция и рыночные структуры»

101

Урок контроля знаний

Написание эссе

Индивидуальные задания

102

Итоговое обобщение по курсу

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.