Рабочая программа по химии (10 класс, УМК: Карцова А.А., Лёвкин А.Н.)
Предмет: Уровень: Класс: УМК: Количество часов: |
Химия Профильный 10 Карцова А.А., Лёвкин А.Н. 102 |
Пояснительная записка
Настоящая программа раскрывает содержание курса химии в 10 классе общеобразовательного учреждения на профильном уровне.
Данный курс учащиеся изучают после курса химии основной школы, который направлен на усвоение важнейших химических понятий, химической символики и основных законов химии. В основной школе учащиеся приобрели знания о неорганических и органических веществах, применяемых в повседневной жизни и в промышленности, а также умения и навыки выполнения химического эксперимента и решения расчётных и экспериментальных задач.
Данная программа обучения химии в старшей школе на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (профильного уровня), обязательного минимума содержания образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников полной средней школы. Она конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В предлагаемой учебной программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических работ и расчётных задач.
Программа выполняет две основные функции:
1) информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях и задачах, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами химии;
2) организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его логической последовательности, количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программе соответствуют учебник химии для 10 классов общеобразовательных учреждений авторов Карцовой А.А. и Лёвкина А.Н.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «химия» отражает элементарное содержание химической науки.
Основными задачами химической науки являются:
• изучение состава и строения веществ;
• установление зависимости свойств веществ от их строения;
• синтез веществ с заданными свойствами;
• исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения новых веществ материалов, энергии.
Целями обучения химии в профильной школе являют
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладеете умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на химических формул веществ и уравнений химических peaкций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями
воспитание у учащихся отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место химии в базисном учебном плане
Программа курса химии рассчитана на 105 учебных часов (3 ч в неделю) в 10 классе. К предложенной программе дано поурочное планирование курса, рассчитанное на 3 ч в неделю
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации, в том числе и сети Интернет; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
При изучении химии большое внимание уделяется формированию умения самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата.
Результаты обучения
Результаты изучения курса химии приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Особенности курса 10 класса
В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения органических соединений. Красной нитью через весь курс проходит ведущая идея о взаимосвязи строения и свойств веществ. В курсе органической химии содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах, широко применяемых в быту и в технике, полимерах, о лекарственных препаратах, биологически активных соединениях. После теоретического введения в органическую химию в курсе последовательно изучаются классы органических соединений (углеводороды, кислородсодержащие органические вещества, азотсодержащие органические вещества и др.). Заканчивается изучение органической химии обобщающими темами, такими как генетическая связь между классами веществ, окислительно-восстановительные реакции в органической химии, стратегия органического синтеза.
Особое внимание как в курсе 10 класса, уделено химическому эксперименту. В конце каждого курса выделен блок практических занятий обобщающего характера: решение экспериментальных задач, синтез твёрдых, жидких и газообразных веществ, идентификация веществ с помощью качественных реакций и др.
Содержание курса химии 10 и 11 классов (210 ч)
10 класс (3 ч в неделю; всего 105 ч, из них 5ч — резервное время)
Тема 1. Введение в курс органической химии (7 ч)
Возникновение теории химического строения A.M. Бутлерова. Валентность. Углеводороды. Графическая формула. Изотеры. Изомерия. Химическое строение. Основные положения теории химического строения органических соединений.
Структурные формулы и модели молекул органических веществ. Углеродный скелет. Первичный, вторичный, третичный, четвертичный атомы углерода. Шаростержневая модель. Масштабная модель (модель Стюарта — Бриглеба).
Структурная изомерия. Пространственная изомерия.
Классификация органических соединений. Основные классы органических веществ. Углеводороды. Алифатические соединения. Циклические соединения. Функциональная группа. Гидроксильная группа. Карбонильная группа. Карбоксильная группа. Аминогруппа. Нитрогруппа..
Основные сведения о строении атомов. Состояние электронов в атоме. Атомная орбиталь. Электронная конфигурация атомов элементов-органогенов и способы её изображения.
Химическая связь. Ионная связь. Ионы. Ковалентная связь. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно- акцепторный. Электроотрицательность. Длина, энергия, полярность и поляризуемость связи. Валентный угол. Классификация ковалентной связи по способу перекрывания атомных орбиталей. Формулы Льюиса. Первоначальные понятия о типах и механизмах органических реакций. Гемолитический разрыв ковалентной связи. гетеролитический разрыв ковалентной связи. Свободные радикалы. Свободнорадикалъный и ионный механизмы реакции. Карбокатион. Карбанион. Реакции замещения, присоединения, отщепления. Субстрат, реагент. Нуклеофилы. Электрофилы.
Демонстрации
1. Образцы органических веществ, материалов и изделий из них. 2. Коллекция анилиновых красителей. 3. Модели молекул органических веществ.
Лабораторный опыт
Моделирование молекул углеводородов.
Практическая работа
Конструирование шаростержневых моделей молекул органических веществ.
Тема 2. Алканы (8 ч)
Алканы (предельные, насыщенные углеводороды). Изомерия алканов. Изомерия углеродного скелета. Изомерия углеводородных радикалов. Номенклатура алканов. Радикал. Правила составления названий углеводородов по номенклатуре ИЮПАК. Тривиальные названия углеводородов.
Понятие о гомологии. Гомологи. Гомологический ряд. Гомологическая разность.
Строение молекулы метана. Понятие о гибридизации. Гибридные орбитали.
sр3-гибридизация. Строение молекул этана и пропана..
Физические свойства алканов. Химические свойства алканов: горение, пиролиз, галогенирование, нитрование, дегидрирование, крекинг, изомеризация. Механизм реакции свободнорадикалъного замещения.
Получение алканов. Конструктивные реакции. Реакция Вюрца.
Применение алканов. Синтезы на основе метана.
Демонстрации
1. Шаростержневые модели молекул метана, этана и пропана. 2. Отношение предельных углеводородов к растворам щелочей, кислот, перманганата калия. 3. Получение метана, его горение и взрыв в смеси с воздухом.
Лабораторные опыты
1. Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия. 2. Определение элементарного состава парафина по продуктам сгорания.
Расчётная задача
Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам его сгорания.
Тема 3. Непредельные углеводороды и циклоалканы (20 ч)
Алкены. Номенклатура, изомерия и гомология алкенов. Цис-транс-изомерия. Строение молекул алкенов. л-Связь. sр2 -гибридизация. Понятие об электрофильном присоединении.
Физические и химические свойства алкенов. Реакции электрофильного присоединения. Индуктивный и мезомерный эффекты. Гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидра- тацяя алкенов. Окисление алкенов, реакция Вагнера.
Правило Марковникова и его электронная интерпретация. Эффект Хараша.
Реакции полимеризации. Первоначальные представления полимерах. Полиэтилен.
Получение алкенов. Правило Зайцева.
Применение алкенов. Синтезы на основе этилена.
Циклоалканы. Строение, физические и химические свойства. получение и применение циклоалканов.
Алкины. Изомерия, гомология и номенклатура алкинов. Терминальные алкины.
Строение молекулы ацетилена, sр-гибридизация.
Физические и химические свойства алкинов. Гидрирование алкинов, триме- ризация ацетилена.. Реакция Кучерова.
Получение алкинов. Карбидный и метановый способы получения ацетилена. Дегидрогалогенирование дигалогенидов.
Применение алкинов. Синтезы на основе ацетилена.
Алкадиены. Классификация, номенклатура и изомерия алкадиенов. Кумулированные, сопряженные двойные связи в молекулах алкадиенов.
Получение алкадиенов. Строение молекулы дивинила. Эффект сопряжения, p-π- Сопряжение. Физические и химические свойства алкадиенов. Реакция 1,4-присоединения. Каучук – природный полимер. Бутадиеновый каучук.
Вулканизация каучука. Резина.
Демонстрации.
Модели молекул бутена-1 и бутена-2, 2. Получение этилена, его горение, взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. 3. Образцы изделий из полиэтилена и полипропилена. 4. Получение ацетилена (карбидным способом), горение ацетилена, взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия. 5. Образцы каучуков.
6. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения на непредельность.
Лабораторные опыты
Получение этилена и опыты с ним. 2. Отношение каучука и резины к органическим растворителям
Практическая работа
Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. Ароматические углеводороды (8 ч)
История открытия бензола. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Формула Кекуле.
Ароматические углеводороды. Делокализация электронной плотности. Химичесие свойства бензола. Гидрирование. Ориентационные эффекты заместителей. Получение аренов. Особенности химических свойств гомологов бензола. Электрофильное замещение на примере нитрования или бромирования бензола. Алкилирование бензола. Реакция Фриделя -Крафтса . Синтезы на основе бензола.
Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. Перегонка нефти. Октановое число бензинов.. Крекинг термический и каталитический. Коксование каменного угля.
Демонстрации
1. Модели молекул бензола и толуола. 2. Свойства бензола: растворимость в воде, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия. 3. Нитрование бензола.
Тема 5. Галогенопроизводные углеводородов*
Классификация, изомерия и номенклатура галогенопроизводных. Их получение и строение молекул.
Физические и химические свойства. Синтезы на основе алкилгалогенидов.
Тема 6. Спирты и фенолы (8 ч)
Спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Спирты первичные, вторичные, третичные. Спирты алифатические, ароматические. Многоатомные спирты. Гликоли.
Получение спиртов.
Особенности электронного строения гидроксильной группы. Водородная связь. Физические свойства спиртов.
Химические свойства спиртов: кислотные свойства, реак- ии нуклеофильного замещения, реакции окисления, дегидратация.
Синтезы на основе метанола.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Особенности химических свойств этиленгликоля и глицерина и их практическое использование.
Фенолы. Классификация, изомерия и номенклатура фенолов. Строение молекулы фенола и его химические свойства. р-л-Сопряжение. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.
Получение и применение фенола. Кумольный метод получения фенола. Фенолоформальдегидные смолы.
Демонстрации
1. Количественное выделение водорода из этилового спирта. 2. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). 3. Модели молекул спиртов. 4. Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом. 5. Получение уксусно-этилового эфира. 6. Взаимодействие глицерина с натрием. 7. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. 8. Свойства многоатомных спиртов. 9. Получение акролеина из глицерина. 10. Образцы фенолов (фенол, пирокатехин, резорцин, гидрохинон). 11. Физические свойства фенола.
Лабораторные опыты
1. Окисление спиртов оксидом меди (II). 2. Изучение свойств этанола и глицерина. 3. Качественные реакции на спирты и фенолы. 4. Окисление этилового спирта хромовой смесью.
Тема 7. Альдегиды и кетоны (7 ч)
Классификация альдегидов и кетонов. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия альдегидов и кетонов. Физические свойства альдегидов и кетонов. Карбонильные соединения. Карбонильная группа.
Получение альдегидов и кетонов: окисление спиртов, гидратация ацетилена и его гомологов (реакция Кучерова), гидролиз геминальных дигалогенопроизводных углеводородов. Оксосинтез.
Электронное и пространственное строение карбонильной группы. Физические свойства. Сравнительная характеристика реакционной способности альдегидов и кетонов.
Химические свойства альдегидов и кетонов: гидрирование, присоединение циановодорода, реакция с гидросульфитом натрия, взаимодействие со спиртами с образованием полуацеталей и ацеталей, реакции окисления, алъдольная конденсация, реакции замещения по α.-углеродному атому. Качественные реакции на альдегидную группу.
Синтезы на основе формальдегида.
Важнейшие представители альдегидов и кетонов. Формальдегид. Уксусный альдегид. Ацетон.
Демонстрации
Модели молекул формальдегида, ацетальдегида.
Лабораторные опыты
1. Качественные реакции на альдегиды: окисление муравьиного или уксусного альдегида гидроксидом меди (II), фуксинсернистой кислотой, гидросульфитом натрия, аммиачным раствором оксида серебра(I). 2. Окисление спирта в альдегид. 3/Свойства ацетона: растворимость в воде, отношение к окислителям. Ацетон как растворитель.
Тема 8. Карбоновые кислоты (10ч)
Классификация, изомерия и номенклатура карбоновых кислот. Электронное и пространственное строение карбоксильной группы. Физические свойства карбоновых кислот Ацильный радикал.
Химические свойства карбоновых кислот. Кислотные свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Реакции с участием углеводородного радикала. Образование функциональных производных: ангидридов, амидов. Сплавление солей карбоновых кислот со щёлочью. Декарбоксилирование карбоновых кислот. Нитрилы. Галогенангидриды карбоновых кислот.
Реакция Гелля — Фольгарда — Зелинского.
Получение карбоновых кислот: окисление альдегидов, окисление первичных спиртов и альдегидов, окисление алканов. Реакции гидролиза, гидролиз нитрилов.
Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная кислота, уксусная кислота, бензойная кислота.
Высшие предельные и непредельные карбоновые кислоты.
Гидроксикислоты. Молочная кислота. Кетокислоты.
Оптическая изомерия. Асимметрический атом углерода. Оптическая активность. Поляризованный свет. Энантиомеры (оптические или зеркальные изомеры). Рацемическая смесь (рацемат). D- и L-изомеры. Проекционные формулы Фишера. Диастереомеры.
Демонстрации
1. Образцы карбоновых кислот (муравьиная, уксусная, пропионовая, масляная, бензойная, стеариновая, пальмитиновая, олеиновая, лимонная). 2. Отношение олеиновой кислоты к бромной воде и раствору перманганата калия. 3. Модели молекул карбоновых кислот. 4. Горение паров уксусной кислоты. 5. Синтез сложных эфиров (изопентилацетата или этилбензоата). 6. Поляризация света. Прохождение поляризованного света через фильтр-поляризатор.
Лабораторные опыты
1. Химические свойства уксусной кислоты: действие на индикаторы, взаимодействие с оксидом магния, с гидроксидом натрия, с карбонатом кальция. 2. Взаимодействие стеариновой и олеиновой кислот со щёлочью.
Практические работы
1. Решение экспериментальных задач с элементами качественного анализа. 2. Получение уксусной кислоты и изучение её свойств.
Тема 9. Сложные эфиры и жиры (4 ч)
Сложные эфиры. Номенклатура и изомерия сложных эфиров. Получение сложных эфиров: реакция этерификации. Взаимодействие функциональных производных карбоновых кислот (ангидридов, амидов, галогенангидридов) со спиртами. Физические и химические свойства сложных эфиров. Использование сложных эфиров в промышленности.
Жиры. Состав, строение, свойства, применение жиров и их роль в природе. Строение и физические свойства жиров. Химические свойства жиров. Гидролиз жиров, омыление жиров. Мыла.
Демонстрации
1. Образцы веществ: уксусный ангидрид, сложные эфиры, жиры. 2. Омыление жиров.
Лабораторные опыты
1. Отношение жиров к воде и органическим растворителям. 2. Доказательство непредельного характера жиров. 3. Омыление жиров. 4. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.
Практические работы
1. Синтез сложного эфира. 2. Гидролиз жиров.
Тема 10. Углеводы (6 ч)
Классификация углеводов. Альдозы и кетозы. Общая характеристика моносахаридов. Глюкоза. Строение и получение глюкозы.
Расшифровка структуры глюкозы и её физические свойства. Получение глюкозы. Химические свойства глюкозы: восстановление и окисление, брожение, ацилирование и алкилирование. Биологическое значение моносахаридов.
Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза.
Важнейшие дисахариды, их строение и свойства. Сахароза. Химические свойства сахарозы. Лактоза, мальтоза, целлобиоза.
Полисахариды. Крахмал. Химические свойства крахмала. Распространение в природе и применение крахмала.
Целлюлоза. Физические свойства целлюлозы. Химические свойства целлюлозы: гидролиз, ацилирование и нитрование целлюлозы, их применение.
Демонстрации
1. Образцы моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов. 2. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра, отношение к фуксинсернистой кислоте. 3. Гидролиз сахарозы. 4. Гидролиз крахмала. 5. Гидролиз целлюлозы. 6. Воспламенение нитроцеллюлозы.
Лабораторные опыты
1. Доказательство строения глюкозы с помощью качественных реакций. 2. Экспериментальное сравнение свойств глюкозы и фруктозы. 3. Взаимодействие сахарозы с гидроксидами металлов. 4. Взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахмала. 5. Ознакомление с образцами волокон на основе целлюлозы и её производных.
Практическая работа
Гидролиз углеводов.
Тема 11. Амины (4 ч)
Классификация, номенклатура, изомерия и физические свойства аминов. Получение аминов. Электронное и пространственное строение аминов. Основность аминов. Химические свойства аминов.
Анилин. Получение анилина (реакция Зинина). Применение аминов и анилина. Синтезы на основе анилина.
Демонстрации
1. Отношение анилина к воде, к кислотам и раствору брома. 2. Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора, образование солей. 3. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и бромной водой. 4. Окраска ткани анилиновым красителем.
Тема 12. Аминокислоты. Белки (6 ч)
Аминокислоты. Изомерия, номенклатура и особенности строения аминокислот. Свойства аминокислот и способы их получения. Биологическое значение α-аминокислот. Пептиды.
Белки. Основные аминокислоты, образующие белки. Структура и свойства белков. Превращение белков пищи в организме. Достижения в изучении строения и синтеза белков.
Демонстрации
1. Образцы аминокислот. 2. Доказательства наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.
Лабораторные опыты
1. Цветные реакции белков. 2. Денатурация белка. 3. Разложение пероксида водорода с помощью неорганического катализатора (оксида марганца (II) и фермента (каталазы). 4. Действие амилазы слюны на крахмал.
Тема 13. Гетероциклические соединения (2 ч)
Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиррол и пиридин как представители азотсодержащих гетероциклов, их электронное строение, ароматический характер, различие в проявлении основных свойств. Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Нуклеотиды. ДНК и РНК. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организма.
Тема 14. Теоретические основы курса органической химии (7 ч)
Теория химического строения органических соединений. Генетическая связь между классами органических веществ. окислительно-восстановительные реакции в органической химии. Стратегия органического синтеза. Высокомолекулярные единения.
Практикум (3 ч)
1. Распознавание волокон. 2. Реакция диенового синтеза. 3. Метод тонкослойной хроматографии.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать / понимать:
роль химии в естествознании и её связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, гибридизация атомных орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро,
основные теории химии: строения атома, химической связи, строения органических соединений (включая стереохимию);
классификацию и номенклатуру органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
определять: пространственное строение молекул, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;
характеризовать: строение и свойства органических соединений( углеводородов , спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять: реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент: по распознаванию органических веществ; получе-
конкретных веществ, относящихся к изученным классам единений;
проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, .научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
• оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Рекомендуемая литература
1. Карцова А.А., Лёвкин А.Н. Химия : 10 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). — М.: Вентана-Граф, 2009.
2. Карцова А.А., Лёвкин А.Н. Химия : 10 класс : задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-Граф, 2010.
3. Лёвкин А.Н, Карцова А.А. Химия : самое необходимое для учащегося. — СПб.: Азбука-классика, 2004.
4. Органическая химия : учебник для вузов / под ред. Н.А. Тюкавкиной. — М.: Дрофа, 2003.
5. Карцова А.А., Лёвкин А.Н. Органическая химия : задачи и практические работы : учебное пособие для базового и профильного обучения. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2005
Поурочное планирование курса 10 класса
(3 ч в неделю; всего105ч, из них 5ч — резервное время)
Дата |
Номер урока |
Тема |
Изучаемые вопросы |
Демонстрация |
Д.З(параграф) |
||||||||
Тема 1. Введение в курс органической химии (7 ч) |
|||||||||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Знакомство с предметом органической химии. Изучение основных положений теории химического строения A.M. Бутлерова. Составление структурных формул органических веществ по молекулярным, составление молекулярной формулы по структурной формуле вещества, и наоборот. Составление структурных формул изомеров. Конструирование моделей молекул органических веществ с помощью шаростержнсвых моделей Изучение классификации органических веществ. Определение . класса органического вещества по его структурной формуле и функциональной группе. Углубление и расширение знаний о строении атомов и химической связи. Изучение способов перекрывания атомных орбиталей (σ- и л-связи). Знакомство с типами и механизмами органических реакций |
||||||||||||
1 |
Вводный урок. Предмет органической химии |
Возникновение теории химического строения A.M. Бутлерова. Валентность. Углеводороды. Графическая формула. Изомеры. Изомерия. Химическое строение. Основные положения теории химического строения органических соединений. |
Образцы органических веществ, материалов и изделий из них. 2. Коллекция анилиновых красителей |
1 конспект |
|||||||||
2 |
Теория химического строения A.M. Бутлерова. Изомерия |
Структурные формулы и модели молекул органических веществ. Углеродный скелет. Первичный, вторичный, третичный, четвертичный атомы углерода. Шаростержневая модель. Масштабная модель (модель Стюарта — Бриглеба). Структурная изомерия. Пространственная изомерия. |
Модели молекул органических веществ Лабораторный опыт Моделирование молекул углеводородов. . |
,2 |
|||||||||
3 |
Важнейшие классы органических веществ |
Классификация органических соединений. Основные классы органических веществ. Углеводороды. Алифатические соединения. Циклические соединения. Функциональная группа. Гидроксильная группа. Карбонильная группа. Карбоксильная группа. Аминогруппа. Нитрогруппа.. |
3 |
||||||||||
4 |
Основные сведения о строении атомов |
Состояние электронов в атоме. Атомная орбиталь. Электронная конфигурация атомов элементов-органогенов и способы её изображения. |
4 |
||||||||||
5 |
Химическая связь. Ковалентная связь. Ионная связь Практическая работа Конструирование шаростержневых моделей молекул органических веществ. |
Ионная связь. Ионы. Ковалентная связь. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно- акцепторный. ЭО. Длина, энергия, полярность и поляризуемость связи. Валентный угол. Классификация ковалентной связи по способу перекрывания атомных орбиталей. |
5 |
||||||||||
6 |
Типы и механизмы органических реакций |
Первоначальные понятия о типах и механизмах органических реакций. Гемолитический разрыв ковалентной связи. гетеролитический разрыв ковалентной связи. Свободные радикалы. Свободнорадикалъный и ионный механизмы реакции. Карбокатион. Карбанион. Реакции замещения, присоединения, отщепления. Субстрат, реагент. Нуклеофилы. Электрофилы |
6 |
||||||||||
7 |
Конструирование шаростержневых моделей органических веществ |
||||||||||||
Тема 2. Алканы (9 ч) |
|||||||||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Изучение строения, номенклатуры, свойств, получения и применения алканов. Изучение теории гибридизации АО. Формирование умения определять тип гибридизации углеродных атомов в молекулах органических веществ на основании структурных формул. Составление структурных формул алканов по молекулярной формуле, составление формул изомерных алканов. Составление названий алканов по структурной формуле и составление формулы по названию алкана. Характеристика химических свойств алканов и прогнозирование их реакционной способности на основе электронного строения. Составление уравнений реакций, с помощью которых можно осуществить цепь превращений веществ. Установление формул алканов по массовым долям элементов и плотности их паров по другому газу. Вывод формул алканов по количественным данным о продуктах его сгорания |
||||||||||||
8 |
Изомерия, номенклатура и гомология алканов. Гомологический ряд алканов |
Алканы (предельные, насыщенные углеводороды). Изомерия алканов. Изомерия углеродного скелета. Изомерия углеводородных радикалов. Номенклатура алканов. Радикал. Правила составления названий углеводородов по номенклатуре ИЮПАК. Тривиальные названия углеводородов. Понятие о гомологии. Гомологи. Гомологический ряд. Гомологическая разность. |
Демонстрации Шаростержневые модели молекул метана, этана и пропана. |
7,8 |
|||||||||
9 |
Упражнения в составлении названий и написании формул алканов |
||||||||||||
10 |
Строение молекулы метана. Гибридизация атомных орбиталей |
Строение молекулы метана. Понятие о гибридизации. Гибридные орбитали. sр3-гибридизация. Строение молекул этана и пропана.. |
9 |
||||||||||
11 |
Строение молекул алканов. Физические свойства алканов. Прогноз реакционной способности алканов |
Физические свойства алканов |
10 |
||||||||||
12 |
Химические свойства алканов |
Химические свойства: горение, пиролиз,галогенирование, нитрование, дегидрирование, крекинг, изомеризация. Механизм реакции свободнорадикалъного замещения. |
2. Отношение предельных углеводородов к растворам щелочей, кислот, перманганата калия. |
11 |
|||||||||
13 |
Получение алканов. Применение алканов. Синтезы на основе метана |
Получение алканов. Конструктивные реакции. Реакция Вюрца. Применение алканов Синтезы на основе метана. . |
3. Получение метана, его горение и взрыв в смеси с воздухом. |
12 |
|||||||||
14 |
Практическая работа № 1. Качественный анализ органических соединений. |
||||||||||||
15 |
Выполнение упражнений и решение задач |
Расчётная задача Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам его сгорания. |
|||||||||||
16 |
Контрольная работа № 1 «Алканы» |
||||||||||||
Тема 3. Непредельные углеводороды и циклоалканы (19 ч) |
|||||||||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Изучение строения, номенклатуры, свойств, получения и применения алкенов, алкинов, алкадиенов и циклоалканов Дальнейшее изучение теории гибридизации АО. Определение типа гибридизации углеродных атомов в молекулах органических веществ. Изучение электронных эффектов молекулах и влияние их на изменение реакционной способности соединения. Составление названий непредельных соединений по формуле и составление формулы по названию Характеристика химических свойств алкенов, алкинов, алкадиенов, циклоалканов, прогнозирование их реакционной способности на основе электронного строения. Составление уравнений реакций, с помощью которых можно осуществить цепь превращений веществ. Вывод формул непредельных углеводородов по массовым долям элементов и плотности их паров по другому газу. Вывод формул непредельных углеводородов по количественным данным о продуктах их сгорания. Выявление причинно- следственных связей в триаде «состав — строение — химические свойства» . Выявление взаимосвязи строения и свойств веществ; свойств веществ и их применениЯ |
||||||||||||
17 |
Изомерия, гомология и номенклатура алкенов |
Номенклатура, изомерия и гомология алкенов |
Модели молекул бутена-1 и бутена-2, |
13 |
|||||||||
18 |
Строение молекул алкенов. Цис-транс-изомерия. Реакционная способность алкенов |
Цис-транс-изомерия. Строение молекул алкенов. л-Связь. sр2 -гибридизация. Понятие об электрофильном присоединении. |
14 |
||||||||||
19 |
Физические и химические свойства этилена |
Физические и химические свойства алкенов. Реакции электрофильного присоединения. |
Получение этилена, его горение, взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия |
14 |
|||||||||
20 |
Химические свойства алкенов. Правило Марковникова |
Индуктивный и мезомерный эффекты. Гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидра- тацяя алкенов. Окисление алкенов, реакция Вагнера. Правило Марковникова и его электронная интерпретация. Эффект Хараша. |
14 |
||||||||||
21 |
Реакция полимеризации. Понятие о полимерах. Полиэтилен |
Реакции полимеризации. Первоначальные представления полимерах Полиэтилен. |
Образцы изделий из полиэтилена и полипропилена. |
15 |
|||||||||
22 |
Получение и применение алкенов |
Получение алкенов. Правило Зайцева. Применение алкенов. Синтезы на основе этилена. |
16 |
||||||||||
23 |
Практическая работа № 2. Получение этилена и исследование его свойств |
Получение этилена и изучение его свойств |
|||||||||||
24 |
Циклоалканы: гомология, изомерия, номенклатура |
Строение, физические и химические |
17 |
||||||||||
25 |
Физические и химические свойства циклоалканов. Получение и применение циклоалканов |
свойства. получение и применение циклоалканов |
18 |
||||||||||
26 |
Изомерия, гомология и номенклатура алкинов |
Изомерия, гомология и номенклатура алкинов. Терминальные алкины. |
19 |
||||||||||
27 |
Строение молекул алкинов. Реакционная способность алкинов |
Строение молекулы ацетилена, sр-гибридизация. |
19 |
||||||||||
28 |
Физические свойства алкинов. Химические свойства ацетилена |
Физические и химические свойства алкинов. Гидрирование алкинов, триме- ризация ацетилена.. Реакция Кучерова. |
20 |
||||||||||
29 |
Получение и применение алкинов. Синтезы на основе ацетилена |
Получение алкинов. Карбидный и метановый способы получения ацетилена. Дегидрогалогенирование дигалогенидов. Применение алкинов. Синтезы на основе ацетилена |
Получение ацетилена (карбидным способом), горение ацетилена, взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия. 5. Образцы каучуков. |
21 |
|||||||||
30 |
Генетическая связь между алканами, алкенами, алкинами |
||||||||||||
31 |
Контрольная работа № 2 «Непредельные углеводороды и циклоалканы» |
||||||||||||
32 |
Классификация, гомология, изомерия и номенклатура алкадиенов Строение молекулы дивинила |
Классификация, номенклатура и изомерия алкадиенов. Кумулированные, сопряженные двойные связи в молекулах алкадиенов. |
22 23 |
||||||||||
33 |
Химические свойства дивинила и изопрена |
Получение алкадиенов. Строение молекулы дивинила. Эффект сопряжения, p-π- Сопряжение. Физические и химические свойства алкадиенов. Реакция 1,4-присоединения |
Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения на непредельность. |
23 |
|||||||||
34 |
Каучук и резина |
.Каучук – природный полимер. Бутадиеновый каучук. Вулканизация каучука. Резина. |
|||||||||||
35 |
Зачётный урок по теме «Ациклические углеводороды» |
||||||||||||
Тема 4. Ароматические углеводороды |8 ч) |
|||||||||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Изучение строения, свойств, получения и применения бензола и толуола. Изучение номенклатуры, гомологии и изомерии ароматических углеводородов. Прогнозирование свойств ароматических углеводородов на основе знаний об их строении. Сопоставление химических свойств аренов с алканами, алкенами, алкадиенами и циклоалканами. Выявление причинно- следственных связей в триаде «состав — строение — химические свойства» на примере бензола и толуола. Выявление взаимосвязи строения и свойств веществ; свойств веществ и их применения. Изучение промышленных способов получения, обработки и применения углеводородов |
||||||||||||
36 |
История открытия бензола. Строение молекулы бензола. Физические свойства бензола |
История открытия бензола. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Формула Кекуле. |
Модели молекул бензола и толуола. |
25, 26 |
|||||||||
37 |
Химические свойства бензола |
Делокализация электронной плотности. Химичесие свойства бензола. Гидрирование. Электрофильное замещение на примере нитрования или бромирования бензола. Алкилирование бензола. Реакция Фриделя -Крафтса . Синтезы на основе бензола. |
Свойства бензола: растворимость в воде, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия. . Нитрование бензола. |
27 |
|||||||||
38 |
Получение и применение бензола |
Получение и применение бензола |
27 |
||||||||||
39 |
Гомологи бензола. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Ориентанты I и II рода |
Ориентационные эффекты заместителей. Получение аренов. Особенности химических свойств гомологов бензола |
28 |
||||||||||
40 |
Химические свойства, получение и применение толуола |
Химические свойства, получение и применение толуола |
29 |
||||||||||
41 |
Природные источники углеводородов |
Природный и попутный нефтяной газы. Перегонка нефти. Октановое число бензинов.. Крекинг термический и каталитический. Коксование каменного угля. |
29 |
||||||||||
42 |
Генетическая связь между классами углеводородов |
28-30 |
|||||||||||
43 |
Контрольная работа № 3 «Ароматические углеводороды» |
||||||||||||
Тема 5. Спирты и фенолы (8 ч) |
|||||||||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Изучение классификации, номенклатуры, строения, свойств, получения и применения спиртов и фенолов. Изучение водородной связи. Выявление взаимосвязи строения и свойств веществ на примере спиртов, прогнозирование их реакционной способности. Составление уравнений реакций, с помощью которых можно осуществить цепь превращений веществ. Изучение р-π-сопряжения, определение его влияния на реакционную способность органических веществ (на примере фенолов). Выявление взаимосвязи строения и свойств веществ, изучение взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ (сравнение свойств бензола, фенола и алифатического спирта).Сопоставление кислотно- основных свойств спиртов и фенолов. Идентификация органических веществ с помощью качественных реакций (на примере спиртов и фенолов |
||||||||||||
44 |
Спирты. Классификация и номенклатура спиртов. Строение молекул спиртов |
Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Спирты первичные, вторичные, третичные. Спирты алифатические, ароматические. Многоатомные спирты. Гликоли. |
Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). 3. Модели молекул спиртов. 4. |
34 |
|||||||||
45 |
Получение спиртов. Водородная связь между молекулами спиртов. Физические свойства спиртов |
Получение спиртов. Особенности электронного строения гидроксильной группы. Водородная связь. Физические свойства спиртов. |
35 |
||||||||||
46 |
Химические свойства спиртов. Синтезы на основе метанола (строение гидроксильной группы) |
Химические свойства спиртов: кислотные свойства, реак- ии нуклеофильного замещения, реакции окисления, дегидратация. Синтезы на основе метанола. |
Лаб. опыт Окисление спиртов оксидом меди(II).. Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом. Получение уксусно-этилового эфира. 6. Взаимодействие глицерина с натрием |
36 |
|||||||||
47 |
Особенности многоатомных спиртов |
Этиленгликоль. Глицерин. Особенности химических свойств этиленгликоля и глицерина и их практическое использование. |
Изучение свойств этанола и глицерина Качественные реакции на спирты |
37 |
|||||||||
48 |
Классификация и номенклатура фенолов |
38 |
|||||||||||
49 |
Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства, получение и применение фенола |
Классификация, изомерия и номенклатура фенолов. Строение молекулы фенола и его химические свойства. р-л-Сопряжение. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Получение и применение фенола. Кумольный метод получения фенола. Фенолоформальдегидные смолы |
Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. 8. Свойства многоатомных спиртов. |
39 |
|||||||||
50 |
Выполнение упражнений и решение задач |
||||||||||||
51 |
Контрольная работа № 4 «Спирты и фенолы» |
||||||||||||
Тема 6. Альдегиды и кетоны (7 ч) |
|||||||||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Изучение классификации, номенклатуры, строения, свойств, получения и применения альдегидов и кетонов. Выявление взаимосвязи строения и свойств веществ на примере спиртов, прогнозирование их реакционной способности.Сравнение реакционной способности альдегидов и кетонов, сопоставление их свойств. Сравнение свойств связей С=С и С=0. Составление уравнений реакций, с помощью которых можно осуществить цепь превращений веществ. Идентификация органических веществ с помощью качественных реакций (на примере альдегидов и кетонов) |
||||||||||||
52 |
Классификация, изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов |
Классификация альдегидов и кетонов. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия альдегидов и кетонов. |
Демонстрации Модели молекул формальдегида, ацетальдегида. |
40 |
|||||||||
53 |
Строение карбонильной группы. Реакционная способность карбонильных соединений |
Карбонильная группа. Электронное и пространственное строение карбонильной группы. Физические свойства. Сравнительная характеристика реакционной способности альдегидов и кетонов. |
41 |
||||||||||
54 |
Физические свойства альдегидов и кетонов. Получение альдегидов и кетонов |
Физические свойства альдегидов и кетонов. Карбонильные соединения Получение альдегидов и кетонов: окисление спиртов, гидратация ацетилена и его гомологов (реакция Кучерова), гидролиз геминальных дигалогенопроизводных углеводородов. Оксосинтез. |
41 |
||||||||||
55 |
Химические свойства альдегидов |
Химические свойства альдегидов и кетонов: гидрирование, присоединение циановодорода, реакция с гидросульфитом натрия, взаимодействие со спиртами с образованием полуацеталей и ацеталей, реакции окисления, алъдольная конденсация, реакции замещения по α.-углеродному атому. Качественные реакции на альдегидную группу. |
Лаб. опыты 1. Качественные реакции на альдегиды: окисление муравьиного или уксусного альдегида гидроксидом меди (II), фуксинсернистой кислотой, гидросульфитом натрия, аммиачным раствором оксида серебра(I |
42 |
|||||||||
56 |
Важнейшие представители альдегидов и кетонов. Синтезы на основе формальдегида |
Синтезы на основе формальдегида. Важнейшие представители альдегидов и кетонов. Формальдегид. Уксусный альдегид. Ацетон. |
). 2. Окисление спирта в альдегид. 3/Свойства ацетона: растворимость в воде, отношение к окислителям. Ацетон как растворитель. |
43 |
|||||||||
57 |
Решение экспериментальных задач с элементами качественного анализа |
||||||||||||
58 |
Контрольная работа № 5 « Альдегиды и кетоны» |
1 |
|||||||||||
Тема 7. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры (14ч) |
|||||||||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Изучение классификации, номенклатуры, строения, свойств, получения и применения карбоновых кислот и их производных. Выявление взаимосвязи строения и свойств веществ на примере карбоновых кислот, прогнозирование их реакционной способности. Выявление взаимного влияния атомов в молекулах карбоновых кислот. Сопоставление кислотных свойств карбоновых кислот одного гомологического ряда, сопоставление кислотных свойств галогенкарбоновых кислот. Составление уравнений реакций, с помощью которых можно осуществить цепь превращений веществ. Изучение оптической изомерии. Составление формул оптических изомеров. Составление проекционных формул Фишера. Выявление взаимосвязи строения и свойств веществ; свойств веществ и их применения. Идентификация органических веществ с помощью качественных реакций (на примере кислородсодержащих органических веществ). Освоение навыков работы в лаборатории в ходе получения уксусной кислоты и изучения её свойств Изучение классификации, номенклатуры, строения, свойств, получения и применения сложных эфиров и жиров. Освоение навыков работы в лаборатории в ходе получения сложного эфира и изучения его свойств. Составление уравнений реакций, с помощью которых можно осуществить цепь превращений веществ. Изучение биологического значения жиров |
||||||||||||
59 |
Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Карбоновые кислоты в природе |
Классификация, изомерия и номенклатура карбоновых кислот. |
44 |
||||||||||
60 |
Строение карбоксильной группы. Реакционная способность карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот |
Электронное и пространственное строение карбоксильной группы. Физические свойства карбоновых кислот Ацильный радикал. |
45 |
||||||||||
61 |
Химические свойства карбоновых кислот |
Химические свойства карбоновых кислот. Кислотные свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Реакции с участием углеводородного радикала. Образование функциональных производных: ангидридов, амидов. Сплавление солей карбоновых кислот со щёлочью. Декарбоксилирование карбоновых кислот. Нитрилы. Галогенангидриды карбоновых кислот. |
Лабораторные опыты 1. Химические свойства уксусной кислоты: действие на индикаторы, взаимодействие с оксидом магния, с гидроксидом натрия, с карбонатом кальция. 2. Взаимодействие стеариновой и олеиновой кислот со щёлочью. |
45 |
|||||||||
62 |
Практическая работа № 3. Получение уксусной кислоты и изучение её свойств |
||||||||||||
63 |
Кислотность органических веществ. Взаимное влияние атомов на примере карбоновых кислот. Важнейшие представители карбоновых кислот |
Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная кислота, уксусная кислота, бензойная кислота. Высшие предельные и непредельные карбоновые кислоты. Гидроксикислоты. Молочная кислота. Кетокислоты. |
Образцы карбоновых кислот (муравьиная, уксусная, пропионовая, масляная, бензойная, стеариновая, пальмитиновая, олеиновая, лимонная). |
46 |
|||||||||
64 |
Получение и применение карбоновых кислот |
Получение карбоновых кислот: окисление альдегидов, окисление первичных спиртов и альдегидов, окисление алканов. Реакции гидролиза, гидролиз нитрилов. |
47 |
||||||||||
65 |
Выполнение упражнений и решение задач |
||||||||||||
66 |
Оптическая изомерия |
Оптическая изомерия. Асимметрический атом углерода. Оптическая активность. Поляризованный свет. Энантиомеры (оптические или зеркальные изомеры). Рацемическая смесь (рацемат). D- и L-изомеры. Проекционные формулы Фишера. Диастереомеры. |
47 |
||||||||||
67 |
Сложные эфиры |
Номенклатура и изомерия сложных эфиров. Получение сложных эфиров: реакция этерификации. Взаимодействие функциональных производных карбоновых кислот (ангидридов, амидов, галогенангидридов) со спиртами. Физические и химические свойства сложных эфиров. Использование сложных эфиров в промышленности. |
48 |
||||||||||
68 |
Практическая работа № 4 Синтез сложного эфира |
Синтез сложного эфира |
|||||||||||
69 |
Жиры |
Состав, строение, свойства, применение жиров и их роль в природе. Строение и физические свойства жиров. Химические свойства жиров.. |
Лабораторные опыты 1. Отношение жиров к воде и органическим растворителям. 2. Доказательство непредельного характера жиров. 3. Омыление жиров. 4. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. |
49 |
|||||||||
70 |
Гидролиз жиров СМС. |
Гидролиз жиров, омыление жиров. Мыла |
|||||||||||
71 |
Выполнение упражнений и решение задач |
||||||||||||
72 |
Контрольная работа № 6 «Карбоновые кислоты» |
Получение уксусной кислоты и изучение её свойств. |
|||||||||||
Тема 8. Углеводы (6 ч) |
|||||||||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Изучение классификации, строения, свойств углеводов. Прогнозирование строения молекулы глюкозы на основе экспериментальных данных о её свойствах (результатов качественных реакций и количественных данных). Составление проекционных формул Хеуорса для глюкозы и фруктозы. Сопоставление строения и свойств крахмала и целлюлозы, выявление причин различия в свойствах. Составление уравнений реакций, с помощью которых можно осуществить цепь превращений веществ. Изучение биологического значения углеводов. Идентификация углеводов на основе качественных реакций |
||||||||||||
Классификация углеводов. Глюкоза. Биологическое значение моносахаридов |
Классификация углеводов. Альдозы и кетозы. Общая характеристика моносахаридов. Глюкоза. Строение и получение глюкозы |
Демонстрации Образцы моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов. |
50 |
||||||||||
74 |
Химические свойства глюкозы. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза |
Расшифровка структуры глюкозы и её физические свойства. Получение глюкозы. Химические свойства глюкозы: восстановление и окисление, брожение, ацилирование и алкилирование. Биологическое значение моносахаридов Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза |
Демонстрации 2. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра, отношение к фуксинсернистой кислоте... |
||||||||||
75 |
Дисахариды |
Важнейшие дисахариды, их строение и свойства. Сахароза. Химические свойства сахарозы. Лактоза, мальтоза, целлобиоза |
Демонстрации 3. Гидролиз сахарозы Гидролиз крахмала. 5. Гидролиз целлюлозы.. |
52 |
|||||||||
76 |
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза |
Полисахариды. Крахмал. Химические свойства крахмала. Распространение в природе и применение крахмала. Целлюлоза. Физические свойства целлюлозы. Химические свойства целлюлозы: гидролиз, ацилирование и нитрование целлюлозы, их применение |
4 Взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахмала 5. Ознакомление с образцами волокон на основе целлюлозы и её производных. |
53 |
|||||||||
77 |
Гидролиз углеводов и его роль в природе |
||||||||||||
78 |
Контрольная работа № 7 « Углеводы» |
||||||||||||
Тема 9. Амины (4 ч) |
|||||||||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Изучение классификации, номенКЛатуры, строения и свойств аминов. Выявление взаимосвязи строения и свойств веществ на примере аминов, прогнозирование их реакционной способности. Сопоставление основных свойств аминов. Составление уравнений реакций, с помощью которых можно осуществить цепь превращений веществ. Выявление взаимосвязи строения и свойств веществ, изучение взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ (сравнение свойств бензола, анилина, аммиака и алифатического спирта |
||||||||||||
79 |
Классификация, номенклатура, изомерия и физические свойства аминов |
Классификация, номенклатура, изомерия и физические свойства аминов. Электронное и пространственное строение аминов. Основность аминов. Химические свойства аминов. |
54 |
||||||||||
80 |
Получение аминов |
Получение аминов. |
54 |
||||||||||
81 |
Электронное и пространственное строение аминов. Основность аминов. Анилин |
Анилин. Получение анилина (реакция Зинина |
55 |
||||||||||
82 |
Химические свойства аминов. Синтезы на основе анилина |
). Применение аминов и анилина. Синтезы на основе анилина |
56 |
||||||||||
Тема 10. Аминокислоты. Белки (6 ч) |
|||||||||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Изучение классификации, номенклатуры, строения, свойств, получения и применения аминокислот. Выявление взаимосвязи строения и свойств веществ на примере аминокислот, прогнозирование их реакционной способности. Выявление взаимного влияния атомов в молекулах аминокислот. Составление уравнений реакций, с помощью которых можно осуществить цепь превращений веществ Составление формул оптических изомеров аминокислот. Выявление взаимосвязи строения и свойств веществ; свойств веществ и их применения. Идентификация органических веществ с помощью качественных реакций (на примере кислородсодержащих органических веществ). Изучение строения, свойств и биологического значения белков. Освоение навыков работы в лаборатории в ходе изучения свойств белков |
||||||||||||
83 |
Аминокислоты: изомерия, особенности строения. Номенклатура аминокислот |
. Изомерия, номенклатура и особенности строения аминокислот.. |
Образцы аминокислот. 2. Доказательства наличия функциональных групп в молекулах аминокислот |
57 |
|||||||||
84 |
Свойства аминокислот. Синтез пептидов |
Свойства аминокислот и способы их получения. Биологическое значение α-аминокислот. Пептиды |
Лабораторные опыты 1. Цветные реакции белков. 2. Денатурация белка. 3. Разложение пероксида водорода с помощью неорганического катализатора (оксида марганца (II) и фермента (каталазы). 4. Действие амилазы слюны на крахмал. |
58 |
|||||||||
85 |
Получение аминокислот |
Получение аминокислот |
58 |
||||||||||
86 |
Белки |
Основные аминокислоты, образующие белки. Структура и свойства белков. Превращение белков пищи в организме. Достижения в изучении строения и синтеза белков. |
59 |
||||||||||
87 |
Выполнение упражнений и решение задач по теме « Азотсодержащие органические вещества» |
||||||||||||
88 |
Контрольная работа № 7 « Азотсодержащие органические вещества» |
||||||||||||
Тема 11. Гетероциклические соединения (2 ч) |
|||||||||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Знакомство с гетероциклическими соединениями. Сравнение строения, реакционной способности и свойств пиррола и пиридина. Составление формулы фрагмента ДНК РНК |
||||||||||||
89 |
Азотсодержащие гетероциклические соединения |
Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиррол и пиридин как представители азотсодержащих гетероциклов, их электронное строение, ароматический характер, различие в проявлении основных свойств. |
60 |
||||||||||
90 |
Нуклеиновые кислоты |
Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Нуклеотиды. ДНК и РНК. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организма |
61 |
||||||||||
Тема 12. Теоретические основы курса органической химии (7 ч) |
|||||||||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Изучение теории химического строения и её эволюции. Составление уравнений реакций, с помощью которых можно осуществить цепь превращений веществ. Развитие умений планировать синтез органических вещества. Обобщение знаний об ОВР с участием органических веществ. |
||||||||||||
91 |
Теория химического строения органических веществ |
Теория химического строения органических соединений. |
62 |
||||||||||
92 |
Генетическая связь между классами органических веществ |
Генетическая связь между классами органических веществ. |
63 |
||||||||||
93 |
Выполнение упражнений и решение задач |
Стратегия органического синтеза |
|||||||||||
94 |
Окислительно-восстановительные реакции в органической химии |
Окислительно-восстановительные реакции в органической химии |
64 |
||||||||||
95 |
Высокомолекулярные соединения |
Высокомолекулярные единения. |
65 |
||||||||||
96,97 |
Зачётное занятие по темам 9-12 |
||||||||||||
Практикум (3 ч) |
|||||||||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Развитие умений работать в лаборатории. Развитие экспериментальных навыков исследования веществ и их синтеза. |
||||||||||||
98 |
Практическая работа № 5. Распознавание волокон |
||||||||||||
99-100 |
Практическая работа № 6. Метод тонкослойной хроматографии |
||||||||||||
Резерв-5 часов. |