Рабочая программа по экономике, 10–11 классы, УМК: А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная
Здесь будет файл: /data/edu/files/p1457033380.doc (Рабочая программа по экономике)
Пояснительная записка
Безусловность тесной связи современного, качественного образования, перспективы построения гражданского общества и эффективной экономики в настоящее время общепризнана. Современный молодой гражданин России остро нуждается в знаниях, которые дают общее представление об экономике семьи, фирмы и государства целом (в том числе и в международной сфере). Окончив школу, выпускник должен владеть не только теорией, но и практикой. Поэтому недостаточно просто обучить его азам западных экономических теорий, необходимо подготовить его к жизни в той экономической среде, которая будет окружать его всю жизнь, — то есть к реальным условиям экономики России. Курс «Экономика» для 10-11 классов построен таким образом, что четко отражает российский опыт и составлен на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике.
- Примерной программы для среднего (полного) общего образования по экономике: Экономика, для учащихся 10-11 классов, под редакцией Н.Н. Думной, 2007 г., «Интеллект-Центр».
Преподавание курса рассчитано на 2 года. Изучаемые темы реализуются в четкой взаимосвязи.
Курс имеет понятную и четкую структуру, дополнен справочным материалом (помимо учебника), компактно собранным в особых разделах, состоит из 16 глав и ряда дополнительных частей: проблемные ситуации (15 ситуаций), деловая игра «Рынок труда», список тем для написания эссе и обсуждения.
Таким образом, программа имеет логически выверенную структуру, в ней достаточно детализированы основные проблемы дисциплины. Помимо основного, программа содержит дополнительный материал, что дает возможность использовать его не только на уроках, но и для дополнительных заданий учащимся общего и индивидуального характера.
Программа соответствует содержательной части Государственного стандарта базового уровня среднего (полного) общего образования, и выполняет его требования к образовательному процессу, которые предполагают достижение следующих целей:
- освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
- овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с
- экономической точки зрения, используя различные источники информации;
развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
Требования к предметным результатам освоения курса экономики:
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);
7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
Методическое наполнение, характер подачи материала нацелены на решение следующих задач:
1. Содержится как теория экономики, так и практические аспекты, что расширяет и углубляет знания учащихся.
2. Теоретические положения, излагаемые в учебнике, подкрепляются многочисленными примерами из экономической жизни современной России.
Преподавание курса предполагает реализовать следующие моменты:
• проблемные ситуации (для урока и домашнего задания), помогают развивать экономическое мышление, вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения на спорные и дискуссионные вопросы современной экономической теории и практики;
• для тех, кто хочет более глубоко изучить ту или иную тему, написать эссе или подготовить доклад по заданию преподавателя, приводится список тем, дополнительная литература, интернет-источники;
• при изложении материала опора делается на широкий спектр простых экономических моделей, и учащимся в доступной форме, с помощью многочисленных примеров объясняется, как строятся и применяются основные экономические модели;
• сделан акцент на важнейшие категории и законы, которые особым образом выделены в тексте;
• даны задания для самостоятельного выполнения, включая коллективное обдумывание конфликтных экономических ситуаций (забастовка, монополизация рынка и т.д.).
Современное образование требует преобладания активных форм обучения, при этом наиболее интенсивное усвоение материала происходит при работе над проблемными ситуациями. Кроме того, к активным формам можно отнести решение задач, тестов, написание эссе, использование ресурсов Интернета для сбора материалов, статистики.
Место предмета в базисном учебном плане:
Преподавание предмета «Экономика» осуществляется за счет федерального компонента (базовый уровень) из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов- 10 класс;
34 часа – 11 класс.
Контроль знаний учащихся планируется проводить в виде самостоятельных работ (тестовые задания, вопросы для размышления, эссе, решение задач) после каждой изученной темы.
Полная версия программы в прикреплённом файле.