Рабочая программа по естествознанию (10-11 класс, УМК: Алексашина И.Ю.)
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
Естествознание 10-11 И.Ю. Алексашиной 210 |
Пояснительная записка
Статус программы: Рабочая программа среднего общего образования по учебному предмету «Естествознание» для 10-11 классов является составной частью основной образовательной программы среднего (полного) общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 23» на 2013-2014 учебный год для 10 - 11 классов.
Нормативные документы:
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании»
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (Приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г № 1089.)
Примерные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования МО РФ, 2004 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г. с изм. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 и № 2357);
ОБУП для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 06.05.2009 г. № 01- 269;
«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо МОиН Челябинской области) от 31.07.2009 г. № 103/340;
Областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Челябинской области, утверждённый приказом Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» от 16.06.2011г. № 04 – 997;
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. № 03-02/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году»;
Примерные программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005г. № 03-1263;
Приказ МОиН РФ от 19.12.2012 г. № 1068 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» (зарегистрирован Минюстом Россиии 30.01.2013г., регистрационный № 26755);
Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»/ Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290);
Распоряжение Управления образования администрации г.Троицка Челябинской области от 25.07.2013г. №501-р «О формировании учебных планов муниципальных общеобразовательных учреждений города Троицка на 2013-2014 учебный год»;
Приказ № 33 от 24.05.2012г. «Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, модулей, элективных курсов МАОУ “Гимназия № 23” города Троицка Челябинской области на 2012-2013уч. г.»;
Приказ № 99 от 02.09.2013г «Об утверждении учебных планов, индивидуальных учебных планов и плана внеурочной деятельности МАОУ “Гимназия № 23” города Троицка Челябинской области на 2013-2014 уч. г.»;
Письмо МОиН Челябинской области от 24.07.2013 03-02/5639 « О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждений Челябинской области»;
Приложение №14 к письму МОиН Челябинской области от 24 июля 2013г. №24/5135 «О преподавании учебного предмета « Биология» в ОУ Челябинской области в 2012-2013 уч. году»
Программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) Москва Дрофа, 2010.
Программа по естествознанию для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (И. Ю. Алексашина, К. В. Галактионов, И. С. Дмитриев, А. В. Ляпцев, И. И. Соколова) Москва «Просвещение», 2007.
Изучение учебного предмета «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:
Программа курса разработана на единой методологической основе — изучении объектов естествознания в системе «природа — наука — техника — общество — человек».
Цель курса подразумевает два основных направления:
современные естественнонаучные представления о природе, фундаментальных законах, определяющих процессы в природе, методологии естественных наук, взаимоотношении науки и других компонентов культуры.
практическое применение достижений естественных наук в жизни и разных областях деятельности человека, прежде всего в технологии, медицине.
Задачи учебного предмета «Естествознание»:
Главные задачи – формирование на межпредметной основе общеучебных и общеинтеллектуальных умений и навыков, целостной естественнонаучной картины мира:
сформировать основы естественнонаучной культуры и как можно более наглядно показать, какую роль играют естественные науки в развитии цивилизации,
формировании нашего материального окружения, знании человека о самом себе.
Обоснование выбора учебно-методического комплекса по предмету:
Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного (полного) общего образования по естествознанию, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям МАОУ «Гимназия № 23», построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся, а так же является курсом предметов естественнонаучного цикла.
Практическая значимость учебного предмета:
В соответствии с принятым образовательным стандартом по естествознанию данный курс позволяет: совершенствовать профильное обучение на старшей ступени школы; нормализовать учебную нагрузку учащихся; привести в соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени развития; личностно ориентировать содержание образования; формировать ключевые компетенции – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Общая характеристика содержания учебного предмета «Естествознание».
Естествознание — новый учебный предмет. Его особенность в том, что это интегрированный курс, т. е. объединяющий знания из разных предметных областей. Как правило, школьные учебные предметы моделируют ту или иную область научного познания, например физику, химию, биологию, поэтому они строятся на базе развития системы понятий данной науки. Интегрированный курс строится иначе. Здесь конкретные предметные знания становятся опорой, средством осмысления тех или иных идей — ведущих идей курса. Именно они определяют логику развития содержания учебного предмета «Естествознание».
Содержание курса естествознание соответствует Государственному образовательному стандарту и во многом повторяет логику стандарта, чтобы сформировать основы естественнонаучной культуры и как можно более наглядно показать, какую роль играют естественные науки в развитии цивилизации, формировании нашего материального окружения, знании человека о самом себе.
Методическая концепция курса предусматривает организацию материала в соответствии с разными формами учебной деятельности. В структуре учебников есть четыре типа параграфов: урок лекция, урок практикум, урок семинар, урок конференция. Входящее в комплект для каждого класса методическое пособие содержит стартовую информацию для учителя и методические рекомендации к урокам. Эта книга помогает учителю плодотворно подготовиться к уроку без продолжительного и утомительного поиска обязательного теоретического материала по курсу.
Место учебного предмета «Естествознание» в учебном плане учреждения
Областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области отводит на изучение курса «Естествознание, 10-11» (УМК «Лабиринт») под редакцией И.Ю. Алексашиной два года обучения (210 часов) в соответствии с Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по естествознанию.
В соответствии с концепцией профильного обучения гимназии естественно-научные дисциплины занимают определенное место в ряду предметов общекультурной направленности, обязательных для освоения на базовом уровне в старшей школе.
Основное содержание курса «Естествознание»:
10 класс 1 полугодие
Раздел 1. Современное естественно-научное знание о мире (природа — наука — человек)
Тема 1. Структура естественно-научного знания: многообразие единства (12 ч)
Естествознание как наука. Союз естественных наук в познании природы.
Естествознание в системе культуры.
Научное знание: соотношение науки и культуры; понятие «наука»; система естественных наук и предмет их изучения. Принципы и признаки научного знания.
Экспериментальные методы в естественных науках: наблюдение, измерение, эксперимент.
Понятие об экспериментальных научных методах, система и классификация научных методов. Особенности и отличительные признаки наблюдения и эксперимента, роль измерений и количественных оценок в естествознании. Влияние прибора на результаты эксперимента, проблема чистоты эксперимента. Оценка ошибки измерений.
Теоретические методы исследования: классификация, систематизация, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование.
Понятие о теоретических методах исследования. Примеры классификаций и моделей в естествознании. Специфика изучения объектов и роль моделей в изучении микромира; представление непредставимого; статистические исследования, микро- и макропараметры.
Естественно-научное познание: от гипотезы до теории.
Особенности исторических этапов развития научной методологии: становление логики и математических методов; становление экспериментального метода в XVII в.; современный гипотетико-дедуктивный метод и «цепочка научного познания».
Структура научного знания, его компоненты: научный факт, гипотеза, предложенная на основе обобщения научных фактов; эксперимент по проверке гипотезы, теория, теоретическое предсказание.
Великие эксперименты в естественных науках.
Практические работы
Выполнение исследований, иллюстрирующих процесс научного познания (наблюдение, опыт, гипотеза, теория).
Тема 2. Структуры мира природы: единство многообразия (12 ч)
Уровни организации живого. Молекулярные основы жизни. Клеточная теория. Общие черты и своеобразие клеток животных, растений, грибов и бактерий. Вирусы. Популяции, их структура и динамика. Принципы организации экосистем. Биосфера как глобальная экосистема.
Преобразование и сохранение энергии в природе. Фотосинтез и метаболизм. Единство природы. Симметрия. Симметрия в природе. Связь симметрии мира с законами сохранения. Симметрия в микромире. Следствия нарушения симметрии. Симметрия как свойство природных объектов. Спонтанное нарушение симметрии.
Практические работы
денатурации белка, каталитической активности ферментов.
Тема 3. От структуры к свойствам (13 ч)
Атомы и элементы. Два решения одной проблемы. Рассказ о двух подходах к решению проблемы природы свойств, предложенных в эпоху Античности Эмпедоклом (теория элементов) и Демокритом (атомистика).
Второе рождение атомистики. Новые формы атомной теории, развитые в эпоху научной революции XVII в. Р. Бойлем и И. Ньютоном. Механистическое объяснение происхождения свойств веществ.
Химическая революция XVIII в. Создание кислородной теории горения и дыхания А. Лавуазье в 1770-х гг. Новая трактовка понятия «химический элемент». Исторические эксперименты А. Лавуазье: прокаливание оксидов тяжелых металлов и изучение свойств кислорода и водорода.
Дж. Дальтон. Синтез новой атомистики и нового элементаризма.
История создания Дальтоном химической атомистики. Первая шкала атомных весов. Определение химических формул.
От структуры к свойствам — преобразование информации в живых системах. Генетический код. Матричный синтез белка.
Классификация в науке. Классификация химических элементов. Биологическая систематика и современные представления о биоразнообразии. Культура и методы классификации в науке.
Практические работы
Проведение простейших исследований или наблюдений: определение биологических видов с помощью определителей.
Тема 5. Эволюционная картина мира (14 ч)
Энтропия. Необратимость.
Основные закономерности самоорганизации в природе. Открытые нелинейные системы и особенности их развития. Флуктуации, бифуркации, характер развития, примеры самоорганизующихся систем (ячейки Бенара и др.). Причины и условия самоорганизации.
Самовоспроизведение живых организмов. Бесполое и половое размножение. Самоорганизация в ходе индивидуального развития организмов. Этапы онтогенеза и их регуляция.
Эволюция природы. Начало мира. Большой взрыв. Происхождение химических элементов. Образование галактик, звезд, планетных систем. Эволюция звезд и синтез тяжелых элементов. Эволюция планеты Земля. Проблема происхождения жизни.
Этапы формирования Солнечной системы. Ранняя Земля. Эволюция атмосферы. Гипотезы происхождения жизни.
Принципы эволюции живых организмов. Классический дарвинизм и современные эволюционные концепции. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция человека.
Коэволюция природы и цивилизации.
Практические работы
Наблюдение с помощью мультимедийных приложений эффектов, связанных с нарушением симметрии и бифуркациями в открытых нелинейных системах.
10 класс 2 полугодие
Тема 2. Структуры мира природы: единство многообразия (30 ч)
Пространственно-временные характеристики и средства изучения макромира, мегамира и микромира. Шкалы расстояний и временных интервалов в макромире, мегамире и микромире. Структурные элементы материи.
Эволюция представлений о пространстве и времени.
Формы материи. Вещество и поле, дискретность и непрерывность. Развитие представлений о веществе и поле. Электромагнитные явления.
Волновые и квантовые свойства вещества и поля. Фотоэффект. Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия.
Наиболее общие законы природы. Законы сохранения энергии, импульса, момента импульса. Понятие о частнонаучных (закон сохранения массы и др.) и общенаучных законах. Формулировки законов сохранения. Понятие об энергии (массе), импульсе, моменте импульса. Примеры природных и других процессов и явлений, описываемых на основе законов сохранения.
Практические работы
Проведение простых исследований или наблюдений (в том числе с использованием мультимедийных средств) электромагнитных явлений, волновых свойств света, фотоэффекта
Тема 4. Природа в движении, движение в природе (17 ч)
Движение как перемещение. Способы описания механического движения. Относительность движения. Движение под действием сил тяготения. Причины механического движения. Детерминизм механического движения.
Движение как распространение. Волны. Свойства волн. Звук и его характеристики.
Движение, пространство, время, материя. Влияние движения и материи на свойства пространства и времени.
Движение тепла. Основные законы термодинамики. Необратимость термодинамических процессов.
Статистический характер движения системы с большим числом частиц. Понятие о статистическом описании движения. Объяснение необратимого характера термодинамических процессов. Статистика порядка и хаоса. Природа необратимости движения системы с большим числом частиц.
Движение как качественное изменение. Химические реакции. Скорости химических реакций. Параметры, влияющие на скорость. Катализ.
Движение как изменение. Ядерные реакции.
Движение живых организмов. Молекулярные основы движения в живой природе.
Практические работы
Изучение движения планет Солнечной системы, свойств и характеристик звука, скоростей химических реакций.
11 класс 1 полугодие
Раздел 2. Естественные науки и развитие техники и технологий
(природа — наука — техника — человек)
(61 ч, 3 ч — резервное время)
Тема 6. Развитие техногенной цивилизации (12 ч)
Общая характеристика взаимосвязи развития науки и техники.
Определение техники. Исторические этапы развития технической деятельности человека. Важнейшие технические изобретения с древних времен до становления естественных наук. Феномен техники в культуре. Взаимосвязь техники и естественных наук. Общие черты эволюции природы и эволюции техники. Научно-технический прогресс. Мир современных технологий. Взаимосвязь технологий с экономикой, политикой и культурой. Технологии и современные проблемы развития цивилизации.
Тема 7. Взаимодействие науки и техники (23 ч)
Механистическая картина мира и достижения механики от Ньютона до наших дней. Золотое правило механики и простейшие механизмы. Колебания. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения момента импульса. Небесная механика. Баллистика. Полеты космических аппаратов и космические исследования. Механика жидкостей и газов. От ветряных и водяных мельниц к современным гидроэлектростанциям и ветровым электростанциям. Подъемная сила крыла. От проекта летательного аппарата Леонардо да Винчи до современной авиационной техники.
Первое начало термодинамики и конец изобретения вечных двигателей. Второе начало термодинамики и максимальный КПД тепловых двигателей. Особенности работы парового двигателя. Краткое описание работы двигателя внутреннего сгорания. Паровые турбины в современных теплоэлектростанциях. Принцип работы реактивных двигателей.
Приборы, преобразующие механическое движение в электромагнитное и обратно. Особенности работы электрогенератора и электродвигателя. Преобразование и передача электроэнергии на расстояние. Различные способы производства электроэнергии. Проблемы энергосбережения.
Использование радиоволн. Изобретение радио. Принципы радиосвязи в различных диапазонах волн. Радиовещание и телевидение. Радиолокация. Космическая радиосвязь и современная навигация. От изобретения Попова до мобильной связи и Интернета.
Оптика и связанные с ней технологии.
Практические работы
Исследование работы электрогенератора и электродвигателя. Изучение принципов работы мобильной связи. Изучение работы оптических приборов.
Тема 8. Естествознание в мире современных технологий (26 ч)
Приборы, использующие волновые и корпускулярные свойства света. Оптические спектры и их применение. Лазеры и их применение. Оптические световоды. Фотография — кинематография — голография.
Ядерные реакции на службе человека. Ядерные реакции, протекающие с выделением энергии. Ядерное оружие. Ядерная энергетика. Атомные электростанции. Проблема управляемого термоядерного синтеза как перспектива решения глобальной топливной проблемы. Экологические проблемы ядерной энергетики.
Усиление и преобразование электрических сигналов. Компьютерная арифметика. Исторический обзор развития компьютеров. Применение компьютеров для различных целей.
Высокомолекулярные соединения. Природные и синтетические полимеры. Получение новых материалов с заданными свойствами. Биотехнология и прогресс человечества.
Практические работы
Проведение простых исследований и наблюдений (в том числе с использованием мультимедийных средств): излучения лазера, определения состава веществ с помощью спектрального анализа.
11 класс 2 полугодие
Раздел 3. Естественные науки и человек
(природа — наука — техника — общество — человек)
(39 ч, 2 ч — резервное время)
Тема 9. Естественные науки и проблемы здоровья человека (24 ч)
Человек как уникальная живая система. Что такое здоровье человека и как его поддерживать. Проблема сохранения здоровья человека (алкогольная зависимость, курение, наркомания). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Биохимические аспекты рационального питания.
Витамины. Биологически активные вещества. Общие принципы использования лекарственных средств.
Защитные механизмы организма человека — иммунитет, гомеостаз и их поддержание.
Заболевания человека, вызываемые микроорганизмами, их профилактика и методы лечения. Паразиты; профилактика паразитарных болезней. Вирусы и их воздействие на человека (СПИД, грипп, вирусный гепатит и т. д.). Закономерности наследования признаков. Генетически обусловленные заболевания и возможность их лечения. Профилактика наследственных болезней. Геном человека и генная терапия. Медико-генетическое консультирование и планирование семьи.
Практические работы
Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека: профилактика и лечение бактериальных и вирусных заболеваний, защита от опасного воздействия электромагнитных полей и радиоактивных излучений; выбор диеты и режима питания.
Тема 10. Естественные науки и глобальные проблемы человечества (15 ч)
Глобальные проблемы современности. Экологические проблемы. Человек как компонент биосферы — эволюция взаимоотношений. Проблема сохранения биоразнообразия на Земле. Загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана окружающей среды и экологический менеджмент. Практические вопросы охраны природы.
Глобальные изменения климата и их последствия для человечества. Нарушения глобальных круговоротов веществ и энергии. Экологические катастрофы — реальные и мнимые. Модели экосистемного ответа на воздействие человека. Биосфера и ноосфера.
Тенденции интеграции естественных и гуманитарных наук на пути решения глобальных проблем. Моральная ответственность ученых. Личная ответственность человека за состояние окружающей среды. Развитие естественных наук на благо общества. Перспективы развития естественных наук и практическое приложение научных разработок.
Практические работы
Взаимосвязи компонентов в экосистемах и их реакция на воздействия человека (на моделях). Личные действия по защите окружающей среды.
Реализация национально-регионального компонента:
№ |
Урок |
Кл. |
Тематика НРК |
№ |
Источник материала |
76 |
Заболевания человека, вызываемые микроорганизмами. |
11 кл. |
Статистика вирусных заболеваний. |
|
Познай свой край «Челябинская область». Уральский перекресток №1 2002 г. Растения и животные. Руководство для натуралиста. Москва. 1991 г. Травянистые растения юга Челябинской области. Чешковский С. С, Белоусов Д. Л.. Троицк 2000г |
81 |
Наследственные закономерности. |
11 кл. |
Закономерности наследования. Описание фенотипов местных видов. |
|
|
83 |
Наследственные болезни. |
11 кл |
Статистика наследственных заболеваний человека. |
|
|
82 |
Генетика человека. |
11 кл. |
Генетически модифицированные организмы на Южном Урале. |
|
|
82 |
Самоорганизация в развитии организмов |
11 кл. |
Морфологические критерии вида (на примере Троицкого района) |
|
|
92 |
Нарушения глобальных круговоротов в биосфере. |
11 кл. |
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы. |
|
|
95 |
Экологические катастрофы и экологическая экспертиза. |
11 кл. |
Круговорот веществ и влияние экологической ситуации на круговорот |
|
|
89 |
Экологическая проблема. |
11 кл. |
Экологические проблемы Челябинской области. |
|
|
100 |
Проблемы устойчивого развития. |
11 кл. |
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания Троицкого района. |
|
|
87 |
Принципы эволюции живых систем |
10 кл |
Причины многообразия видов |
|
|
90 |
Развитие жизни на Земле |
10 кл |
Палеонтологические находки на Южном Урале. |
|
Календарно-тематическое планирование для 10 класса
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Содержание федерального компонента образования |
Тип урока |
Требования к уровню подготовки |
Домашнее задание |
|||||||
план |
Факт |
||||||||||||
РАЗДЕЛ 1 СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ О МИРЕ |
|||||||||||||
ТЕМА 1 Структура естественно-научного знания: многообразие единства (18 часов) |
|||||||||||||
1 |
Естествознание как познавательная деятельность |
Наука Научная деятельность |
Лекция |
Рассмотреть критерии научности, развивать понятия «научная деятельность», «гипотеза», «наука» с позиции критериев научного знания. |
§ 1 |
||||||||
2 |
Природа в зеркале науки |
Естествознание Редукционизм Целостный подход Системный подход |
Лекция |
Познакомить учащихся с термином «естествознание», понятиями «редукционизм», системный и целостный подходы; показать возможные аспекты применения этих терминов для описания природы как основного объекта, изучаемого в курсе «Естествознание» |
§ 2 |
||||||||
3 |
Естествознание в системе культуры |
Картина мира |
Семинар |
Рассмотреть соотношение и взаимное влияние науки, искусства и морали как основных компонентов культуры. Предоставить учащимся возможность составить собственное развернутое представление о картине мира. |
§ 3 |
||||||||
4 |
Критерии научного знания |
Признаки и критерии научного знания |
Практикум |
Создать условия для понимания признаков и критериев научного знания. При сравнении науки и псевдонауки подвести учащихся к общему представлению о специфике науки. |
|||||||||
5 |
Экспериментальные методы в естественных науках |
Наблюдение Эксперимент Гипотеза |
Лекция |
Создать условия для понимания значимости наблюдения и эксперимента в познании и развитии науки. Подвести к осознанию логической цепочки: наблюдение – гипотеза – эксперимент – наблюдение. |
§ 5 |
||||||||
6 |
Учимся наблюдать |
Практикум |
Создать условия для понимания значимости наблюдения в научной деятельности и в жизни человека. Познакомить учащихся с ложными гипотезами и условиями проведения эксперимента. |
||||||||||
7 |
Экспериментатор, прибор, результат |
Лекция |
Создать условия для понимания сложности измерений в микромире. Познакомить учащихся с примерами воздействия прибора на измеряемый объект или процесс. |
§ 7 |
|||||||||
8 |
Великие эксперименты в естественных науках |
Конференция |
Познакомить учащихся с тем, как совершаются открытия, подсказанные экспериментом; как трактовать «отрицательный» результат эксперимента, к каким открытиям может привести эксперимент. |
Доклад |
|||||||||
9-10 |
Теоретические методы исследования |
Метод Эмпирические методы Теоретические методы Индукция Дедукция |
Лекция Практикум |
Создать условия для понимания теоретических методов исследования. Рассмотреть основные методы, которые применяют в естественных науках. Показать учащимся, что в реальной исследовательской деятельности эти методы взаимосвязаны. |
§ 9 § 10 |
||||||||
12 |
Моделирование в науке |
Моделирование Материальная модель Теоретическая модель |
Лекция |
Создать условия для понимания моделирования в науке. Показать учащимся, что существуют разные типы моделей; что все естественно-научные законы – это модели, применимые для описания широкого класса явлений и процессов, происходящих в природе. |
§ 11 |
||||||||
13 |
Естествознание и религиозная традиция |
Лекция |
Создать условия для понимания отношения религии к естествознанию, роли христианских традиций в формировании науки в Европе в начале Нового времени. |
§ 12 |
|||||||||
14 |
Традиции и революции в естествознании |
Парадигма |
Лекция |
Сформировать у учащихся представление о традициях в науке. Подвести их к пониманию, что такое научная революция. |
§ 13 |
||||||||
15-16 |
Эксперимент. Теория. Практика |
Конференция |
Опираясь на знания учащихся, подвести их к общему представлению о специфике построения современного научного исследования. |
||||||||||
17 |
Зачетное занятие |
||||||||||||
ТЕМА 2 Структуры мира природы: единство многообразия (30 часов) |
|||||||||||||
18 |
Масштабы Вселенной |
Макромир Микромир Мегамир |
Лекция |
Сформировать у учащихся представление о мега-, макро- и микромире, их характерных масштабах. Познакомить их с используемыми единицами измерения. На основе принципов исследования мега- и микромира подвести учащихся к пониманию существования границ наших возможностей изучения макро- и микромира. |
§ 15 |
||||||||
19 |
Средства изучения микромира и мегамира |
Практикум |
Дать практические навыки работы с оптическими приборами для изучения микро- и макромира. Сформировать понимание физических основ работы оптических приборов. |
§ 16 |
|||||||||
20 |
Дискретность и непрерывность в природе |
Континуальная концепция Корпускулярная концепция Дискретность Поле |
Лекция |
Сформировать у учащихся представление о двух способах описания объектов и систем: дискретном и континуальном (непрерывном); сформировать понимание термина «поле» в широком смысле слова и способы изображения полей. |
§ 17 |
||||||||
21 |
Поле как способ описания взаимодействия |
Гравитационное поле Магнитная сила Электромагнитная сила Электромагнитное поле |
Лекция |
Сформировать у учащихся понимание возможности полевого описания физических явлений как взаимодействия. |
§ 18 |
||||||||
22 |
Фундаментальные поля как составляющие материи |
Фундаментальные поля Концепция дальнодействия Концепция близкодействия |
Лекция |
Сформировать у учащихся понимание реальности физических полей как составляющих материи, являющихся фундаментальными. |
§ 19 |
||||||||
23 |
Взаимодействие поля и вещества. Цвет и спектры |
Спектры Тепловое излучение |
Лекция |
Сформировать у учащихся понимание механизма взаимодействия поля и вещества на примере возникновения цвета, светового излучения и умения объяснять эти явления. |
§ 20 |
||||||||
24 |
Дискретность и непрерывность: эксперимент |
Практикум |
Провести простые экспериментальные исследования волновой природы света и дискретности электрического заряда. |
§ 21 |
|||||||||
25 |
Квантовые (корпускулярные) свойства полей |
Квантовая теория Кванты Фотоэффект Фотон |
Лекция |
Познакомить учащихся с опытами, доказывающими корпускулярный характер поля. |
§ 22 |
||||||||
26 |
Волновые (полевые) свойства частиц |
Лекция |
Сформировать у учащихся представление о волновых свойствах частиц. |
§ 23 |
|||||||||
27 |
Корпускулярно-волновой дуализм |
Корпускулярно-волновой дуализм |
Практикум |
На основе мысленных экспериментов сформировать понимание квантово-волнового дуализма. |
§ 24 |
||||||||
28 |
Фундаментальные взаимодействия в микромире |
Адроны Лептоны Нейтрино |
Лекция |
Сформировать у учащихся представление о сильном и слабом взаимодействиях и понимание роли этих взаимодействий в существовании жизни. |
§ 25 |
||||||||
29 |
Единство многообразия. Микромир Единство многообразия. Мегамир |
Тождественные частицы Элементарные частицы Кварки Астероиды Кометы Метеороиды Вселенная Галактика Солнечный ветер |
Лекция |
Подвести учащихся к пониманию особенностей микромира. Представить учащимся возможность составить собственное представление о строении Вселенной. Подвести школьников к осознанию того, как устроена Вселенная и какая сила «правит мирами». |
§ 26 § 27 |
||||||||
31 |
Солнечная система и планетарная модель атома |
Практикум |
На примере двух систем, описываемых одинаковыми математическими уравнениями, сравнить различные характеристики микромира и мегамира. |
§ 28 |
|||||||||
32 |
Единство многообразия. Биологические системы |
Критерии живого Уровни организации жизни |
Лекция |
Рассмотреть черты отличия живого объекта от неживого; на основе свойств биологических систем подвести учащихся к пониманию причин многообразия биологических видов; познакомить их с уровнями организации жизни. |
§ 29 |
||||||||
33 |
Молекулярная структура живого |
Пептидная связь Пептиды Структура белка ДНК, РНК Репликация |
Лекция |
Расширить знания учащихся о химическом составе внутриклеточной среды, строении и значении в жизни клетки различных органических и неорганических соединений. Сформировать у учащихся знания о структуре и функциях НК (ДНК и РНК). Создать условия для выявления связи между составом, строением молекулы химического соединения и его функциями в клетке. |
§ 30 |
||||||||
34 |
Белки и нуклеиновые кислоты |
Практикум |
Расширить знания учащихся о функциях белков в живой клетке. Создать условия для выявления процессов, происходящих в клетке, используя знания о функциях белков. Определить связь пространственной организации молекулы белка с процессом его денатурации и механизмом действия ферментов. Сформировать у учащихся знания о структуре и функциях нуклеиновых кислот (РНК и ДНК). |
§ 31 |
|||||||||
35 |
Клетка как структурная основа живых организмов |
Клеточная теория Прокариоты Эукариоты Органеллы Митоз |
Лекция |
Познакомить учащихся с основными положениями клеточной теории, с историей развития представлений о строении и функции клетки. Расширить знания учащихся о строении и функциях клеточных структур. Сформировать у учащихся представление о ядре клетки как о функциональном центре, обеспечивающем процессы обмена веществ, размножения и развития. |
§ 32 |
||||||||
36 |
Разнообразие форм жизни |
Нуклеоид Вирусы |
Лекция |
Сформировать у учащихся представление о многообразии жизни на Земле. Создать условия для выявления различий в строении и функциях одноклеточных организмов и клеток в составе тканей. Расширить знания учащихся о строении, функциях прокариот и вирусов. |
§ 33 |
||||||||
37 |
Популяции и процессы их регуляции |
Плотность популяции |
Лекция |
Сформировать у учащихся представление о жизни организмов на Земле в определенных рамках существования. |
§ 34 |
||||||||
38 |
Принципы организации экосистем |
Продуценты Консументы Редуценты Трофические сети |
Лекция |
Определить основные принципы организации биосистем на экосистемном уровне в условиях существования их многообразия. |
§ 35 |
||||||||
39-40 |
Биосфера |
Конференция |
Обобщить знания учащихся о системном и иерархическом устройстве природы, о биосфере как глобальной экосистеме, об условиях ее функционирования и устойчивости. Показать значимость знаний об «устройстве» природы для человека, для гармонизации его отношений с ней. |
§ 36 |
|||||||||
41 |
Наиболее общие законы природы. Законы сохранения |
Замкнутая система Момент импульса |
Лекция |
На основе общих представлений учащихся о законах сохранения подвести их к пониманию того, что этим законам подчиняются все процессы, происходящие как в неживой, так и в живой природе, и они являются фундаментальными законами природы. |
§ 37 |
||||||||
42 |
Энергетика живой клетки |
АТФ Энергетический обмен Пластический обмен Гликолиз Гидролиз Фотосинтез |
Лекция |
Показать взаимосвязь процессов энергетического и пластического обмена, протекающих в живой клетке. Продолжить развитие у учащихся понятия о фотосинтезе. |
§ 38 |
||||||||
43 |
Единство природы. Симметрия |
Трансляционная симметрия Закон сохранения импульса |
Лекция |
Создать условия для формирования у учащихся понятия «симметрия», познакомить учащихся с принципами симметрии, с диапазоном проявления симметрии. Показать роль симметрии в природе. Подвести учащихся к пониманию, что все законы сохранения прямо связаны с определенной симметрией. |
§ 39 |
||||||||
44 |
Симметрия в искусстве и науке |
Практикум |
Расширить знания учащихся о симметрии и ее проявлениях. На конкретных примерах сделать выводы относительно роли симметрии в науке и искусстве. |
§ 40 |
|||||||||
45-46 |
Материальное единство мира |
Астрономическая единица |
Конференция |
Привести и систематизировать факты, свидетельствующие о материальном единстве мира в контексте его эволюции. |
§ 41 |
||||||||
47 |
Зачетное занятие |
||||||||||||
ТЕМА 3 От структуры к свойствам (13 часов) |
|||||||||||||
48 |
Атомы и элементы. Два решения проблемы генезиса свойств веществ |
Естественно-научная картина мира |
Лекция |
Создать условия для понимания атомистического и элементаристского подходов к объяснению явлений природы. Расширить представления учащихся о научных взглядах ученых разных эпох . Выделить общие черты и различия в понимании ими естественно-научной картины мира. |
§ 42 |
||||||||
49 |
Второе рождение атомистики |
Межчастичные силы |
Лекция |
Создать условия для понимания отличия корпускулярной теории Р.Бойля от предшествующих теорий генезиса свойств веществ. Подвести учащихся к пониманию корпускулярного учения И.Ньютона. |
§ 43 |
||||||||
50 |
Химическая революция эпохи Просвещения |
Агрегатные состояния |
Лекция |
Показать учащимся суть химической революции XYIII в. Сформировать у учащихся представление о теплороде. Отметить значение теории Лавуазье для последующего развития науки. Развивать представления о научных знаниях окружающего мира в различные исторические эпохи. |
§ 44 |
||||||||
51 |
«Новая система химической философии» Д.Дальтона |
Лекция |
Показать исторические предпосылки необходимости осмысления структуры химических соединений. Показать особенности воззрений Д.Дальтона. отметить значение теории Дальтона для последующего развития науки. |
§ 45 |
|||||||||
52 |
Генезис свойств веществ и классическая атомно-молекулярная теория |
Семинар |
Сформировать понимание последовательности развития атомно-молекулярного учения. |
§ 46 |
|||||||||
53-54 |
Периодический закон Д.И.Менделеева |
Конференция |
Суть и роль Периодического закона для развития науки |
§ 47 |
|||||||||
55 |
Состав – структура – свойства |
Семинар |
Понять соотношение между составом, строением и свойствами. Создать условия для прогноза свойства веществ: физические, химические, биологические. |
§ 48 |
|||||||||
56 |
Биологическая систематика |
Практикум |
Сформировать знания о методах естественно-научных дисциплин, используемых для изучения организмов, о бинарной номенклатуре, принципах современной биологической систематики. |
§ 49 |
|||||||||
57 |
Современные представления о многообразии живого |
Лекция |
Познакомить учащихся с современными представлениями о классификации живых существ, проблемами установления родственных взаимосвязей между организмами в прошлом и на современном этапе развития науки и общества. |
§ 50 |
|||||||||
58 |
Как реализуется наследственная информация |
Генетический код Транскрипция Трансляция |
Лекция |
Расширить знания учащихся о способах реализации генетической информации в живых организмах. Добиться понимания и усвоения учащимися сущности генетического кода, его свойств; сущности процесса биосинтеза белка в клетке как процесса реализации химического состава ДНК в функции белковых молекул и функции живого организма в целом. |
§ 51 |
||||||||
59 |
Зависимость свойств от структуры и состава – опыт искусства |
Семинар |
Показать роль и значение искусства как способа познания окружающего мира для расширения сферы естественно-научных представлений о взаимосвязи состава, структуры и свойств объектов |
§ 52 |
|||||||||
60 |
Зачетное занятие |
||||||||||||
ТЕМА 4 Природа в движении, движение в природе (17 часов) |
|||||||||||||
61 |
Движение как перемещение |
Система отсчета Материальная точка Механическое движение Динамика Инерциальная система отсчета |
Лекция |
Сформировать у учащихся представление об относительном характере движения. Познакомить их с количественным описанием движения. |
§ 53 |
||||||||
62 |
Видимое движение планет |
Практикум |
Развивать умения учащихся использовать имеющиеся знания в новой ситуации, обобщать информацию. Научить учащихся строить траектории тел в разных системах отсчета. |
§ 54 |
|||||||||
63 |
Причины механического движения. Детерминизм |
Состояние системы |
Лекция |
Сформировать у учащихся представление о факторах, определяющих движение тел с точки зрения механики. Расширить знания о механическом движении. Познакомить учащихся с концепцией лапласовского детерминизма. |
§ 55 |
||||||||
64 |
Движение как распространение. Волны |
Электромагнитное поле Волна Волны упругости |
Лекция |
Создать условия для понимания учащимися особенностей волнового процесса. Познакомить с волнами различной природы. |
§ 56 |
||||||||
65 |
Свойства волн |
Интерференция Принцип суперпозиции волн |
Лекция |
Создать условия для понимания учащимися свойств волн различной природы. Сформировать у учащихся представление о свойствах, являющихся общими для волн и частиц. |
§ 57 |
||||||||
66 |
Звук и его характеристики |
Практикум |
Определить, какими параметрами можно охарактеризовать звук. Учащиеся учатся изображать различные звуки в виде графика волны. Продолжить развивать у учащихся понятия «практическая научная деятельность», «гипотеза», «наука» с позиции критериев научного знания. |
§ 58 |
|||||||||
67 |
Движение, пространство, время, материя |
Четырехмерное пространство - время |
Лекция |
Рассмотреть классические свойства пространства, времени и материи, сравнить их с теорией относительности Эйнштейна, подвести учащихся к пониманию научной картины мира. |
§ 59 |
||||||||
68 |
Движение тепла |
Термодинамика |
Лекция |
Сформировать у учащихся представление о первом и втором началах термодинамики, истории их развития. Подвести их к пониманию научной картины мира. |
§ 60 |
||||||||
69 |
Статистика порядка и хаоса |
Необратимое движение Математическая статистика Вероятность |
Лекция |
Сформировать у учащихся представление об обратимых и необратимых процессах. Познакомить их со статистическими методами описания системы. |
§ 61 |
||||||||
70 |
Движение как качественное изменение. Химические реакции |
Механизм химической реакции Кинетическое уравнение Катализаторы Ингибиторы |
Лекция |
Учащиеся должны осознать, что качественные изменения характерны как для химических процессов, так и для общественных. И те и другие приводят либо к ускорению, либо к замедлению изменений как в природе, так и в обществе. |
§ 62 |
||||||||
71 |
Скорости химических реакций |
Практикум |
Учащиеся должны провести анализ наблюдений за опытами на уроке. Сделать выоды, от чего зависит скорость химических реакций |
§ 63 |
|||||||||
72 |
Движение в живой природе |
Лекция |
На основе полученных данных о движении в живом мире учащиеся должны дать характеристику различным видам движения в органическом мире и объяснить их. |
§ 64 |
|||||||||
73 |
Движение как качественное изменение. Ядерные реакции |
Ядерные реакции Радиоактивность |
Лекция |
На основе строения атомов учащиеся рассматривают возможность превращения одних химических элементов в другие. Таким образом, возможно научное объяснение происхождения всего многообразия химических элементов. |
§ 65 |
||||||||
74-75 |
Формы и виды движения |
Конференция |
Учащиеся учатся анализировать движение в различных системах, изучить особенности и общие свойства различных видов движения. |
§ 66 |
|||||||||
76 |
Тайны движения через призму искусства |
Практикум |
Показать роль и значение искусства как способа познания окружающего мира для расширения сферы естественно-научных представлений о различных видах движения. |
§ 67 |
|||||||||
77 |
Зачетное занятие |
||||||||||||
ТЕМА 5 Эволюционная картина мира (17 час) |
|||||||||||||
78 |
Между порядком и хаосом |
Самоорганизация Синергетика Автоколебания |
Лекция |
Сформировать у учащихся представление о законах движения на уровне микро- и макромира. Создать условия для понимания науки о самоорганизации – синергетики. |
§ 68 |
||||||||
79 |
Самоорганизация. Причины и условия |
Открытые системы Флуктуации бифуркации |
Лекция |
Создать условия для понимания причин и условий самоорганизации. Расширить знания учащихся о ситемах, способных к самоорганизации. |
§ 69 |
||||||||
80 |
Бифуркации и спонтанное нарушение симметрии |
Спонтанность |
Практикум |
Сформировать у учащихся представление о влиянии бифуркации на процесс симметрии. |
§ 70 |
||||||||
81 |
Самовоспроизведение живых организмов |
Зигота Оплодотворение Мейоз Комбинативная форма изменчивости Жизненный цикл |
Лекция |
Систематизировать и обобщить знания учащихся о способах деления клетки, половом и бесполом размножении организмов, зародышевом и постэмбриональном развитии организмов. Продолжить формирование знаний о единстве процессов, характерных для живых организмов. |
§ 71 |
||||||||
82 |
Самоорганизация в развитии организмов РК 5 |
Онтогенез Дифференцировка Клонирование |
Лекция |
Создать условия для формирования знаний об особенностях самоорганизации материи (на примере развития организма). Расширить знания учащихся о процессе индивидуального развития организма (онтогенеза). |
§ 72 |
||||||||
83 |
Рождение Вселенной |
Эффект Доплера Закон Хаббла Большой взрыв |
Лекция |
Познакомить учащихся с гипотезой рождения и эволюции Вселенной. |
§ 73 |
||||||||
84 |
Образование галактик, звезд, планетных систем |
Космогония |
Лекция |
Познакомить учащихся с проблемой происхождения и формирования отдельных небесных тел и их систем. |
§ 74 |
||||||||
85 |
Эволюция звезд и синтез тяжелых элементов |
Практикум |
§ 75 |
||||||||||
86 |
Эволюция планеты Земля |
Лекция |
Познакомить учащихся с эволюцией планеты Земля. Определить основные процессы, которые определили эволюцию Земли как планеты. |
§ 76 |
|||||||||
87 |
Принципы эволюции живых организмов РК 10 |
Креационизм Естественный отбор Адаптация Искусственный отбор Палеонтология Эмбриология Морфология |
Лекция |
Сформировать у учащихся представление об эволюционном учении. Познакомить их с историей формирования и развития эволюционных идей, раскрыть основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. подвести учащихся к пониманию важнейшей идеи современного естествознания – идеи глобального эволюционизма. |
§ 77 |
||||||||
88 |
Современные концепции биологической эволюции |
Синтетическая теория эволюция Мутации Ароморфоз |
Лекция |
Сформировать у учащихся представление о современной концепции биологической эволюции. |
§ 78 |
||||||||
89 |
Эволюция эукариот |
Автогенез Панспермия Биопоэз |
Лекция |
Познакомить учащихся с основными гипотезами возникновения жизни; раскрыть различия в подходах к объяснению возникновения жизни с религиозных и научных позиций; показать, как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления научных знаний. |
§ 79 |
||||||||
90 |
Развитие жизни на Земле РК 12 |
Семинар |
Создать условия для понимания роли идиоадаптаций в возникновении приспособлений к изменениям окружающей среды. Показать учащимся биоразнообразие. Создать представление об эволюции живых организмов с научной точки зрения. |
§ 80 |
|||||||||
91 |
Эволюция человека |
Антропогенез |
Лекция |
Создать условия для понимания единого происхождения человека. Расширить знания учащихся о гипотезах происхождения человека. Создать представление о механизме образования рас. |
§ 81 |
||||||||
92 |
Формирование человека разумного |
Полицентризм Моноцентризм |
Семинар |
Выяснить, как шла эволюция человека разумного и какие факторы сыграли первостепенную роль в этом процессе. |
§ 82 |
||||||||
93-94 |
Коэволюция природы и цивилизации |
Коэволюция
|
Конференция |
Создать у учащихся представление о причинах экологического кризиса. Расширить их знания об учении И.В.Вернадского о биосфере и ноосфере. |
§ 83 |
||||||||
Резервное время 8 часов |
Календарно-тематическое планирование для 11 класса
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Содержание федерального компонента образования |
Тип урока |
Требования к уровню подготовки |
Домашнее задание |
||||||||||||
план |
факт |
|||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 2 ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ (54ч, 5ч – РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ) |
||||||||||||||||||
ТЕМА 6. Развитие техногенной цивилизации (12 часов) |
||||||||||||||||||
1 |
Техника как реальность, созданная человеком. |
Техника Естественная реальность Искусственная реальность |
Лекция |
Установить взаимосвязь между созданной человеком искусственной средой и техникой. Раскрыть особенности техники как вида деятельности человека. Определить факторы, определяющие развитие техники. |
§ 1 |
|||||||||||||
2 |
Техника и техногенная цивилизация. |
Культура Наука Техногенная цивилизация |
Лекция |
Раскрыть сущность техники как компонента культуры. Определить науки, изучающие технику. Раскрыть смысл понятия «техногенная цивилизация» |
§ 2 |
|||||||||||||
3 |
Техника и человеческие потребности. |
Семинар |
Установить, какую пользу приносит техника человечеству. Техника: насущное или избыточное. |
§ 3 |
||||||||||||||
4 |
Зарождение и развитие техники. |
Технологическая эволюция |
Лекция |
Раскрыть историю зарождения и развития техники, особенности развития техники на современном этапе технического прогресса. |
§ 4 |
|||||||||||||
5 |
Естествознание как источник развития техники. |
Научно-техническая революция |
Лекция |
Динамика развития взаимоотношений естествознания и техники. Успехи естествознания и техники, ознаменовавшие эру научно-технической эволюции. |
§ 5 |
|||||||||||||
6 |
Эволюция технической мысли. Человек и техника в мировой литературе. |
Конференция Семинар |
Зарождение и развитие техники (космической, военной, бытовой) Взаимоотношения человека и техники в литературе. Феномен техники в культуре. |
§ 6 § 7 |
||||||||||||||
7 8 |
Техника – источник тревог человечества. Научно-техническое творчество: проблема профессиональной ответственности. |
Технофобия |
Конференция |
Раскрыть суть понятия «технофобия». Страх человека перед техникой на разных этапах его исторического развития. Современные проявления проблемы взаимоотношений человека и техники. Рассмотреть проблему ответственности ученого за сделанные им открытия или изобретения |
§ 8 |
|||||||||||||
§ 9 |
||||||||||||||||||
ТЕМА 7. Взмодействие науки и техники (23 часа) |
||||||||||||||||||
9 |
От законов механики к механическим устройствам. |
Золотое правило механики Рычаг Редуктор Устойчивое равновесие |
Лекция |
Механистическая картина мира и достижения механики от Ньютона до наших дней. Золотое правило механики и простейшие механизмы. Роль силы трения в механических устройствах. |
§ 10 |
|||||||||||||
10 11 |
Творчество изобретателя. |
Конференция |
Особенности творчества изобретателя. |
§ 11 |
||||||||||||||
12 |
Гидродинамика и аэродинамика. |
Сила Архимеда Подъемная сила Эффект Магнуса |
Лекция |
Законы физики, объясняющие способность механизмов плавать, летать. Силы, возникающие при обтекании тел потоком жидкости или газа. |
§ 12 |
|||||||||||||
13 |
Законы сохранения. Реактивное движение. |
Химический реактивный двигатель |
Лекция |
Раскрыть суть и особенности реактивного движения, области использования реактивных двигателей. Законы, лежащие в основе реактивного движения. |
§ 13 |
|||||||||||||
14 |
Космические исследования. |
Плазменный реактивный Двигатель |
Семинар |
Смысл, основные этапы и перспективы космических исследований. |
§ 14 |
|||||||||||||
15 |
Принципы работы тепловых двигателей. |
Термодинамический цикл Изохорный процесс Изобарный процесс |
Лекция |
Первое начало термодинамики и конец изобретения вечных двигателей. |
§ 15 |
|||||||||||||
16 |
Законы термодинамики и КПД тепловых двигателей. |
КПД теплового двигателя |
Лекция |
Второе начало термодинамики и максимальное КПД тепловых двигателей. |
§ 16 |
|||||||||||||
17 |
Исследование КПД различных циклов. |
Практикум |
Изучение КПД различных циклов |
§ 17 |
||||||||||||||
18 |
Принципы устройства тепловых двигателей |
Рабочий ход Холостой ход Дизельный двигатель |
Лекция |
Основные узлы тепловых двигателей и их функции. Критерии оценки тепловых двигателей |
§ 18 |
|||||||||||||
19 |
Теплоэнергетика сегодня. |
Семинар |
Современные проблемы человечества, связанные с производством и сбережением тепла. |
§ 19 |
||||||||||||||
20 |
Принципы работы электрогенераторов и электродвигателей. |
Сила Лоренца |
Лекция |
Приборы, преобразующие механическое движение в электромагнитное и обратно. Особенности работы электрогенератора и электродвигателя. |
§ 20 |
|||||||||||||
21 |
Исследование работы электрогенератора и электродвигателя. |
Практикум |
Зависимость работы коллекторного двигателя от величины нагрузки. Зависимость напряжения от параметров генератора. |
§ 21 |
||||||||||||||
22 |
Источники питания в современной технике. |
Внутреннее сопротивление источника питания |
Лекция |
Принцип работы химических источников тока. Параметры источников питания. Использование химических источников питания. |
§ 22 |
|||||||||||||
23 |
Преобразование и передача электроэнергии. |
Лекция |
Способы передачи энергии на расстояние. Потери при передаче энергии. |
§ 23 |
||||||||||||||
24 |
Электроэнергетика и экология. |
Конференция |
Основные узлы и принципы работы современных ТЭЦ, ГЭС. Влияние строительства ТЭЦ и ГЭС на экологическую обстановку. |
§ 24 |
||||||||||||||
25 |
Радиоволны и особенности их распространения. |
Радиопередатчик Радиоприемник Станция ретрансляции |
Лекция |
Генерация и регистрация радиоволн. Особенности распространения радиоволн вблизи поверхности Земли. Диапазоны радиоволн. |
§ 25 |
|||||||||||||
26 |
Использование радиоволн. |
Радиосвязь Радиолокация Модуляция волны |
Лекция |
Использование радиоволн. Радиовещание и телевидение. Радиолокация. |
§ 26 |
|||||||||||||
27 |
Принципы работы мобильной телефонной связи. |
Практикум |
Принципы работы мобильной связи. Элементы мобильного аппарата и их назначение. Перспективы развития мобильной телефонной связи. |
§ 27 |
||||||||||||||
28 |
Геометрическая оптика и оптические приборы. |
Геометрическая оптика Аккомодация |
Лекция |
Световые явления с точки зрения геометрической оптики. Приборы, дающие визуальное увеличение. |
§ 28 |
|||||||||||||
29 |
Принцип действия очков. |
Практикум |
Различие работы нормального, близорукого и дальнозоркого глаза. Роль линз в исправлении дефектов зрения. |
§ 29 |
||||||||||||||
30 |
Зачетное занятие |
|||||||||||||||||
ТЕМА 8 Естествознание в мире современных технологий (26 часов) |
||||||||||||||||||
31 |
Приборы, использующие волновые свойства света. |
Дифракционная решетка поляризатор оптическое волокно |
Лекция |
Принципы действия приборов, использующих волновые свойства света. |
§ 30 |
|||||||||||||
32 |
Проявление волновых свойств света. |
Практикум |
§ 31 |
|||||||||||||||
33 |
Стереоизображение и голография. |
Стереоэффект голография голограмма |
Лекция |
Основы восприятия объемного изображения для понимания искусственного воссоздания стереоэффекта и применения голографии в практической жизни. |
§ 32 |
|||||||||||||
34 |
Искусственный цвет. |
Лекция |
Цветовые особенностями зрения, раскрыть причину этих особенностей на основе трехцветной теории зрения и подвести учащихся к осознанию современных способов создания искусственного цвета. |
§ 33 |
||||||||||||||
35 |
Приборы, использующие корпускулярные свойства света. |
Вакуумный фотоэлемент внутренний фотоэффект фотосопротивление лазер |
Лекция |
Понимание принципов действия и применения приборов, использующих корпускулярные свойства света. |
§ 34 |
|||||||||||||
36 |
Принцип работы лазера. |
Практикум |
§ 35 |
|||||||||||||||
37 |
Свойства лазерного излучения и использование лазеров. |
Лекция |
Возможности и области использования лазера. |
§ 36 |
||||||||||||||
38 |
Вред и польза от ядерных технологий. |
Меченые атомы радиоактивный анализ критическая масса |
Лекция |
Возможности использования ядерных реакций в качестве основного источника энергии. |
§ 37 |
|||||||||||||
39 40 |
Ядерное оружие и проблемы нераспространения. |
Конференция |
§ 38 |
|||||||||||||||
41 |
Принцип действия атомных реакторов. |
Реакторы на медленных и быстрых нейронах активная зона реактора |
Лекция |
Принципы действия и использования атомных реакторов различных типов. |
§ 39 |
|||||||||||||
42 |
Атомная энергетика и проблемы экологии. |
Семинар |
§ 40 |
|||||||||||||||
43 |
Проблема управляемого термоядерного синтеза и энергетика будущего. |
Неуправляемая и управляемая термоядерная реакция термоядерное горючее |
Лекция |
Проблемы управляемости термоядерного синтеза и использование энергии термоядерных реакций. |
§ 41 |
|||||||||||||
44 |
Информация и электрические сигналы. |
Аналоговый сигнал цифровой сигнал датчики усилители |
Лекция |
Аналоговые и цифровые сигналы |
§ 42 |
|||||||||||||
45 |
Приборы, преобразующие электрические сигналы. |
Электроника интегральная микросхема |
Лекция |
Преобразование информации в электрические сигналы |
§ 43 |
|||||||||||||
46 |
Базовые элементы компьютера. |
Микросхема-память микросхема-процессор логический элемент |
Лекция |
Функциональные элементы, входящие в состав компьютера. |
§ 44 |
|||||||||||||
47-48 |
История развития и перспективы информационных технологий. |
Конференция |
Возникновение и развитие счетных устройств. Современные возможности информационных технологий и перспективы их развития. |
§ 45 |
||||||||||||||
49 |
Человек — компьютер: обмен информацией. |
Электродинамические микрофоны, громкоговорители и телефоны люминофор жидкокристаллическая ячейка |
Лекция |
Приборы и способы преобразования воспринимаемой человеком информации в электрические сигналы. |
§ 46 |
|||||||||||||
50 |
Долговременное хранение информации. |
Лекция |
§ 46 |
|||||||||||||||
51 |
В мире удивительных веществ и материалов. |
Односторонняя проводимость ферромагнетики ферриты сверхпроводники жидкие кристаллы |
Лекция |
Необычные свойства искусственно созданных веществ. |
§ 47 |
|||||||||||||
52 |
От полимеров природных к полимерам синтетическим. |
Полимеры мономеры |
Лекция |
Сопоставление природных и искусственных полимеров. |
§ 48 |
|||||||||||||
53 |
Синтетические полимеры — основа пластмасс. |
Практикум |
Многообразие пластмасс, сферы их применения, их свойства. |
§ 49 |
||||||||||||||
54 |
Биотехнология и прогресс человечества. |
Биотехнология гетерозис генная инженерия клонирование |
Лекция |
Основные понятия биотехнологии |
§ 50 |
|||||||||||||
55 |
Клонирование: «за» или «против»? |
Семинар |
Перспективы технологии клонирования. Оценка риска для общества и природы, связанного с клонированием. |
§ 51 |
||||||||||||||
56 |
Зачетное занятие |
|
|
|||||||||||||||
ТЕМА 9 Естественные науки и проблемы здоровья человека (25 ч) |
Естественные науки и проблемы здоровья человека (24 ч) |
|||||||||||||||||
57 |
Человек как уникальная живая система. |
Биологическое духовное социальное |
Лекция |
Организм как биологическая система. Специфические особенности человека. Уникальность феномена «Человек». |
§ 52 |
|||||||||||||
58 |
Факторы здоровья человека. |
Семинар |
Проблемы здоровья человека |
§ 53 |
||||||||||||||
59 |
Адаптация организма человека к факторам среды. |
Адаптация гомеостаз резервы здоровья |
Лекция |
Биологическое значение гомеостаза. Биологичекский механизм поддержания гомеостаза. Способность человека к адаптации. |
§ 54 |
|||||||||||||
60 |
Повышенная мышечная деятельность и адаптация организма к ней.. |
Реосинтез АТФ Актомиозин |
Лекция |
Механизм мышечной деятельностию энергетическое обеспечение работающих мышц. |
§ 55 |
|||||||||||||
61 |
Биохимические основы спортивной тренировки. |
Суперкомпенсация специфичность адаптации тренированность |
Лекция |
Биохимич спорта. Адаптация спортсмена к интенсивной мышечной деятельности |
§ 56 |
|||||||||||||
62-63 |
Проблемы сохранения здоровья человека (алкоголь, курение, наркомания). |
Конференция |
Факторы риска |
§ 57 |
||||||||||||||
64 |
Биохимические основы рационального питания. |
Адаптация к питанию энерготраты |
Лекция |
Биологические функции питания. Энергетическая функция питания. Биохимические критерии рационального питания. |
§ 58 |
|||||||||||||
65 |
Биохимическое обоснование рационов. |
Практикум |
Составление биохимически обоснованного рациона |
§ 59 |
||||||||||||||
66 |
Витамины как биологически активные вещества. |
Витамины антивитамины |
Лекция |
Биологическая активность витаминов. Результаты химического синтеза витаминных препаратов. |
§ 60 |
|||||||||||||
67 |
Витамины: общая характеристика. |
Авитаминоз гипервитаминоз |
Лекция |
Классификация и названия витаминов. Факторы, влияющие на потребность организма в витаминах. |
§ 61 |
|||||||||||||
68 |
Принципы использования лекарственных веществ. |
Лекарства биологически активные вещества обмен веществ |
Лекция |
Лекарства. Целебное действие лекарственных растений. Актуальность знания принципов использования лекарственных средств. |
§ 62 |
|||||||||||||
69 |
Биологически активные вещества — проблемы использования. |
Семинар |
Биологически активные вещества в нашей жизни. Лекарства как биологически активные вещества. Витамины как биологически активные вещества. Культура потребления лекарственных препаратов для сохранения здоровья и в лечебных целях. |
§ 63 |
||||||||||||||
70 |
Защитные механизмы организма человека — иммунитет, гомеостаз и его поддержание. |
Врожденный и приобретенный иммунитет антигены антитела иммунный ответ лечебная сыворотка вакцина аллергия |
Лекция |
Иммунитет. Специфика реакций врожденного и приобретенного иммунитета. Механизм невосприимчивости к повторным инфекциям. Аллергические реакции. |
§ 64 |
|||||||||||||
71 |
Заболевания человека, вызываемые микроорганизмами. РК 1 |
Микроорганизмы микоплазмы атогенность бактериофаги инфекционность |
Лекция |
Специфические особенности заболеваний человека, вызываемых микроорганизмами. Рациональное лечение инфекционных болезней. |
§ 65 |
|||||||||||||
72 |
Паразиты и паразитарные болезни, их профилактика. |
Симбиоз комменсализм мутуализм |
Лекция |
Формы сожительства разноименных организмов в природе. Механизм заражения паразитами. Опасность клещей и кровососущих насекомых. |
§ 66 |
|||||||||||||
73 |
Вирусы и их воздействие на человека. |
Метаболизм реплицирование капсид |
Лекция |
Формы проявления вирусной инфекции. Актуальность проблемы взаимодействия человека и вирусов. |
§ 67 |
|||||||||||||
74-75 |
Профилактика и методы лечения болезней, вызванных вирусами. |
Конференция |
Профилактика и лечение гриппа, герпеса, СПИДА |
§ 68 |
||||||||||||||
76 |
Наследственные закономерности. РК 2 |
Гибриды доминантные и рецессивные признаки ген генотип фенотип |
Лекция |
Закономерности наследования признаков. Сцепленное наследование. Основные постулаты хромосомной теории наследственности. |
§ 69 |
|||||||||||||
77 |
Генетика человека. РК 4 |
Кариотип человека геном человека генная терапия |
Лекция |
Предмет изучения генетики человека. Кариотип. Наследование признаков, сцепленных с полом. Основные методы генетики. Программа «Геном человека» и ее итоги. |
§ 70 |
|||||||||||||
78 |
Наследственные болезни. РК 3 |
Семинар |
Генные болезни и специфика их наследования. Хромосомные болезни и причины их возникновения. Лечение наследственных болезней. |
§ 71 |
||||||||||||||
79-80 |
Медико-генетическое консультирование и планирование семьи. |
Конференция |
Медико-генетическое консультирование – один из основных видов профилактики наследственных болезней. Основные этапы медико-генетического консультирования. Планирование семьи – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение зачатия больного ребенка. |
§ 72 |
||||||||||||||
81 |
Зачетное занятие |
|||||||||||||||||
ТЕМА 10 Естественные науки и глобальные проблемы человечества (15 ч) |
||||||||||||||||||
82 |
Глобальные проблемы современности. |
Глобальные проблемы |
Лекция |
Особенности глобальных проблем современного мира. Условия для решения глобальных проблем современности. |
§ 73 |
|||||||||||||
83 |
Человек как компонент биосферы. |
Биосферная функция социальные факторы эволюции |
Лекция |
Влияние биологического вида Homo sapiens на природное равновесие в экосистемах. Факторы деятельности человека, приведшие к глобальным нарушениям природных процессов в биосфере. |
§ 74 |
|||||||||||||
84 |
Экологическая проблема. |
Экология экосистема экологическая проблема |
Лекция |
Суть экологической проблемы. Антропогенное воздействие на природу. Меры предотвращения экологической катастрофы. |
§ 75 |
|||||||||||||
85-86 |
Загрязнение окружающей среды и его последствия. |
Конференция |
Использование ископаемого топлива и проблема загрязнения окружающей среды. Проблема использования минерального сырья. Контроль за состоянием окружающей среды. |
§ 76 |
||||||||||||||
87 |
Нарушения глобальных круговоротов в биосфере. РК 6 |
Организованность биосферы биохимические процессы |
Лекция |
Биологический смысл круговоротов веществ в природе. Особенности природных круговоротов веществ. Антропогенное воздействие на глобальные круговороты в биосфере. |
§ 77 |
|||||||||||||
88 |
Проблемы научно обоснованного природопользования. |
Семинар |
Способы согласования деятельности человека на Земле с законами природы. |
§ 78 |
||||||||||||||
89 |
Глобальные изменения климата и их последствия для человечества. |
Климат парниковый эффект |
Лекция |
Изменение климата в истории Земли. Современные тенденции изменения климата. Парниковый эффект и его влияние на климат. |
§ 79 |
|||||||||||||
90 |
Экологические катастрофы и экологическая экспертиза. РК 7 |
Экосистема биосфера экологическая катастрофа трофические цепи |
Лекция |
Причины экологических катастроф. Необходимость научного анализа причин природных катастроф. Решение проблемы озоновых дыр. Экологическая экспертиза. |
§ 80 |
|||||||||||||
91 |
Как выясняют причины экологических катастроф. |
Семинар |
Процедура экспертной оценки экологических явлений. |
§ 81 |
||||||||||||||
92 |
Тенденции интеграции научного знания на пути решения глобальных проблем. |
Интеграция научного знания |
Лекция |
Тенденции развития научного знания. Особенности интеграции научного знания на пути решения глобальных проблем. |
§ 82 |
|||||||||||||
93 |
Ответственность человека за состояние биосферы. |
Этика нравственность ответственность |
Лекция |
Моральная ответственность ученых перед современным обществом. |
§ 83 |
|||||||||||||
94 |
Биосфера и ноосфера. |
Ноосфера нравственный императив |
Лекция |
Ноосфера. Концепция ноосферы и ориентиры развития человечества. |
§ 84 |
|||||||||||||
95-96 |
Проблемы устойчивого развития. РК 9 |
Устойчивое развитие коэволюция |
Конференция |
Биосфера как закономерный результат эволюции нашей планеты. Биосфера как открытая саморегулирующаяся система. Биосфера как глобальная экосистема. Биосфера и место человека в ней. Биосфера в эпоху глобальных перемен. Биосфера – переход в ноосферу. Проблемы устойчивого развития общества и биосферы. |
§ 85 |
|||||||||||||
Резервное время 6 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов:
В результате изучения естествознания учащиеся должны
Знать/понимать
особенности физической, химической и биологической форм существования материи;
роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
фундаментальные понятия в области естественных наук;
сущность процессов, происходящих в неживой и живой природе;
основные теории, определяющие развитие естественных наук в настоящее время.
Уметь
пользоваться знанием общенаучных закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации в области естественных наук;
работать с учебной и научно – популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.
Учебно-методический комплекс:
В учебно-методический комплект «Лабиринт» для 10— 11 классов входят:
Естествознание, 10. Учебник М.: «Просвещение» 2007.- 270с.
Естествознание, 10. Методика преподавания. Книга для учителя М.: «Просвещение», 2007
Естествознание, 11, ч. 1. Учебник М.: «Просвещение» 2008.- 175с.
Естествознание, 11, ч. 2. Учебник М.: «Просвещение» 2008.- 141с.
Естествознание, 11. Методика преподавания. Книга для учителя М.: «Просвещение», 2009
Электронные издания:
Физика. Учебное электронное издание. 7-11 классы практикум. Физикон. 2004
Физика. Библиотека наглядных пособий. 7 – 11 классы. Дрофа. 2004
Экология. Учебное пособие 10 – 11 классы. Дрофа. 2004
Биология 1С: Репетитор ЗАО – 1С 1998-2002.
Материально-техническое и информационное обеспечение
оборудование компьютер проектор экран демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление: компьютер, включающий в себя устройство для воспроизведения CD и DVD, мультипроектор, экспозиционный экран. |
Электронные образовательные ресурсы |
научные новости биологии – www.nature.ru
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ МУЗЕИ РОССИИ
Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва http://www.museum.ru/museum/timiryazev/
Государственный Дарвиновский музей, Москва
http://darwin.museum.ru/
Палеонтологический музей, Москва
http://www.paleo.ru/index.html
Музей истории Земли им. В.И. Вернадского, Москва
http://www.sgm.ru/rus/science/index.html
ИНОСТРАННЫЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ МУЗЕИ
Американский музей естественной истории, Нью-Йорк
http://www.amnh.org/
Британский музей естественной истории, Лондон
http://www.nhm.ac.uk/
Венгерский музей естественной истории, Будапешт
http://www.nhmus.hu/museum/exbusz.html
Королевский музей Онтарио, Торонто
http://www.rom.on.ca/
Музей Александра Кёнига, Бонн
http://www.museumkoenig.uni-bonn.de/
Музей Бурка естественной истории и культуры, Сиэтл
http://www.washington.edu/burkemuseum/
Музей Филда, Чикаго
http://www.fmnh.org/
Национальный музей естественной истории, Вашингтон
http://www.mnh.si.edu/
Парижский музей естественной истории
http://www.mnhn.fr/