12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сюзанна Набиева705
Работаю учителем английского языка в школе, педагогический стаж - 9 лет. Занимаюсь репетиторством.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Предмет:

Уровень:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Химия

Профильный

10

Карцова А.А., Лёвкин А.Н.

102

Пояснительная записка

Настоящая программа раскрывает содержание курса химии в 10 классе общеобразовательного учреждения на профильном уровне.

Данный курс учащиеся изучают после курса химии основной школы, который направлен на усвоение важнейших химических понятий, химической символики и основных законов химии. В основной школе учащиеся приобрели знания о неорганических и органических веществах, применяемых в повседневной жизни и в промышленности, а также умения и навыки выполнения химического эксперимента и решения расчётных и экспериментальных задач.

Данная программа обучения химии в старшей школе на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (профильного уровня), обязательного минимума содержания образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников полной средней школы. Она конкре­тизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изу­чения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В предлагаемой учебной программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических работ и расчётных задач.

Программа выполняет две основные функции:

1) информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях и задачах, содержании, общей стратегии обучения, вос­питания и развития учащихся средствами химии;

2) организационно-планирующая функция предусматрива­ет выделение этапов обучения, структурирование учебного мате­риала, определение его логической последовательности, коли­чественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программе соответствуют учебник химии для 10 клас­сов общеобразовательных учреждений авторов Карцовой А.А. и Лёвкина А.Н.

 Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «химия» отражает элементарное содержание химической науки.

Основными задачами химической науки являются:

изучение состава и строения веществ;

установление зависимости свойств веществ от их строения;

синтез веществ с заданными свойствами;

исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения новых веществ материалов, энергии.

Целями обучения химии в профильной школе являют

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладеете умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на химических формул веществ и уравнений химических peaкций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями

воспитание у учащихся отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место химии в базисном учебном плане

Программа курса химии рассчитана на 105 учебных ча­сов (3 ч в неделю) в 10 классе. К предложенной программе дано поурочное плани­рование курса, рассчитанное на 3 ч в неделю

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятель­ности и ключевых компетенций. В этом направлении приорите­тами для учебного предмета «химия» являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, из­мерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабо­раторных работ, несложных экспериментов и описание их резуль­татов; использование для решения познавательных задач раз­личных источников информации, в том числе и сети Интернет; соблюдение норм и правил поведения в химических лаборатори­ях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

При изучении химии большое внимание уделяется формиро­ванию умения самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность от постановки цели до полу­чения результата.

 Результаты обучения

Результаты изучения курса химии приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который пол­ностью соответствует стандарту. Требования направлены на реа­лизацию деятельностного и личностно-ориентированного под­ходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребован­ными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Особенности курса 10 класса

В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоре­тическую основу которой составляет современная теория хими­ческого строения органических соединений. Красной нитью через весь курс проходит ведущая идея о взаимосвязи строения и свойств веществ. В курсе органической химии содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах, широко применяемых в быту и в технике, полимерах, о лекарственных препаратах, биологически активных соединениях. После теоретического вве­дения в органическую химию в курсе последовательно изучаются классы органических соединений (углеводороды, кислородсодер­жащие органические вещества, азотсодержащие органические вещества и др.). Заканчивается изучение органической химии обобщающими темами, такими как генетическая связь между клас­сами веществ, окислительно-восстановительные ре­акции в органической химии, стратегия органического синтеза.

Особое внимание как в курсе 10 класса, уделено химическому эксперименту. В конце каждого курса выде­лен блок практических занятий обобщающего характера: решение экспериментальных задач, синтез твёрдых, жидких и газообраз­ных веществ, идентификация веществ с помощью качественных реакций и др.

Содержание курса химии 10 и 11 классов (210 ч)

 10 класс (3 ч в неделю; всего 105 ч, из них 5ч — резервное время)

 Тема 1. Введение в курс органической химии (7 ч)

Возникновение теории химического строения A.M. Бут­лерова. Валентность. Углеводороды. Графическая формула. Изо­теры. Изомерия. Химическое строение. Основные положения теории химического строения органических соединений.

Структурные формулы и модели молекул органических ве­ществ. Углеродный скелет. Первичный, вторичный, третичный, четвертичный атомы углерода. Шаростержневая модель. Мас­штабная модель (модель Стюарта — Бриглеба).

Структурная изомерия. Пространственная изомерия.

Классификация органических соединений. Основные классы органических веществ. Углеводороды. Алифатические соедине­ния. Циклические соединения. Функциональная группа. Гидроксильная группа. Карбонильная группа. Карбоксильная группа. Аминогруппа. Нитрогруппа..

Основные сведения о строении атомов. Состояние электро­нов в атоме. Атомная орбиталь. Электронная конфигурация ато­мов элементов-органогенов и способы её изображения.

Химическая связь. Ионная связь. Ионы. Ковалентная связь. Меха­низмы образования ковалентной связи: обменный и донорно- акцепторный. Электроотрицательность. Длина, энергия, полярность и поляризуемость связи. Валентный угол. Классификация ковалент­ной связи по способу перекрывания атомных орбиталей. Фор­мулы Льюиса. Первоначальные понятия о типах и механизмах органических реакций. Гемолитический разрыв ковалентной свя­зи. гетеролитический разрыв ковалентной связи. Свободные ра­дикалы. Свободнорадикалъный и ионный механизмы реакции. Карбокатион. Карбанион. Реакции замещения, присоединения, отщепления. Субстрат, реагент. Нуклеофилы. Электрофилы.

Демонстрации

1. Образцы органических веществ, материалов и изделий из них. 2. Коллекция анилиновых красителей. 3. Модели молекул органических веществ.

Лабораторный опыт

Моделирование молекул углеводородов.

Практическая работа

Конструирование шаростержневых моделей молекул орга­нических веществ.

Тема 2. Алканы (8 ч)

Алканы (предельные, насыщенные углеводороды). Изо­мерия алканов. Изомерия углеродного скелета. Изомерия угле­водородных радикалов. Номенклатура алканов. Радикал. Правила составления названий углеводородов по номенклатуре ИЮПАК. Тривиальные названия углеводородов.

Понятие о гомологии. Гомологи. Гомологический ряд. Гомо­логическая разность.

Строение молекулы метана. Понятие о гибридизации. Гиб­ридные орбитали.

sр3-гибридизация. Строение молекул этана и пропана..

Физические свойства алканов. Химические свойства алканов: горение, пиролиз, галогенирование, нитрование, дегидрирова­ние, крекинг, изомеризация. Механизм реакции свободнорадикалъного замещения.

Получение алканов. Конструктивные реакции. Реакция Вюрца.

Применение алканов. Синтезы на основе метана.

Демонстрации

1. Шаростержневые модели молекул метана, этана и пропа­на. 2. Отношение предельных углеводородов к растворам щело­чей, кислот, перманганата калия. 3. Получение метана, его горе­ние и взрыв в смеси с воздухом.

Лабораторные опыты

1. Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия. 2. Определение элементарного состава парафина по продуктам сгорания.

Расчётная задача

Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам его сгорания.

 Тема 3. Непредельные углеводороды и циклоалканы (20 ч)

Алкены. Номенклатура, изомерия и гомология алкенов. Цис-транс-изомерия. Строение молекул алкенов. л-Связь. sр2 -гибридизация. Понятие об электрофильном присоединении.

Физические и химические свойства алкенов. Реакции электрофильного присоединения. Индуктивный и мезомерный эффекты. Гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидра- тацяя алкенов. Окисление алкенов, реакция Вагнера.

Правило Марковникова и его электронная интерпретация. Эффект Хараша.

Реакции полимеризации. Первоначальные представления полимерах. Полиэтилен.

Получение алкенов. Правило Зайцева.

Применение алкенов. Синтезы на основе этилена.

Циклоалканы. Строение, физические и химические свойства. получение и применение циклоалканов.

Алкины. Изомерия, гомология и номенклатура алкинов. Тер­минальные алкины.

Строение молекулы ацетилена, sр-гибридизация.

Физические и химические свойства алкинов. Гидрирование алкинов, триме- ризация ацетилена.. Реакция Кучерова.

Получение алкинов. Карбидный и метановый способы получения ацетилена. Дегидрогалогенирование дигалогенидов.

Применение алкинов. Синтезы на основе ацетилена.

Алкадиены. Классификация, номенклатура и изомерия алкадиенов. Кумулированные, сопряженные двойные связи в молекулах алкадиенов.

Получение алкадиенов. Строение молекулы дивинила. Эффект сопряжения, p-π- Сопряжение. Физические и химические свойства алкадиенов. Реакция 1,4-присоединения. Каучук – природный полимер. Бутадиеновый каучук.

Вулканизация каучука. Резина.

Демонстрации.

Модели молекул бутена-1 и бутена-2, 2. Получение этилена, его горение, взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. 3. Образцы изделий из полиэтилена и полипропилена. 4. Получение ацетилена (карбидным способом), горение ацетилена, взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия. 5. Образцы каучуков.

6. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения на непредельность.

Лабораторные опыты

Получение этилена и опыты с ним. 2. Отношение каучука и резины к органическим растворителям

Практическая работа

Получение этилена и изучение его свойств.

Тема 4. Ароматические углеводороды (8 ч)

История открытия бензола. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Формула Кекуле.

Ароматические углеводороды. Делокализация электронной плотности. Химичесие свойства бензола. Гидрирование. Ориентационные эффекты заместителей. Получение аренов. Особенности химических свойств гомологов бензола. Электрофильное замещение на примере нитрования или бромирования бензола. Алкилирование бензола. Реакция Фриделя -Крафтса . Синтезы на основе бензола.

Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. Перегонка нефти. Октановое число бензинов.. Крекинг термический и каталитический. Коксование ка­менного угля.

Демонстрации

1. Модели молекул бензола и толуола. 2. Свойства бензола: растворимость в воде, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия. 3. Нитрование бензола.

Тема 5. Галогенопроизводные углеводородов*

Классификация, изомерия и номенклатура галогенопроизводных. Их получение и строение молекул.

Физические и химические свойства. Синтезы на основе алкилгалогенидов.

Тема 6. Спирты и фенолы (8 ч)

Спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Спирты первичные, вторичные, третичные. Спирты алифатические, ароматические. Многоатомные спирты. Гликоли.

Получение спиртов.

Особенности электронного строения гидроксильной группы. Водородная связь. Физические свойства спиртов.

Химические свойства спиртов: кислотные свойства, реак- ии нуклеофильного замещения, реакции окисления, дегидра­тация.

Синтезы на основе метанола.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Особенности химических свойств этиленгликоля и глицерина и их прак­тическое использование.

Фенолы. Классификация, изомерия и номенклатура фено­лов. Строение молекулы фенола и его химические свойства. р-л-Сопряжение. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.

Получение и применение фенола. Кумольный метод по­лучения фенола. Фенолоформальдегидные смолы.

 Демонстрации

1. Количественное выделение водорода из этилового спирта. 2. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (раство­римость в воде, горение, взаимодействие с натрием). 3. Модели молекул спиртов. 4. Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом. 5. Получение уксусно-этилового эфира. 6. Взаимо­действие глицерина с натрием. 7. Вытеснение фенола из фе­нолята натрия угольной кислотой. 8. Свойства многоатомных спиртов. 9. Получение акролеина из глицерина. 10. Образ­цы фенолов (фенол, пирокатехин, резорцин, гидрохинон). 11. Физические свойства фенола.

Лабораторные опыты

1. Окисление спиртов оксидом меди (II). 2. Изучение свойств этанола и глицерина. 3. Качественные реакции на спирты и фенолы. 4. Окисление этилового спирта хромовой смесью.

 

Тема 7. Альдегиды и кетоны (7 ч)

Классификация альдегидов и кетонов. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия альдегидов и кетонов. Физиче­ские свойства альдегидов и кетонов. Карбонильные соединения. Карбонильная группа.

Получение альдегидов и кетонов: окисление спиртов, гидра­тация ацетилена и его гомологов (реакция Кучерова), гидролиз геминальных дигалогенопроизводных углеводородов. Оксосинтез.

Электронное и пространственное строение карбонильной группы. Физические свойства. Сравнительная характеристика реакционной способности альдегидов и кетонов.

Химические свойства альдегидов и кетонов: гидрирование, присоединение циановодорода, реакция с гидросульфитом натрия, взаимодействие со спиртами с образованием полуацеталей и ацеталей, реакции окисления, алъдольная конденсация, реакции замещения по α.-углеродному атому. Качественные реакции на альдегидную группу.

Синтезы на основе формальдегида.

Важнейшие представители альдегидов и кетонов. Формаль­дегид. Уксусный альдегид. Ацетон.

 Демонстрации

Модели молекул формальдегида, ацетальдегида.

 Лабораторные опыты

1. Качественные реакции на альдегиды: окисление муравьиного или уксусного альдегида гидроксидом меди (II), фуксинсернистой кислотой, гидросульфитом натрия, аммиачным раствором оксида серебра(I). 2. Окисление спирта в альдегид. 3/Свойства ацетона: растворимость в воде, отношение к окис­лителям. Ацетон как растворитель.

 

Тема 8. Карбоновые кислоты (10ч)

Классификация, изомерия и номенклатура карбоновых кислот. Электронное и пространственное строение карбоксильной группы. Физические свойства карбоновых кислот Ацильный радикал.

Химические свойства карбоновых кислот. Кислотные свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Реак­ции с участием углеводородного радикала. Образование функ­циональных производных: ангидридов, амидов. Сплавление солей карбоновых кислот со щёлочью. Декарбоксилирование карбоновых кислот. Нитрилы. Галогенангидриды карбоновых кислот.

Реакция Гелля — Фольгарда — Зелинского.

Получение карбоновых кислот: окисление альдегидов, окисление первичных спиртов и альдегидов, окисление алканов. Ре­акции гидролиза, гидролиз нитрилов.

Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная кислота, уксусная кислота, бензойная кислота.

Высшие предельные и непредельные карбоновые кислоты.

Гидроксикислоты. Молочная кислота. Кетокислоты.

Оптическая изомерия. Асимметрический атом углерода. Оптическая активность. Поляризованный свет. Энантиомеры (оптические или зеркальные изомеры). Рацемическая смесь (ра­цемат). D- и L-изомеры. Проекционные формулы Фишера. Диастереомеры.

Демонстрации

1. Образцы карбоновых кислот (муравьиная, уксусная, пропионовая, масляная, бензойная, стеариновая, пальмитиновая, олеиновая, лимонная). 2. Отношение олеиновой кислоты к бром­ной воде и раствору перманганата калия. 3. Модели молекул кар­боновых кислот. 4. Горение паров уксусной кислоты. 5. Синтез сложных эфиров (изопентилацетата или этилбензоата). 6. По­ляризация света. Прохождение поляризованного света через фильтр-поляризатор.

Лабораторные опыты

1. Химические свойства уксусной кислоты: действие на инди­каторы, взаимодействие с оксидом магния, с гидроксидом нат­рия, с карбонатом кальция. 2. Взаимодействие стеариновой и олеиновой кислот со щёлочью.

Практические работы

1. Решение экспериментальных задач с элементами качест­венного анализа. 2. Получение уксусной кислоты и изучение её свойств.

Тема 9. Сложные эфиры и жиры (4 ч)

Сложные эфиры. Номенклатура и изомерия сложных эфиров. Получение сложных эфиров: реакция этерификации. Взаимодействие функциональных производных карбоновых кислот (ангидридов, амидов, галогенангидридов) со спирта­ми. Физические и химические свойства сложных эфиров. Ис­пользование сложных эфиров в промышленности.

Жиры. Состав, строение, свойства, применение жиров и их роль в природе. Строение и физические свойства жиров. Хими­ческие свойства жиров. Гидролиз жиров, омыление жиров. Мыла.

Демонстрации

1. Образцы веществ: уксусный ангидрид, сложные эфиры, жиры. 2. Омыление жиров.

Лабораторные опыты

1. Отношение жиров к воде и органическим растворителям. 2. Доказательство непредельного характера жиров. 3. Омыление жиров. 4. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.

Практические работы

1. Синтез сложного эфира. 2. Гидролиз жиров.

Тема 10. Углеводы (6 ч)

Классификация углеводов. Альдозы и кетозы. Общая характеристика моносахаридов. Глюкоза. Строение и получение глюкозы.

Расшифровка структуры глюкозы и её физические свойства. Получение глюкозы. Химические свойства глюкозы: восстановление и окисление, брожение, ацилирование и алкилирование. Биологическое значение моносахаридов.

Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза.

Важнейшие дисахариды, их строение и свойства. Сахароза. Химические свойства сахарозы. Лактоза, мальтоза, целлобиоза.

Полисахариды. Крахмал. Химические свойства крахмала. Распространение в природе и применение крахмала.

Целлюлоза. Физические свойства целлюлозы. Химические свойства целлюлозы: гидролиз, ацилирование и нитрование целлюлозы, их применение.

Демонстрации

1. Образцы моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов. 2. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра, отношение к фуксинсернистой кислоте. 3. Гидролиз сахарозы. 4. Гидролиз крахмала. 5. Гидролиз целлюлозы. 6. Воспламенение нитроцеллюлозы.

Лабораторные опыты

1. Доказательство строения глюкозы с помощью качествен­ных реакций. 2. Экспериментальное сравнение свойств глюкозы и фруктозы. 3. Взаимодействие сахарозы с гидроксидами металлов. 4. Взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахма­ла. 5. Ознакомление с образцами волокон на основе целлюлозы и её производных.

 Практическая работа

Гидролиз углеводов.

 Тема 11. Амины (4 ч)

Классификация, номенклатура, изомерия и физические свойства аминов. Получение аминов. Электронное и простран­ственное строение аминов. Основность аминов. Химические свойства аминов.

Анилин. Получение анилина (реакция Зинина). Применение аминов и анилина. Синтезы на основе анилина.

 Демонстрации

1. Отношение анилина к воде, к кислотам и раствору бро­ма. 2. Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства рас­твора, образование солей. 3. Взаимодействие анилина с соля­ной кислотой и бромной водой. 4. Окраска ткани анилиновым красителем.

Тема 12. Аминокислоты. Белки (6 ч)

Аминокислоты. Изомерия, номенклатура и особенно­сти строения аминокислот. Свойства аминокислот и способы их получения. Биологическое значение α-аминокислот. Пептиды.

Белки. Основные аминокислоты, образующие белки. Струк­тура и свойства белков. Превращение белков пищи в организме. Достижения в изучении строения и синтеза белков.

 Демонстрации

1. Образцы аминокислот. 2. Доказательства наличия функцио­нальных групп в молекулах аминокислот.

 Лабораторные опыты

1. Цветные реакции белков. 2. Денатурация белка. 3. Разло­жение пероксида водорода с помощью неорганического катали­затора (оксида марганца (II) и фермента (каталазы). 4. Действие амилазы слюны на крахмал.

 Тема 13. Гетероциклические соединения (2 ч)

Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиррол и пиридин как представители азотсодержащих гетероциклов, их электронное строение, ароматический характер, различие в проявлении основных свойств. Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Нуклеотиды. ДНК и РНК. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности орга­низма.

Тема 14. Теоретические основы курса органической химии (7 ч)

Теория химического строения органических соединений. Генетическая связь между классами органических веществ. окислительно-восстановительные реакции в органической химии. Стратегия органического синтеза. Высокомолекулярные единения.

Практикум (3 ч)

1. Распознавание волокон. 2. Реакция диенового синтеза. 3. Метод тонкослойной хроматографии.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать / понимать:

роль химии в естествознании и её связь с другими естест­венными науками, значение в жизни современного общества;

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, гибридизация атомных орбиталей, пространствен­ное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, струк­турная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;

основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро,

основные теории химии: строения атома, химической свя­зи, строе­ния органических соединений (включая стереохимию);

классификацию и номенклатуру органических соединений;

природные источники углеводородов и способы их перера­ботки;

вещества и материалы, широко используемые в прак­тике: органические кислоты, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь:

называть изученные вещества по «тривиальной» и между­народной номенклатурам;

определять: пространственное строение молекул, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;

характеризовать: строение и свойства органических соединений( углеводородов , спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

объяснять: реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

выполнять химический эксперимент: по распознаванию органических веществ; получе-

конкретных веществ, относящихся к изученным классам единений;

проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций;

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, .научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные техно­логии для обработки и передачи информации и её представле­ния в различных формах;

использовать приобретённые знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

понимания глобальных проблем, стоящих перед человече­ством: экологических, энергетических и сырьевых;

объяснения химических явлений, происходящих в приро­де, быту и на производстве;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей сре­ды на организм человека и другие живые организмы;

безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превра­щений в различных условиях и оценки их последствий;

распознавания и идентификации важнейших веществ и ма­териалов;

оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых про­дуктов;

критической оценки достоверности химической информа­ции, поступающей из различных источников.

Рекомендуемая литература

1. Карцова А.А., Лёвкин А.Н. Химия : 10 класс : учебник для уча­щихся общеобразовательных учреждений (профильный уро­вень). — М.: Вентана-Граф, 2009.

2. Карцова А.А., Лёвкин А.Н. Химия : 10 класс : задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Вента­на-Граф, 2010.

3. Лёвкин А.Н, Карцова А.А. Химия : самое необходимое для учащегося. — СПб.: Азбука-классика, 2004.

4. Органическая химия : учебник для вузов / под ред. Н.А. Тюкавкиной. — М.: Дрофа, 2003.

5. Карцова А.А., Лёвкин А.Н. Органическая химия : задачи и практические работы : учебное пособие для базового и про­фильного обучения. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2005

Поурочное планирование курса 10 класса

(3 ч в неделю; всего105ч, из них 5ч — резервное время)

Дата

Номер урока

Тема

Изучаемые вопросы

Демонстрация

Д.З(параграф)

Тема 1. Введение в курс органической химии (7 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Знакомство с предметом органической химии. Изучение основных положений теории хи­мического строения A.M. Бутлерова. Составление структур­ных формул органических веществ по молекулярным, составление молекулярной формулы по структурной формуле вещества, и наоборот. Составление структурных формул изомеров. Конструирование моделей молекул органических веществ с помощью шаростержнсвых моделей

Изучение классифика­ции органических ве­ществ. Определение . класса органического вещества по его струк­турной формуле и функ­циональной группе. Углубление и расшире­ние знаний о строении атомов и химической связи. Изучение способов перекрывания атомных орбиталей (σ- и л-связи). Знакомство с типами и механизмами органи­ческих реакций

 

1

Вводный урок. Предмет органической химии

Возникновение теории химического строения A.M. Бут­лерова. Валентность. Углеводороды. Графическая формула. Изо­меры. Изомерия. Химическое строение. Основные положения теории химического строения органических соединений.

Образцы органических веществ, материалов и изделий из них. 2. Коллекция анилиновых красителей

1

конспект

 

2

Теория химического строения A.M. Бутлерова. Изомерия

Структурные формулы и модели молекул органических ве­ществ. Углеродный скелет. Первичный, вторичный, третичный, четвертичный атомы углерода. Шаростержневая модель. Мас­штабная модель (модель Стюарта — Бриглеба).

Структурная изомерия. Пространственная изомерия.

Модели молекул органических веществ Лабораторный опыт

Моделирование молекул углеводородов.

.

,2

 

3

Важнейшие классы органических веществ

Классификация органических соединений. Основные классы органических веществ. Углеводороды. Алифатические соедине­ния. Циклические соединения. Функциональная группа. Гидроксильная группа. Карбонильная группа. Карбоксильная группа. Аминогруппа. Нитрогруппа..

 

3

 

4

Основные сведения о строении атомов

Состояние электро­нов в атоме. Атомная орбиталь. Электронная конфигурация ато­мов элементов-органогенов и способы её изображения.

 

4

 

5

Химическая связь. Ковалентная связь. Ионная связь

Практическая работа

Конструирование шаростержневых моделей молекул орга­нических веществ.

Ионная связь. Ионы. Ковалентная связь. Меха­низмы образования ковалентной связи: обменный и донорно- акцепторный. ЭО. Длина, энергия, полярность и поляризуемость связи. Валентный угол. Классификация ковалент­ной связи по способу перекрывания атомных орбиталей.

 

5

 

6

Типы и механизмы органических реакций

Первоначальные понятия о типах и механизмах органических реакций. Гемолитический разрыв ковалентной свя­зи. гетеролитический разрыв ковалентной связи. Свободные ра­дикалы. Свободнорадикалъный и ионный механизмы реакции. Карбокатион. Карбанион. Реакции замещения, присоединения, отщепления. Субстрат, реагент. Нуклеофилы. Электрофилы

 

6

 

7

Конструирование шаростержневых моделей органических веществ

     

Тема 2. Алканы (9 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Изучение строения, но­менклатуры, свойств, получения и примене­ния алканов. Изучение теории гибри­дизации АО. Формирование умения определять тип гибри­дизации углеродных ато­мов в молекулах органи­ческих веществ на осно­вании структурных формул.

Составление структур­ных формул алканов по молекулярной формуле, составление формул изо­мерных алканов.

Составление названий алканов по структурной формуле и составление формулы по названию алкана.

Характеристика хими­ческих свойств алканов и прогнозирование их реакционной способно­сти на основе электрон­ного строения. Составление уравнений реакций, с помощью ко­торых можно осущест­вить цепь превращений веществ.

Установление формул алканов по массовым до­лям элементов и плотно­сти их паров по другому газу.

Вывод формул алканов по количественным дан­ным о продуктах его сго­рания

 

8

Изомерия, номенклатура и гомология алканов. Гомологический ряд алканов

Алканы (предельные, насыщенные углеводороды). Изо­мерия алканов. Изомерия углеродного скелета. Изомерия угле­водородных радикалов. Номенклатура алканов. Радикал. Правила составления названий углеводородов по номенклатуре ИЮПАК. Тривиальные названия углеводородов.

Понятие о гомологии. Гомологи. Гомологический ряд. Гомо­логическая разность.

Демонстрации

Шаростержневые модели молекул метана, этана и пропа­на.

7,8

 

9

Упражнения в составлении названий и напи­сании формул алканов

     
 

10

Строение молекулы метана. Гибридизация атомных орбиталей

Строение молекулы метана. Понятие о гибридизации. Гиб­ридные орбитали.

sр3-гибридизация. Строение молекул этана и пропана..

 

9

 

11

Строение молекул алканов. Физические свой­ства алканов. Прогноз реакционной способ­ности алканов

Физические свойства алканов

 

10

 

12

Химические свойства алканов

Химические свойства: горение, пиролиз,галогенирование, нитрование, дегидрирова­ние, крекинг, изомеризация. Механизм реакции свободнорадикалъного замещения.

2. Отношение предельных углеводородов к растворам щело­чей, кислот, перманганата калия.

11

 

13

Получение алканов. Применение алканов. Синтезы на основе метана

Получение алканов. Конструктивные реакции. Реакция Вюрца.

Применение алканов Синтезы на основе метана.

.

3. Получение метана, его горе­ние и взрыв в смеси с воздухом.

12

 

14

Практическая работа № 1.

Качественный анализ органических соединений.

     
 

15

Выполнение упражнений и решение задач

Расчётная задача

Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам его сгорания.

   
 

16

Контрольная работа № 1

«Алканы»

     

Тема 3. Непредельные углеводороды и циклоалканы (19 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Изучение строения, но­менклатуры, свойств, получения и примене­ния алкенов, алкинов, алкадиенов и циклоалканов

Дальнейшее изучение теории гибридизации АО. Определение типа гиб­ридизации углеродных атомов в молекулах орга­нических веществ. Изучение электронных эффектов молекулах и влияние их на изменение реакционной способности соединения. Составление названий непредельных соединений по формуле и составление формулы по названию

Характеристика химиче­ских свойств алкенов, алкинов, алкадиенов, циклоалканов, прогно­зирование их реакцион­ной способности на осно­ве электронного стро­ения.

Составление уравнений реакций, с помощью ко­торых можно осущест­вить цепь превращений веществ.

Вывод формул непре­дельных углеводородов по массовым долям эле­ментов и плотности их паров по другому газу. Вывод формул непре­дельных углеводородов по количественным дан­ным о продуктах их сго­рания.

Выявление причинно- следственных связей в триаде «состав — строе­ние — химические свой­ства» .

Выявление взаимосвязи строения и свойств ве­ществ; свойств веществ и их применениЯ

 

17

Изомерия, гомология и номенклатура алкенов

Номенклатура, изомерия и гомология алкенов

Модели молекул бутена-1 и бутена-2,

13

 

18

Строение молекул алкенов. Цис-транс-изо­мерия. Реакционная способность алкенов

Цис-транс-изомерия. Строение молекул алкенов. л-Связь. sр2 -гибридизация. Понятие об электрофильном присоединении.

 

14

 

19

Физические и химические свойства этилена

Физические и химические свойства алкенов. Реакции электрофильного присоединения.

Получение этилена, его горение, взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия

14

 

20

Химические свойства алкенов. Правило Марковникова

Индуктивный и мезомерный эффекты. Гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидра- тацяя алкенов. Окисление алкенов, реакция Вагнера.

Правило Марковникова и его электронная интерпретация. Эффект Хараша.

 

14

 

21

Реакция полимеризации. Понятие о полиме­рах. Полиэтилен

Реакции полимеризации. Первоначальные представления полимерах Полиэтилен.

Образцы изделий из полиэтилена и полипропилена.

15

 

22

Получение и применение алкенов

Получение алкенов. Правило Зайцева.

Применение алкенов. Синтезы на основе этилена.

 

16

 

23

Практическая работа № 2. Получение этилена и исследование его свойств

 

Получение этилена и изучение его свойств

 
 

24

Циклоалканы: гомология, изомерия, номенклатура

Строение, физические и химические

 

17

 

25

Физические и химические свойства циклоалканов. Получение и применение циклоалканов

свойства. получение и применение циклоалканов

 

18

 

26

Изомерия, гомология и номенклатура алкинов

Изомерия, гомология и номенклатура алкинов. Тер­минальные алкины.

 

19

 

27

Строение молекул алкинов. Реакционная способность алкинов

Строение молекулы ацетилена, sр-гибридизация.

 

19

 

28

Физические свойства алкинов. Химические свойства ацетилена

Физические и химические свойства алкинов. Гидрирование алкинов, триме- ризация ацетилена.. Реакция Кучерова.

 

20

 

29

Получение и применение алкинов. Синтезы на основе ацетилена

Получение алкинов. Карбидный и метановый способы получения ацетилена. Дегидрогалогенирование дигалогенидов.

Применение алкинов. Синтезы на основе ацетилена

Получение ацетилена (карбидным способом), горение ацетилена, взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия. 5. Образцы каучуков.

21

 

30

Генетическая связь между алканами, алкенами, алкинами

     
 

31

Контрольная работа № 2

«Непредельные углеводороды и циклоалканы»

     
 

32

Классификация, гомология, изомерия и номенклатура алкадиенов

Строение молекулы дивинила

Классификация, номенклатура и изомерия алкадиенов. Кумулированные, сопряженные двойные связи в молекулах алкадиенов.

 

22

23

 

33

Химические свойства дивинила и изопрена

Получение алкадиенов. Строение молекулы дивинила. Эффект сопряжения, p-π- Сопряжение. Физические и химические свойства алкадиенов. Реакция 1,4-присоединения

Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения на непредельность.

23

 

34

Каучук и резина

.Каучук – природный полимер. Бутадиеновый каучук.

Вулканизация каучука. Резина.

   
 

35

Зачётный урок по теме

«Ациклические углеводороды»

     

Тема 4. Ароматические углеводороды |8 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Изучение строения, свойств, получения и применения бензола и толуола.

Изучение номенклату­ры, гомологии и изоме­рии ароматических угле­водородов. Прогнозирование свойств ароматических углеводородов на основе знаний об их строении. Сопоставление химиче­ских свойств аренов с алканами, алкенами, алкадиенами и циклоалканами.

Выявление причинно- следственных связей в триаде «состав — строение — химические свойства» на примере бензола и толуола. Выявление взаимосвязи строения и свойств ве­ществ; свойств веществ и их применения. Изучение промышлен­ных способов получе­ния, обработки и приме­нения углеводородов

 

36

История открытия бензола. Строение моле­кулы бензола. Физические свойства бензола

История открытия бензола. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Формула Кекуле.

Модели молекул бензола и толуола.

25, 26

 

37

Химические свойства бензола

Делокализация электронной плотности. Химичесие свойства бензола. Гидрирование. Электрофильное замещение на примере нитрования или бромирования бензола. Алкилирование бензола. Реакция Фриделя -Крафтса . Синтезы на основе бензола.

Свойства бензола: растворимость в воде, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия. . Нитрование бензола.

27

 

38

Получение и применение бензола

Получение и применение бензола

 

27

 

39

Гомологи бензола. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Ориентанты I и II рода

Ориентационные эффекты заместителей. Получение аренов. Особенности химических свойств гомологов бензола

 

28

 

40

Химические свойства, получение и примене­ние толуола

Химические свойства, получение и примене­ние толуола

 

29

 

41

Природные источники углеводородов

Природный и попутный нефтяной газы. Перегонка нефти. Октановое число бензинов.. Крекинг термический и каталитический. Коксование ка­менного угля.

 

29

 

42

Генетическая связь между классами углеводородов

   

28-30

 

43

Контрольная работа № 3

«Ароматические углеводороды»

     

Тема 5. Спирты и фенолы (8 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Изучение классифика­ции, номенклатуры, строения, свойств, полу­чения и применения спиртов и фенолов. Изучение водородной связи.

Выявление взаимосвязи строения и свойств ве­ществ на примере спир­тов, прогнозирование их реакционной способ­ности.

Составление уравнений реакций, с помощью ко­торых можно осущест­вить цепь превращений веществ. Изучение р-π-сопряжения, определение его влияния на реакцион­ную способность орга­нических веществ (на примере фенолов). Выявление взаимосвязи строения и свойств ве­ществ, изучение взаимно­го влияния атомов в мо­лекулах органических веществ (сравнение свойств бензола, фено­ла и алифатического спирта).Сопоставление кислотно- основных свойств спир­тов и фенолов. Идентификация органи­ческих веществ с помо­щью качественных реак­ций (на примере спир­тов и фенолов

 

44

Спирты. Классификация и номенклатура спиртов. Строение молекул спиртов

Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Спирты первичные, вторичные, третичные. Спирты алифатические, ароматические. Многоатомные спирты. Гликоли.

Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (раство­римость в воде, горение, взаимодействие с натрием). 3. Модели молекул спиртов. 4.

34

 

45

Получение спиртов. Водородная связь между молекулами спиртов. Физические свойства спиртов

Получение спиртов.

Особенности электронного строения гидроксильной группы. Водородная связь. Физические свойства спиртов.

 

35

 

46

Химические свойства спиртов. Синтезы на основе метанола (строение гидроксильной группы)

Химические свойства спиртов: кислотные свойства, реак- ии нуклеофильного замещения, реакции окисления, дегидра­тация.

Синтезы на основе метанола.

Лаб. опыт

Окисление спиртов оксидом меди(II).. Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом. Получение уксусно-этилового эфира. 6. Взаимо­действие глицерина с натрием

36

 

47

Особенности многоатомных спиртов

Этиленгликоль. Глицерин. Особенности химических свойств этиленгликоля и глицерина и их прак­тическое использование.

Изучение свойств этанола и глицерина Качественные реакции на спирты

37

 

48

Классификация и номенклатура фенолов

   

38

 

49

Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства, получение и примене­ние фенола

Классификация, изомерия и номенклатура фено­лов. Строение молекулы фенола и его химические свойства. р-л-Сопряжение. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.

Получение и применение фенола. Кумольный метод по­лучения фенола. Фенолоформальдегидные смолы

Вытеснение фенола из фе­нолята натрия угольной кислотой. 8. Свойства многоатомных спиртов.

39

 

50

Выполнение упражнений и решение задач

     
 

51

Контрольная работа № 4

«Спирты и фенолы»

     

Тема 6. Альдегиды и кетоны (7 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Изучение классифика­ции, номенклатуры, строения, свойств, полу­чения и применения альдегидов и кетонов. Выявление взаимосвязи строения и свойств ве­ществ на примере спир­тов, прогнозирование их реакционной способ­ности.Сравнение реакцион­ной способности альде­гидов и кетонов, сопос­тавление их свойств. Сравнение свойств свя­зей С=С и С=0. Составление уравнений реакций, с помощью которых можно осущест­вить цепь превращений веществ.

Идентификация органи­ческих веществ с помо­щью качественных реак­ций (на примере альде­гидов и кетонов)

 

52

Классификация, изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов

Классификация альдегидов и кетонов. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия альдегидов и кетонов.

Демонстрации

Модели молекул формальдегида, ацетальдегида.

40

 

53

Строение карбонильной группы. Реакцион­ная способность карбонильных соединений

Карбонильная группа. Электронное и пространственное строение карбонильной группы. Физические свойства. Сравнительная характеристика реакционной способности альдегидов и кетонов.

 

41

 

54

Физические свойства альдегидов и кетонов. Получение альдегидов и кетонов

Физиче­ские свойства альдегидов и кетонов. Карбонильные соединения Получение альдегидов и кетонов: окисление спиртов, гидра­тация ацетилена и его гомологов (реакция Кучерова), гидролиз геминальных дигалогенопроизводных углеводородов. Оксосинтез.

 

41

 

55

Химические свойства альдегидов

Химические свойства альдегидов и кетонов: гидрирование, присоединение циановодорода, реакция с гидросульфитом натрия, взаимодействие со спиртами с образованием полуацеталей и ацеталей, реакции окисления, алъдольная конденсация, реакции замещения по α.-углеродному атому. Качественные реакции на альдегидную группу.

Лаб. опыты

1. Качественные реакции на альдегиды: окисление муравьиного или уксусного альдегида гидроксидом меди (II), фуксинсернистой кислотой, гидросульфитом натрия, аммиачным раствором оксида серебра(I

42

 

56

Важнейшие представители альдегидов и кето­нов. Синтезы на основе формальдегида

Синтезы на основе формальдегида.

Важнейшие представители альдегидов и кетонов. Формаль­дегид. Уксусный альдегид. Ацетон.

). 2. Окисление спирта в альдегид. 3/Свойства ацетона: растворимость в воде, отношение к окис­лителям. Ацетон как растворитель.

43

 

57

Решение экспери­ментальных задач с элементами качественно­го анализа

     
 

58

Контрольная работа № 5

« Альдегиды и кетоны»

   

1

Тема 7. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры (14ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Изучение классифика­ции, номенклатуры, строения, свойств, полу­чения и применения карбоновых кислот и их производных. Выявление взаимосвязи строения и свойств ве­ществ на примере карбо­новых кислот, прогнози­рование их реакционной способности. Выявление взаимного влияния атомов в моле­кулах карбоновых кислот. Сопоставление кислот­ных свойств карбоновых кислот одного гомологи­ческого ряда, сопоставле­ние кислотных свойств галогенкарбоновых кислот.

Составление уравнений реакций, с помощью ко­торых можно осущест­вить цепь превращений веществ.

Изучение оптической изомерии. Составление формул оптических изо­меров. Составление про­екционных формул Фи­шера. Выявление взаимосвязи строения и свойств ве­ществ; свойств веществ и их применения. Идентификация орга­нических веществ с по­мощью качественных реакций (на примере кислородсодержащих органических веществ). Освоение навыков ра­боты в лаборатории в ходе получения уксус­ной кислоты и изучения её свойств

Изучение классифика­ции, номенклатуры, строения, свойств, получения и применения сложных эфиров и жиров.

Освоение навыков рабо­ты в лаборатории в хо­де получения сложного эфира и изучения его свойств.

Составление уравнений реакций, с помощью ко­торых можно осущест­вить цепь превращений веществ.

Изучение биологическо­го значения жиров

 

59

Карбоновые кислоты. Классификация и но­менклатура карбоновых кислот. Карбоновые кислоты в природе

Классификация, изомерия и номенклатура карбоновых кислот.

 

44

 

60

Строение карбоксильной группы. Реакцион­ная способность карбоновых кислот. Физиче­ские свойства карбоновых кислот

Электронное и пространственное строение карбоксильной группы. Физические свойства карбоновых кислот Ацильный радикал.

 

45

 

61

Химические свойства карбоновых кислот

Химические свойства карбоновых кислот. Кислотные свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Реак­ции с участием углеводородного радикала. Образование функ­циональных производных: ангидридов, амидов. Сплавление солей карбоновых кислот со щёлочью. Декарбоксилирование карбоновых кислот. Нитрилы. Галогенангидриды карбоновых кислот.

Лабораторные опыты

1. Химические свойства уксусной кислоты: действие на инди­каторы, взаимодействие с оксидом магния, с гидроксидом нат­рия, с карбонатом кальция.

2. Взаимодействие стеариновой и олеиновой кислот со щёлочью.

45

 

62

Практическая работа № 3. Получение уксусной кислоты и изучение её свойств

     
 

63

Кислотность органических веществ. Взаимное влияние атомов на примере карбоновых кис­лот. Важнейшие представители карбоновых кислот

Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная кислота, уксусная кислота, бензойная кислота.

Высшие предельные и непредельные карбоновые кислоты.

Гидроксикислоты. Молочная кислота. Кетокислоты.

Образцы карбоновых кислот (муравьиная, уксусная, пропионовая, масляная, бензойная, стеариновая, пальмитиновая, олеиновая, лимонная).

46

 

64

Получение и применение карбоновых кислот

Получение карбоновых кислот: окисление альдегидов, окисление первичных спиртов и альдегидов, окисление алканов. Ре­акции гидролиза, гидролиз нитрилов.

 

47

 

65

Выполнение упражнений и решение задач

     
 

66

Оптическая изомерия

Оптическая изомерия. Асимметрический атом углерода. Оптическая активность. Поляризованный свет. Энантиомеры (оптические или зеркальные изомеры). Рацемическая смесь (ра­цемат). D- и L-изомеры. Проекционные формулы Фишера. Диастереомеры.

 

47

 

67

Сложные эфиры

Номенклатура и изомерия сложных эфиров. Получение сложных эфиров: реакция этерификации. Взаимодействие функциональных производных карбоновых кислот (ангидридов, амидов, галогенангидридов) со спирта­ми. Физические и химические свойства сложных эфиров. Ис­пользование сложных эфиров в промышленности.

 

48

 

68

Практическая работа № 4 Синтез сложного эфира

Синтез сложного эфира

   
 

69

Жиры

Состав, строение, свойства, применение жиров и их роль в природе. Строение и физические свойства жиров. Хими­ческие свойства жиров..

Лабораторные опыты

1. Отношение жиров к воде и органическим растворителям. 2. Доказательство непредельного характера жиров. 3. Омыление жиров. 4. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.

49

 

70

Гидролиз жиров СМС.

Гидролиз жиров, омыление жиров. Мыла

   
 

71

Выполнение упражнений и решение задач

     
 

72

Контрольная работа № 6

«Карбоновые кислоты»

Получение уксусной кислоты и изучение её свойств.

   

Тема 8. Углеводы (6 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Изучение классифика­ции, строения, свойств углеводов. Прогнозирование строения молекулы глю­козы на основе

экспериментальных данных о её свойствах (результатов качественных реакций и количественных дан­ных).

Составление проекци­онных формул Хеуорса для глюкозы и фруктозы. Сопоставление строения и свойств крахмала и цел­люлозы, выявление при­чин различия в свой­ствах.

Составление уравнений реакций, с помощью ко­торых можно осущест­вить цепь превращений веществ.

Изучение биологическо­го значения углеводов. Идентификация углево­дов на основе качествен­ных реакций

   

Классификация углеводов. Глюкоза. Биологическое значение моносахаридов

Классификация углеводов. Альдозы и кетозы. Общая характеристика моносахаридов. Глюкоза. Строение и получение глюкозы

Демонстрации

Образцы моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов.

50

 

74

Химические свойства глюкозы. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза

Расшифровка структуры глюкозы и её физические свойства. Получение глюкозы. Химические свойства глюкозы: восстановление и окисление, брожение, ацилирование и алкилирование. Биологическое значение моносахаридов Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза

Демонстрации

2. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра, отношение к фуксинсернистой кислоте...

 
 

75

Дисахариды

Важнейшие дисахариды, их строение и свойства. Сахароза. Химические свойства сахарозы. Лактоза, мальтоза, целлобиоза

Демонстрации

3. Гидролиз сахарозы Гидролиз крахмала. 5. Гидролиз целлюлозы..

52

 

76

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза

Полисахариды. Крахмал. Химические свойства крахмала. Распространение в природе и применение крахмала.

Целлюлоза. Физические свойства целлюлозы. Химические свойства целлюлозы: гидролиз, ацилирование и нитрование целлюлозы, их применение

4 Взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахма­ла

5. Ознакомление с образцами волокон на основе целлюлозы и её производных.

53

 

77

Гидролиз углеводов и его роль в природе

     
 

78

Контрольная работа № 7

« Углеводы»

     

Тема 9. Амины (4 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Изучение классификации, номенКЛатуры, строения и свойств аминов. Выявление взаимосвязи строения и свойств ве­ществ на примере ами­нов, прогнозирование их реакционной способ­ности.

Сопоставление основных свойств аминов. Составление уравнений реакций, с помощью ко­торых можно осущест­вить цепь превращений веществ.

Выявление взаимосвязи строения и свойств веществ, изучение взаимно­го влияния атомов в моле­кулах органических ве­ществ (сравнение свойств бензола, анилина, аммиа­ка и алифатического спирта

 

79

Классификация, номенклатура, изомерия и физические свойства аминов

Классификация, номенклатура, изомерия и физические свойства аминов. Электронное и простран­ственное строение аминов. Основность аминов. Химические свойства аминов.

 

54

 

80

Получение аминов

Получение аминов.

 

54

 

81

Электронное и пространственное строение аминов. Основность аминов. Анилин

Анилин. Получение анилина (реакция Зинина

 

55

 

82

Химические свойства аминов. Синтезы на основе анилина

). Применение аминов и анилина. Синтезы на основе анилина

 

56

Тема 10. Аминокислоты. Белки (6 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Изучение классифика­ции, номенклатуры, строения, свойств, полу­чения и применения аминокислот. Выявление взаимосвязи строения и свойств ве­ществ на примере амино­кислот, прогнозирование их реакционной способ­ности.

Выявление взаимного влияния атомов в моле­кулах аминокислот. Составление уравнений реакций, с помощью ко­торых можно осущест­вить цепь превращений веществ

Составление формул оп­тических изомеров ами­нокислот.

Выявление взаимосвязи строения и свойств ве­ществ; свойств веществ и их применения. Идентификация орга­нических веществ с по­мощью качественных реакций (на примере кислородсодержащих органических веществ). Изучение строения, свойств и биологическо­го значения белков. Освоение навыков рабо­ты в лаборатории в ходе изучения свойств белков

 

83

Аминокислоты: изомерия, особенности строения. Номенклатура аминокислот

. Изомерия, номенклатура и особенно­сти строения аминокислот..

Образцы аминокислот. 2. Доказательства наличия функцио­нальных групп в молекулах аминокислот

57

 

84

Свойства аминокислот. Синтез пептидов

Свойства аминокислот и способы их получения. Биологическое значение α-аминокислот. Пептиды

Лабораторные опыты

1. Цветные реакции белков. 2. Денатурация белка. 3. Разло­жение пероксида водорода с помощью неорганического катали­затора (оксида марганца (II) и фермента (каталазы). 4. Действие амилазы слюны на крахмал.

58

 

85

Получение аминокислот

Получение аминокислот

 

58

 

86

Белки

Основные аминокислоты, образующие белки. Струк­тура и свойства белков. Превращение белков пищи в организме. Достижения в изучении строения и синтеза белков.

 

59

 

87

Выполнение упражнений и решение задач по теме « Азотсодержащие органические вещества»

     
 

88

Контрольная работа № 7

« Азотсодержащие органические вещества»

     

Тема 11. Гетероциклические соединения (2 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Знакомство с гетероцик­лическими соедине­ниями.

Сравнение строения, реакционной способно­сти и свойств пиррола и пиридина. Составление формулы фрагмента ДНК РНК

 

89

Азотсодержащие гетероциклические соединения

Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиррол и пиридин как представители азотсодержащих гетероциклов, их электронное строение, ароматический характер, различие в проявлении основных свойств.

 

60

 

90

Нуклеиновые кислоты

Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Нуклеотиды. ДНК и РНК. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности орга­низма

 

61

Тема 12. Теоретические основы курса органической химии (7 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Изучение теории химического строения и её эволюции. Составление уравнений реакций, с помощью которых можно осуществить цепь превращений веществ. Развитие умений планировать синтез органических вещества. Обобщение знаний об ОВР с участием органических веществ.

 

91

Теория химического строения органиче­ских веществ

Теория химического строения органических соединений.

 

62

 

92

Генетическая связь между классами органи­ческих веществ

Генетическая связь между классами органических веществ.

 

63

 

93

Выполнение упражнений и решение задач

Стратегия органического синтеза

   
 

94

Окислительно-восстановительные реакции в органической химии

Окислительно-восстановительные реакции в органической химии

 

64

 

95

Высокомолекулярные соединения

Высокомолекулярные единения.

 

65

 

96,97

Зачётное занятие по темам 9-12

     

Практикум (3 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Развитие умений работать в лаборатории. Развитие экспериментальных навыков исследования веществ и их синтеза.

 

98

Практическая работа № 5. Распознавание волокон

     
 

99-100

Практическая работа № 6. Метод тонкослойной хроматографии

     

Резерв-5 часов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.