Рабочая программа по экономике (10 класс, УМК: С.И. Иванов, А.Я. Линьков)
Предмет: Уровень: Класс: УМК: Количество часов: | Экономика Профильный 10 С. И. Иванов, А.Я.Линьков 102 |
Пояснительная записка:
Программа «Экономика» для 10—11 классов школ, лицеев и гимназий с экономическим уклоном рассчитана, прежде всего, на тех учащихся, у которых в 8—9 классах были сформированы начальные знания по экономике. Вместе с тем она вполне доступна и тем ученикам, которые впервые знакомятся с этим учебным предметом. Но и в том и в другом случае предполагается, что выпускник общеобразовательного учреждения с экономическим уклоном продолжит изучение экономической теории в университете или другом специальном экономическом учебном заведении.
Представленная программа предусматривает ознакомление учащихся с основами микро-, макро- и мировой экономики. При этом учащиеся должны разобраться не только в природе важнейших законов и принципов экономики, не только в содержании тех или иных понятий, но и в проблемах экономической политики, возникающих в процессе функционирования и развития рыночной системы.
На наш взгляд, не следует рассматривать различные подходы к проблемам экономики и экономической политики с позиций неокейнсианства, неоклассической школы или монетаризма. Дело в том, что анализ различных точек зрения по спорным проблемам, отражающих те или иные направления современной экономической теории, требует более глубокого знания теории. Учеников 10-11 классов надо знакомить, прежде всего с теми достижениями науки, которые получили общее признание и не оспариваются ни кейнсианцами, ни неоклассиками, ни монетаристами. Это, разумеется, не значит, что учитель не вправе поставить на уроке те или иные дискуссионные проблемы экономической теории в порядке их обсуждения.
При освещении только общепризнанных положений экономической теории существует опасность того, что ученик воспримет экономику как свод абсолютных и бесспорных истин. Действительно, едва ли можно дискутировать по поводу таких понятий, как «спрос» и «эластичность спроса», «предельная полезность» и «предельная норма замещения», «предельная склонность к потреблению» и «мультипликатор» и др. Однако одна из сложных задач, которые необходимо решать преподавателю экономики, состоит именно в том, чтобы найти и поставить такие вопросы, на которые нет очевидного и однозначного ответа. В частности, при изучении экономической теории на уроках в некоторых случаях небесполезно сопоставить устаревшие понятия, вошедшие в литературу прошлых лет, с понятиями, которыми оперирует современная экономическая наука. Это может быть отнесено к теме, посвященной теории денег, к понятиям национального дохода и валового внутреннего продукта, к факторам экономического роста и др. Следует обратить внимание учителя на то, что определения тех или иных понятий, которые даются в тексте учебника, не всегда в точности воспроизводятся в глоссарии и в «Практикуме». Это не является следствием небрежности авторов. То или иное экономическое понятие можно определить по-разному, не искажая его смысла. Тем самым, на наш взгляд, ученик ставится перед необходимостью разобраться в существе дела.
Учебник «Экономика; основы экономической теории» и данная программа, естественно, строго скоординированы друг с другом. Но это не значит, что нецелесообразно использование в школах другой учебной литературы.
Цель:
формировать у школьников базовые экономические понятия, общие представления о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Формы организации учебного процесса: | Формами контроля: |
индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы; исследование. | наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; практикум; тестирование; участие в проектной деятельности, круглых столах; подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения и оценки экономической информации;
составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина
УМК:
1.Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 13-изд. –В 2-хкнигах. Книга1.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009
2. Преподавание курса «Экономика. Основы экономической теории».: Пособие для учителя для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 5-изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009
дополнительная литература:
- Экономика и право: Методические рекомендации по использованию учебников на базовом и профильном уровнях обучения./Ю.В. Автономов, И.В. Липсиц, А.Я. Линьков и др. – М.: ., Вита-Пресс, 2004.
Методическое пособие. Савицкая С. А. М., часть 1-2, 2001г.
Райсберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов/ Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2010;
Программа:
Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/Сост.Л.Н.Поташева. -3-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС,2008
Структура курса
Название раздела и темы | Количество часов |
Раздел I. Введение Тема 1. Предмет и метод экономической науки Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие Тема 4. Эластичность спроса и предложения Тема 5. Поведение потребителя Тема 6. Фирма. Производство и издержки Тема 7. Предпринимательство Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов Тема 9. Конкуренция и рыночные структуры Уроки обобщения тем | 8 10 6 6 8 11 11 11 12 10 |
4. Контроль реализации программы
а) Текущий контроль – после изучения тем – проверочные тесты (тематические).-9
в) Итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговый контроль – май.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Характеристика деятельности | Виды контроля | Домашнее задание | ||||||||||||||
Раздел 1. Введение Тема 1, Предмет и метод экономической теории | ||||||||||||||||||||||
1 | Безграничность потребностей человека. | 1 | комбинированный | Удовлетворение потребностей людей -условие существования и "развития общества. | Групповая и индивидуальная работа | Анализ статистических данных, индивидуальные задания | §1.1. | |||||||||||||||
2 | Экономические блага и ограниченность ресурсов. Альтернатива выбора | 1 | исследование | Знать: Значение эффективности использования ресурсов для развития экономики. Свободные блага и экономические блага, Трудовые ресурсы, капитал и природные ресурсы как необходимые условия производства благ. Ресурсы и факторы производства, их единство и различия. Факторы производства и создаваемые ими доходы. Значение эффективности использования ресурсов для развития экономики. | Исследование данных в группах | Анализ статистических данных, индивидуальные задания | §1.1 | |||||||||||||||
3 | Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей | 1 | исследование | Знать: Оптимальное сочетание производства средств производства и потребительских товаров. Максимизация результата производства благ при данных затратах факторов производства и минимизация затрат для достижения данного результата производства. Рациональность использования ресурсов в процессе производства. Постановка цели и критерий выбора при постановке цели. Цена выбора и альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей. Оптимальное сочетание производства средств производства и потребительских товаров. | Исследование данных в группах | Задания и анализ статистических данных | §1.2 | |||||||||||||||
4 | Фундаментальные проблемы экономики | 1 | диспут | Знать: три фундаментальные проблемы экономики: что производить? как производить? и для кого производить? Ограниченность факторов производства и три фундаментальные проблемы экономики: что производить? как производить? и для кого производить? | Исследование данных в группах и индивидуально | Задания и анализ статистических данных | § 1.3 | |||||||||||||||
5 | Пути решения проблем экономики | 1 | Круглый стол | Решение фундаментальных проблем как основная задача экономической науки. | Исследование данных индивидуально, выведение общего итога | Индивидуальные задания | ||||||||||||||||
6 | Предмет экономической науки | 1 | комбинированный | Определение предмета экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика как составные части экономической теории. Институциональная экономика. Позитивный и нормативный подходы при изучении экономики. | Дискуссия по проблемам темы | Фронтальный опрос | §1.3 | |||||||||||||||
7 | Метод экономической науки. | 1 | комбинированный | Знать методы экономической науки. | Дискуссия по проблемам темы | Фронтальный опрос | §1.4 | |||||||||||||||
8 | Моделирование экономики | 1 | комбинированный | Понятие экономической модели. Экономические переменные и их. взаимозависимость. Экономические данные. Размерность экономических величин. Потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Индексы. | §1.4 | |||||||||||||||||
9 | Обобщение и повторение темы | 1 | семинар | Освещение выбранной темы раздела, отстаивание мнения | Написание эссе | |||||||||||||||||
10 | Урок контроля знаний | 1 | тестирование | тестирование | ||||||||||||||||||
Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика | ||||||||||||||||||||||
11 | Административно-плановая система и | 1 | исследование | Знать: как решаются фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы. Два способа решения фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы. | Работа со схемами и таблицами | Индивидуальный опрос, творческие задания | §2.1, | |||||||||||||||
12 | Рыночная система. | 1 | исследование | Знать: как решаются фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы. Два способа решения фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы. | Работа со схемами и таблицами | Индивидуальный опрос, творческие задания | §2.1, | |||||||||||||||
13 | Переходная модель экономики | 1 | исследование | Знать: почему переход к рыночной системе был не только целесообразен и неизбежен Государственная собственность на экономические ресурсы. Централизованное распределение материальных и трудовых ресурсов. Планирование экономики. Внутренняя противоречивость системы планового управления экономикой. Соревнование административно-плановой экономики и рыночной экономики. Кризис и крушение административно-плановой системы. | Работа со схемами и таблицами | Индивидуальный опрос, творческие задания | конспект | |||||||||||||||
14 | Зарождение и развитие рыночной системы | 1 | Лекция с элементами беседы | Знать: каким образом происходит зарождение и развитие рыночной системы. Зарождение и развитие рыночной системы. Возникновение и развитие разделения труда как условие возникновения рыночной экономики. Возможность и необходимость обмена продуктами труда между их производителями. Частная собственность на производственные и природные ресурсы как причина возникновения рыночной системы. | Дискуссия по проблемам темы, анализ данных | Индивидуальный опрос, творческие задания | конспект | |||||||||||||||
15 | Функции рынка. Конкуренция и ее роль в рыночной системе. | 1 | исследование | Знать: виды и функции рынка Цены и их роль в функционировании рынка: выполнение информационной функции, регулирование производства товаров и услуг, стимулирование технического прогресса. Конкуренция и ее роль в рыночной системе. Виды рынков | Работа в группах со схемами и таблицами | Карточки- задания | §2.2 | |||||||||||||||
16 | Виды рынков | исследование | Знать: виды рынка и их особенности, стимулирование технического прогресса. | Работа индивидуально со схемами и таблицами | Карточки – задания, индивидуальный и фронтальный опросы | §2.2 | ||||||||||||||||
17 | Домашние хозяйства и фирмы как субъекты круговорота рыночной экономики. | 1 | комбинированный | Знать: как правильно вести домашнее хозяйство Кругооборот доходов и расходов в экономике, состоящей из домашних хозяйств и фирм. | Исследование данных индивидуально, выведение общего итога | Индивидуальный опрос, творческие задания | §2.3 | |||||||||||||||
18 | Ограниченность возможностей рынка | 1 | дискуссия | Знать: положительные и отрицательные внешние эффекты как следствие функционирования рынка Положительные и отрицательные внешние эффекты как следствие функционирования рынка (выгоды и издержки «третьих .лиц»). Общественные блага и необходимость их производства, неравенство в распределении доходов, образование монополий в производстве экономических благ, инфляция, нестабильность роста производства, безработица и другие негативные явления, присущие рыночной системе. | Дискуссия по проблемам темы, анализ данных | Индивидуальный опрос, творческие задания | §2.4 | |||||||||||||||
19 | Смешанная экономика | исследование | Знать особенности смешанной экономики, понимать необходимость наличия данной модели | Работа в группах со схемами и таблицами | Карточки – задания, индивидуальный и фронтальный опросы | §2.4 | ||||||||||||||||
20 | Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. | 1 | Круглый стол | Смешанная экономика как экономика свободного предпринимательства, регулируемая государством. Модель кругооборота доходов и расходов домашних хозяйств и фирм с участием государства. Пределы вмешательства государства в экономику. | Дискуссия по проблемам темы, анализ данных | Фронтальный опрос | §2.4 | |||||||||||||||
21 | Обобщение и повторение темы | 1 | семинар | Освещение выбранной темы раздела, отстаивание мнения | Написание эссе | |||||||||||||||||
22 | Урок контроля знаний | 1 | тестирование | тестирование | ||||||||||||||||||
Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие | ||||||||||||||||||||||
23 | Спрос. Определение спроса. Величина спроса | 1 | Лекция с элементами практикума | Знать: значение понятия, зависимость величины спроса от цены товара (услуги). Закон спроса. Обоснование достоверности закона спроса: ценовой барьер, эффект дохода, эффект замещения. | Вывод формулы, графическое изображение по теме | Индивидуальная работа с карточками- заданиями | §3.1 | |||||||||||||||
24 | Факторы, влияющие на спрос. Виды спроса | Лекция с элементами практикума | Факторы, влияющие на спрос: величина денежных доходов, численность населения, вкусы и предпочтения потребителей, цены на другие товары и т. п. | Анализ статистических данных | Индивидуальная работа с карточками- заданиями | §3.1 | ||||||||||||||||
25 | Предложение товара. Величина предложения | 1 | Лекция с элементами практикума | Знать: Закон спроса и предложения 3ависимость величины предложения от цены. Закон предложения. Факторы, влияющие на величину предложения: цены на ресурсы, изменения в технологии производства товаров и услуг, потоварные налоги и дотации, ценовые ожидания в условиях инфляции и т. п. | Вывод формулы, графическое изображение по теме | Индивидуальная работа с карточками- заданиями | §3.2 | |||||||||||||||
26 | Рыночноe равновесие. Условие совершенной конкуренции. | 1 | исследование | Знать: условия совершенной конкуренции Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Равновесная цена. Равновесный объем рынка. Уравновешивающая функция цены. | Вывод формулы, графическое изображение по теме | Индивидуальная работа с карточками- заданиями | §3.3. | |||||||||||||||
27 | Реакция рынка на изменения спроса и предложения | исследование | Понимать реакцию рынка на изменение спроса и предложения. | Вывод формулы, графическое изображение по теме | Индивидуальная работа с карточками- заданиями | §3.4 | ||||||||||||||||
28 | Воздействие внешних сил на рыночное равновесие | 1 | исследование | «Потолок» цены и образование дефицита. Минимальная цена и избыток товара. Государственная политика цен и рыночное равновесие. | Работа в группах со схемами и таблицами | §3.5 | ||||||||||||||||
29 | Обобщение и повторение темы | Освещение выбранной темы раздела, отстаивание мнения | ||||||||||||||||||||
30 | Контрольная работа на тему «Спрос, предложение и рыночное равновесие» | 1 | тестирование | Тесты в форме ЕГЭ | ||||||||||||||||||
Тема 4. Эластичность спроса и предложения | ||||||||||||||||||||||
31 | Ценовая эластичность спроса | Лекция с элементами практикума | Знать: понятие эластичного и неэластичного спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса Понятия эластичного и неэластичного спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса: наличие заменителей данного товара, степень необходимости данного товара для потребителей, доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, фактор времени. Возрастание эластичности в долгосрочном периоде. | Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме | Фронтальный и индивидуальный опросы | §4.1 | ||||||||||||||||
32 | Факторы, влияющие на эластичность спроса | 1 | Лекция с элементами практикума | Понимать наличие и роль факторов | Работа с статистическими данными | Фронтальный и индивидуальный опросы | §4.2, | |||||||||||||||
33 | Эластичность спроса по доходу | 1 | Лекция с элементами практикума | Знать: понятие эластичного и неэластичного спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса Коэффициент эластичности спроса по доходу. | Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме | Фронтальный и индивидуальный опросы | §4.3 | |||||||||||||||
34 | Перекрестная эластичность спроса и ее коэффициент. | 1 | Лекция с элементами практикума | Перекрестная эластичность спроса и ее коэффициент. | Работа в группах со схемами и таблицами | Фронтальный и индивидуальный опросы | §4.3 | |||||||||||||||
35 | Ценовая эластичность предложения. | 1 | Лекция с элементами практикума | Знать: Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения. Фактор времени: эластичность предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах.Эластичное и неэластичное предложение. Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения. Фактор времени: эластичность предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. Влияние на ценовую эластичность предложения в долгосрочном периоде наличия или отсутствия резервов производства, характера производимого товара или услуги, возможности длительного хранения запасов готовой продукции. | Работа в группах со схемами и таблицами | Фронтальный и индивидуальный опросы | §4.4 | |||||||||||||||
36 | Практическое значение теории эластичности | 1 | практикум | Знать: Практическое значение теории эластичности Осуществление ценовой стратегии фирм с целью получения высокого дохода. Теория эластичности и налоговая политика государства. Определение ставок - товарных налогов в зависимости от ценовой эластичности спроса. Распределение налогов при эластичном и неэластичном спросе. | Решение задач по теме | Карточки- задания | §4.5 | |||||||||||||||
37 | Обобщающий урок по теме «Спрос и предложение» | 1 | Освещение выбранной темы раздела, отстаивание мнения | |||||||||||||||||||
38 | Урок контроля знаний | тестирование | Тесты в форме ЕГЭ | |||||||||||||||||||
Тема 5. Поведение потребителя | ||||||||||||||||||||||
39 | Предпосылки теории поведения потребителя | 1 | Лекция с элементами практикума | Знать его суверенитет, рациональность поведения, ограниченность доходов при заданных ценах. | Анализ статистических данных по теме | Индивидуальные задания, фронтальный опрос | §5.1 | |||||||||||||||
40 | Потребительское поведения | 1 | исследование | Рассмотрение потребительского поведения позиций количественного (кардиналистского) подхода и с позиции порядкового (ординалистского) подхода. | Групповая аналитическая работа | Карточки- задания | §5.1 | |||||||||||||||
41 | Теория предельной полезности как основа изучения поведения потребителей | 1 | Лекция с элементами практикума | Понимать общую предельную полезность благ. Знать закон убывающей предельной полезности как основа закона спроса. | Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме | Фронтальный и индивидуальный опросы | §5.1 | |||||||||||||||
42 | Правило максимизации полезности | 1 | практикум | Оптимальный выбор потребителя. Равенство отношения между предельными полезностями приобретаемых товаров и отношениями между их ценами. Состояние равновесия потребителя. | Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме | Фронтальный и индивидуальный опросы | §5.2 | |||||||||||||||
43 | Кривые безразличия. Карта безразличия. Типы кривых безразличия | 1 | практикум | Кривые безразличия абсолютно взаимозаменяемых и абсолютно взаимодополняемых товаров. | Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме | Фронтальный и индивидуальный опросы | §5.3 | |||||||||||||||
44 | Бюджетное ограничение | 1 | практикум | Бюджетное ограничение и положение потребительского равновесия. | Групповая аналитическая работа | Карточки- задания | §5.4 | |||||||||||||||
45 | Положение потребительского равновесия. | комбинированный | Знать формулу равновесия потребителя, уметь строить кривую потребительского спроса | Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме | Фронтальный и индивидуальный опросы | §5.4 | ||||||||||||||||
46 | Индивидуальный и рыночный спрос. | 1 | комбинированный | Индивидуальный и рыночный спрос. | Работа в группах со схемами и таблицами | Фронтальный и индивидуальный опросы | §5.4 | |||||||||||||||
47 | Обобщающий урок | Освещение выбранной темы раздела, отстаивание мнения | Творческие задания | |||||||||||||||||||
48 | Урок контроля знаний | тестирование | Тесты в форме ЕГЭ | |||||||||||||||||||
Тема 6. Фирма. Производство и издержки | ||||||||||||||||||||||
49 | Современная фирма | Ролевая игра | Причины возникновения фирм.; самостоятельный баланс фирмы и ее расчетный счет; право фирмы быть истцом и ответчиком в суде. | Индивидуальная работа с карточками- заданиями | §6.1 | |||||||||||||||||
50 | Фирма – юридическое лицо | Лекция с элементами практикума | Фирма как юридическое лицо: обособление имущества; ответственность фирмы по ее обязательствам; право фирмы приобретать имущество, осуществлять имущественные права и нести обязанности | Групповая аналитическая работа | Карточки- задания | §6.1 | ||||||||||||||||
51 | Фирма – коммерческая организация | 1 | Ролевая игра | Причины возникновения фирм. Фирма как юридическое лицо: обособление имущества; ответственность фирмы по ее обязательствам; право фирмы приобретать имущество, осуществлять имущественные права и нести обязанности; самостоятельный баланс фирмы и ее расчетный счет; право фирмы быть истцом и ответчиком в суде. | Групповая аналитическая работа | Карточки- задания | §6.1 | |||||||||||||||
52 | Общий продукт фирмы | 1 | комбинированный | Средний продукт фактора производства (производительность труда, капиталоотдача) | Групповая аналитическая работа | Карточки- задания | §6.2 | |||||||||||||||
53 | Предельный продукт. | 1 | комбинированный | Закон убывающей эффективности. | Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме | Фронтальный и индивидуальный опросы | §6.2 | |||||||||||||||
54 | Бухгалтерские и экономические издержки. | 1 | исследование | Бухгалтерские издержки и прибыль экономические | Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме | Фронтальный и индивидуальный опросы | §6.3 | |||||||||||||||
55 | Экономические издержки и прибыль. | 1 | исследование | Явные и неявные издержки. | Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме | Фронтальный и индивидуальный опросы | §6.3 | |||||||||||||||
56 | Общие издержки фирмы | 1 | комбинированный | Постоянные и переменные издержки. Средние издержки | Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме | Фронтальный и индивидуальный опросы | §6.4 | |||||||||||||||
57 | Предельные издержки. | 1 | комбинированный | Динамика общих, средних и переменных издержек. | Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме | Фронтальный и индивидуальный опросы | §6.4 | |||||||||||||||
58 | Оптимальный размер фирмы | 1 | комбинированный | Эффект масштаба производства: положительный, отрицательный и неизменный. | Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме | Фронтальный и индивидуальный опросы | §6.5 | |||||||||||||||
59 | Минимально эффективный размер предприятия. | 1 | комбинированный | Преимущества и недостатки крупных фирм. Роль малого бизнеса в экономике. | Групповая и индивидуальнаяаналитическая работа | Карточки- задания | §6.5 | |||||||||||||||
60 | Контрольная работа «Фирма. Производство и издержки» | тестирование | Тесты в форме ЕГЭ | |||||||||||||||||||
61 | Обобщающий урок на тему «Фирма. Производство и издержки» | Аналитическая работа | Карточки- задания | |||||||||||||||||||
Тема 7. Предпринимательство | ||||||||||||||||||||||
62 | Предпринимательство | Лекция с элементами практикума | Знать значение понятий предпринимательство, бизнес | Работа в группах со схемами и таблицами | Фронтальный и индивидуальный опросы | §7.1 | ||||||||||||||||
63 | Индивидуальное предпринимательство в РФ и других странах | Лекция с элементами практикума | Знать основные юридические особенности процесса и отличия в зависимости от государства | Групповая и индивидуальнаяаналитическая работа | Карточки- задания | |||||||||||||||||
64 | Предпринимательские риски | комбинированный | Производство прибыли как основная цель предпринимательства. Другие цели предпринимательства. Предпринимательский риск. | Аналитическая работа | Карточки- задания | §7.1 | ||||||||||||||||
65 | Организационно- правовые нормы предпринимательства | Лекция с элементами практикума | Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Обыкновенные и привилегированные акции. Облигации. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Объединения предприятий. Горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные объединения. Холдинги. Предпринимательские сети. | Работа в группах со схемами и таблицами, | Карточки- задания | §7.2 | ||||||||||||||||
66 | Виды форм предпринимательства | комбинированный | Иметь представления об отличиях видов предпринимательства | Работа в группах со схемами и таблицами | Карточки- задания | §7.2 | ||||||||||||||||
67 | Менеджмент | 1 | Лекция с элементами практикума | Основные требования к личности менеджера. Организация как процесс создания структуры предприятия и ее задачи. Организационные структуры управления предприятием. | Аналитическая работа | Карточки- задания | §7.3 | |||||||||||||||
68 | Функции менеджмента | Лекция с элементами практикума | Планирование, мотивация и контроль как функции менеджмента. | Фронтальный опрос и индивидуальные задания | Карточки- задания | §7.3 | ||||||||||||||||
69 | Маркетинг и его основные элементы. | 1 | Лекция с элементами практикума | Две функции маркетинга: изучение, формирование и стимулирование спроса; ориентация производства на удовлетворение спроса. Маркетинговое исследование и сегментация рынка. | Фронтальный опрос и индивидуальные задания | Карточки- задания | §7.4 | |||||||||||||||
70 | Продвижение товаров на рынке | комбинированный | Продвижение товаров на рынке. Варианты каналов сбыта продукции. Сервисное обслуживание | Фронтальный опрос и индивидуальные задания | Карточки- задания | §7.4 | ||||||||||||||||
71 | Бизнес – план. Бизнес- проект | Умение составлять простой вариант планов, проектов | Защита проектов | Творческие задания | ||||||||||||||||||
72 | Я- будущий предприниматель | Круглый стол | Знать основы индивидуального предпринимательства в РФ | Защита проектов | Творческие задания | |||||||||||||||||
73 | Обобщающий урок | Освещение выбранной темы раздела, отстаивание мнения | Творческие задания | |||||||||||||||||||
74 | Урок контроля знаний | Написание эссе | Тексты в форме ЕГЭ | |||||||||||||||||||
Тема 8. Рынки факторов производства и распределения доходов | ||||||||||||||||||||||
75 | Особенности рынков факторов производства. | Лекция с элементами беседы | Рынки факторов производства и рынки услуг факторов производства: заработная плата как цена услуг труда; прибыль как цена услуг предпринимательской деятельности; рента как цена за пользование землей; процент как цена за пользование капиталом. Спрос на факторы производства как производный спрос. | Фронтальный опрос и индивидуальные задания | Карточки- задания | §8.1 | ||||||||||||||||
76 | Рынок труда Основные черты рынка. | 1 | Лекция с элементами беседы | Знать основные черты рынка труда, причины изменчивости | Фронтальный опрос и индивидуальные задания | Карточки- задания | §8.2 | |||||||||||||||
77 | Спрос и предложение труда | Лекция с элементами беседы | Понимать причины роста и спада предложения и спроса. Уметь строить кривые | Работа в группах со схемами и таблицами | Фронтальный и индивидуальный опросы | §8.2 | ||||||||||||||||
78 | Заработная плата. Ставки. Оклады. МРОТ | Лекция с элементами практикума | Денежное выражение предельного продукта труда. | Работа в группах со схемами и таблицами | Фронтальный и индивидуальный опросы | §8.2 | ||||||||||||||||
79 | Профсоюзное движение и его цели и задачи на рынке труда | Лекция с элементами беседы | Знать историю профсоюзного движения, понимать роль профсоюзов в современном обществе | Фронтальный опрос и индивидуальные задания | Карточки- задания | §8.2 | ||||||||||||||||
80 | Профсоюзы в современном обществе | диспут | Знать принципы современного профсоюзного движения в РФ и др. странах | Аналитическая работа | Карточки- задания | |||||||||||||||||
82 | Рынок землепользования | Лекция с элементами беседы | Экономическая рента | Работа в группах со схемами и таблицами | Фронтальный и индивидуальный опросы | §8.3 | ||||||||||||||||
83 | Земельная рента. | 1 | Лекция с элементами беседы | земельная рента. | Работа в группах со схемами и таблицами | Фронтальный и индивидуальный опросы | §8.3 | |||||||||||||||
84 | Капитал и процент. | 1 | Лекция с элементами беседы | Реальный капитал и его структура. Основной и оборотный капитал. Человеческий капитал. Денежный капитал. | Групповая аналитическая работа | Карточки- задания | §8.4 | |||||||||||||||
85 | Процент. Ставка процента. | 1 | Лекция с элементами беседы | Номинальная и реальная ставки процента. Дисконтирование. Текущая дисконтированная стоимость и коэффициент дисконтирования. | Групповая аналитическая работа | Карточки- задания | §8.5 | |||||||||||||||
86 | Условие целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор производства. | 1 | Лекция с элементами беседы | Условие целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор производства. | Групповая аналитическая работа | Карточки- задания | §8.5 | |||||||||||||||
87 | Обобщающий урок | Освещение выбранной темы раздела, отстаивание мнения | Творческие задания | |||||||||||||||||||
88 | Урок контроля знаний | тестирование | Тесты в форме ЕГЭ | |||||||||||||||||||
Тема 9. Конкуренция и рыночные структуры | ||||||||||||||||||||||
89 | Конкурентоспособность фирмы | комбинированный | Понимание конкурентоспособности как гаранта высокой прибыли и эффективности фирмы | Групповая аналитическая работа | Карточки- задания | §9.1 | ||||||||||||||||
90 | Типы рыночных структур | 1 | комбинированный | Критерии определения типа рыночных структур: количество фирм на рынке данного товара, характер производимой продукции, наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в отрасль и выхода из нее, степень доступности экономической информации. | Работа в группах со схемами и таблицами | Фронтальный и индивидуальный опросы | §9.2 | |||||||||||||||
91 | Сопоставление предельного дохода с предельными издержками | комбинированный | Знать основы оптимального выпуска продукции | Групповая аналитическая работа | Карточки- задания | §9.2 | ||||||||||||||||
91 | Совершенная конкуренция. | 1 | Лекция с элементами практикума | Общий, средний и предельный доход (выручка) фирмы. Цена и предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции. Оптимальный выпуск продукции и состояние равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Соотношение цены и средних издержек. | Работа в группах со схемами и таблицами | Фронтальный и индивидуальный опросы | §9.2 | |||||||||||||||
92 | Монополия. Естественная монополия. | 1 | Лекция с элементами практикума | Барьеры, ограничивающие возможности проникновения на монополистический рынок фирм-конкурентов. Оптимальный выпуск продукции фирмой-монополистом и условие максимизации прибыли. | Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме | Фронтальный и индивидуальный опросы | §9.4 | |||||||||||||||
93 | Ценовая дискриминация. | 1 | Лекция с элементами практикума | Экономические и социальные последствия монополизации и государственная антимонопольная политика. | Групповая и индивидуальнаяаналитическая работа | Карточки- задания | §9.4, стр.300 | |||||||||||||||
94 | Антимонопольная политика | комбинированный | Экономические и социальные последствия монополизации и государственная антимонопольная политика. | Групповая аналитическая работа | Карточки- задания | §9.4 | ||||||||||||||||
95 | Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость | 1 | комбинированный | Рыночное поведение фирм в условиях олигополии. | Групповая и индивидуальнаяаналитическая работа | Карточки- задания | §9.5 | |||||||||||||||
96 | Картель, лидерство в ценах и неценовая конкуренция. | 1 | комбинированный | Олигополистическая структура рынка как основа несовершенной конкуренции. | Групповая и индивидуальнаяаналитическая работа | Карточки- задания | §9.5 | |||||||||||||||
97 | Монополистическая конкуренция. | 1 | комбинированный | Производство взаимозаменяемых товаров и услуг большим числом фирм, действующих в отрасли. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирм в условиях монополистической конкуренции. Социально-экономические последствия монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и удовлетворение многообразных потребностей людей. | Работа в группах со схемами и таблицами, вывод формулы, графическое изображение по теме | Фронтальный и индивидуальный опросы | §9.6 | |||||||||||||||
98 | Экономическая модель развития и коррупция | Лекция с элементами практикума | Знать причины взаимосвязей экономики и коррупции, видеть пагубность данного влияния | Фронтальный опрос и индивидуальные задания | Карточки- задания | |||||||||||||||||
99 | Теневая экономика в современном обществе | Круглый стол | Знать суть понятия, показать негативное влияние на экономики различных государств | Фронтальный опрос и индивидуальные задания | Карточки- задания | |||||||||||||||||
100 | Обобщающий урок на тему «Конкуренция и рыночные структуры» | |||||||||||||||||||||
101 | Урок контроля знаний | Написание эссе | Индивидуальные задания | |||||||||||||||||||
102 | Итоговое обобщение по курсу |